Жилье для военных

Критерии, по которым военнослужащих исключают из очереди на квартиру, планируется радикально изменить. Сейчас снять офицера с жилищного учета можно, если будут выявлены действия, приводящие к ухудшению условий проживания. Это, например, постоянная регистрация у родственников, потеря собственности из-за признания сделки по покупке недействительной. Минобороны планирует четко определить, в каких случаях военнослужащий всё же имеет право на получение квартиры.

Подготовлены поправки, смягчающие правила, утвержденные постановлением правительства № 512 о порядке признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях. Об этом «Известиям» рассказали в Минобороны. Сейчас документ проходит межведомственные согласования и, как планируется, вступит в силу в 2019 году.

В пояснительной записке, которая имеется в распоряжении «Известий», говорится о том, что теперь военнослужащие, ухудшившие свои жилищные условия по объективным причинам, не потеряют право на получение квартиры от государства.

Остаться без квартиры

Сейчас условия для снятия офицера или контрактника с учета указаны в 6-й статье постановления № 512. При наличии информации (Минобороны запрашивает эти данные в Росреестре) о том, что военнослужащий покупал квартиры или земельные участки, регистрировался по месту жительства в квартире близких родственников, добровольно отказался от своей доли в недвижимости или получил наследство, его исключают из списков очередников. Повторно встать на учет можно только через пять лет.

В 2019 году в законодательство планируется ввести несколько исключений из общих правил. Во-первых, в категорию нуждающихся войдут военнослужащие, квартиры которых признаны непригодными для проживания. Не вычеркнут из списков и тех, чья сделка по покупке жилого помещения была признана недействительной (ничтожной) по суду, из-за чего военнослужащий утратил на него право собственности. Получат шанс встать в очередь и офицеры, заключившие договор ренты жилого помещения, который был расторгнут по инициативе другой стороны.

Также признают нуждающимися в жилье военнослужащих, которые вселились в квартиры родителей, супругов или детей. Сейчас это означает автоматическое исключение из списков очередников. По новым правилам прописавшегося у близких родственников не лишат права на получение жилья — если только он не оформил это жилье в свою собственность.

Вернут в ряды очередников и семьи, которые расторгли договор социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы в другой населенный пункт.

Обойдемся без суда

Офицеры и контрактники и раньше в подобных ситуациях имели возможность восстановить право на получение жилья, но только через суд. Теперь для восстановления своих прав достаточно собрать пакет подтверждающих документов, рассказал «Известиям» председатель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев.

— Это правильные и необходимые поправки, они в ряде случаев помогут восстановить справедливость в отношении военнослужащих, которых по надуманной причине не ставят на жилищный учет, — считает эксперт. — Но в жизни бывают разные ситуации, поэтому исчерпывающе прописать в законе все случаи сложно. На мой взгляд, перечень не должен быть закрытым, необходимо учитывать и другие варианты. К примеру, в более ранней редакции проекта документа предлагалось не лишать права на квартиру тех, кто получил земельный участок для строительства жилого дома. Но эта поправка не попала в окончательный текст. В любом случае нужно становиться на сторону военнослужащего, если действия, из-за которых он потерял квартиру, совершили другие лица.

Недвижимость стоит немалых денег, и просто так раскидываться средствами в Минобороны не имеют права, считает военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев.

— С другой стороны, есть масса случаев, когда ухудшение жилищных условий происходит не по вине военнослужащих, и это надо учитывать и прописывать законодательно, — считает он.

В 2018 году, по словам министра обороны Сергея Шойгу, постоянным жильем было обеспечено 8,3 тыс. военнослужащих.

Необходимость взять ипотеку второй раз может возникнуть у военного в разных ситуациях, и накопительно-ипотечная система предоставляет такую возможность. Военную ипотеку можно оформить второй раз, если военнослужащий является действующим участником накопительно-ипотечной системы.

Нюансов в организации второй ипотеки много, и первое, что необходимо сделать, это решить вопрос с обязательствами по первой квартире, так как оформление одновременно двух военных ипотек на одного участника НИС технически невозможно.

Квартира, взятая в военную ипотеку, принадлежит участнику НИС сразу с момента оформления сделки. При этом на жилье зарегистрированы 2 обременения – в пользу банка до полного исполнения обязательств по ипотечному договору и в пользу РФ до исполнения обязательств по договору ЦЖЗ.

Обременение по ипотеке – это ограничение прав собственника объекта недвижимости (залогодателя) на отчуждение (продажу, дарение, выделение долей и пр.) без согласия кредитора (залогодержателя).

Алгоритм реализации военной ипотеки второй раз зависит от нескольких факторов, которые необходимо учитывать в каждом конкретном случае: какая военная выслуга у участника НИС в календарном или льготном исчислении; как давно оформлена ипотека, планируется ли продажа первой квартиры или нет. Рассмотрим наиболее частые ситуации.

Как быть, если нет 20 лет выслуги, и квартиру нужно продать

Если у участника НИС военная выслуга составляет менее двадцати лет и планируется продажа квартиры, то для покупки другого жилого помещения военному придётся снять оба обременения.

Если с кредитором всё понятно — достаточно внести остаток по ипотеке из личных или заёмных средств для погашения обязательств, то с государством сложнее. Военнослужащий обязан погасить задолженность перед РВИ в размере средств, выплаченных ему по договору ЦЖЗ (первый взнос и все средства, перечисленные на погашение ежемесячных платежей по ипотеке).

Деньги, перечисленные в Росвоенипотеку для погашения обременения с первого жилья, направляются на личный счёт участника НИС и восстанавливаются в полном объёме, далее их можно сразу использовать в военной ипотеке второй раз.

Этапы снятия обременения

В банке военнослужащий пишет заявление о досрочном погашении кредита. Заявление рекомендуется писать заранее до планируемой даты погашения. В ответ банк даёт информацию об остатке задолженности, которую нужно обеспечить на определённое число. Также необходимо заранее направить в Росвоенипотеку заявление в свободной форме с просьбой остановить направление средств кредитору в связи с планируемым погашением обязательств. После закрытия ипотеки в банке военный получает справку об исполнении кредитных обязательств и закладную с отметкой о погашении долга.

Сама процедура погашения регистрационной записи об ипотеке у кредиторов проходит по-разному – кто-то самостоятельно направляет в Росреестр информацию и затем уведомляет бывшего заёмщика, кто-то выдаёт военному документы для самостоятельного обращения в Росреестр.

Если банк предоставил документы для самостоятельного снятия обременения (погашенная закладная, доверенность от банка, справка), тогда военнослужащему необходимо обратиться в МФЦ или Росреестр с заявлением. К заявлению прикладываются все полученные в банке справки и документы.

В страховую компанию по электронной почте или в личном порядке военный направляет уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с досрочным закрытием ипотеки. Данный шаг необходим для возврата части средств, уплаченных на страхование.

Одновременно необходимо предпринимать действия, направленные на снятие обременения в пользу РФ через Росвоенипотеку. Для погашения задолженности необходимо направить официальный запрос на предоставление информации о сумме долга и реквизитов для перечисления средств. Запрос может быть направлен на электронную почту Росвоенипотеки с приложением копии паспорта.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (пункт 1 статьи 12 59-ФЗ об обращениях).

Произведя перечисление денег, участник пишет второй запрос в Росвоенипотеку на снятие обременения. Обработав заявление, Росвоенипотека уведомляет Росреестр о необходимости снятия обременения с объекта залога. Погашение записи об ипотеке в Росреестре осуществляется в течение трёх рабочих дней с даты получения соответствующих сведений.

После снятия обременений с жилья участник вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе заключить договор купли-продажи.

Как быть, если есть 20 лет выслуги, и квартиру нужно продать

При наличии у военного двадцати лет военной выслуги как в календарном, так и в льготном исчислении, у него наступает право на накопленные средства (пункт 1 статьи 10 117-ФЗ о НИС).

В соответствии с существующим регламентом военнослужащий, имеющий выслугу 20 лет, может снять обременения по рапорту. К рапорту необходимо приложить справку из банка о том, что ипотечный кредит погашен в полном объёме.

В связи с тем, что при наличии необходимой выслуги участник НИС, может снять обременение со стороны Росвоенипотеки только при погашенном кредите, необходимо провести комплекс мероприятий на погашение ипотеки в банке (прим. – процедура прописана выше).

Когда ипотечный кредит погашен и в банке получена справка об исполнении обязательств по кредитному договору, участник НИС обращается к командиру в/части с рапортом, утверждённой формы и обязательно прикладывает к рапорту справку из банка. На основании зарегистрированного рапорта в части производят расчёт выслуги лет военнослужащего, составляют таблицу сведений из ведомственного приказа и формируют пакет документов для снятия обременения. Пакет документов из части направляется в окружной отдел регистрирующего органа, например, в Минобороны – это РУЖО. После обработки данных в округе сведения перенаправляются в регистрирующий орган (в Минобороны – это Департамент жилищного обеспечения (ДЖО) в г. Москве), который, в свою очередь, после обработки информации направляет данные в Росвоенипотеку. При поступлении сведений Росвоенипотека производит их проверяет данные и направляет в Росреестр информацию о необходимости погашения регистрационной записи об ипотеке, и соответствующее уведомление военному.

После получения уведомления от Росвоенипотеки о том, что обременение снято, военнослужащий может продавать жилое помещение.

Как быть, если первую квартиру продавать не планируется

Участник накопительно-ипотечной системы имеет право использовать денежные средства, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность (подпункт 1 пункта 1 статьи 11 117-ФЗ о НИС).

Законодательно участнику военной ипотеке разрешено приобретение нескольких жилых помещений за время службы. Если у военнослужащего есть возможность погасить остаток ипотеки собственными деньгами и есть желание купить по военной ипотеке вторую квартиру, тогда необходимо:

  • написать заявление в Росвоенипотеку на прекращение перечисление средств в банк;
  • обратиться в банк с заявлением на полное досрочное погашение ипотеки;
  • погасить ипотеку;
  • снять обременение в пользу банка.

После того как кредит в банке погашен накопления формируются на именном счёте в Росвоенипотеке. При этом если у военного нет двадцати лет выслуги, обременение в пользу РФ на первом жилье остаётся. Когда на счёте накопится достаточная для первоначального взноса сумма, участник НИС пишет повторно рапорт на командира в\части на получение свидетельства для покупки другого жилья. После этого можно начинать оформление второй ипотеки, не дожидаясь продажи первой квартиры. Порядок действий остаётся тот же, что и при оформлении предыдущего ипотечного кредита. Если средств с именного счёта недостаточно для первоначального взноса, участник НИС может добавить собственные сбережения, направить материнский капитал или использовать дополнительно потребительский кредит.

Остались вопросы? Звоните 8-800-100-97-67, поясним алгоритм действий конкретно в вашей ситуации.

1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 20.07.2004 N 71-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).
(абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
2. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Положения абзацев первого — четвертого пункта 2.1 статьи 15 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они — в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, — препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
О полномочиях по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, см. Федеральный закон от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
О порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также о порядке применения пункта 2.1 статьи 15 см. статьи 2 и 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ)
3. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ)
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих — граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих — граждан и членов их семей.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Военнослужащие — иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.
(абзац введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
4. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим — гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
6. Военнослужащие — граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
8. Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие — преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие — научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
(в ред. Федерального закона от 04.05.2006 N 61-ФЗ)
9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.
10. Исключен. — Федеральный закон от 07.05.2002 N 49-ФЗ.
11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
12. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
13. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих — граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Абзацы третий — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П пункт 14 статьи 15 (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 08.12.2010 N 342-ФЗ)
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих — граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13 и 14 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(п. 15 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 90-ФЗ)
16. Военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет:
единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения;
собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.
Размер единовременной денежной выплаты, предоставляемой военнослужащим-гражданам из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяются Правительством Российской Федерации.
(п. 16 введен Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ)
О порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также о порядке применения статьи 15.1 см. статьи 2 и 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ.

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с данной статьей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

— военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

— офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье 44 Федерального закона от 06.02.97 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по контракту в воинских частях по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в настоящей статье — проживающие совместно с ними члены их семей), на период прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Выводы судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014 N 210-КГ14-5

Исковые требования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и обратился в суд.

Позиция суда: решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.

Однако Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства в Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

Иск об обязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковые требования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение.

Позиция суда: Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А. отказано.

Вышестоящий суд согласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условием обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории является принятие решения органами местного самоуправления о принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении их в список нуждающихся в жилых помещениях. Однако, как следует из материалов дела, истец является включенным в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты «Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

Как следует из материалов дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по каким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилого помещения

1. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.04.2014 по делу N 33-2531/2014

Исковые требования: Министерство обороны РФ обратилось с иском к К.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.Е., К.Г. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.

Позиция суда: в исковых требованиях отказано. Ответчик был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на момент предоставления спорного помещения он и члены семьи не имели в собственности либо в пользовании иного жилья, предоставленное помещение по площади соответствует установленной норме предоставления.

На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п.

2. Апелляционное определение Омского областного суда от 23.04.2014 по делу N 33-2454/2014

Исковые требования: ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Р.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Р.М., Р.Е. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.

Решение суда: В удовлетворении исковых требований отказано. На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 6 мая 2005 года N 251-п.

Отказ в постановке на учет на получение постоянного жилья

Определение Московского городского суда от 24.03.2014 N 4г/4-2361

Исковые требования: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать действия, связанные с отказом ответчика в постановке Т.С.Г. и членов его семьи в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по избранному месту жительства при увольнении с военной службы, неправомерными.

Решение суда: В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании права в постановке на жилищный учет уволенного с военной службы офицера и членов его семьи отказано.

Военнослужащие, уволенные в запас и принятые на учет нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства органами местного самоуправления до 01.01.2005, при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ, могут быть обеспечены жилым помещением органами местного самоуправления по месту постановки на учет в установленном порядке.

Решения о принятии Т.С.Г. на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое должно быть вынесено уполномоченным органом в соответствии с п.5 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», не выносилось.

Снятие с учета военнослужащего

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.02.2014 N 33-1604/2014

Исковые требования: А.И. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <…> о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и решение этого же учреждения Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <…> об отказе в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <…>, ранее распределенной А.И.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права А.И. просил суд возложить на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность предоставить квартиру.

Решение суда: Решением Смольнинского районного суда г.Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявления А.И. отказано.

В решении апелляционной инстанции решение уполномоченного органа о снятии бывшего военнослужащего с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений признано незаконным. В остальном требования оставлены без удовлетворения.

Право А.И. на обеспечение его жилым помещением, возникшее вследствие принятия Санкт-Петербургским гарнизонным военным судом <дата> решения по делу N <…>, по смыслу части 2 статьи 58 ЖК Российской Федерации должно реализовываться посредством предоставления ему однокомнатной квартиры общей площадью, определяемой по правилам статьи 15.1 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и с учетом права заявителя, предусмотренного пунктом 16 статьи 15 этого же Федерального закона, а также с учетом приходящейся на заявителя доли площади квартиры.

Включение в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье

1. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2014 по делу N 33-4898

Исковые требования: о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязании включить в реестр военнослужащих.

Истец просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение Министерством обороны РФ жилым помещением по договору социального найма, обязать Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить Б. и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении (компьютерной базе данных).

Решение суда: в заседание судебной коллегии Б. были представлены документы, свидетельствующие о том, что истец был включен в единый реестр данных по жилью военнослужащих, и ему выделено жилое помещение в виде двух квартир, о чем ему сообщено в установленном законом порядке. Таким образом, ДЖО МО РФ фактически признал незаконность своих действий и восстановил Б. на учете с последующим предоставлением ему жилой площади.

2. Определение Мурманского областного Суда от 08.04.2015 по делу N 33-1019/2015

Исковые требования: иск Малахова Ю.И. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N 4 г.Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы.

Позиция суда: Материалами дела подтверждается, что после увольнения с военной службы в запас, Малахов Ю.И. убыл на избранное постоянное место жительства в ….

Доказательств того, что в соответствии с действующим на тот период времени законодательством истец встал на учет в исполнительном комитете Советов народных депутатов по избранному месту жительства, истцом суду не представлено. Равно как не представлено и доказательств постановки его на жилищный учет в срок до 1 января 2005 года в органе местного самоуправления по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Малахову Ю.И. в удовлетворении иска.

Взыскание с военнослужащего ущерба при обеспечении жильем большей площади

Определение Московского окружного военного суда (город Москва) от 19.03.2015 по делу N 33А-449/2015

Исковые требования:

На пленарном заседании во вторник, 17 сентября, депутаты поддержали принятие в первом чтении поправок в Закон «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих.

Законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее, что при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилищной субсидии или жилых помещений не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены указанными военнослужащими и членами их семей в качестве членов семьи других граждан.

Как подчеркивали авторы законопроекта, эти изменения необходимы, поскольку в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья в связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом РФ оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Как пояснил Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев Кидяев
Виктор Борисович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , законопроект направлен на поддержку в первую очередь военных династий.

«Речь о ситуациях, когда за улучшением жилищных условий обращается молодое поколение военнослужащих — члены династических семей, где отцы и деды служили Отечеству в рядах Вооруженных сил. Казалось бы, право очевидно и закреплено, сбоев быть не должно. Но именно тут трактовка закона требует отказывать – на том основании, что в прошлом родители военнослужащего уже получали жилье», — рассказал парламентарий.

Он подчеркнул, что полагает ненормальным считать действующих военнослужащих, нуждающихся в жилье, уже реализовавшими свое право раньше, в несовершеннолетнем возрасте, когда субсидия выдавалась родителям.

«Парни становятся взрослыми, создают свои семьи, продолжают благое дело — защищают Родину. Они не менее других солдат и офицеров достойны нормальных жилищных условий. Мы не должны ставить их в ущербную ситуацию, поэтому принятый сегодня законопроект ликвидирует коллизию и исправит необходимые формулировки», — сказал депутат.

Также ГД на сегодняшнем заседании приняла во втором чтении поправки о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. По действующему закону нормы жилищного обеспечения для военнослужащих, состоящих на жилищном учете, не распространяются на военных ипотечников и членов их семей. К примеру, участник военной ипотеки не имеет права оставаться в очереди на получение бесплатного жилья после увольнения со службы, а также на обеспечение жильем по избранному месту жительства. Те же ограничения распространены и на членов их семей.

На практике это приводит к тому, что состоящего продолжительное время на жилищном учете военнослужащего — члена семьи ипотечника (чаще всего это родитель или супруг) — исключают из очереди. Законопроект призван такие случаи исключить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *