Закон 28

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 404-ФЗ)

управление гражданской обороной — целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

система управления гражданской обороной — составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

подготовка населения в области гражданской обороны — система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне — комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, — организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, — совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 19.06.2007 № 103-ФЗ)

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны. (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 171-ФЗ, от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. (В редакции Федеральных законов от 19.06.2007 № 103-ФЗ; от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

Статья 41. Координация деятельности органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны

Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют: (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

на федеральном уровне — орган повседневного управления (подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 23.06.2020 № 185-ФЗ)

на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

Глава II. Полномочия органов государственной власти

Российской Федерации в области гражданской обороны

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны; (Абзац введен — Федеральный закон от 09.10.2002 № 123-ФЗ)

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны; (В редакции Федеральных законов от 27.07.2010 № 223-ФЗ; от 23.12.2010 № 377-ФЗ)

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; (Абзац введен — Федеральный закон от 09.10.2002 № 123-ФЗ)

определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны; (Абзац введен — Федеральный закон от 09.10.2002 № 123-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 19.06.2007 № 103-ФЗ; от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок приведения в готовность гражданской обороны; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ)

определяет порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения; (Абзац введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 19.06.2007 № 103-ФЗ)

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; (В редакции Федеральных законов от 19.06.2007 № 103-ФЗ; от 28.12.2013 № 404-ФЗ)

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; (В редакции Федерального закона от 19.06.2007 № 103-ФЗ)

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 158-ФЗ; от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

Глава III. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

(Наименование в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ)

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 404-ФЗ)

организуют подготовку населения в области гражданской обороны; (В редакции Федеральных законов от 19.06.2007 № 103-ФЗ; от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 158-ФЗ; от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.07.2013 № 158-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 171-ФЗ)

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны; (В редакции Федеральных законов от 19.06.2007 № 103-ФЗ; от 29.0

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ

О гражданской обороне

(с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23 декабря 2010 г.)

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ преамбула настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 1. Основные понятия

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 25 ноября 2007 г. N 267-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

обучение населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны

1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2005 г.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Глава III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят обучение в области гражданской обороны;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Глава IV. Руководство гражданской обороной

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

1.1. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Утратил силу.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ в подпункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2) территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Статья 14. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Глава V. Силы гражданской обороны

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ статья 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

1. На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2011 г.

4. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками), социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 17. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Глава VI. Заключительные положения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ пункт 1 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного закона

Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона

Под редакцией:

Епифанова А.Е. — доктора юридических наук, профессора кафедры теории и истории права и государства ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», автора более 30 опубликованных научных работ, из которых 6 монографий, 1 учебное пособие, 5 работ, изданных за рубежом (в ФРГ и Австрии);

Абдрашитова В.М. — кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории права и государства Волгоградского Государственного Университета

Кузьмин Валерий Александрович — подполковник милиции в отставке, член Союза журналистов России, автор многих работ и статей в области уголовного и уголовно-процессуального права, автор комментариев к Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», федеральным законам: от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне». В комментарии изложены вопросы функционирования и устройства гражданской обороны в Российской Федерации, ее задачи. Комментируя закон, автор учитывает изменения смежного законодательства, приводит примеры практического применения норм закона, анализирует его пробелы и несовершенства, дает практические авторские рекомендации по применению отдельных законодательных норм

Департамент управления делами является структурным подразделением центрального аппарата Минэкономразвития России, ответственным за охрану труда, гражданскую оборону и безопасность в Минэкономразвития России.

В части организации работ по охране труда

Организуются мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников Министерства в процессе их служебной (трудовой) деятельности, а также проводится обучение руководителей и специалистов структурных подразделений Министерства, предусмотренное Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

Контакты Уполномоченного по охране труда Министерства:

  • Тел.: +7 (495) 870-29-21, доб. 12108
  • Эл. почта: KarpovIA@economy.gov.ru

Документы

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2018 г. № 270 «Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве экономического развития Российской Федерации»

В части организации и ведения гражданской обороны и реализации мероприятий, осуществляемых Минэкономразвития России при чрезвычайных ситуациях

Осуществляет в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации организацию и ведение гражданской обороны, реализацию мероприятий при чрезвычайных ситуациях (скачать файл) в рамках компетенции Минэкономразвития России, а также осуществляет контроль и координацию деятельности подведомственных ему организаций.

Документы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Локальные нормативные правовые акты Минэкономразвития России

В части организации и обеспечения безопасности Минэкономразвития России

Департамент управления делами осуществляет следующие функции:

  • Организация и выполнение мероприятий комплексной системы безопасности административных зданий Министерства и их антитеррористической защищенности в ходе повседневной деятельности, организации и обеспечения физической охраны объектов Министерства, координации работ по антитеррористической защищенности объектов Министерства с НАК и ФОИВ.
  • Организация работ по оснащению объектов Министерства инженерно-техническими средствами охраны, системами охранной сигнализации и видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, контролю исправности технических и программных средств СКУД, сигнализации и видеонаблюдения, а также планирование их технического обслуживания.
  • Оганизация, планирование, подготовка нормативной правовой базы и обеспечение выполнения мероприятий пропускного режима в здание Минэкономразвития России.
  • Организация и контроль соблюдения установленного режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в административных зданиях Министерства в ходе официальных приемов и деловых встреч.

Документы

  • Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
  • Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  • Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 N 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
  • Постановление Правительства РФ от 15.11.2016 N 1196 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы по аккредитации, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального агентства по туризму, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
  • Приказ Минэкономразвития от 27 ноября 2014 г. № 759 «Об утверждении Инструкции о порядке приема иностранных граждан в Министерстве экономического развития Российской Федерации».

События и документы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *