Закон об аудиторской деятельности 119

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ)

Действие пункта 3 части 1 статьи 5 приостановлено до 1 января 2021 г. в части годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов, являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями, за 2019 г., за исключением случая, если аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 мая 2020 г. начато исполнение договора на проведение обязательного аудита такой отчетности

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

УДК 657

ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ АУДИТА

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие, что в России существует сформировавшийся правовой механизм регулирования аудиторской деятельности. Дана характеристика организации аудита в России как особой разновидности отношений в условиях современной рыночной экономики с учетом специфики субъектного состава, в том числе профессиональных участников аудиторского рынка, и динамики их развития. Ключевые слова: аудиторская деятельность (аудиторские услуги), аудитор, аудит, аудиторское заключение, саморегулируемая организация аудиторов.

AUDIT LAW AND ITS IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK OF THE AUDIT

Среди видов финансового контроля аудит является независимым видом контроля. Аудит — это независимая экспертиза финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности организации.

Аудит в России не начинался с «чистого» лица. Аудиторская деятельность в России начала формироваться на основе российского опыта ведомственного и государственного контроля, сложившегося в реальной экономике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской деятельности отождествляло ее в общественном создании с ведомственными видами финансово-хозяйственной деятельности, усложняло становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Для формирования негосударственной независимой формы финансового контроля была взята за основу мировая практика аудита.

Развитие и совершенствование законодательной основы аудиторской деятельности происходило под влиянием ее тенденций, которые были направлены на отход от государственного контроля. В настоящее время почти во всех странах рыночной экономики, в том числе и в России, широко используется негосударственный контроль. Принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», было направлено, в первую очередь, на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Этот процесс происходил постепенно. Целый ряд важнейших функций регулирования аудиторской деятельности, таких как предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики,

З.В. Чеботарева О.В. Шкапова

Zoya Chebotareva Olga Shkapova

© Чеботарева З.В., Шкапова О.В., 2015

внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам от Минфина России был передан саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов, начиная с 1 января 2009 г. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном было сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Когда с 1 января 2010 г было отменено лицензирование аудиторской деятельности, то одновременно было введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в СРО. В противном случае они были не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. В соответствии с пп. 2-3 ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами .

Помимо этого Федеральным законом № 307-ФЗ были установлены дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, которые были призваны повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса были снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита. Также был введен единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и, в некоторой степени, зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности . Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Впервые Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначил новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, были им законодательно установлены. Новый Федеральный закон от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обновил, скорректировал некоторые реалии для аудиторов, внес кардинальные изменения в их деятельность и в подход к существующим понятиям и категориям аудита.

Прежде всего, это касается независимости аудита. С одной стороны, имеются требования к независимости аудитора, под понятие конфликта интересов подпадает наличие практически любых совместных финансовых интересов у клиента и аудитора, а также же любых иных стимулов, которые могут влиять на выражение аудитором своего мнения в интересах клиента. С другой стороны вырастает ценность аудиторского заключения для пользователей финансовой отчетности аудируемого лица, как мнения, выражаемого действительно независимым аудитором, действующим в общественных интересах.

Пользователь аудиторских услуг должен также учитывать, что помимо требований о независимости в соответствии с п .1 и п.3 статьи 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторы в своей профессиональной деятельности обязаны руководствоваться требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодексом профессиональной этики аудиторов, под которым подразумевается свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудито-

рами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания аудиторских услуг возникла необходимость применения и совершенствования в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

В части 9 статьи 23 Федерального закона до утверждения уполномоченным федеральным органом соответствующих федеральных стандартов аудиторской деятельности обязательными для аудиторских организаций, аудиторов являлись федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона № 307-ФЗ. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696. Пунктом 10 ст. 23 было предусмотрено, что до одобрения совета по аудиторской деятельности обязательным является Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г.

Становление рыночной экономики, передача в частную собственность средств производства, развитие банковского, страхового дела и инвестиционной активности привело к необходимости изменять и адаптировать к ней аудиторскую деятельность. Аудит стал осуществляться в первую очередь в интересах собственников с целью защиты их имущественных интересов. Для успешного развития аудита была создана соответствующая нормативная база, которая продолжает развиваться, выходят новые нормативно-правовые акты, которые все четче регулируют аудиторскую деятельность. Минфин России приказом от 20.05.2010 № 46н утвердил и ввел в действие три федеральных стандарта аудиторской деятельности:

— ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» устанавливает требования к порядку формирования модифицированного мнения, а также определяет требования к аудиторскому заключению, содержащему модифицированное мнение;

— ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» определяет требования к форме и содержанию информации, которая призвана привлечь внимание пользователей отчетности к обстоятельствам, которые, в частности, могут являться основополагающими для понимания (способствовать пониманию) отчетности, аудиторского заключения, ответственности аудитора.

По аналогии с международными стандартами, аудиторскую деятельность в РФ теперь регулируют 3 стандарта. При этом ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения об ее достоверности» раскрывает общие принципы и структуру аудиторских заключений и приводит примеры немодифицированных мнений. ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» раскрывает виды модифицированных мнений и предоставляет аудитору детальный алгоритм для выбора вида аудиторского заключения. ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» раскрывает порядок включения в аудиторское заключение дополнительной информации (обстоятельств, не влияющих на аудиторское мнение, но имеющих существенное значение с точки зрения формирования достоверной информации для пользователей отчетности). Поскольку модифицированные мнения в заключениях раскрываются отдельным стандартом, подход данного стандарта к модифицированным мнениям существенно более детализирован. В сравнении с ранее действовавшим ФПСАД 6, в ФСАД 2/2010 более детально раскрываются обстоятельства, являющиеся основанием для выражения отрицательного мнения, отказа от выражения мнения и мнения с оговорками.

Необходимость нормативно-правового регулирования аудита была вызвана важностью ауди-

торской деятельности для государства и общества в целом, поскольку пользователями информации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности того или иного экономического субъекта является широкий круг лиц. Всегда имеется потребность к повышению объективности показателей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответственно имеется необходимость совершенствования регулирования порядка проведения аудиторской проверки для обеспечения названной объективности. В этой связи следует обратить внимание на п. 2 ст. 14 Федерального закона № 307- ФЗ, в котором указано, что при проведении аудита аудируемое лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией или индивидуальным аудитором . В законе № 307- ФЗ особо указано, что наличие в запрашиваемой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении. Если же аудируемое лицо будет отказывать аудитору в предоставлении необходимой информации и документации, то аудитор будет обязан в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 307- ФЗ отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Анализ действующего законодательства по регулированию аудиторской деятельности в России позволяет выделить некоторые аспекты, которые требуют дальнейшей разработки. В этой связи важным аспектом аудиторской деятельности является ответственность аудитора как субъекта профессиональной деятельности. Аудитор несет ответственность за составление аудиторского заключения. Аудиторы помимо общегражданской ответственности несут и профессиональную ответственность. Профессиональная ответственность — это ответственность, возникающая в связи с выполнением профессиональных обязанностей. Подобная ответственность характерна для профессии врача, адвоката, бухгалтера, аудитора. Частным случаем профессиональной ответственности аудитора является ответственность за неквалифицированное проведение проверки.

Оценивая современное состояние нормативной и методической базы аудита и результаты практической деятельности аудиторских организаций в Российской Федерации, можно говорить об устойчивых положительных тенденциях в сфере формирования цивилизованного рынка аудиторских услуг. Сейчас при принятии новых нормативных актов, регулирующих отношения в той или иной области хозяйственной деятельности, часто ссылаются на необходимость сближения российской и мировой практики. Однако, учитывая существенные отличия нашей экономики от экономики развитых стран, можно сказать, что этот процесс будет достаточно продолжительным. По мере развития рыночной экономики и аудита в России и создания профессиональных аудиторских объединений они должны взять на себя основную работу по созданию аудиторских стандартов, профессиональной подготовке и аттестации специалистов, осуществлению контроля за профессиональной деятельностью аудиторов. Тогда, на первое место выйдут интересы экономических субъектов, затем аудиторов и аудиторских фирм и уж затем государства.

Таким образом, за последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все

большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Это позволит повысить качество аудиторской деятельности, защитить интересы аудиторов и аудируемых лиц, а также интересы заинтересованных пользователей экономической информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И значит, в процессе законотворчества наука и практика являются основополагающими, потому что законы — это определенная ступень, позволяющая развиваться аудиту в России. А развитие аудита в сфере экономики всегда будет предоставлять новые предпосылки для совершенствования законодательной базы по регулированию аудиторской деятельности. Поэтому, недалеко то время, когда закон «Об аудиторской деятельности» будет изменен, потому что с введением МСФО в России бухгалтерский учет и аудит получат новые импульсы для динамического роста и расширения.

Библиографический список

2. Подольский, В. И. Аудит: учебное пособие / В. И. Подольский. — Москва, Юнити, 2010. — 432 с.

5. Рожкова, Н. К. Аудит государственных прндприятий: теория, методология, практика / Н. К. Рожкова. -Хабаровск, 2009 — 98 с.

7. Чеботарева, З. В. Роль экспресс аудита в повышении достоверности информационной системы / З. В. Чеботарева. — Донецк, 2012. — 5 с.

Напрвляйте письменную претензию.

При этом продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара. Ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для проведения проверки качества товара обязана провести такую проверку в течение трех дней со дня получения товара.

При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате проведенной экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проведении проверки качества и экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы товара, проведенной за счет потребителя, установлено, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до момента его передачи, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

В некоторых случаях компании помимо своего желания должны проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая обязанность закреплена на законодательном уровне. Специалисты финансового ведомства 10 января 2020 г. разместили на своем сайте информацию о том, какие компании подпадают под обязательный аудит отчетности за 2019 г.

Перечень случаев проведения обязательного аудита состоит из пяти блоков.

Во-первых, его должны провести организации с определенной организационно-правовой формой. Это организации, являющиеся:

— акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — Закон № 307-ФЗ), ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (далее — Закон № 208-ФЗ)). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

—акционерными обществами, предусмотренными распоряжением Правительства РФ от 27.10.2015 № 2176-р (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона № 208-ФЗ). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

— федеральными государственными унитарными предприятиями, предусмотренными распоряжением Правительства РФ от 27.10.2015 № 2176-р (ч. 1 ст. 5 Закона № 208-ФЗ). Аудиту подлежит только консолидированная отчетность;

— фондами (за исключением государственных внебюджетных фондов, фондов, имеющих статус международного фонда, и фондов, указанных в других пунктах перечня) (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— публично-правовыми компаниями (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

— акционерными обществами, в уставном капитале которых доля государственной собственности не менее 25% (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— акционерными обществами, отличными от организаций, указанных в других пунктах перечня (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 3 ст. 88 Закона № 208-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность.

Во-вторых, поводом для обязательного аудита может выступать вид деятельности, который осуществляет организация. Этот перечень достаточно большой (в него включено 44 вида деятельности). Например, сюда попали:

— головные кредитные организации банковской группы (ст. 42 Закона № 395-1). Аудиту подлежит только консолидированная отчетность банковской группы;

— головные организации банковского холдинга (управляющие компании банковского холдинга) (ст. 42 Закона № 395-1). Аудиту подлежит только консолидированная отчетность банковского холдинга;

— бюро кредитных историй (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— страховые организации (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона № 208-ФЗ, ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 (далее — Закон № 4015-1)). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

— организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— клиринговые организации, являющиеся лицом, осуществляющим функции центрального контрагента (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона № 208-ФЗ, ч. 12 ст. 5 Закона № 7-ФЗ). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

— организаторы торговли, оказывающие услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

— центральные депозитарии (ч. 1 ст. 18 Закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

— негосударственные пенсионные фонды, а также управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона № 208-ФЗ, ст. 22 Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ (далее — Закон № 75-ФЗ)). Аудиту подлежит не только бухгалтерская, но и консолидированная отчетность;

— специализированные депозитарии негосударственных пенсионных фондов (ст. 22 Закона № 75-ФЗ). Аудиту подлежит бухгалтерская отчетность по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений;

— акционерные инвестиционные фонды и их управляющие компании, а также управляющие компании паевых инвестиционных фондов (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ, ч. 1 ст. 5 Закона № 208-ФЗ). Для инвестиционных фондов аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность, а для управляющих компаний и консолидированная отчетность;

— микрофинансовые организации (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— операторы лотерей (ст. 23 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— организаторы азартных игр (ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— управляющие компании (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность, в том числе по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения;

— жилищные накопительные кооперативы (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— саморегулируемые организации (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента (ч. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения) (с. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

— туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 млн руб.), а также объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ст. 11.1 и 17.7 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ). Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность;

– фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ. Аудиту подлежит только бухгалтерская отчетность.

В-третьих, пройти обязательный аудит бухгалтерской отчетности придется тем организациям, у которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за 2018 г. превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2018 г. превышает 60 млн руб. Исключение — органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, союзы этих кооперативов. Основание — п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

В-четвертых, под обязательный аудит подпадают организации, составляющие консолидированную отчетность и не поименованные в перечне, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение — органы государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения. Основание — п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

В-пятых, в действующем законодательстве поименованы конкретные организации, которые обязаны проходить аудит годовой бухгалтерской отчетности. Например, это:

— Центробанк России;

— Агентство по страхованию вкладов;

— Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;

— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

— Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

— Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *