Закон о индексации заработной платы

Индексация зарплаты — это ежегодное повышение уровня оплаты труда в зависимости от роста потребительских цен. В этом материале рассмотрим, все ли работодатели обязаны повышать зарплату на уровень инфляции, а также как правильно оформить такое повышение.

Статьи 130 и 134 ТК РФ гарантируют работникам повышение уровня заработной платы. В связи с этим законодательством предусмотрены различные меры. Среди них, в частности, индексация оплаты труда.

Повышение заработной платы — обязанность или добрая воля работодателя?

Каждый год цены на различные товары народного потребления растут — так проявляет себя инфляция. В связи с этим работодатели обязаны повышать оплату труда работников, то есть производить индексацию зарплаты. Эта обязанность актуальна не только для бюджетных организаций, но и для коммерческих, но законодательно не установлена. Если индексация зарплаты 2020 не прописана в локальных нормативных актах, у надзорных органов и рабочих коллективов нет механизмов для принуждения работодателей к ее осуществлению не раз в год, но и с иной периодичностью. Работники могут сколь угодно часто надоедать администрации с просьбами о повышении, интересоваться планируемыми изменениями оклада, однако это сомнительная практика. Работодатель вправе игнорировать такие обращения.

И хотя закон об индексации зарплаты в 2020 году не утвержден, депутаты вновь и вновь выступают с инициативами.

Михаил Шмаков, являющийся главой Федерации независимых профсоюзов РФ (ФНПР), выступил с инициативой внести изменения в Трудовой кодекс РФ. Предложение прозвучало на очередном съезде профсоюзов. Поправки должны касаться установления обязательности индексации зарплаты раз в год. Хотя такая норма уже есть в ТК РФ, статья 134 фактически на практике не работает, так как в ней не предусмотрен механизм ее реализации. Правовая норма устанавливает обязательность повышения ставок, но не вводит никакой существенной ответственности за ее нарушение. Правительством не принят отдельный подзаконный акт о порядке осуществления индексации зарплат раз в год. Таким образом, работодатели эту норму просто игнорируют, в локальных нормативных актах многих предприятий и организаций о ежегодном повышении окладов нет ни слова. Судебной практике не на что опереться в законодательстве. Снижения уровня жизни наряду с произволом работодателей в этом вопросе приводит к созданию социальной напряженности в обществе, член ФНПР обратил на это особое внимание.

Шмаков выступил с предложением прописать в ТК конкретно, что индексация зарплат должна производиться раз в год на прогнозную величину индекса потребительских цен для всех работников. При этом правило должно распространяться на предприятия всех организационно-правовых форм, независимо от формы собственности. Таким образом, повышение ставок должно носить опережающий характер, а за неисполнение этого требования будет предусмотрено наказание.

Увы, проект поправок в законодательство на основе этой инициативы пока не разработан, а тот законопроект, который был внесен в Госдуму еще в 2017 году, остается без движения.

Рост заработной платы бюджетников в 2020 году

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 13.03.2019 № 415-р индексация зарплаты с 1 октября 2020 года обязательна и должна составить 4,3 %.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.12.2017 года № 594 производится индексация зарплаты госслужащих в 2020 году. Согласно этому документу, заработная плата государственных гражданских служащих была поднята в 1,043 раза (этот показатель равен приведенному выше проценту — 4,3 %).

В отношении выплат военным издан отдельный нормативный акт. Индексация военных зарплат в 2020 году (в части индексации единовременных пособий, страховых выплат, а также ежемесячных денежных компенаций) производится в соответствии с нормами Постановления от 12 апреля 2020 года № 435 «Об индексации в 2020 году размеров отдельных выплат военнослужащим…» Согласно этому документу, с 01.01.2019 размер указанных выплат был поднят в 1,043 раза. Повышение коснулось:

  • военных, служащих по контракту или призыву;
  • лиц, проходящих службу в национальной гвардии, таможенной службе, федеральной противопожарной службе, органах внутренних дел и т. д.;
  • лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

А с 1 октября 2020 года на тот же процент — 4,3 — будут проиндексированы оклады военнослужащих, полицейских, пожарных, таможенников и сотрудников ФСИН. Такое решение утверждено Постановлением Правительства от 27.06.2019 №820. Также предусмотрено повышение пенсий уволенным со службы.

Что стоит знать руководителям коммерческих организаций об индексации

Индексировать необходимо заработную плату всех сотрудников, которые оформлены по трудовому договору, таким образом, индексация зарплаты не может быть выборочной, иначе это будет расценено как ущемление трудовых прав части работников. Периодичность проведения этого мероприятия коммерческие работодатели вправе определять самостоятельно. Однако на предприятии должны присутствовать локальные нормативные акты, оговаривающие порядок и периодичность перерасчета размера оплаты труда. Например, в коммерческих организациях может быть оформлен приказ об индексации зарплаты в 2020 году и в последующие годы.

Некоторые компании разработали и используют локальный акт, называющийся Положением об индексации зарплаты на конкретные годы. В нем содержится информация о возможном варианте урегулирования взаимоотношений.

Среди обязательных мер повышения заработка — не только индексация зарплаты. С 1 января 2020 года изменился МРОТ. Теперь он составляет 11 280 рублей. И если кто-то из работников получал заработную плату ниже МРОТ, повысить ее до уровня минимальной — обязанность работодателя.

Процедура индексации

Правила проведения и документального оформления индексации зарплаты законодательно не установлены. Таким образом, он определяется в локальных нормативных актах предприятия. Расчет и внесение изменений в кадровую и иную документацию происходит на основании распорядительного документа руководителя, при этом возможен учет мнения профсоюзного органа.

Например, расчет индексации зарплаты за год, если в качестве основного показателя принимается индекс потребительских цен, может выглядеть следующим образом:

Итог = ЗП х ИПЦ,

где:

Итог – размер заработка после его корректировки;

ЗП – сумма заработка;

ИПЦ – индекс потребительских цен за год, он исчисляется в процентах.

Исходные данные заработок — 15 000 рублей, ИПЦ — 102,1%.

Расчет:

Итог = 15 0000 х 102,1% = 15315 рублей.

Ответственность за уклонение от повышения заработной платы

Недобросовестные работодатели могут уклоняться от повышения оплаты труда на процент инфляции. За это в статье 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции:

  • предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб. — для должностных лиц;
  • от 1000 до 5000 руб. — для предпринимателей;
  • от 30 000 до 50 000 руб. — для организаций.

При этом как нарушение может быть расценено не только непосредственно уклонение от повышения заработной платы, но и отсутствие локальных нормативных актов, которыми закреплен порядок этого мероприятия. Например, на предприятии фактически произведена индексация зарплаты в 2020 году, Постановление Правительства и другие законные требования соблюдены, но локальные нормативные акты отсутствуют.

Судебная практика

Суд при рассмотрении исков с требованиями о производстве индексации зарплаты исходят из положений локальных нормативных актов. В последних достаточно часто встречаются оговорки, в соответствии с которыми возможное повышение ставится в зависимость от результатов финансово-экономической деятельности предприятия за год. Если такая формулировка имеется и документами подтверждаются плохие результаты ведения предпринимательской деятельности, отсутствие доходов, бедственное финансовое положение и отсутствие прибыли (наличие убытков), в исках работников суды отказывают. Например, суд отказал в повышении заработка в связи с тем, что компания находится в стадии банкротства. В другом случае, в коллективном договоре было прописано, что заработная плата будет расти только в том случае, если повысятся показатели деятельности, а в отношении предприятия была введена процедура наблюдения. Примеров из практики, когда при наличии подобных обстоятельств принимались бы решения об удовлетворении исков трудовых коллективов, пока нет.

В ТК РФ указано: компании индексируют зарплату в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА. А если этого порядка нет? Заменяет ли премия индексацию? Можно ли не индексировать зарплату при финансовых трудностях фирмы? Ответы на эти вопросы в нашем обзоре.

Обязательна ли индексация, если компания ее не вводила

Конституционный Суд считает, что индексация направлена на обеспечение повышения уровня реальной зарплаты и ее покупательной способности. Это государственная гарантия по оплате труда, которая должна предоставляться всем, кто работает по трудовому договору. Работодатель не вправе лишать работников гарантии, предусмотренной законом, и уклоняться от установления индексации.

Получается, что индексация должна быть у всех работодателей. Тем не менее в одних случаях суды считают, что организации обязаны вводить порядок индексации, в других — нет.

Когда порядок индексации не определен, работники пытаются добиться выплат через суд. Верховный Суд считает: если работодатель не установил сроки, порядок и условия индексации, это не повод ее не проводить. Однако нижестоящие суды, в частности Мосгорсуд, продолжают отказывать работникам в таких исках.

Чтобы избежать возможных споров с работниками и трудовой инспекцией, рекомендуем все-таки установить порядок индексации зарплат в коллективном договоре или ЛНА.

Допускается ли замена индексации другими выплатами

Компании нередко заявляют, что обеспечение повышения уровня реальной зарплаты можно достичь не только индексацией, но и другими мерами, например, повышением оклада или выплатой премии. Суды нередко с этим соглашаются. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде, Самарском и Омском областных судах.

Однако есть и другой подход. Премии не признают заменой индексации, так как они выплачиваются на усмотрение работодателя, являются переменной частью зарплаты. Верховный Суд считает, что судам нужно выяснять, осуществляются ли выплаты именно для повышения уровня реальной зарплаты и ее покупательной способности или являются частью системы оплаты труда.

Поскольку вопрос неоднозначен, желательно проводить именно индексацию.

Может ли индексация зависеть от финансового состояния фирмы

Вводя индексацию, работодатели иногда закрепляют в документах условие о том, что она не производится, когда возникают финансовые трудности. По мнению судов, компании вправе избрать порядок и условия индексации в зависимости от уровня платежеспособности. Если эти обстоятельства подтверждены, суды не поддерживают работников, оставшихся без индексации. Такие примеры были в практике Санкт-Петербургского городского суда, Верховного суда Республики Башкортостан, Омского областного суда.

Как наказывают за нарушения

Представители Роструда считают: если у работодателя нет закрепленного порядка индексации, он нарушает требования трудового законодательства. За это организации грозит штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Такая же ответственность, по мнению Минтруда, грозит тем, кто установил порядок индексации, но не провел ее.

Рекомендуем: Какие выплаты надо проиндексировать с 2020 года из-за повышения МРОТ

Правила индексации заработной платы

Базовый месяц для индексации зарплаты

Индексация заработной платы на примерах

    • Пример расчета коэффициента индексации
    • Пример индексации в случае повышения заработной платы

Как НЕ индексировать заработную плату?

Правила индексации заработной платы

Индексация заработной платы – законодательно установленный механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг (ст. 1 Закона об индексации).

Обязанность проведения индексации возложена на предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и хозяйствования, а также на физлиц, использующих труд наемных работников.

Обратите внимание! Индексация заработной платы обязательна как для бюджетных учреждений, так и для других работодателей, поскольку является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Для бюджетных учреждений проведение индексации денежных доходов населения осуществляется в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования на соответствующий год (п. 6 Порядка № 1078).

По сути индексация является составной заработной платы в части дополнительной заработной платы. Поэтому, за ее невыплату работодатель несет ответственность как за невыплату заработной платы, а работник, в свою очередь, может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему суммы индексации.

Как видим, обязательность проведения индексации регламентированы Законом об индексации, а ее проведение осуществляется согласно Порядку № 1078, основные моменты которого рассмотрим ниже

Заработная плата индексируется в пределах прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения. То есть индексируется не вся заработная плата, а только та ее часть, которая не превышает прожиточный минимум для трудоспособных граждан.

Базовый месяц для индексации зарплаты

По общему правилу, для индексации заработной платы необходимо знать два взаимосвязанных элемента: базовый месяц и коэффициент индексации.

Базовый месяц – месяц повышения тарифных ставок (окладов) (независимо от размера повышения), в том числе и для вновь принятых работников.

Коэффициент индексации заработной платы

Коэффициент индексации вычисляют на основании ежемесячных индексов инфляции, публикуемых Госстатом. Расчет ведется нарастающим итогом к превышению порога индексации (103%).

Коэффициент индексации начинают рассчитывать с месяца, следующего за базовым (п. 5 Порядка № 1078).

Подробно останавливаться на вычислении коэффициентов индексации не будем, вместо этого все рассчитанные коэффициенты индексации к базовым месяцам 2003 — 2019 гг. приведем в соответствующем справочнике систем ЛІГА:ЗАКОН.

В целом расчет индексации заработной платы представим в виде формулы:

І = Д x Кі / 100,

где І – сумма индексации;

Д – индексированный доход, но в пределах прожиточного минимума;

Кі – коэффициент индексации.

Индексация заработной платы на примерах

Пример расчета коэффициента индексации

Базовый месяц — январь 2018

Индексы инфляции (условно):

февраль 2018 р. – 100,9 %;

март 2018 р. – 101,1 %;

апрель 2018 р. – 100,8 %.

май 2018 р. — 100,0 %.

июнь 2018 р. — 100,0 %.

июль 2018 р. — 99,3 %.

август 2018 р. — 100,0 %.

сентябрь 2018 р. — 101,9 %.

Как рассчитать коэффициент индексации? Когда возникнет право на индексацию?

Решение:

Рассчитаем промежуточные коэффициенты индексации (будем умножать коэффициенты индексации, до тех пор пока их произведение не превысит 103% (порог индексации):

февраль – 1,009 < 103,0 (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

март – 1,009х 1,011 х 100 = 102,0 < 103,0 (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

апрель – 1,009х 1,011 х 1,008 х 100 = 102,8 < 103,0 – (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

май — 1,009х 1,011 х 1,008 х 1,000 х 100=102,8<103,0 – (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

июнь — 1,009х 1,011 х 1,008 х 1,000 х 1,000 х 100=102,8 < 103,0 – (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

июль — 1,009х 1,011 х 1,008 х 1,000 х 1,000 х 0,993 х 100=102,1 < 103,0 – (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

август- 1,009х 1,011 х 1,008 х 1,000 х 1,000 х 0,993 х 1,000 х 100=102,1<103,0 – (порог не превышен, право на индексацию не возникает)

сентябрь — 1,009х 1,011 х 1,008 х 1,000 х 1,000 х 0,993 х 1,000 х 1,019 х 100=104,0 > 103,0 порог превышен

Итак, с учетом инфляции за сентябрь, индекс потребительских цен нарастающим итогом за период февраль-сентябрь составил 104,0 и превысил порог индексации.

Поскольку сентябрьский индекс инфляции опубликован в октябре, то впервые индексироваться будет заработная плата за ноябрь. Поэтому работнику с базовым месяц январь 2018 года, нужно индексировать заработную плату аж в ноябре 2018 года.

Пример индексации в случае повышения заработной платы

По общему правилу, индексация в месяце повышения заработной платы производится путем сравнения суммы повышения и суммы текущей индексации (п. 5 Порядка № 1078).

Если в результате такого сравнения сумма повышения зарплаты:

а) больше суммы индексации, то зарплату в этом месяце не индексируют;

б) меньше суммы индексации, то в этом месяце необходимо рассчитать фиксированную сумму индексации. Она определяется как разница между суммой возможной индексации (которая могла быть начислена в месяце повышения дохода) и суммой повышения оклада.

Рассмотрим пример

Пример 2

Заработная плата работника с учетом индексации в марте 2019 составляет 6 138,31 грн., Из них:

6000 грн. – должностной оклад;

138,31 грн. – индексация для базового месяца январь 2017 года, рассчитанная с учетом величины индекса потребительских цен 7,2%, исходя из прожиточного минимума для трудоспособных лиц — 1921 грн. (1921 х 7,2 / 100 = 138,31).

При этом в марте 2019 происходит повышение должностного оклада работника на 500 грн.

Решение:

Должностной оклад работника после повышения составляет 6500 грн. (6000 + 500).

В связи с тем, что размер повышения должностного оклада в марте (500 грн.) превысил сумму индексации, которая сложилась в этом месяце 138,31), сумма индексации в месяце повышения не начисляется. Апрель становится новым базовым месяцем

Пример 3

После повышения заработной платы в декабре 2015 следующее повышение происходит в мае 2016 года.

Величина прироста индекса потребительских цен (коэффициент индексации), рассчитанная с января 2016, в мае 2016 составляет 5%.

Должностной оклад работника до повышения составляет 2000 грн. Кроме того, в мае работник получает индексацию 72,5 грн., Которая рассчитана с учетом величины индекса потребительских цен 5%, исходя из условного прожиточного минимума для трудоспособных лиц в мае — 1450 грн. (1450 х 5 / 100 = 72,5).

Также работник получает премию в размере 20% должностного оклада, которая составляет 400 грн. (2000 х 20 / 100).

Всего заработная плата к повышению составляет 2400 грн. (2000 + 400), а с учетом индексации — 2472,5 грн. (2000 + 72,5 + 400).

Решение:

В связи с повышением должностного оклада, при сравнении суммы повышения заработной платы и суммы индексации должны учитываться все составляющие заработной платы, не имеющие разового характера выплаты.

С учетом суммы повышения должностного оклада и размера премии заработная плата после повышения составляет 2520 грн. (2100 + 420).

Таким образом, сумма повышения заработной платы в мае составляет 120 грн. (2520 — 2400).

В связи с тем, что сумма повышения заработной платы в мае (120 грн.) Превышает сумму индексации, которая сложилась в этом месяце (72,5 грн.), В мае 2016 сумма индексации не начисляется.

Для проведения дальнейшей индексации индекс потребительских цен рассчитывается нарастающим итогом с июня 2016 года.

Как НЕ индексировать заработную плату?

Исходя из норм Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078, можно сделать вывод, что если «регулярно» повышать заработную плату, то индексацию заработной платы можно не проводить.

Часто на практике это происходит так: повышается оклад работнику таким образом, чтобы размер повышения был больше размера текущей и фиксированной индексации. А потом, в зависимости от размера коэффициента индексации, повышается оклад. В таком случае постоянно меняется базовый месяц для проведения индексации.

С другой стороны, не стоит забывать, что индексация заработной платы — это законодательно установленный механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация заработной платы и других доходов населения — это корректировка доходов физических лиц с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация доходов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с учетом изменений) (далее — Закон № 476-XII), которым предусмотрена обязательная индексация доходов, получаемых физическими лицами в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников и не носящих единовременного характера.

Закон № 476-XII предоставляет право индексировать денежные доходы физических лиц, получаемые на территории Республики Беларусь из других, кроме бюджетных, источников. Индексация выплат, производимых за счет средств организаций, осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

Порядок осуществления индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 № 57 (далее — Инструкция).

Индексация денежных доходов производится по месту их получения.

Согласно Инструкции индексации подлежит заработная плата с учетом предусмотренных законодательством надбавок, доплат и премий, за исключением выплат, носящих единовременный характер, и материальной помощи.

Не подлежат индексации с учетом инфляции пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Индексация производится, если индекс потребительских цен (ИПЦ), исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» начиная с января 2006 г. денежные доходы населения в пределах 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент наступления индексации, индексируются пропорционально индексу потребительских цен. Часть дохода, превышающая 100% бюджета прожиточного минимума, индексации не подлежит. Размер ИПЦ, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения пятипроцентного порога.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в расчете на месяц ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Сообщение Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата) об ИПЦ публикуется ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) в республиканских средствах массовой информации.

Например, индекс потребительских цен за март текущего года публикается по сравнению с февралем текущего года и по сравнению с декабрем прошлого года.

Следует обратить внимание, что размер индексации заработной платы в коммерческой организации рассчитывается самостоятельно, независимо от публикуемого Белстатом размера индексации денежных доходов, получаемых из бюджетных источников.

Рассмотрим пример.

В январе на предприятии произведено повышение тарифной ставки первого разряда. Для индексации заработной платы в феврале в качестве базового уровня цен используется январь.

Месяц

ИПЦ текущего месяца к прошлому месяцу

ИПЦ нарастающим итогом

Процент индексации

февраль

февраль к январю

101,7

февраль к январю

101,70

март

март к февралю

104,5

март к январю

106,28

6,28

апрель

апрель к марту

101,4

апрель к марту

101,4

6,28

май

май к апрелю

104,0

май к марту

105,46

12,08
(106,28 x 105,46)

июнь

июнь к маю

101,9

июнь к маю

101,9

12,08

ИПЦ в феврале к январю составил 101,7% и не превысил 5-процентный порог. Оснований для индексации заработной платы за февраль не имеется.

ИПЦ в марте к февралю составил 104,5%, а рассчитанный нарастающим итогом к январю — 106,28% (101,7% x 104,5 %), т.е. превысил 5-процентный порог. Заработная плата за март в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения подлежит индексации на 6,28%.

ИПЦ в апреле к марту составил 101,4% и не превысил 5-процентный порог. Заработная плата за апрель по установленному нормативу (в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения) индексируется на 6,28%, т.е. на прежний индекс потребительских цен.

Этот индекс будет сохраняться, пока индекс цен, исчисленный в установленном порядке, в данном случае к марту, не превысит 5-процентный порог.

В таком же порядке производится исчисление ИПЦ для индексации доходов и в последующих периодах.

Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится с учетом размера проиндексированного дохода по основному месту работы (на основании справки с основного места работы, в которой указывается размер проиндексированного дохода). Сумма проиндексированного дохода по основному месту работы и дохода по совместительству не должна превышать установленный норматив (100% бюджета прожиточного минимума).

Сергей Слесарев

Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»

специально для ГАРАНТ.РУ

В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья «старая», действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».

Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).

Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:

а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);

б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.

Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?

В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:

  1. обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
  2. должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?

На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор. Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст. 134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст. 129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

1

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

2

«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *