Закон о хозяйственном партнерстве

УДК 34 Е.В. Дадаян, А.Н. Сторожева, Ю. Шлягина

К ВОПРОСУ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПАРТНЕРСТВАХ И МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИ ВУЗАХ

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы деятельности хозяйственных партнерств и малых инновационных предприятий при вузах.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, хозяйственные партнерства, российские и иностранные инвесторы.

E.V. Dadayan, A.N. Storozheva, Yu. Shlyagina

ABOUT PARTNERSHIPS AND SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES AT HIGH SCHOL

The article deals with problems connected with partnerships and small size innovative enterprises at high school.

Key words: small innovative enterprises, partnerships, Russian and foreign investors.

Согласно п.1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнёрствах»: «Хозяйственным партнёрством является созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнёрства, а также иные лица в пределах и в объёме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством»1.

В заключении комитета Государственной думы по собственности по проекту Федерального закона № 557159-5 «О хозяйственных партнёрствах» от 16 июня 2011 года № 3.9-104/1 отмечено, что целью создания хозяйственных партнёрств является реализация инновационных и венчурных проектов2.

Цель принятия закона — создание удобного инструмента для увеличения количества инновационных проектов, осуществляемых россий-

2 Заключение Комитета по собственности от 16.06.2011 № 3.9-104/2 «По проекту Федерального закона № 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: законодательство (дата обращения: 24.04.2015).

скими и иностранными инвесторами3.

В тексте Закона указано, что партнёрство вправе иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для занятия видами деятельности, не запрещёнными законодательством. Эта деятельность не должна противоречить целям, закрепленным в уставе и соглашении об управлении партнёрством4.

В заключении комитета Государственной думы по собственности от 16 июня 2011 года № 3.9-104/1 по проекту Закона о партнёрствах сказано, что, согласно законопроекту, предусматриваются следующие основные характеристики правового регулирования хозяйственного партнёрства:

— общая правоспособность, т.е. возможность осуществлять любые виды деятельности, кроме указанных в перечне, утверждаемом Правительством Российской Федерации;

— ответственность его участников (не отвечают по обязательствам партнерства, а партнёрство не отвечает по обязательствам участников). При этом особенность заключается в том, что участвовать в нем могут не только участники партнерства, но и другие лица. Подразумевается, что эти лица смогут заключать более гибкие соглашения между собой, чем участники других организационно-правовых форм;

— наличие переменного складочного капитала в структуре имущества партнёрства, обеспечивающего условия поэтапного финансирования;

— складочный капитал разделен на доли. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Требования к величине минимального размера складочного капитала отсутствуют;

— в хозяйственном партнерстве можно отойти от принципа пропорциональности взносов и ответственности;

— участниками могут быть любые физические и юридические лица, однако участие отдельных категорий граждан или юридических лиц может быть ограничено или запрещено Федеральным законом;

— структура управления в хозяйственном партнерстве — свободная, такая, какую выберут его участники и третьи лица. Она определяется в корпоративном соглашении, которое оформляется нотариально и хранится у доверенного нотариуса. Содержание такого соглашения составляет коммерческую тайну;

3 Гришаев С.П. Комментарий Закона о хозяйственных партнерствах. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: комментарий законодательства. 2012 (дата обращения: 05.04.2015).

— возможность защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности через возможность полного или частичного исполнения обязательств партнёрства перед кредиторами от имени партнёрства одним или несколькими партнёрами в случае, если для удовлетворения этих обязательств партнёрством потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Участники хозяйственного партнёрства, а также иные лица дают согласие на исполнение обязательств партнёрства по обращению взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности перед кредиторами одним или несколькими участниками партнерства;

— количество участников — от двух до пятидесяти, при этом в хозяйственном партнерстве могут участвовать третьи лица. Прямо закреплено, что партнерство не может быть учреждено одним лицом;

— возможность внесудебного исключения участника партнёрства при невыполнении им в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада или части вклада;

— хозяйственное партнёрство не имеет права размещать рекламу своей деятельности;

— не допускается создание хозяйственного партнёрства путём реорганизации юридического лица, однако партнёрство может быть преобразовано в акционерное общество. А также оно не может выступать в качестве учредителя или участника других юридических лиц, за исключением ассоциаций и союзов5;

— применение общих правил о хозяйственных обществах по российскому законодательству в случае, если законом не предусмотрено иное6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнёрства.

хозяйственном партнёрстве действует единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и др.), избираемый из участников партнёрства. Порядок и срок избрания определяются уставом либо единогласным решением всех участников.

Согласно п. 8 ст. 6 Закона о партнерствах, соглашение об управлении партнёрством может предусматривать в качестве формы ответственности за нарушение соглашения выплату компенсации в твердой де-

6 Заключение Комитета по собственности от 16.06.2011 № 3.9-104/2 «По проекту Федерального закона № 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: законодательство (дата обращения: 26.04.2015).

нежной сумме или сумме, определяемой в порядке, который указан в соглашении7. Данная мера призвана придать большую стабильность исполнению соглашения.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой особенности хозяйственного партнёрства, как наличие в нём третьих лиц8. Дело в том, что невозможно определить, что это за третьи лица, так как они не являются участниками партнерства и нигде не закреплены. Ввиду возможности непропорционального распределения взносов и ответственности они могут вносить минимальное количество средств и при этом иметь всю прибыль, если такое предусмотрено соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Ввиду этого возникают опасения, что этими лицами могут проводиться неправомерные операции.

В настоящее время перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающегося инновационного типа экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособными.

В российской экономике окончательно не сформировалась тенденция инновационного поведения бизнеса. Интенсивность затрат на технологические инновации крайне низкая. Важную роль в создании инноваций и их продвижении на рынок играют малые и средние предприятия. Поэтому в последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется формированию комплекса мер стимулирования развития инновационного малого бизнеса. Однако на практике решения требует проблема определения статуса малого инновационного предпри-ятия9.

Малое инновационное предприятие — это коммерческая организация в форме хозяйственного товарищества, общества или партнёрства, средняя численность работников которой не превышает 100 человек, а выручка от реализации продукции составляет не более 400 млн руб. в год, систематически осуществляющая инновационную деятельность, в результате которой производится инновационная продукция10.

Федеральный закон № 217-ФЗ от 15 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» предоставляет возможность создания малых инновационных предприятий при ву-

7Гришаев С.П. Комментарий Закона о хозяйственных партнерствах. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: комментарий законодательства. 2012 (дата обращения: 05.04.2015).

8Дмитриева Л.М. Правовые последствия неисполнения обязанностей участниками хозяйственного партнерства // Право и экономика. 2012. № 4. С. 35-37.

9Ефимцева Т.В. Правовое положение малых инновационных предприятий: проблемы определения и закрепления//Предпринимательское право. Прил. Бизнес и право в России и за рубежом. 2013. № 2.

С.13.

10 Там же.

зах. Ст.103 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также предусматривает возможность создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, основной целью деятельности которых является практическое применение результатов интеллектуальной деятельности11.

Согласно п.1 ст.103 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации высшего образования — бюджетные учреждения и автономные учреждения — правомочны быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных партнёрств и хозяйственных обществ без согласия собственника их имущества12.

Согласно указанному закону, перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые могут внедряться хозяйственными партнёр-ствами, является закрытым. К ним относятся программы для ЭВМ, базы данных, полезные модели, селекционные достижения, изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем.

Основной целью малых инвестиционных предприятий при вузах является практическое внедрение созданных результатов интеллектуальной деятельности. Все объекты интеллектуальной собственности вуза должны рассматриваться в качестве его собственности, так как в соответствии с действующим законодательством ему принадлежит право собственности на денежные средства и имущество и на продукты интеллектуального труда, являющиеся результатами его деятельности13.

Пункт 2 ст. 103 Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает следующее: «образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и складочные капиталы хозяйственных партнёрств вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим образовательным организациям».

Само исключительное право не подлежит передаче организациям, а сохраняется за бюджетными образовательными учреждениями, что является причиной снижения уровня инвестиционной привлекательности

«Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»: законодательство (дата обращения: 26.04.2015).

13Собко Ю.А. Административные и правовые механизмы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности вуза: соотношение между нормами Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и законодательством России / / Право ВТО. 2012. № 2. С. 24-28.

проектов по внедрению результатов интеллектуальной деятельности14.

Следовательно, несмотря на передачу научным и образовательным учреждениями объектов государственного имущества, находящихся в их оперативном управлении, государство взамен получает право собственности на долю в уставном капитале создаваемых субъектов15. Получается, что хозяйственные субъекты становятся пользователями (лицензиатами) в отношении результатов творческой деятельности при сохранении исключительных прав за бюджетными учреждениями.

В связи с этим следует иметь в виду, что в части четвертой ГК РФ общее правило о принадлежности исполнителю исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы за счёт привлечения средств бюджета, предусмотрено только в отношении права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы при выполнении работ для государственных или муниципальных нужд.

В остальных случаях действует общее правило п. 2 ст. 299 ГК РФ, согласно которому «плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание хозяйственных партнерств задумывалось для целей реализации инновационных и венчурных проектов. Однако существует риск использования недобросовестными предпринимателями хозяйственных партнерств в преступных целях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Относительно остальных характеристик хозяйственного партнерства выделим следующие: в хозяйственном партнёрстве действует единоличный исполнительный орган, избираемый из числа участников партнёрства. Порядок и срок избрания определяются уставом или единогласным решением участников партнерства; количество участников составляет от двух до пятидесяти лиц; хозяйственные партнерства подлежат государственной регистрации, имеют сложный субъектный состав: участники партнёрства, внесшие вклад в складочный капитал, а также иные лица, не являющиеся участниками; регулирование отношений осуществляется на основе соглашения участников; ответственность уча-

14Ефимцева Т.В. Правовое положение малых инновационных предприятий: проблемы определения и закрепления//Предпринимательское право. Прил. Бизнес и право в России и за рубежом. 2013. № 2. С.26.

15Грудцына Л.Ю. Организационно-правовые формы инновационных предприятий//Новый юридический журнал. 2012. № 4. С. 124-132.

стников по обязательствам партнерства ограничивается стоимостью внесённых ими вкладов и пропорционально их размеру, при этом требования к величине минимального размера складочного капитала отсутствуют; возможно непропорциональное распределение прибыли и убытков, а также прав и обязанностей между участниками.

Кроме того, ст. 103 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность создания образовательными организациями высшего профессионального образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, основной целью деятельности которых является практическое применение результатов интеллектуальной деятельности. Той же статьей предусматривается закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые могут внедряться хозяйственными партнёрствами. Также важно, что право использования результатов интеллектуальной деятельности, внесенное как вклад в уставные капиталы хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, не может передаваться по договору или по иным основаниям третьим лицам, что в конечном итоге снижает уровень инвестиционной привлекательности проектов малых инновационных предприятий при вузах.

Развитие инновационной деятельности в России открыло большие возможности хозяйствующим субъектам в реализации своих проектов. Но вместе с тем инновационное развитие страны имеет недостаточное правовое оформление, что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к инвестированию инноваций. Это выражается в отсутствии сформировавшейся структуры источников, слабом понятийном аппарате и неопределенности правового статуса субъектов инвестиционно-инновационной деятельности. В рамках решения данной проблемы считаем необходимым корректировку имеющихся в законодательстве понятий «инвестиции», «инновации» и «инновационная деятельность». В частности, например, необходимо закрепить такие признаки инноваций, как результат творческого труда и эффективность при коммерческом применении, а также порядок определения критерия новизны. Кроме того, следует принять Федеральный закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», который определял бы ее элементы и содержание.

Что касается основных субъектов инвестиционно-инновационной деятельности, то весьма проблемным является определение их правового статуса. В Федеральном законе «О статусе наукограда в Российской Федерации» порядок его присвоения, срок действия и критерии продления не определяются, в связи с чем считаем нужным внести в данный закон указанные положения. Также в вышеназванный закон стоит добавить дополнительные полномочия и возможности для осуществления

местного самоуправления в наукограде и порядок финансирования наукограда.

В то время как в нашей стране возрастает количество технопарков, все еще не принят Федеральный закон «О технопарках в Российской Федерации». Считаем необходимым принятие такого закона, который устранил бы пробелы в правовом регулировании создания и функционирования технопарков, определив понятия «технопарк», «резидент технопарка», «управляющая компания» и другие, порядок и сроки присвоения статуса технопарка, закрепил особый правовой режим, особенности предоставления финансовой поддержки, налоговые и иные льготы.

Что касается хозяйственных партнерств, то для минимизации риска использования их в преступных целях полагаем, что целесообразно закрепить в Федеральном законе «О хозяйственных партнерствах» раскрытие информации о таких участниках, как третьи лица, размере их взносов и ответственности.

Необходимо также отметить, что сегодня существует низкая инвестиционная привлекательность малых инновационных предприятий для вузов ввиду того, что они могут вносить в уставный/складочный капитал только право на использование результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат образовательным организациям и не передаются третьим лицам. В целях увеличения материальной базы и роста объема инновационной продукции считаем важным дополнить п. 2 статьи 103 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возможностью вносить в уставный капитал хозяйственных обществ и складочный капитал хозяйственных партнерств материальные активы.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

На каждом поприще, в любом бизнесе невозможно добиться успеха в одиночку. Осознавая этот факт, опытные бизнесмены и индивидуальные предприниматели организовывают коммерческие сообщества, основанные на взаимовыгодном партнёрстве. Деятельность подобных организаций контролируется положениями Федерального закона, о котором пойдёт речь в этой статье.

Описание закона о хозяйственных партнёрствах

Федеральный закон «О хозяйственных партнёрствах» 380-ФЗ принят Госдумой в третьем чтении 21 ноября и получил одобрение членов Совета Федерации 29 ноября 2011 года. Подписание рассматриваемого нормативного акта Президентом Российской Федерации Д. Медведевым осуществилось 3 декабря того же года. Согласно статье 26 действительного закона о хозяйственных партнёрствах, документ обрёл юридическую силу 1 июля 2012 года.

Настоящий Федеральный закон состоит из 5 глав и 26 статей. Структура текста ФЗ-380 такова:

  • Глава 1 (статьи 1-7) — определяет основные положения действительного закона;
  • Глава 2 (статьи 8-9) — повествует о принципах формирования партнёрства, определяет уставные нормативы;
  • Глава 3 (статьи 10-17) — регламентирует вопросы, связанные с финансовой составляющей, включая складочный капитал и резервный фонд хозяйственного партнёрства;
  • Глава 4 (статьи 18-23) — устанавливает систему управления хозяйственным партнёрством, включая ведение бухгалтерского учёта и формирование местного органа управления;
  • Глава 5 (статьи 24-26) — определяет причины и правовые аспекты упразднения и реорганизации хозяйственных коммерческих организаций.

Основные положения рассматриваемого закона базируются на принципах Гражданского кодекса РФ. В соответствии с представленным кодексом, положения ФЗ-380 регламентируют юридические и социально-экономические составляющие деятельности хозяйственных партнёрств. Настоящий закон определяет нормативы процессов создания, управления и упразднения коммерческих организаций данного типа.

Для поддержания актуальности действительного документа в правовой сфере Российской Федерации, Правительство Российской Федерации привнесло в его текст необходимые поправки. Последние изменения рассматриваемый закон претерпел 23 июля 2013 года.

Основные положения ФЗ-380

Согласно основным положениям действительного нормативного акта, хозяйственным партнёрством может быть признана исключительно коммерческая организация. В связи с созданием подобных сообществ, стороны-участники могут понести убытки, пропорционально равные внесённым ими суммам (ст. 2). Хозяйственное партнёрство ответственность за подобного рода убытки не несёт, под его ответственность попадает только сохранность собственного имущества.

Коммерческая организация подобного рода, как юридическое лицо, подлежит регистрации в государственном реестре, в соответствии с регламентом Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ. Юридическое название сообщества должно содержать словосочетание «Хозяйственное партнёрство». Партнёрство и его члены не уполномочены выпускать ценные облигации, акции и другие ценные бумаги.

Хозяйственным партнёрствам запрещено рекламировать и пропагандировать свою деятельность.

Членами хозяйственного партнёрства могут быть как юридические, так и частные лица, общее число которых при минимуме составляет 50 лиц. Одним гражданином или юридическим лицом сообщества рассматриваемого типа формироваться не могут.

В перечень прав участников входит:

  • Участие в деятельности сообщества, согласно нормативам действительного закона;
  • Доступ к информации об управлении и документации бухгалтерского учёта;
  • Передача собственной части в складочном капитале хозяйственному партнёрству или любому из его участников;
  • В случае упразднения сообщества — присвоение доли его имущества, оставшегося после расчёта по долговым обязательствам;
  • Возможность выйти из числа партнёров.

Участник обязан:

  • Вносить определённые соглашением суммы в складчатый капитал в назначенные сроки;
  • Придерживаться принципов неразглашения сведений о деятельности партнёрства.

Согласно нормативам ст. 18 действительного закона, правление хозяйственного партнёрства представляет собой единоличный орган. По внутреннему уставу, это может быть генеральный директор или президент. Избирается данное должностное лицо из общего числа участников сообщества.

Текст статьи 24 рассматриваемого закона гласит, что сообщества указанного типа могут быть реорганизованы исключительно в акционерное общество. Для реорганизации необходимо документально оформить соответствующее решение. Задокументированные сведения должны содержать:

  • Название и местоположение будущего акционерного общества;
  • Этапы перевода хозяйственного имущества в акции;
  • Перечень участников будущего акционерного общества;
  • Сведения об управляющей стороне (генеральном директоре или президенте);
  • Информация об уставе;
  • Другие документы, согласно действительному закону.

Хозяйственное партнёрство упраздняется по инициативе партнёров или по решению суда. В случае принудительного упразднения, применяются нормативы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Когда вносились последние изменения?

Рассматриваемый нормативный акт не теряет своей актуальности в стремительно меняющейся экономической обстановке в Российской Федерации. Таким образом, существенные поправки внесены в его текст всего один раз, 23 июля 2013 года, и введённые изменения остаются действующими и по сей день. Изменяющим документом стал Федеральный закон N 251-ФЗ.

Изменения коснулись части 4 статьи 10. Текст данного пункта гласит, что вклад в складчатый капитал осуществляется как посредством финансовых вложений, так и вложением ценных вещей и прочего имущества. Настоящей поправкой указанная часть была сокращена. В предыдущей редакции уточнялось, что ценные бумаги не могут быть частью вклада, если это не облигации хозяйственных обществ, устанавливаемых органом исполнительной власти в финансовой сфере.
В последней редакции настоящего закона уточнение об уполномоченном органе упразднено.

Текст ФЗ о хозяйственных партнёрствах

В целях подробного ознакомления с принципом организационного устройства хозяйственных партнёрств на территории Российской Федерации, необходимо обратиться к тексту настоящего нормативного акта. Актуальный текст Федерального закона «О хозяйственных партнёрствах» с последними поправками можно скачать по ссылке:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *