Закон об образовании КЗ

С января т. г. вступил в силу Закон «О статусе педагога», который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышению престижа преподавательской деятельности. В Законе много новшеств, которые охватывают социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов. Подробнее об этом в интервью PrimeMinister.kz рассказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.

— Бибигуль Амангельдиновна, добро пожаловать в нашу студию! Какие основные месседжи нового Закона смогут изменить жизнь казахстанских педагогов? Как Закон «О статусе педагога» может в целом повысить престиж казахстанских учителей?

— Закон «О статусе педагога» — это беспрецедентный законодательный акт, который направлен на защиту прав учителей, определяет их основные обязанности и социальные гарантии. Закон «О статусе педагога» разработан по поручению Елбасы, озвученном в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года. Кроме того, разработка и принятие данного Закона были предусмотрены в программной платформе Главы государства К. Токаева. Были прямые поручения, в части снижения нагрузки на педагогических работников, их защиты от несвойственных функций и чрезмерной отчетности. Все эти поручения нашли отражение в данном Законе. В первую очередь снижается нагрузка на педагога, который работает в общеобразовательной школе, с 18 часов до 16 часов. В Законе предусмотрена отдельная статья, в которой четко отражены нормы, предусматривающие защиту учителей от несвойственных функций, привлечения к различным работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, а также предоставления различной отчетности, не предусмотренные Законом «Об образовании». Работодатель должен создать такие условия для педагогического работника, чтобы он занимался только своими профессиональными обязанностями. В частности, педагог должен только учить наших детей.

Кроме того, с принятием данного Закона значительно улучшится материальное положение наших педагогов. Выступая на августовском педагогическом совещании, Глава государства К. Токаев поручил в течение двух лет увеличить как минимум в два раза заработную плату педагогов. Данное поручение также нашло отражение в Законе. С 1 января 2020 года заработная плата учителей увеличивается на 25% и так поэтапно каждый год в течение 4 лет. Уже с 1 января текущего года все педагоги в регионах получили повышенную заработную плату. Мы получаем очень много положительных отзывов по этому Закону. Учителя реально почувствовали на себе поддержку государства, то, что они находятся под защитой государства, и все те поручения, которые были озвучены, выполняются в полном объеме. Ежедневно в Министерство образования и науки поступает очень много запросов от учителей по правильности начисления заработной платы. К сожалению, на местах мы сталкиваемся с различными ситуациями. Где-то из-за человеческого фактора ошибаются, где-то действительно этим злоупотребляют. Для этого мы разработали калькулятор зарплат совместно с ИТ-сообществом. Это абсолютно бесплатный ресурс как для Министерства образования и науки, так и для каждого педагога. Есть определенная ссылка, по которой сам учитель может пройти и просчитать уровень своей заработной платы. Кроме того, разработчиками этой программы был создан отдельный телеграмм-чат, в котором можно задать интересующие вопросы Министерству образования и науки. В этом чате сидят разработчики, региональные управления образования, финансовые работники, которые ответственны за начисление зарплат. На сегодняшний день уже 3 тыс. педагогов подключились к этому чату и более 1,3 млн раз просчитали заработную плату с помощью калькулятора. Заинтересованность есть и ресурсы реально помогают.

Любые законодательные, стимулирующие, поощрительные меры, которые оказываются со стороны государства, Правительства, дают большие стартовые возможности для учителей. Но пока само общество — каждая семья, каждый родитель, каждый ребенок — не осознают важной роли учителей в формировании нашего государства, общества, в воспитании наших детей, преломления ситуации, в части уважения и повышения статуса, имиджа педагогов не произойдет. Поэтому это целый комплекс мер, который должен быть реализован совместно с казахстанским обществом.

— Одна из статей Закона посвящена материальному обеспечению. На какие выплаты и льготы могут рассчитывать казахстанские учителя с 2020 года? Все ли педагоги могут получить социальные гарантии?

— Все социальные гарантии, которые предусмотрены на сегодняшний день в Законе «О статусе педагога», распространяются на тех педагогов, которые состоят в трудовых отношениях и осуществляют свою профессиональную деятельность в организациях дошкольного образования, общеобразовательных организациях, колледжах, специализированных организациях для детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. То есть на всех педагогов, которые на сегодня осуществляют свою профессиональную деятельность, связанную с обучением и воспитанием. Что касается материальных стимулов, то помимо ежегодного увеличения заработных плат, предусматривается ряд мер, которые будут направлены также на повышение заработных плат работников. В течение 4 лет, по нашим подсчетам, заработная плата педагогов увеличится почти в 2,5 раза. Предусмотрен ряд новых доплат. Это — доплата за степень магистра. Такой доплаты нет ни в одной отрасли. Мы ее ввели для того, чтобы привлечь магистров в сферу образования и непосредственно в школы. Это мировая практика. К примеру, в странах ОЭСР доля магистров, работающих в школе, порядка 30-40%, то в Казахстане порядка 10%. Также впервые вводится новая доплата за наставничество. Она направлена на привлечение и закрепление молодых специалистов в школах. Педагоги с высоким стажем, большим опытом работы будут в течение одного года сопровождать молодого специалиста. Для самих наставников — это будет своего рода соревнование между опытными педагогами.

— Педагог также может претендовать на поощрение со стороны государства. За какие работы учителя могут получить дополнительные выплаты?

— Учитывая пожелания педагогического сообщества, предложения депутатов, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство были увеличены в два раза. Стоит отметить, что до 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон «О статусе педагога» вводит единое понятие «педагог». Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, их порядка 28 наименований, получают статус педагога. Это дает увеличение отпуска — с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого он может получать надбавку за свое мастерство. До 1 января 2020 года такую надбавку получали порядка 300 педагогов, то теперь это контингент расширяется до 100 тыс. человек. Все те, которые сейчас работают в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Нацквалтест и получать доплату за профессиональное мастерство. Руководящий состав ввиду того, что занимается административными функциями, ограничен в учебных часах и, соответственно, уровень зарплаты у него был низкий. При разработке Закона был пересмотрен функционал руководящего состава, та доплата, которая будет выплачиваться административному персоналу по итогам Нацквалтеста, будет увеличена до 100%.

— Как изменился вопрос обеспечения жильем педагогов? При каких условиях казахстанские преподаватели могут рассчитывать на получение льготного жилья?

— По жилью было много обсуждений, предложений, однако в силу ограниченности финансовых ресурсов существуют определенные обязательства государства, по которым ежегодно выделяется достаточно большие финансовые средства, вложения за счет республиканского и местного бюджета. Все эти обязательства финансируются, поэтому мы предусмотрели те нормы, которые касаются педагогов, закончившие высшие учебные заведения и приедут работать в сельскую местность. То есть им предоставляется приоритетное право на получение земельного участка для строительства жилья. Эти меры были в рамках таких программ как «С дипломом в село» и другие отдельные социальные проекты реализовывались, но они были на уровне программных документов. Теперь эти нормы закреплены Законом. Кроме того, был ряд таких инициатив местных исполнительных органов по предоставлению различных жилищных сертификатов на приобретение или первоначальный взнос в Жилстройбанке и т.д. То есть мы на уровне Закона эти все нормы предусмотрели, так как законодательно эти нормы не были закреплены.

— Какие нововведения предусмотрены в новом Законе в вопросе педагогической этики и как это повлияет на работу учителей?

— Само понятие педагогической этики было в действующем Законе «Об образовании». Она действовала, но не работала, не применялась на практике. Раньше за нарушение педагогической этики, была административная ответственность. Когда мы готовили Закон «О статусе педагога», посмотрели, сколько было привлечено педагогов за нарушение педагогической этики и сколько было оплачено педагогами штрафов. Как показала практика, таких прецедентов и случаев не происходило у нас. Мы ввели ответственность по аналогии с государственной службой. За нарушение педагогической этики предусматривается дисциплинарная ответственность, мы эту норму ввели. Кроме того, мы предусмотрели деятельность Советов по педагогической этике. Что это дает? Теперь многие вопросы будет рассматривать Совет по педагогической этике, четко регламентируются деятельность данного Совета и права педагога, в части ознакомления с материалами своего дела, ходом рассмотрения своего обращения либо жалобы в отношении педагога. Полностью процесс будет расписан на уровне нормативно-правового акта Министерства образования и науки. МОН РК четко распишет весь алгоритм взаимодействия педагога с Советом по педагогической этике, это даст возможность и право защитить себя педагогу.

— Где и как часто учителя смогут проходить повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров?

— Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников проходит ежегодно. Полностью за счет средств республиканского бюджета ежегодно повышают свою квалификацию более 100 тыс. учителей. По закону «Об образовании» наши педагоги должны проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет. У нас формируется определенный перечень, его подают местные исполнительные органы. Повышение квалификации проходит на базе республиканских организаций, это республиканский центр повышения квалификации «Орлеу», центр педагогического мастерства при «Назарбаев интеллектуальных школах», республиканский научно-практический центр «Бобек» и другие организации, которые находятся в конкурентной среде и осуществляют повышение квалификации педагогов. В будущем мы планируем, что перейдем на ваучерное финансирование. Педагог сам будет выбирать организацию, в которой хотел бы пройти повышение квалификации по своему выбору. Ограничений по повышению квалификации нет. Иногда бывают такие случаи: ввиду ограниченных бюджетных средств мы ежегодно планируем определенное количество педагогов при формировании бюджета. Есть педагоги, которые не могут попасть на курсы, и они оплачивают самостоятельно. Однако мы стараемся обеспечить максимальный охват.

— В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования? Какие проблемные вопросы сможет решить данная система?

— В 2020 году на подушевое финансирование у нас переходят 1151 городская школа во всех регионах страны. На сегодняшний день у нас в проекте уже 446 школ участвуют, это школы гг. Нур-Султан, Шымкент, Алматы. Некоторые школы находятся в пилоте с 2012 года. Что дает подушевое финансирование? Какие преимущества? Суть самого подушевого финансирования в том, что финансирование идет за самим учеником. Финансирование организаций образования, школы учитывается в полном объеме, поскольку в норматив подушевого финансирования включаются все затраты, связанные с образовательным процессом. Кроме того, госстандарт образования полностью просчитан — сколько необходимо в расчете на одного ученика, чтобы обеспечить его обучение в школе. Это все зависит от разных факторов, высшее или среднее звено, инклюзив, регион. В целом мы посчитали, сколько стоит госстандарт образовательных услуг. Мы предусмотрели затраты, связанные с учебным процессом, — бумага и другие средства, которые связаны с учебным процессом. Также мы предусмотрели расходы, связанные с капитальными вложениями, они варьируются в расчете 6 МРП, в среднем 20 тыс. тенге и ежегодно индексируются. Подушевой норматив дает возможность школе запланировать все необходимые ресурсы, которые нужны для образовательного процесса. В силу ограниченности ученических мест в некоторых городах конкуренция между школами небольшая. Буквально в прошлом году в городах было открыто порядка 70 новых частных школ на 20 тыс. ученических мест. Такого никогда не было. Подушевое финансирование позволило бизнесу, нашим партнерам открыть частные общеобразовательные школы. В дальнейшем развитие частной сети школ в городской местности, где нет дефицита, повлечет за собой конкуренцию между школами, будет сделан упор на качество предоставляемых образовательных услуг. Именно подушевое финансирование снимет многие вопросы — снизит нагрузку на бюджет, на строительство школ, обеспечит конкуренцию и повысит качество образовательных услуг в каждой школе. Родитель сам будет выбирать те школы, условия в которых лучшие для его ребенка, — полный день обучения, небольшая загруженность в классе. Много возможностей дает подушевое финансирование. В планах Министерства образования и науки РК не останавливаться только на городских школах. С 2021 года по поручению Главы государства К. Токаева были внесены изменения по вертикали финансирования системы образования, т.е. бюджеты всех школ, которые раньше финансировались за счет районных средств, теперь аккумулируются на уровне области. В планах Министерства в последующем пересмотреть структуру бюджетов всех школ. И также, как мы сейчас движемся к подушевому финансированию в городских школах, равномерно распределить средства на ученика на уровне сельской школы и внедрить вещи, которые позволят обеспечить разрыв качества между селом и городом.

— Благодарим за интервью!

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот

Устав
Государственного учреждения
«Средняя школа № 21города Астаны»
Управления образования г. Астаны
1. Общие положения
1. Государственное учреждение «Средняя школа № 21 города Астаны»
(далее – государственное учреждение) является некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица, созданной для осуществления образовательных функций, в организационно-правовой форме учреждения.
2. Государственное учреждение создано наосновании решения исполкома Акмолинского городского Совета депутатов трудящихся ж/Акт от 31 декабря 1959 года. Основание: Ф. 32, оп. 7, д.1, л. 13.
3. Учредителем государственного учреждения является акимат города Астаны, принимающий решение о создании государственного учреждения, а также осуществляющий по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности.
Органом государственного управления государственным учреждением является Государственное учреждение «Управления образования города Астаны».
4. В своей деятельности государственное учреждение руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и настоящим Уставом.
5. Полное наименование государственного учреждения: Государственное учреждение «Средняя школа № 21 города Астаны» Управления образования г. Астаны.
6. Юридический адрес государственного учреждения: Республика Казахстан, 010007, город Астана, район «Сарыарка», улица Кошке Кеменгерулы, 4.
2. Юридический статус государственного учреждения
7. Государственное учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
8. Государственное учреждение имеет самостоятельный баланс, счета в органах Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан в соответствии с законодательством, бланки, печати и штампы со своим наименованием на государственном языке.
9. Государственное учреждение не может создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица.
10. Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами.
11. Принятие государственным учреждением договорных обязательств, превышающих утвержденный план финансирования на соответствующий финансовый год, не допускается.
12. Гражданско-правовые сделки, заключаемые государственным учреждением, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
По договорным обязательствам ответственность государственного учреждения наступает в пределах утвержденного плана финансирования на содержание учреждения в соответствии с законодательством.
3. Цели, задачи и виды деятельности
государственного учреждения
13. Целями деятельности государственного учреждения являются:
1) создание условий для выполнения образовательных программ, реализуемых государственным учреждением;
2) развитие самостоятельной, гармонично развитой творческой
личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума;
3) обеспечение непрерывности начального, основного и среднего образования.
14. Основными задачами деятельности государственного учреждения являются:
1) осуществление общего образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
2) обеспечение социальной защищенности детей и конституционных прав граждан на образование;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
4) формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузах;
5) взаимодействие с семьей обучающегося для полноценного развития личности.
15. Виды деятельности государственного учреждения:
1) обучение, воспитание и развитие учащихся;
2) выявление и развитие способностей учащихся;
3) организация консультаций для родителей по вопросам педагогики, общей и возрастной психологии, семьи и образования;
4) организация досуга молодежи, проведение культурно-массовых мероприятий;
5) организация и проведение научно-практических конференций и семинаров;
6) участие в олимпиадах, конференциях и иных формах сотрудничества;
7) оказание платных образовательных услуг в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
16. Государственное учреждение не вправе заниматься деятельностью, не отвечающей цели создания государственного учреждения.
4. Организация образовательного процесса
в государственном учреждении
17. Обучение и воспитание в государственном учреждении ведутся на государственном и русском языках.
18. Организация образовательного процесса в государственном учреждении осуществляется на основе учебного плана и программ, разрабатываемых самостоятельно, в соответствии с государственным стандартом среднего образования Республики Казахстан и утвержденных руководителем государственного учреждения. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных рекомендациями органов здравоохранения.
19. Количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных государственным примерным учебным планом.
20. Государственное учреждение реализует следующие образовательные программы:
1) начальное образование – нормативный срок обучения 4 года;
2) основное среднее образование –нормативный срок обучения 6 лет;
3)общее среднее образование – нормативный срок обучения 2 года.
Начальное образование обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными учениями и навыками учебной деятельности, культурой поведения и речи, основами гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
Основное среднее образование обеспечивает учащимся освоение общеобразовательных программ основного общего образования с углублением по профилю школы, создает условия для становления и формирования личности обучающихся, их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению и является базой для получения среднего общего образования.
Общее среднее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение учащимися общеобразовательных программ среднего общего образования, развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
21. В конце каждой четверти выводятся промежуточные оценки в 1-11 классах, а по итогам четвертных отметок — годовые оценки.
22. Форма и количество переводных экзаменов для проведения промежуточной аттестации учащихся 5-8и 10 классов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденнымиМинистерством образования и науки Республики Казахстан.
23. При промежуточной и итоговой аттестациях устанавливается
пятибалльная система оценок: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 –»неудовлетворительно».
24. По решению педагогического совета государственного учреждения вводятся переводные экзамены.
25. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в государственном учреждении завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, проводимой в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными Министерством образования и науки Республики Казахстан. Выпускникам, успешно прошедшим аттестацию, выдаются аттестаты установленного образца а также свидетельство об окончании основной школы после 9 класса, заверенные печатью государственного учреждения, а не прошедшим – справки о прослушанных курсах.
26. Выпускникам, достигшим особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего общего образования, выдаются аттестаты особого образца со знаком «Алтын белгі» или аттестаты с отличием
согласно нормативным правовым актам, утвержденным Министерством образования и науки Республики Казахстан.
27. Решением педагогического совета учащиеся, успешно освоившие программу учебного года и сдавшие переводные или итоговые экзамены, переводятся в следующий класс.
28. В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего года возлагается на родителей (законных представителей), классного руководителя и учителя-предметника.
29. Обучающиеся на ступени основного общего образования, не освоившие программу учебного года по двум или более предметам, оставляются на повторное обучение.
30. Обучающиеся, не освоившие общую образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
31. Режим занятий учащихся:
1) учебный год начинается с первого сентября и заканчивается согласно учебному плану;
2) продолжительность учебного года, учебной недели, сроки проведения и продолжительность каникул устанавливаются органом государственного управления, годовым календарным учебным графиком, утвержденным руководителем;
3) продолжительность учебного года составляет 34 недели, продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года сроком не менее 30 календарных дней, в летний период – не менее 8 недель. Для учащихся первых классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы;
4) распорядок занятий, продолжительность уроков и перерывы между ними устанавливаются расписанием занятий и режимом дня, утверждаемыми руководителем.
5. Порядок предоставления платных образовательных услуг
32. Государственное учреждение вправе оказывать платные образовательные услуги в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан:
обучение по дополнительным образовательным программам;
преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
преподавание дополнительных занятий, не предусмотренных учебным планом (искусство, физическая культура, спорт и другие);
разработка прогрессивных методов обучения по отдельным дисциплинам;
реализация другим учебным заведением авторских программ, учебных и наглядных пособий, методических разработок как созданных трудом членов коллектива, так и приобретенных; организация и проведение спецкурсов и семинаров по авторским программам для педагогов;
производство и реализация товаров, изготовленных силами и средствами учащихся и сотрудников школы.
33. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности, финансируемой в рамках государственного образовательного заказа.
34. Платные образовательные услуги предоставляются обучающимся по желанию родителей или иных законных представителей по отдельному расписанию на основании договоров, заключаемых между государственным учреждением и родителями.
35. Средства, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, реинвестируютсяв образовательный процесс, в том числе на приобретение учебного оборудования, социальную и материальную поддержку работников государственного учреждения.
6. Порядок приема в государственное учреждения
36. Порядок приема учащихся:
1) порядок приема в государственное учреждение на ступени начального и основного общего образования устанавливается государственным учреждением, оно обеспечивает прием всех детей, проживающих в микроучастке и имеющих право на получение общего образования;
2) зачисление в государственное учреждение оформляется приказом руководителя на основании письменного заявления родителей учащихся (законных представителей) с приложениемдокументов об образовании, справки с места жительства, медицинской справки установленного образца, свидетельства о рождении или удостоверения личности;
3) государственное учреждение знакомит поступающего на обучение и его родителей (законных представителей) с настоящим Уставом и другими документами, регламентирующими организацию общеобразовательного процесса в государственном учреждении.
37. Количество классов в государственном учреждении зависит от числа поданных заявлений и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарно-гигиенических норм.
38. Число обучающихся в классе государственного учреждения не должно превышать 30 учащихся.
39. Классы делятся на две подгруппы при изучении казахского языка и иностранных языков, информатики и основ вычислительной техники, физической культуры, трудового обучения, самопознания при наполнении класса 25 человек.
40. Порядок отчисления учащихся из государственного учреждения оформляется приказом руководителя на следующих основаниях:
1) по желанию родителей для продолжения образования обучающегося в другом учебном заведении или в другой форме обучения;
2) за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения настоящего Уставадетьми до шестнадцатилетнего возраста в соответствии с законодательством Республики Казахстан и по согласованию с органом государственного управления;
3) решения об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются с согласия органов опеки и попечительства;
4) по решению педагогического совета отчисляются из школы совершеннолетние учащиеся за неуспеваемость и совершение противоправных действий, нарушение настоящего Устава и Правил поведения учащихся.
7. Управление государственным учреждением
41. Общее управление государственным учреждением осуществляется органом государственного управления, определенным в соответствии с законодательством.
42. Орган государственного управления в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:
1) утверждает план финансирования на содержание государственного учреждения;
2) осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, переданного государственному учреждению;
3) определяет структуру, порядок формирования и срок полномочий органов управления государственного учреждения, порядок принятия государственным учреждением решений;
4) определяет права, обязанности и ответственность руководителя государственного учреждения, основания освобождения его от занимаемой должности;
5) утверждает структуру и предельную штатную численность государственного учреждения;
6) утверждает годовую финансовую отчетность;
7) осуществляет иные функции, установленные законодательством.
43. Руководитель государственного учреждения назначается на должность и освобождается от должности органом государственного управления за исключением случаев, установленных законодательством.
44. Руководитель государственного учреждения организует и руководит работой государственного учреждения, непосредственно подчиняется органу государственного управления (за исключением случаев, установленных законодательством) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на государственное учреждение задач и осуществление им своих функций.
45. Руководитель государственного учреждения действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает вопросы деятельности государственного учреждения в соответствии с его компетенцией, определяемой законодательством Республики Казахстан и настоящим Уставом.
46. При осуществлении деятельности государственным учреждением руководитель государственного учреждения в установленном законодательством порядке:
1) без доверенности действует от имени государственного учреждения;
2) представляет интересы государственного учреждения во всех организациях;
3) в случаях и пределах, установленных законодательством, распоряжается имуществом;
4) заключает договоры;
5) выдает доверенности;
6) утверждает порядок и планы государственного учреждения по командировкам, стажировкам, обучению сотрудников в казахстанских и зарубежных учебных центрах и иным видам повышения квалификации сотрудников;
7) открывает счета в органах Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;
8) издает приказы и дает указания, обязательные для всех сотрудников государственного учреждения;
9) применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников государственного учреждения;
10) по согласованию с органами государственного управления назначает на должность и освобождает от должности своего заместителя (заместителей);
11) определяет обязанности и круг полномочий своего заместителя (заместителей) и других сотрудников государственного учреждения;
12) определяет объем учебной нагрузки учителей исходя из соответствия, квалификации, обеспеченности кадрами;
13) осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством, настоящим Уставом и органом государственного управления.
47. Педагогический совет является высшим органом государственного учреждения.
48. Методическое руководство деятельностью государственного учреждения осуществляет методический совет, в который входят учителя государственного учреждения, руководитель и его заместители.
49. К компетенции педагогического совета относятся: утверждение учебных планов и программ, определение основных направлений педагогической деятельности, утверждение индивидуальных учебных планов, перевод учащихся в следующий класс, обсуждение вопросов успеваемости, поведения и аттестации учащихся, организация работы по повышению квалификации педагогических сотрудников государственного учреждения, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта, представлению педагогических и других работников к различным видам поощрения.
50. В государственном учреждении ежегодно приказом руководителя по государственному учреждению создается аттестационная комиссия, проводящая аттестацию педагогических работников с учетом их профессиональной деятельности.
8. Права и обязанности участников образовательного процесса
51. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники учреждения и родители (законные представители) обучающихся.
52. Права и обязанности участников образовательного процесса в государственном учреждении определяются Законом Республики Казахстан «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении.
53. Права и обязанности учащихся регламентируются настоящим Уставом и правилами поведения учащихся.
54. Обучающиеся в государственном учреждении имеют право:
1) на получение бесплатного общего образования (начального, основного среднего, общего среднего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
2) на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;
3) на участие в управлении государственным учреждением;
4) на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и интересов;
5) на охрану чести, свободы, собственного здоровья;
6) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.
55. Принудительное привлечение учащихся к участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускается.
56. Обучающиеся обязаны:
1) выполнять Устав государственного учреждения и правила поведения учащихся;
2) добросовестно учиться, не пропуская без уважительной причины занятия;
3) бережно относиться к имуществу государственного учреждения и техническим средствам обучения, при необходимости производить мелкий ремонт классной мебели, а в случае порчи имущества совместно с родителями возместить причиненный ущерб, принимать участие в городских и школьных субботниках;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников государственного учреждения, не допускать грубости и насилия по отношению к ним;
5) выполнять требования работников государственного учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
57. Дисциплина в государственном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
58. Отношения между родителями (законными представителями) и государственным учреждением регулируются положениями настоящего Устава.
59. Родители (законные представители) имеют право:
1) выбирать формы обучения, общеобразовательное учреждение;
2) защищать законные права и интересы детей;
3) участвовать в работе органов управления государственным учреждением через родительские комитеты;
4) получать информацию относительно успеваемости, поведения и условий учебы своих детей;
5) вносить предложения по улучшению работы с учащимися;
6) консультироваться с педагогическими и психологическими работниками государственного учреждения по проблемам воспитания и обучения детей.
60. Родители (законные представители) обязаны:
1) выполнять Устав и правила внутреннего трудового распорядка
в части, касающейся их прав и обязанностей;
2) нести ответственность за воспитание, обучение и создание необходимых условий для получения детьми образования;
3) посещать родительские собрания, при необходимости являться в государственное учреждение по вызову администрации или учителей для индивидуальной педагогической беседы по учебно-воспитательному процессу и оказания конкретной педагогической помощи;
4) обеспечивать посещаемость учащихся;
5) обеспечить предшкольную подготовку детей;
6) возмещать материальный ущерб, причиненный их детьми государственному учреждению, в порядке, определенном законодательством.
61. Педагогические работники государственного учреждения имеют право на:
1) обеспечение условий для профессиональной деятельности;
2) свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения государственного общеобязательного стандарта образования;
3) досрочную аттестацию с целью повышения категории, служебного роста;
4) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
5) материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности, награждение почетными званиями, знаками и грамотами.
62. Объем учебной нагрузки учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в государственном учреждении.
63. Работники государственного учреждения обязаны:
1) выполнять Устав, Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила техники безопасности и локальные акты государственного учреждения;
2) соблюдать нормы педагогической этики, за нарушение обязанностей и педагогической этики несет ответственность, предусмотренный законами РК и трудовым договором;
3) не реже одного раза в пять лет аттестоваться на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4) проводить занятия на уровне, отвечающем современным требованиям к уроку;
5) тщательно готовиться к учебным занятиям, повышать свой профессиональный уровень;
6) выявлять и содействовать развитию индивидуальных и творческих способностей обучающихся;
7) вести школьную документацию, своевременно сдавать отчеты, анализы контрольных работ и т.д.;
8) вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди обучающихся;
9) проходить медицинские осмотры и профилактические прививки согласно законодательству.
64. Прием педагогических кадров осуществляется на основе индивидуального трудового договора, заключенного между руководителем государственного учреждения и педагогическим работником. Условия трудового договора не могут противоречить законодательству Республики Казахстан о труде.
65. Трудовые отношения в государственном учреждении регламентируются законодательством Республики Казахстан о труде, а также Законом Республики Казахстан «Об образовании».
66. Государственное учреждение несет ответственность перед органом государственного управления за сохранность и эффективное использование закрепленного за учреждением имущества. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется органом государственного управления.
9. Порядок образования имущества и финансирования
деятельности государственного учреждения
67. Имущество государственного учреждения формируется за счет имущества, переданного ему государством, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе государственного учреждения.
68. Имущество государственного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления и относится к государственной собственности.
69. Финансирование деятельности государственного учреждения осуществляется за счет государственного бюджета, если иное не установлено законодательными актами.
70. Государственное учреждение ведет бухгалтерский учет и представляет отчетность в соответствии с законодательством.
71. Проверка и ревизия финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения проводятся в установленном законодательством порядке.
10. Реорганизация и ликвидация государственного учреждения
72. Реорганизация и ликвидация государственного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
11. Порядок изменения Устава государственного учреждения
73. Изменения и дополнения в настоящий Устав могут быть внесены акиматом города Астаны в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

АЛМАТЫ, 31 авг — Sputnik. Начало нового учебного года ознаменуется целым рядом нововведений, внесенных чиновниками в систему школьного образования страны. Изменения коснутся как учеников, так и педагогов.

Правила приема в первый класс

Директиву о том, что с 1 сентября 2019 года дети должны были в обязательном порядке идти в школу с шести лет, многие родители восприняли в штыки. Бурные обсуждения новой нормы шли как в реальной жизни, так и в социальных сетях.

Отдал ребенка в школу в 6 лет и не жалею — глава МОН

Такая неоднозначная реакция общества привела к тому, что введение новой нормы решили придержать. В этом году правила приема в школу оставили прежними и в первый класс могут отдавать как шести-, так и семилеток.

Новые предметы в школах

В учебной программе казахстанских школ появятся два новых предмета – «Информатика» и «Краеведение».

Если с первым все понятно, то по дисциплине «Краеведение» изначально возникали вопросы. В министерстве образования ответили на все, сообщив, что новый предмет включает в себя изучение казахской литературы, истории Казахстана, казахского языка и национальной музыки.

12-летнее обучение

В предстоящем учебном году на обновленное содержание образования перейдут в 4, 9 и 10 классах. В 2020-2021 учебном году — 11 класс.

Обучающиеся в 10-11 классах будут иметь возможность выбирать учебные дисциплины из перечня «Предметы по выбору», представленного в типовых учебных планах для подготовки к будущей профессии.

Чем могут быть опасны школьные ранцы

Кроме того, с 10 класса по предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» изучаются не только основы военного дела, но и основы безопасности жизнедеятельности, робототехники и ІТ-технологии.

В 11 классе – технологическая подготовка, которая включает изучение правил дорожного движения и безопасного вождения автотранспортных средств.

Учащимся выдается свидетельство об окончании курсов обучения.

Планшеты вместо учебников

Учителя не будут запрещать детям пользоваться планшетом или ноутбуком на уроках, если девайсы используются для чтения электронных учебников.

Издатели школьных учебников будут исправлять ошибки за свой счет

При этом все дети должны иметь дома бумажную версию учебников, заявил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Скачать электронные версии учебников можно будет на сайте МОН.

Повышение зарплаты учителям

В прошлом, 2018 году учителям уже повышали заработную плату. Тогда она выросла на 30%. В этом году принято решение с 1 сентября вновь повысить довольствие педагогов. Повышение зарплаты коснется 90 тысяч учителей.

Кроме того, в ходе Августовской конференции педагогов президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил повысить зарплату педагогам в два раза в течение четырех лет.

Закон о статусе учителей

Новый законопроект «О статусе педагогов», который планируется принять в самое ближайшее время, должен сократить нагрузку на учителей, избавить их от выполнения несвойственных функций и оградить от неожиданных проверок.

Также в нем будут предусмотрены все стимулы, которые могут повлиять на повышение качества работы педагогов.

Как изменится жизнь учителей после поручений Токаева

Кроме того, в законопроекте прописано введение запрета на занятие педагогической деятельностью лиц с ограниченной дееспособностью, состоящих на наблюдении с психическими и поведенческими расстройствами.

Тем же законопроектом предусмотрено увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней.

Пятидневка для учителей

Учителя в школах, которые перешли на пятидневку, будут работать пять дней в неделю. Субботу педагоги смогут проводить по своему усмотрению.

Введение подушевого финансирования школ

По мнению чиновников, введение подушевого финансирования повысит конкуренцию между школами и привлечет частный капитал.

Его суть заключается в том, что выделение средств учебным заведениям будет зависеть от количества человек, обучаемых в них.

Попробуй без ошибок! — тест на грамотность

С 1 сентября эксперимент пройдет в 192 алматинских государственных школах. В Шымкенте нововведение коснется 127 учебных заведений. С января 2020 года подушевое финансирование введут для всех частных школ страны. С началом следующего учебного года подушевое финансирование намерены ввести во всех остальных школах.

Питание в школах сделают здоровым

Министерством образования Казахстана после большого количества жалоб родителей было принято решение о пересмотре меню в столовых учебных заведений.

Теперь ученики первой смены будут получать полноценный завтрак. А школьников, обучающихся со второй, будут кормить сбалансированным обедом.

Также в меню школьников планируется ввести больше овощей, фруктов, полезных десертов и исключить фастфуд и прочие вредные продукты.

ЕНТ четыре раза в год

В январе, марте, июне и июле смогут сдавать Единое национальное тестирование выпускники. В случае успешной сдачи у них появится возможность поступить в вузы на платной основе. Желающим поступать на грант придется сдавать ЕНТ исключительно в июне.

Другое нововведение заключается в том, что обладатели сертификатов IELTS и TOEFL могут не сдавать тесты по иностранному языку.

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2012 г.)

Глава 1. Общие положения (статьи 1 — 3)

Глава 2. Управление системой образования (статьи 4 — 9-1)

Глава 3. Система образования (статьи 10 — 12)

Глава 4. Содержание образования (статьи 13 — 25)

Глава 5. Организация образовательной деятельности (статьи 26 — 39)

Глава 6. Субъекты образовательной деятельности (статьи 40 — 49)

Глава 7. Статус педагогического работника (статьи 50 — 53)

Глава 8. Государственное регулирование в области образования (статьи 54 — 60)

Глава 9. Финансовое обеспечение системы образования (статьи 61 — 64)

Глава 10. Международная деятельность в сфере образования (статьи 65 — 66)

Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования (статья 67)

Глава 12. Заключительные положения (статья 68)

В оригинале оглавление отсутствует

По всему тексту слова «участникам войны и к инвалидам», «участникам войны и инвалидам» заменены словами «участникам и инвалидам Великой Отечественной»; слова «учебного и воспитательного процесса», «Учебный и воспитательный процесс», «учебной и воспитательной работы» заменены соответственно словами «учебно-воспитательного процесса», «Учебно-воспитательный процесс», «учебно-воспитательной работы» в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) адъюнктура — форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях;

Подпункт 2 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

2) академия — высшее учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей;

Статья дополнена подпунктами 2-1 — 2-3 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

2-1) академическая мобильность — перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных учебных программ в виде кредитов в своем высшем учебном заведении или для продолжения учебы в другом высшем учебном заведении;

2-2) аккредитационные органы — юридические лица, которые разрабатывают стандарты (регламенты) и проводят аккредитацию организаций образования на основе разработанных ими стандартов (регламентов);

2-3) стандарты (регламенты) аккредитации — документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации;

3) именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения;

Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

3-1) методический кабинет — структурное подразделение органов управления образования, обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогических кадров и их профессиональной самореализации;

4) бакалавр — академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования;

5) предпрофильная подготовка — целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории;

Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

5-1) профильная школа — учебное заведение, реализующее образовательную учебную программу общего среднего образования;

6) профильное обучение — процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся;

Подпункт 7 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

7) международная стипендия «Болашак» — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения или прохождения стажировки научными, педагогическими, инженерно-техническими и медицинскими работниками в зарубежных организациях;

Статья дополнена подпунктами 7-1 — 7-4 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

7-1) ваучерно-модульная система повышения квалификации — форма повышения квалификации, предоставляющая работнику образования возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег;

7-2) институт повышения квалификации — организация образования, реализующая актуальные образовательные учебные программы профессионального повышения квалификации и переподготовку кадров в системе непрерывного образования, осуществляющая поддержку инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы;

7-3) присвоение квалификации — процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности по конкретной специальности;

7-4) специальные условия для получения образования — условия для получения образования, включая специальные образовательные учебные программы и специальные методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных учебных программ лицами с ограниченными возможностями;

8) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

9) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

10) образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего образования;

Статья дополнена подпунктом 10-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

10-1) образовательный кредит — деньги, предоставляемые заемщику финансовыми организациями для оплаты обучения на условиях срочности, платности и возвратности;

11) образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности;

В подпункт 12 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

12) образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;

13) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;

14) национальная система оценки качества образования — совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства;

15) нострификация документов об образовании — процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах);

Подпункт 16 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

16) аккредитация организаций образования — процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения;

17) государственная аттестация организаций образования — процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта;

Статья дополнена подпунктом 17-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

17-1) особый статус организации образования — особый режим функционирования, предоставляющий возможность самостоятельного определения порядка приема на обучение, реализации самостоятельно разработанных образовательных учебных программ, использования собственных норм и нормативов в области учебной, научной и методической деятельности, выдачи документов об образовании собственного образца;

Подпункт 18 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

18) гимназия — учебное заведение, реализующее общеобразовательные и дополнительные образовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;

Статья дополнена подпунктами 18-1 — 18-4 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

18-1) научно-методическая работа — вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;

18-2) кандидат наук, доктор наук — ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями;

18-3) докторант — лицо, обучающееся в докторантуре;

18-4) докторантура — профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD), доктор по профилю;

19) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

20) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

21) общеобразовательная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

Статья дополнена подпунктами 21-1 — 21-3 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

21-1) высшая техническая школа — учебное заведение, реализующее интегрированные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

21-2) исследовательский университет — высшее учебное заведение, реализующее утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и самостоятельно разработанные образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей, использующее результаты фундаментальных и прикладных научных исследований для генерации и трансферта новых знаний;

21-3) инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий;

22) инновационно-образовательный консорциум — добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором высшие учебные заведения, научные организации и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для подготовки высококвалифицированных специалистов на базе фундаментальных, прикладных научных исследований и технологических инноваций;

23) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

24) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Подпункт 25 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

25) институт — высшее учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы высшего образования;

26) институциональная аккредитация — оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом;

Статья дополнена подпунктом 26-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

26-1) интегрированные образовательные учебные программы — образовательные учебные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных учебных программ;

27) интернатура — форма одно- или двухгодичной подготовки обучающихся медицинских высших учебных заведений в рамках базового медицинского образования;

28) интернатные организации — организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания;

Статья дополнена подпунктом 28-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

28-1) центры адаптации несовершеннолетних — организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, а также детей, направляемых в специальные организации образования;

29) профессиональная ориентация — предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

Статья дополнена подпунктом 29-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

29-1) профессиональная подготовка — часть системы технического и профессионального образования, предусматривающей реализацию профессиональных образовательных учебных программ с сокращенным сроком обучения по подготовке специалистов технического и обслуживающего труда;

Подпункт 30 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

30) оценка профессиональной подготовленности — определение степени соответствия уровня квалификации (способности) выпускника организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, к выполнению работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;

31) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

32) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

33) комплексное тестирование — форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационных технологий;

34) клиническая база — клиника высшего учебного заведения или организации здравоохранения, функционирующая на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально-технической базы, осуществляющая на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи;

Подпункт 35 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

35) колледж — учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы общего среднего и технического и профессионального образования или послесреднего образования;

Статья дополнена подпунктом 35-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

35-1) кооперативное обучение — одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений;

36) кредитная технология обучения — обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

37) квота приема — предельное количество объема государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в организации образования, дающие техническое и профессиональное, послесреднее и высшее образование, граждан из числа инвалидов I, II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидов с детства, детей-инвалидов, аульной (сельской) молодежи и лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Статья дополнена подпунктами 37-1 и 37-2 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

37-1) образовательный грант Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации «Өркен» (далее — грант «Өркен») — грант, учреждаемый Первым Президентом Республики Казахстан для оплаты обучения одаренных детей в специализированных организациях образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»;

37-2) ассоциированный профессор (доцент), профессор — ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования по ходатайству высшего учебного заведения или научной организации;

38) дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

Статья дополнена подпунктом 38-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

38-1) внешкольная организация дополнительного образования — учебно-воспитательная организация, реализующая образовательные учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

Подпункт 39 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

39) дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся и воспитанников;

Подпункт 40 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

40) лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные и дополнительные образовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования, обеспечивающие расширенное и углубленное естественно-математическое образование учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;

41) магистр — академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования;

Статья дополнена подпунктами 41-1 и 41-2 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

41-1) магистрант — лицо, обучающееся в магистратуре;

41-2) магистратура — профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением академической степени «магистр» по соответствующей специальности;

42) специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;

43) Исключен в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

44) государственная именная стипендия — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан и (или) Правительством Республики Казахстан;

45) государственный образовательный заказ — финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования;

Статья дополнена подпунктом 45-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

45-1) государственный выпускной экзамен — одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, являющаяся необходимым условием для получения ими документа государственного образца, свидетельствующего об окончании курса общего среднего образования;

Подпункт 46 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

46) учебная программа — программа, определяющая по каждой учебной дисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;

47) учебный план — документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля;

48) учебно-клинический центр — структурное подразделение медицинского высшего учебного заведения, оснащенное современной аппаратурой, фантомами и муляжами и предназначенное для освоения и контроля практических (клинических) навыков обучающихся и (или) медицинских работников;

49) среднее образование — гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;

Статья дополнена подпунктом 49-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

49-1) грант «Лучшая организация среднего образования» — деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами области, города республиканского значения и столицы государственным организациям среднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;

50) аттестация педагогических работников — процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;

51) резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

Статья дополнена подпунктом 51-1 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

51-1) слушатель резидентуры — специалист, осваивающий образовательные учебные программы послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

52) духовные (религиозные) организации образования — учебные заведения, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей;

53) стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;

Статья дополнена подпунктами 53-1 и 53-2 в соответствии с 3аконом РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)

53-1) студент — лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

53-2) опорная школа (ресурсный центр) — организация общего среднего образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ для проведения краткосрочных сессионных занятий и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в целях обеспечения доступа к качественному образованию учащимся малокомплектных школ;

Подпункт 54 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

54) университет — высшее учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы высшего образования, магистратуры и докторантуры по трем и более группам специальностей, осуществляющее фундаментальные и прикладные исследования, являющееся научным и методическим центром;

Подпункт 55 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

55) училище — учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы основного среднего, общего среднего, технического и профессионального или послесреднего образования в области культуры и искусства;

Подпункт 56 изложен в редакции 3а

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *