Закон 220 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

(В редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 480-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Статья 2. Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок

1. Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, — в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

5. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, может быть принято решение о наделении подведомственного государственного учреждения отдельными полномочиями в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. (Часть введена — Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти;

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

3) уполномоченные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

4) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

5) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок — межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

6) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

7) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района; (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

8) автовокзал, автостанция — объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

9) владелец объекта транспортной инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании;

10) начальный остановочный пункт — первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

11) конечный остановочный пункт — последний остановочный пункт, который указан в расписании;

12) пропускная способность остановочного пункта — максимальное количество транспортных средств, отправление которых может быть осуществлено за единицу времени из остановочного пункта;

13) вид транспортного средства — автобус, трамвай или троллейбус;

14) класс транспортных средств — группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств — длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств — длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств — длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств — длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств — длина более чем 16 метров);

15) рейс — путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт;

16) вид регулярных перевозок — регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

17) регулярные перевозки по регулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

18) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок;

20) карта маршрута регулярных перевозок — документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту;

21) орган государственного транспортного контроля — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, или его территориальные органы;

22) участники договора простого товарищества — юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

23) уполномоченный участник договора простого товарищества — участник договора простого товарищества, который на основании выданной ему остальными товарищами доверенности или в соответствии с заключенным в письменной форме договором простого товарищества уполномочен совершать от имени всех товарищей сделки с третьими лицами;

24) чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, вызвавших приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них и используемым для осуществления регулярных перевозок искусственным дорожным сооружениям либо прекращение функционирования объектов транспортной инфраструктуры;

25) паспорт маршрута регулярных перевозок — документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту;

26) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

27) документ планирования регулярных перевозок — нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления;

28) характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, — наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

2. Понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

3. Понятие «парковка» используется в значении, указанном в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

4. Понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Глава 2. Организация регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок

Статья 4. Установление, изменение межрегионального маршрута регулярных перевозок

1. Межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

2. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. К заявлению об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок прилагаются документы, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. В течение трех дней со дня представления заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и прилагаемых к нему документов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о приеме указанного заявления и прилагаемых к нему документов либо в случае их несоответствия положениям частей 1 — 3 статьи 5 настоящего Федерального закона или наличия в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона, решение о возврате указанного заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

5. В срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает указанное заявление в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона, и принимает решение об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута.

6. О принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех дней со дня принятия указанного решения уведомляет в письменной форме юридическое лицо, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, предложивших установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, а также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых данный маршрут проходит по улицам либо автомобильным дорогам, не относящимся к автомобильным дорогам федерального значения. В уведомлении об отказе в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок указывается мотивированное обоснование причин отказа.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута в течение трех дней со дня принятия этого решения.

8. В случае принятия решения об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении данного маршрута в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

9. Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1 — 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.

10. В течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.

11. Если заявлением об изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок предусматривается увеличение максимального количества транспортных средств, используемых для регулярных перевозок по данному маршруту, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение семи дней со дня внесения таких изменений в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с указанным заявлением, дополнительные карты маршрута регулярных перевозок.

12. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ)

13. В целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам. Эти остановочные пункты должны располагаться, если это возможно, вблизи мест пересечения подъездных автомобильных дорог с границами поселений или городских округов, в которых расположены эти остановочные пункты, а для субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — с границами данных городов. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

14. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о принятии нормативного правового акта, указанного в части 13 настоящей статьи, в течение трех дней со дня его принятия. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает уведомление о принятии нормативного правового акта, указанного в части 13 настоящей статьи, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня получения такого уведомления. (В редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 480-ФЗ)

15. Если включенные в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок автовокзал, автостанция или пути подъезда к ним не соответствуют требованиям нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусмотренным частью 13 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по данному маршруту, обязаны представить заявление об изменении данного маршрута в целях приведения его в соответствие с этими требованиями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение тридцати дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникаци

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Чтобы осуществлять перевозку пассажиров и багажа, необходимо соблюдать множество законодательных норм. Главным постановлением, регулирующим сферу деятельности организаций, осуществляющих перевозки, является закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Описание закона о перевозке пассажиров

Федеральный Закон № 220 был принят депутатами Государственной Думы 30 июня 2015 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили законопроект 8 июля того же года. В законную силу вступил документ 13 июля.

Помните, что все поездки не зависимо от типа транспорта регламентируются уставом автомобильного транспорта РФ (последняя редакция закона ).

1-ая статья настоящего Федерального Закона содержит предмет регулирования. Согласно рассматриваемому законодательному акту, в качестве предмета регулирования выступает — организация постоянных маршрутов по транспортировке пассажиров и багажа наземным транспортным средством. Также законодательный акт определяет:

  • путь и рейс общественного транспортного средства;
  • изменение маршрутного пути;
  • отмену конкретного рейса;
  • контроль в области регулярных перевозок.

Состоит Федеральный Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из 8 глав и 42 статей. Основные положения ФЗ № 220:

  • Глава 1 (ст 1-3) содержит общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование;
  • Глава 2 (ст 4-10) описывает правила организации межрегиональных регулярных перевозок;
  • Глава 3 (ст 11-24) указывает на принципы организации систематических перевозок по муниципальным маршрутам;
  • Глава 4 (ст 25-26) обуславливает правила ведения реестра по регулярным перевозкам;
  • Глава 5 (ст 27-29) содержит указания по оформлению и переоформлению документов о регулярных перевозках пассажиров и багажа;
  • Глава 6 (ст 30-34) характеризует перечень требований, предъявляемый к объектам транспорта и к транспортной инфраструктуре;
  • Глава 7 (ст 35-37) содержит условия по осуществлению контроля за регулярными перевозками на общественном транспорте;
  • Глава 8 (ст 38-42) состоит из заключительных положений настоящего закона № 220.

Вышеуказанные главы ФЗ РФ № 220 преследуют цель — установить права, обязанности и ответственность пассажиров и перевозчиков. В настоящий закон изменения не вносились.

По закону, для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом, водителю необходимо иметь при себе пакет документов:

  • лицензия, позволяющая осуществлять подобные регулярные перевозки;
  • водительские права, подтверждающие умения водителя управлять транспортным средством из категорий — D, DE, D1 и так далее;
  • страховой полис ОСАГО;
  • путевой лист, означающий право следовать установленному маршруту;
  • справка из медицинского учреждения, свидетельствующая о надлежащем здоровье водителя;
  • документ, подтверждающий, что ТС прошло техосмотр;
  • технический паспорт ТС.

При отсутствии одного из вышеперечисленных документов или при отказе их предъявить — водитель будет оштрафован сотрудниками дорожной полиции.

Скачать федеральный закон 220

Согласно положениям настоящего закона, все пассажиры и перевозчики обязаны соблюдать определенные нормы. Требования, предъявляемые к водителям:

  • обязательное наличие водительского удостоверения соответствующей категории;
  • знать и соблюдать правила дорожного движения;
  • следить за техническим состоянием транспортного средства;
  • при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа обязательно иметь при себе пакет необходимых документов;
  • ехать по специальному маршруту с соблюдением расписания передвижения транспортного средства;
  • осуществлять прием и выдачу багажа пассажирам;
  • следить за выполнением пассажирами правил безопасности при поездке;
  • высаживать людей из транспортного средства в специализированных местах при осуществлении заправки;
  • при посадке пассажиров обязательно надо проверять наличие билетов;
  • останавливать ТС только в специальных местах;
  • периодически проходить медицинский осмотр;
  • продавать билеты до отправления ТС;
  • соблюдать опрятный внешний вид и вежливо относиться к пассажирам;
  • сообщать все остановки, указанные в маршрутном листе.

По закону, при переезде на общественном транспорте пассажиры обязаны соблюдать правила:

  • приобретать посадочный билет до начала поездки;
  • садиться на место, указанное в билете;
  • сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его контролеру;
  • прибыть на место отправления заранее до отъезда (за 15 минут);
  • при произошедшем ДТП, незамедлительно сообщить в спасательную службу;
  • не мусорить в салоне ТС;
  • не отвлекать водителя во время управления ТС.

Если водитель и пассажир не соблюдают вышеуказанные правила, то им грозит штраф за нарушения правил Федерального Закона № 220. Для изучения правил регулярных перевозок, рекомендуется ознакомиться со всеми аспектами настоящего законодательного акта. Скачать закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по ссылке.

Изменения, внесенные в 220 ФЗ «Перевозка пассажиров»

Во все законодательные акты время от времени вносятся изменения, поправки и дополнения. Периодическая корректировка законов необходима для поддержания актуальности законопроектов. Но в рассматриваемый закон о маршрутном транспорте изменения еще не вносились.

Статья 34 закона о регулярных перевозках людей и багажа

В рассматриваемой статье закреплены правила пользования объектами транспортной инфраструктуры. Данные правила гласят, что пользование платными услугами, которые оказываются на транспортном объекте, должны осуществляться на основании подписанного договора. По закону, с владельцем объекта заключить договор вправе — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник простого товарищества. Согласно о пассажирских перевозках ФЗ, владельцу объекта транспортной инфраструктуры нельзя:

  • навязчиво предоставлять платные услуги, не интересующие юридическое лицо;
  • обязывать юридических лиц платить за пользование элементами обустройства автомобильных дорог. (Читайте закон 257 об автомобильных дорогах)

В последней редакции законодательного акта изменения в настоящую статью не вносились. Федеральный Закон о пассажирских перевозках ст 23 23 статья содержит в себе требования, которым должны соответствовать участники открытого конкурса. Принять участие в открытом конкурсе могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники простого товарищества. Все перечисленные участники должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь специальную лицензию на ведение деятельности по перевозке пассажиров;
  • иметь в собственности транспортные средства, предназначенные для регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • не быть банкротом или на стадии ликвидации;
  • по закону, у потенциального участника не должно быть задолженностей по обязательным платежам в бюджеты;
  • для участников простого товарищества необходимо предъявить соответствующий договор.

Нововведения в настоящую статью не вносились.

Статья 42

Положения 42-ой статьи 220 ФЗ о пассажирских перевозках гласят о порядке вступления в силу документа. Основная часть закона вступает в силу со дня официального публикования, но за исключением статей:

  • С 4 по 32, 36 и 38 — вступают в законную силу через 180 дней после опубликования закона;
  • С 33 по 35, 40 — вступают ровно через один год после официального публикования закона.

Остальные статьи Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу в день публикования документа (13.07.2015).

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Науменков Н.К. Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). — Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

Автор

Н.К. Науменков — специалист по транспортному праву, к.ю.н., автор комментариев к Федеральным законам «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения» и др.

В книге подробно рассмотрены вопросы организации регулярных перевозок по межрегиональным, муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, ведение реестров маршрутов регулярных перевозок, оформление и выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, контроль за осуществлением регулярных перевозок, а также требования к объектам транспортной инфраструктуры.

Издание содержит сравнительный анализ законодательства.

Предназначено для руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере организации регулярных перевозок.

Список сокращений

Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:

Государственная Дума — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

ВС России — Верховный Суд Российской Федерации;

Минкомсвязь России — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Минрегион России — Министерство регионального развития Российской Федерации;

Минтранс России — Министерство транспорта Российской Федерации;

Росстат — Федеральная служба государственной статистики;

Ространснадзор — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

Росавтодор — Федеральное дорожное агентство.

Госстандарт России — Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

Правовые акты:

Часть первая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(1);

Часть вторая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ*(2);

БК РФ — Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ*(3);

КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ*(4);

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ*(5);

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ*(6);

ГсК РФ — Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ*(7);

УАТ РФ — Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»*(8);

Закон 2013 г. о контрактной системе в сфере закупок — Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»*(9);

Законопроект 2007 г. об организации транспортного обслуживания — проект Федерального закона N 423427-4 «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации»*(10) (внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ 25 апреля 2007 г.);

Правила 2009 г. перевозок пассажиров и багажа — Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждены Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»*(11);

Порядок 2003 г. формирования сети маршрутов между субъектами РФ — Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 14 августа 2003 г. N 178 «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации»*(12).

Источники правовых актов:

www.pravo.gov.ru — «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

БНА ФОИВ — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

РГ — «Российская газета»;

СЗ РФ — «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СП СССР — «Собрание Постановлений СССР»;

СПС — справочные правовые системы.

Иные сокращения:

АТ и ГНЭТ — автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт.

————————————————————————

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Лисеенко В.И.

к ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ РОСТРАНСНАДЗОРА ПО КОНТРОЛЮ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 220-ФЗ ОТ 13 ИЮЛЯ 2015 Г. «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…»

Уже чуть больше года как вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон). Год — не срок! После года работы закона эксперты в своих оценках сдержаны, но оптимистичны. Тем не менее, можно сказать, что механизм организации пассажирских перевозок запущен, правовая база для этого создана.

Ключевая роль в процессе реализации положений закона в жизнь отводится Федеральной службе по надзору в сфере транспорта как контрольно-надзорного органа, находящегося на страже транспортного законодательства.

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны введены единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями. Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году — почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок. Всё это прекрасно для того мира, где всё давно

придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке — меняется. Появился новый микрорайон — возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок — соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее — факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать. В треугольнике взаимоотношений «государство — перевозчик — пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке .

Разработку нынешнего закона начали еще в конце «нулевых», после принятия Устава автомобильного транспорта. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям. В одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками — ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку». В связи с этим принятие закона растянулось на долгие годы.

В результате работы по очень многим вопросам, которые освещает закон, удалось найти компромиссные решения. Были приняты во внимание наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, кроме того, законодатель прислушался к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постарался не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них .

Новый порядок организации пассажирских перевозок, который предусматривается Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», говорит о том, что теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Победителю конкурса должно быть выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту, на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (статья 19, 220-ФЗ). Именно поэтому в условиях принятия нового закона необходимо упорядочить маршрутную сеть для создания реестра маршрутов регулярных перевозок единой маршрутной сети, требования, к которому указаны в статье 26 данного закона .

Говоря на языке военных, время «Ч», а именно ключевая дата 11 января 2016 г., с которой начинает действовать большая часть положений данного закона, уже давно позади. Контрольно-надзорные органы подразумевают то, что в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели подготовить и принять местные нормативные документы, не противоречащие 220-ФЗ.

Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов и, как правило, не в пользу пассажиров. Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными .

Сегодня сотрудники Ространснадзора приступили к проверке «Заказных» автобусов, часть из которых ранее попадали под категорию нелегальных перевозчиков. Вступившие с 15 июля 2016 года новые «правила игры» предписывали водителям при себе иметь карты маршрута, а если такого документа нет, то шоферу грозит штраф в 5 тыс. рублей. Такие штрафы должны были убрать «нелегалов» с маршрутов. Но перевозчики нашли «лазейку» в законе и перешли в категорию «заказных» автобусов. Однако мало просто повесить табличку «заказной» и продолжать осуществлять регулярные перевозки пассажиров. Как показывает практика, у таких автобусов должны стоять контрольные устройства, предназначенные для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа (тахографы), а удовольствие это недешевое. Такое оборудование стоит порядка 30 тыс. руб. Теперь «заказным» автобусам грозят немалые штрафы .

Несомненно, закон просто жизненно необходим для российских городов, но в России вся строгость законов всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Впрочем, посмотрим, как на этот раз заработает новое законодательство на деле, и как будут выкручиваться нелегальные и недобросовестные перевозчики. Опять же имеет дискуссионный характер такой вопрос, кто будет контролировать перевозчиков, кто будет штрафовать за высадку пассажира вне остановочного пункта?! Данные полномочия предоставлены специалистам Ространснадзора, тем не менее, на практике существует ряд нюансов:

Во-первых, инспектор Ространснадзора не наделен правами остановки маршрутных транспортных средств, как сотрудник сотрудников ГИБДД. В соответствии с действующим законодательством должностные лица Ространснадзо-ра имеет право остановки транспортных средств только на стационарных постах весового(транспортного) контроля.

Во-вторых, инспектор Ространснадзора должен обладать определенной мобильностью с использованием служебного (оперативного) транспорта для отслеживания, а возможно, преследования и остановки нерадивых водителей маршрутных такси для фиксации нарушения правил посадки/высадки пассажиров. Механизмы реализации данных функций неясны.

Соблюдение же требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33) лаконично вписывается в полномочия и возможности практического осуществления специалистами Федеральной службы путем спланированных рейдовых проверок. Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок Ространснадзора могут быть

переданы субъекту отдельным соглашением. Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельности (ст. 37).

В свою очередь, хочется еще раз подчеркнуть, в России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок, и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Саратова, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили «полчища» маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Появилось официальное разделение маршрутов по регулируемым и нерегулируемым тарифам, установлены единый порядок определения маршрутов и единые требования к свидетельствам, картам, реестрам маршрутов, документам, принимаемым региональными властями и органами местного самоуправления.

Раньше многие «маршрутчики» спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспорядок уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ .

Важно затронуть тот момент, что Федеральный закон 220-ФЗ внес внушительные изменения и в Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации. Появилась новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей:

— ч.1. Штраф водителю за посадку / высадку пассажиров в неустановленном месте — 3 тыс. руб.;

— ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 — 5 тыс. руб.;

— ч.3. Ночная стоянка транспортного средства вне установленных мест — 5 тыс. руб. для водителя и — 25 тыс. руб. для юридического лица;

— ч.4. Перевозка без карты маршрута — 5 тыс. руб. для водителя и — 300 тыс. руб. для юридического лица;

— ч.5. Несоответствие характеристик транспортного средства указанных в маршрутной карте — 20 тыс. руб. для юридического лица;

Существенное дополнение: «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица». Другими словами индивидуальные предприниматели будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

В данном случае вопрос размера штрафов для юридических лиц и приравненных к ним индивидуальных предпринимателей также имеет неоднозначный характер. При выполнении рейдовых мероприятий инспектора Ространснадзора обязаны при выявлении нарушений, связанных с отсутствием маршрутной карты у индивидуального предпринимателя при осуществлении перевозки пассажиров по регулярным маршрутам составлять протокол на сумму 300 тыс. руб.

Принимая во внимание предоставленный законодателем переходный период, нерасторопность органов местного самоуправления в регионах, а также самих индивидуальных предпринимателей имеет место быть и может повлечь значительный поток наложенных штрафных санкций контрольно-надзорными органами. А штраф немаленький! В данном случае вновь возрастает административная нагрузка на бизнес, не смотря на избранный государством курс поддержки малого предпринимательства как первой линии экономики нашей страны. Как следствие, рост обращений индивидуальных предпринимателей в судебные органы, переквалификация действий должностного лица и т. д. Большие штрафы для малого бизнеса, по нашему представлению, все-таки один из минусов настоящего федерального закона и является предметом обсуждения. А для исключения с рынка пассажирских перевозок нелегальных перевозчиков необходима проработка дополнительных мер, связанных, например, с изъятием транспортного средства и эвакуацией его на специальную стоянку. Подобная практика уже имеет место в ряде крупных регионов.

В целом будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первые годы его жизни. Будет наработана соответствующая административная практика. В любом случае с точки зрения транспортной системы единый закон для единой России — это несомненный шаг вперёд.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Решение коллегии министерства транспорта Ростовской области № 1 от 28.03.2016 г. / Сайт Министерства транспорта Ростовской области // URL: http://

mindortrans.donland.ru/Default.aspx?pageid=140970 (дата обращения: 11.10.2016);

Майоров В.И.

формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции

Проводимое в России реформирование системы Министерства внутренних дел (МВД) направлено на установление тесного взаимодействия полиции с формирующимися в стране институтами гражданского общества, повышение уровня общественного доверия и поддержки граждан. В настоящее время важнейшими критериями эффективности деятельности правоохранительных органов становятся не только количественные, но и качественные характеристики. К их числу относятся уровень удовлетворенности населения работой органов внутренних дел в целом, отдельных подразделений и сотрудников, мера доверия к ним, степень готовности граждан оказывать поддержку и содействие им в работе и некоторые другие . «Именно мнение населения зачастую становится определяющим критерием оценки не только деятельности правоохранительных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *