Закон о здоровье

Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

Статья 19. Право на медицинскую помощь

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

Глава 5. Организация охраны здоровья

Статья 29. Организация охраны здоровья

Статья 29.1. Ликвидация медицинских организаций, прекращение деятельности обособленных подразделений медицинских организаций

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

Статья 31. Первая помощь

Статья 32. Медицинская помощь

Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь

Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

Статья 36. Паллиативная медицинская помощь

Статья 36.1. Особенности медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации

Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий

Статья 37. Организация оказания медицинской помощи

Статья 38. Медицинские изделия

Статья 39. Лечебное питание

Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение

Статья 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Статья 42. Особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан

Статья 42.1. Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации

Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Статья 44. Медицинская помощь гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания

Статья 45. Запрет эвтаназии

Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация

Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)

Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей

Статья 49. Медицинские отходы

Статья 50. Народная медицина

Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья

Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья

Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья

Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Статья 91. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения

Статья 91.1. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности

Статья 93. Сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности

Статья 94. Сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования

Статья 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделий

Статья 96. Мониторинг безопасности медицинских изделий

Статья 97. Медицинская статистика

>Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья

Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья

4. Основные принципы охраны здоровья граждан. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

В соответствии со ст. 2 Основ основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно ст. 4 Основ, задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов РФ по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответствен-ности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

5. Основные нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Среди основных нормативно-правовых актов законодательства об охра-не здоровья граждан необходимо назвать следующие:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

2. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ».

3. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

4. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

5. Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентах».

6. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

7. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

8. Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

9. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

10. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

12. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

14. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».

Верховный Совет Российской Федерации принял Основы законода-тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в преам-буле которых указано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан».

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

Верховный совет РФ, принимая Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», исходил из признания высокой ценности для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности; учитывал, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; отмечал, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства; принимал во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентах» призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздорови-тельных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу,

вызывает тяжелые социально — экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Порядок осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма, за исключением генодиагностики и генной терапии (генотерапии), не является предметом регулирования настоящего Федерального закона.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Федеральный закон «О лекарственных средствах» создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливает систему государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действия по контролю и надзору, оказание государственных услуг, правоприменительную практику в соответствии с настоящим Федеральным законом, распределяет полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» вводит временный запрет на клонирование человека, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека.

С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. 14.12.2015), от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 27.09.2013 N 253-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 21.07.2014 N 205-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 22.10.2014 N 314-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 08.03.2015 N 33-ФЗ, от 08.03.2015 N 55-ФЗ, от 06.04.2015 N 78-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 271-ФЗ, от 14.12.2015 N 374-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 05.04.2016 N 93-ФЗ, от 26.04.2016 N 112-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ, от 03.04.2017 N 61-ФЗ, от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 242-ФЗ, от 05.12.2017 N 373-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 29.12.2017 N 465-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 19.07.2018 N 208-ФЗ, от 03.08.2018 N 299-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ, от 25.12.2018 N 489-ФЗ, от 27.12.2018 N 511-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
  • Глава 2. Основные принципы охраны здоровья
    • Статья 4. Основные принципы охраны здоровья
    • Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
    • Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
    • Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей
    • Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
    • Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
    • Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
    • Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
    • Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
    • Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
  • Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
    • Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья
    • Статья 15. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
    • Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
  • Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
    • Статья 18. Право на охрану здоровья
    • Статья 19. Право на медицинскую помощь
    • Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
    • Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
    • Статья 22. Информация о состоянии здоровья
    • Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
    • Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья
    • Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья
    • Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи
    • Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
    • Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
  • Глава 5. Организация охраны здоровья
    • Статья 29. Организация охраны здоровья
    • Статья 29.1. Ликвидация медицинских организаций, прекращение деятельности обособленных подразделений медицинских организаций
    • Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни
    • Статья 31. Первая помощь
    • Статья 32. Медицинская помощь
    • Статья 33. Первичная медико-санитарная помощь
    • Статья 34. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь
    • Статья 35. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
    • Статья 36. Паллиативная медицинская помощь
    • Статья 36.1. Особенности медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации
    • Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий
    • Статья 37. Организация оказания медицинской помощи
    • Статья 38. Медицинские изделия
    • Статья 39. Лечебное питание
    • Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
    • Статья 41. Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
    • Статья 42. Особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан
    • Статья 42.1. Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации
    • Статья 43. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
    • Статья 44. Медицинская помощь гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
    • Статья 45. Запрет эвтаназии
    • Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация
    • Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)
    • Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачей
    • Статья 49. Медицинские отходы
    • Статья 50. Народная медицина
  • Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья
    • Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
    • Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
    • Статья 53. Рождение ребенка
    • Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
    • Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
    • Статья 56. Искусственное прерывание беременности
    • Статья 57. Медицинская стерилизация
  • Глава 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование
    • Статья 58. Медицинская экспертиза
    • Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности
    • Статья 60. Медико-социальная экспертиза
    • Статья 61. Военно-врачебная экспертиза
    • Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
    • Статья 63. Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией
    • Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи
    • Статья 65. Медицинское освидетельствование
  • Глава 8. Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека
    • Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий
    • Статья 67. Проведение патолого-анатомических вскрытий
    • Статья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека
  • Глава 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации
    • Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
    • Статья 70. Лечащий врач
    • Статья 71. Клятва врача
    • Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования
    • Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников
    • Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности
    • Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций
    • Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
    • Статья 77. Утратила силу
    • Статья 78. Права медицинских организаций
    • Статья 79. Обязанности медицинских организаций
    • Статья 79.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями
  • Глава 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
    • Статья 80. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
    • Статья 81. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
  • Глава 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья
    • Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
    • Статья 83. Финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
    • Статья 84. Оплата медицинских услуг
  • Глава 12. Организация контроля в сфере охраны здоровья
    • Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья
    • Статья 86. Полномочия органов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны здоровья
    • Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 89. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 90. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Статья 91. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения
    • Статья 91.1. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения
    • Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности
    • Статья 93. Сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности
    • Статья 94. Сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования
    • Статья 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделий
    • Статья 96. Мониторинг безопасности медицинских изделий
    • Статья 97. Медицинская статистика
  • Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья
    • Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья
  • Глава 14. Заключительные положения
    • Статья 99. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР и утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и Российской Федерации (их отдельных положений)
    • Статья 100. Заключительные положения
    • Статья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

А.А. Кирилловых. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2012

Принятый 22.11.2011 за N 323-ФЗ после длительного законотворческого процесса Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) должен стать базовым для всей сферы здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, одна из магистральных целей принятого Закона — отразить произошедшие с момента принятия в 1993 г. Основ законодательства изменения условий функционирования экономики, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи, определенные концептуальные направления реформирования отрасли здравоохранения и смежных отраслей, разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимо отметить, что при разработке указанного нормативного акта законодатель, безусловно, учел нормотворческую практику в регулировании вопросов медицинской помощи в государствах — членах ЕврАзЭС, которая представлена в основном законами (исключение — Республика Казахстан, в которой применяется Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» 2009). Здесь следует отметить Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII «О здравоохранении», Закон Республики Узбекистан от 29.08.1996 N 265-1 «Об охране здоровья граждан» и ряд других. При этом, несмотря на отсутствие самостоятельного кодифицированного акта, логика построения системы нормативных институтов медицинского права определяет эволюционный путь развития нормативно-правовой базы, что демонстрируют и положения Закона об охране здоровья. К слову, кодифицированный характер Закона отмечался и в пояснительной записке к законопроекту, предлагавшему единство законодательного регулирования в сфере здравоохранения наряду с уже существующими нормативными актами, действующими в данной области правового регулирования. Основная задача Закона — отразить новеллы правового регулирования и в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения. Закон об охране здоровья сохраняет свою кодификационную конструктивно-нормативную систему, воспринятую от Основ законодательства 1993 г. Поэтому кодификационный инструментарий, используемый в правовом регулировании охраны здоровья, является принципиальным для построения всей структуры общественных отношений в рассматриваемой сфере, что отражено в ст. 3 Закона. Как следует из анализа данной статьи, Закон об охране здоровья выступает системообразующим актом для всех иных федеральных законов, входящих в спектр законодательства о здравоохранении. Решающая роль данного нормативного акта в правовом регулировании подтверждается также нормативными установлениями о том, что нормы об охране здоровья граждан других нормативных актов не должны противоречить Закону (ч. 2 ст. 3), при несоответствии Закону норм иных актов применяются нормы Закона (ч. 3 ст. 3). Кроме того, законодатель воспринял конституционный принцип (п. 4 ст. 15 Конституции РФ ) приоритета норм международного права над нормами внутреннего законодательства. При этом известная конституционная формула считает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью правовой системы России. Однако по непонятной причине законодатель оставил за рамками законодательства в сфере охраны здоровья указанные положения Основного Закона. Тем не менее конвенции и рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также международные договоры являются источником российского законодательства о здравоохранении и обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Новый Закон как фундаментальный нормативный акт определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти России в сфере охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. Закон заменяет ряд нормативно-правовых актов, действовавших в России ранее (в частности, признаны недействующими Основы законодательства 1993). Кроме того, предусмотрен комплексный порядок вступления Закона в силу.

| РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 6. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, ВОПРОСЫ СЕМЬИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ Глава 7. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ Глава 8. МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ ЧЕЛОВЕКА Глава 9. МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ, МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 10. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Глава 11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В-шестых, с 1 июля 2012 г. в части утверждения порядка государственной регистрации медицинских изделий применяются положения закона, касающиеся разрешения обращения на территории РФ медицинских изделий, прошедших регистрацию в установленном порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *