Задачи уполномоченного по защите прав предпринимателей

Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Тверской области

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 июля 2013 года N 57-ЗО

Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Тверской области

в Тверской области

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 11 июля 2013 года

(Изменеия:
Закон Тверской области от 29.04.2014 N 23-ЗОНГРru69000201400352)

Настоящий закон с учетом Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области.

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Федеральным законом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Тверской области, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Тверской области (далее — субъекты предпринимательской деятельности).

2. Должность Уполномоченного относится к государственным должностям Тверской области.

3. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Уставом Тверской области, настоящим законом, другими законами Тверской области и иными нормативными правовыми актами Тверской области.

4. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.

5. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

6. Местом нахождения Уполномоченного является город Тверь.

7. Уполномоченный осуществляет свою деятельность в границах территории Тверской области.

Статья 2

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности;

2) содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности;

3) правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах принадлежащих им прав и способов их защиты;

4) содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Тверской области;

5) информирование общественности Тверской области о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

6) осуществление на территории Тверской области контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области;

7) взаимодействие с предпринимательским сообществом Тверской области;

8) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

9) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 3

1. Уполномоченный назначается на должность Губернатором Тверской области по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Законодательным Собранием Тверской области и с учетом мнения предпринимательского сообщества Тверской области сроком на пять лет.

2. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух сроков подряд.

3. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати лет, имеющее высшее образование.

4. Уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Тверской области, государственные должности других субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

{ч.4 ст.3 в редакции Закона Тверской области от 29.04.2014 N 23-ЗО}

Статья 4

1. Уполномоченный вступает в должность со дня вступления в силу акта Губернатора Тверской области о его назначении.

2. Уполномоченный имеет служебное удостоверение, подтверждающее его полномочия.

Служебное удостоверение подписывается Губернатором Тверской области.

Служебное удостоверение вручается Уполномоченному Губернатором Тверской области или по его поручению иным должностным лицом.

Образец и описание служебного удостоверения утверждаются Губернатором Тверской области.

3. Уполномоченный продолжает исполнять свои должностные обязанности до дня вступления в должность нового Уполномоченного, за исключением случая досрочного прекращения полномочий.

4. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены

Губернатором Тверской области по представлению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо с его согласия.

5. Уполномоченный имеет печать и бланки с наименованием его должности.

Статья 5

1. При осуществлении своей деятельности Уполномоченный имеет право:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом или законом Тверской области отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

3) направлять в органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

4) направлять Губернатору Тверской области мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов исполнительных органов государственной власти Тверской области;

5) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов Тверской области, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности;

7) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами Тверской области.

2. В целях защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в федеральные органы государственной власти.

3. Заключения Уполномоченного, предусмотренные пунктом 6 части 1 настоящей статьи, являются обязательными для рассмотрения органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. О результатах рассмотрения заключений Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения соответствующего заключения.

4. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти Тверской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области обязаны обеспечить прием Уполномоченного, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего запроса.

Статья 6

1. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности (далее также — заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Тверской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

2. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным по защите прав предпринимателей, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается Уполномоченным в другом субъекте Российской Федерации, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности.

Статья 7

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей информацию о результатах своей деятельности.

По окончании календарного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, Уполномоченный направляет Губернатору Тверской области, в Законодательное Собрание Тверской области и Общественную палату Тверской области ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Информация и ежегодный доклад, предусмотренные настоящей частью, должны содержать оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Тверской области, а также предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному опубликованию в средстве массовой информации, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Тверской области и Законодательного Собрания Тверской области, а также размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ежегодный доклад Уполномоченного заслушивается на заседании Законодательного Собрания Тверской области.

3. Специальные доклады по вопросам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности направляются Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Губернатору Тверской области, в Законодательное Собрание Тверской области и в Общественную палату Тверской области в случае массового нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и в иных случаях по инициативе Уполномоченного.

Статья 8

1. Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах.

2. Положение об общественных помощниках утверждается Уполномоченным.

3. Общественным помощникам Уполномоченного Уполномоченным выдается удостоверение по форме, утвержденной Уполномоченным.

Статья 9

Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет его рабочий аппарат, который является юридическим лицом в форме государственного учреждения Тверской области.

Статья 10

Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, а также привлекать для участия в их деятельности представителей предпринимательского сообщества, общественных организаций, представителей органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Статья 11

Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области через Правительство Тверской области.

Статья 12

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 9 настоящего закона, которая вступает в силу с 1 января 2014 года.

Исполняющий обязанности

Губернатора Тверской области,

первый заместитель Председателя

Правительства Тверской области С.А. Дудукин

Тверь

8 мая 2013 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 07.05.2013 № 78-ФЗ.

В чем суть данного закона, кому и как он может помочь?

Небольшая предыстория возникновения данного Федерального закона. Сам институт Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ возник в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 № 596, в котором Правительству Российской Федерации было дано поручение — создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях.
Необходимость принятия данного закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно защитить свои права и законных интересы. Прежде всего, речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.
Прежде всего, данным законом определены основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах страны.

Кто может быть уполномоченным по защите прав предпринимателей, какой у него правовой статус?

Из Закона следует, что Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование. В настоящее время Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей является Борис Титов.
Существуют определенные ограничения для Уполномоченного – он не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой и что важно неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

Кроме того, по истечению календарного года Уполномоченный обязан направить годовой доклад о результатах своей деятельности, данный доклад подлежат опубликованию как в «Российской газете», так и на официальном сайте Уполномоченного.

А не получиться ли так, что Уполномоченный превратиться в очередную «инстанцию по пересылке жалоб»?

«Арсенал тех возможностей», которые закреплены в Законе позволяют в полной мере Уполномоченному защитить права предпринимателя.
В статье 4 Закона указано, что Уполномоченный в случае принятия жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению, по результатам ее разрешения может принять 7 следующих действий:

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Закон прямо запрещает направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  3. Направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, их должностных лиц;
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  7. Направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Важно отметить, что руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения.
Кроме того, ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

А какими полномочиями наделен Уполномоченный?

Уполномоченный наделен широким кругом полномочий. К примеру, Уполномоченный в ходе рассмотрения жалобы вправе:

  1. запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
  2. беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
  3. в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статья 159-159.6, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статья 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
  4. принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.

И в-пятых, очень интересное новое полномочие, которым не обладают ни Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, ни Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка это одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
Кроме того, Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, организовывать общественные приемные, которые будут оказывать субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь.

Какие еще особенности имеет данный Закон и в целом институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей?

Особенностью данного Закона является то, что он закладывает принципы работы и для Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации
Так, Законом предусмотрено, что правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ устанавливаются законом субъекта РФ с учетом положений данного Федерального закона.
Основная задача Уполномоченного в субъекте РФ рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в налоговом органе на территории соответствующего субъекта РФ. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается (ч. 2 ст. 10 Закона).
В целом полномочия Уполномоченного в субъекте РФ схожи с полномочиями Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, за тем исключением, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Конечно, практическая реализация данного Закона покажет все «плюсы» и «минусы» института Уполномоченных по защите прав предпринимателей, несомненно одно, у предпринимателей появился еще один «помощник» и у такого помощника основная задача — защита прав как российских так и иностранных предпринимателей, как на территории России, так и за ее пределами.
В заключение, хотелось отметить, что наряду с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в органах прокуратуры существуют структурные подразделения по защите прав предпринимателей в прокуратуре Самарской области — отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей, который входит в управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области.
С учетом изложенного, за защитой своих прав Вы вправе обратиться в органы прокуратуры.

А.С. Русских
Старший помощник прокурора Самарской области
по правовому обеспечению

Принят Государственной Думой 26 апреля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее — Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

3. Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

4. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе тридцати лет, имеющее высшее образование.

5. Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

6. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 2

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 3

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции Уполномоченного.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».

Статья 4

1. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

2. Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности (далее также — заявитель) к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

3. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. В случае, если в поступившей на имя Уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес заявителя, такая жалоба не подлежит рассмотрению.

5. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

7. Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Статья 5

1. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;

3) в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 1596, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 172, 1731 — 1741, 176 — 178, 180, 181, 183, 185, 1852 — 1854, 190 — 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

4) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

5) одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.

2. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

3. В целях рассмотрения обращений Уполномоченного органы прокуратуры, правоохранительные органы, органы государственной власти по инициативе Уполномоченного могут создавать рабочие группы.

Статья 6

В целях выполнения определенных настоящим Федеральным законом задач Уполномоченный вправе:

1) направлять Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

2) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности до решения этого вопроса соответствующим судом;

3) направлять Президенту Российской Федерации мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

4) направлять в Правительство Российской Федерации мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности;

5) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации);

6) давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. О результатах рассмотрения заключения Уполномоченный должен быть уведомлен в письменной форме в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения соответствующего заключения;

7) направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в части, относящейся к компетенции Уполномоченного, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Статья 7

1. Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах.

2. Общественные представители Уполномоченного осуществляют представительские и экспертные функции.

3. Уполномоченный в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.

4. Уполномоченный вправе создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций.

5. Уполномоченный вправе создавать на территории Российской Федерации общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.

Статья 8

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств федерального бюджета.

3. Информация о деятельности Уполномоченного, включая порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 9

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее — уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

2. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества.

5. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного либо с его согласия.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10

1. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее также — заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

2. Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах Российской Федерации, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению уполномоченным в субъекте Российской Федерации будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте Российской Федерации, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности.

3. При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

3) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации;

4) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

6) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, инвестиционными уполномоченными в федеральных округах и иными лицами.

5. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение уполномоченного в субъекте Российской Федерации направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

6. По окончании календарного года уполномоченный в субъекте Российской Федерации направляет Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 11

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Часть 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Уполномоченный в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним.

Президент Российской Федерации В. Путин

Цели и задачи Уполномоченного по защите прав предпринимателей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области или бизнес омбудсмен – должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Уполномоченный обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Владимирской области, их соблюдения органами государственной власти Владимирской области, органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, иными организациями, наделенными федеральным законом отдельными государственными и иными публичными полномочиями.

Основополагающие принципы деятельности Уполномоченного:

  • независимость,
  • справедливость,
  • инициативность,
  • ответственность,
  • конфиденциальность,
  • гуманность,
  • открытость,
  • объективность,
  • доступность.
  • Основные задачи Уполномоченного:

    1. Содействие соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, а также восстановлению нарушенных прав.
    2. Подготовка предложений по совершенствованию механизма защиты прав и законных интересов предпринимателей и по формированию политики Владимирской области в сфере развития предпринимательской деятельности.
    3. Содействие улучшению инвестиционного климата во Владимирской области.
    4. Правовое просвещение предпринимателей по вопросам защиты их прав и законных интересов.
    5. Взаимодействие с предпринимательским сообществом и развитие межрегионального сотрудничества в области защиты прав и законных интересов предпринимателей.
    6. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
    7. Информирование населения области о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов предпринимателей на территории Владимирской области.

    Правовая основа деятельности Уполномоченного:

    1. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
    2. Закон Владимирской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей во Владимирской области».

    Компетенции Уполномоченного:

    1. Рассматривает жалобы предпринимателей на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными и иными полномочиями.
    2. Разъясняет заявителям способы защиты их прав и законных интересов.
    3. Осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов предпринимателей на основании материалов, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, обращений граждан и организаций, сообщений средств массовой информации.
    4. Информирует общественность Владимирской области о состоянии дел в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей.

    Основные направления деятельности аппарата Уполномоченного:

  • оперативное рассмотрение обращений предпринимателей в связи с нарушением их прав;
  • аналитический анализ и мониторинг ситуации в бизнес-среде;
  • информационное – путем предания гласности фактов нарушения прав и законных интересов предпринимателей;
  • законодательное – путем подготовки предложений по внесению изменений (отмене) либо издании законов и правовых актов.

    Основные принципы деятельности аппарата Уполномоченного:

  • эффективность и нацеленность на результат;
  • профессионализм и ответственность;
  • гласность и информационная открытость;
  • неукоснительное соблюдение регламента работы и постоянное развитие.

    Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области:

  • Рабочая группа для координации деятельности по пресечению несанкционированных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Владимирской области
  • Комиссия Главного управления МЧС России по Владимирской области о предоставлении аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска
  • Общественный совет при УФНС России по Владимирской области
  • Общественный совет при Главном управлении МЧС России по Владимирской области
  • Общественный совет при Транспортной прокуратуре Владимирской области
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *