После внесения в историю болезни паспортных сведений переходят к расспросу жалоб — субъективных ощущений пациента. При том или ином заболевании обычно встречается более или менее постоянный круг жалоб. Среди жалоб можно выделить главные (основные) и дополнительные. Главные жалобы касаются тех ощущений, которые беспокоят больного больше всего и выраженные достаточно резко и определенно. Дополнительными являются все остальные жалобы
Расспрос жалоб обычно начинают с вопроса » На что Вы жалуетесь?» или » Что Вас беспокоит?», и врач внимательно выслушивает жалобы, которые непосредственно заставили больного обратиться за медицинской помощью в лечебное учреждение (основные жалобы). Лучше всего сначала дать больному высказаться самому в той форме, в какой он это считает нужным, а затем задать ряд дополнительных вопросов с целью тщательной и подробной детализации главных жалоб. Так, если у больного имеются боли в области сердца, необходимо их детально уточнить, выяснив: 1) точную локализацию; 2) характер; 3) интенсивность; 4) продолжительность; 5) иррадиацию; 6) условия, при которых они возникают (провоцирующие факторы); 7) какие мероприятия купируют болевой синдром. Такой расспрос даст много информации для оценки болевого синдрома и выявления характера основного заболевания. К примеру, болевые ощущения при приступе стенокардии настолько типичны, что на основании подробного расспроса можно установить диагноз этого заболевания, отдифференцировать (отличить) от болевого синдрома, характерного для других кардиологических болезней (миокардиты, перикардиты и др.).
Помимо детализации основных жалоб, больному необходимо задать дополнительные вопросы в отношении тех жалоб, которые могут сопутствовать данному заболеванию, и о которых пациент мог забыть рассказать или меньше обращал на них внимание (выяснение дополнительных жалоб). Например, если больной жалуется на боли в области сердца, надо уточнить, нет ли у него, кроме того, одышки, сердцебиения, перебоев сердца и др.
В дальнейшем для того, чтобы получить более полное представление об общем состоянии больного, уточняется наличие общепатологических симптомов (слабость, утомляемость, снижение работоспособности, похудание, лихорадка, потливость, кожный зуд, нарушение сна и др.) и ведется опрос по остальным системам организма.
Такой тщательный сбор жалоб дает возможность получить представление об общем состоянии больного и выявить заболевание, того или иного органа или системы, нередко в ранней стадии развития, на которые при объективном обследовании необходимо обратить особое внимание.
-
Методика и последовательность выяснения истории настоящего заболевания (анамнеза болезни).
Получаемые при расспросе больного сведения дают представление о состоянии его здоровья лишь на данный момент и не позволяют судить о динамике заболевания, его развитии. Однако знание истории заболевания имеет существенное значение, так как помогает в постановке правильного диагноза. Нередко бывает так, что явлениям, на которые больной обращает внимание врача, предшествует другие, которые в настоящий момент уже нет, но которые недавно имели место. Часто начальные проявления болезни, в том числе и субъективные, бывают не такими, какие обнаруживает врач, знакомясь с больным в более поздней стадии его заболевания. Кроме этого, существует немало болезней, имеющих специфическое, им одним свойственное начало и характеризующихся определенной последовательностью появления симптомов и сменой болезненных процессов, а также периодичность обострений. Знание особенностей развития заболевания дает возможность прогнозировать его дальнейшее течение и индивидуализировать лечение.
Историю развития заболевания выясняют от момента его первого проявления до времени настоящего обращения больного. При этом со слов пациента узнают, с какого времени он считает себя больным, выясняют общее состояние здоровья до возникновения настоящего заболевания, а также, что, по его мнению, послужило причиной болезни.
Подробно ведется расспрос о первых признаках болезни, в хронологической последовательности выясняют динамику возникновения и смены симптомов, появление осложнений, частоту и причину обострений, продолжительность ремиссий. Далее уточняют, когда больной впервые обратился за медицинской помощью, какие проводились диагностические исследования и их результаты, выясняют эффективность применявшегося ранее лечения (амбулаторного, стационарного), а также какие лекарственные средства больней использует в домашних условиях. Узнают, находится ли больной на диспансерном учете, по поводу какого заболевания.
В заключении расспроса анамнеза заболевания выясняют сроки и причину последнего обострения, устанавливают мотивы госпитализации в клинику (уточнение характера патологии; низкая эффективность амбулаторного лечения, появление осложнений заболевания, развитие неотложного состояния и др.). Учитывается так же страховой анамнез — находится ли больной на листке нетрудоспособности, если да, то сколько дней или месяцев за последний год.
-
Методика сбора анамнеза жизни. Какие вопросы включаются в анамнез жизни, последовательность их выяснения?
Анамнез жизни — это медицинская биография больного, позволяющая произвести детальный анамнез физического, психического и социального развития обследуемого в каждом возрастном периоде жизни, условий и образа жизни с целью обнаружевания возможных факторов возникновения заболевания.
История жизни больного включает все основные сведения о его жизни и деятельности и от момента рождения до поступления в данную клинику.
Собирание анамнеза жизни проводят в следующей последовательности:
1. Краткие общебиографические сведения:
Детские и юношеские годы — имеют значение данные о месте рождения, так как известно, что некоторые болезни имеют эндемический характер (георегионы, бедные йодом, другими микроэлементами — эндемический зоб, железодефицитная анемия, и др.); уточняют социальное положение. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, родился ли он в срок, каким ребенком по счету был в семье, особенности вскармливания. Эти сведения позволяют оценить состояние здоровья пациента при рождения и в младенческом возрасте. Затем расспрашивают об условиях жизни в детстве и юности, о состоянии здоровья и особенностях физического и интеллектуального развития больного в эти годы (режим двигательной активности, успеваемость в школе, образование).
2. Трудовой и бытовой анамнез — профессиональный анамнез позволяет изучить профмаршрут (кем и где работал больной), стаж работы в основной профессии, характер и условия труда (степень нервно-психического напряжения и тяжести физической нагрузки, режим труда, рабочая поза, сменность и т.д.), санитарно-гигиенические условия труда (температура, влажность, запыленность, вибрация, шум, освещенность, наличие токсических веществ и т.д.). Ведется расспрос о жилищных условиях, о санитарной характеристике жилища; уточняется характер и режим питания, режим нерабочего времени, особенности гигиенических навыков обследуемого.
3. Семейный и наследственный анамнез — уточняется семейное положение, состав семьи, состояние здоровья членов семьи. У женщин выясняют состояние менструального цикла, количество беременностей и родов, их течение, аборты и их осложнения. При собирании наследственного анамнеза выясняются сведения о состоянии здоровья родителей и ближайших родственников. Вначале собирают сведения об отце и матери, затем о родственниках по восходящей (деды и бабки) и боковым (тети, дяди) линиям и, наконец, о братьях, сестрах и их детях. В этом раздел анамнеза приводятся данные о перенесенных этими родственниками заболеваниях, так как многие из них могут передаваться по наследству (гемофилия, сахарный диабет и др.). Выясняют возраст и причины смерти умерших родственников в предшествующих поколениях. Необходимо также учитывать возможность семейных заболеваний, зависящих от бытовых условий, питания, образа жизни семьи.
4. Перенесенные заболевания — в хронологическом порядке выясняют перенесенные болезни, операции, ранения и контузии, их последствия. Отдельно уточняют, болел ли обследуемый туберкулезом, венерическими заболеваниям, гепатитом; изучают особенности течения заболеваний, наличие осложнений.
5. Вредные привычки — курение (давность, количество выкуренных сигарет в день), употребление спиртных напитков (давность, количество, периодичность), склонность к наркомании, токсикомании; увлечении кофе. Следует помнить, что вредные привычки способствуют развитию дистрофически — дегенеративных заболеваний сердца, печени, почек, воспалительных поражений бронхов, изменению психики и т.д.
6. Аллергологический анамнез — включает в себя сведения о наличии у обследуемого аллергических реакций. Обязательно уточняют проявления аллергии — крапивница, ангионевротический отек Квинке, анафилактоидные реакции, анафилактический шок и др. Выясняется их связь с факторами окружающей среды, определенным местом, профессиональными вредностями, временами года, пыльцой растений, запахом, характером пищи, контактами с шерстью, домашней пылью, химическими веществами. Уточняют, имели ли место патологические реакции на введение лекарств, вакцин, сывороток, наличие аллергических заболеваний у родственников.
-
Назовите основные жалобы больных заболеваниями органов дыхания.
Жалобы больных с заболеваниями органов дыхания можно разделить на две группы:
1) местные жалобы:
— нарушения носового дыхания, насморк, нарушения обоняния, сухость в носу,
— носовые кровотечения,
— изменения голоса,
— боль и другие неприятные ощущения в горле,
— кашель,
— отделение мокроты,
— кровохарканье,
— одышка,
— удушье,
— боли в грудной клетке.
2) общие (неспецифические) жалобы:
лихорадка, слабость, снижение работоспособности, потливость, снижение аппетита и др.
Уточнение к апелляционной жалобе может быть подано в любое время до момента окончания рассмотрения апелляционной жалобы.
Файлы в .DOC:Бланк уточнения к апелляционной жалобеОбразец уточнения к апелляционной жалобе
Следует учитывать, что судебное заседание в апелляционной инстанции отличается от того же заседания в суде первой инстанции и момент окончания рассмотрения апелляционной жалобы не совпадает с моментом удаления судей в совещательную комнату. О процедуре рассмотрения дела в апелляционном суде и о процедуре внесения уточнений мы поговорим ниже.
Подача уточнений к апелляции
Как известно, апелляционная жалоба первоначально подается в суд, вынесший решение или приговор по первой инстанции. Именно этот суд направляет дело на дальнейшее рассмотрение во вторую инстанцию – апелляционную.Как правило, вторая инстанция назначает дело к слушанию в течение одной-двух недель с даты поступления этого дела.
Соответственно, право на внесение уточнений к жалобе возникает у апеллянта с момента подачи жалобы в суд первой инстанции и сохраняется за ним до момента ее рассмотрения.
Следует отдельно поговорить об этом «моменте рассмотрения». Выше мы уточнили, что процедура рассмотрения в судах первой и второй инстанций имеет существенные различия. Так:
- апелляционные жалобы рассматриваются коллегией в составе трех судей;
- конкретная жалоба по конкретному делу передается одному из членов коллегии, который будет выступать в качестве докладчика. Именно докладчик изучает материалы дела и, в конечном итоге, принимает решение по жалобе. Можете быть уверены, что в 99 случаях из 100 остальные члены коллегии не ознакомлены с материалами дела и с доводами жалобы;
- для рассмотрения отдельной апелляционной жалобы не назначается отдельное судебное заседание.
То есть, апеллянту следует быть готовым к тому, что его жалоба будет рассматриваться одновременно с несколькими другими. Это означает, что в зале судебных заседаний будут находиться множество людей, чьи дела и жалобы находятся у разных докладчиков.
Упрощенно говоря, каждый член коллегии судей является докладчиком по нескольким делам, рассматриваемым в рамках одного судебного заседания. Выступления апеллянтов происходят в порядке очередности, то есть каждая из участвующих сторон просто ждет, пока докладчик не назовет ее имя и не предложит высказаться по существу жалобы.
После того, как заинтересованные лица по одному делу выскажут свое мнение, рассмотрение жалобы будет считаться оконченным. При этом сами судьи могут еще долго опрашивать истцов и ответчиков по другим делам. После того, как будут заслушаны все, суд удалится в совещательную комнату, из которой выйдет не с одним, а с несколькими решениями.
Исходя из вышеизложенного, можно определить временные рамки на подачу уточнений к апелляционной жалобе с момента подачи жалобы в суд первой инстанции до момента окончания разбирательства жалобы.
Отказать в приеме уточнений ни суд первой инстанции, ни суд второй инстанции не могут, поскольку, в соответствии с Постановлением №13 Пленума ВС РФ от 19 июня 2012 года, отказ в принятии уточнений и дополнений недопустим.
Пределы уточнений
Апеллянты в своих уточнениях к апелляционной жалобе не могут ссылаться на новые доказательства, которые не были исследованы первой инстанцией. Исключение составляют случаи, когда некие новые обстоятельства и доказательства не могли быть представлены суду первой инстанции по объективным причинам.
Разумеется, ссылаясь на новые доказательства, апеллянту потребуется доказать объективность причин, по которым они не были заявлены первой инстанции.
В известной степени уточнения к апелляционной жалобе и дополнения к ней же – это однородные явления. Исключением будут дополнения к так называемым кратким (предварительным) жалобам. В этих случаях дополнительная апелляционная жалоба, по сути, является единственной мотивированной, поскольку предварительная жалоба не содержит в себе мотивировки.
Что касается уточнений, то они всегда подаются в дополнение к ранее поданной мотивированной жалобе при условии, что в ней были упущены некоторые моменты, имеющие существенное значения для полного и объективного рассмотрения дела во второй инстанции.
Оформление уточнений
Форма дополнений и уточнений к апелляционной жалобе не регламентирована законодательно, однако, по общему правилу, она должна соответствовать форме основной апелляционной жалобы и содержать в себе:
- наименование судебной инстанции, в которую подается уточнение;
- ФИО (наименование для юридических лиц) и адрес апеллянта;
- наименование документа, например, «Уточнение к апелляционной жалобе по делу 2-1221/21 по иску Иванова И.И. к Ивановой А.С. о разделе имущества»;
- сведения о гражданском деле – дата его рассмотрения, наименование суда первой инстанции;
- изложение обстоятельств дела. Например, «решением суда Октябрьского района города Барнаула был удовлетворен иск Петровой А.А. к Сидорову С.С. о взыскании ущерба в сумме 1 000 000 рублей. При составлении основной апелляционной жалобы были упущены доводы, касающиеся процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции»;
- две просьбы к суду: первая – о приеме уточнений к апелляционной жалобе и вторая – о конечном желаемом результате, например, об отмене решения суда;
- список приложений (опционально, если есть документы, которые следует приложить);
- дата подачи уточнений;
- подпись апеллянта.
Оформляются уточнения в количестве экземпляров, соответствующем количеству сторон дела, плюс один непосредственно для апелляционной инстанции. Дополнительная оплата госпошлины при подаче уточнений не требуется.