Заявительный порядок возмещения НДС

При введении любой новой нормы налогового законодательства у организаций возникает множество вопросов. Ведь практика ее применения только начинает складываться. Поэтому разъяснения финансового ведомства в этот период весьма интересны, так как демонстрируют наиболее вероятные тенденции взаимоотношений контролирующих органов и налогоплательщиков на ближайшую перспективу. Одним из нововведений стал заявительный порядок возмещения НДС. Правда, применять его позволено не всем налогоплательщикам, а только тем, которые соответствуют установленным критериям. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.04.10 № 03-07-08/84
СУТЬ НОВОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ
Смысл заявительного порядка, установленного статьей 176.1 НК РФ, состоит в том, что отдельным организациям разрешено получить из бюджета заявленный к возмещению НДС до окончания проверки декларации. То есть не дожидаясь, пока налоговый орган закончит камеральную проверку и примет по ее результатам решение о полном (либо частичном) возмещении налога или откажет в этом.
Категории налогоплательщиков, имеющие право воспользоваться новым порядком, перечислены в пункте 2 статьи 176.1 НК РФ.
Получив заявление организации о возмещении НДС в заявительном порядке, налоговики должны оценить, относится ли она к одной из указанных категорий, и в пятидневный срок принять решение о возврате налога. При этом за счет возмещаемой суммы они могут самостоятельно произвести зачет имеющихся у налогоплательщика недоимок по налогам. Такой зачет также осуществляется на основании решения инспекции.
Если камеральная проверка завершится для налогоплательщика неблагополучно, суммы излишне возмещенного НДС подлежат возвращению в бюджет, а за все время неправомерного пользования ими должны быть уплачены проценты. Они равны двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период.
Казалось бы, все описано ясно и недвусмысленно. Однако, как показывает опыт, в ходе практической реализации нововведений организации и эксперты почти всегда выявляют особенности, которые способны привести к возникновению спорных ситуаций.
На какие же тонкости обратили внимание налогоплательщики в комментируемых письмах?
СЧИТАЕМ СУММУ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ
Итак, заявительный порядок возмещения НДС разрешен тем налогоплательщикам, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб.
Вот организация и поинтересовалась, что следует понимать под уплаченными налогами. Действительно, три года — срок немалый, и в его рамках могли быть случаи не только уплаты налогов, но и их возврата, а также возмещения того же НДС. Нельзя исключать и того, что за это время налоговики проводили зачеты переплат одних налогов в счет недоимок по другим.
Как посчитать, соблюден ли критерий, позволяющий обойтись без обращения в банк за гарантией? Надо ли брать «валовой» показатель или только разницу между платежами и возмещением налога из бюджета?
Ответы на эти вопросы Минфин России дал в комментируемом письме от 01.04.10 № 03-07-08/84. Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.
Из определенной таким образом суммы уплаченных за три года налогов нужно вычесть те, которые признаны излишне уплаченными (взысканными) и были фактически возвращены компании.
По нашему мнению, остались неясными некоторые стороны проблемы. Например, не вполне очевидно, сочтут ли налоговики возвращенными те суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, по которым подано заявление о зачете в счет будущих платежей без указания на конкретный период такого зачета. Аналогичный вопрос остался и в отношении платежей, которые были совершены в большей сумме, чем величина налоговых обязательств, заявленных в соответствующих декларациях.
ПРИМЕР 1
Организация отразила в декларации за I полугодие 2010 года сумму прибыли 500 млн руб. С нее начислен налог 100 млн руб., который уплачен в бюджет.
Однако III квартал оказался неудачным, и налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила всего лишь 450 млн руб. Соответственно налог на прибыль с этой суммы — 90 млн руб.
Организация подала в ИФНС заявление с просьбой направить возникшую переплату в счет будущих платежей, не конкретизируя ни период, ни налог.
Возможно и такое. Предположим, что в I квартале 2010 года в декларации по НДС была указана сумма налога к уплате 446 400 руб. Вычетов налогоплательщик заявил на 88 000 руб.
В итоге к перечислению в бюджет по этой декларации причиталось 358 400 руб., но перечислено было 400 000 руб. В результате образовалась излишне уплаченная сумма, которая составила 41 600 руб.
Предприятие решило не направлять в налоговую инспекцию письмо о зачете или возврате.
По нашему мнению, есть вероятность, что в первом случае налоговики примут сумму налога на прибыль как уплаченную и согласятся включить ее в расчет лимита не по мере списания в счет будущих налоговых платежей, а в периоде фактической уплаты.
Во втором случае скорее всего сумма, превышающая заявленное в декларации налоговое обязательство по НДС, не будет расцениваться как уплаченный налог. Она может быть признана авансовым платежом, который в расчете лимита не участвует. Однако утверждать, что налоговики станут рассуждать именно так, невозможно.
ЧТО СЧИТАТЬ НЕДОИМКОЙ
Налогоплательщик поинтересовался также порядком возмещения НДС в ситуации, когда в лицевом счете отражена недоимка, возникшая, например, в связи с принятием решения по результатам выездной проверки, по которой есть решение (определение) суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих налоговикам взыскивать ее до завершения судебного разбирательства.
С одной стороны, недоимка имеется. Но с другой стороны, до окончания спора взыскать ее нельзя. Поэтому организация справедливо предположила, что в данном случае налоговые органы могут формально руководствоваться упоминанием о недоимке в статье 176.1 НК РФ и, например, вернут НДС в заявительном порядке за вычетом этой недоимки в расчете на завершение судебного процесса в свою пользу.
В комментируемом письме от 05.04.10 № 03-07-08/95 специалисты министерства сослались на пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83*.
* «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Они напомнили, что принятие судом обеспечительных мер хотя и не означает, что решение налоговых органов признано недействительным, но вместе с тем приостанавливает его. То есть налоговики не вправе ни препятствовать расходованию организацией своих средств, ни предпринимать действия для получения этих сумм бюджетом, в том числе в виде удержаний или зачетов.
Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.
УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос. Он касается ситуации, когда камеральная проверка поданной декларации еще не закончена, а налогоплательщик представляет «уточненку».
Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ предусматривает прекращение проверки ранее поданной декларации и всех действий налогового органа, а в отношении «уточненки» начинается новая камеральная проверка.
Если по первичной декларации, согласно заявлению организации, применялся заявительный порядок возмещения налога, то при подаче уточненной может возникнуть ситуация, когда налоговики все еще проводят проверку, но сумма НДС уже возвращена, то есть поступила на его счет. То, что в этом случае первая камеральная проверка прекращается, очевидно. Но что будет с полученной из бюджета суммой?
К тому же уточненная декларация может содержать как большую, так и меньшую сумму налоговых обязательств компании по сравнению с первоначальным вариантом. Как поступить: вернуть часть суммы в бюджет или получить из бюджета дополнительные средства?
По мнению Минфина России, указанные положения статьи 88 НК РФ дают однозначный ответ. Необходимо все вернуть к исходной ситуации: решение о возмещении НДС отменяется, выставляется требование о возврате налога, и организация (или ее банк-гарант) перечисляет полученный из бюджета НДС обратно. У налогоплательщика есть на это пять дней. Причем неважно, содержит ли уточненная декларация большую или меньшую сумму НДС к возмещению по сравнению с первоначальной.
Зато предприятие может подать заявление о возмещении НДС в заявительном порядке уже в отношении уточненной декларации, и налоговый орган в таком случае действует по обычному алгоритму.
По нашему мнению, такая логика имеет право на существование. Прекращение камеральной проверки первичной декларации означает, что стороны возвращаются в исходное положение и начинают все заново.
Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.
КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.
Дело в том, что статья 176.1 НК РФ говорит о необходимости применения именно удвоенной ставки рефинансирования.
Можно предположить, что компания опасалась, что проценты будут рассчитываться так же, как начисляют пени на недоимки, то есть по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день. Ведь пени, исходя из норм статьи 75 НК РФ, тоже фактически являются платой за пользование бюджетными средствами, поскольку призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов.
К тому же из статьи 176.1 НК РФ нельзя понять, являются ли указанные проценты единственным дополнительным платежом налогоплательщика в бюджет или ему могут начислить и пени. Ведь бюджет недополучил платежи на сумму неправомерно возмещенных в заявительном порядке сумм НДС.
Разъяснения по этому аспекту проблемы благоприятны для налогоплательщиков. Статья 176.1 НК РФ в отличие от статьи 75 НК РФ никакого специального порядка использования ставки рефинансирования не содержит. Поэтому при расчете нужно исходить из фактической, а не условной продолжительности календарного года, то есть определять процентную ставку за день как 1/365 (1/366) учетной ставки ЦБ РФ. Эти проценты являются единственной формой платы за пользование бюджетными средствами. Никакие пени дополнительно не начисляются.
Специалисты ведомства сообщили и дополнительную информацию по этому вопросу. Они указали, что, поскольку ставка рефинансирования в последнее время меняется довольно часто, налоговики будут определять суммы процентов исходя из всех ставок, которые действовали с момента получения налогоплательщиком средств из бюджета до возврата излишнего возмещения.
ПРИМЕР 2
Предположим, налогоплательщик 27 января 2010 года получил сумму возмещения НДС. Возврат излишнего возмещения он произвел на основании решения налогового органа по результатам камеральной проверки декларации 4 мая 2010 года.
Расчет ставки процентов за день будет осуществлен следующим образом:
— с 28 января по 23 февраля — по 0,048% (учетная ставка 8,75% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 24 февраля по 28 марта — по 0,047% (учетная ставка 8,5% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 29 марта по 29 апреля — по 0,045% (учетная ставка 8,25% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 30 апреля по 4 мая — по 0,044% (учетная ставка 8% х 2 раза/365 дн.).
После того как суммы процентов будут определены по каждой ставке, все результаты складываются и общая сумма включается в требование, выставляемое налогоплательщику.
Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №13, июль 2010 г.

Содержание

Анализ проблемы возврата излишне уплаченных сумм налога налоговым агентом на примере НДС

В принципе, предлагаемый ниже автором подход может быть использован в отношении любого налога, для которого предусмотрена ситуация когда обязанность по уплате налога исполняется не самим налогоплательщиком, а налоговым агентом. Просто для меня эта проблема стала актуальной именно в связи с уплатой НДС.

Типичные случаи, в которых возникает феномен излишней (или ошибочной) уплаты НДС налоговым агентом в бюджет связаны:

  • с неправильным указанием наименования контрагента-налогоплательщика;
  • с уплатой НДС в отношении операций, не облагаемых НДС;
  • с уплатой НДС в ситуациях, когда выяснялось, что контрагент-налогоплательщик зарегистрирован в налоговых целях в России и обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате НДС в бюджет.

Впрочем, основания появления сумм излишне уплаченного налога могут быть разными, это не имеет значения с точки зрения предлагаемого автором анализа ситуации.

На сегодняшний день, основным подходом к проблеме возврата излишне (ошибочно) перечисленного налога является позиция, изложенная в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 (далее по тексту — Постановление), «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», в п. 24 которого указывается, что «излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего».

Ну и поскольку законом такой возврат не предусмотрен, то и судебная практика достаточно очевидна:

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2009 по делу N А58-609/09 устанавливается, что суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, поскольку законодательством не установлена обязанность налогового агента возвратить налогоплательщику излишне удержанный им НДС.

Интересно, что в проект новой редакции этого Постановления, достаточно долго обсуждаемого, но до сих пор не принятого официально, пункт 37, посвященный этой проблеме дополнен новеллой о том, что излишне уплаченный налог может быть возвращен и в случае, если налоговый агент по собственной инициативе уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

Анализируя текст Постановления, в интересующей нас части, нельзя не обратить внимание на стиль изложения – констатация, без малейшей попытки обосновать предлагаемый подход ссылками на нормы законодательства. Собственно и обосновать-то такой подход нечем, кроме как некими соображениями о «системном подходе». Особенно хорошо это видно при сравнении действующей редакции Постановления и проекта новой его редакции. Очевидно, причиной появления новеллы не послужило изменение законодательства, то есть она появилась как адаптация судебной практики к обстоятельствам коммерческого оборота.

Следует задаться вопросом: «Почему Пленум ВАС не может выработать непротиворечивую, обоснованную нормами права и справедливую, с точки зрения коммерческого оборота, позицию по вопросу возврата излишне уплаченного налога налоговому агенту?».

В приведенном выше решении суда № А58-609/09, истец тщетно пытался обосновать требование о возврате НДС, ошибочно уплаченным им в качестве налогового агента, аргументируя тем, что Постановление Пленума не применимо в его случае. Существуют ли иные аргументы, позволяющие налоговому агенту вернуть «излишне уплаченный налог»? Замечу, что фраза «излишне уплаченный налог» не случайно взята в этом вопросе в кавычки.

Налоговый Кодекс РФ содержит в себе немало понятий, которые следует охарактеризовать как юридическая фикция. В качестве примера, можно привести понятие «реализация работ», природа которого исследовалась автором (в соавторстве) в журнале «НАЛОГОВЕД» (№ 4, 2013). Именно наличие такого рода понятий приводит к появлению большого количества проблем у налогоплательщиков, и создает трудности для правоприменителей при попытке выработать непротиворечивую, основанную на нормах законодательства правовую позицию.

Такой же юридической фикцией, по мнению автора, является и понятие «излишне уплаченный налог».

В реальности, в фактических налоговых правоотношениях, «излишне уплаченного налога» просто не существует.

Дело в том, что сумма, уплаченная в бюджет, может называться налогом только в случае, если этой сумме корреспондирует соответствующая обязанность налогоплательщика по уплате налога.

В соответствии с п. 1, статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В тех случаях, когда основания для возникновения налога отсутствуют, даже если налогоплательщик или налоговый агент ошибочно полагал, что такие основания наличествуют, сумма, уплаченная в бюджет, не имеет налоговой природы. Таким образом, сумма, уплаченная «излишне», то есть вне оснований для уплаты налога, налогом вообще, и «излишне уплаченным НАЛОГОМ», в частности, не является. Как следствие, перечисление такой суммы не порождает последствий, присущих уплате налога.

Возвращаясь к типичным случаям возникновения «излишне уплаченных сумм НДС», перечисленных в начале статьи, следует признать, что в ситуации, когда налоговый агент заплатил НДС в отношении неправильно указанного, то есть несуществующего налогоплательщика, то эту сумму НДС невозможно считать средствами, принадлежащими несуществующему лицу. Эти средства не являются уплатой налога, принадлежат и должны быть возвращены именно организации перечислившей их в качестве налогового агента. Вернее сказать, организации, ошибочно полагавшей, что существуют основания выступать в роли налогового агента в отношении несуществующей организации.

Точно так же, и в случае с уплатой НДС в отношении операций, не облагаемых НДС, и в случае уплаты «агентского» НДС в отношении контрагента-налогоплательщика, самостоятельно исполняющего обязанности по уплате НДС в бюджет: суммы, перечисленные налоговым агентом, при очевидном отсутствии оснований для такого порядка уплаты НДС, уплачены из средств, принадлежащих налоговому агенту и подлежат возврату именно ему.

В свете предлагаемого автором подхода, следует определиться с правовой природой платежей, совершаемых в треугольнике: налоговый агент, налогоплательщик, бюджет. Для того, чтобы продолжить рассуждения, необходимо обозначить отправную точку. И такой отправной точкой для автора является концепция «НДС всегда в цене». Не вдаваясь в подробности, эту концепцию можно условно сформулировать как понимание, что рыночная цена на товары, услуги облагаемые НДС, то есть цена, формируемая на рынке спроса и предложения, всегда включает в себя НДС, даже если продавец и покупатель об этом специально не договаривались. Именно так, и особенно наглядно, это происходит при розничной купле-продаже или оказании услуг физическим лицам. Эта концепция в полной мере применима и к сделкам, совершаемым с иностранными организациями. Кстати, если российская организация приобретает, например, гостиничные услуги для командированного сотрудника в иностранном государстве, то эта российская организация приобретает услугу именно по рыночной цене. И даже если в счете гостиницы выделен НДС, российская организация иностранный НАЛОГ не платит, а платит цену как таковую. Здесь же следует упомянуть и о том, что достаточно распространена практика, когда стороны договариваются о цене, специально оговаривая, что сумма, о которой стороны пришли к соглашению не включает НДС (а иной раз и другие налоги). Такую ситуацию, по мнению автора, следует трактовать как соглашение не о цене, а соглашение о способе расчета окончательной рыночной цены, когда оговоренная сумма должна быть использована как база для расчета.

Что же происходит в ситуации, когда налоговый агент ошибочно уплачивает за налогоплательщика в бюджет НДС?

  • сумма, уплаченная налоговым агентом в бюджет не является налогом, ее следует расценивать как ошибочно перечисленные в бюджет средства, принадлежащие налоговому агенту и подлежащие возврату налоговому агенту;
  • сумма, удержанная налоговым агентом и не перечисленная контрагенту-налогоплательщику не является «необоснованно удержанной суммой налога», как это указывается в проекте Постановления Пленума ВАС, а является суммой необоснованно удержанной части цены, и должна быть перечислена контрагенту в рамках гражданско-правовых отношений.
  • Контрагенту-налогоплательщику следует учитывать то обстоятельство, что ошибочное перечисление налоговым агентом средств в бюджет, не является основанием для неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате НДС по сделке.

В заключение хотелось бы отметить, что применение изложенного автором подхода для защиты прав налогового агента возможно и в условиях действующей редакции Налогового Кодекса. Подход согласуется с базовыми принципами Налогового Кодекса и лишь выводит ситуацию из-под пресса подхода, основанного на оценке принадлежности средств, уплаченных в бюджет в качестве НДС.

Ну и конечно, было бы большим подспорьем для налогоплательщиков, да и для налоговых органов, если бы Пленум ВАС сформулировал свою позицию с учетом несовершенства положений Налогового Кодекса, регулирующих возврат излишне уплаченных сумм.

Кто может получить возмещение НДС из бюджета

Налогоплательщики НДС начисляют налог к уплате в бюджет. Начисленную сумму можно уменьшить на так называемый «входной» НДС, полученный от поставщиков товаров, работ и услуг. Такое право компаниям предоставляет п.1 ст.171 НК РФ, а условия применения вычета входного налога указаны в ст.171, 172 НК РФ.

Разница между начисленным и входным НДС – это и есть сумма, которую компания должна перечислить в бюджет. Что делать, если вычеты оказались больше начисленного налога? Тогда у налогоплательщика появляется право на возмещение НДС из бюджета. Порядок и условия возмещения определены в ст.173, 176 НК РФ.

Обычно право на возмещение НДС возникает в таких ситуациях:

  • У компаний – экспортеров, поскольку реализация на экспорт облагается НДС по нулевой ставке, а товары, работы и услуги компанией закупаются с НДС по ставке 10% или 18%. Для экспортеров порядок возмещения немного сложнее, поскольку им приходится еще подтверждать нулевую ставку налога,
  • Из-за разницы в ставках НДС на реализацию и закупку товаров. Например, компания получает от поставщиков НДС по ставке 18%, а сама реализует товары по ставке 10%,
  • В случае превышения объемов закупки над объемами реализации товаров. Это возможно в случае убыточности деятельности компании, на первых этапах существования новой организации, в случаях потери или порчи товаров, по причине падения спроса на продукцию и т.д.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Есть два варианта возмещения НДС из бюджета:

Вариант

Основание

Процедура

Общий

ст.176 НК РФ

Возврат или зачет налога производится после проведения камеральной проверки

Заявительный

ст.176.1 НК РФ

НДС возмещается из бюджета до завершения камеральной проверки

Общий порядок

Большинство налогоплательщиков возмещают налог на добавленную стоимость в общем порядке. Процедура включает несколько этапов.

Первый этап – подача в ИФНС декларации по НДС. Сроки сдачи декларации обычные – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В декларации компания отражает суммы начисленного налога и вычетов по нему. В случае превышения вычетов над начислением образуется НДС к возмещению.

Если компания не отразила вычету в декларации, право на возмещение не возникает (определение Верховного суда РФ от 15.06.2015 № 302-КГ15-5774 по делу № А10-5130/2013). Таким образом, декларация по НДС – это единственный способ показать инспекторам свое право на возврат налога.

Скачайте актуальный бланк декларации по НДС. А приведена подробная инструкция по ее заполнению с примерами.

Чистый бланк декларации по НДСИнформация о файле

Кстати, инспекторы обновили безопасную долю вычетов для отчетности по НДС. Если в вашей отчетности вычеты завышены, налоговики потребуют пояснений. Проверить, соблюдены ли у вас безопасные рамки, можно .

Второй этап – камеральная проверка. Ее инспекторы проводят в течение трех месяцев после получения декларации. Ее могут завершить и быстрее (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753, письмо ФНС от 13.04.2015 № ЕД-4-15/6266). Будьте готовы к тому, что в ходе проверки инспекторы могут запросить документы и пояснения.

Какие документы и пояснения могут запросить проверяющие? Практически любые, касающиеся как начисленного налога, так и вычетов по нему. Инспекторы должны убедиться, что и начисленный, и входной НДС рассчитан верно, деятельность компании не имеет признаков однодневки и не связана с контрагентами-однодневками, а возмещение возникло не в результате применения схем незаконной оптимизации.

Возмещение НДС из бюджета

На следующем этапе по результатам проведенной проверки инспекторы принимают одно из возможных решений:

  1. О полном возврате налога из бюджета,
  2. О полном отказе в возмещении НДС,
  3. О частичном возмещении.

Решение принимают в течение семи рабочих дней после завершения камеральной проверки и составляют один из документов (п.2, п.3 ст.176 НК РФ):

  • Решение о возмещении НДС из бюджета,
  • Акт о нарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки.

Если компания не согласна с выводами проверяющих, она может подать возражения на акт камеральной проверки по специальной форме, которую разработали налоговики. Хотя кодекс не требует подавать возражения по определенной форме, удобнее воспользоваться бланком инспекторов. Так вы точно не упустите ничего важного. На что обратить внимание и образец формы —в статье.

Еще пять рабочих дней инспекторам дается на то, чтобы довести принятое решение до налогоплательщика (п.9 ст.176 НК РФ). Таков общий порядок возмещения НДС, заявительный порядок имеет некоторые особенности.

Заявительный порядок

Возврат налога в заявительном порядке предусмотрен ст. 176.1 НК РФ. Его главная особенность заключается в том, что организации не нужно ждать окончания камеральной проверки, чтобы получить возмещение. Конечно, такой способ налагает ряд ограничений.

Во-первых, получить возмещение в заявительном порядке могут налогоплательщики, прямо перечисленные в ст.176.1 НК РФ:

  • Крупные организации, у которых совокупная сумма налогов за три предыдущих года превышает 2 миллиарда рублей. В расчет берутся суммы НДС, налога на прибыль, акцизы и налог на добычу полезных ископаемых,
  • Резиденты территорий опережающего соцально-экономического развития,
  • Резиденты свободного порта Владивосток.

Во-вторых, вместе с налоговой декларацией по НДС компания должна предоставить банковскую гарантирую или поручительство крупного налогоплательщика. Это необходимо на тот случай, если по результатам проверки заявителю будет отказано в возмещении НДС. Если организация сама не сможет вернуть необоснованно полученное возмещение, то это должен будет сделать банк, выдавший гарантию, или поручитель.

Компания должна успеть подать заявление о применении заявительного порядка в течение пяти дней после отправки декларации по НДС (п.7 ст.176.1 НК РФ). В течение еще пяти рабочих дней инспекторы проверяют, выполнены ли условия применения заявительного порядка (п.8 ст.176.1 НК РФ). После этого выносится решение о полном или частичном возмещении налога. Если у компании есть недоимки по платежам в федеральный бюджет, то она будет погашена за счет возмещаемой суммы.

Сроки и порядок проведения камеральной проверки при этом не меняются. По итогам проверки может право на возврат налога может не подтвердиться. Тогда излишне полученные суммы должен вернуть налогоплательщик, его банк или поручитель.

Как возместить НДС из бюджета

Получив решение о возврате, компания подает заявление (п.6 ст.176 НК РФ). Не путайте с заявительным порядком, в данном случае заявление нужно не для досрочного возврата налога. В заявлении налогоплательщик сообщает инспекторам, как именно он хочет распорядиться с суммой возмещения.

Если у компании есть недоимки по налогам, пеням или штрафам, причитающимся к уплате в федеральный бюджет, то инспекторы самостоятельно погасят эти задолженности за счет возврата налога на добавленную стоимость (п.4 ст.176 НК РФ). Для этого налоговикам не требуется согласие налогоплательщика. Оставшейся частью вправе распорядиться организация:

  • Зачесть в счет будущих платежей в бюджет (п.6 ст.176 НК РФ),
  • Получить денежные средства на банковский счет компании (п.8 ст.176 НК РФ).

Это решение компания и сообщает налоговикам в заявлении о возврате или зачете налога. Бланк заявления утвержден приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Вы можете скачать чистый бланк. А в статьевы найдете подробную инструкцию по заполнению бланка и готовый образец.

Чистый бланк заявления о зачете или возврате налогаИнформация о файле

Срок возмещения НДС

Налоговым кодексом ограничены сроки всех этапов возврата налога из бюджета.

Сроки возврата в общем порядке:

  • В течение трех месяцев после сдачи декларации по НДС налоговики проводят камеральную проверку (п.1 ст.176, ст.88 НК РФ),
  • Если по результатам проверки нарушений не обнаружено, инспекторы принимают решение о возмещении, срок – семь рабочих дней (пп.2, 6, 7 ст.176 НК РФ),
  • После получения от налогоплательщика заявления о возврате или зачете:
    • На следующий рабочий день в казначейство направляется платежный документ на возврат денежных средств (п.8 ст.176 НК РФ),
    • Казначейство проводит платеж в течение пяти рабочих дней (п.8 ст.176 НК РФ),
  • Если в ходе камеральной проверки были выявлены нарушения, соответствующий акт составляют в течение 10 рабочих дней после завершения проверки.

Сроки возврата в заявительном порядке:

  • В течение трех месяцев после сдачи декларации по НДС налоговики проводят камеральную проверку (п.1 ст.176, ст.88 НК РФ),
  • В течение пяти рабочих дней после сдачи декларации организация подает заявление о применении заявительного порядка (п.7 ст.176.1 НК РФ),
  • В течение пяти рабочих дней после получения заявления инспекторы проверяют соблюдение требований, установленных ст.176.1 НК РФ (п.8 ст.176.1 НК РФ),
  • Сроки зачета и перечисления денежных средств такие же, как при общем порядке:
    • На следующий рабочий день в казначейство направляется платежный документ на возврат денежных средств (п.8 ст.176 НК РФ),
    • Казначейство проводит платеж в течение пяти рабочих дней (п.8 ст.176 НК РФ),
  • Если по завершении камеральной проверки выяснится, что налогоплательщик не имел права на получение возврата, он должен перечислить денежные средства в бюджет в течение пяти рабочих дней после получения требования ИФНС.

Если налоговики нарушили срок возврата налога из бюджета, компания вправе рассчитывать на получение процентов в соответствии с п.10 ст.78, п.10 ст.176 НК РФ.

Заявительный порядок возмещения НДС

Прежде чем рассматривать изменения в Налоговом законодательстве, благодаря которым возмещение НДС в заявительном порядке стала доступнее для налогоплательщиков, вспомним, на каких условиях может возникнуть право на такое возмещение НДС. Так будет проще разобраться с вступившими в силу изменениями.

Если соблюдать все условия, предусмотренные ст. 176.1 НК РФ, можно получить право на то, чтобы воспользоваться заявительниц (ускоренным) порядком возмещения НДС (налога на добавленную стоимость). Как правило, налогоплательщику необходимо предоставить гарантию. Это может быть поручительство или банковская гарантия. Смысл такой, что гарант должен будет возместить сумму возмещенного НДС, если результаты проверки покажут, что налогоплательщик на самом деле не обладает правом на возмещение налога.

Требования к финансовой гарантии содержатся в тексте ст. 74.1 и 176.1 НК РФ. При этом банк, который выдает налогоплательщику гарантию (или его филиал), обязательно должен присутствовать в специальном перечне Минфина РФ (пп. 3 и 4 ст. 74.1 НК РФ).

Существует исключение, предусмотренное подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ. Крупные налогоплательщики (зарегистрированные не менее 3 лет назад и успевшие уплатить как минимум 7 миллиардов рублей налогов за предшествующие 3 года) имеют возможность не предоставлять финансовую гарантию.

Важно! За НДС, возмещенный без оснований, придется уплачивать проценты и штраф.

Срок действия гарантии должен составлять как минимум 10 месяцев с момента предоставления декларации по НДС в ИФНС. В нее включается исключительно заявленная к возмещению сумма НДС, какие-либо другие суммы включаться не должны.

Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ позволил получить право на возмещение НДС в заявительном порядке налогоплательщикам, заручившимся поручительством юридических лиц, которые готовы возместить за них сумму НДС в случае, если она оказывается выплаченной безосновательно. Поручитель обязан:

  • подтвердить, что организация не ликвидируется, не обанкротилась, не находится в стадии реорганизации, не имеет задолженностей по уплате налоговых платежей в бюджет;
  • обладать объемом уплаченных за предшествующие поручительству 3 года налогов на сумму не менее 7 миллиардов рублей (при этом объем обязательств по договорам поручительства, включая, рассматриваемый договор, не может превышать 20% от величины чистых активов ООО).

Некоторые налогоплательщики могут представить только договор поручения от имени управляющей компании. Такое позволительно резидентам свободного порта Владивосток, а также налогоплательщикам, деятельность которых осуществляется на в местности, признаваемой территорией опережающего социально-экономического развития. Срок действия такого договора не может быть менее 10 месяцев с момента предоставления декларации по НДС в ИФНС. Согласно подп. 3 и 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в договоре при этом прописывается обязательство поручителя по возвращению суммы возмещенного НДС за налогоплательщика, если его право на возмещение не подтвердится.

Теперь разберемся с тем, почему возмещение НДС в заявительном порядке становится доступнее. Со вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ совокупная сумма налогов за 3 предшествующих года (дающая право на заявительнице (ускоренное) возмещение НДС) снижается с 7 миллиардов рублей до 2 миллиардов рублей. Такое же послабление в отношении требований к сумме налоговых отчислений в бюджет касается и поручителей. Более того, предел обязательств по договорам поручительства также увеличится с 20 до 50% от стоимости чистых активов юридического лица.

Важно! Критерии для возмещения НДС в заявительном порядке смягчаются, начиная с сумм налога по декларации за IV квартал 2018 года.

Читайте также статью ⇒ “Незаконное возмещение НДС: детские товары, фиктивный экспорт“.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на распространенные вопросы о том, что возмещение НДС в заявительном порядке становится доступнее

Вопрос №1: Согласно подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, крупные налогоплательщики могут не предоставлять финансовую гарантию для получения права на возмещение НДС в заявительном порядке. Чтобы получить такую возможность, необходимо непосредственно уплатить 7 млрд. рублей налогами за последние 3 года, или можно также учитывать зачет обязательств?

Ответ: Верно, в данном случае речь идет не только о непосредственной уплате налогов (НДПИ, НДС, налога на прибыль, акцизов) в бюджет, но и в порядке зачета таких обязательств. См. Письмо ФНС РФ от 23.07.2010 № АС-37-2/7390@.

Вопрос №2: Суммы каких уплаченных в бюджет налогов нельзя учитывать при выяснении прав на возмещение НДС в заявительном порядке без представления финансовых гарантий?

Ответ: При подсчете общей суммы уплаченных в бюджет налогов за последние 3 года не учитываются налоги, уплаченные при ввозе товаров, а также суммы налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента. Вычитается также сумма излишне уплаченных налогов (взысканных) налогов. Это не касается НДС и акцизных сборов, возвращенных за последние 3 года в соответствии со ст. 176 (176.1) НК РФ и 203 НК РФ.

Что представляет собой заявительный порядок возмещения НДС
Как выглядит процедура возмещения НДС в заявительном порядке
Заявление о применении заявительного порядка
Получение банковской гарантии
Что будет после камеральной проверки
Если нужно сдать уточненную декларацию

Если компания хочет получить возмещение НДС из бюджета, в общем случае нужно ждать минимум два месяца, пока налоговая инспекция будет проверять декларацию и выносить положительное или отрицательное решение на возмещение. Все это время налогоплательщик фактически кредитует государство за свой счет.

Некоторые компании могут не ждать так долго, а получить деньги на расчетный счет за 11 дней в заявительном порядке. Такая возможность предусмотрена статьей 176.1 Налогового кодекса РФ. Это отличная возможность пополнить оборотные средства, не привлекая кредиты. Расскажем подробнее, как возместить налог на добавленную стоимость в ускоренном порядке.

Что представляет собой заявительный порядок возмещения НДС

Это значит, что государство возвращает НДС по заявлению еще до того, как проверит декларацию и убедится, что организация действительно имеет право на возмещение.

Но эта возможность доступна не всем, а только организациям с солидными отчислениями в бюджет и тем, кто имеет банковскую гарантию или поручительство от другой организации.

Налогоплательщик имеет право на заявительный порядок возмещения, если соответствует одному из следующих критериев (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  1. Существует не меньше трех лет и за последние три года заплатил налогов (НДС, НДПИ, налог на прибыль и акцизы) не меньше, чем на 2 млрд руб. При расчете совокупной суммы налогов в нее не включают ранее возмещенный НДС (письмо от 31.08.2017 № 03-07-11/55788).
  2. Предоставил банковскую гарантию.
  3. Является резидентом территории опережающего экономического развития или свободного порта Владивосток и предоставил гарантию от управляющей компании.
  4. Имеет поручительство от другой организации, если эта организация старше трех лет, за последние три года заплатила от 2 млрд руб. налогов, не имеет долгов перед бюджетом, не находится в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации. Сумма обязательств по поручительству не может быть больше 50% от чистых активов поручителя.

Банк или организация, которые выдали гарантию, должны будут за свой счет возместить убытки бюджету, если после камеральной проверки декларации окажется, что налогоплательщик не имел права на возмещение НДС и не вернул полученные деньги по требованию.

Проблемы возмещения НДС и другие актуальные для участников ВЭД вопросы вы можете обсудить на заседаниях Клуба директоров. Записаться на мероприятие можно заранее. А вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Подробно про условия возмещения НДС из бюджета читайте в этой статье.

Как выглядит процедура возмещения НДС в заявительном порядке

Шаг 1. Налогоплательщик сдает декларацию с НДС к возмещению.

Шаг 2. В течение пяти дней после сдачи декларации отправляет в налоговую инспекцию банковскую гарантию, если она нужна (или договор поручительства, или договор с управляющей компанией) и заявление о применении заявительного порядка.

Шаг 3. Налоговая инспекция рассматривает заявление и в течение пяти дней выносит положительное или отрицательное решение. После этого у налоговиков есть пять дней, чтобы сообщить о решении налогоплательщику. В случае отказа контролеры должны указать в решении, какой именно пункт Налогового кодекса не выполнен.

Шаг 4. Если решение было положительным, уже на следующий рабочий день ИФНС отправляет поручение в казначейство, а оттуда в течение пяти дней перечисляют деньги на счет организации.

Итого процедура занимает максимум 11 рабочих дней со дня подачи заявления до поступления денег на счет.

С 12 дня, если к этому времени деньги не поступят на расчетный счет компании, начинают «капать» проценты. Налоговая инспекция должна вместе с суммой возмещения перечислить на счет организации проценты, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Читайте , как мы заставили налоговую инспекцию вернуть компании НДС.

Внимание!

Если у организации есть недоимка по налогам, пеням и штрафам, полагающуюся к возмещению сумму налоговики автоматически зачтут в счет этих долгов, а на счет организации перечислят только остаток, если он будет.

Заявительный характер возмещения НДС никак не влияет на камеральную проверку по декларации. Ее будут проверять с таким же пристрастием, как и другие декларации с возмещением, а значит будут задавать вопросы, запрашивать документы и, возможно, вызывать на комиссии для беседы. Поэтому организация, которая идет на возмещение в заявительном порядке, должна быть на 100% уверена в каждом примененном вычете. Если хотя бы часть вычетов снимут, придется возвращать деньги в бюджет с двойными процентами.

С аутсорсингом от 1C-WiseAdvice вы можете не бояться таких ситуаций. Если вам нужно возмещение – вы его получите. В отличие от штатных бухгалтеров, которые не хотят лишний раз «связываться» с возмещением, чтобы не привлекать внимания налоговиков, мы уверенно возвращаем деньги в оборот компании. Мы строго следим за оформлением документов, не боимся вопросов и отстаиваем вычеты.

Получение банковской гарантии

Гарантию может выдать только банк, который есть в специальном Минфина. Этот перечень постоянно обновляется.

В перечень попадают банки, которые соответствуют условиям статьи 74.1 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • работают не меньше пяти лет и имеют лицензию ЦБ РФ;
  • имеют не меньше одного миллиарда собственных средств;
  • последние 6 месяцев соблюдали все нормативы закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • не имеют требование от Центробанка о финансовом оздоровлении.

Суммы, прописанной в гарантии, должно хватить на то, чтобы в случае чего покрыть обязательства перед бюджетом.

Налоговики на местах иногда утверждают, что суммы по гарантии должно хватить и на покрытие процентов за пользование бюджетными деньгами, но ФНС России считает, что сумма, на которую выдана банковская гарантия должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме только суммы налога, заявленной к возмещению (письмо ФНС России от 05.02.2014 № ГД-4-3/1884).

Гарантия должна действовать минимум 10 месяцев со дня подачи декларации с заявленной суммой возмещения НДС.

Если организация, которая возмещает НДС, и банк, выдавший гарантию, «прописаны» в разных регионах, – это не повод для отказа в возмещении (письмо Минфина РФ от 21.10.2010 № 03-07-11/415).

Процесс получения гарантии схож с получением кредита. Нужно обратиться в банк с заявлением и предоставить пакет документов. Условия предоставления гарантии будут зависеть от финансового состояния организации. Плата за гарантию колеблется от 1 до 10% годовых. Как правило, банки запрашивают обеспечение по гарантии.

Если банк согласился дать гарантию на меньшую сумму, то можно предоставить гарантию на часть суммы, заявленной к возмещению (письмо Минфина от 26.09.2012 № 03-07-15/127).

Что будет после камеральной проверки

Алгоритм зависит от того, выявила ли проверка нарушения.

Ситуация 1. Нарушений не было

Если с декларацией все в порядке, в течение 7 дней после окончания камеральной проверки организация получит от ИФНС информацию в письменной форме, что нарушений нет. Одновременно с этим или не позднее следующего дня банк получит от ИФНС заявление об освобождении от гарантии.

Саму гарантию организация может получить обратно из налоговой инспекции по письменному заявлению.

Ситуация 2. Нарушения были

Если по итогам проверки контролеры выяснят, что организация не имела права на возмещение или возврату подлежала меньшая сумма, контролеры отменят решение о возмещении и направят требование вернуть налог с процентами за пользование бюджетными деньгами исходя из двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).

У организации будет пять дней на то, чтобы вернуть деньги в бюджет, после чего налоговая инспекция уведомит банк о прекращении обязательств по гарантии.

Если организация не заплатит по требованию, налоговая инспекция направит требование уже в банк, выдавший гарантию.

Если нужно сдать уточненную декларацию

Лучше успеть это сделать до того, как налоговики примут решение о возврате денег. Иначе придется вернуть все полученные по заявительному порядку деньги с двойными процентами (п. 24 ст. 176.1 НК РФ). И не имеет значения, в какую сторону изменилась сумма НДС к возмещению в уточненной декларации – уменьшилась или увеличилась (письмо Минфина от 01.04.2010 № 03-07-08/84).

Верховный суд такую позицию поддерживает.

Судебная практика

Постановление Президиума ВАС РФ ОТ 19.02.2013 № 13366/12. Компания возместила НДС в заявительном порядке, а потом подала «уточненку» с меньшей суммой возмещения и разницу добровольно вернула в бюджет. Но налоговики решили, что компания должна была вернуть все и с процентами.

Одновременно они приняли положительное решение о возмещении НДС уже по другой декларации за следующий квартал и за счет этой суммы покрыли недоимку. Компания не согласилась и обратилась в суд. Суды всех инстанций решили, что положения пунктов 15, 17 и 24 статьи 176.1 Кодекса допускают частичную отмену решения о возмещении налога и возврат в бюджет только излишне полученных сумм. Верховный суд не согласился с этим и отменил решения нижестоящих судов.

Если же подать «уточненку» и заявление на возмещение еще до того, как будет принято решение о возврате, инспекторы просто не будут рассматривать первичную декларацию. Они прекратят камеральную проверку и начнут новую по уточненной декларации. При этом не обязательно получать новую банковскую гарантию. Можно воспользоваться той же, если до окончания срока ее действия осталось не меньше 10 месяцев.

Если у организации все в порядке с документами, НДС можно и нужно возмещать, в том числе с использованием банковской гарантии. У клиентов, которые находятся на комплексном бухгалтерском обслуживании в компании 1C-WiseAdvice, с документами всегда полный порядок. Мы оперативно обрабатываем всю поступающую «первичку» и создаем электронный архив, поэтому всегда готовы к требованиям и проверкам налоговых органов.

Заказать услугу

Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета

Переплата налога в бюджет может возникать по самым разным причинам. Например, в случаях уплаты в течение года авансовых платежей по налогу, размер которых в итоге превышает необходимую к уплате сумму. Или когда плательщик забывает об имеющихся у него льготах по тому или иному налогу, и уплачивает его на общих основаниях. Причиной переплаты может являться и банальная ошибка, допущенная бухгалтерией. При этом переплаченный налог может быть либо возвращен обратно плательщику, либо зачтен в счет уплаты недоимки по другому налогу. Но не всегда. В ряде случаев вернуть переплату оказывается не так-то просто. Для БУХ.1С разбирался с вопросом возвраты налогов из бюджета эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Вернуть нельзя оставить

Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.

Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.

В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.

Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).

Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.

Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.

3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.

5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).

7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур.

Кто не успел, тот опоздал

Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию.

Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.

На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.

Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации.

Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу.

Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.

Кому я должен – всем прощаю

Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.

Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.

Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица.

Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату.

Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).

Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).

Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)

Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.

НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).

Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.

Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.

Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.

Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.

При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.

Когда возникает переплата по НДС

Расчет суммы налоговых обязательств, а также порядок их погашения, регламентируются положениями НК РФ. При расчете суммы НДС организациям следует придерживаться порядка, утвержденного следующими статьями главы 21 НК РФ:

  • ст. 153 –определение налоговой базы;
  • ст. 149 – необлагаемые операции;
  • ст. 153 – налоговый период;
  • ст. 164 – действующие налоговые ставки;
  • ст. 166 – порядок расчета НДС;
  • ст. 173 – 174 – сроки и порядок уплаты НДС в бюджет.

При нарушении установленного порядка расчета и погашения налоговых обязательств по НДС возможно возникновения переплаты по НДС. Кроме того, переплата по налогу может возникнуть в следующих случаях:

  • бухгалтер допустил механическую ошибку при расчете налога, либо в момент перечисления НДС в бюджет;
  • орган ФНС взыскал с налогоплательщика излишнюю сумму НДС;
  • факт переплаты установлен на основании судебного решения (в связи с неправомерными действиями фискальной службы).

Также переплата может возникнуть в случае применения налогового вычета организациями, которые меняют систему налогообложения с ОСНО на УСН, в связи с чем освобождаются от уплаты НДС.

Переплата из-за ошибки налогоплательщика: как вернуть

Допустим, что причина возникновения переплаты – наличие ошибок, допущенных бухгалтером при расчете налога, математические просчеты либо механические опечатки. В таком случае бухгалтеру следует подать в ФНС уточненную декларацию.

Читайте также статью ⇒ “Срок исковой давности по НДС“.

Шаг-1. Подача уточненной декларации

Первоначально при обнаружении ошибки в расчетах по НДС, бухгалтеру следует составить и подать в ФНС уточненную налоговую декларацию. При заполнении и сдаче документа плательщику следует руководствоваться ст. 81 НК РФ.

В общем порядке «уточненка» подается в срок подачи основной декларации, но не позже уплаты налога. Если причина подачи «уточненки» – переплата по налогу (то есть не было занижения налоговых обязательств), то плательщик может подать документ в любое время, без соблюдения установленных сроков.

Бланк для заполнения уточненной декларации по НДС можно скачать здесь ⇒ Уточненная декларация по НДС.

Шаг-2. Сверка с ФНС

Отправив «уточненку», плательщику необходимо подтвердить наличие переплаты путем подписания акта сверки с фискальной службой. Сверка взаиморасчетов с контролером производится на бланке ФНС, который можно запросить непосредственно в органе фискальной службы либо скачать здесь ⇒ Акт сверки с ФНС (бланк).

После проведения сверки и подписания акта, организации следует сохранить один экземпляр акта у себя – в качестве подтверждения наличия и суммы долга ФНС перед плательщиком.

Читайте также статью ⇒ «Как составить акт сверки взаиморасчетов: бланк акта сверки, образец заполнения».

Шаг-3. Подача заявления на возврат НДС

После подачи уточненной декларации и подписания акта сверки с ФНС, плательщик может обращаться в орган фискальной службы для возврата переплаты.

Основанием для возврата переплата является заявление, оформленное плательщиком в адрес ФНС. Форма, по которой должен составляться документ, закреплена в виде приложения к Приказу ФНС №ММВ-7-8/182 от 14.02.17. Бланк заявления можно получить в ФНС с момента обращения, либо скачать здесь ⇒ Заявление о возврате НДС.

Бланк документа содержит следующую информацию для заполнения:

  • код органа ФНС, в который подается заявление;
  • информация о переплате (излишне уплаченная/излишне взысканная/подлежащая возмещению, налог/сбор/взнос/пеня/штраф);
  • размер переплаты к возврату;
  • расчетный период;
  • код бюджетной классификации;
  • реквизиты для возврата средств (наименование банка, номер счета, банковский идентификационный код).

При получении заявления, специалист органа ФНС вносит в документ следующую информацию:

  • код формы поступившего документа (бумажный носитель/электронная почта/система телекоммуникационных связей);
  • количество страниц в документе;
  • дата поступления заявления;
  • регистрационный номер.

После регистрации документа во внутренней базе и внесения в документ необходимой информации, сотрудник ФНС собственноручно подписывает заявление (ФИО, подпись).

Срок принятия заявления не должен превышать 5-ти рабочих дней с момента обращения плательщика в ФНС.

Шаг-4. Возврат переплаты на расчетный счет организации

Согласно положениям НК РФ и порядку, регламентирующим возврат НДС плательщику, ФНС предоставляется 30 календарных дней на обработку заявления. По истечению указанно срока ФНС обязана уведомить плательщика о результатах рассмотрения заявления и перечислить средства на расчетный счет, указанный в заявлении.

ФНС вправе отказать в возврате переплаты по НДС при наличии следующих оснований:

  • за плательщиком числиться непогашенная задолженность по НДС;
  • организации начислены штрафы, пени по НДС, сумма которых не погашена на момент подачи заявления о возврате НДС.

В прочих случаях ФНС не имеет оснований для отказа плательщику в возврате средств и обязана перечислить переплату в срок до 30-ти дней с момента обращения.

Если переплата возникла в связи с механической ошибкой бухгалтера во время оплаты налога, то для возврата НДС уточненную декларацию подавать не нужно (при условии, что в основной декларации указана верная сумма налога).

Рассмотрим пример. По итогам 2018 года бухгалтер ООО «Герб» подал в ФНС декларацию по НДС, на основании которой уплате подлежит налог в сумме 12.808 руб.

При перечислении средств бухгалтер допустил ошибку в платежном поручении, в связи с чем в бюджет оплачен налог в сумме 15.808 руб., образовалась переплата 3.000 руб.

На момент переплаты ООО «Герб» не имеет задолженности по НДС, штрафам, пеням.

09.01.2018 бухгалтер ООО «Герб» обратился в ФНС для сверки взаиморасчетов. 12.01.2018 между ФНС и ООО «Герб» подписан акт сверки, подтверждающий наличие переплаты 3.000 руб.

14.01.2018 бухгалтер ООО «Герб» подал в ФНС заявление о возврате переплаты. Средства в сумме 3.000 руб. возвращены на расчетный счет организации 28.01.2018.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *