Заказчик работ по определению кадастровой стоимости

Периодичность проведения кадастровой оценки регламентируется законодательно и составляет 1 раз в 3 или 5 лет.
Узнать больше…
Оценка кадастровой стоимости может быть необходима для расчета:

  • налога;
  • арендной платы;
  • стартовой цены на торгах.

В результате проведения кадастровой оценки полученные данные должны быть внесены в Единый государственный реестр земель.
При выборе организации для проведения кадастровой оценки стоит обратить внимание на лицензии и свидетельства, в частности на членство в СРО.
Как выбрать компанию для проведения оценки?
Завышение кадастровой стоимости при проведении оценки влечет за собой существенное повышение имущественного налога.
Заказать проведение кадастровой оценки…
Некоторые организации могут предложить широкий перечень услуг по оценке как материальных, так и нематериальных активов.
Узнать больше об услугах…

На протяжении долгих лет для целей налогообложения государство использовало понятие инвентаризационной стоимости земли. Она была далека от рыночной цены, поэтому суммы земельного налога оказывались крайне несущественными. Ситуация кардинально изменилась, когда в правовую практику вошло понятие «кадастровая стоимость земли», значительно приблизившаяся к рыночной цене. И теперь размер платежей, привязанных к результатам кадастровой оценки земель, может оказаться внушительным.

Рассмотрим подробнее, каковы особенности кадастровой оценки для разных типов земель, как она проводится, а главное — почему важно, чтобы сведения в Едином реестре соответствовали реальной стоимости участка.

Что такое кадастровая оценка и для чего она нужна

Государственный земельный кадастр (реестр) представляет собой систематизированный и упорядоченный перечень всех участков земли на территории России. Иными словами, это база данных всех территорий. У каждого участка — собственное описание и сопроводительные документы. Тотальный учет позволяет оценивать использование земель, выявлять тенденции и избегать нарушений. Кроме того, каждый земельный участок — это еще и объект недвижимости, который можно продать или купить. В этой ситуации встает вопрос об определении стоимости. Во избежание разногласий проводится кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость — это одна из главных характеристик участка. Кадастровая оценка земельных участков позволяет эту стоимость выявить и официально зафиксировать. Это необходимо для решения целого комплекса задач:

  • На уровне государства — для создания единой системы налогообложения земель, которые находятся в государственной или частной собственности, что позволяет максимально точно вести исчисление налога, наполнять бюджеты, составлять прогнозы в части налоговых сборов.
  • На уровне субъектов РФ — для принятия решений о рациональном использовании участков, приватизации, распределении и перераспределении, выдаче разрешений на строительство — словом, для эффективного управления землями.
  • На уровне частных владельцев — для справедливого расчета налогов, для определения рыночной стоимости, для проведения купли-продажи, передачи в аренду, инвестиций в земельные участки и пр.

Земельные участки, которые прошли кадастровую оценку, вносятся в Единый реестр с указанием не только выявленной стоимости, но и собственника. Выписка из реестра является прямым подтверждением правомерности использования земли. Указанная сумма используется для исчисления имущественного налога. Кадастровая оценка земли и недвижимости проводится перед любыми сделками: продажей, дарением, сдачей в аренду. Этот показатель необходим для начисления арендной платы за пользование государственными землями. Исходя из него, рассчитываются государственные субсидии. Кадастровая стоимость становится стартовой ценой при выставлении земель на торги.

В России разработано и внедрено в практику большое количество федеральных законов, стандартов и постановлений, касающихся оценки земель. Среди них:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (действует с 2017 года за исключением положений о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, вступающих в силу с 2020 года);
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 2017 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2020 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (действует с 2017 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (действует с 2017 года);
  • Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчету об оценке»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Таким образом, законы и нормативные акты определяют, кто вправе проводить оценку, как часто, какими методами, по какому алгоритму и т.д. Серьезный подход позволяет выявить объективную стоимость, предотвратить нарушения и факты незаконного использования или продажи земель.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России.

Вступивший в силу с 2017 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2020 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2018 года.

Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой.

Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке;
  • определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость.

Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

На заметку
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ расчет земельного налога и авансовых платежей по нему производится, исходя из кадастровой стоимости участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, т.е. кадастровая стоимость учитывается только со следующего года. Однако случаи, когда стоимость была удачно оспорена собственником, являются исключением из этого общего правила. В налоговом учете сумма уплаченного земельного налога включается в состав расходов в периоде начисления, и если в результате пересчета стоимости образовалась переплата, то корректировку налоговой базы по прибыли делать не следует, когда декларация уже сдана.

Методы оценки кадастровой стоимости земельного участка

Помимо кадастровой стоимости земель существует понятие стоимости рыночной. Основное отличие кадастровой оценки от рыночной в том, что в первом случае определяется стоимость группы объектов, а во втором — одного конкретного объекта. Это позволяет лучше учесть все факторы, влияющие на стоимость. С учетом спроса и предложения, сезонности и конкурентоспособности определяется как кадастровая, так и рыночная стоимость.

Это важно
В идеале кадастровая и рыночная стоимость земли должны совпадать. На практике первая может превышать вторую более чем в 2–3 раза, что связано с несовершенством механизма подсчета и игнорированием фактора спроса во время проведения кадастровой оценки. Это обстоятельство порождает недовольство среди землевладельцев, не готовых платить повышенные суммы налога. Поэтому статья 66 Земельного кодекса РФ указывает, что в тех случаях, когда удается определить рыночную стоимость земельного участка, кадастровую принимают как равную ей. Соответственно, появляются основания для оспаривания завышенной кадастровой стоимости в суде.

Это более гибкий показатель, который отражает такие факторы, как сезонность, конкурентоспособность объекта оценки, цены на аналогичные участки. Рыночная стоимость земельного участка не может превышать цену покупки аналогичного объекта.

Важной цифрой для расчетов является удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Его определяют для разных категорий земель, видов использования или отдельных кадастровых кварталов на основе методических рекомендаций для каждой категории. Итоговая стоимость участка складывается в результате умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Если объект предусматривает несколько видов разрешенного использования, следовательно, несколько удельных показателей, среди них выбирают максимальный.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость земельного участка, являются:

  • Вид разрешенного использования — устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления.
  • Площадь земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.

Отнесение земельного участка к конкретному виду использования подчинено правилам. Если на земле размещены объекты недвижимости, то назначение участка должно соответствовать использованию этих объектов.

К сведению
Если на земле стоит здание, именуемое в техническом паспорте как «офис», сам участок будет отнесен к группе «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если на участке выстроены офисные и производственные здания, для него назначается два вида разрешенного использования одновременно. Если участок земли не застроен, ему могут назначить любой из 17 видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

При проведении оценки земли могут использоваться два метода: доходный и сравнительный.

  1. Сравнительный подход используют для оценки типовых участков земли, рыночная стоимость которых хорошо известна. Подход основан на сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков (принцип замещения). Для сравнения подбирают от 3 до 5 аналогов. Соответственно, подход можно применять только в тех случаях, когда на рынке присутствуют предложения о продаже аналогичных участков.
  2. Доходный подход основан на определении сумм предполагаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земли. Рассчитать их можно, опираясь на данные о ранее полученных доходах. Очевидно, что метод применим только к тем объектам, которые приносят владельцу прибыль.

Вне зависимости от выбранного метода оценщик в работе использует такие данные, как наличие объектов инфраструктуры, коммуникаций, тип рельефа, состояние почвы и т.д. Его задача — определить реальную цену земли максимально объективно.

Особенности кадастровой оценки земель разного назначения

Расчет кадастровой стоимости зависит от назначения земельного участка. Так, если речь идет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сельских и городских поселений, садоводческих объединений и т.п., используют данные статистики рыночных цен на подобные объекты, а также данные по другим методикам оценки земли. Это означает, что для таких участков преобладает сравнительный подход.

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, расположенных вне городских и сельских поселений, земель лесного фонда происходит по доходному подходу — в расчет идет показатель рентного дохода. Он, в свою очередь, зависит от плодородия почвы, технологических свойств, местоположения и других факторов. Для каждого фактора выводят свои интегральные показатели.

Кадастровая оценка участков земли за пределами городской черты, относящихся к другим категориям, проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода (если земля приносит доход). Это, в частности, касается объектов рекреации, недропользования и т.п.

Правила и условия внесения изменений в Единый государственный реестр земель

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в результате оценки, вносятся в Единый государственный реестр земель. Однако со временем данные могут меняться — иногда это происходит до того, как подходит срок проведения очередной оценки. Например, гражданин изменил вид разрешенного использования земли и получил право на уменьшение суммы налога. Однако перерасчета не будет до тех пор, пока изменения не найдут отражение в Едином реестре. Во избежание противоречий, которые могут препятствовать сделкам купли-продажи и другим операциям с недвижимостью, закон предусматривает досрочное внесение изменений в кадастр. Делать это можно в следующих случаях:

  • при изменении площади участка;
  • при изменении адреса или описания расположения земли;
  • при появлении (исчезновении) на участке лесных, водных и иных природных объектов;
  • при переводе земли из одной категории в другую;
  • при ограничении или изменении прав собственника.

Заявить о внесении изменений в Единый реестр может только собственник участка или его представитель с нотариально заверенной доверенностью. Заявителю необходимо документально оформить изменения, подлежащие внесению в реестр. Например, если речь идет о переводе земель в новую категорию, следует получить акт органов местного самоуправления о согласовании нового способа использования земли. С этим документом и заявлением собственник обращается в управление Росреестра. После того как изменения внесены, ему необходимо получить в территориальной кадастровой палате выписку и убедиться, что внесенные сведения соответствуют действительности.

На практике каждый случай индивидуален, поэтому для правильного оформления документации и совершения любых операций, связанных с землей, рекомендовано прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Вопросам установления объективной кадастровой стоимости земли следует уделить первоочередное внимание. Неправильная кадастровая оценка или неактуальные сведения в реестре приводят к тому, что собственник платит повышенную сумму налога или недополучает средства от коммерческого использования земли. Вот почему важно не только своевременно отслеживать ситуацию на земельном рынке, но и пользоваться услугами профессиональных оценщиков с большим опытом.

Как выбрать надежного партнера?

Коммерческие организации, которые занимаются оценочной деятельностью, обязаны состоять в саморегулируемых организациях (СРО), а кадастровые инженеры — иметь запись в Едином государственном реестре кадастровых инженеров. Это первое, что должен проверить потенциальный клиент, который планирует заказать проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в конкретной фирме. Соответствующие свидетельства компания обязана предоставить по первому требованию. О том, почему важно выбрать правильного партнера для проведения оценки, нам рассказал Дмитрий Строк, руководитель практики «Оценка» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Не секрет, что кадастровая стоимость часто оказывается завышенной. Между тем для собственника земли очень важно добиться той цифры, которая реально отражает стоимость участка с учетом всех его особенностей. Для экспертов КСК групп объективность и индивидуальный подход — ключевые принципы в проведении оценки. За 20 лет мы реализовали свыше 5 тысяч проектов в разных отраслях. Наши специалисты проводят оценку рыночной стоимости городских, сельскохозяйственных и лесных земель, участков водного фонда, промышленного значения, энергетики и транспорта. Представленные отчеты строго соответствуют законодательству. Мы используем понятные методики, оптимальные для каждого конкретного объекта, и обязательно учитываем состояние рынка и уровень рыночных цен. По запросу клиента предоставляем все выкладки и объяснения. Помните: правильная кадастровая оценка земельных участков часто позволяет сократить имущественный налог более чем на 50%».

P.S. КСК групп — крупный участник рынка аудиторско-консалтинговых услуг для негосударственного реального бизнеса, занимающий 9-е место в России в рэнкинге 2016 года «Оценочная деятельность», по версии агентства «Эксперт РА». Компания работает в области юридического, налогового, IT- и общего консалтинга, использует богатый опыт, специализированные программные продукты и авторские методики.

За последнее время в условиях изменившегося законодательства в области кадастровой оценки Ассоциация «СРОО «Экспертный совет» наработало значительный конструктивный опыт экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости различных категорий объектов оценки в нескольких субъектах России, в том числе:

  • земельных участков населенных пунктов Пермского края, Курской, Оренбургской, Новгородской, Саратовской, Рязанской, Самарской, Вологодской, Магаданской и Тамбовской области, республиках Мордовия, Дагестан и Коми, а также Ямало-Ненецком и Чукотском АО;
  • земельных участков водного фонда Пермского края;
  • объектов недвижимости жилого и нежилого фонда г. Москвы, Ямало-Ненецкого АО, Красноярского и Ставропольского края, Владимирской, Магаданской, Тамбовской, Тульской, Мурманской, Вологодской, Тюменской и Иркутской области, республики Мордовия и Чукотского автономного округа;
  • земельных участков сельскохозяйственного назначения Республик Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия – Алания и Дагестан, Хабаровского и Пермского края, а также Мурманской, Тверской, Челябинской и Иркутской области;
  • садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов Оренбургской области.

Согласно ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости.

Статья 24.16 «Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости» Закона об оценочной деятельности устанавливает, что Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. В свою очередь исполнитель работ в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета.

По результатам экспертизы саморегулируемая организация оценщиков (далее — СРОО) дает положительное или отрицательное экспертное заключение с указанием исчерпывающего перечня выявленных нарушений и их соответствующего обоснования в последнем случае, а исполнитель работ дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости с учетом выявленных нарушений и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.

Экспертиза отчетов в рамках кадастровой оценки обязательна также в отдельных случаях при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности для обжалования результатов определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, к которому прилагаются, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки и в отдельных случаях положительное экспертное заключение СРОО о его соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Такие случаи определены в Приказе Минэкономразвития РФ от 22.02.2011 N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости». Согласно п. 21 указанного приказа, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение.

Определение «экспертизы отчета дано в Законе об оценочной деятельности, а ее содержание более подробно раскрывается в Приказе Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)» (далее – ФСО №5). Согласно статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:

  • соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
  • подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение. При этом положительное экспертное заключение должно содержать вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Указанные в Законе об оценочной деятельности направления экспертизы преобразованы в ФСО №5 в виды экспертизы отчета об оценке: экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза) и экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки.

При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.

В случаях, когда не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза, таким образом, в отношении кадастровой оценки, где отсутствует такое указание, проводится нормативно-методическая экспертиза.

Применительно к кадастровой оценке в законодательстве используется только понятие «отчет об определении кадастровой стоимости» как результат работ по кадастровой оценке и объект экспертизы СРОО. При этом согласно п.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)» (далее — ФСО №4), под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В п. 12 дополнительно указывается, что в случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.

12 февраля 2019

1. Что такое кадастровая стоимость?

2. Что такое фактическое разрешенное использование?

3. Что такое оценочное зонирование?

4. Что такое оценочная группа?

5. Какие подходы выделяют в массовой оценке?

6. Что такое статистическая модель оценки?

7. Что такое ценообразующий фактор?

8. Что такое удельная кадастровая стоимость (УКС) и удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС)?

9. Когда применяется индивидуальная оценка кадастровой стоимости?

10. Что такое поправочный коэффициент?

1. Что такое кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость – это стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст. 16, 20, 21 или 22 Федерального Закона от 03.07.2016 № 237 «О государственной кадастровой оценке» (п. 2 ст. 3 Федерального Закона от 03.07.2016 № 237 «О государственной кадастровой оценке»).

2. Что такое фактическое разрешенное использование?

Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости — фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости (ч. 1 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

3. Что такое оценочное зонирование?

Оценочное зонирование — это разделение территории, на которой проводится государственная кадастровая оценка, на ценовые зоны. Оценочное зонирование проводится только в отношении тех сегментов рынка недвижимости, по которым существует достаточная рыночная информация.

Целью оценочного зонирования является представление в графическом и семантическом виде информации о сложившейся на дату определения кадастровой стоимости ситуации в различных сегментах рынка недвижимости, представленных в конкретных ценовых зонах.

По итогам оценочного зонирования устанавливаются ценовые зоны и удельные показатели средних рыночных цен и величин затрат на создание объектов недвижимости в расчете на единицу площади, объема, иной характеристики типовых объектов недвижимости (земельных участков и (или) других объектов недвижимости) в ценовых зонах в разрезе видов использования (ч. 6 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

4. Что такое оценочная группа?

Оценочная группа — это объединение объектов недвижимости в группы (подгруппы) на основе изучения сложившихся сегментов рынка и в результате анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости (ч. 9 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

5. Какие подходы выделяют в массовой оценке?

Выделяют три подхода, которые используются для разных групп и подгрупп объектов: сравнительный, затратный, доходный.

Сравнительный подход основан на сравнении цен сделок (предложений) по аналогичным объектам недвижимости. Сравнительному подходу отдается предпочтение перед другими подходами к оценке при развитости рынка объектов недвижимости и при достаточности и репрезентативности информации о сделках (предложениях) с объектами недвижимости.

Затратный подход основан на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства или замещения объекта недвижимости. Для использования этого подхода необходимы актуальные и достоверные данные о соответствующих затратах. Затратный подход используется при определении кадастровой стоимости ОКС.

Доходный подход основан на определении ожидаемых доходов от использования объектов недвижимости. Доходный подход рекомендуется применять при наличии надежных данных о доходах и расходах по объектам недвижимости, об общей ставке капитализации и (или) ставке дисконтирования (ч. 7 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

6. Что такое статистическая модель оценки?

В рамках сравнительного подхода выделяют метод статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки (ч. 7 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).

7. Что такое ценообразующий фактор?

К ценообразующим факторам (характеристикам) объектов недвижимости относится информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках, а также иная информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости.

Все ценообразующие факторы разделяются на три типа:

1) факторы, характеризующие внешнюю среду объектов недвижимости;

2) факторы, характеризующие непосредственное окружение и сегмент рынка объектов недвижимости;

3) факторы, характеризующие объект недвижимости

(ч. 4 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

8. Что такое удельная кадастровая стоимость (УКС) и удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС)?

Удельная кадастровая стоимость (УКС) – кадастровая стоимость в расчёте на единицу площади объекта недвижимости.

Как правило, при подстановке соответствующих объекту недвижимости значений в модель оценки получается удельная стоимость объекта недвижимости, умножение которой на площадь объекта недвижимости и дает результирующую кадастровую стоимость.

Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) – средневзвешенное по площади значение кадастровой стоимости объектов определенного вида для территориальных единиц: кадастровых кварталов, муниципальных образований, посёлков, кадастровых районов, Санкт-Петербурга в целом

(ч. 4 приказа Министерства экономического развития № 382 от 29 июля 2011 года «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости).

9. Когда применяется индивидуальная оценка кадастровой стоимости?

Индивидуальный расчет может применяться при определении кадастровой стоимости в следующих случаях:

1) требуется определение стоимости эталонного (типового) объекта с заданными характеристиками, относительно которого будут моделироваться стоимости объектов недвижимости;

2) требуется определение стоимости конкретных объектов недвижимости с целью обеспечения достаточного количества информации о рынке (сегменте рынка) объектов недвижимости или в случае невозможности продолжения фактического использования объекта недвижимости;

3) невозможности расчета с применением моделирования стоимости, в том числе статистической обработки объектов, в силу недостаточного количества информации о рынке (сегменте рынка) объектов недвижимости;

4) определение кадастровой стоимости особо сложных объектов недвижимости, обладающих уникальными характеристиками

(ч. 8 приказа Министерства экономического развития № 226 от 12 мая 2017 г. «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»).

10. Что такое поправочный коэффициент?

Поправочный коэффициент – величина, определяемая оценщиком и применяемая в модели определения кадастровой стоимости. Например, поправочный коэффициент (понижающий стоимость) может быть применен в случае наличия у оценщика информации о расположении объекта недвижимости в подвальном этаже.

Коэффициент обосновывается оценщиком самостоятельно. При определении кадастровой стоимости результирующая стоимость корректируется на поправочный коэффициент (при его наличии).

Объекты недвижимости

Постановление Правительства Ростовской области от 27.12.2016 № 881 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ростовской области»

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащие адресные характеристики объектов (архивный файл)

Земли населенных пунктов

Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 778 «Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков»

Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 777 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах муниципальных районов Ростовской области»

Постановление Правительства Ростовской области от 25.11.2014 № 776 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области»

Земли сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства Ростовской области от 28.11.2013 № 717 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Ростовской области»

Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений

Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 753 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ростовской области»

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения

Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 750 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Ростовской области»

Земли водного фонда

Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 751 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда, расположенных на территории Ростовской области»

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 752 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Ростовской области»

Земли лесного фонда

Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2014 № 754 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Ростовской области»

Кадастровая оценка земли: вопросы и ответы 03 июля 2018, 10:22

С какой периодичностью должна проводиться кадастровая оценка земель и на каком основании?

Согласно законодательству (ФЗ «Об оценочной деятельности»), кадастровая оценка осуществляется в соответствие с решениями исполнительных органов либо в тех случаях, когда законодательные нормы о проведении оценочных мероприятий устанавливаются законодательством государственного субъекта. Процедура проводится не реже, чем один раз в пять лет. Орган, который издает приказ о проведении подобных мероприятий, является заказчиком оценочных услуг.

Каким органом организуются работы по кадастровой оценке земельных участков?

Организатором мероприятий является исполнительный орган РФ. Согласно законодательным нормам, органом кадастрового учета формируется список объектов недвижимого имущества для проведения мероприятий в рамках государственной кадастровой оценки. Выбор исполнителя оценочных работ проводится в рамках специального конкурса.

На какую календарную дату определяется государственная кадастровая стоимость объекта?

Оценка стоимости земли осуществляется на ту дату, когда формировался список оцениваемых объектов. Мероприятия проводятся по отношению к тем объектам недвижимого имущества, которые учитываются в государственном кадастре.

По каким правилам определяется кадастровая стоимость участка, если он не входит в список оцениваемых объектов либо если участок был поставлен на учет в кадастровые органы после той даты, когда был сформирован перечень оцениваемых объектов, или в случае изменения параметров объекта?

Если участок земли не включается в перечень оцениваемых объектов, но информация о нем содержится в кадастровых органах, оценить его стоимость можно на базе методических указаний, которые были утверждены Министерством экономического развития. По такому же принципу происходит определение кадастровой стоимости для вновь образовавшихся земель, в случае изменения их категории и типа разрешенного применения.

Почему некоторые участки земли, информация о которых содержится в кадастровых органах, не включаются в перечень оцениваемых объектов?

Во время формирования перечня упоминаются качественные и количественные характеристики, которые необходимы для проведения мероприятий по кадастровой оценке. В данном случае не допускается отсутствие учетных параметров по участкам земли, которые включены в перечень, а также присутствие противоречивых сведений.

Но не во всех ситуациях специалисты имеют возможность уточнить недостающую информацию, именно в подобных случаях такие участки не включаются в перечень оцениваемых объектов.

От каких факторов зависит кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость земельного участка зависит от уровня рыночных цен в отдельных сегментах рынка недвижимости. Главными факторами, которые на нее влияют, являются такие моменты, как расположение земли, наличие инженерных коммуникаций, социально-экономическое развитие, инфраструктура и т.д. Для каждой категории разрешенного использования перечень факторов, влияющих на ценообразование, является различным.

Также оценка стоимости земельных участков осуществляется с учетом специальных подходов (индивидуальная рыночная оценка, статистическое моделирование, а также альтернативные методы).

На основании каких сведений участки земли относят к определенным категориям разрешенного пользования?

Принцип определения типа разрешенного пользования земли, согласно которому осуществляется выявление номера категории разрешенного использования земель, упоминается в технических указаниях и рекомендациях по кадастровой оценке для различных групп земельных участков.

Основанием для его выбора могут стать данные о типе разрешенного использования, которые содержатся в базе государственного кадастрового органа.

Какие ошибки могут быть допущены при осуществлении мероприятий по кадастровой оценке и как их можно устранить?

Все погрешности, допускаемые при проведении кадастровой оценки, делятся на несколько групп:

  • Технические ошибки (опечатки, описки), которые допускаются кадастровыми органами при ведении учета и которые приводят к несоответствию информации, вносимой в государственный кадастр объектов недвижимости;
  • Ошибки в документах, на основе которых вносилась информация в кадастровый орган. Как правило, к таким погрешностям относятся ситуации неграмотного отнесения специалистами по оценке к той или иной категории разрешенного использования.

Технические ошибки могут быть исправлены на базе решения кадастрового органа в тех ситуациях, когда они были обнаружены самим органом либо другим лицом (на основании заявления).

Кадастровые ошибки в сведениях могут быть исправлены в том порядке, который устанавливается законодательством для учета изменений конкретного объекта недвижимого имущества.

Где и как можно получить информацию о кадастровой стоимости определенного объекта недвижимого имущества?

Сведения о кадастровой стоимости предоставляются бесплатно. Для этого заинтересованное лицо должно подать специальный запрос. Информация предоставляется в виде кадастровой справки, получить которую можно в одном из отделений Росреестра.

В каких органах можно получить разъяснения относительно определения кадастровой стоимости земли?

Разъяснения относительно кадастровой стоимости можно получить в одном из отделений Росреестра. Это касается результатов кадастровой оценки определенного объекта, а также общих результатов.

Где можно получить информацию о результатах кадастровой оценки земельных участков?

Оценка земли в Подмосковье и других регионах РФ фиксируется документально. Сведения о ней можно получить на официальном сайте кадастрового органа. Для этого необходимо знать категорию земли и кадастровый номер.

Если нужна информация об объекте, который учтен в государственном кадастре, можно воспользоваться электронным порталом Росреестра. Программа осуществляет поиск участка, согласно заданному номеру и отображает в виде таблицы информацию об его основных параметрах.

Возможен ли пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земли?

Согласно законодательным нормам РФ, правообладатель имеет возможность оспорить кадастровую стоимость в специально созданной комиссии, занимающейся рассмотрением подобных споров либо в судебных органах. Для этого должно быть подано соответствующее заявление, а также осуществлена оценка земельного участка независимой экспертной организацией.

С какого момента можно считать наступление отсчета шестимесячного срока, в течение которого можно оспорить результаты кадастровой стоимости?

Кадастровая стоимость может быть оспорена в специально созданной комиссии по рассмотрению подобных споров в течение шести месяцев с того момента, как сведения были внесены в государственный кадастр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *