Зона рекреации

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

См. все связанные документы >>>

1. Земельный кодекс относит к землям рекреационного назначения предназначенные и используемые для таких целей земли. Рекреационная «предназначенность» означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Другим важным аспектом содержания понятия рекреационного назначения земель является организованный характер осуществляемого на них отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Однако если подобную организованность понимать буквально, то пришлось бы исключить из состава земель рекреационного назначения территории, которые используются населением самостоятельно (неорганизованно). Между тем такие территории часто являются резервом для развития индустрии отдыха и туризма и по этой причине их свойства должны сохраняться в том числе посредством норм о правовом режиме земель рекреационного назначения. В то же время нельзя обойти тот очевидный факт, что неорганизованное рекреационное природопользование осуществляется на любых землях — как отнесенных к данной категории, так и землях лесного, водного фонда и любых других, где это не запрещено и не ограничено законом или собственником. Таким образом, к землям рекреационного назначения как формально определенной подкатегории земель относятся земельные участки под объектами недвижимости рекреационного назначения, перечисленными в п. 2 настоящей статьи.

Расположение на земельном участке капитального объекта недвижимости рекреационного характера не единственный критерий отнесения земель к категории рекреационных. К рекреационным землям настоящей статьей Кодекса относятся учебно-туристические тропы и трассы, лесопарки, пригородные зеленые зоны — земли, которые сами непосредственно обладают рекреационными свойствами и выполняют рекреационные функции. Вместе с тем такие земли с большой вероятностью могут одновременно входить в другие категории и подкатегории земель. Лесопарки, пригородные зеленые зоны могут входить в лесной фонд. Тропы и трассы часто проходят в заповедниках, национальных и природных парках и, следовательно, относятся к землям особо охраняемых природных территорий. А если принять во внимание то, что учреждения и организации отдыха, спорта, туризма часто базируются в лечебно-оздоровительных местностях и курортах, то получается, что даже занятые объектами недвижимости рекреационные земли тоже могут относиться к другой категории. Таким образом, «чистота» деления земель на категории применительно к землям рекреационного назначения объективно невозможна при той конструкции, которая была положена в основу выделения данной подкатегории земель. Впрочем, это не имеет видимых отрицательных последствий, поскольку всегда действует требование целевого использования земель рекреационного назначения, а кроме того, и требования охраны иных видов земель, которые в большинстве ситуаций более многочисленны и строги, что в конечном счете способствует сохранению земель рекреационного назначения.

Рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК РФ). Эти земли используются в соответствии с градостроительными регламентами и с соблюдением их целевого назначения. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города об утверждении акта выбора и проекта границ земельных участков, предварительного согласования места размещения жилого комплекса со встроенно-пристроенными коммерческими помещениями на территории лесопарка, расположенного на землях общего пользования. Удовлетворяя требование прокурора, суд сослался, в частности, одновременно на п. 9 ст. 85 и ст. 98 Земельного кодекса РФ <1>.

<1> Постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2006 г. N Ф09-4626/06-С6.

К землям земель рекреационного назначения могут быть отнесены территории особых экономических зон. Земельно-правовой режим туристско-рекреационных особых экономических зон устанавливается нормами земельного законодательства и специального законодательства о таких зонах. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Земельные участки, на которых располагаются особые экономические зоны, определяются соглашением о создании таких зон и предоставляются во временное владение и пользование на основании договора аренды. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. В таких ситуациях правовой режим земельного участка, включенного в особую экономическую зону, сохраняет элементы правового режима своей категории земель и может включать дополнительные условия, согласованные в договоре аренды, которые не должны противоречить целевому назначению и разрешенному использованию такого земельного участка.

К настоящему времени особые экономические зоны туристско-рекреационного типа созданы на территории городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа), Зеленоградского района Калининградской области, Иркутской области, Алтайского края и в ряде других регионов. На этих территориях осуществляются любые виды деятельности, за исключением запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, составляет 2% их кадастровой стоимости в год.

Земли рекреационного назначения не ограничены в обороте. Например, в собственность общества с ограниченной ответственностью предоставлен земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, из земель особо охраняемых территорий и объектов под оздоровительный лагерь <1>.

<1> Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30 июня 2006 г. N 2823-р.

2. Как отмечалось, принадлежность к данной категории земель предопределяется целевым назначением объектов недвижимости — их направленностью на удовлетворение рекреационных, оздоровительных, спортивных, туристических, познавательных и иных аналогичных нужд. Законодатель стремился дать максимально полный перечень рекреационных объектов, но все же оставил его открытым, исходя из того что возникают новые виды таких объектов (например, не спортивные клубы и др.). Рекреационное назначение является оценочным понятием и в случае возникновения спорных ситуаций должно подвергаться толкованию исходя из целей и содержания деятельности конкретного объекта.

Зависимость назначения земель от назначения объектов недвижимости имеет и обратную сторону: в случае перепрофилирования или прекращения деятельности объекта будет изменяться категорийная принадлежность земельного участка.

В целях предотвращения деградации и обеспечения рационального использования земель рекреационного назначения могут быть приняты нормативы рекреационной нагрузки. В настоящее время нормирование рекреационного воздействия на окружающую среду находится в зачаточном состоянии.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. Положение Кодекса не содержит указания на то, какой именно сервитут устанавливается в данном случае. Подобные цели не названы в числе оснований установления публичного сервитута (п. 3 ст. 23 ЗК РФ), однако, учитывая неопределенно широкий круг лиц, в интересах которых используются туристические тропы и трассы, и цели такого использования, следует исходить из публичного характера сервитута. Плата за ограничения, связанные с установлением сервитута, которую должен получать правообладатель земельного участка от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, в случае существенных затруднений в использовании земельного участка, должна компенсироваться за счет отчислений от платы туристов за пользование объектами туристского показа.

Свою сферу действия в регулировании рекреационного землепользования имеет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 86 ЗК РФ).

Правовой режим пригородных зеленых зон является, пожалуй, одним из наиболее сложных.

Во-первых, с точки зрения поиска и применения относящихся к нему норм. К пригородным зонам могут относиться различные категории земель. Согласно ст. 86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Как видно, зеленые зоны здесь являются лишь одной из возможных зон, и Кодекс предоставляет особый статус земель рекреационного назначения только им. При этом не исключается нахождение зеленых пригородных зон в составе иных категорий земель. В одних случаях статус зеленой зоны будет иметь характер обременения, например при расположении их на землях сельскохозяйственного или специального назначения. В случае произрастания на территории зеленых зон лесов, состоящих в качестве таковых на кадастровом учете, вступают в действие также нормы ЛК РФ. Леса зеленых зон относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (ст. 102 Лесного кодекса РФ). Лесной кодекс запрещает в зеленых зонах, лесопарках: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработку месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. В такой ситуации правовая защита зеленых зон несколько усиливается лесным законодательством. Если леса зеленых зон расположены за пределами земель лесного фонда, то пригородные зеленые зоны, на которых эти леса произрастают, будут относиться также к землям природоохранного назначения (п. 1 ст. 97).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает зеленые зоны и в составе территорий населенных пунктов как часть зеленого фонда поселений, и за их пределами в числе различных защитных и охранных зон (п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 61), не регулируя их правовой режим.

Во-вторых, и это гораздо в большей степени осложняет правовую защиту зеленых зон, повсеместно существует неопределенность статуса зеленых зон, связанная с отсутствием необходимых актов об их выделении, что необходимо по закону (см. п. 5 ст. 86 Кодекса), либо с их недостаточностью или противоречивостью. Из судебной практики хорошо видно, насколько значимое место в доводах сторон занимает доказательство наличия либо отсутствия зеленой зоны. Приведем характерный пример. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа областного комитета по лицензированию и природопользованию о предоставлении общественной организации территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, поскольку предоставлена была территория зеленой зоны города Пскова. Прокурор в обоснование своей позиции сослался, в частности, на то, что в зеленой зоне осуществляется определенная деятельность, например туристская, которой может мешать осуществление на этой же территории охоты. Суд при рассмотрении доводов ответчика об отсутствии установленной вокруг города зеленой зоны обратился к обширному перечню действующих и архивных документов (начиная с 1944 г.) и в конечном счете убедился в том, что зеленая зона вокруг города существует и занимает радиус 25 км <1>.

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. N А52-3948/2006.

В последнее время земельное законодательство совершило ряд уступок потребностям в развитии: прямо допустило использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов (Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ). Кроме того, зеленые зоны были исключены из запрета на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, под запретом остался только перевод лесопарков. Утратил силу Закон Московской области от 29 июля 2003 г. N 100/2003-ОЗ «О пригородных зеленых зонах городов Московской области».

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 727 «О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области» правительству Москвы и администрации Московской области было поручено разработать положение о пригородных зеленых зонах и проект планировки этих зон и обеспечить утверждение их в установленном порядке. Во исполнение Постановления Правительства РФ правительство Москвы и правительство Московской области Постановлением от 18 мая 1999 г. N 439-40 одобрили проект Положения о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области. Однако правовое регулирование режима особой охраны пригородной зеленой зоны мегаполиса и прилегающих городов области остается довольно противоречивым <1>.

<1> См.: Кузнецова О.Н. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон // Правовые вопросы строительства. 2006. N 1.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Запрет нецелевого использования земель рекреационного назначения имеет общий характер, и потому соизмерение действительных целей использования земель с их рекреационным назначением осуществляется оценочно применительно к конкретным ситуациям. Приведем пример деятельности, не соответствующей целевому назначению рекреационных земель. По иску областной прокуратуры к администрации города Брянска суд признал недействительным договор аренды земельного участка, на котором расположен сквер и памятник воинской партизанской славы. Спорный земельный участок выделялся обществу с ограниченной ответственностью для строительства жилого дома. В соответствии с п. 9 ст. 85 и п. 5 ст. 98 ЗК РФ земельные участки, занятые скверами, относятся к рекреационной территориальной зоне и используются для отдыха граждан и туризма <1>.

<1> Определение ВАС РФ от 8 октября 2007 г. N 12912/07.

Больше определенности в отношении лесов. Лесной кодекс признает осуществление рекреационной деятельности видом использования лесов и допускает на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности (ст. ст. 21, 25 ЛК РФ). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, то на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные, лыжные и конные прогулки, занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования, а также другие виды рекреационной деятельности.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности предусматривают при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, использование оптимальной рекреационной нагрузки на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде <1>.

<1> Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды России от 24 апреля 2007 г. N 108).

ГЛАВА 9. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

Земельный кодекс Республики Узбекистан

Статья 71. Состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

Земли природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения состоят из земель, занятых охраняемыми природными территориями.

Земли историко-культурного назначения состоят из земель, занятых объектами материального культурного наследия.

Порядок отнесения земель к землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения определяется законодательством.

Статья 72. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли государственных заповедников, комплексных (ландшафтных) заказников, природных парков, государственных памятников природы, территорий для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных природных объектов и комплексов, охраняемых ландшафтов, территорий для управления отдельными природными ресурсами, государственных биосферных резерватов, национальных парков, предоставленные в порядке, установленном законодательством, юридическим и физическим лицам для природоохранных целей. На указанных землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению.

В целях предупреждения негативного влияния на охраняемые природные территории вокруг государственных заповедников, заказников и государственных памятников природы создаются охранные зоны с ограничением или запрещением хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на обеспечение соблюдения их режима.

Изъятие земель национальных парков для государственных и общественных нужд не допускается.

Часть третью считать частью четвертой в соответствии с Законом РУз от 04.09.2014 № ЗРУ-373

Порядок использования и охраны земель природоохранного назначения определяется законодательством.

Статья 73. Земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительного назначения относятся земли, обладающие природными факторами, лечебными и оздоровительными свойствами, благоприятными для организации профилактики и лечения заболеваний, предоставленные в порядке, установленном законодательством, соответствующим юридическим лицам в пользование. На указанных землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению.

В целях обеспечения необходимых условий для лечения и отдыха населения, а также охраны природных лечебных и оздоровительных свойств на землях оздоровительного назначения устанавливается режим курортных природных территорий.

Порядок использования и охраны земель оздоровительного назначения определяется законодательством.

Статья 74. Земли рекреационного назначения

К землям рекреационного назначения относятся земли, обладающие географическими и климатическими условиями, пригодными для организации туризма и массового отдыха населения, предоставленные в порядке, установленном законодательством, юридическим и физическим лицам в постоянное пользование или аренду. На указанных землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению.

Порядок использования и охраны земель рекреационного назначения определяется законодательством.

Статья 75. Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов материального культурного наследия, предоставленные соответствующим юридическим лицам в постоянное пользование. На указанных землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению.

В целях сохранения особенностей объекта материального культурного наследия, не подлежащих изменению, и его исторической среды на сопряженной с ним территории устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.

Порядок выделения и использования земель историко-культурного назначения, установления на сопряженных с ними территориях охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зон охраняемого природного ландшафта и их охраны определяется законодательством.

Рекреационные зоны — это зоны массового отдыха людей. Их основное назначение — восстановление физических и моральных сил человека. По степени посещаемости и по удаленности от жилых застроек различают три вида рекреационных зон: 1) ближняя рекреационная зона, доступная для посещения каждый день или раз в неделю); 2) средняя рекреационная зона (частота посещаемости этой зоны — от одного раза в неделю до одного раза в 2-3 месяца); 3) дальняя рекреационная зона (посещаемая горожанином, как правило не чаще одного раза в год).

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.

Рекреационные зоны охраняются законодательными актами, согласно которым любая хозяйственная деятельность в них, кроме направленной непосредственно на обеспечение отдыха, запрещается. Строительство ограничивается здесь созданием новых сани-тарно-курортных комплексов, однако со строгим соблюдением норм архитектурной нагрузки.

Рекреационными зонами считается часть пространства естественной среды, предназначенного для организованного массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить социально-культурные и природные объекты, занимающие участки городской территории, пригородных, зеленых, лесопарковых зон, национальных природных парков, ботанических, дендрологических, зоологических садов, ландшафтные, рекреационные заказники, туристические маршруты, дома и базы отдыха.

Липняк в рекреационной зоне значительно отличается по степени структурированности от ненарушенного участка. Несмотря на одинаковое количество высотных уровней при максимальной высоте древостоя 18 м, вертикальной разнообразие сообщества в целом менее выражено. Древостой и подрост не подразделяются на подъярусы, характерны неравномерное распределение подлеска и сильно разреженный травостой. Суммарное проективное покрытие растительности по всем высотным уровням почти в два раза меньше, чем на ненарушенном участке. Индекс горизонтальной неоднородности в данном сообществе выше из-за значительной мозаичности подроста, подлеска и травостоя.

В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться участки, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации (утверждено постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769 и действует в части, не противоречащей Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях”) охотопользование на территориях национальных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Лесопарковая зона, городские парки и другие участки территории, отведенные и специально приспособленные для отдыха людей, называют рекреационными зонами (территориями, участками и т. п).

Таким образом, рекреационная зона — понятие комплексное. Оно состоит из частей, входящих в состав природных, природнокультурных территорий и объектов, используемых в целях отдыха и туризма. Поэтому требования охраны и рационального использования естественной среды зон рекреации реализуются через эко-лого-правовые нормы, регулирующие охрану соответствующих особо охраняемых территорий и объектов.

На территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны Черного и Азовского морей, промзона Урала, нефтепромысловые районы западной Сибири и др.

В России к таким зонам относятся районы Северного При-каспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым прбле-мам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия — добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий (Романенко, 1996).

В настоящее время рекреационные зоны союзного значения занимают 14,5 тыс. км 2, т. е. 0,06% всей территории страны. К 2000г. в СССР потребность в рекреационных территориях возрастет до 245 тыс. км2 (И. П. Герасимов и др., 1975).

Санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

Для особо ценных территорий (курортные и рекреационные зоны, особо охраняемые территории) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий.

Жилые здания должны располагаться в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории населенного пункта. Допускается размещение жилых зданий в зеленой, курортной и рекреационной зонах.

Опреснительные установки используются и в рекреационных зонах. Наглядным примером может служить база отдыха в поселке Новый Свет Крымской области. Это место, как известно, совершенно лишено естественных источников пресных вод.

Как уже указывалось при ответе на вопрос 111, к зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных. В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны Черного и Азовского морей, промзона Урала, нефтепромысловые районы Западной Сибири и др.

Основной задачей ведения лесного хозяйства в рекреационных зонах кроме проведения чисто лесоводческих мероприятий (создание ландшафтных культур, проведение ландшафтных и санитарных рубок, реконструкция насаждений и т. п.) являются строительство подъездных путей, прокладка пешеходных троп и туристских маршрутов, обустройство мест отдыха, спортивных площадок, стоянок для автомашин и др. Устанавливая предельные нормы нагрузок, необходимо регламентировать посещаемость населения, разъяснять правила поведения в лесу, вводить ответственность за их нарушение.

Дефицит свободных земель в промышленных, портовых и рекреационных зонах России и других развитых странах мира заставляет все больше и больше решать проблему создания искусственных территорий для промышленного, транспортного и жилищного строительства. Все шире география намывных сельскохозяйственных угодий. Вслед за Нидерландами, отвоевавшими у Северного моря значительную акваторию под незатопляемые поля, такие же мероприятия стали проводить другие страны.

Неблагополучная экологическая ситуация сложилась в рекреационных зонах Черного и Азовского морей. Здесь отмечаются бытовое, промышленное и сельскохозяйственное загрязнение морского побережья, резкое уменьшение водообеспеченности, усиливающееся загрязнение атмосферы автомобильным и водным транспортом, что приводит к снижению и потере природно-рекреационных качеств ландшафта, деградации экосистем Черного и Азовского морей.

При озеленении городских садов, парков, скверов и других рекреационных зон открывается широкий простор для использования приемов ландшафтной архитектуры и фитодизайна. Основная функция зеленых насаждений в рекреационных зонах — декоративно-эстетическая, они призваны благотворно влиять на нервную систему человека. Поэтому при подборе деревьев необходимо использовать естественное разнообразие древесно-кустарниковой растительности в сочетании с газонами. Следует также использовать декоративные виды, акклиматизировавшиеся в условиях Курска, такие как липа серебристая, пихта сибирская, ель белая, можжевельник виргинский и др.

В некоторых случаях природоохранным целям служит развитие рекреационного потенциала. На побережьях теплых морей бывшего СССР в Настоящее время ежегодно отдыхает и лечится около 9,4 млн человек (25% общей численности рекреантов страны).

На территориях экстенсивного освоения наряду с селитебными зонами включаются непосредственно примыкающие к ним открытые пространства, рекреационные зоны и др.

Территории ограниченного освоения включают природоохранные зоны (лесопарки, заповедники и др.). Соответственно выделение территорий в процессе урбанизации происходит в такой последовательности: охраняемые ландшафты — рекреационные зоны — зоны преимущественного развития сельского и лесного хозяйства — территории преимущественного развития урбанизации с незначительным воздействием на природную среду — районы размещения производств с экстремальными экологическими характеристиками.

Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон.

В случаях когда строительство скважин ведется на ООПТ, в заповедных и рекреационных зонах, необходимы разработка специального проекта, положительное заключение по нему государственной экологической экспертизы и разрешение органов государственной власти, согласованное со специально уполномоченным на то органом Российской Федерации в области ООС.

При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов -коэффициент 3 .

Мы имеем огромные неиспользованные возможности для развития новых обширных рекреационных зон — на Дальнем Востоке, Байкале, Алтае, на западе от Одессы (если будет улучшена экологическая ситуация на Черном море), по побережьям Азова (если море будет приведено в порядок), в районе Кизлярского залива Каспия, во многих местах Средней Азии и Кавказа (вне его побережий). В ответ на капиталовложения будут получены значительные дивиденды — отдых дефицит во всем мире. Пока делается слишком мало. В области социальной экологии человечеству предстоит крутой поворот, в том числе в сфере тесно соприкасающихся с экологией демографических проблем.

Специфические природные условия Севера ограничивают планировочные возможности зон отыха. Необходимость выбора мест, наиболее благоприятных по микроклиматическим и инженер но-геологическим условиям, предопределяет островной характер формирования зон отдыха. Вследствие неблагоприятного ветрового режима около-водных территорий рекреационную зону по возможности удаляют от побережья крупных озер на 0,5—1 км, от моря на 20—50 км. Наиболее благоприятны для организации летнего отдыха участки на берегах небольших рек или мелководных озер, склонах гор южной ориентации, где почвы лучше прогреваются и дренируются.

Кстати, интересно отметить, что эти два крупных производственных объекта расположены в селитебной и рекреационной зоне г.Туапсе, где, кроме жилых и административных помещений, расположены винный завод, автохозяйство и т.п.

Идеи Н.Ф.Реймерса реализованы в оригинальной разработке «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» (Минприроды, 1992). В ней изложены способы оценки изменения как среды обитания человека, так и природной среды. В первом случае оценивается состояние здоровья населения, воздуха и почв селитебной территории, питьевая вода, ее источники, рекреационные зоны, радиационные загрязнения; во втором — воздух, все виды вод, почвы, геологическая среда, растительный и животный мир, биохимическое состояние территории.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздорови-тельных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях, подземных водных объектах, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Задача экологического производства не ограничивается только нейтрализацией негативных последствий человеческой деятельности, следует создавать рекреационные зоны и искусственные экосистемы, восстанавливать численность популяций животных и растений, поддерживать благоприятные климатические условия и т. д.

Запрещается размещение опасных отходов на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей природной среды.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы ПДК.

Ландшафтная архитектура предполагает осуществление строительства в городах с учетом пейзажных особенностей местности, проектирование на территории застройки садов, парков, рекреационных зон.

Органами местного самоуправления, санитарно-эпидемиологическими и природоохранными органами должно быть уделено повышенное внимание соблюдению экологических нормативов в ближних рекреационных зонах, которые расположены на территории города и поэтому удобны для посещения. Но именно здесь, особенно в летний сезон, высока степень загрязнения грунта бытовым мусором, что чаще всего связано с отсутствием служб сервиса, а также низкой культурой отдыхающих.

ВЫТАПТЫВАНИЕ — процесс уплотнения почвы, сотрясения в результате вибрации и механического повреждения растительности животными или людьми. В. связано с перевыпа-сом, а также с массовым туризмом и плохой планировкой рекреационных зон.

При увеличении населения в результате как постоянного, так и сезонного притока возрастает потребление природных ресурсов, потенциальные резервы которых имеют определенные пределы. К таким ресурсам для Крыма следует отнести рекреационные зоны, сельскохозяйственные земли, водные ресурсы (в основном в виде подземных вод), запасы минеральных солей в озере Сиваш, рыбные ресурсы (ареалы нереста осетровых рыб).

Для предотвращения вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования на среду жизне-деятельности обеспечивается соблюдение необходимых расстояний от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и других требований гос. градостроительных нормативов и правил.

Проникание концепций ландшаф-товедения в градостроительство обусловлено усилением внимания к проблемам охраны окружающей среды, что нашло отражение в проектной практике при функциональном зонировании территории с учетом избирательных свойств ландшафтов, при организации рекреационных зон и др.

В составе эпифитной альгофлоры города выявлено 30 видовых таксонов, из них доминировали представители отдела Chlorophyta (18). Отдел Cyanophyta представлен 5 видами, Xanthophyta — 3, Bacillariophyta — 4. Спектр жизненных форм Ch14H4B4P3CF2X2Cr Максимальное видовое разнообразие и размер разрастаний обнаруживались в рекреационной зоне города, минимальное — в промышленной. Изучение сезонной динамики эпифитных водорослей показало, что их максимальное развитие наблюдалось весной. Так, в некоторых парках в последней декаде марта процент деревьев с водорослевыми разрастаниями достигал 63. При этом доминировали два вида водорослей: Trebouxia arboricola и Desmococcus vulgaris. Количественный учет показал, что в этот период численность Trebouxia arboricola составила 750 клеток на 1 см2, Desmococcus vulgaris — 74,6 тыс. клеток на 1 см2 коры.

В результате были выработаны отправные точки для процесса принятия решений. Это стало самой лучшей гарантией стимулирования устойчивого развития порта Роттердама и решения проблем «узких мест» для порта, города и дельты. Так, например, в рамках рекомендаций создание заповедной и рекреационной зон площадью 750 га сочетается с сооружением промышленной площадки. Оба проекта рассматриваются как одна разработка территории, что позволит покрыть строительные и текущие затраты, связанные с заповедной зоной.

Впрочем, в других странах бывает сходная ситуация. Так, для США достаточно распространенным может быть такой вариант города. Жилая застройка занимает в нем 30-32% от общей площади, уличные пространства — 18-20%, промышленные предприятия -5%, транспортные устройства — 4%, коммерческие объекты — 4%, рекреационные зоны -5% и различного рода неиспользуемые земли — до 30%. Соотношение земель различного использования варьирует в пределах отдельных частей города. Так, в пределах г. Милуоки (США), в одном из микрорайонов селитебной части города жилая застройка занимает 65% площади, промышленные предприятия — 5% и парки — 30%, тогда как в микрорайоне промышленной части города предприятиям принадлежит 50% площади, жилым зданиям — 45% и паркам — только 5%.

Исходно проект РЯМ был разработан с целью решения дефицита площадей в порту, но применение интегрального подхода к стратегической ЭО привело к выявлению «узких мест» в порту, которые следует рассматривать в связке с проблемами города (проблемы экономического характера) и дельты (дефицит заповедных и рекреационных зон). Следовательно, расширение зоны решения привело к расширению перечня затрагиваемых проблем. Работа по формированию концепции «качества среды обитания» велась в рамках тесного сотрудничества (консультаций) с различными заинтересованными сторонами, что обеспечило соответствующее «закрепление» в политическом процессе.

На территории пустынь условия для организации мест массового отдыха крайне ограничены. Это предопределяет необходимость создания искусственной природной среды для целей массового отдыха в пределах города и населенных пунктов. Места межселен-ного массового отдыха могут быть представлены локальными зонами и центрами отдыха. При этом создание искусственного рекреационного ландшафта — неотъемлемая часть и обязательное условие использования для целей отдыха любой территории в пустынях. Сюда можно отнести; создание искусственных рекреационных водоемов и водотоков, устройство пляжей, озеленение территорий, благоустройство (укрепление грунтов и берегов и пр.). Относительно благоприятные условия для организации рекреационных зон складываются в городах, расположенных вблизи пресных водоемов и в районах гидромелиорации (Кзыл-Орда, Джамбул, гай, Балхаш, Гурьев, Джезказган, Кептау, Туркестан, Аральск и др.) (рис. 67). Однако и здесь требуется проведение сложной лесомелиорации и мелиорации почв. Здесь вместо зеленой зоны возможно только создание ветрозащитных лесных полос, а места массового отдыха населения формируются на территории города.

Устройство экрана из чистого песчаного грунта над слоем загрязненных отложений, частично остающихся в русле после очистки, не исключает выхода примесей из загрязненных отложений в речную воду, а лишь несколько изменяет во времени ход процесса диффузии. Устройство такого экрана целесообразно лишь при создании рекреационных зон.

С использованием структурных «чисел» известного греческою архитектора С.А. Доксиадиса (Реймерс,1985), учитывающих соотношение природных и антропогенно измененных ландшафтов, идеальная структура категорий и видов земель на освоенных территориях должна выглядеть следующей: земли сельскохозяйственного назначения, включая населенные пункты — 22,5%; промышленность, транспорт — 2,5%, лесного фонда 18%; государственного запаса, заповедников, национальных парков, регулируемых рекреационных зон — 57%. Эта структура сильно отличается от сложившейся в Московской области, где земли сельскохозяйственного назначения занимают 46,7%, городов и населенных пунктов — 4,8%, промышленности и транспорта — 8,3%, лесного фонда — 39,4%, государственного запаса — 0,8%. Прежде всего, в области нужно значительно уменьшить площадь сельскохозяйственных, промышленных и транспортных земель и увеличить площадь особо охраняемых территорий. Только такая сбалансированная структура землепользования значительно улучшит экологическое состояние Московской области.

При организации регионального экологического мониторинга необходимо выделять некоторые направления (районы) контроля атмосферы, которые могут быть отнесены к приоритетным. В частности, к такого рода районам следует отнести: города о большим количеством жителей (от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек), подверженные повышенному загрязнению атмосферы, в которых существуют крупные источники выбросов вредных веществ. Являются приоритетными в смысле контроля города и поселки, отвечающие статусу населенных мест курортного типа, а также рекреационные зоны и зоны заповедников.

Адриан Брауэр , Курильщики (1 636)Эдгар Дега , L’Absinthe (1876)

Рекреационное употребление наркотиков — это использование психоактивного наркотика, чтобы вызвать измененное состояние сознания для получения удовольствия, изменяя восприятие, чувства и эмоции пользователя. Когда психоактивный препарат попадает в организм пользователя, он вызывает опьяняющий эффект . Обычно рекреационные наркотики делятся на три категории: депрессанты (лекарства, вызывающие чувство расслабления и спокойствия); стимуляторы (препараты, вызывающие чувство энергии и бдительности); и галлюциногены (наркотики, вызывающие искажения восприятия, такие как галлюцинации ).

В популярной практике употребление рекреационных наркотиков обычно является допустимым социальным поведением, а не воспринимается как медицинское состояние самолечения . Однако чрезмерное употребление некоторых наркотиков подвергается социальной стигматизации. Многие люди также используют прописанные и контролируемые депрессанты, такие как опиоиды , наряду с опиатами и бензодиазепинами .

Рекреационные наркотики включают алкоголь (содержащийся в пиве , вине и крепких спиртных напитках ); каннабис (законное хранение на национальном уровне в некоторых странах и на уровне штата / провинции или на местном уровне в других) и гашиш ; никотин ( табак ); кофеин ( кофе , чай и безалкогольные напитки ); рецептурные препараты ; и контролируемые вещества, перечисленные в качестве контролируемых наркотиков в Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.) и Конвенции о психотропных веществах (1971 г.) Организации Объединенных Наций. Какие контролируемые вещества считаются незаконными, различаются в зависимости от страны, но обычно это метамфетамин , героин , кокаин , ЛСД , псилоцибиновые грибы , МДМА и клубные наркотики . В 2015 году было подсчитано, что около 5% людей в возрасте от 15 до 65 лет хотя бы раз употребляли контролируемые наркотики (от 158 до 351 миллиона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *