Закон о несостоятельности банкротстве

Ранее мы разъяснили основные положения, касающиеся банкротства в РК. В этой статье мы расскажем об особенностях применения норм законодательства о реабилитации и банкротстве сельскохозяйственных и хлопкоперерабатывающих предприятий, хлебоприемных пунктов, градообразующих организаций, банков и страховых компаний в Казахстане. Подпишитесь на рассылку в конце статьи, если хотите знать больше.

В нашей компании работают опытные специалисты в области сопровождения предприятий в процессе реабилитации и банкротства. В данной статье мы будем отражать любые изменения в законодательстве и практике банкротств в Казахстане. Ссылку на услуги наших специалистов вы найдете внизу страницы.

Содержание

Закон «О реабилитации и банкротстве» и другие законы Казахстана, регулирующие эти процессы в отдельных отраслях экономики

Закон «О реабилитации и банкротстве» рассматривает общие нормы и принципы реабилитации (санации) и банкротства предприятий в Республике Казахстан.

Но есть отрасли хозяйствования в которых эти нормы и принципы имеют свои отличия, связанные как с особенностями их деятельности, формы собственности и значимости этих отраслей для экономики страны.

Такие особенности законодательства могут быть отражены как в Гражданском кодексе, Предпринимательском кодексе, Законе «О зерне», Законе «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятий», Законе «О банках и банковской деятельности» и Законе о «Страховой деятельности».

Закон «О зерне» регулирует деятельность, реабилитацию и ликвидацию предприятий оказывающих услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок осуществляемых хлебоприемными предприятиями на основании лицензии.

Закон «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятиях» регулирует деятельность, реабилитацию и ликвидацию предприятий оказывающих услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок осуществляемых хлопкоперерабатывающими предприятиями.

Закон «О банках и банковской деятельности» регулирует нормы по созданию, функционированию, регулированию и ликвидации банков.

Законе о «Страховой деятельности» регулирует нормы по созданию, функционированию, регулированию и ликвидации страховых компаний.

В части реабилитации (санации) и ликвидации предприятий Закон «О зерне» и Закон «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятий» отличаются от базового Закона «О реабилитации и банкротстве» тем, что уполномоченным органом в первых двух случаях являются местные исполнительные органы в лице региональных управлений сельского хозяйства.

В случае со страховыми компаниями и банками второго уровня уполномоченным органом является Национальный банк Республики Казахстан.

Особенности банкротства сельхозпредприятий, хлебоприемных пунктов и хлопкоперерабатывающих предприятий

Применение норм законодательства о реабилитации и банкротстве в отношении сельскохозяйственных предприятий обуславливается особенностями функционирования таких предприятий, сезонностью их деятельности и высокой зависимостью от природно-климатических и погодных условий в период их функционирования.

В этой связи при рассмотрении дел о реабилитации и банкротстве сельхозпредприятий суды учитывают эти особенности и требуют предоставление справок о погодных условиях в период предшествующий текущему циклу производства.

Кроме этого, в период проведения процедур реабилитации и банкротства и формирования конкурсной массы реабилитационным и банкротным управляющим необходимо учитывать положения Закона «О зерне» и Закона «О развитии хлопкоперерабатывающих предприятий», особенностей функционирования и погашения зерновых расписок хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий.

Также, применение процедуры банкротства требует учета правового положения субъекта хозяйственной деятельности – индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств которое регулируется статьей 21 «ГК» и статьей 39 «Предпринимательского кодекса».

При установлении несостоятельности сельскохозяйственных производителей учитываются обязательства, срок исполнения по которым наступил не ранее предшествующего года.

При этом в зачет не берется год, предшествующий возбуждению процедуры банкротства, в течение которого возникли чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера либо особо неблагоприятные природно-климатические условия, явившиеся причиной неисполнения обязательств в срок.

Дополнительными требованиями при рассмотрении дел о реабилитации и банкротстве сельхозпредприятий являются обязательное требование о предоставлении кадастровой характеристики земель, а также необходимость предоставления данных о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера либо о природно-климатических условиях за предшествующий возбуждению процедуры банкротства год, которые требуются в случае несогласия должника с требованиями истца и признании предприятия банкротом.

В случае признания должником своей несостоятельности в отзыве на заявление кредитора, органа государственных доходов и иного уполномоченного государственного органа или прокурора представление дополнительных документов подобного содержания необязательно.

Все указанные ограничения, а также то, что для признания банкротства суд не учитывает текущие долги, и долги возникшие из-за чрезвычайных ситуаций и неблагоприятных погодных условий создают дополнительные препятствия при признании сельхозпредприятия банкротом.

В случае с хлебоприемными пунктами, оказывающими услуги по переработке и хранению зерна, а также хлопкоперерабатывающими предприятиями, процедуре ликвидации в обязательном порядке, предшествует процедура внешнего управления, инициируемая органами местного управления с назначением внешнего управляющего для реабилитации предприятий.

Если цели внешнего управления, за сроки назначенные судом не достигнуты, то вступают в силу нормы законодательства «О реабилитации и банкротстве» — уполномоченный орган инициирует судебные разбирательства о признании предприятия банкротом. Сроки рассмотрения, процедуры принятия решения в этом случае, идентичны общеустановленным нормам.

При наличии в имущественной массе предприятия-банкрота имущества, стоимость которого значительно снизится в течение срока до назначения банкротного управляющего (скоропортящиеся товары, скот и прочие товары, требующие срочной реализации), временный управляющий в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления такого имущества обязан составить план продажи имущества и представить его на согласование уполномоченному органу.

В случае, если достижение целей реабилитационной процедуры сельхозпредприятий невозможно вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо особо неблагоприятных природно-климатических условий, суд вправе продлить срок проведения реабилитационной процедуры не более чем на один год.

Процедура принятия решения о признании сельскохозяйственного предприятия, хлебоприемных пунктов, а также хлопкоперерабатывающих предприятий банкротом регулируется законом «О реабилитации и банкротстве».

Очередность погашения кредиторской задолженности сельхозпредприятий, хлебоприемных пунктов и хлопкоперерабатывающих компаний

При формировании реестра кредиторской задолженности и распределения очередности погашения кредиторской задолженности сельхозпредприятий все процедурные мероприятия соответствуют общим нормам закона «О реабилитации и банкротстве».

Для предприятий оказывающих услуги по переработке и хранению зерна, а также для хлопкоперерабатывающих предприятий принципы формирования очередности погашения несколько иные.

Если для сельскохозяйственных предприятий в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, по взысканию алиментов, по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование; по выплате вознаграждений авторам за служебные изобретения, полезную модель, промышленный образец.

В случае с хлебоприемными пунктами и предприятиями, перерабатывающими хлопок, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое хлебоприемное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а задолженность по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору погашаются во вторую очередь;

Во вторую очередь, для сельхозпредприятий, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В третью очередь, для сельхозпредприятий, погашаются налоговая задолженность, а также задолженность по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам.

Хлебоприемные и хлопкоперерабатывающие предприятия в третью очередь удовлетворяют требования держателей зерновых расписок, содержащих сведения о залоге. Требования держателей зерновых расписок, не содержащих сведения о залоге погашаются в составе четвертой очереди.

Для сельскохозяйственных предприятий в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами по гражданско-правовым и иным обязательствам, а также удовлетворяются требования кредиторов по авторским договорам, не вошедшим в состав первой очереди, залоговым обязательствам не вошедшим во вторую очередь, а также обязательства, возникшие в результате принятия судом решения о признании сделки недействительной и возврате имущества в имущественную массу банкрота.

В пятую очередь, для сельскохозяйственных предприятий удовлетворяются требования кредиторов по возмещению убытков и взысканию неустоек (штрафов, пени), а также по оплате труда и выплате компенсаций не вошедших в состав первой очереди.

Для хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого хлебоприемного предприятия.

В шестую очередь, для сельскохозяйственных предприятий, удовлетворяются требования кредиторов, заявленные позже срока, установленного Законом «О реабилитации и банкротстве», за исключением требований по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование, по выплате вознаграждений авторам за служебные изобретения, полезную модель, промышленный образец.

Для хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий в шестую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет, а расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами производятся в составе седьмой очереди.

Особенности деятельности сельскохозяйственных предприятий диктуют также и особенности мер принимаемых банкротным управляющим по поддержанию стоимости имущественной массы банкрота, к которым относятся:

  1. мероприятия по охране земель в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
  2. посевные и уборочные работы, воспроизводство и выращивание животных, птиц, пчел, переработка продукции растениеводства, животноводства, птицеводства, пчеловодства;
  3. мероприятия, связанные с поддержанием имущества должника в надлежащем состоянии для реализации.

Банкротный управляющий, также, обязан обеспечить надлежащее оформление права землепользования банкрота.

Продажа имущества сельскохозяйственного предприятия-банкрота

Продажа имущества сельхозпредприятия-банкрота производится в соответствии с Законом «О реабилитации и банкротстве». При этом в план продажи имущества банкрота включается дополнительное условие по первоначальному выставлению имущественной массы единым лотом на торгах в форме аукциона с обязательным сохранением основного вида деятельности.

В случаях наличия в имущественной массе предприятия-банкрота имущества, стоимость которого значительно снизится в течение срока до назначения банкротного управляющего (скоропортящиеся товары, скот и прочие товары, требующие срочной реализации), временный управляющий в срок не позднее трех рабочих дней со дня выявления такого имущества обязан составить план продажи имущества и представить его на согласование уполномоченному органу.

В случае, если аукцион не состоялся либо никто из его участников не приобрел единый лот, реализация имущества осуществляется раздельными лотами, при этом не допускается включение в раздельные лоты имущества, входящего в единый производственный комплекс.

В случае, если аукцион по лоту, в который включен единый производственный комплекс, не состоялся либо никто из его участников не приобрел единый лот, дальнейшая его реализация осуществляется по раздельным лотам.

Для хлебоприемных и хлопкоперерабатывающих предприятий принципиальных различий в процедурах реализации имущества с сельскохозяйственными предприятиями не имеется.

Особенности банкротства градообразующих предприятий

Отличием процедур банкротства градообразующих предприятий является предоставление суду выписки из перечня градообразующих предприятий и обязательное участие в судебном заседании соответствующей административно-территориальной единицы в лице уполномоченного акимом представителя.

В отдельных случаях государство имеет право погасить долги градообразующего предприятия в части обеспеченных залогом, а также вытекающих из гражданско-правовых обязательств градообразующего предприятия.

Погашение задолженности не является основанием для приобретения имущества градообразующего предприятия государством в собственность.

Особенности реабилитации и банкротства банков и страховых организаций

Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» не регулирует процедуры внешнего управления и ликвидации банков второго уровня и страховых компаний.

Указанные процедуры регламентируются Законом «О банках и банковской деятельности» и Законом «О страховой деятельности».

Уполномоченным органом в таких случаях выступает Национальный банк Республики Казахстан.

Сопровождение опытного специалиста в процедуре банкротства

Причины, по которым может понадобиться опытный специалист описаны в статье «Банкротство в Казахстане: закон, причины, признаки, анализ, модели, процедура, реабилитация и ликвидация».

В нашей компании работают опытные специалисты, оказывающие полный перечень услуг в процессах банкротств.

Если вам нужна консультация или помощь специалистов, но вы не знаете с чего начать, то прочтите о том, какие услуги в процессе реабилитации (санации) и банкротства могут оказать наши сотрудники.

Звоните или пишите в форме на странице Контакты. Мы отвечаем очень быстро.

Подпишитесь на рассылку анонсов новых статей на marketingcenter.kz

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной статьи Закона о банкротстве из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Что не будет продано приставом / финансовым управляющим при исполнительном производстве или в процедуре банкротства

Общие правила закреплены в ст. 446 ГК РФ. Согласно им не подлежит взысканию:

  • единственное жилье;
  • земельный участок с домом, если иного места жительства нет;
  • бытовые предметы, входящие в состав потребительской корзины;
  • предметы личной гигиены и нижнее белье;
  • инвентарь, необходимый для занятия профессиональной деятельностью;
  • скот и корм для него, если животные используются для ведения личного хозяйства;
  • эквивалент в денежных знаках или продуктах питания на сумму прожиточного минимума;
  • энергетические ресурсы;
  • государственные награды;
  • средства передвижения, необходимые в связи с инвалидностью.

Рассмотрим каждую категорию по отдельности и разберем основные проблемные моменты, возникающие на практике.

Под единственным жильем следует понимать пригодное для проживания помещение, которое принадлежит должнику на праве частной собственности. Предположим, что есть квартира и гараж. Второе помещение считается нежилым, следовательно, может быть конфисковано и реализовано через аукцион. Также следует отметить и то, что имущество, записанное на родственников, также может быть реализовано в счет обязательств. Это возможно в том случае, если будет доказано, что оно приобретено за счет должника.

Те же правила распространяются и на земельный участок с домовладением. В данном случае следует уточнить, что хозяйственные постройки не могут быть реализованы отдельно от земли, на которой они расположены. Однако суд вправе обязать должника разобрать эти постройки и продать их в виде строительных материалов.

Полный перечень товаров, входящих в потребительскую корзину достаточно обширен, поэтому ограничимся перечислением основных пунктов:

Важно отметить, что помимо количественного ограничения, установлено качественное. На примере это можно пояснить так: у должника описали 18 комплектов постельного белья, по закону в корзину входит 14 с максимально допустимой эксплуатацией 7 лет. Если доказать, что 5 или более комплектов уже не пригодны к использованию или срок, в течении которого они сохранят свои товарные качества, не превышает семи лет, то пристав не вправе изъять белье.

Предметы личной гигиены – это мыло, шампуни, крема по уходу за телом или интимными местами. В том числе данная товарная группа включает медицинские и косметические продукты, необходимые для нормальной жизни и существования человека. Например: прокладки, бинты, вату, шприцы.

Если должник работает сам на себя и в процессе осуществления своей профессиональной деятельности использует различные устройства и приспособления, их конфискация запрещена. Однако исключение составляют предметы, стоимость которых превышает 100 минимальных заработных плат.

Если для должника единственным источником дохода выступает ведение подсобного хозяйства, взыскать скот, корм для него, а также семена посевных культур нельзя. Сложность данной категории состоит в том, что некоммерческие цели нужно подтвердить. На практике сделать это сложно, поскольку юридический факт получения прибыли от продажи продуктов питания – на лицо.

Определенные особенности есть и в отношении минимального прожиточного минимума. Он рассчитывается на всех членов семь, которые находятся на иждивении должника.

Если в жилье нет централизованного отопления, судебный пристав не вправе изымать уголь или дрова, которые необходимы для отопления дома или квартиры в холодный период. Норматив зависит от климатических условий региона.

Последние две категории не требуют пояснений, поскольку круг предметов, не подлежащих конфискации, четко описан в их названии.

Перечень имущества, принадлежащего должнику-гражданину на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание, определен также статьёй 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Указанная норма устанавливает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. В силу п. 6 ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов — ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного проживания и др.).

БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Позвоните нам

03 апреля 2020

Из-за коронавируса ввёден мораторий на банкротство и «взыскание долгов». Законом 98-ФЗ от 01.04.2020 в закон 127-ФЗ от 26.10.2002.

Статья актуальна на 1 мая 2020 года, написана на основе Федерального закона 98-ФЗ и Обзоров Верховного Суда РФ №1 и №2.

Спустя три недели с момента принятия изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в виде новой статьи 91. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве можно делать первые выводы, как это работает на практике.

1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который внес ряд изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в виде новой статьи 91. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Отметим основное и самое важное.

В отношении кого вводится

В пункте 1 статьи 91 Правительству Российской Федерации даются полномочия на право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

Отдельно стоит отметить, что, следуя логике статьи, запрет на подачу таких заявлений относится только к кредиторам. Видимо, сами должники не лишаются права подать заявление о собственном банкротстве. В первоначальной версии проекта были отдельные положения, касающиеся статуса должников, но в окончательный вариант они не вошли. Тем не менее, запрета на инициирование банкротства должником нет.

Основанием для моратория на возбуждение дел о банкротстве являются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля и подобные обстоятельства. Срок моратория определяется Правительством РФ.

Мораторий может быть введен как для всех, так и для отдельных отраслей, определяться это будет так же актом Правительства РФ. Перечень отдельных отраслей размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Принятие такого акта не заставило себя долго ждать: уже 3 апреля 2020 года было принято Постановление Правительства №428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

В первоначальный список лиц, на которых распространяется действие моратория, вошли 22 отрасли, признанные пострадавшими, а также организации, включенные в перечень системообразующих организаций и стратегических предприятий. Но уже буквально через неделю этот список начал расширяться, а премьер-министр РФ Михаил Мишустин сделал заявление, что принцип отнесения организаций к списку попадающих под действие моратория нужно менять.

В настоящее время самый простой способ выяснить, попадает ли какая-либо организация под действие моратория, – воспользоваться сервисом Федеральной налоговой службы: достаточно ввести ИНН или ОГРН организации – и сервис выдает информацию о ее включении или невключении в список пострадавших.

В окончательной версии закона допускается вариант введения моратория В ОТНОШЕНИИ ВСЕХ ДОЛЖНИКОВ, то есть полный мораторий на банкротство, если такое решение будет принято Правительством РФ.

С первых недель действия закона «вылез» главный его недостаток: что делать организациям, которые попали в список, но не нуждаются в поддержке такого рода? Ведь на них автоматически может распространяться ряд ограничений. Наибольшую обеспокоенность вызывал запрет на выплату дивидендов, а также урон деловой репутации и последствия в виде отказа от сотрудничества с такими предприятиями.

Законодатель среагировал мгновенно, и уже 24 апреля 2020 года был принят Федеральный закон №149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены изменения в только что введенную статью.

Пункт 1 ст. 91, где указывалось, на кого распространяется мораторий, был дополнен новыми абзацами 3 и 4, в которых говорится, что любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении него моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В случае продления Правительством РФ действия моратория заявление об отказе придется делать повторно.

Сервис налоговой, о котором было сказано выше, сообщает также об отказе организаций от применения в отношении них моратория, в случае если такой отказ был заявлен.

Но это были не единственные вопросы, которые возникли у участников делового оборота в связи с применением новой статьи. К настоящему времени уже появилась судебная практика, а Верховный Суд РФ опубликовал два обзора по вопросам судебной практики. 21 апреля был опубликован Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (далее – Обзор №1), а 30 апреля 2020 года был утвержден Президиумом Верховного Суда РФ и опубликован Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (далее – Обзор №2).

Во втором обзоре Верховный Суд РФ ответил на вопрос, можно ли возбудить дело о банкротстве в отношении ликвидируемого должника, если на него распространяется мораторий на банкротство. Ситуация следующая: в отношении организации была начата процедура ликвидации, до завершения процедуры был введен мораторий на банкротство, при этом должник формально попадает под действие моратория (относится к категории пострадавших), но, несмотря на это, Верховный Суд РФ разъяснил, что возбудить дело о банкротстве в отношении такого должника возможно, поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица не нацелена на его сохранение.

Что происходит с заявлениями о признании должника банкротом и публикациями о намерении подать такое заявление

Пункт 2 статьи 91 регулирует подачу заявлений о банкротстве. Заявления кредиторов о признании должника банкротом возвращаются. Особенностью изменений является то, что возвращаются заявления, поданные не только в период моратория, но и до него, если вопрос об их принятии не был решен судом к дате введения моратория.

В первой версии проекта закона речь шла обо всех поданных заявлениях, в том числе о заявлениях, обоснованность которых не была рассмотрена на момент введения моратория. Это было нелогично, потому что часто рассмотрение обоснованности заявления о банкротстве растягивается на многие месяцы, и эта категория должников явно пострадала не от тех факторов, которые повлияли на введение моратория.

Не подлежат размещению в период действия моратория объявления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом. Уже опубликованные объявления не дают права обратиться с заявлением, если заявление не было подано до даты введения моратория, а сведения, содержащиеся в таком объявлении, утрачивают силу со дня введения моратория. То есть по окончании моратория публиковать заявление о намерении придется заново (соответствующие разъяснения даны во Обзоре №2 Верховного Суда РФ).

К настоящему времени уже появилась судебная практика, а Верховный Суд РФ 21 апреля опубликовал Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1.

В Обзоре раздел III посвящен вопросам применения законодательства о банкротстве. Верховный Суд разъяснил, что включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, будет являться безусловным основанием для возврата заявления кредитора о признании такого должника банкротом. Обстоятельства, а также период возникновения задолженности значения не имеют.

Разъяснения эти появились не просто так, ибо как только был введен мораторий на банкротство, у многих возникли вопросы: а если задолженность возникла задолго до появления ограничений, связанных с пандемией коронавируса, справедливо ли распространять мораторий на таких должников? Верховный Суд высказался однозначно – обстоятельства, а также период возникновения задолженности значения не имеют.

Последствия введения моратория. Что будет с исполнительными производствами?

Пункт 3 статьи 91 раскрывает последствия введения моратория для тех лиц, на которых он распространяется, то есть для всех должников либо отдельной категории лиц должников (в зависимости от распоряжения Правительства РФ).

Приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные ст. 9 и п.1 ст. 2134 Закона о банкротстве, а именно обязанности по подаче заявлений о «самобанкротстве». То есть во время действия моратория это становится исключительно правом, а не обязанностью.

На срок действия моратория частично наступают последствия, предусмотренные в рамках процедуры наблюдения: не допускается

  • удовлетворение требований участника должника в связи с выходом из состава его участников,
  • выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли,
  • зачеты взаимных требований, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов,
  • выплата дивидендов,
  • распределение прибыли,
  • начисление неустоек, штрафов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей,
  • обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.

На время действия моратория исполнительные производства приостанавливаются, но при этом аресты на имущество должника и иные ограничения на распоряжение имуществом не снимаются.

Данное изменение видится очень важным: мораторий вводится не только на банкротства, но и на исполнительные производства в целом, при этом, возможно, в отношении ВСЕХ должников, которые не находятся в процедуре банкротства на момент введения моратория, если действие моратория будет распространяться на всех должников, а закон такое допускает.

На практике тут же возникли вопросы: исполнительные производства приостановлены, но можно ли получать в отношении должников исполнительные листы? В первую очередь речь идет об обеспечительных мерах. Уже упомянутый выше Обзор Верховного Суда от 21 апреля 2020 говорит о том, что исполнительные листы могут выдаваться судом. При этом в ходе исполнительного производства по данным исполнительным листам допустимо совершение действий по ограничению распоряжением имуществом должника (обеспечительные меры), но в Обзоре №2 Верховный Суд поясняет, что получение взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк невозможно.

То есть обеспечительные меры ввести можем, взыскать — не можем.

Может ли должник в период действия моратория вести деятельность? Что происходит со сделками?

Пункт 4 статьи 91 закрепляет исчисление сроков для оспаривания сделок, регулирует объем и состав обязательств на момент окончания моратория, а также поясняет, что происходит со сделками должника, совершаемыми в период действия моратория.

В первоначальную редакцию ст. 91 был включен, пожалуй, самый радикальный во всей статье подпункт 4 пункта 4, который гласил, что все сделки должника (за редким исключением), совершенные в период действия моратория, признаются ничтожными.

Это положение породило массу вопросов, поскольку фактически блокировало деятельность должника.

Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. №149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпункт 4 пункта 4 был признан утратившим силу. Ограничения на сделки должника сняты.

Что происходит с уже введенными процедурами?

В этой части законодатель был немногословен. Пункт 5 статьи 91 касается уже введенных процедур, а именно организации собраний. На период действия моратория все собрания кредиторов, комитетов кредиторов, работников должника по решению управляющего проводятся в заочной форме. То есть решение проводить или не проводить собрание очно отдается на откуп арбитражным управляющим.

В начальной версии проекта было представлено достаточно много изменений относительно заключения и утверждения мировых соглашений, но в итоге они не были приняты. В закон вошло два положения. Одно из них внесено в связи с эпидемиологической обстановкой и дает право конкурсному кредитору оформить письменное согласие на заключение мирового соглашения, которое будет в дальнейшем учтено как голос при принятии решения. Второе закрепляет, что решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, принявшие участие в собрании кредиторов (в том числе прошедшем в форме заочного голосования).

В целом проект был принят в менее категоричной форме, чем это предлагалось изначально, с учетом интересов не только должников, но и кредиторов.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Скачать материал в формате PDF >>

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

COVID-19, банкротство, исполнение решений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *