Заключение контракта с единственным поставщиком

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ

Одним из основных способов приобретения товаров и услуг для нужд муниципального или государственного учреждения является закупка у единственного поставщика. Случаи, при которых осуществляется такая процедура и правила её реализации регламентированы статьей 93 44-ФЗ.

Случаи заключения контракта с единственным поставщиком

При закупке у единственного поставщика контракт заключается с юридическим или физическим лицом, выбранным заказчиком без проведения торговой процедуры. Приобретать товары или услуги таким способом можно в следующих случаях:

  1. Закупка продукции естественных монополий.
  2. Приобретение товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
  3. Услуги по водо-, тепло- и газоснабжению, водоотведению, подключению к инженерным сетям в соответствии с действующими в Российской Федерации тарифами.
  4. Услуги по хранению и транспортировке наркотических и психотропных препаратов.
  5. Приобретение товаров или услуг для ликвидации последствий аварии или происшествий техногенного характера.
  6. Закупку у одного поставщика разрешено также проводить после признания конкурса, аукциона или запроса котировок несостоявшимся.
  7. Посещение театров, зоопарков, музеев и так далее.
  8. Приобретение объектов, относящихся к разряду культурных ценностей.

Полный перечень приведен в пункте 1 статьи 93. Приобретение продукции у единственного поставщика – это право, а не обязанность заказчика. При необоснованном отказе от проведения торговой процедуры на заказчика накладываются административные санкции в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

Основные этапы закупки и сроки их реализации

Прежде чем заключить контракт с выбранной компанией заказчик должен провести ряд обязательных мероприятий. Их особенности и сроки реализации приведены в таблице.

Этап

Особенности его проведения

Регламентированный срок

Ссылка на закон

Часть

Статья

Подготовительный

Заказчик вносит в план-график все закупки, которые планируется провести у одного поставщика.

В течения 10 суток с момента предоставления бюджетных лимитов или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Выбор поставщика для заключения контракта

Законодатель не установит конкретных критериев для выбора контрагента в такой ситуации. Поэтому заказчики должны руководствоваться правилами, установленными на предприятии.

Конкретный срок не установлен

Предложение поставщику заключить сделку

Заказчик обращается к поставщику с предложением заключить контракт и озвучивает свои условия. Рекомендуется все требования излагать в письменном виде с соблюдением норм деловой переписки.

Сроки не регламентируются

Подготовка проекта контракта и передача его для ознакомления поставщику

Контракт должен содержать в себе информацию о цене контракта и ее обоснование. Заказчик может также предусмотреть обязательство поставщика по внесению обеспечения контракта.

Не регламентируются

Размещение извещения о проведении закупки в ЕИС

При проведении закупки в случаях, установленных пунктами 1-3, 6-8, 11-14, а также 16-19 части 2 статьи 93, заказчик обязан разместить сведения о ней в ЕИС. Публикуются описание условий сделки, размер и порядок предоставления обеспечения, ограничения, учтенные при выборе контрагента.

За 5 суток до визирования контракта

Отправка уведомления контролирующим органам

Если закупка подпадает под действие пунктов 6,9, 34 и 50 части 1 статьи 93, то заказчик обязан произвести согласование заключения контракта, для этого потребуется отправить в контролирующие органы соответствующее уведомление. В нем должно быть приведено обоснование невозможности использования другого вида закупочной процедуры.

Не позднее одних суток с момента визирования договора.

Заключение контракта

Договор оформляется в письменном виде и визируется обеими сторонами. Он вступает в силу с момента его подписания.

Спустя пять суток после размещения в сети извещения о проведении закупок.

Приобретение товаров и услуг у одного поставщика реализуется проще и быстрее всех остальных способов. Заказчику не придется составлять многостраничную документацию и отражать каждый свой шаг в ЕИС. При этом в следствии отсутствия конкуренции сужается возможность выбора наиболее выгодных условий сделки и увеличивается риск возникновения претензий со стороны контролирующих органов.

Как выбирается поставщик

Законодатель не устанавливает конкретный перечень требований, которым должен удовлетворять единственный поставщик. Поэтому заказчику приходится ориентироваться на принципы разумности и внутренние правила организации. Чаще всего основными критериями при выборе становятся:

  1. Предлагаемая цена продукции. Заказчик может запросить у нескольких фирм коммерческие предложения и выбрать из них наиболее выгодное для себя.
  2. Качество предлагаемой продукции. Этот критерий особенно важен при закупке продуктов питания, медикаментов, высокотехнологичных товаров и так далее.
  3. Достойная репутация. Не запрещено привлекать в качестве контрагента компании, с которыми заказчик успешно сотрудничал в прошлом.
  4. Географическое расположение поставщика. Это актуально для заказов, которые необходимо исполнить в кратчайшие сроки. Чем ближе поставщик располагается к складу заказчика, тем быстрее он сможет поставить продукцию.

Решение по делу № 21/З-2018

РЕШЕНИЕ

«15» января 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена «12» января 2018г.

Решение изготовлено в полном объеме «15» января 2018г. г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии: <…> — заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии: <…> — начальника отдела контроля в сфере закупок;

<…> — главного специалиста — эксперта отдела контроля в сфере закупок,

рассмотрев дело № 21/З-2018, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

28.12.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ФГУП «Почта России», в лице УФПС Кемеровской области – филиала ФГУП «Почта России» (вх. № 8656 от 28.12.2017г.) на действия заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)».

По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно: в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком неверно указан объем закупаемых услуг. Кроме того, заказчик включил в одну закупку лицензируемый и нелицензируемый виды деятельности, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

25.12.2017г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)» и аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 4 222 100 ,00 рублей.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены следующие требования к услугам:

Наименование товара, работы, услуги Код позиции КТРУ Характеристики товара, работы, услуги Единица измерения Количество Цена за ед.изм. Стоимость

Наименование характеристики Значение характеристики Единица измерения характеристики

Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления) 53.10.13.110

УСЛ ЕД 1.00 4222100.00 4222100.00

Таким образом, заказчиком определена единица измерения услуг – условная единица, при этом отсутствует описание состава одной условной единицы, что рассматривается Комиссией кемеровского УФАС России как необъективное описание объекта закупки и противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Постановление Правительства РФ № 87 от 18.02.2005 утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (далее – Перечень).

Пункт 4 данного Перечня включает:

— прием почтовых отправлений;

— обработка почтовых отправлений;

— перевозки почтовых отправлений;

— доставка (вручение) почтовых отправлений;

— почтовый перевод денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи). Оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

В Техническом задании аукционной документации (Приложение № 1 к государственному контакту) «На пересылку почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)» установлены требования к оказанию услуг почтовой связи по обработке, пересылке простых и регистрируемых почтовых отправлений, включая печать, упаковку и предпочтовую подготовку отправлений:

— передача пакетов документов для оказания услуг исполнителю в формате электронного сообщения по защищенному каналу связи (с помощью средств VipNet) в pdf-файлах, содержащих электронные копии документов, подготовленные для двухсторонней распечатки и конвертования в конверты;

— пакет документов включает в себя копии процессуальных документов судебных приставов — исполнителей, подписанных электронной цифровой подписью, копии процессуальных документов судебных приставов — исполнителей без электронной цифровой подписи, реестр документов, списки формы 103;

— прием, обработка и доставка пакетов документов для оказания услуг Заказчику Исполнитель распечатывает документы, производит их конвертование и осуществляет передачу для дальнейшего отправления получателям в день получения пакетов документов;

— исполнитель должен обеспечить подготовку почтового отправления: изготовить, упаковать, нанести календарный штемпель (автоматическая упаковка печатных материалов в конверт исполнителя, имеющий размеры: шириной не менее 110 мм и не более 114 мм, длиной не менее 220 мм и не более 229 мм, с окошком, таким образом, чтобы в окошке конверта были видны фамилия, имя, отчество и/или наименование юридического лица, полный почтовый адрес получателя документов);

— сортировка письменной корреспонденции;

— пересылка письменной корреспонденции. Вручение заказных отправлений должно осуществляться адресатам лично, их законным представителям либо кому — либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия с фиксацией даты, времени доставки отправления и указанием фамилии, инициалов лица, его получившего.

Кроме того, в Техническом задании установлено, что «Исполнитель обязан иметь лицензию на оказание услуг почтовой связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Поскольку заказчик установил передачу документов в формате электронного сообщения по защищенному каналу связи для осуществления исполнителем предпочтовой подготовки почтовых отправлений, можно сделать вывод о наличии неразрывной технологической связи оказания услуг по предпочтовой подготовке и услуг почтовой связи по обработке, пересылке простых и регистрируемых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что услуги по печати, упаковке и предпочтовой подготовке отправлений не являются услугам почтовой связи как таковыми, на их оказание не требуется лицензия. Услуги по печати, упаковке и предпочтовой подготовке отправлений не связаны неразрывно с услугами по приемке, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, на оказание которых требуется лицензия.

Таким образом, включение в один лот лицензируемый вид деятельности (услуги почтовой связи по обработке, пересылке простых и регистрируемых почтовых отправлений) и нелицензируемый вид деятельности (услуги по печати, упаковке, предпочтовой подготовке отправлений) влечет за собой ограничение заказчиком количества участников закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ФГУП «Почта России», в лице УФПС Кемеровской области – филиала ФГУП «Почта России» на действия заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)» обоснованной.

2. Признать заказчика — Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела № 21/З-2017 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

>Особенности заключение договоров по 44 фз с почтой россии

Что должен содержать контракт по 44-ФЗ?

По поводу Гражданского кодекса РФ в отношении контрактов можно сказать следующее. В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Во второй части ГК РФ расположены положения об отдельных видах обязательств. Это основные виды обязательств и по ним гражданское право указывает конкретные существенные условия, которые необходимо предусмотреть в контрактах.

Пример: существенные условия договора поставки. Существенные условия: срок поставки, цена контракта. Форма и порядок заключения: простая письменная форма.

Иные условия в рамках гражданского законодательства: права и обязанности сторон, порядок разрешения конфликтных ситуаций и т.д.

В случае отсутствия данных условия, суды руководствуются положениями ГК РФ и сложившейся судебной практикой.

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

В статье расскажем об обязательных условиях контракта, об условиях на усмотрение заказчика, о неотъемлемых частях контракта. Так же поговорим о заключении контракта при различных способах закупки.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Онлайн, с экспертами. В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая. Обязательные условия контракта: Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.

В каких случаях заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком

Случаи, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), условно можно разделить на несколько групп: Полный перечень случаев содержит часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон № 44-ФЗ). Речь идет о закупках (п. 1 ч.

1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  1. услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также
  1. товаров (работ, услуг), которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Услуги центрального депозитария Центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  1. хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;
  1. открытие счетов депо для владельцев ценных бумаг (Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или учреждений).

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Часть 6 исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: На все ли конкурсы и аукционы полагается требовать банковскую гарантию?

Если нет, то на какие виды закупок и суммы она необходима?

Требовать банковскую гарантию – это право или обязанность заказчика? Каким образом заключить государственный контракт об оказании услуг связи с единственным поставщиком? При осуществлении организацией деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод каким законом следует руководствоваться при производстве закупок?

Можно ли совершить небольшую покупку (например, в размере 100 руб.)

Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15

Татьяна Вихрова,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Слинкина Л.В.

Да, в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ Вам потребуется согласовать заключение контракта с контрольным органом. Напомню, в качестве такого органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Узнать, какая административная ответственность ожидает заказчика в случае превышения годового объема закупок у единственного поставщика, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

При этом необходимо следовать правилам, установленным п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Более подробно о процедуре согласования можно узнать из Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по Закону № 44-ФЗ на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Ирина Быкова

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч. 2 ст. 420 ГК РФ).

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России и Минфина России от 5 августа 2014 года № 18505-ЕЕ/Д28и № 02-02-04/39043.

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником «topaz-tn»

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом Закона № 44-ФЗ годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Морозова Наталия

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Татьяна Тверитина

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) разделяет понятия «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение». Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 закона об образовании). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 закона об образовании).

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Заключение контрактов на поставку с Почтой России

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Может ли заказчик заключить контракт на поставку маркированных конвертов с ФГУП «Почта России» на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Заказчик не вправе заключать контракт на поставку маркированных конвертов на основании указанного пункта.

К сферам действия естественных монополий относятся, в том числе услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ).

Согласно перечню услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а также передача внутренних телеграмм.

Услуги по реализации маркированных конвертов не входят в указанный перечень. Отсюда следует, что данные услуги не относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

На основании изложенного заказчик не вправе заключать контракт на поставку маркированных конвертов на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Однако заказчик может рассмотреть возможность заключения контракта на оказание обозначенных услуг на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Исходя из этого заказчик не вправе заключать контракт на поставку маркированных конвертов на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *