Защита прав предпринимателей

Понятие охраны и защиты прав предпринимателей

Для того чтобы лучше разобраться в вопросе, необходимо сразу акцентировать внимание на том, что термины «защита права» и «охрана права» — не одно и то же.

Охрана права — более широкое понятие, которое предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение интересов охраняемого субъекта.

Правовая охрана — это совокупность гарантий со стороны государства, которые связаны с ограничениями или запретами на совершение определенных действий против субъекта охраны на основе нормативно-правовых актов. Одним из направлений деятельности охраны права является профилактика (предупреждение) правовых нарушений.

Предметом защиты в данном случае (в сфере предпринимательства) выступают оспариваемые или нарушенные права и интересы предпринимателей.

Защита прав предпринимателей — это комплекс установленных в нормативном порядке механизмов, которые призваны признавать и восстанавливать нарушенные права (интересы) предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных способов защиты на законодательном уровне.

Нарушители законных прав и интересов предпринимателей привлекаются к юридической ответственности. По отношению к нарушителям применяются механизмы по исполнению этих мер (по практической реализации).

Способы защиты прав предпринимателей

Способы защиты прав предпринимателей — это закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера. Целью применения этих мер является признание (или восстановление) оспариваемых (или нарушенных) прав предпринимателя. В результате применения данных действий происходит воздействие на нарушителя законных прав.

1. Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — комплекс мер для защиты прав и интересов предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами (материального права).

По целям материально-правовые способы защиты прав предпринимателей делятся на такие группы:

  • восстановительные;
  • штрафные;
  • пресекательные.

Восстановительные способы защиты прав предпринимателей направлены на признание определенных прав за субъектом и (или) на восстановление его прав (до нарушения).
К восстановительным способам относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной (с устранением последствий);
  • признание права;
  • возмещение убытков и компенсации (например, за нанесение морального ущерба).

Штрафные способы защиты прав предпринимателей предусматривают применение установленных мер ответственности (санкций) по отношению к нарушителю прав за противоправное поведение.

К штрафным способам относятся:

  • обращения по конфискации;
  • обращения по взысканию неустойки (процентов).

Пресекательные способы связаны с прекращением противоправных действий в принудительном порядке.

К пресекательным способам относятся:

  • признание акта государственного органа не действительным;
  • не применение в судебном порядке акта государственного органа, который противоречит действующему законодательству РФ.

2. Процессуальные способы обеспечивают защиту прав предпринимателей при рассмотрении споров, касающихся нарушенных прав.

К процессуальным способам относятся:

  • право установления компетентного органа при разрешении споров (в договорном порядке);
  • право обращения к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей.

3. Самостоятельные способы защиты прав предпринимателей предусмотрены статьей 14 ГК РФ. В статье идет речь о том, что способы самозащиты соразмерны нарушению. Они не должны выходить за пределы действий для пресечения правонарушения.

Применение статьи 14 возможно не только в ситуациях, когда права предпринимателя были нарушены, но и во всех прочих случаях.

Предприниматель имеет право на осуществление превентивных мер, которые смогут обеспечить ему защиту от потенциальных посягательств.

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Президенту РФ

Путину В.В.

Обращение

Я, Генеральный директор ООО ПКФ «Т.М.А.» Торосян Милиджан Арамович, являюсь собственником строений, расположенные по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Школьная, д.6А корпус 3; ул. Шоссейная, д.4А; ул. Шоссейная, д.6;

Прошу извинения, что обращаюсь к Вам, зная какая ситуация в стране и в мире. Прошу Вас, дать указание аппарату президента разобраться в нашей проблеме, так как обращаясь в инстанции, где бы могли разобраться, но ни один представитель не соизволил приехать на место и воочию убедиться во всех нарушениях. Было обращение в Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Нам оттуда уведомили, обратится в Московский областной аппарат. Мы обратились. Но никакого результата не получили. Над нами идет чистое издевательство. Нас ни за кого не считают. С одной стороны от Вас было указание о помощи малому бизнесу. Но все получается наоборот. Вместо того, чтобы развиваться, бизнес утопает, когда есть возможность для развития. После стольких лет благополучной работы, сейчас нас просто морально убивают и доводят специально до банкротства.

Это обращение моя последняя надежда для решения этой проблемы. Я обращался во все инстанции, куда можно было обращаться. От некоторых получил ответ, на то, что это госзаказ и по проектам согласованы с гос. учреждениями. Ни один представитель не соизволил приехать и на месте убедиться о нарушениях. Убедительно прошу Вас помочь мне разрешить эту проблему.

В настоящее время вдоль дороги по улице Шоссейная д.4А и по улице Шоссейная 6, которая является второстепенной дорогой, проводят шумоизолирующее устройство. Таким образом, данный экран будет проходить вдоль всех трех зданий, находящихся в собственности у Общества. Важно отметить, что проект данной работы со мной, как с Генеральным директором Общества, чьи интересы могут быть затронуты, согласован не был. Расстояние от данного сооружения до зданий составляет не более, чем три метра. При этом, в соответствии с последним абзацем п.4.5.2Методических рекомендаций по оценке необходимого снижения звука у населенных пунктов и определению требуемой акустической эффективности экранов с учетом звукопоглощения, утвержденными распоряжением Минтранса РФ от 21.04.2003 N ОС-362-р, расстояние между экраном и стоящим за ним зданием должно быть не менее 10 м.Наличие данного сооружения существенным образом нарушает право собственности Общества, не говоря уже о том, что в помещения не будет проходить дневной свет.

Высота данного шумоизолирующего устройства составляет 7,5 метров. В случае его установки будут закрыты фасады всех трех зданий. Данное обстоятельство может привести к банкротству Общества, поскольку основным потребителем являются люди, увидевшие здание с дороги. Более того, узнав о том, что фасады зданий будут перекрыты таким акустическим экраном, 80% арендаторов расторгли договоры аренды с Обществом, так как дальнейшее нахождение их в арендуемых помещениях может нанести существенный урон их бизнесу. Таким образом, Общество уже сейчас несет большое убытки.

В соответствии с положениями ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Данная позиция также закреплена в Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

Как следует из положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно положений п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Нами была подана жалоба в Прокуратуру обращение в Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Руководителю ФКУ «Центравтомагистраль» и Руководителю проекта ООО «ДСК «Автобан» Однако до настоящего времени, вопрос не разрешен надлежащим образом .

Увеличилась арендная плата за землю. На участке по адресу г. Королев, ул. Шоссейная, д. 6, где торгово-административное здание с аптечным пунктам, который на данный момент практически не действует. С большим трудом приходиться оплачивать арендную плату. Никто из администрации города, даже ни разу не поинтересовался, как мы существуем. Я за все время существования моего бизнеса, многократно помогал Совету Ветеранов города другим соц. Учреждениям. Пришло время просить у Вас помощи.

Прошу Вас разобраться и помочь мне и в дальнейшем развивать бизнес и увеличить рабочие места.

Считаем, что ситуация может быть разрешена только при Вашем вмешательстве и вмешательстве средств массовой информации. Таким образом, убедительная просьба, выехать на место для проведения репортажа. Всю необходимую информацию готовы предоставить.

Жалоба на ИП: нарушение прав потребителя

Основная инстанция, которая по закону обязана реагировать на нарушения прав потребителей — Роспотребнадзор. Ее представительства есть в большинстве российских муниципалитетов, и они на регулярной основе ведут прием граждан по различным вопросам, изучают жалобы от них.

Каким конкретно образом пожаловаться на ИП в Роспотребнадзор может недовольный действиями предпринимателя гражданин? Основные способы для этого есть такие:

  • составление письменной жалобы и ее отправка в ведомство по почте;
  • запись на прием к специалистам ведомства и разъяснение им сложившейся ситуации;
  • сообщение о нарушении ИП в Роспотребнадзор на анонимной основе (по телефону, по электронным каналам).

К жалобам могут прилагаться в том или ином виде доказательства нарушений ИП (документальные, файловые). Сообщение о неправомерном действии предпринимателя в Роспотребнадзор может сопровождаться разными правовыми последствиями для ИП. Это может быть штраф, выписанный при последующей проверке деятельности ИП ведомством. Это может быть судебный иск Роспотребнадзора к предпринимателю на предмет устранения тех факторов, которые привели к нарушению прав потребителя. Например, суд может обязать магазин переустановить некорректное программное обеспечение, использование которого привело к расхождениям между ценниками и счетом, выставленным покупателю на кассе.

жалобу на ИП в Роспотребнадзор (образец)

Жалоба на ИП: нанесение ущерба сторонним лицам

В данном случае речь идет о нарушениях, которые прямо не связаны с правоотношениями купли-продажи. Конечно, пострадавшим лицом может быть и покупатель, но вне юрисдикции правовых норм, регулирующих конкретно защиту прав потребителей.

Нарушены могут быть нормы:

  1. Законодательства в области охраны здоровья граждан.

Примеры таких нарушений:

  • организация шумного или сопровождающегося резкими запахами производства вблизи жилых зданий или помещений;
  • несанкционированный выброс мусора вблизи жилых зданий или помещений;
  • продажа алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.

Как пожаловаться на ИП и куда при таких нарушениях? Как правило, основная инстанция здесь — опять же, Роспотребнадзор. Данное ведомство наделено весьма широким спектром компетенций в части контроля над соблюдением различных норм права, связанных с обеспечением здоровья граждан. Туда и нужно жаловаться известными нам способами.

  1. Трудового законодательства России.

Примеры таких нарушений:

  • невыплата заработной платы или ее задержка;
  • принуждение к неоплачиваемым переработкам;
  • незаконное увольнение.

Главная инстанция здесь — Роструд. Обратившись туда с жалобой (теми же способами, что характеризуют взаимодействие гражданина с Роспотребнадзором), работник, заключивший трудовой договор с ИП, будет вправе рассчитывать на разрешение возникшей проблемы.

  1. Норм антимонопольного законодательства.

Примеры таких нарушений:

  • ценовой сговор между ИП;
  • необоснованное завышение цен ИП в силу монопольного положения на рынке;
  • применение ИП связей с различными органами власти в целях укрепления положения на рынке.

Конечно, на практике подобные прецеденты — нечастое явление, поскольку ИП, как правило, ведут небольшие бизнесы, не претендующие на монопольное положение и не имеющие ресурсов на его приобретение. Однако, ИП могут быть включены в сложные схемы с участием крупных бизнесов, и играть в них значимую роль.

Если то или иное заинтересованное лицо заподозрит, что ИП инициировал те или иные схемы монополизации или начал участвовать в них, то оно будет вправе сообщить об этом в Федеральную антимонопольную службу. Методы обращения в ведомство здесь могут быть, в принципе, те же, что характеризуют направление жалоб граждан в такие структуры как Роспотребнадзор и Роструд.

Жалоба на ИП: нарушения прав контрагента

Еще один возможный вид жалоб на ИП — жалобы, связанные с нарушениями предпринимателем норм гражданского права и корреспондирующих с ним, в рамках правоотношений с участием контрагента ИП (поставщика, покупателя или посредника во взаимодействии с ними).

Поскольку такие правоотношения находятся, прежде всего, в юрисдикции гражданского законодательства, то участие государственных органов в таких правоотношениях, как правило, сводится к минимуму. Стороны таких правоотношений, опираясь на нормы ГК РФ, решают вопросы сотрудничества в частном порядке. Поэтому, жаловаться на результаты сотрудничества с ИП контрагенту, по сути дела, имеет смысл также в частном порядке — направляя претензии непосредственно к партнеру. А если такое взаимодействие ни к чему не приведет, то пострадавшая сторона будет уже обращаться в суд с иском о возмещении ущерба.

В принципе, возможно в ряде случаев и подключение государственных органов. Так, к примеру, если предприниматель не выдал контрагенту счет-фактуру (вследствие чего контрагент не смог оформить вычет по НДС и понес убытки), то фирма вправе пожаловаться на ИП в налоговую. Та, в свою очередь, инициирует проверку предпринимателя на предмет наличия первичных документов и, возможно, выявит нарушения в осуществлении их оборота. Как следствие — оштрафует его и, что совершенно не исключено, доначислит НДС вследствие нарушений в применении первичных документов.

4.2. Права предпринимателей под защитой прокурора

С учетом того, что устойчивое развитие частного бизнеса – основа стабильной экономики каждого государства, Российская Федерация гарантирует экономическую свободу человека, его право на свободный выбор любого законного вида деятельности.

Признавая ценность института свободы экономической деятельности, Российская Федерация установила четкие юридические механизмы реализации, способы защиты и меры ответственности за посягательства на эту свободу. Основой правового регулирования данной сферы выступают, прежде всего, международные правовые акты: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах пакт (1966 г.) и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

В развитие положений международных правовых актов нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов устанавливают единое экономическое пространство, многообразие и равенство всех форм собственности, защиту конкуренции, равноправие предпринимательства, обязанность государства обеспечивать свободу экономической деятельности. Комплексное решение этой задачи возложено на органы государственной власти и местного самоуправления, а выявление правонарушений и устранение угроз свободе экономической безопасности – в значительной части – на органы прокуратуры.

На протяжении последних лет в России сложилась успешная практика защиты прокурорами прав и интересов хозяйствующих субъектов, а также свободы экономической деятельности, модернизированы методы работы в соответствии с новыми социально-экономическими реалиями. В связи с этим значительно возросла роль прокуратуры в рассматриваемой области правоотношений35.

В 2009 году новым импульсом для этого направления правозащитной деятельности прокуроров стало наделение прокуратуры полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок, а также по формированию сводного плана проведения плановых проверок предпринимателей36.

Реализация этой функции гарантирует защиту прав предпринимателей, расширяет возможности каждого хозяйствующего субъекта свободно заниматься бизнесом.

В связи с произошедшими изменениями Генеральной прокуратурой Российской Федерации сформирована ведомственная нормативная база в указанной сфере, внедрены новые методики работы, усилено конструктивное взаимодействие с предпринимательским сообществом.

В целях обеспечения гарантированной защиты прав предпринимателейв Генеральной прокуратуре Российской Федерациисоздано специальное управление. Аналогичные подразделения образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Правозащитная деятельность новой структуры направлена на обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижения административного давления на бизнес со стороны органов власти, соблюдения законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, а также на предупреждение рейдерских захватов собственности. Прокуроры принимают весь комплекс мер, направленных на обеспечение законности и свободы экономической деятельности.

Деятельность органов прокуратуры в данной сфере оказывает положительное воздействие на обеспечение законности в сфере предпринимательства37.

В 2012 году органами прокуратуры Российской Федерации рассмотрено более 40 тысяч заявлений органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля о согласовании проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов, по которым приняты решения об отказе в отношении 42% предложений о проверках (в 2011 г. было отклонено 45% таких предложений, в 2010 г. – 50%). Снижение количества отказов в согласовании прокурорами проведения внеплановых выездных проверок свидетельствует о повышении качества материалов, представляемых органами контроля для согласования внеплановых выездных проверок, повышении правовой грамотности должностных лиц органов контроля, чему способствовала работа по правовому просвещению, проводимая органами прокуратуры.

За последние 4 года при формировании ежегодных сводных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурорами отклонены как небоснованные 2 млн. 600 тыс. предложений контролирующих органов о проведении таких проверок.

В ходе работы по формированию сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и субъектов предпринимательства на 2013 год органы прокуратуры рассмотрели свыше 1,1 млн. предложений контролирующих органов о проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, при этом утверждено лишь 576 тысяч из запланированных проверок, из которых свыше 260 тысяч будет проведено совместно несколькими органами исполнительной власти.

Размещение Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводного плана на официальном сайте в сети Интернет предоставило предпринимателям возможность получать достоверную информацию об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и с учетом этого строить свою работу.

Реализация прокурорами полномочий по согласованию внеплановых проверок субъектов бизнеса снижает количественный показатель проводимых проверок в отношении хозяйствующих субъектов, но при этом значительно повышается их эффективность.

Достижению максимально эффективных результатов способствует взаимодействие органов прокуратуры с институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей. С октября 2012 года действует Соглашение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

В рамках реализации данного Соглашения происходит обмен информацией о нарушениях прав предпринимателей и о мерах, принятых для их восстановления, проводятся совместные совещания, научно-практические конференции и иные мероприятия.

Прокурорами субъектов Российской Федерации организована работа по взаимодействию с региональными омбудсменами по вопросам защиты прав предпринимателей с акцентом на предупреждение, выявление и устранение нарушений в рассматриваемой сфере.

Правозащитная деятельность органов прокуратуры в отношении предпринимателей сосредоточена на противодействии:

— нарушениям свободы экономической деятельности, в том числе предоставлению преференций отдельным лицам, созданию административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, ограничению конкуренции и необоснованному вмешательству в предпринимательскую деятельность;

— установлению не предусмотренных законом процедур, запретов, сборов, платежей, истребованию излишних документов в процессе контрольной, надзорной и разрешительной деятельности;

— навязыванию платных услуг и согласований, возложению не предусмотренных законом обязанностей;

— необоснованным отказам предпринимателям в выдаче лицензий и разрешений;

— незаконным отказам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в государственной регистрации;

— рейдерским захватам;

— фактам незаконных проверок со стороны правоохранительных и контролирующих органов;

— незаконным методам ликвидации объектов торговли.

Подобными нарушениями нередко сопровождаются процедуры лицензирования, сертификации, аккредитации, регистрации, предоставления государственных и муниципальных услуг.

Прокурорское вмешательство разрушает административные барьеры, созданные для понуждения предпринимателей к даче взяток и иным коррупционным действиям. Например, мерами прокурорского реагирования удается пресекать случаи понуждения предпринимателей к заключению различных договоров и соглашений, оказанию спонсорской и благотворительной помощи, а также факты дискриминации отдельных хозяйствующих субъектов.

Широкий масштаб приобрела работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности. Выявляются и пресекаются сложные схемы недружественного поглощения хозяйствующих субъектов путем скупки акций, банкротства предприятий и т.п. Нередко именно после вмешательства прокуроров восстанавливаются преимущественные права субъектов предпринимательства на приобретение имущества в аренду или собственность.

Пристальное внимание уделяется вопросам соблюдения требований законодательства о защите конкуренции со стороны органов власти, органов местного самоуправления, уполномоченных организаций; о лицензировании предпринимательской деятельности (например, при рассмотрении жалоб предпринимателей на отказ в выдаче им лицензий, осуществлении лицензионного контроля).

Мерами прокурорского воздействия существенно улучшено состояние законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг. В результате принятых прокурорами правовых решений виновные должностные лица привлекаются к установленной законодательством ответственности и освобождаются от занимаемых должностей.

В целях комплексного реагирования по фактам нарушений свободы экономической деятельности в органах прокуратуры организовано рассмотрение жалоб предпринимателей на действия органов государственной власти, проводится работа по защите прав иностранных инвесторов на территории России.

Кроме того, прокуроры осуществляют мониторинг законопроектов и действующей нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимательства, и опротестовывают (оспаривают) такие правовые акты.

Специально созданное в Генеральной прокуратуре Российской Федерации подразделение по надзору за законностью проверок органов контроля формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Российской Федерации. Прокуроры проверяют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, контролируют работу прокуратур субъектов Российской Федерации по согласованию проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов органами контроля (надзора).

Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию контрольной и надзорной работы органов власти в целях предотвращения фактов дублирования контрольных действий, необоснованного наделения контрольными функциями неуполномоченных органов либо их неправомерного делегирования, незаконного взимания платы за проведения мероприятий по контролю (надзору).

Наделение прокуроров полномочиями в сфере согласования проверок привело к существенному снижению административного давления на предпринимателей и созданию благоприятных условий для развития бизнеса и инвестиционного климата в стране. Принимаемые меры стали важной составляющей правозащитной деятельности прокуроров, стимулирующей органы контроля более ответственно подходить к реализации своих функций.

Важнейшей гарантией защиты свободы экономической деятельности является взаимодействие прокуратуры с предпринимательским сообществом. Правозащитные мероприятия органов прокуратуры в данной сфере реализуются на основе гласности и прозрачности проводимой работы, заключения соглашений с общественными организациями предпринимателей, создания при прокуратурах общественных советов по защите малого и среднего бизнеса.

Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации постоянно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Достигнуто Соглашение, согласно которому Генеральная прокуратура России в установленном законом порядке рассматривает материалы торгово-промышленных палат о выявленных признаках проявления коррупции, незаконного перераспределения собственности, производства и распространения контрафактной и фальсифицированной продукции, а также о рейдерских захватах. Кроме того, Генеральная прокуратура привлекает представителей торгово-промышленных палат к деятельности экспертных советов, рабочих групп по подготовке проектов нормативных правовых актов, а также для консультаций по вопросам совершенствования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Аналогичное соглашение действует с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Прокуратурами субъектов Российской Федерации подписаны соглашения о взаимодействии с региональными торгово-промышленными палатами и общественными организациями предпринимателей.

В рамках диалога с предпринимательским сообществом органы прокуратуры обеспечивают взаимодействие с координационными советами при правительствах субъектов Российской Федерации по вопросам малого и среднего предпринимательства, разрабатывают памятки по вопросам правоприменения, направляют их в общественные советы предпринимателей, региональные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», размещают необходимую информацию на сайтах прокуратур.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что создание в прокуратуре специализированного подразделения по защите предпринимателей оказалось правильным решением.

В 2012 году прокурорами выявлено свыше 117 тысяч нарушений прав предпринимателей, опротестовано почти 17 тысяч незаконных правовых актов, которыми устанавливались различные ограничения прав хозяйствующих субъектов, внесено более 21 тысячи представлений, к дисциплинарной и административной ответственности за нарушения прав предпринимателей привлечено около 17 тысяч лиц, возбуждено 33 уголовных дела.

Обновленная методика надзорной деятельности прокуроров в данной сфере правоотношений позволила существенно улучшить условия для ведения бизнеса в стране.

История защиты предпринимателей в России

Еще в 2003 году при политической партии «Опора России» было образовано бюро по надзору, в ведомстве которого находились все проблемы предпринимателей. Здесь оказывалась юридическая помощь, проводилось консультирование, осуществлялась защита от беспредела органов государственной власти, но чаще всего – от органов местного самоуправления.

В 2010 году назначается Уполномоченный по координации деятельности федеральных органов, работающих с обращениями российских и иностранных инвесторов. Его аппаратом становится один из департаментов Министерства экономического развития. За год работы Уполномоченного из 67 жалоб бизнесменов были решены 46. В федеральных субъектах, в областях, краях и республиках, назначены федеральные представителя Уполномоченного. Именно они на данный момент осуществляют помощь бизнесменам в реализации инвестиционных проектов.

Вдохновленные такой успешной работой, политические и экономические лидеры предложили развить и укрепить опыт работы Уполномоченных президента в вопросах помощи бизнесменам. Уже проработан институт Уполномоченного по правам предпринимателей, определены полномочия, круг решаемых проблем, структура и организация филиалов в регионах. Таким образом, в России впервые появился орган по защите предпринимателей.

Президент РФ озвучил список из пяти ключевых мер по улучшению жизни предпринимателей. И одна из них – создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Структура с такой же функцией создается и при прокуратуре. Так же президентом предлагается к принятию программа из ста шагов, для того, чтобы Россия поднялась со 120-го места по привлекательности для инвестиций.

Создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей входит в программу экономического государства, соответствует целям экономического реформирования. А в мае 2012 года в прокуратуре, наконец, было создано управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, которое подчиняется лично первому заместителю генерального прокурора.

В результате всех этих мер, инициированных на уровне первых лиц государства, в России действует несколько институтов по защите прав предпринимателей. Это и заместители представителей территориальных федеральных субъектах, и управление в генеральной прокуратуре.

Уполномоченный по правам предпринимателей

Этот государственный служащий, который назначается лично президентом Российской Федерации. Он организует работу по защите прав бизнесменов, но не всех, а только довольно определенных. Если предприниматель пытается восстановить свои нарушенные права во внесудебном порядке, если он пострадал от действий государственных органов, если спор возник между малым, средним бизнесом и органами власти, то бизнесмен может обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

22 июня 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении этой должности и тут же назначил на нее главу партии «Деловая Россия» Бориса Титова. На данный момент аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей располагается в Администрации президента России. В нем работают 35 человек, и в октябре 2012 года уже было запланировано дальнейшее формирование Аппарата Уполномоченного при Общественной палате.

Уполномоченным президента по защите прав предпринимателей Борис Титов назначен был не просто по выбору первого лица страны, а по результатам опроса общероссийских предпринимательских организаций. Предприниматели, учитывая его заслуги в экономике, политике, проголосовали за Титова.

Законодательное обеспечение

В декабре 2012 года был принят Федеральный Закон о защите прав предпринимателей (294-ФЗ), который устанавливает

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок.

В Госдуме обсуждается проект Федерального закона N 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». В нем определяются права Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Он может обращаться в суд, если права отдельного предпринимателя или группы юридических или физических лиц, были нарушены. Уполномоченный по правам предпринимателей также наделен правами на посещение любых органов государственной власти и органов местного самоуправления для получения ответов на поставленные вопросы, касающиеся нарушений прав предпринимателей.

Защита прав предпринимателей может выражаться в участии в судебных органах на стороне бизнесмена, и главное – в качестве защитника. Юристы службы Уполномоченного могут оказать совершенно реальную помощь в решении проблемы. Они же могут беспрепятственно посещать без специального разрешения обвиняемых и осужденных по отдельным статьям, касающихся предпринимательской деятельности, в тех местах, где они содержатся под стражей или в учреждениях, где предприниматели отбывают уголовные наказания.

Региональные представители Уполномоченного теперь также имеют права, с помощью которых буду оказывать содействие развитию бизнеса. Губернаторы обязаны согласовывать назначение и увольнение всех региональных уполномоченных. Они назначаются в соответствии с ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Что является защитой предпринимателей?

Защита интересов предпринимателей осуществляется в целях представления их интересов с помощью определенных механизмов, соответствующих законодательной базе. Все эти механизмы признают нарушенные права и восстанавливают их. К нарушителю прав предпринимателей принимаются меры наказания, административного, уголовного. Права предпринимателей защищаются точно так же, как и права обычного человека, то есть личностные и гражданские права в различных отраслях: конституционных, гражданских, административных, уголовных.

Надо знать, что Конституция РФ устанавливает и закрепляет различные права предпринимателей. Право защищать свои интересы и права всеми способами декларируется статьей 45, частью 3. Право на защиту в суде определено в статьях 46 и 47. В 52 статье рассказывается о праве получить компенсацию в случае причинения ущерба. 53 статья Конституции определяет право предпринимателя на возмещение вреда, причиненного государством. Очень интересна часть 2 статьи 34. В ней говорится о защите от недобросовестной конкуренции. В этом плане так же необходимо изучить антимонопольное законодательство. В части 1 статьи 74 для предпринимателей определены права на свободное перемещение товаров, услуг, финансов.

Так же о правах предпринимателей говорит и Гражданский Кодекс. В статье 15 устанавливается право на получение возмещения всех убытков по причине нарушения законных интересов и прав предпринимателей. Убытками называют не только сгоревшее, украденное, пришедшее в негодность имущество, убытками считается и упущенная выгода, то, на что предприниматель рассчитывал, но по вине некоторых лиц этого не произошло.

Статья 169 уголовного кодекса определяет ответственность за препятствование предпринимательской деятельности самыми различными способами.

Формы юридической защиты

Юридическая защита прав предпринимателей в нашей стране осуществляется фирмами и организациями, которые специализируются на законах о бизнесе. Законодательная база в этом отношении еще не совершенна в России, но все вышеизложенные факты говорят о том, что процесс сдвинут с мертвой точки. В судебной практике уже известно достаточно много дел, когда предприниматели выигрывают не только дела у нерадивых представителей власти, но и у самого государства. По их инициативе меняются законы, вносятся дополнения и пояснения. Если предприниматель заботиться о юридической чистоте своей деятельности, то в его штате должен быть грамотный юрист. Он должен не только знать существующие законы, но и своевременно отслеживать все изменения.

Юридическая защита прав предпринимателей может осуществляться и специализированными консалтинговыми фирмами, с которыми заключают договоры ИП. Предприниматель сам вправе решать, в каком объеме и за какую стоимость он наймет юридическую фирму. Но надо знать, что существует как абонентское обслуживание, так и обслуживание по факту необходимости. Но основные понятия работы на рынке и их юридические аспекты предприниматель должен знать сам.

Очень полезно для этого пользоваться информационными системами типа «Гарант», «Консультант» и другими. Они, конечно, являются платными, но цена за их использование ничтожна по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Здесь вы найдете все документы, которые помогут вам правильно вести себя при проверке, познакомят вас с основными видами экономического мошенничества и защитят вас от них. Здесь так же много информации по безопасности вашего бизнеса. Поэтому очень важно держать руку на пульсе и вовремя изучать документы, если хотите работать в правовой зоне.

В следующем видео приведено интервью старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в УрФО Казаковой Н.В. о работе органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *