Закон о оценке условий труда

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.

Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций.

Этапы специальной оценки условий труда

Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.

Этап 1. Подготовительный

Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:

  • составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;
  • составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.

Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.

Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?

Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:

  • Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.
  • Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.

Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:

Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:

  • приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
  • карточку организации с реквизитами для оформления договора;
  • штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  • список контингентов на медосмотр;
  • список работников, получающих гарантии и компенсации;
  • сведения о СНИЛС сотрудников;
  • перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.

Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.

Этап 2. Технический

На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.

Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.

Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.

Этап 3. Организационный

Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:

  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;
  • план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.

Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.

Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.

Этап 4. Заключительный

Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.

Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:

  1. Не позже 3 рабочих дней с момента утверждения отчета отправьте отсканированную копию титульного листа почтой с уведомлением, а также по факсу или по электронной почте в организацию, которая провела у вас СОУТ. Если этого не сделать или нарушить сроки, вас оштрафуют до 80 000 рублей по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
  2. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки — срок подачи декларации в ГИТ (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).
  3. После того как вы отправите декларацию СОУТ в ГИТ, а бухгалтерия передаст копию сводной ведомости о проведении СОУТ в ФСС РФ, письменно ознакомьте работников с картами спецоценки, а также разместите сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.

Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года

С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Бесплатные вебинары по охране труда Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты Контур.Школы Посмотреть видео

Учтите, что теперь:

  1. Работодатель вправе требовать от организации, которая проводит СОУТ, подтвердить факт, что сведения о результатах размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Это следует из дополнений пункта 5 части 1 статьи 4 в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  2. Отчет о проведении СОУТ нужно подписать не обычной, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Также допускается направлять отчет по почте с уведомлением.
  3. Работодатель сможет использовать результаты проведения СОУТ только при условии, что сведения внесены во ФГИС СОУТ. Результаты, где есть сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Это следует из обновленной части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Следовательно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда можно назначать не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ. Помните, что подтвердить факт размещения сведений о результатах в ФГИС СОУТ — обязанность экспертной организации.
  4. Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2020 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.

Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.

Также рекомендуем почитать статью «8 типичных ошибок специалистов по охране труда при проведении СОУТ».

Независимая экспертиза условий труда.

Основной целью любого профсоюза (профсоюзного объединения) является представление трудовых и социально-экономических интересов своих членов перед работодателем.

Эта цель достигается при решении трех главных задач:

— обеспечение максимальной заработной платы для членов профсоюза;

— обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

— обеспечение по возможности полной занятости членов профсоюза.

Решаются эти задачи в основном в переговорном процессе с работодателем. При этом профсоюзы оставляют за собой функцию контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Однако, в области охраны труда контролирующая функция профсоюзов распространяется и на соблюдение работодателем законодательства и иных нормативных актов. В России — по Конституции социально-ориентированном государстве — эта функция закреплена за профсоюзами законодательно. Главным механизмом при выполнении этой функции является независимая экспертиза условий труда, которую в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», имеют право проводить профсоюзные инспекторы охраны труда.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда.

Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется программа охраны труда.

Экспертиза проводится по заявке соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке. Основным нормативным актом при проведении экспертизы является Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда P 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г.

Для проведения экспертизы работодатель обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую документацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.

За 3 года активной деятельности независимыми экспертами проверены условия труда более чем в двухстах организациях. Во многих из них экспертиза проводилась неоднократно. За этот период накоплен немалый опыт по части проведения независимой экспертизы условий труда, выявлен ряд существенных особенностей. Основные различия наблюдаются в зависимости от того, была или не была проведена аттестация рабочих мест организации по условиям труда.

Проведение экспертизы по результатам аттестации рабочих мест.

На первый взгляд такая постановка вопроса может показаться странной — действительно, зачем проводить независимую экспертизу условий труда в организации, где уже проведена полная аттестация рабочих мест по условиям труда?

Но вот например: на одном из нефтедобывающих предприятий в Южном федеральном округе была проведена полная аттестация рабочих мест в основных производственных подразделениях. Когда эксперты нашей организации приступили к независимой экспертизе, они затребовали результаты проведенной аттестации и обнаружили, что по целому ряду рабочих мест показатели тяжести и напряженности трудового процесса занижены по сравнению с требованиями Руководства P 2.2.2006-05. Наши эксперты потребовали от руководства организации учета именно своих результатов при установлении работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда. А для того, чтобы уже ни у кого не вызывало сомнений в правильности действий наших экспертов — материалы и независимой экспертизы, и аттестации рабочих мест по условиям труда были направлены на государственную экспертизу условий труда в областную администрацию, которая подтвердила правильность выводов независимых экспертов.

Такие случаи нередкость — давно уже всем известно о том, что среди аккредитованных организаций, производящих замеры вредных факторов производственной среды есть немало, мягко говоря, свободно относящихся к своим обязанностям организаций, которые весьма часто занижают показатели тех или иных вредных факторов.

Поэтому при проведении экспертизы экспертная комиссия в обязательном порядке исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда.

Кроме того экспертная комиссия:

— выявляет наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе — неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации труда;

— проверяет предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций;

— оформляет Акт о проведении экспертизы;

— дает обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе — рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций.

В практике проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, где уже была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, занимает примерно 10% от общего числа экспертиз. Такое положение сложилось под воздействием двух обстоятельств.

Во-первых, отечественный работодатель в основной своей массе не очень любит тратиться на мероприятия по охране труда вообще, и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в частности. Это неудивительно — приглашение лаборатории для проведения замеров вредных факторов стоит немалых денег.

Во-вторых, если уж работодатель решил потратиться на проведение аттестации, то он, как правило, серьезно относится к ее проведению и для исследований приглашает те лаборатории, которые дают реальную картину условий труда на рабочих местах. Поэтому в таких организациях ни у работников, ни у их представителей — профсоюзных организаций не возникает сомнений в результатах проведенной аттестации. А следовательно, профсоюзная организация не подает заявку на проведение независимой экспертизы условий труда.

Тем большее значение имеет независимая экспертиза условий труда для организации, в которой аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена.

Проведение экспертизы в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест.

В процессе проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест, комиссии экспертов необходимо выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и определить причины их образования.

Кроме того экспертная комиссия:

— инициирует начальный этап проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— определяет соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;

— оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса;

— определяет класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту, на котором проводилась экспертиза.

Разумеется проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, гораздо более трудоемкий процесс для профсоюзных инспекторов охраны труда. Приходится не только анализировать уже готовые материалы и проводить выборочную инспекцию по нескольким рабочим местам — приходится детально исследовать все рабочие места, указанные в заявке первичной профсоюзной организации, опрашивать работников, занятых на этих рабочих местах, составлять протоколы по этим рабочим местам.

Как уже отмечалось выше независимая экспертиза условий труда может проводится на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке профсоюзной организации.

Конечно, в большинстве случаев, в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, независимая экспертиза условий труда проводится на всех рабочих местах организации.

Однако, нередки случаи, когда профсоюзная организация первоначально заявляет о проведении независимой экспертизы условий труда только на рабочих местах, на которых заняты члены профсоюза. Например, на одной из Табачных фабрик Южного федерального округа независимую экспертизу условий труда пришлось в течение одного года проводить четыре раза — всякий раз, когда первичная профсоюзная организация прирастала членами профсоюза из новых подразделений предприятия.

Иногда инициатором ограничения выступают работодатели. Так в одном из водочных предприятий Северо-Кавказского федерального округа работодатели просили первоначально ограничиться двумя торговыми точками — продовольственными магазинами. Но уже через год независимую экспертизу условий труда провели по остальным подразделениям.

Одним из основных требований к работодателю после проведения независимой экспертизы условий труда является проведение полной аттестации рабочих мест по условиям труда на тех рабочих местах, где проводилась экспертиза.

Оформление результатов экспертизы.

По результатам экспертизы, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами, экспертная комиссия составляет Акт независимой экспертизы, в котором излагаются рекомендации по совершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Акт о проведении независимой экспертизы условий труда в организации оформляется на основе представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных в соответствии с Руководством P 2.2.2006-05.

Конкретный перечень рабочих мест организации с вредными условиями труда оформляется приложением к Акту независимой экспертизы.

Одновременно с Актом независимой экспертизы работодателю, как правило, направляется представление профсоюзного инспектора охраны труда об устранении выявленных нарушений в области охраны труда. Представление носит более конкретный характер по неотложным мерам, которые работодателю необходимо принять для устранения существенных нарушений в области охраны труда: например, поставить защитные ограждения на травмоопасных участках, нанести предупреждающие надписи на потенциально опасном оборудовании, заменить комплекты спецодежды на определенных рабочих местах и тому подобное.

Рекомендации экспертов, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это прямо оговорено в коллективном договоре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представителями с обязательным обоснованным ответом в семидневный срок. В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда.

Наличие в независимой экспертной организации проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет ей эффективно выполнять свои функции по организации работ по охране труда, и по контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда.

Получить консультацию наших специалистов или заказать экспертизу можно:

— по единому телефону (звонок по России бесплатно) 8-800-500-32-03

— по электронной почте info@neooexpert.ru;

— заполнив на нашем сайте онлайн-заявку.

Фото: ya.ru

экспертиза условий труда, экспертиза условий труда ростове, экспертиза условий труда ростове на дону, экспертиза условий труда ростовской области, экспертиза условий труда воронеже, экспертиза условий труда воронежской области, экспертиза условий труда волгограде, экспертиза условий труда волгоградской области, экспертиза условий труда ставрополе, экспертиза условий труда ставропольском крае, экспертиза условий труда краснодаре, экспертиза условий труда ейске, экспертиза условий труда краснодарском крае, экспертиза условий труда крыму, экспертиза условий труда симферополе, экспертиза условий труда чечне, экспертиза условий труда грозном, экспертиза условий труда владикавказе, экспертиза условий труда рсо алании, экспертиза условий труда по всей россии, экспертиза условий труда москве, экспертиза условий труда московской области, государственная экспертиза условий труда и ее функции, государственная экспертиза условий труда, негосударственная экспертиза условий труда, независимая экспертиза условий труда, независимая экспертиза условий труда ростове, независимая экспертиза условий труда ростове на дону, независимая экспертиза условий труда воронеже, независимая экспертиза условий труда волгограде, независимая экспертиза условий труда краснодаре, независимая экспертиза условий труда ейске, независимая экспертиза условий труда ставрополе, независимая экспертиза условий труда крыму, независимая экспертиза условий труда симферополе, независимая экспертиза условий труда чечне, независимая экспертиза условий труда грозном, независимая экспертиза условий труда владикавказе, независимая экспертиза условий труда рсо алании, независимая экспертиза условий труда москве, независимая экспертиза условий труда по всей россии, аттестация рабочих мест, аттестация рабочих мест ростове, аттестация рабочих мест ростове на дону, аттестация рабочих мест ростовской области, аттестация рабочих мест воронеже, аттестация рабочих мест воронежской области, аттестация рабочих мест краснодаре, аттестация рабочих мест краснодарском крае, аттестация рабочих мест ейске, аттестация рабочих мест ставрополе, аттестация рабочих мест ставропольском крае, аттестация рабочих мест крыму, аттестация рабочих мест симферополе, аттестация рабочих мест чечне, аттестация рабочих мест грозном, аттестация рабочих мест владикавказе, аттестация рабочих мест рсо алании, аттестация рабочих мест москве, аттестация рабочих мест московской области, аттестация рабочих мест по всей россии

04 июля 2018 10:25

Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных взносов, которые применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Органы ПФР в своей работе используют сведения, имеющиеся в различных информационных базах. Одной из них является Федеральная государственная информационная система учёта результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).

Пенсионный фонд России включён в число её пользователей.

В отношении рабочих мест в ФГИС СОУТ учитываются многие параметры, в том числе код профессии работников, занятых на данном рабочем месте, численность таких работников, их СНИЛСы, класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, основание для формирования прав работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда.

В результате использования ФГИС СОУТ работники ПФР смогут оперативно получить сведения об установленном классе условий труда на рабочем месте, от которого зависит право на досрочное назначение страховой пенсии по старости многих льготников (Списки № 1 и № 2, работники локомотивных бригад, геологи, текстильщицы, плавсостав, работники гражданской авиации и др.).

Итак, отчет по спецоценке у Вас на столе. Что дальше? Казалось бы, осталось подписать его, ознакомить сотрудников и начать применять результаты. К сожалению, это достаточно распространенное заблуждение. На самом деле даже после подписания отчет по спецоценке — пока просто пачка бумаги. И будет таковой ровно до тех пор, пока организация, которая провела на вашем предприятии спецоценку, не выгрузит ваш отчет в систему ФГИС СОУТ.

  • Что такое ФГИС СОУТ
  • Когда выгружается отчет?
  • Какие сведения вносятся во ФГИС СОУТ?
  • У кого есть доступ к информации во ФГИС СОУТ?

Что такое ФГИС СОУТ

ФГИС СОУТ — федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда, до 2016 года называвшаяся АС АКОТ (автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда). Эта система существует для организации сбора, обработки и хранения данных по вопросам охраны труда. За ее функционирование и безопасность отвечает Министерство труда и социальной защиты РФ. Внесение сведений во ФГИС СОУТ – один из самых важных этапов работ по спецоценке, его можно смело считать «точкой невозврата».

Когда выгружается отчет?

  1. члены комиссии по СОУТ на вашем предприятии утверждают (=подписывают) карты спецоценки, сводные документы и титульный лист отчета. Подписание титульного листа означает, что ваша комиссия проверила и утвердила отчет целиком и полностью, поэтому подписываться он должен в последнюю очередь. Закон диктует, что утвердить отчет необходимо в течение 30 календарных дней с даты направления подрядчиком работодателю отчета на бумажном носителе.
  2. об утверждении отчета вам необходимо уведомить организацию, которая провела на вашем предприятии спецоценку. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней с даты утверждения отчета. Очень важно не откладывать этот вопрос и уж тем более не пренебрегать им. Далее мы разъясним, почему.
  3. только после того, как вы уведомили организацию-подрядчика об утверждении отчета, она выгружает его в систему ФГИС СОУТ, причем на это ей дается 10 рабочих дней с даты утверждения.
  4. после передачи данных во ФГИС СОУТ организация-подрядчик направляет вам соответствующее уведомление с обязательным указанием даты выгрузки. Теперь результаты вашей спецоценки имеют юридическую силу.

По закону только с даты внесения сведений во ФГИС СОУТ вы можете применять результаты спецоценки – вносить изменения в трудовые договоры, назначать или упразднять гарантии и компенсации, связанные со спецоценкой.

Если по каким-то причинам в течение двух недель с даты подписания отчета вы не уведомили об этом подрядчика, выгрузка такого отчета грозит серьезными штрафами.

Какие сведения вносятся во ФГИС СОУТ?

Если же вы уведомили подрядную организацию своевременно, то по закону в систему ФГИС СОУТ она передает следующие данные:

В отношении вашего предприятия:

  • полное наименование, место нахождения и место осуществления деятельности
  • ИНН, ОГРН, код по ОКВЭД
  • общее количество рабочих мест на предприятии и количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда

В отношении рабочих мест вашего предприятия:

  • индивидуальный номер рабочего места
  • код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
  • страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте
  • численность работников, занятых на данном рабочем месте
  • класс условий труда на данном рабочем месте, а также класс условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственного фактора, включая измеренные значения и продолжительность его воздействия
  • основание для формирования прав на досрочную страховую пенсию по старости (при наличии)
  • сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников

У кого есть доступ к информации во ФГИС СОУТ?

Теперь Ваш отчет по спецоценке находится в хранении, ведении и использовании в рамках закона у Министерства труда и социальной защиты РФ. Более того, по закону, получают и используют сведения, содержащиеся во ФГИС СОУТ:

1) Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы;

2) Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и иные страховщики;

3) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

4) органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Соответственно, при утверждении отчета нужно четко понимать, что сведения из него используются целым рядом структур для законных нужд и целей, связанных с охраной труда, поэтому спешка или желание сэкономить могут привести к нежелательным последствиями и серьезным штрафам. К примеру, у Пенсионного Фонда есть возможность проверить, вносите ли вы повышенные взносы на сотрудников с вредным классом условий труда или реализуете ли вы право работника на досрочный выход на пенсию.

В целом эта система позволяет сличать, анализировать данные и проводить целый ряд важных проверок и мероприятий в сфере охраны труда «дистанционно», без взаимодействия с работодателем. Поэтому нередки случаи, когда предприятия получают письма-предостережения из госинспекции труда о недопустимости нарушения требований трудового законодательства, даже не имея информации о самом факте проверки.

При самом профессиональном и внимательном подходе со стороны эксперта, проводящего спецоценку, ошибки, допущенные работодателем, сокрытие работодателем или неполнота предоставленной информации, влияющей на результаты СОУТ, могут вылиться в серьезные проблемы с госинспекцией труда и иными органами власти. Поэтому перед тем, как утвердить отчет, эксперты рекомендуют потратить время на проверку, а не подписывать материалы спецоценки сразу, т.к. отчет, выгруженный во ФГИС СОУТ, в любой момент может стать объектом пристального внимания и проверки со стороны как госинспекции труда, так и иных государственных структур.

В завершении напомним, что параллельно с этими процессами вам необходимо в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета ознакомить сотрудников с картами спецоценки и разместить результаты СОУТ (сводную ведомость с присвоением каждому рабочему месту класса условий труда) на вашем официальном сайте, если таковой имеется; а в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям в ГИТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *