Законы развития культуры

Закон Республики Казахстан О физической культуре и спорте (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2015 г.)

О внесении изменений см.:

Закон РК от 29 октября 2015 года № 376-V (вводится в действие с 1 января 2016 г.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области физической культуры и спорта, определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы обеспечения деятельности и развития массовой физической культуры, любительского и профессионального спорта в Республике Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) спортсмен-ветеран — спортсмен высокого класса, завершивший спортивную карьеру;

2) любительский спорт — массовое спортивное движение, дающее физическим лицам возможность совершенствовать спортивное мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта;

3) адаптивная физическая культура и спорт — комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление ими психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также осознание необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества;

4) массовый спорт — спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения;

5) единая спортивная классификация — система спортивных званий, разрядов спортсменов, тренеров и категорий спортивных судей, определяющих уровень мастерства спортсменов или квалификации тренеров и спортивных судей;

6) физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного подрастающего поколения;

7) физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания и развития;

8) физическая подготовка — педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей человека;

9) методист по физической культуре и спорту (далее — методист) — физическое лицо, имеющее профессиональное образование, осуществляющее методическое обеспечение и руководство учебно-тренировочным процессом, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

10) система физической культуры и спорта — совокупность физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития физической культуры и спорта;

11) специалист в области физической культуры и спорта — физическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта;

12) уполномоченный орган в области физической культуры и спорта — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области физической культуры и спорта;

13) физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения — специально оборудованные (в том числе спортивным инвентарем) объекты (площадки, здания, сооружения), предназначенные для занятий физических лиц физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных мероприятий;

14) физкультурно-спортивная организация — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности;

15) Всемирная универсиада — комплексные международные зимние и летние соревнования, проводимые среди студентов по различным видам спорта;

16) тренер, тренер-преподаватель — физическое лицо, имеющее спортивное профессиональное образование, осуществляющее учебно-тренировочный процесс подготовки спортсмена и руководство его состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;

17) дисквалификация тренера, спортивного врача — отстранение тренера, спортивного врача от трудовой (профессиональной) деятельности за использование допинга, нарушение норм, утвержденных международными и республиканскими спортивными организациями (федерациями), а также нарушение морально-этических норм поведения и обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан в области физической культуры и спорта;

18) спортсмен высокого класса — спортсмен, являющийся членом сборной команды Республики Казахстан по виду спорта (национальной сборной команды по виду спорта) и (или) имеющий спортивное звание не ниже чем «мастер спорта Республики Казахстан»;

19) спорт высших достижений — область спорта, предусматривающая достижение спортсменами максимально высоких спортивных результатов или побед на спортивных соревнованиях;

20) профессиональный спорт — составная часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивно-зрелищных мероприятий (соревнований), за подготовку и участие в которых спортсмены, избравшие спорт в качестве профессиональной деятельности, получают вознаграждение в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

21) комплексная научная группа — группа квалифицированных специалистов, создаваемая для проведения научно-методических, медико-биологических, психологических исследований, направленных на оценку функционального состояния, резервных возможностей, психологического и технического уровня подготовки спортсмена;

22) тесты Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации — совокупность нормативных требований к физической подготовленности детей, молодежи и взрослого населения;

23) школьный спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание обучающихся в организациях образования начального, основного среднего и общего среднего образования, их подготовку к участию в спортивных мероприятиях;

24) школьная спортивная лига — спортивное движение среди школьников, целью которого являются содействие в популяризации школьного спорта и развитие одного или нескольких видов спорта, организация и проведение спортивных мероприятий со школьниками;

25) государственный тренер — тренер, осуществляющий функции и мероприятия по реализации государственной политики по развитию вида (видов) спорта на территории Республики Казахстан;

26) спортсмен-инвалид — физическое лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности, и занимающееся доступным видом (доступными видами) спорта;

27) классификация спортсменов-инвалидов — процесс определения классификатором или группой классификаторов класса (классификационной категории) спортсменов-инвалидов с целью создания им возможности соревноваться с другими спортсменами-инвалидами, имеющими аналогичный уровень функциональных возможностей;

28) инструктор-спортсмен — спортсмен, осуществляющий спортивную деятельность на условиях оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;

29) учебно-тренировочный сбор — централизованное мероприятие, организованное в целях повышения спортивного мастерства и качества учебно-тренировочного процесса спортсменов;

30) Паралимпийские игры — международные зимние и летние соревнования, проводимые среди спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и органов зрения;

31) спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме спортивных соревнований и специальной подготовки человека к ним;

32) спортивная дисциплина — часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов (программ) спортивных соревнований;

33) спортивный резерв — спортсмены молодежного и юношеского возрастов, имеющие потенциал для достижения высоких спортивных результатов;

34) спортивный судья — физическое лицо, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию, уполномоченное организатором спортивного мероприятия обеспечить судейство в соответствии с правилами вида спорта и положениями (регламентами) спортивного мероприятия;

35) сборные команды Республики Казахстан по видам спорта (национальные сборные команды по видам спорта) — коллективы спортсменов, тренеров, отечественных и иностранных специалистов, осуществляющих подготовку и принимающих участие в международных спортивных соревнованиях под Государственным Флагом Республики Казахстан;

36) штатные сборные команды Республики Казахстан (штатные национальные сборные команды по видам спорта) — коллективы спортсменов, тренеров, отечественных и иностранных специалистов, осуществляющих спортивную деятельность на финансовых условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Республики Казахстан, и принимающих участие в международных спортивных соревнованиях под Государственным Флагом Республики Казахстан;

37) главный тренер сборной команды Республики Казахстан по виду спорта (национальной сборной команды по виду спорта) — тренер, отвечающий за руководство, подготовку, формирование и выступление сборной команды Республики Казахстан по виду спорта (национальной сборной команды по виду спорта) в чемпионатах мира, Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх и других международных соревнованиях;

38) реестр видов спорта — информационная система, содержащая зафиксированные на бумажном и электронном носителях сведения о видах спорта и спортивных дисциплинах, получивших развитие на территории Республики Казахстан;

39) вид спорта — составная часть спорта, отличительными признаками которой являются среда занятий, совокупность физических упражнений или интеллектуальных способностей в состязательной деятельности и правила соревнований;

40) запрещенные субстанции и (или) методы в спорте (далее — допинг) — химические соединения (вещества, лекарства) и методы, включенные в запрещенный список Всемирной антидопинговой организации и Международного стандарта Всемирной антидопинговой организации, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

41) единый календарь спортивно-массовых мероприятий — перечень ежегодных соревнований международного, республиканского и местного уровней, а также мероприятий по подготовке к соревнованиям;

42) спортивное соревнование — состязание среди спортсменов или команд по виду (видам) спорта в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту);

43) договор о спортивной деятельности — гражданско-правовой договор, заключаемый между спортсменом, тренером или иным специалистом в области физической культуры и спорта и физкультурно-спортивной организацией;

44) спортивное мероприятие — спортивное соревнование, учебно-тренировочный сбор с участием спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта;

45) спортивная федерация — некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения или объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) в целях развития одного или нескольких видов спорта;

46) аккредитация спортивных федераций — процедура признания правомочий спортивных федераций по развитию вида (видов) спорта на территории Республики Казахстан;

47) спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся видом (видами) спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;

48) дисквалификация спортсмена — отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется республиканской спортивной федерацией за нарушение правил вида спорта, положений (регламента) спортивных соревнований, использование допинга, нарушение норм, утвержденных международными спортивными организациями и (или) республиканскими спортивными федерациями, а также нарушение морально-этических норм поведения и обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан в области физической культуры и спорта;

49) регистрация спортсмена — процедура признания спортивной федерацией по виду спорта принадлежности спортсмена к данному виду спорта с целью наделения его правом принимать участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, проводимых федерацией или с ее участием, с выдачей свидетельства о регистрации спортсмена;

50) студенческий спорт — часть спорта, направленная на физическое воспитание обучающихся в организациях образования высшего профессионального образования, их подготовку к участию в спортивных мероприятиях;

51) студенческая спортивная лига — спортивное движение среди студентов, целью которого являются содействие в популяризации студенческого спорта и развитие вида (видов) спорта, организация и проведение спортивных мероприятий со студентами;

52) Сурдлимпийские игры — международные зимние и летние соревнования, проводимые среди спортсменов-инвалидов с поражением органов слуха;

53) классификатор — физическое лицо, осуществляющее проведение классификации спортсменов-инвалидов по уровню их функциональных возможностей, уполномоченное на это организаторами соревнований и прошедшее специальную подготовку, подтвержденную соответствующим документом;

54) технические и прикладные виды спорта — часть видов спорта, требующая специальной подготовки спортсмена к соревнованиям с применением технических средств;

55) национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в форме соревновательной деятельности и представляющие собой своеобразные физические упражнения и народные игры с самобытными правилами и способами организации физической активности;

56) Международные специальные олимпийские игры — международные зимние и летние соревнования, проводимые среди спортсменов-инвалидов с ограниченными интеллектуальными возможностями;

57) международные спортивные соревнования — состязания по виду спорта среди спортсменов (команд), в которых принимают участие иностранные спортсмены (команды).

Статья 2. Принципы и задачи государственной политики в области физической культуры и спорта

1. Государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Казахстан проводится на основе принципов:

1) равенства и общедоступности занятий физической культурой и спортом для всех физических лиц;

2) непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения;

3) добровольности занятий физической культурой и спортом;

4) оздоровительной направленности физкультурно-спортивных мероприятий;

5) равного уважения к занятиям физической культурой, любительским и профессиональным спортом;

6) запрета на дискриминацию и недопущения пропаганды культа жестокости, насилия и унижения человеческого достоинства;

7) приоритетности спорта высших достижений, отстаивающего честь Республики Казахстан на международных спортивных соревнованиях;

8) содействия развитию адаптивной физической культуры и спорта.

2. Задачами государственной политики в области физической культуры и спорта являются:

1) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и соблюдение общественного порядка в местах проведения спортивно-массовых мероприятий;

2) развитие национальных, технических и прикладных видов спорта;

3) поддержка и стимулирование физической культуры и спорта;

4) развитие научной базы для исследований в области физической культуры и спорта;

5) содействие развитию всех видов спорта с учетом социальной и образовательной функций, а также специфики их структуры, основанной на принципе добровольной деятельности.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области физической культуры и спорта

1. Законодательство Республики Казахстан в области физической культуры и спорта основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4 изложена в редакции Закона РК от 19.05.15 г. № 315-V (см. стар. ред.)

Статья 4. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта

1. Государственная поддержка в области физической культуры и спорта осуществляется посредством:

1) регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики, создания ее системы, а также соответствующего нормативно-правового, финансового, материально-технического, кадрового, научно-методического, медицинского, информационного обеспечения;

2) оказания поддержки развитию внешних связей физкультурно-спортивных организаций, интеграции их в международные спортивные организации, способствующих развитию физкультурно-спортивного движения в Республике Казахстан;

3) создания благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои средства в проектирование, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) обеспечения доступности спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности.

2. Обеспечение доступности спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности, является минимальным социальным стандартом в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».

Статья 5. Права физических лиц в области физической культуры и спорта

Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства в Республике Казахстан имеют право:

1) заниматься физической культурой и спортом;

2) вступать в общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;

3) пользоваться государственными и частными спортивными сооружениями и услугами.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области физической культуры и спорта

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта и организует их осуществление;

2) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

3) утверждает нормативы материального обеспечения спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, военнослужащих всех категорий и сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов в период подготовки и участия в спортивных мероприятиях, проводимых на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

4) утверждает перечень международных спортивных соревнований, правила выплат денежных поощрений чемпионам и призерам международных спортивных соревнований, тренерам и членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) и устанавливает их размеры;

5) утверждает правила выплат пожизненного ежемесячного материального обеспечения спортсменам и тренерам и устанавливает их размеры;

6) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

7) утверждает составы организационных комитетов по подготовке сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) к Олимпийским, Паралимпийским, Сурдлимпийским играм и другим международным соревнованиям;

8) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области физической культуры и спорта

Уполномоченный орган в области физической культуры и спорта:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта;

2) осуществляет в пределах своей компетенции руководство, межотраслевую координацию и государственный контроль в области физической культуры и спорта;

3) разрабатывает и утверждает формы, предназначенные для сбора административных данных в области физической культуры и спорта, по согласованию с уполномоченным органом в области государственной статистики;

4) проводит ведомственные статистические наблюдения;

5) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения;

6) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров в области физической культуры и спорта;

7) проводит республиканские и международные соревнования по видам спорта, в том числе национальным, техническим и прикладным видам, массовому спорту, а также среди спортсменов-ветеранов совместно с аккредитованными республиканскими федерациями;

8) организует и осуществляет подготовку и участие членов сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) в международных спортивных соревнованиях;

9) организует и координирует научные исследования в области физической культуры и спорта, внедрение их результатов в практику физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

10) разрабатывает и утверждает антидопинговые правила Республики Казахстан;

11) осуществляет контроль за проведением антидопинговых мероприятий в спорте;

12) присваивает спортсменам и тренерам спортивные звания: «Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан», «мастер спорта международного класса Республики Казахстан», «мастер спорта Республики Казахстан», «Заслуженный тренер Республики Казахстан»;

13) присваивает квалификационные категории: тренер высшего уровня квалификации высшей категории, тренер среднего уровня квалификации высшей категории, методист высшего уровня квалификации высшей категории, методист среднего уровня квалификации высшей категории, инструктор-спортсмен высшего уровня квалификации высшей категории, национальный спортивный судья высшей категории, национальный спортивный судья;

14) осуществляет аккредитацию республиканских и региональных спортивных федераций;

Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

15) разрабатывает и утверждает правила проведения тестов Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации;

16) разрабатывает нормативы материального обеспечения спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, военнослужащих всех категорий и сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов в период подготовки и участия в спортивных мероприятиях, проводимых на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

17) утверждает методику нормативов питания и фармакологического обеспечения спортсменов, в том числе военнослужащих всех категорий и сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, в период учебно-тренировочного процесса и спортивных мероприятий;

18) разрабатывает перечень международных спортивных соревнований, правила выплат денежных поощрений чемпионам и призерам международных спортивных соревнований, тренерам и членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта), а также вносит в Правительство Республики Казахстан предложения об их размерах;

19) разрабатывает правила выплат пожизненного ежемесячного материального обеспечения спортсменам и тренерам, вносит в Правительство Республики Казахстан предложения об их размерах и обеспечивает выплаты;

20) утверждает правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом;

21) утверждает нормы и требования для присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий;

22) утверждает комплексные целевые программы по видам спорта и индивидуальные планы подготовки спортсменов сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта);

23) утверждает правила проведения аттестации тренеров и спортивных судей по предложениям республиканских аккредитованных федераций;

24) утверждает программы по видам спорта для физкультурно-спортивных организаций, в которых осуществляется подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса;

25) утверждает правила присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий;

26) утверждает перечень видов соревнований, учебно-тренировочных сборов и определяет их классификацию;

27) утверждает правила проведения спортивных мероприятий;

28) утверждает правила перехода спортсмена из одной физкультурно-спортивной организации в другую физкультурно-спортивную организацию;

Подпункт 29 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

29) разрабатывает и утверждает правила аккредитации спортивных федераций;

30) ежегодно утверждает составы сборных и штатных сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) по представлению аккредитованных республиканских спортивных федераций;

31) утверждает правила формирования составов сборных и штатных сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта);

32) утверждает возраст спортсменов по видам спорта в физкультурно-спортивных организациях, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса;

33) назначает и освобождает от должности главных тренеров сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) и государственных тренеров по представлению республиканских аккредитованных спортивных федераций;

34) по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения разрабатывает и утверждает правила компенсационных выплат членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) при получении ими спортивных травм и увечий на международных спортивных соревнованиях;

35) осуществляет компенсационные выплаты членам сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) при получении ими спортивных травм и увечий на международных спортивных соревнованиях;

36) обеспечивает страхование при подготовке и участии членов сборных команд Республики Казахстан по видам спорта (национальных сборных команд по видам спорта) в международных спортивных соревнованиях;

37) утверждает правила признания видов спорта, спортивных дисциплин и формирования реестра видов спорта;

38) утверждает правила формирования единого календаря спортивно-массовых мероприятий;

39) утверждает единый республиканский календарь спортивно-массовых мероприятий по предложениям республиканских аккредитованных спортивных федераций и обеспечивает его реализацию;

40) утверждает типовые штаты для физкультурно-спортивных организаций, в которых осуществляются учебно-тренировочный процесс, подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса;

41) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

42) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

43) утверждает правила присвоения статусов «специализированная» спортивным школам и «специализированное» отделениям спортивных школ;

44) ведет реестр физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

45) утверждает правила присвоения званий в номинации «Лучший» спортсменам, тренерам, специалистам в области физической культуры и спорта и физкультурно-спортивным организациям;

46) по согласованию с уполномоченным органом в области средств массовой информации разрабатывает правила присвоения звания «Лучший спортивный журналист»;

47) утверждает

Информация о правилах вывоза культурных ценностей

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза вывозимые и временно вывозимые с таможенной территории Таможенного союза культурные ценности подлежат декларированию в письменной форме.

Вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий (разрешений), выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. В России таким органом является Федеральная служба Росохранкультуры и ее территориальные органы.

Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза:

— на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для организации выставок, презентаций в третьих странах;
— на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;
— на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;
— на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для использования в судебных процессах в третьих странах;
— на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов третьих стран и оригиналов архивных документов, временно ввезенных на территорию таможенного союза;
— на вывоз культурных ценностей, оригиналов архивных документов физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях).

Лицензия (свидетельство) выдается Федеральной службой Росохранкультуры или ее территориальными органами в порядке и по форме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 322, а также в соответствии с «Положением о порядке ввоза на таможенную территорию государств — участников Таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств — участников таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов». Порядок выдачи лицензий (свидетельств) включает в себя проведение обязательной экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу или временному вывозу с территории Российской Федерации.

В случае установления экспертизой, что заявленные к вывозу с территории Российской Федерации предметы культурного назначения не подпадают под действие Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Росохранкультурой или ее территориальным органом выдается справка, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза.

Поскольку предметы культурного назначения не подлежат декларированию в письменной форме, справка предъявляется по требованию должностного лица таможенного органа, когда возникает сомнение в определении отнесения перемещаемых товаров к предметам культурного назначения.

Вывоз может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником, сведения о котором указаны в свидетельстве на право вывоза.

Автор культурных ценностей, независимо от того, выезжает он за пределы РФ временно или на постоянное место жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве на основании свидетельства.

Лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности их приобретения.

При вывозе культурных ценностей экспортная таможенная пошлина не взимается.

Стоит отметить, что физические лица имеют право на вывоз в порядке, установленном настоящим Законом «О вывозе и ввозе культурных ценностей», ввезенных на территорию Российской Федерации культурных ценностей, созданных более 100 лет назад.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возврату.

Перечень культурных ценностей

Наименование товара

I. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ.

1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов.

2. Редкие коллекции, предметы и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и палеонтологии независимо от времени возникновения или создания.

3. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:

3.1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, культуры, литературы и искусства;

3.2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;

3.3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;

3.4. предметы и фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (как санкционированных, так и несанкционированных) и археологических открытий независимо от времени их выявления.

4. Составные части и фрагменты архитектурных, исторических и художественных объектов, а также произведений монументального искусства (фресковых и иных настенных росписей, мозаичных композиций, лепных украшений, иных декоративных элементов из любого материала).

5. Этнографические объекты более чем 100-летней давности.

6. Художественные ценности независимо от времени создания, в том числе:

6.1. картины, рисунки и иконы полностью ручной работы на любой основе и с применением любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, а также предметов народных промыслов и сувенирных изделий, украшенных вручную, работ, выполненных детьми), оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, гравюры, эстампы и литографии, их оригинальные печатные формы;

6.2. миниатюры ручной работы на любых материалах;

6.3.оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;

6.4. художественные предметы религиозных культов различных конфессий;

6.5. гравюры, эстампы и литографии, их оригинальные печатные формы;

6.6. оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов;

6.7.оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

6.8. оригинальные гобелены и ковровые изделия ручной работы;

6.9. произведения графики и оригинальные графические печатные формы;

6.10. авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи.

7. Предметы антиквариата, в том числе:

7.1. все виды холодного и огнестрельного оружия, изготовленного до 1945 года включительно;

7.2. бытовые и научные приборы (часы, барометры, весы, бинокли, зрительные трубы и т.п.), изготовленные до 1945 года включительно;

7.3. редкие образцы транспортных средств, вооружения и военной техники, созданные до 1945 года включительно;

7.4. художественные изделия серийного производства из разных материалов;

7.5. ручное ткачество, художественные вышивки, одежда и обувь ручной работы, изготовленные до 1945 года включительно.

8. Мебель, в том числе:

8.1. оригинальная художественная мебель, изготовленная до 1945 года включительно;

8.2. любая мебель, созданная более 100 лет назад.

9. Уникальные и редкие музыкальные инструменты, в том числе:

9.1. клавишные, струнные, духовые, щипковые, язычковые и ударные музыкальные инструменты;

9.2. смычковые музыкальные инструменты и смычки выдающихся зарубежных мастеров независимо от даты изготовления;

9.3. народные музыкальные инструменты.

10. Книги и иные печатные формы, в том числе:

10.1. рукописные книги независимо от места создания;

10.2. печатные издания, созданные более 100 лет назад;

10.3. картографические материалы, нотные издания, изобразительные издания (репродукции, в том числе в альбомах, открытки, плакаты, афиши и др.), напечатанные до 1925 года включительно;

10.4. произведения печати с автографами, рукописными пометками, надписями, экслибрисами библиотек и книжных коллекций выдающихся государственных и общественных деятелей, писателей, ученых, деятелей культуры и искусства (за исключением случаев дарственных надписей лицам, осуществляющим вывоз);

10.5. экземпляры периодических изданий, вышедших до 1945 года включительно;

10.6. произведения печати, являющиеся редкими образцами художественного оформления и полиграфического исполнения, размноженные необычными способами: гравированные, с вытканным текстом, отпечатанные на необычных видах материалов (шелк, пробка, пергамент и т.п.), в художественных переплетах индивидуальной работы.

11. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая, фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

12. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные до 1960 года включительно, отдельно либо в коллекциях.

13. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад, отдельно либо в коллекциях.

14. Ордена и нагрудные медали а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, (за исключением личных наград, право ношения которых подтверждено орденскими книжками или наградными свидетельствами), отдельно либо в коллекциях.

15. Предметы нумизматики, филателии, бонистики, фалеристики, сфрагистики, созданные до 1960 года включительно, отдельно либо в коллекциях.

16. Иные старинные предметы более чем 100-летней давности

17. Движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную, документальную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством, стран участниц таможенного союза к особо ценным объектам культурного наследия народов независимо от времени их создания.

18. Движимые предметы, культурные ценности независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством стран, участниц таможенного союза.

II. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Документы национальных архивных фондов стран, участниц таможенного союза.

2. Оригиналы архивных документов стран, участниц таможенного союза.

3. Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад.

Согласно данному перечню, вывоз культурных ценностей осуществляется на основании Свидетельства (лицензии) Федеральной службы Росохранкультуры.

Перечень предметов культурного назначения

Действие данного Перечня распространяется на предметы, созданные менее 50 лет назад. Перечень определяет список предметов культурного назначения, который не требует предоставления Свидетельства (лицензии) на право вывоза. Федеральной службой Росохранкультуры или ее территориальным органом выдается справка, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят.

1. Предметы быта и сувениры из различных материалов:
1.1. мебель (отдельные предметы или гарнитуры);
1.2. ковры фабричного изготовления, ковровые и текстильные изделия различных видов;
1.3. предметы костюма и дополняющие его детали;
1.4. посуда и другие предметы обихода из стекла, хрусталя, керамики, фарфора, фаянса, майолики, дерева, папье — маше, металлических сплавов и других материалов;
1.5. ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями, бижутерия;
1.6. игрушки и поделки из дерева, камня, соломки, кожи, рога, пластмассы, металла и других материалов.
2. Предметы религиозного назначения различной конфессиональной принадлежности, изготовленные печатным способом иконы, а также кресты, лампады, подсвечники и другие предметы религиозного назначения тиражного производства.
3. Предметы техники:
3.1. автомобили, мотоциклы, велосипеды и иные транспортные средства;
3.2. медицинские и измерительные приборы и инструменты;
3.3. швейные и пишущие машинки;
3.4. часы (наручные, напольные, настенные и т.п.);
3.5. радиоприемники, магнитофоны, проигрыватели, музыкальные центры и иная аудиотехника;
3.6. фотоаппараты, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, телевизоры и иная видеотехника;
3.7. телефонные аппараты и иное телекоммуникационное оборудование;
3.8. подзорные трубы, бинокли, телескопы и микроскопы;
3.9. компьютерная и оргтехника и ее составляющие;
3.10. механические или электрические бытовые приборы;
3.11. модели самолетов, автомобилей, кораблей и других предметов техники.
4. Произведения печати:
4.1. отдельно изданные произведения, собрания сочинений, сборники произведений различных авторов, научно — популярная литература, литература для детей;
4.2. периодические, нотные, картографические, изоиздания, брошюры, рекламные издания;
4.3. издания, вывозимые их автором;
4.4. учебники и учебные пособия, справочная литература (словари, разговорники, справочники, энциклопедии, каталоги и т.п.);
4.5. современные воспроизведения (репринтные, факсимильные издания, фотокопии и т.п.) произведений печати и документальных материалов;
4.6. все виды изданий и информации на любых носителях, отправляемых государственными и муниципальными библиотеками, библиотеками научных обществ и общественных организаций, музеями по международному книгообмену и международному межбиблиотечному обмену;
4.7. тиражная полиграфическая графика (репродукции, литографии, эстампы, плакаты, постеры, афиши, календари, открытки и т.п.), фотоальбомы и фотопродукция сувенирного назначения и т.п.
5. Копии, отснятые с документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов Российской Федерации, государственных музеях и библиотеках системы Минкультуры России, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН; при условии, что:
— на каждой странице ксерокопии документа имеется отметка «копия» и штамп государственного хранилища с указанием названия учреждения и поисковыми данными подлинного документа — номер фонда, описи, единицы хранения;
— на копиях научно — технической документации в виде ксерокопий или копий на кальке штамп государственного хранилища имеется на оборотной стороне копии каждого листа;
— на копиях документов на пленочных носителях (кинофильм, микрофильм) на ракорде указано: «копия», название государственного хранилища, выдавшего копию, название и поисковые данные подлинного документа (номер фонда, описи, единицы хранения). Одновременно должна иметься особая кодировка копий: между 7-м и 8-м кадрами с каждого конца и в середине пленки в месте впечатывания футажи — аббревиатура государственного хранилища, выдавшего копию;
— на копиях фоно- и видеодокументов на магнитной ленте в начале, середине и конце ленты записаны кодовые частоты с генераторов стандартных сигналов. Для фонозаписи: в начале — 2 кГц (килогерц), середине — 4 кГц, конце — 6 кГц. Для видеофонограммы указанные частоты записываются на дорожку звукового сопровождения;
— на копиях фотодокументов в виде позитивных отпечатков штамп государственного хранилища имеется на обороте каждой фотографии. На копиях фотодокументов в виде дубль — негативов на межкадровом пространстве фотоспособом впечатана аббревиатура государственного хранилища, выдавшего копию;
— на ксерокопиях рассекреченных документов имеется штамп «рассекречено», на соответствующих ракордах копий на пленочных носителях указано: «все скопированные документы прошли рассекречивание в установленном порядке».
Непроявленные копии документов на пленочных носителях пользователям не выдаются.
Копии, изготовленные фотоспособом, опечатываются государственным хранилищем культурных ценностей в конвертах, копии на магнитной пленке и пленочных носителях — в коробках с помощью изоляционной ленты, на которых проставляется штамп государственного хранилища с вышеназванными реквизитами, а также наклеивается бланк учреждения с текстом о возможности вскрытия опечатанных копий органами таможенного контроля Российской Федерации в целях проверки соответствия кодировки.
6. Музыкальные инструменты, кроме:
6.1. клавишных (пианино, роялей, клавесинов и т.п.);
6.2. струнных смычковых (скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов и т.п.) и смычков.
7. Знаки почтовой оплаты Российской Федерации, изданные после 1991 года: почтовые марки и блоки; маркированные почтовые карточки (иллюстрированные, стандартные, в т.ч. с оригинальной маркой); маркированные конверты (художественные, стандартные, в т.ч. с оригинальной маркой).
8. Личные награды (независимо от времени изготовления), на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимые самим награжденным, его наследником либо уполномоченным ими лицом; значки, памятные знаки, настольные медали, юбилейные и памятные монеты.
9. Предметы детского творчества из любых материалов.
10. Предметы для незрячих и других лиц с физическими и умственными недостатками.

Запрещенные к вывозу культурные ценности

Не подлежат вывозу с территории Таможенного союза без обязательства их обратного ввоза культурные ценности, документы национальных архивных фондов и оригиналы архивных документов:

— представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующими законодательствами государств-участников таможенного союза к особо ценным объектам культурного и документального наследия народов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, независимо от времени их создания;
— охраняемые государствами-участниками Таможенного союза и внесенные ими в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательствами государств – членов Таможенного союза, независимо от времени их создания;
— постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки.

Полный перечень культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе, можно посмотреть здесь.

Запрещен ввоз и вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в отношении которых объявлен розыск. Такие культурные ценности, документы национальных архивных фондов и оригиналы архивных документов подлежат задержанию.

Вывоз и ввоз старинного (антикварного) оружия осуществляется, в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными положением о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему.

Информация о правилах ввоза культурных ценностей

В соответствии с Таможенным кодексом, если стоимость товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза физическими лицами для личного пользования, не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг включительно, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем физические лица могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Декларирование культурных ценностей, ввозимых физическими лицами в сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через государственную границу Таможенного союза на бланках пассажирской таможенной декларации.

Декларирование культурных ценностей, ввозимых физическими лицами в несопровождаемом багаже, а также не следующего через таможенную границу ТС, производится ими путем подачи в таможенный орган, в регионе деятельности которого постоянно проживают или временно пребывают эти лица, заявления, либо таможенной декларации в случае декларирования товаров иным лицом.

При использовании Международных почтовых отправлений (МПО) для пересылки культурных ценностей, следует помнить, что беспошлинный ввоз на территорию РФ разрешен при условии, что стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одного месяца в адрес одного получателя, не превышает 1000 евро и общий вес их не превышает 31 кг. Все ценности, стоящие свыше указанной суммы, облагаются совокупным таможенным платежом.

Регистрация ввозимых и временно ввозимых на территорию Российской Федерации культурных ценностей относится к компетенции Росохранкультуры.

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых культурных ценностей, должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.

В случае если у должностного лица таможенного органа возникает сомнение в правильности отнесения ввозимых товаров к культурным ценностям, оно вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей.

При решении вопроса об отнесении ввозимых предметов к культурным ценностям должностное лицо таможенного органа руководствуется Перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 г, № 4804-01 «О ввозе и вывозе культурных ценностей», а при наличии в пункте пропуска внештатного эксперта по культурным ценностям — его заключением.

Культурные ценности, временно ввозимые в Российскую Федерацию в целях культурного сотрудничества и являющиеся собственностью иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, находятся под охраной Российской Федерации и на них распространяется законодательство Российской Федерации о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации. Предоставление государственных гарантий охраны указанных ценностей осуществляется в каждом отдельном случае в соответствии с международными договорами или постановлениями Правительства России на условиях соблюдения принципа взаимности.

При транзите культурных ценностей через территорию ТС таможенным органам Таможенного союза представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством стран-участниц ТС.

См. так же

Приказ Россвязьохранкультуры РФ 117 от 14.03.08. О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации

Письмо ФТС РФ 04-18/32943 от 22.09.05 «Территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Письмо Росохранкультуры 26/1-3/1-2303 от 10.11.04 «О разрешительной и подтверждающей документации по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей»

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»

Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»

Соглашение от 28.09.2001 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей»

Приказ ФТС РФ от 15.07.2015 N 1417 «Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях, а также культурных ценностей»

Приказ Минкультуры РФ от 03.11.2005 N 527 (ред. от 01.04.2009) «Об утверждении Положения о Межведомственном совете по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны»

Закон Республики Казахстан от 15.12.2006 N 207-3 «О культуре»

Соглашение от 28 сентября 2001 г. «Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей»

Соглашение между Таможенным комитетом Министерства государственных доходов Республики Казахстан и Министерством государственных доходов Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, незаконно перемещаемых через границы

Федеральный закон Президент РФ № 435-ФЗ от 2017-12-28 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела»

Приказ Минкультуры РФ от 01.03.2018 N 205 «Об утверждении формы экспертного заключения, составленного экспертом по культурным ценностям по результатам проведения экспертизы культурных ценностей»

3 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Кодекс Беларуси о культуре вступает в силу 3 февраля 2017 года, сообщает БЕЛТА.

Кодекс Беларуси о культуре был подписан главой государства 25 июля 2016 года. Символично, что документ был принят в Год культуры, каким был объявлен в Беларуси 2016 год. Документ вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Кодекс о культуре разработан впервые и не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Он основывается на действовавших нормах законов «Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь», «Аб бiблiятэчнай справе ў Рэспублiцы Беларусь», «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь», «Аб творчых саюзах i творчых работнiках», «О кинематографии в Республике Беларусь», «Аб музеях i Музейным фондзе Рэспублiкi Беларусь», «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь». Кодекс объединил около 60 нормативных правовых актов различной юридической силы, из них 7 законов, 4 указа Президента Беларуси, около 20 постановлений правительства и около 30 нормативных правовых актов Минкультуры.

Кодексом предусматривается создание на базе сложившихся правовых институтов единого механизма регулирования отношений в сфере культуры и одновременное устранение имеющихся недостатков правового регулирования в этой сфере, обеспечивается сокращение правовых актов по вопросам культуры и их упорядочение.

В целях сохранения культурных ценностей, развития организаций культуры и обеспечения общедоступности культурных благ Кодексом устанавливаются правовые, организационные, экономические и социальные основы культурной деятельности и регулируются правоотношения в следующих сферах: сохранение и развитие культурных ценностей, охрана историко-культурного и археологического наследия; библиотечное и музейное дело; кинематографическая деятельность; народные художественные ремесла, деятельность коллективов художественной самодеятельности; проведение культурных мероприятий, организация культурного отдыха населения; поощрения в сфере культуры.

Кодекс о культуре содержит более 60 новаций. Заявлены более серьезные требования к созданию музеев, упрощается порядок создания музеев-заповедников и музеев под открытым небом. Регулируются вопросы охраны археологического наследия. Документ содержит много норм об организации концертной деятельности. В целом документ системно и комплексно регулирует отношения в сфере культуры.

Работа над Кодексом о культуре началась в 2011 году, когда была сформирована идея о необходимости такого нормативного документа. В 2013 году была создана концепция, собраны необходимые для документа материалы, затем началась непосредственная работа сотен людей над Кодексом как юридическим документом.

Кодекс о культуре имеет ряд важных особенностей. Документ продолжает традиции устава Великого княжества Литовского, он написан на белорусском языке. Он продолжает традицию кодексного мышления, которое характерно для белорусской правоведческой практики. Многостраничный труд структурно поделен на 5 разделов, 27 глав и 257 статей.

Кодекс о культуре будет востребован не только теми, чья деятельность имеет отношение к сфере культуры, но и рядовыми гражданами, поскольку документ является сводом прав и обязанностей и для зрителей, и для посетителей музеев, и для читателей.

Как всякий документ имеет тенденцию к пересмотру, дополнениям с течением времени, так и Кодекс о культуре может со временем обновляться.-0-

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Е.А. Кукин

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется место культурных прав в системе основных прав и свобод человека. Рассматривается трактовка культурных прав в различных международно-правовых актах и в замечаниях общего порядка, принятых Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам.

Ключевые слова: права человека; культурные права; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Начиная с принятия первых международных актов о правах человека в ООН постоянно подчеркивается важность, взаимосвязь и взаимодополняемость всех прав и свобод человека: гражданских, политических, экономических, социальных и культурных. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. нашел свое отражение весь комплекс прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека провозглашает их «общие стандарты достижения». Ее прогрессивный характер очевиден. Она — первый международный акт, признающий этическую и правовую ценность экономических, социальных и культурных прав человека и подтверждающий их равный статус и взаимосвязанный характер с гражданскими и политическими правами человека .

Факт принятия двух международных пактов о правах человека в 1966 г. объясняется идеологическими противоречиями того времени. При этом концептуально все понимали неделимость этих прав, что в частности нашло отражение в итоговом акте международной конференции по правам человека, которая проходила под эгидой ООН 22 апреля — 13 мая 1968 г. в Тегеране. В воззвании Тегеранской конференции отмечается, что, поскольку права и основные свободы человека неделимы, полное осуществление гражданских и политических прав невозможно без осуществления экономических, социальных и культурных прав. Несмотря на признание этого факта, на практике имеет место недооценка многих прав, особенно культурных.

Культурные права, к сожалению, часто характеризуются как недостаточно развитые по сравнению с другими правами человека . Вместе с тем недостаточное внимание к этим правам приводит к тому, что они рассматриваются как права, имеющие менее приоритетное значение.

Во многих отношениях культурные права являются основными, когда речь идет о признании и уважении человеческого достоинства, поскольку они защи-

щают формирование и выражение различных представлений о мире — индивидуальных и коллективных — и включают в себя свободы человека, касающиеся вопросов самобытности.

Если культурные права в полной мере понимаются как часть более широкой системы прав человека и поэтому основаны на действующих нормах и принципах международного права прав человека, то они позволяют глубоко понять принцип универсальности прав человека с учетом культурного разнообразия.

Кроме того, культурные права являются важнейшими средствами развития , поддержания мира, искоренения нищеты и укрепления социальной сплоченности, а также взаимного уважения и понимания между отдельными лицами и группами людей при всем их разнообразии (ст. 2 Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия и культурного самовыражения 2005 г. ).

Следует подчеркнуть, что несмотря на наличие ряда международно-правовых актов по правам человека, закрепляющих в том числе культурные права, официально конвенционного определения культурных прав не существует (как нет и официальных определений «гражданских», «политических», «экономических» и «социальных» прав).

Вместе с тем на практике возникает необходимость различать, какие права можно считать культурными. Задача это непростая, ее можно решать лишь в пробном порядке. При исследовании этого вопроса надо иметь в виду то, что действующие договоры являются живыми инструментами, что предполагает сохранение достаточного пространства для учета новых явлений и толкований, обусловленных возникновением «новых ситуаций, требований или элементов притеснения» .

Определить культурные права можно через понимание «прав в области культуры», развития и улучшения имеющихся рабочих определений. Такие рабочие определения можно найти, в частности, в преамбуле к Всеобщей декларации о культурном разнообразии (Париж, 2 ноября 2001 г.) и замечании общего порядка № 21 (2009) по праву на участие в культурной жизни, принятом Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам.

В частности, Комитет в своем замечании общего порядка № 21 указал, что: культура охватывает, среди прочего, уклады жизни, язык, устную и письменную литературу, музыкальное и песенное творчество, неязыковое общение, систему религий или верований, ритуалы и церемонии, спорт и игры, методы производства или технологию, природную и искусственную среды, традиционную кухню, одежду и жилища, а также искусство, обычаи и традиции, посредством которых отдельные лица, группы лиц и общины выражают свои человеческие качества и тот смысл, который они придают своему существованию, и формируют свое восприятие мира, отражающее их реакцию на те внешние силы, которые затрагивают их жизнь. Это определение соответствует доктриналь-ному определению, согласно которому культуру можно понимать как продукт, как процесс и образ жизни , и они означают, что культура предполагает выход за рамки этнического происхождения, языка и религии.

Как подчеркивалось Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам в его замечании общего порядка № 21 (2009), культурная жизнь «однозначным образом позволяет рассматривать культуру как исторически динамичный и развивающийся процесс жизни» (п. 11) и что «концепцию культуры необходимо рассматривать не в качестве последовательности изолированных проявлений или обособленных категорий, а в качестве интерактивного процесса, посредством которого отдельные лица и общины, сохраняя свои отличительные черты и цели, становятся выразителями культуры человечества» (п. 12).

Однако при этом необходимо помнить о том, что «нации и этнические группы и культурные общины являются плюралистическими с идеологической точки зрения, даже если у них общие культурные нравы» . Кроме того, необходимо принимать во внимание неравенство возможностей, поскольку они влияют на способность отдельных лиц и групп эффективно содействовать идентификации, развитию и толкованию того, что следует считать общей «культурой» или совместным культурным наследием.

В этом контексте Всеобщая декларация о культурном разнообразии 2001 г. является уникальной в том смысле, что в ней перечислены права, прямо относящиеся к категории культурных.

В соответствии со ст. 5 Декларации необходимым условием для развития творческого разнообразия является реализация в полном объеме культурных прав, как они определены в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в ст. 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Соответственно, каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, в частности на своем родном языке; каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности; каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций при условии соблюдения прав человека и основных свобод.

В этом вопросе полезными могут также быть некоторые инициативы гражданского общества, такие как Фрибургская декларация о культурных правах 2007 г. , в которой охарактеризованы восемь культурных прав, касающихся самобытности и культурного наследия, свободы идентификации с одной или несколькими общинами и права менять такую идентификацию, доступа к культурной жизни и участия в ней, образования и профессиональной подготовки, информации и коммуникации, а также культурного сотрудничества (ст. 2 (а) Фрибургской декларации).

Некоторыми экспертами также составлены перечни культурных прав или нормативных элементов культурных прав, указывающие, например, на то, что они охватывают недискриминацию и равенство, свободу от вмешательства в ведение культурной жизни (свободу творчества и содействия развитию культу-

ры); свободу выбирать культуру и менять выбор культуры (культур) и культурной жизни для участия (свободу выражать свою собственную культуру); свободу распространения информации; свободу международного сотрудничества; право на участие в определении, подготовке и осуществлении культурных стратегий; и другие элементы, связанные с правом на участие в культурной жизни и являющиеся результатом взаимозависимости культурных прав .

Культурные права связаны с широким кругом таких вопросов, как самовыражение и творчество, включая различные материальные и нематериальные виды искусства; информация и коммуникация; язык, самобытность и принадлежность к различным общинам; формирование особых представлений о мере и ведение определенного образа жизни; образование и профессиональная подготовка; доступ, содействие и участие в культурной жизни; проведение культурных стратегий и доступ к материальному и нематериальному культурному наследию.

Культурные права защищают право каждого человека, взятого отдельно и в сообществе с другими людьми, а также групп людей развивать и выражать свои человеческие качества, свое видение мира и смысл, который они придают своему существованию и своему развитию, посредством, в частности, ценностей, воззрений, убеждений, языков, знания и искусств, институтов и образов жизни. Их также можно рассматривать как защищающие доступ к культурному наследию и ресурсам, которые позволяют осуществлять такие процессы идентификации и развития.

Данный тезис основан на рабочих определениях культуры, предложенных Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (замечание общего порядка № 21, п. 13), и зафиксирован во Фрибургской декларации о культурных правах 2007 г. (ст. 2 (а)).

Вопрос, который постоянно возникает в международном праве прав человека, в особенности когда он затрагивает культурные права, касается коллективного аспекта прав — речь идет о коллективном осуществлении индивидуальных прав, с одной стороны, и существовании коллективных прав как таковых, понимаемых как групповые права, — с другой.

Действительно, само понятие «культурная жизнь» указывает на коллектив», а в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. прямо говорится о культурной жизни «общества», что сегодня необходимо понимать во множественном числе как «обществ» .

В этом отношении необходимо отметить несколько моментов.

Во-первых, коллективный аспект культурных прав признан в таких документах, как Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, где в п. 1 ст. 3 говорится: «Лица, принадлежащие к меньшинствам, могут осуществлять свои права… как индивидуально, так и совместно с другими членами своей группы без какой бы то ни было дискриминации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, существование коллективных культурных прав — это реальность сегодняшнего международного права прав человека, в частности они закреплены в Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.

Кроме того, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем замечании общего порядка № 17 по вопросу о праве каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (п. 8), и замечании общего порядка № 21 (п. 15) подчеркивал, что культурными правами можно пользоваться в индивидуальном порядке, совместно с другими или в рамках общины.

В-третьих, это не предполагает отрицания индивидуальных культурных прав: отдельные лица всегда пользуются своим правом, в частности, на участие или неучастие в жизни одной или нескольких общин; свободное развитие своих многообразных аспектов идентичности; доступ к своему культурному наследию, а также к культурному наследию других; и содействие созданию культуры, в том числе посредством оспаривания господствующих норм и ценностей в обществах, к которым они принадлежат по своему выбору, а также в других обществах.

Множество эксплицитных и имплицитных ссылок на культурные права можно найти в международных договорах и практике правозащитных механизмов. Эксплицитные ссылки включают в себя права, прямо касающиеся культуры. Имплицитные ссылки охватывают права, которые, хотя прямо и не касаются культуры, могут составлять важную правовую основу для защиты культурных прав, определенных выше.

Необходимо подчеркнуть, что культурные права настолько тесно связаны с другими правами человека, что иногда трудно провести черту между культурными и другими правами. Нижеследующие ссылки определены на предварительной основе как наиболее важные.

Наиболее очевидным правом, о котором необходимо сказать, является право на участие в культурной жизни, которое широко признано в договорах о правах человека. Необходимо сослаться на ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и п. 1 а) ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В этой связи особо стоит отметить принятие Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам замечания общего порядка № 21, в котором дополнительно разъясняются рамки и содержание этого права.

В этом документе подчеркивается актуальность широкого круга норм, включенных в договоры о гражданских и политических правах, правах лиц, принадлежащих к меньшинствам, правах коренных народов и праве на развитие (п. 3). В нем также подчеркивается, что право на участие в культурной жизни содержит три взаимосвязанных компонента: а) участие в культурной жизни; Ь) доступ к ней и с) вклад в культурную жизнь (п. 15). Это право также предусматривает право не участвовать (п. 7).

В своей резолюции 10/23 Совет ООН по правам человека говорит о праве на пользование плодами научного прогресса и их практического применения, закрепленном в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и п. 1 Ь) ст. 15 Меж-

дународного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этой области сделано мало, и практика Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в этом отношении недостаточно развита. Однако ЮНЕСКО и Европейский межуниверситетский центр по правам человека и демократизации во взаимодействии с многими партнерами, включая УВКПЧ и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, организовали недавно ряд экспертных совещаний. Венецианское заявление по праву на пользование плодами научного прогресса и их практического применения, принятое по итогам этих совещаний, представляет собой важный шаг в сторону разработки нормативного содержания этого права и соответствующих обязательств государств и других субъектов .

Важными являются также ряд других прав, касающихся культуры и науки, как право каждого человека на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является, закрепленное в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека и п. 1 с) ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 2005 г. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам принял свое замечание общего порядка № 17 по этому праву. В этом контексте также заслуживает упоминания свобода, безусловно необходимая для научных исследований и творческой деятельности, закрепленная в п. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В п. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах признается, что право на свободное выражение своего мнения включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Право на образование, закрепленное во множестве международных договоров, в частности в ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 28 и 29 Конвенции о правах ребенка, представляет собой культурное право. Как подчеркивается во Всемирной декларации об образовании для всех 1990 г., люди развивают свои собственные особенные, но постоянно меняющиеся воззрения на мир и способности в процессе образования, длящегося всю жизнь; и именно образование предоставляет им доступ к знаниям, ценностям и культурному наследию.

Множество ссылок на культурные права можно найти в положениях международных договоров, касающихся меньшинств (в частности, в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларации прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и коренных народов (в частности, в Декларации ООН о правах коренных народов и Конвенции № 169 МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 г.).

Эти многочисленные положения касаются таких важных вопросов, как самобытность, язык, системы верований, традиции и обычаи, участие в культурной

жизни, образование и культурное наследие. Декларация о правах коренных народов также содержит важные ссылки на земельные права, тесно связанные с культурными правами (ст. 26). Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей содержит положения о культурных правах, включая п. 1 g) ст. 43 и п. 1 ё) ст. 45 о доступе к культурной жизни и участии в ней и ст. 31, касающуюся уважения культурной самобытности трудящихся-мигрантов.

Принцип недискриминации, закрепленный в значительном числе международных договоров, создает важную правовую основу для защиты и поощрения культурных прав. В соответствии с этими договорами и толкованием соответствующих договорных органов по правам человека дискриминация представляет собой любое различие, исключение, ограничение или предпочтение или иное дифференцированное обращение, которое прямо или косвенно основано на запрещенных признаках дискриминации и которое имеет своей целью или следствием отмену или ослабление признания прав человека , пользования ими или их осуществления на равной основе.

Представляется важным уделять особое внимание осуществлению этого принципа в отношении культурных прав. Вместе с тем отметим, что общепризнанно, что пользование правами и свободами на равных началах «не означает одинакового обращения в любом случае» . Также в Конвенции о правах инвалидов отмечается, что дискриминация включает в себя «отказ в разумном приспособлении» (ст. 2 Конвенции).

В целом, равное обращение как один из аспектов равенства не эквивалентно идентичному обращению. Для реализации полного и эффективного равенства необходимо обращаться с людьми по-разному, в зависимости от различных обстоятельств, в которых они находятся, отстаивать их равную ценность и содействовать реализации их возможностей участия в жизни общества на равной основе.

Необходимо продолжить анализ значения таких заявлений по поводу осуществления культурных прав, особенно в связи с мерами, необходимыми для обеспечения уважения и содействия выражению различных форм культурной самобытности. Однако необходимо проявлять осторожность, поскольку выход за допустимые рамки дифференцированного обращения может сам по себе представлять собой нарушение принципа недискриминации .

Право каждого человека на отдых и досуг, закрепленное в ст. 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., тесно связано с культурными правами, но до сих пор ему уделялось мало внимания. Отметим тесную взаимосвязь, существующую между досугом и культурой. Тем не менее, культуру, пронизывающую все аспекты жизни, нельзя ограничить конкретными видами деятельности и не следует ограничивать понятием отдыха и досуга.

В нескольких исследованиях и документах речь идет о культурном аспекте прав человека. Как отмечается в последнем Всемирном докладе ЮНЕСКО, «акцентирование культурных аспектов всех прав человека ни в коей мере не следует понимать как нарушение универсальности, а скорее как поощрение чувства обладания всеми этими правами в их разнообразии» .

В п. d ст. 9 Фрибургской декларации о культурных правах всем субъектам предлагается определять и принимать во внимание «культурные составляющие всех прав человека с целью содействия универсальности посредством разнообразия и поощрения предоставления этих прав всем людям, каждому в отдельности или вместе с другими». Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ссылался на понятие «культурной приемлемости» или «целесообразности» в отношении осуществления среди прочего права на образование, питание и здоровье .

Подход, которым руководствуются коренные народы, также стимулирует дальнейшие размышления на данную тему, поскольку они рассматривают культуру как целостное и комплексное понятие, ибо всякая и каждая правозащитная тема содержит культурную составляющую.

Особо следует подчеркнуть закрепленную в международном праве общую обязанность государств уважать, защищать и обеспечивать культурные права всех людей без дискриминации по признаку их конкретной идентичности. Как и в случае с другими правами человека, такие обязанности предполагают принятие во внимание понятий наличия, доступности, приемлемости, адаптируемости и соответствия, которые были разработаны, в частности, Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам .

Новым для международного права является вопрос об ответственности негосударственных субъектов за осуществление культурных прав. В частности, в этом отношении можно отметить изменения, касающиеся «защиты, уважения и оказания правовой помощи» в отношении ролей и обязанностей корпоративных субъектов в том, что касается прав человека, уделяя особое внимание культурным правам .

ЛИТЕРАТУРА

Абашидзе А.Х. Нищета — новая угроза человечеству (Посвящается 60-летию образования Организации Объединенных Наций) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». — 2005. — № 2 (18). — С. 96-101.

Док. ООН E/C.12/40/15.

Док. ООН. E/C.12/40/9.

Доклад ПРООН о развитии человека 2004 года. — Нью-Йорк, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях // Док. ООН A/HRC/11/13.

Замечание общего порядка № 12 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам // Док. ООН. E/C.12/1999/5.

Замечание общего порядка № 13 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам // Док. ООН. E/C.12/1999/10.

Замечание общего порядка № 18 Комитета по правам человека // Док. ООН. HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. I). — С. 251-253.

Международная комиссия юристов, представление Комитету по экономическим, социальным и культурным правам, день общей дискуссии по вопросу о праве на участие в культурной жизни // Док. ООН E/C.12/40/7.

Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / Под ред. А.Х. Абашидзе. — М.: РУДН, 2009.

Nimni E. Collective dimensions of the right to take part in cultural life // UN Doc. E/C.12/40/17.

Thornberry P. Cultural rights and universality of human rights // UN Doc. E/C.12/40/15.

UNESCO World Report 2009: Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue. — P., 2009.

UNESCO, The Right to Enjoy the Benefits of Scientific Progress and its Applications. — P., 2009.

CULTURAL RIGHTS AS AN INTEGRAL PART OF THE HUMAN RIGHTS SYSTEM

EA. Kukin

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *