Закупки по мере необходимости

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ единая информационная система содержит планы закупок и планы-графики.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно ч. 6 ст. 21 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 ст. 21 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. «а» п. 3 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работу, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 554 планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней государственными заказчиками со дня доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

Согласно ч. 15 ст. 21 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с ч. 8 ст. 17 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ план закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

В соответствии с пп. «а» ч. 2 Правил формирования, утверждения и ведена плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения Федеральных нужд утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552 планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, — после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 17 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок* плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.

Основными методами закупок являются:

  • оптовые закупки;

  • регулярные закупки мелкими партиями;

  • закупки по мере необходимости;

  • различные комбинации перечисленных методов.

У каждого метода есть свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить издержки.

1.Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2.Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода.

Преимущества метода: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3.Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары.

Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

  1. Полный перечень товаров;

  2. Количество товара, имеющегося на складе;

  3. Требуемое количество товара.

Преимущество: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

4.Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

  • количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

  • поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

  • оплачивается только поставленное количество товара;

  • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупки определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

5.Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.

Недостаток этого метода – увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе.

2.2.5. Выбор поставщика

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги и письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Для поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы:

  1. изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, справочников, объявлений в средствах массовой информации (газетах, журналах) и т.п.;

  2. посещение выставок и ярмарок;

  3. с помощью брокеров на товарно-сырьевой бирже;

  4. с помощью торговых агентов, осуществляющих закупку товаров (выездные товароведы, коммивояжеры, торговые агенты и т.д.);

  5. через систему Интернет;

  6. с помощью информации на упаковке интересующего товара;

  7. рекламное сообщение о желании купить товар в специализированных журналах, справочниках, каталогах;

  8. приобретение базы данных о поставщиках:

  • «Бизнес-карта”. Эту базу данных (БД) можно приобретать целиком, можно отдельными регионами, отраслями, а также возможна оплата различного объема информации, представленной по каждому предприятию, что компенсирует относительно высокую стоимость базы. К сожалению, программная оболочка доставляет пользователю массу сложностей, в том числе при выводе информации на печать. Добавить новое предприятие в «Бизнес-карту” нельзя. Возможно редактирование существующей информации.

  • «МИСС” – «Маркетинговая информационная справочная система”. Содержит дату последней актуализации данных. К относительным неудобствам базы можно отнести DOS-оболочку, ограниченные возможности печати – три стандартные формы вывода. БД «МИСС” – открытая, ее можно дополнять и редактировать без ограничений. Пополняется «МИСС” регулярно, раз в квартал.

  • «WA-2 Регистр”. Из всех БД подобного класса обладает наивысшей достоверностью информации (обновление раз в год) и удобной оболочкой. Это единственная БД, о которой можно сказать, что она действительно обновляется. Главный недостаток – БД закрытая, не позволяет ни вводить новую информацию, ни редактировать имеющуюся: существует только записная книжка для каждого предприятия.

  • «Наутилус”. Обновляется два раза в год. Информация закупается непосредственно в регионах. Программная оболочка вполне приличная: печать в нескольких формах, в том числе и на конверт, набор телефонного номера прямо из программы. Недостаток – нельзя внести в БД новую фирму. Редактирование имеющейся информации возможно.

  • «Информсистема”. Открытая БД. Редактирование и ввод информации – без всяких ограничений. Windows – версия программы реализована на Access, то есть данные хранятся в удобном для работы формате. По многим предприятиям дается очень подробная информация. Удобный поиск по любым параметрам (полям БД). Среди недостатков –большой объем занимаемой памяти на жестком диске.

В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано 2 способами. Первый – когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (оферты). В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты: наименование товара; количество и качества товара; цену; условия и срок поставки; условия платежа; характеристику тары и упаковки; порядок приемки-сдачи.

Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа равноценно отказу покупателя от поставки.

Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных покупателей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров – инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получения оферты. В запросе указывается все необходимые реквизиты, кроме цены, которая появится в ответном предложении.

Конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем;

Основными критериями выбора поставщика являются:

1)стоимость приобретения продукции или услуги,

2) качество обслуживания.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков поставки и т.д. надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.

К другим вспомогательным критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят:

  1. удаленность поставщика от потребителя;

  2. сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

  3. наличие резервных мощностей;

  4. организация управления качеством у поставщика;

  5. психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

  6. способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

  7. финансовое положение поставщика, его кредитоспособность;

  8. и другие.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

На выбор оптимального поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

Закупаемые сырье, комплектующие изделия, товары неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. При выборе поставщика основных материалов (товаров) главным критерием рассматривается надежность поставки, вспомогательных – затраты на приобретение и доставку. Значимость критериев устанавливается экспертным путем сотрудниками службы снабжения.

Таблица 4. Расчет рейтинга поставщика

Критерии выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале

Произведение

удельного веса

критерия на оценку

1.Надежность поставки

2.Цена

3.Качество товара

4.Условия платежа

5.Возможность внеплановых поставок

6.Финансовое состояние поставщика

Итого

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиков, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери.

В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков. Например, получение информации о финансовом состоянии поставщика, в том числе:

  1. отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;

  2. отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

  3. отношение чистой прибыли к объему продаж;

  4. движение денежной наличности;

  5. оборачиваемость запасов.

Данный семинар нацелен на руководителей и специалистов служб закупок, всех специалистов, заинтересованных в улучшении финансовых показателей своих предприятий, оздоровлении складских запасов, оптимизации процесса закупок.

Каждая тема содержит практические задания — бизнес-кейсы, бизнес-игры, ознакомление со специализированным софтом.

1. Эффективное управление запасами. «Запасы» и их функции. Причины формирования запасов. Факторы повышения объема запасов. Точки зрения на запас. Базовые шаги по управлению запасами. Уровень обслуживания клиентов.

2 бизнес-кейса по теме.

2. Ключевые показатели при работе с запасами. Структурирование товарной номенклатуры. Оборачиваемость запасов. Структурирование запасов. Индекс доходности. Рентабельность инвестиций. Скорректированный уровень прибыли.

5 бизнес-кейсов по теме.

3. Прогнозирование спроса и потребления запасов. Управление цепями поставок как способ снижения стоимости запасов.Технологии оптимизации управления цепью поставок. Прогнозирование спроса на нерегулярно потребляемые товары. Максимальный и минимальный объем запаса. Прогнозирование спроса на регулярно потребляемые товары. Точка заказа. Понятие страхового запаса. Формулы прогнозирования потребления. Еженедельные и ежедневные прогнозы.

5 практических заданий и бизнес-игра.

4. Модели управления запасами и их параметры. Основные системы управления запасами. Модели управления запасами в условиях определенности. Формула точки заказа в условиях неопределенности. Время выполнения поставки. Необычное время выполнения поставки. Варианты формы расчета величины страхового запаса. Анализ остатков.

2 бизнес-кейса и презентация.

5. Цикл заказа и линейный объем запаса. Целевой размер заказа. Цикл заказа — определение длительности цикла заказа для сезонных товаров и несезонных товров. Экспертная оценка размера целевого запаса. Понятие линейного уровня объема запаса. Максимальный и минимальный циклы заказа.

3 бизнес-кейса.

6. Экономичный объем заказа и другие методы определения объема заказа. Общая стоимость запаса. Экономичный объем заказа. Стандартная формула расчета экономичного объема. Экономичный объем заказа для товаров сезонного спроса. Максимальный заказ на пополнение. Закупка со скидкой. Закупка с бесплатной перевозкой. Полноконтейнерная закупка. Закупка на продленный период или на весь сезон.

3 бизнес-кейса и презентация системы управления запасами и заказами многономенклатурной организации.

7. Ценообразование. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования в торговле. Структура цен. Факторы, влияющие на ценообразование. Формулы ценообразования. Этапы ценообразования. Принципы ценообразования. Анализ себестоимости и цен конкурентов.

8. Проведение эффективных переговоров по закупкам. Занятие-тренинг.Динамика переговоров. Уторговывание. Аргументация ключевых положений и контраргументация; виды аргументов. Правила реагирования на возражения. Техники ускорения принятия решения. Типичные ошибки при проведении жестких переговоров. «Принципиальные» переговоры.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • средства планирования закупок;
  • • основные особенности размещения документов планирования в ЕИС;
  • • порядок формирования, утверждения, размещения и внесения изменений в план-график закупок и план закупок;
  • • порядок обоснования и нормирования закупок;

уметь

  • • применять нормативы и методы обоснования закупок в процессе планирования закупок;
  • • формировать календарь планирования закупок;

владеть

  • • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов закупок;
  • • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов-графиков закупок.

Правовое регулирование планирования закупок

Основы правового регулирования процесса планирования закупок установлены в гл. 2 Закона о контрактной системе. Планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа.

С 1 января 2016 г. вводятся обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. 16, 17, 18 Закона о контрактной системе).

Заказчик формирует (вносит изменения) план исходя из целей закупок и с учетом установленных требований к закупаемой продукции (в том числе предельной цены и (или) нормативных затрат на обеспечение деятельности заказчика). При этом план закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе). Бюджетные учреждения должны утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана своей финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона о контрактной системе). Утвержденный план закупок (в том числе в результате внесения изменений) размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Заказчик вправе разместить план закупок в иных источниках — печатных изданиях или в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Тип заказчика определяет порядок формирования и утверждения плана.

Так, государственные заказчики, действующие от имени РФ, первоначально формируют план закупок и представляют его не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок. При необходимости они корректируют их по согласованию с главными распорядителями в процессе составления проектов бюджетных смет и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней.

ФГБУ формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, для учета при формировании обоснований бюджетных ассигнования. Корректировка плана закупок при необходимости производится по согласованию с тем же органом в процессе составления проектов планов их финансово-хозяйственной деятельности и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями. Процесс планирования начинается после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений. При необходимости данные заказчики уточняют планы закупок. После их уточнения и заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ план закупок утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидий.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета. Процесс планирования начинается после принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ. Далее эти заказчики уточняют при необходимости планы закупок. После их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении.

Заказчик формирует план закупок на срок, соответствующий сроку действия законодательного, правового акта о бюджете (федеральном, субъекта РФ, местном), бюджетах внебюджетных фондов (государственных, территориальных). Несмотря на то, что бюджеты составляются на очередной финансовый год и плановый период, в планы закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода (с учетом положений бюджетного законодательства РФ, а также с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок).

Действует следующая система правового регулирования в области формирования, утверждения и ведения планов закупок.

  • • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд утвержден постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • • Требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается высшим исполнительным органом соответственно государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • • Требования к форме планов закупок установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • • Порядок размещения планов закупок в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

В планы закупок включаются следующие данные:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) цель осуществления закупки;
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6) обоснование закупки;
  • 7) информация о закупках продукции, которую по причине ее технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначенной для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки.

Важно знать

Идентификационный код закупки представляет собой число, состоящее из 36 цифр, разделенных на следующие разряды:

  • • 1—2 цифры — год размещения извещения или заключения контракта в формате двух последних цифр года;
  • • 3—22 цифры — идентификационный код заказчика, состоящий из кода формы собственности, ИГТГТ и КПП;
  • • 23—26 цифры — номер закупки в плане закупки;
  • • 27—29 цифры — номер закупки в плане-графике;
  • • 30—33 цифры — общероссийский классификатор продукции относительно вида экономической деятельности;
  • • 34—36 цифры — код вида расходов.

няты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований;

  • г) изменение доведенного до государственного заказчика, действующего от имени РФ, объема прав в денежном выражении, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
  • д) реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  • е) использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
  • ж) выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • з) изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • и) возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Планы-графики представляют собой перечень закупок продукции на финансовый год, сформированный в соответствии с планами закупок по установленной форме, и являются основанием для осуществления закупок.

На 2016 г. заказчики составляют план-график закупок в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона о контрактной системе с учетом особенностей, которые установлены Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. Данный акт формулирует особенности размещения в ЕИС планов-графиков размещения заказов па 2015—2016 гг. Таким образом, в 2016 г. заканчивается переходный период между Законом о контрактной системе и Законом о размещении закупок.

Важно знать

Традиционным (и самым трудоемким) способом размещения плана-графика в ЕИС является его заполнение на сайте zakupki.gov.ru «с нуля» или путем копирования плана-графика за предыдущий год. Кроме периодов, когда работа на сайте невозможна по техническим причинам (в такие периоды можно использовать оффлайн- клиент сайта), трудность заполнения формы плана-графика заключается в отсутствии удобных калькуляторов и справочников для расчета сроков проведения закупок, указания кодов, расчета НМЦК (цены контракта). Отсутствуют сервисы, которые предупреждают об ошибке заполнения данных, к примеру, при выборе способа закупки. Специализированные платные программы направлены на автоматизацию действий контрактных управляющих, помогают отслеживать и предупреждать возможные ошибки, содержат удобные сервисы для формирования расчетных данных.

Напомним, что регламентации переходного периода посвящена гл. 8 Закона о контрактной системе — «Заключительные положения». В частности, ими установлены случаи, когда: а) изменения в планы закупок и планы-графики закупок не вносятся; б) в отчет об исполнении контракта о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику (п. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе).

С 1 января 2016 г. заказчики обязаны обосновывать все закупки, которые включаются как в план закупок, так и в план-график закупок, в том числе доказывая соответствие планируемых закупок целям, установленным Законом о контрактной системе. Обоснованию в плане-графике закупок подлежит НМ ЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований).

Действует следующая система нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок.

  • • В отношении обеспечения федеральных нужд постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 установлен порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд.
  • • В отношении обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией на основе требований, установленных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 5541.
  • • Требования к форме плана-графика также установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 и постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов РФ, муниципальных нужд соответственно.
  • • Порядок размещения планов-графиков в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная ПМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата), этапы оплаты (если предусмотрена поэтапная оплата);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения критерия);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

В отношении централизованных закупок, совместных закупок, осуществляемых закрытыми способами, могут быть предусмотрены особенности включения в план-график информации о таких закупках, устанавливаемые Правительством РФ. Кроме того, перечень информации, включаемой в план-график, может быть дополнен Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

План-график формируется ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Он включает информацию о закупках в течение года, но если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в план-график закупок также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта. В этом случае в план-график включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Разработкой плана-графика закупок (равно как и плана закупок) занимается контрактная служба, контрактный управляющий, к разработке и размещению плана привлекается уполномоченный орган, учреждение в рамках возложенных полномочий (при централизованных закупках). Ими осуществляется не только разработка плана-графика, но и подготовка изменений в него, а также размещение в ЕИС утвержденных планов-графиков и изменений к ним. При формировании плана-графика закупок ответственным лицам необходимо осуществить ряд действий.

В частности, необходимо собрать информацию обо всех видах продукции (товарах, работах, услугах), которую планируется закупить в течение года: наименование объектов закупки, минимальные требования к ним и примерные сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По результатам этой работы формируется совокупный годовой объем закупок, от величины которого необходимо определить: 1) минимальный объем закупок у СМП, СОНКО; 2) максимальный объем закупок путем проведения запроса котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Также следует учитывать, что, например, в план-график 2016 г. включаются закупки, которые планируется осуществить именно в этом году, при том что закупка начинается с момента размещения в ЕИС извещения (направляется приглашение принять участие) либо с момента заключения контракта (п. 2, 3 Закона о контрактной системе).

Важно знать

СГОЗ включает весь объем финансового обеспечения, которое будет направлено (доведено) заказчику в течение календарного года (п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе). В этот объем также включаются денежные средства на оплату контрактов, заключенных в предыдущих годах.

Собрав необходимую информацию о закупках, ответственные лица заказчика заполняют утвержденную форму плана-графика закупок. Форма плана-графика предполагает заполнение сведений о заказчике, описание условий контракта, условий финансового обеспечения закупки, указание кода размещения заказа (КБК, по которому будет произведена оплата закупки), указание способа закупки и срок начала процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Важно знать

Если заказчик не планирует осуществлять закупки в следующем финансовом году, ему, тем не менее, необходимо разработать и сформировать план-график закупок, заполнив сведения о заказчике, и разместить в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Сроки и порядок утверждения плана-графика, так же как и в случае с утверждением планов закупок, зависят от типа заказчика. По общему правилу план-график утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансовохозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Государственные заказчики, действующие от имени РФ, при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ. В указанные сроки они формируют планы-графики закупок (после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ), при необходимости уточняют их. После доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план-график в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав.

ФГБУ при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя. Момент начала работы над разработкой плана совпадает с государственными заказчиками. ФГБУ при необходимости уточняют планы-графики закупок и в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности утверждают план-график закупок.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, также формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ. После уточнения (при необходимости) заключения соглашений о предоставлении субсидий план-график утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашений о предоставлении субсидий. Напомним, что субсидии предоставляются для осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, начинают формирование плана- графика закупок так же, как и иные указанные выше типы заказчиков. Так же, как и государственные заказчики, действующие от имени РФ, они уточняют при необходимости планы-графики и в течение 10 рабочих дней после доведения на лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении утверждают его.

Важно знать

Утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения. Планы-графики на 2016 г. размещаются с учетом положений приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. В частности, в нем указаны случаи (п. 7) размещения плана-графика в день его утверждения; а также случаи внесения изменений не позднее, чем за 1 день до дня размещения извещения (направления приглашения принять участие) (п. 8).

Внесение изменений в план-график но каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Внесенные изменения также подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика.

Размещение в ЕИС планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется заказчиками:

  • а) в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом заказчика электронной подписью;
  • б) с учетом порядка функционирования ЕИС;
  • в) по форме в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554;
  • г) на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).
  • Формирование, утверждение и ведение планов закупок осуществляются от лица соответствующих органов (органов управления), передавших данным заказчикам свои полномочия.
  • Планы закупок и планы-графики закупок федеральные заказчики размещаютв ЕИС посредством взаимодействия ЕИС и ИС «Электронный бюджет». Заказчикисубъектов РФ и муниципальные заказчики размещают данные путем заполненияэкранных форм в ЕИС или взаимодействии ЕИС и региональных (муниципальных)ИС (порядок вступает в силу 1 января 2017 г.).
  • Кроме того, уполномоченными органами может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок. Для обеспеченияфедеральных нужд состав дополнительной информации определяет Правительство РФ. Для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальныхнужд — высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации соответственно. Основаниями для внесения изменений в утвержденные планы закупокв случае необходимости являются: а) приведение планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями целей осуществления закупок, требований к закупаемой продукции;
  • приведение планов закупок в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджетена текущий финансовый год и плановый период, а также федеральнымизаконами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущийфинансовый год и плановый период; в) реализация федеральных законов, решений, поручений, указанийПрезидента РФ, решений и поручений Правительства РФ, которые при-
  • 1 Утвержденный Порядок формирования подлежит размещению в ЕИС в течение
  • дней со дня утверждения требований, установленных постановлением ПравительстваРФ от 05.06.2015 № 554.
  • Закон о контрактной системе запрещает размещение в ЕИС документации о закупке, извещений об осуществлении закупки (приглашений принять участие в закупке, проводимой закрытым способом), которые не соответствуют информации, указанной в планах-графиках. Для обеспеченияреализации данной нормы установлен перечень случаев внесения в план-график изменений:
  • увеличение или уменьшение НМЦК, цены контракта, заключаемогос единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенногообязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • изменение объема и (или) стоимости планируемой к приобретению продукции, выявленное в результате подготовки к осуществлениюзакупки, вследствие чего поставка товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг в соответствии с НМЦК, предусмотренной планом-графиком закупок, становится невозможной;
  • изменение планируемой даты начала осуществления закупки, срокови (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя),этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта;
  • использование в соответствии с законодательством РФ экономии,полученной при осуществлении закупки;
  • выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числеоб аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков,исполнителей);
  • возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на датуутверждения плана-графика закупок было невозможно. Размещение планов-графиков в ЕИС осуществляется в следующемпорядке. Планы-графики подлежат размещению не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случае еслиплан-график содержит сведения, составляющие государственную тайну, онподлежит размещению за исключением такого рода сведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *