Закон о музыке

Вслед за Российским авторским обществом (РАО), оскандалившимся своими планами брать деньги за музыку с водителей маршрутных такси, на арену «музыкальных поборов» вышла вторая организация – Российская фонографическая ассоциация (РФА). Для начала она решила взяться за питерских рестораторов. Если РАО собирает деньги для авторов музыкальных произведений, то РФА – для исполнителей и производителей фонограмм, сообщает «Новые известия» За основу своей работы по «осуществлению сбора вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», ассоциация взяла статьи 45 и 46 закона «Об авторском праве и смежных правах». Закон в РФА трактуют просто: владельцы магазинов, ресторанов, автобусов, офисов, пляжей, самолетов, если в них звучит музыка, обязаны делиться прибылью с ассоциацией.

Деньги РФА пытается взимать за воспроизведение даже тех музыкальных произведений, которые не принадлежат ее членам, и с тех, кто не получает от музыки прямого дохода. Коммерческим воспроизведением в числе прочего считается музыка на бесплатном детском зимнем катке или на территории ярмарок, во время общественных мероприятий с бесплатным входом, вроде Дня города. Согласно положению фонографической ассоциации о минимальных ставках, к некоммерческому исполнению можно отнести лишь музыкальное сопровождение на семейных домашних обедах. Если же на вечеринке присутствует «значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», да еще праздник устраивается на открытой площадке, то владелец этой площадки или помещения также должен заплатить.
Взносы за публичное воспроизведение назначены немаленькие. Так, владелец загородного дома, решивший пригласить на свадьбу дочери всех своих друзей и знакомых, должен заключить с РФА контракт и заплатить за использование фонограммы 5% от общей суммы затрат на проведение праздника, причем не менее 6 тысяч рублей. Несколько месяцев назад в Москве на переговорах с рестораторами и отельерами были озвучены следующие «тарифы». Разовая выплата – 1500 рублей, если число посадочных мест не превышает 30, от 31 до 45 мест – 2000 рублей, далее по 500 рублей за каждых 15 посетителей. А ресторанам в торговых центрах предложено платить не менее 10000 рублей. Распределяются эти средства очень занимательным образом: 50% получает исполнитель произведения, оставшиеся 50% по принципу 20 на 80 делят между собой РФА и производители фонограмм. Все это называется защитой смежных прав.

Ситуация доходит до абсурда. Отныне, о тправляясь к друзьям на большую вечеринку, отныне нужно быть готовым к тому, что средь шумного бала придет «человек в штатском» и потребует заплатить… за музыку. Он вам скажет, что по закону вы обязаны отчислять деньги производителю музыки, которая воспроизводится публично. Не исключено, что после ухода первого человека к вам постучится второй и потребует заплатить еще раз. На сей раз авторам песен.

Как не нарушить авторские права на музыку, если не искать легких путей?

У любого музыкального произведения есть автор, а зачастую их множество – автор текста, композитор, создатель конкретной аранжировки и прочие. Когда музыка звучит на публике (в кафе, клубах, ресторанах), затрагиваются его (или их) авторские права.

Но мало знать, как не нарушить авторские права на музыку – помимо авторских существуют еще и смежные права. Ими может обладать, например, звукозаписывающая компания или музыканты-исполнители конкретной версии песни.

Значит, предприятие (кафе, бар, ресторан) должно оформить договор об обоих видах прав. Подобный договор заключается либо прямо с владельцами прав, либо через общества, управляющие авторскими правами на коллективной основе.

В России это РАО (Российское Авторское Общество) и РосВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности).

Конечно, можно не оформлять ни с кем никаких соглашений, а просто самим записать музыкальный трек, и проигрывать его в своём помещении. Но если такой возможности всё-таки нет, то тогда нужно договариваться.

Чем бы вы ни занимались, статья «15 шагов к управлению временем» будет вам полезна. Не верите? Проверьте.

Музыка в ресторане: авторские права категории «эконом»

Если вас не интересуют последние хиты Стаса Михайлова и вам достаточно простой человеческой музыки “для фона”, то можно договориться напрямую с профессиональными музыкантами локальной известности и оформить разовое соглашение, которое не будет более изменяться. Есть множество объединений, у которых можно приобрести права на целые библиотеки музыкальных произведений малоизвестных исполнителей.

Если принципиальны именно песни известных музыкантов, то потребуется оформить договор с Российским Авторским Обществом по авторским правам, и с Всероссийской Организацией Интеллектуальной Собственности по правам смежным. Услуги и цены приведены на их официальных страницах в интернете.

Чем менее известен правообладатель, тем дешевле вам обойдется проигрывание его произведений. Исключения есть, но они редки. Решайте сами, какая музыка действительно нужна вашему заведению.

Договор составляет по условиям правообладателя. Если музыка – предмет сделки – малоизвестна, то и пункты договора, соответственно, более гибки, и цена не такая высокая. К тому же тогда проще отчётность – правообладатели малоизвестного произведения попросят за него фиксированную сумму за определённый срок или даже бессрочно.

Лучше всё же заключать договор через РАО – ведь круг нужных вам музыкальных произведений, а соответственно их авторов и правообладателей наверняка широк. Авторы многих произведений – наверняка иностранные граждане. Лично заключать договор с каждым отдельным лицом – излишняя трата времени и сил.

Заключив договор с РАО, вы будете обязаны вести учёт исполняемых в помещениях вашего предприятия музыкальных произведений, и документировано отчитываться перед РАО.

Следование пунктам договора проверяется: сотрудники РАО тайно производят аудио- и видеосъёмку в заведениях предприятия. При несоблюдении условий договора РАО обращается в суд. Нарушенные авторские права на музыку в кафе в таких случаях могут обойтись вам в сумму от 100 000 до 250 000 рублей. Сумма складывается из большого количества нелицензированных треков, исполненных во время контрольной проверки.

Порядок исполнения договорённостей с правообладателями приведён в Гражданском кодексе РФ. В случае неисполнения условий договора нарушитель должен выплатить правообладателю денежную компенсацию. Минимум – десять тысяч рублей, максимум – пять миллионов! Или же полностью возместить действительные убытки.

Смотрите статьи 1301, 1311, 1252 ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *