Законные интересы осужденных

Статья 12 УИК РФ. Основные права осужденных

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

5. Осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, — с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

1. Одним из важнейших является право осужденных на получение ими информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Как правило, нарушение этого права влечет за собой ущемление или нарушения других субъективных прав осужденных, а также невозможность их защиты и восстановления.

Согласно комментируемой статье информация о правах и обязанностях осужденных, о порядке и условиях отбывания наказания должна быть доступна любому осужденному, а обязанность персонала учреждения или органа, исполняющего наказания, заключается в предоставлении ее в полном и неискаженном виде. Особенно важно обеспечить данное право в условиях изоляции. В исправительных учреждениях подобная информация доводится до осужденных администрацией при приеме их в эти учреждения. Кроме того, в помещениях, где проживают осужденные, на территории учреждения, в клубе оборудуются информационные стенды о правах и обязанностях осужденных, им обеспечивается доступ к УИК РФ и Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии с п. 18 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2005 N 259 (в ред. от 06.06.2006) , обязанность разъяснять осужденным их обязанности и права, условия отбывания наказания, труда и отдыха, оказывать содействие в ознакомлении с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы, возложена на начальника отряда. Для этого он помимо иных способов информирования осужденных не реже двух раз в месяц должен проводить с ними занятия по социально-правовым вопросам.

БНА. 2006. N 10; N 26.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Это право корреспондирует с соответствующей обязанностью персонала. Пункт 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений определяет, что работники учреждений обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии.

Одним из проявлений принципа гуманизма является содержащийся в комментируемой статье запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. Это означает, что к осужденным не могут применяться пытки, насилие и иные бесчеловечные или унижающие их личное достоинство методы воздействия. Отступление от этих требований влечет за собой наступление уголовной ответственности. Дисциплинарные взыскания, как и иные меры принуждения, к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона (см., например, комментарий к ст. 117 УИК РФ).

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Это положение, зафиксированное в ч. 3 комментируемой статьи, дополняет и развивает конституционное требование, согласно которому никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ). Указание закона на невозможность проведения медицинских и иных опытов даже с согласия самих осужденных обусловлено спецификой их правового положения, зависимостью от администрации и является дополнительной гарантией права на жизнь и здоровье.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет право осужденных на обращение. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами: к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания; в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания; в суд; в органы прокуратуры; в иные органы государственной власти; в органы местного самоуправления; в общественные объединения; в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Большинство обращений осужденные направляют в администрацию учреждения или органа, в котором они отбывают наказание. Это абсолютно оправданно, так как именно эти должностные лица организуют весь процесс исполнения наказания, от них во многом зависит решение различных вопросов, возникающих у осужденных в это время. Перечень учреждений и органов, исполняющих наказания, дан в ст. 16 УИК РФ (см. комментарий к указанной статье).

К вышестоящим органам управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, относятся территориальные и федеральный органы уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания). С марта 2004 г. руководство деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее территориальные органы. Согласно подп. 3 п. 3 Положения о ФСИН России одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, в том числе права на обращение. Для этого разработан и утвержден Приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383 Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей .

РГ. 2007. 25 янв.

Применительно к осужденным военнослужащим вышестоящими органами управления являются Минобороны России, командование военных округов, объединений и соединений. Рассмотрение обращений осужденных военнослужащих, отбывающих наказания без изоляции от общества, осуществляется на общих основаниях в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны РФ от 28.12.2006 N 500 . Предложения, заявления и жалобы осужденных, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, разрешаются в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

БНА. 2007. N 12.

Осужденные имеют право на обращение в суд. В соответствии с ч. 2 ст. 20 УИК РФ суды общей юрисдикции рассматривают жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Механизм обжалования действий (бездействия) должностных лиц определен Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14.12.1995) . Процессуальный же порядок рассмотрения дел подобной категории урегулирован нормами ГПК РФ о специальном виде производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. ст. 245 — 261). Кроме того, осужденные в случаях нарушения их конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, могут обращаться с жалобами в Конституционный Суд РФ.

Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Обращения осужденных, направленные в органы прокуратуры, как правило, поступают на рассмотрение в специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Их возглавляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, подчиненные прокурору субъекта РФ. Надзор за исполнением законов центральным аппаратом ФСИН России осуществляет Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ.

Обращения осужденных военнослужащих рассматривают военные прокуроры.

Осужденные имеют право обращаться к Президенту РФ, в органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также в иные государственные органы (например, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах РФ).

Комментируемая статья предоставляет право осужденному обращаться в негосударственные структуры. По вопросам, отнесенным уголовно-исполнительным законодательством, а также Законом об общих принципах организации местного самоуправления к компетенции органов местного самоуправления, осужденный имеет право обратиться к должностным лицам, в представительные и исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.

Осужденные могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные объединения, которым в соответствии со ст. 23 УИК РФ разрешено контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания. Обращения осужденных служат поводом для осуществления контроля Общественной палатой РФ, общественными советами при ФСИН России и ее территориальных органах, неправительственными правозащитными организациями. В перспективе в каждом субъекте РФ будут созданы общественные наблюдательные комиссии, куда также смогут обращаться осужденные.

Осужденные имеют право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В рамках ООН такими органами являются Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток, которые действуют на основе Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. соответственно. Кроме того, осужденные могут направлять свои жалобы в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург), который создан в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. .

БВС РФ. 1994. N 12.

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает правовой режим использования осужденными языка общения в сфере официальных взаимоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность его использования во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

В отличие от названного порядка осужденные — граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами не только на государственном языке Российской Федерации, но и по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства вправе использовать родной язык или любой другой язык, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика.

Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на русском языке. Перевод ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения без каких-либо ограничений и дискриминации.

Лица, осужденные к наказаниям без изоляции от общества (за исключением ограничения свободы), получают медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами Российской Федерации.

Медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России (см. комментарий к ст. ст. 52, 72, 101 УИК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан указанные категории осужденных имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.

6.1. Часть 6.1 комментируемой статьи закрепляет право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Для этих целей в каждом исправительном учреждении создана психологическая служба (психологические лаборатории, психологические кабинеты, психологи), сотрудники которой проводят психологические обследования и психокоррекционные мероприятия с осужденными. Кроме того, осужденный может воспользоваться психологической помощью извне, со стороны специалистов, оказывающих подобные услуги населению. Приглашение таких психологов осуществляется через администрацию исправительного учреждения за счет средств осужденного или его близких.

Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием им психологической помощи, осуществляется только с их согласия, что является важной гарантией соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи осужденные имеют право на социальное обеспечение. Право осужденных на пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется на общих основаниях. Выплата пенсий осужденным к лишению свободы производится органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перевода на лицевой счет осужденного.

Обеспечение осужденных независимо от вида отбываемого наказания пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется в соответствии с Законом об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности. Однако согласно ст. 98 УИК РФ обязательному государственному социальному страхованию подлежат только осужденные, привлеченные к труду в местах лишения свободы. Порядок обеспечения таких осужденных пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» (в ред. от 25.07.2007) .

СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4106; 2002. N 14. Ст. 1308; N 33. Ст. 3230; 2005. N 7. Ст. 560; 2007. N 31. Ст. 4092.

8. Конституцией РФ (ч. 1 ст. 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно ч. 8 комментируемой статьи для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (профессиональных юристов из числа близких родственников, законных представителей, представителей правозащитных организаций и др.).

9. В ч. 9 комментируемой статьи закреплено важное для осужденных иностранных граждан, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств либо дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Такая связь может поддерживаться различными способами: посредством переписки, телефонных переговоров, проведения свиданий, оказания юридической помощи и т.п.

10 — 11. В заключительных ч. ч. 10 и 11 комментируемой статьи содержатся нормы, касающиеся порядка реализации осужденными своих прав. Подчеркивается, что порядок их осуществления устанавливается УИК РФ и иными нормативными правовыми актами. К последним относятся не только нормативные акты, регулирующие исполнение (отбывание) различных видов наказания (например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), но и законы (подзаконные акты), определяющие реализацию общегражданских прав осужденных. При этом обращается внимание на то, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Субъективные права и законные интересы осужденных

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и закрепляемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания, определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

Правовой статус лиц, отбывающих наказания исходит из положения, что лица, отбывающие уголовное наказание, являются гражданами государства, они не лишаются гражданства и не исключаются из числа членов общества. Следовательно, осужденные обладают правами и свободами человека и гражданина, которые предоставляет им Конституция РФ.

Общепринято выделение трех видов правового статуса личности:

1) общий правовой статус граждан;

2) специальный правовой статус определенной категории граждан;

3) индивидуальный правовой статус гражданина.

Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь, подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уголовного наказания. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

Сущность правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание, раскрыта в ст. 10–15 УИК РФ.

В ст. 10 УИК РФ формируются раздельно правила, характеризующие правовое положение осужденных граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

При исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными УК РФ, УИК РФ и иными законодательными актами РФ.

Кроме того, устанавливая правовой статус, государство берет на себя обязанности не только исполнять наказание, но также охранять и обеспечивать права и законные интересы осужденных.

В то же время правовое положение осужденных не может не отличаться от статуса свободных граждан. Оно определяется правовыми ограничениями, уровень которых зависит от вида уголовного наказания.

Государство гарантирует охрану и защиту законных прав и интересов осужденных (ст. 12 УК РФ). Речь идет о законных интересах не только осужденных, но и их родственников, близких и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями.

Осужденный имеет право на личную безопасность, при угрозе личной безопасности он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения (ИУ), и начальник ИУ обязан принять меры по переводу осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности (ст. 13 УИК РФ).

Ст. 14 УИК РФ обеспечивает свободу совести и свободу вероисповедания. Осужденные вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка ИУ и ущемляться права других лиц.

В УИК РФ специально оговорено требование, чтобы при осуществлении прав осужденных не нарушались порядок и условия отбывания наказаний, а также не ущемлялись права и законные интересы других лиц. Гарантиями осуществления осужденными своих прав, свобод и законных интересов, а также выполнения ими в полном объеме возложенных на них обязанностей, выступает контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, контроль общественных объединений, прокурорский надзор. Совместными усилиями они должны обеспечить соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2553. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Законные интересы осужденных к лишению свободы, их понятие и соотношение с правовым статусом Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

П.Е. Конегер

ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ИХ ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ

В статье исследуется правовая природа понятия законных интересов осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. На основании проведенного теоретического анализа формулируется определение законных интересов, определяется их соотношение с правовым статусом осужденных, отбывающих уголовное наказание в условиях исправительных учреждений.

Ключевые слова: правовой статус осужденных, законные интересы осужденных, исправительные учреждения, лишение свободы.

P.Y. Koneger

LEGITIMATE INTERESTS OF CONDEMNED TO IMPRISONMENT — THE CONCEPT AND CORRELATION WITH LEGAL STATUS

Keywords: legal status of convicts, legitimate interests of convicts, correction facilities, confinement.

Правовая сущность уголовного наказания указывает на то, что оно всегда

лишает либо существенно ограничивает свободу осужденного в вопросах выбора с

т

разрешенных вариантов поведения. К

Принудительное, обеспеченное силой государства введение осужденного в р

уголовно-исполнительные отношения предопределяет возникновение и суще- В

ствование в течение срока наказания его (осужденного) нового, особого правового |

статуса, характер которого в значительной мере влияет на процесс достижения у

определенных законом целей. р

Особенности правового положения осужденных, как справедливо отмеча- «

ет С.М. Зубарев, выражаются в изъятии и ограничении их прав и свобод как °

граждан государства и наделении их специальными правами и обязанностями, р

» 1 и

свойственными назначенному уголовному наказанию1. Ч

Правовой статус осужденных, как следствие уголовной ответственности и на- К

о

казания, в силу отсутствия законодательного закрепления вызывает определен- а

к

ный научный интерес. Принципиальное значение в теоретическом определении е

понятия «правовой статус» осужденных приобретает вопрос о включении в него |

понятия «законные интересы». №

Понятие «законные интересы осужденных» является достаточно новым 9

)

элементом в их правовом статусе. Исходя из этого, современная наука уголовно- 2

исполнительного права изобилует авторскими, иногда противоречивыми взгля- 4 дами на эту важную теоретическую проблему.

Отдельные авторы выражение «законные интересы осужденных» толкуют как стремление осужденного к обладанию теми или иными благами, удовлет-

© Конегер Петр Егорович, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия)

воряемое, как правило, в результате оценки поведения осужденных во время отбывания наказания2.

В иных источниках законные интересы осужденных рассматриваются в качестве самостоятельного элемента их правового статуса3.

Правовой статус осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, как показывают различные теоретические разработки, является составным понятием. Так, по мнению С.М. Зубарева структуру правового статуса осужденных образует совокупность четырех элементов, взятых попарно:

1) обязанности осужденных;

2) права осужденных;

3) законные интересы;

4) правовые ограничения.

Законные интересы, по мнению автора, рассматриваются как закрепленные в нормах права стремления осужденного пользоваться конкретными социальными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения администрацией учреждений или органов, исполняющих уголовные наказания, прокуратурой, судом4.

В качестве самостоятельных элементов, определяющих содержание правового статуса осужденных, В.И. Селиверстов рассматривает права, законные интересы и обязанности осужденных. Законные интересы осужденных автором также определяются как их стремление к обладанию теми или иными благами, закрепленными в правовых нормах конкретного действия и удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания наказания5.

Аналогичной позиции в вопросе сущности правового статуса осужденного придерживается и В.Е. Южанин, который рассматривает осужденного в качестве обладателя прав, обязанностей и законных интересов6. С ним соглашается и В.Н. Орлов7.

Несколько шире и более предметно, на наш взгляд, исследует вопрос о сущности законных интересов осужденного Г.Л. Минаков, который отмечает: «По своей сущности законные интересы осужденного, лишенного свободы, как и субъективные права, обладают качествами правовой возможности, предоставленной осужденному и в определенной степени гарантированной государством. Но возможность, отраженная в законном интересе, по своей юридической силе совсем не та, которая заключена в субъективном праве и обеспечена юридической обязанностью администрации исправительного учреждения. Поэтому необходимо различать возможность как дозволенность чего-либо, не обеспеченную конкретной обязанностью администрации исправительного учреждения и носящую характер стремления, т. е. законные интерес осужденного, и возможность как дозволенность чего-либо, обеспеченную конкретной юридической обязанностью администрации исправительного учреждения, т. е. субъективным правом осужденного»8. Таким образом, автор, отождествляет законный интерес осужденного с дозволенностью, необеспеченной обязанностью администрации, т. е. выходящей за рамки его субъективного права и в целом правового статуса. При таком подходе законные интересы осужденных не могут рассматриваться в качестве одного из элементов правового статуса.

По мнению А.И. Зубкова, нельзя сводить интерес осужденного лишь к стремлению обладания определенными благами. Поэтому содержание понятия «законный интерес» должно быть вынесено за рамки субъективных прав осужденных. Такой подход является достаточно конструктивным. Вместе с тем автор не оспаривает присутствие законного интереса в правовом статусе осужденного и не предлагает его исключения в силу поглощения понятием «права осужденного»9.

Приведенные суждения при незначительных расхождениях в определениях указывают на то, что законные интересы рассматриваются именно как стремление осужденных к обладанию теми или иными благами. Они по сути дела представляют собой некий симбиоз объективного (права и обязанности осужденных), выраженного посредством конкретных правовых нормах и субъективного (оценочного), выраженного в форме стремления, не имеющего законодательной регламентации. Непосредственное закрепление основные положения, характеризующие правовой статус осужденных, нашли в следующих статьях Уголовно-исполнительного кодекса (далее — УИК РФ): 11 «Основные обязанности осужденных» и 12 «Основные права осужденных». Кроме того, некоторые наиболее важные права осужденных закрепляются следующими статьями УИК РФ: 13 «Права осужденных на личную безопасность»; 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных»; 15 «Обращения осужденных и порядок их рассмотрения». Использование же понятия «стремление осужденного» не имеет прямого, выраженного в законе правового закрепления, а является результатом оценки отдельных норм УИК РФ, а следовательно, является, скорее, субъективной, оценочной категорией, которая объективируется в конкретных действиях либо в целом в поведении осужденного ш и мотивированного целью улучшения (облегчение) имеющегося правового статуса н (совокупности прав и обязанностей). Включение субъективного понятия в право- С

а

вой статус противоречит сути самого выражения «правовой». т

о

Стремление — настойчивое желание добиться чего-нибудь, устремленность к

о

к чему-нибудь10. В соответствии с приведенным определением стремление ото- о’ ждествляется с настойчивым желанием и устремленностью. Само стремление | может означать лишь самую начальную стадию всего умственного процесса, о

без каких либо объективных проявлений и выражаться в желании. Однако н

о

иногда эти желания, как справедливо отмечает Н.С. Таганцев, благодаря Ю настроению лица или совпадению с его характером, получают, так сказать, |

значение волевых актов, делаясь или отправной точкой построения разных с

к

планов, или даже стимулом дальнейшей деятельности лица, определяют а его поведение. В этом случае желания получают двоякое значение. Как по- д

е

буждающий момент деятельности желание, получившее воленаправляющую | силу, является стимулом, мотивом, а как полагаемый сознанием предел, оно № составляет цель действия11. 29

Мотив является движущей силой любого сознательного поведенческого акта, 22 поэтому право воздействует на волю и сознание людей лишь с целью влияния на 4 мотивацию их поведения как участников общественных отношений12.

Нет никаких сомнений в том, что каждый осужденный в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всегда изначально нацелен на улучшение своего правового положения (иметь больше прав и меньше обязанностей). Такое стремление основывается на природных свойствах и качествах любого человека. Величайший русский криминолог С.В. Познышев справедливо 127

в этой связи отмечал: «По самой природе своей человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Как скоро в перспективе у него открывается известное удовольствие или избавление от какого-либо тягостного состояния, то сейчас же возникает влечение к тому, что обещает доставить подобный результат»13.

Законные интересы осужденных направлены на получение более щадящих, менее обременяющих их существование условий отбывания наказания, которые и есть тот конечный результат (правовой статус), к которому они стремятся. Следовательно, законные интересы — это не стремление, а мотив и результат (цель), притом, что стремление к такому результату есть лишь объективированная поведенческим процессом мотивация на его достижение.

Относительно целей уголовно-исполнительного права социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление путем постепенного перемещения по правовым статусам от суровых к более щадящим (прогрессивная система исполнения наказаний) в процессе отбывания наказания.

Нельзя не отметить тесную связь понятий «правовой статус осужденных» и их «законные интересы». Сама сущность законных и интересов осужденных, их объем самым тесным образом связаны с их правами и обязанностями. Дисбаланс между правами и обязанностями в значительной мере определяет характер и интенсивность поведенческой мотивации. Так, невозможность достижения желаемого правового статуса в силу усечения правовых возможностей (ограниченные права) в значительной мере снижает социально-полезную мотивацию поведения осужденного, а порой и делает такое состояние невозможным. По этой причине соотношение прав и обязанностей осужденных при реальной возможности его изменения в сторону желаемого — ключевой момент уголовно-исполнительной политики. Таким образом, правовой статус осужденного должен побуждать его стремление к позитивному поведению.

Возвращаясь к вопросу относительно использования словосочетания «законные интересы», следует отметить, что оно выражает их положительную и желаемую, с точки зрения интересов государства, сущность. Выражение же «интересы осужденных» можно толковать более широко, затрагивая при этом и субкультурные отношения в исправительных учреждениях. Интересы, выраженные субкультурными ценностями преступного мира, носят отрицательный, порицаемый и социально-опасный характер. Так, например, осужденный, желающий повысить свой преступный авторитет (продвинуться вверх в субкультурной иерархии) в глазах других осужденных, стремится приобрести статус пребывающего в колонии, строгого, особого режима или в тюрьме. Такого (желаемого с его точки зрения и одобряемого преступным миром) статуса он достигает в результате отрицательной оценки его поведения администрацией исправительных учреждений и судом.

Государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных. Вместе с тем законные интересы гарантируются не только осужденным, но и их родственникам, близким, членам трудовых коллективов, акционерам и другим лицам, с которыми осужденный связан теми или иными правоотношениями. Наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не может ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Такое правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Таким образом, законные интересы осужденных не сводятся только к улучшению их положения (статуса) непосредственно в исправительных учреждениях, они выходят за их рамки и в какой-то мере пересекаются с интересами других лиц. Бесспорным является тот факт, что эти интересы должны быть законными, т. е. основанные на законе и допустимые к удовлетворению.

Объектом законных интересов могут быть и социальные блага, как существенно изменяющие правовое положение осужденных (перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Обладание материальными либо духовными благами, составляющими объект законного интереса осужденного, рассматривается в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Таковыми юридическими фактами, существенно изменяющими содержание правового статуса осужденных, являются волевые решения уполномоченных должностных лиц уголовно-исполнительной системы и государственных структур, влекущие изменение правового статуса осужденного (приказ, постановление суда и др.)

Законные интересы по своей сути могут быть объединены по основанию стремления сохранить новый, приобретенный собственными усилиями правовой статус и не допустить их отмену или ликвидацию. Так, например, осужденным, пользующимся правом передвижения без конвоя или сопровождения, в случае нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 96 УИК РФ). Кроме того, осужденные при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 2 ст. 120 УИК РФ) и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 6 мес. срока наказания в обычных условиях отбывания наказания могут быть переведены в облегченные условия. В этом положении отражены поощрительные законные интересы осужденных. Осужденные стремятся к улучшению своего правового положения. При этом, получив указанные режимные послабления, они должны выстраивать свое дельнейшее поведение таким образом, чтобы сохранить приобретенный ранее правовой статус. Законодатель призывает к такому поведению осужденных и стимулирует его путем как возможного дальнейшего ослабления режима содержания, так и путем угрозы введения дополнительных запретов (кроме возможного применения мер дисциплинарного воздействия), выраженных в возможности отмены предоставленных льгот. Так, в соответствии с ч. 4 той же ст. 120 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания. В других случаях законные интересы осужденных могут находить свое выражение в возможностях реализации их субъективных прав, реализация которых значительно затруднена в силу экономического состояния государства. Права осужденных на гарантированное трудоустройство после отбытия наказания, на получение жилой площади пока носят в основной своей массе декларативный характер и материального подкрепления не находят. Эти вопросы по сути своего разрешения относятся к вопросам проблемного характера и разрешаются государством постепенно, по мере совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и становления социальных институтов ресоциализации осужденных.

Представляется в связи с изложенным, что законные интересы осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, следует рассматривать как желаемые и одобряемые статусные состояния, к которым они (осужденные) стремятся в процессе отбывания наказания.

1 См.: Зубарев С.М. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания // Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. А.С. Михлина. М., 2006. С. 86.

2 См., например: Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. И.В. Шмарова. М., 1996. С. 96.

3 См., например: Уголовно-исполнительное право: учебник/ под ред. И.В. Шмарова. 2-е изд., доп. М., 1998. С. 114.

4 См.: Зубарев С.М. Виды и структура правового статуса осужденных // Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред. А.С. Михлина. С. 90.

5 См.: Уголовно-исполнительное право: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.М. Ани-симкова, В.И. Селиверстова. Краснодар, 2003. С. 85.

6 См.: Южанин В.Е. Уголовно-исполнительные правоотношения: лекция. Рязань, 2000. С. 31.

7 См.: Орлов В.Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты. М., 2011. С. 359.

8 Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации: учебное пособие. М., 1993. С. 8.

9 Содержание правового положения осужденных. Уголовно-исполнительное право России: учебник и основные нормативные правовые акты / под. ред. О.В. Филимонова. М., 2004. С. 47.

10 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 773.

11 См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая: в 2 т. Т. 1: Лекции. Тула, 2001. С. 465.

12 См.: Петров Д.Е. Отрасль права. Саратов, 2004. С. 103.

13 См.: Познышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще, и об изучении личности преступника в частности / сост. и пре-дисл. В.С. Овчинского, А.В. Федорова. М, 2001. С. 29.

Е.В. Христофорова

РОЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Статья посвящена исследованию принуждения как основного метода формирования стойкого антинаркотического поведения. Принуждение рассматривается через призму мер социального характера и необходимости духовно-нравственной реконструкции личности.

Ключевые слова: наркотизм, принуждение, предупреждение, наркотические средства, психотропные вещества.

E.V. Hristoforova

THE ROLE OF COERCION IN THE FORMATION OF ANTI-DRUG MODELS OF BEHAVIOR

Key words: coercion, prevention, narcotic drugs, psychotropic substances.

Наркотизм — древнее и многоаспектное явление, которое постоянно сопровождает развитее человеческого общества, проникая в различные сферы жизни. О его вредоносности известно очень давно, но серьезные меры по борьбе с наркотизацией населения стали предприниматься лишь в последние десятилетия. Первыми источниками, обозначившими наркотизм как пагубное прозелитирующее заболевание, стали документы международного характера — три конвенции:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *