Зачем нужна культура речи юристу?

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, В любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непосредственная действительность мысли. Слова являются средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании.

Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т.

д.

С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механизмов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Язык — система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляются познание мира, управление человеческим поведением и т. д.

Развитие языка связано прежде всего с коллективным трудом, необходимостью общения и взаимодействия. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколе­ний. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций, будучи наиболее тесно связанным с мышлением. Жесты — вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может быть передано многое.

Основными единицами языка являются слово и предложение. Они имеют значение и смысл. Значение — это содержание закрепленной за словами информации. С помощью слов обозначают объекты, обобщают их признаки. Смысл слов выражается в индивидуальном, субъективном восприятии и понимании явлений и предметов — объективной реальности. Сближение значения и смысла слов у личности проходит в несколько этапов: от диффузного понимания и нечеткого различения от других близких слов к схватыванию сущности обозначаемого и установлению отношений между словами.

Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.

Речь — это процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения с другими людьми.

Речь обеспечивается периферическими (двигательные, голосовые, артикуляционные) и центральными (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Человеку свойственно употреблять знаки для обозначения предметов и осмыс­ливания действительности. Человеческая речь является знаковым отражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и дви­гательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области: слуховая, зрительная и двигательная. Они связаны условно-рефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т. д.

Физиологический механизм человеческой речи раскрывается в учении И.П.Павлова о второй сигнальной системе. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все им сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения»*.

* Павлов И.П. Полн. собр. соч., Т. 4, с. 429

Речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно. Например, при решении работником юридического труда конкретной задачи отмечается, как правило, сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных связей в коре мозга — вторая сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими психологическими процессами (произвольное внимание, произвольная память и т.

д.).

Слова способны активизировать кору мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.

Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.

Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых. голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи*.

* См.: Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. М.,1992, с.5

Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную*.

Устная речь является главным инструментом общения. С ее помощью непосредственно осуществляется коммуникативная и управленческая деятельность. Для устной речи важно, чтобы собеседники слышали и видели друг друга. Исследования показывают, что у человека, который слушает собеседника, не видя его, восприятие резко снижается.

Письменная речь характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки. Работник юридического труда, приступая к составлению различных документов (справок, отчетов, протоколов и т. п.) ищет и находит языковые средства для выражения результатов своего мышления. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. Для деловых бумаг письменная речь должна быть обусловлена лаконичными фразами, точными понятиями и соответствующей терминологией. Юрист должен хорошо владеть различными стилями русского языка.

Внутренняя речь служит для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (в мимике, походке и т. д.). Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных рассуждений. Работник юридического труда должен обязательно научиться управлять своей внутренней речью.

Внешняя речь — это по существу обычная устная или письменная речь. Она генерируется спонтанно, однако в ряде случаев ей предшествует этап внутренней речи.

Разновидностью устной речи является диалогическая речь. Семантика ее зависит от того, как воспринимается сказанное собеседником. Одно и то же слово, фраза могут произноситься по-разному и означать приказ, просьбу, дружеское замечание, порицание, выговор и т. п.

В самых разнообразных формах: выступления перед аудиторией, чтение вслух, устный отчет и т. д. — может быть представлена работником юридического труда монологическая речь. Этот вид речевой деятельности получил в юридической практике большое распространение. Овладение техникой монологической речи предполагает усвоение основ ораторского искусства.

Живое общение людей осуществляет обыденная речь. Она очень выразительна, понятна. Большое значение здесь имеют интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике языка. Особенно это важно при работе с представителями интеллигенции.

Американский психолог Т.Шибутани отмечает, что большинство американцев стараются не нарушать норм лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывают почти такие же негативные социальные санкции, как и нарушение других обычаев. «Люди теряют уважение к тем, — замечает Шибутани, — кто не может говорить как следует, и они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Неправильное произношение слов — это прежде всего общее оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет неверные обороты, он вызывает открытое презрение»*.

* Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1969, с. 129.

Профессиональная речь требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов, в том числе и юристов. Большую роль в этом деле играют различные аспекты профессиональной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз, логика высказывания и т.д.

В деятельности юриста-практика подготовленная речь употребляется повсеместно; заготовленные ответы на вопросы, выступления на процессах, заранее продуманный монолог в беседе, на допросе и т.д. Предварительная работа над содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации важна и необходима. Вместе с тем постоянная приверженность к заранее разработанному тексту сковывает творческое мышление работника юриспруденции, делает его догматичным. Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию.

К импровизации очень близка неподготовленная речь. В сущности импровизация представляет собой один из сложных процессов творческого использования опыта. Без предварительной кропотливой работы над темой выступления, например в суде, или при проведении дискуссии импровизация невозможна. В связи с этим импровизацию можно считать определенным этапом в развитии речевой деятельности, которому предшествует этап подготовленной речи.

Речь юриста, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления работнику юридического труда нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме — логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств.

Введение.

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист — это правовед. А право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой.

Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому необходимо владеть навыками публичной речи.

Актуальность темы обусловлена недостаточным вниманием к языку правоведения со стороны юристов и лингвистов, что приводит к снижению качества содержания судебной речи и ее эффективности. Данный факт свидетельствует о нежелании судебного оратора вдумываться в значение употребляемых слов, о его неуважении к языку. Ведь высокий рейтинг многих юристов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Все эти факторы представляют собой обязательное условие для успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык – это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

1. Особенности культуры речи юриста.

Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, мера пресечения, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, такие, как: промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие: деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: поставление, недонесение, приискание. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод — принудительное доставление кого -либо в органы расследования и суда; склонить — заставить совершить преступление; погашение — прекращение срока судимости; эпизод — часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный поступок и др. Это самый трудный и самый интересный из всех профессиональных языков.

Обычно речи прокурора и адвоката носят состязательный характер и отличаются так называемым » судебным острословием”, хотя при этом они не должны быть лишены определенного такта и корректности, в них не допустимы не только издевательский тон, но даже нотки юмора или иронии.

Судебная речь — это прежде всего устное выступление. Она может функционировать только в форме живой разговорной речи. Во время судебного следствия судебный оратор вносит в предварительную схему речи все поправки и дополнения, вытекающие из данных, полученных и проверенных в судебном процессе. Завершающая работа по подготовке выступления обычно происходит после судебного следствия. Адвокат в своей речи должен учесть и опровергнуть позицию прокурора и аргументы, приводимые им, поэтому последние дополнения и поправки в схему защитительной речи вносятся в процессе обвинительной речи. В судебной практике наблюдается, что текст речи судебными ораторами, как правило, не пишется полностью.

Судебная речь имеет целью способствовать формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для этого она, прежде всего, должна быть понятна составом суда, а также всеми слушателями. Значит, первое необходимое качество судебного выступления — ясность. На ясность как главное достоинство речи указывал еще Аристотель: » Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели”. О » необыкновенной, исключительной” ясности на суде писал П. Сергеич: » … не так говорите , чтобы мог понять вас судья”.

Чем достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясность — это умение говорить доступно, доходчиво о сложных вопросах. Таким качеством отличались судебные речи дореволюционного адвоката К.Ф.Хартулари. Большое внимание судебный оратор уделял тому, чтобы сделать изложение доступным для восприятия. Нередко доходчивость, или доступность, называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь воспринимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако нельзя путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, нужный эпитет, исторический пример, пословица или поговорка оживляют речь, делают ее более доходчивой. Но совершенно нетерпимы в судебной речи искусственная красивость, высокопарность.

Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления.

Довольно часто речь становится неясной из-за использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов: В ее жизни встал известный ингредиент; или: Моему подзащитному инкриминируется… Особенно сейчас, когда наша жизнь пестрит иноязычными словами, судебному оратору необходимо следить за их мотивированным использованием.

К неясности речи обязательно приведет неуместное употребление местоимений: «В соответствии с», «установленной длительностью нахождения м – м», «на излечении потерпевшего», «я полагаю что его действия могут быть квалифицированы только статьей 112 частью первой», » поскольку он лечился менее четырех недель.»

Причиной неясности может быть многословие: «Другие показания давались Иванченко о том, что у него, значит, украли, значит, это самое…» «И. Протокова рассказала, здесь, в суде, каким образом она обнаружила кражу в своем домике, что у ней было украдено, и что, значит, какие повреждения не могла.

Создает неясность и неправильный порядок слов: При попытке скрыться подсудимые были задержаны с украденными вещами дружинниками.

Ясность мысли и ее словесного выражения ведет к такому качеству речи, как точность. Точность, то есть соответствие высказывания замыслу оратора и явлениям действительности, является необходимым качеством судебной речи. Это предметная точность. Судебный оратор должен хорошо знать материалы уголовного дела, о которых говорит. Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, приводят к негативному отношению к судебному оратору. Понятийная же точность зависит в первую очередь от точности словоупотребления, в частности от выбора синонимов. Обратите внимание, насколько точно выделенные слова характеризуют ситуации и людей: Легко и свободно, переходя от предмета к предмету, болтает жена мужу о всех интересах дома(легкий, непринужденный разговор); За утренним чаем, развязно посмеиваясь, она вдруг брякнула мужу: » А знаешь? Я выхожу замуж за Пистолькорса” (легкомысленный, необдуманный поступок). Точность создается употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать; дело выделено в отдельное производство, а не в самостоятельное; применить меры пресечения, а не принять и др.

П.С.Пороховщиков советовал судебным ораторам запомнить, что одно неудачное выражение может извратить мысль, сделать трогательное смешным, значительное лишить содержания. Нарушение точности приводит к тому, что представления, понятия искажаются. Например, кандидат юридических наук, рассуждая в солидном юридическом журнале о многозначности оценочных понятий в уголовно — процессуальном законе, ратуя за точность словоупотребления, сам неточно употребляет лингвистический термин » этимологическое значение” вместо «лексическое значение”. Анализ устных судебных речей показал, что судебные ораторы нередко употребляют слова, не учитывая их семантики, в результате чего мысль выражается не совсем точно, например: В то же день они совершили поход, значит, взяли с собой инструменты и совершили кражу. В данном примере слово поход может быть воспринято только в ироническом смысле, что здесь совершенно неуместно. Обратите внимание: употребив неточное слово поход, оратор допускает следующую ошибку: вводит ненужное слово значит, как бы желая смягчить погрешность.

В наши дни вместо слова довольно в значении » до некоторой степени” нередко используется, особенно молодежью, слово достаточно, которое имеет значение «столько, сколько нужно, сколько требуется для чего — либо”. Даже в зале суда можно услышать: Его родители были достаточно бедные или: В городе достаточно высокий уровень преступности. Как по каким параметрам можно определить достаточность бедности или преступности? Наблюдаются случаи смешения судебными ораторами паронимов, в результате чего возникает неточность: Происходит наращивание преступности (надо: нарастание, лучше нарастает). Неточность создается и недоговариванием суффикса – ся в возвратных причастиях: «Федоров схватил первую попавшую трубу и нанес удар”. Еще большая неточность появляется в результате небрежного обращения с отрицательной частицей не (в результате ее пропуска): Штурман сегодня несет ответственность за соблюдение установленного правилом прямого режима полета и точность самолетовождения (надо: за несоблюдение и неточность).

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, так называемыми «любимыми” словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем — то, что ли, так сказать, как говорится и другими. «У одного, — писал П.С.Пороховщиков, — только и слышно: так сказать, как бы сказать, в некотором роде, все ж таки; это последнее слово… само по себе далеко неблагозвучное, произносится с каким — то змеиным пошипом, другой поминутно произносит: ну…: третий между каждыми двумя предложениями восклицает: ДА! — хотя его никто ни о чем не спрашивает”. Из -за таких слов — «сорняков” четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор как бы кается в неумении точно выражаться. Кроме того, бесконечно повторяемое слово отвлекает слушающих от содержания речи и вызывает желание сосчитать, сколько раз оратор произнесет любимое слово, совершенно ненужное. П.С.Пороховщиков рассказывает о том, как прокурор, обвинял шорника в непреднамеренном убийстве, три раза употребил в паузах слово хорошо. «Невольно думалось — пишет автор, — человека убили, что тут хорошего”. Об опасности неточного словоупотребления предупреждал А.А.Ушаков: «неточное слово в праве — большое социальное зло: оно создает почву для произвола и беззакония”.

2. Нормы речевого поведения судебного оратора.

Процессуальной роли прокурора и адвоката в судебном процессе должно соответствовать и их речевое поведение. Следует помнить, что оно определяется официальной обстановкой общения в судебных прениях, официальным характером взаимоотношений общающихся. Общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения этих правил, соблюдения этики речевого поведения, которая представляет собой собрание… моделей корректного речевого поведения. Судебный оратор должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.

Официальность речевой ситуации в судебном процессе требует формы обращения на Вы. Неэтично, когда судья или прокурор обращается к подсудимому на Ты.

Прокурору при поддержании обвинения следует быть сдержанным в словах, выводы его должны быть обдуманными и справедливыми, в отношении к подсудимому не может быть фамильярности, оскорблений, насмешек. В следующих примерах нарушают этику речевого поведения прокурора разговорное врет и просторечные слова матерился, шкура по отношению к подсудимому: Он и здесь врет, товарищи судьи, что он не матерился // матерился он //; Булаков хотел спасти свою шкуру, забыв, что спасти ее может только чистосердечное признание.

О нарушении речевой этики оратором свидетельствуют случаи, когда он неточно знает фамилии, путает подсудимого с потерпевшим, потерпевшего- со свидетелями: » У Федоровой сын не работает, не учится, не занимается ничем, общественно-полезным трудом, извиняюсь, не Федоров, а Мошкин»; или: «Один говорил, Лисин по-моему, если мне не память изменяет, что меня взяло просто любопытство, что там будут делать другие.» Следующие примеры выражают неуважительное отношение к потерпевшим: «Мы очень тщательно и очень долго говорили о краже у, как ее, Сычевой «; или: » Второй эпизод хищения у этой самой Чашиной, э-э, должен быть исключен».

Неэтично использовать в судебной речи иноязычные слова, незнакомые подсудимому и присутствующим в зале суда, так как они нарушают доступность речи, а судебная речь должна быть от начала до конца понятна слушателям. Посмотрите, как иноязычные слова вносят в речь неясность: Эта инсинуация вызвала со стороны подсудимой очень, такую, бурную реакцию; или: Я надеюсь, что мы сможем инспирировать моему подзащитному, что он еще сможет встать на путь исправления. Прокурор и адвокат не должны ослаблять контроля за своим речевым поведением. От того, насколько уважительно относится судебный оратор к языку, к присутствующим в зале судебного заседания, зависит повышение культуры правосудия, но в первую очередь- уважение граждан к суду, усиление воспитательного воздействия судебных процессов. В заключение вспомним слова А.Ф.Кони: «Суд, в известном отношении, есть школа для народа, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству”.

Заключение

Судебная речь — одна из самых ответственных из всех речей. Ведь за выступлением судебного оратора часто стоит не просто судьба, но сама жизнь человека. Поэтому основная цель выступления оратора — юриста — воздействовать на суд, на присяжных заседателей, на аудиторию путем раскрытия новых фактов, расстановки соответствующих акцентов и- главное — за счет обращения к воображению и эмоциям слушателей.

Успех выступления судебного оратора определяется целенаправленным, настойчивым стремлением совершенствовать себя, учиться искусно владеть словом, так как речевая культура является обязательным элементом культуры судебного процесса.

Коммуникативные качества судебной речи : ясность (доступность, простота), точность, убедительность, логичность, эмоциональность и экспрессивность позволяют судебному аратору сделать речь по настоящему доказательной. Рассмотренные выше качества судебной речи находятся в тесной взаимосвязи и в диалектическом единстве.

Основу целостности судебного выступления составляют предметно-структурное содержание и логическая структура. Для судебной речи, как мы уже отмечали, характерно трехчастное деление: выступление – основная часть- заключение. Помимо этого, логика рассуждения осуществляется от констатации к опровержению и доказательству.

Судебная речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая, так как экспрессивно произнесенная судебным оратором речь подчиняет судей и аудиторию своей воздействующей силой, кроме того, экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоциональность речи.

Рассматривая лингвистический аспект судебной речи, мы постоянно увязывали его с психологическим аспектом, и обращали внимание на то, как языковые средства способствуют логичности, убедительности судебной речи, как в языке проявляется профессиональная этика юриста. Этические требования к судебному оратору и судебной речи связаны с проявлением уважения к суду, к процессуальному противнику, потерпевшему, свидетелям, подсудимому. А.Ф.Кони, например, нравственным долгом судьи считал прежде всего уважение к человеческому достоинству и справедливое отношение к человеку. Безусловно, общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения. Этих правил, соблюдения этики речевого поведения, которая представляет собой собрание…людей корректного речевого поведения. Поэтому судебный оратор должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.

Список использованной литературы.

1. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1960.

2. Алексеев Н.С., Макарова Е.В. Ораторское искусство в суде. Л.,1985.

3. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор А.Ф. Кони. Харьков, 1989.

4. Тарнаев Н.Н. Судебные речи: Учеб. пособие. Иваново, 1983

О культуре речи юриста.

Магомедов Д.Б. – к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «ДГУ».

Абдусаламов Р.А. – к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «ДГУ».

Язык-это важнейшая часть человеческой коммуникации. Одним из основных орудий труда юриста является правильно поставленная речь и умение грамотно и доступно выражать свои мысли. Таким образом, язык и речь занимают наиважнейшее место в профессиональной деятельности юриста, так как юрист — это правовед. А право в свою очередь — это совокупность охраняемых и устанавливаемых государством правил поведения и норм, которые призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся между людьми и выражать волю государства. Изучая правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

Постижение нормативных актов, судебных речей исполняется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой. Впрочем, говоря о языке процессуального или нормативного акта, судебной речи, составители выступают главным образом как юристы, поскольку их внимание привлекает отраженные в документе правовые аспекты.

Как считает известный российский юрист и общественный государственный деятель начала ХХ века А.Ф.Кони, юрист должен быть человеком, безукоризненно владеющим нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального. Юрист каждодневно сталкивается с различными явлениями человеческой жизни, и эти явления он обязан объективно оценить, принять по ним верное решение и уверить в правильности своих суждений обращающихся к нему людей. Пренебрежение юристом соблюдения языковых норм зачастую вызывает негативную реакцию со стороны собеседников. Помимо этого, каждый юрист выступает и как оратор, как популяризатор правовых знаний. И судья, и адвокат и прокурор в своей практике ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, вследствие чего им необходимо мастерски владеть навыками ораторского искусства.

Важность этого вопроса объясняется тем, что в настоящее время языку правоведения уделяется недостаточно внимания со стороны юристов и лингвистов, что является следствием снижения качества содержания судебной речи и ее эффективности. Этот факт указывает на нежелании судебного оратора углубляться в значение используемых слов, о его пренебрежении к нормам языка.

Говоря о культуре речи можно полагать, что она неотделима от общей культуры, т.е это соотносимо с интеллигентностью, духовностью. По речи человека можно определить в какой среде он общался и каков его культурный уровень. Культуре речи надо учиться, чтобы грамотно и понятно выразить свою мысль, чтобы она дошла до слушателя, оказав нужное воздействие. Неточность в выражениях ведет к ошибкам. Поэтому так важно быть предельно точным в подборе средств выражений.

Культура речи — это ясность, правильность, отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. а также логическая стройность, художественная выразительность и богатый словарный запас.

В чем возникает необходимость говорить об особенностях культуры речи юриста?

Профессия юриста требует не только нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. Высокие нравственные качества не единственное требование в профессии юриста. Юрист должен быть широко образованным человеком.

Лица, осуществляющие юридическую деятельность постоянно сталкиваются с людьми различных профессий и разного уровня культуры. В каждом из случаев приходится находить нужный тон, слова, аргументировать сказанное и правильно выражать мысли. Зачастую от того как выразил свою мысль юрист зависит насколько правильно его понимают клиенты, окружающие и на сколько точно они могут дать свои объяснения или показания. Неправильно поставленный вопрос юристом может вызвать просьбу у допрашиваемого задать повторно вопрос или самостоятельно исправить неправильно заданный вопрос. Такие моменты могут создать отрицательную реакцию со стороны собеседника. В этой связи возникает необходимость говорить о культуре речи юриста и о том, что юридический язык специфичен, так как в нем множество терминов отличающихся от других наук, которые имеют юридическое значение.

В правовом языке существует много фразеологизмов, не использующиеся за пределами правовой сферы общения.

В речи юриста используется наибольшее количество стандартных фраз, так называемых клише, что может послужить некой проблемой как в речи юриста, так и при заполнении тех или иных процессуальных документов. Случается, когда работники правоохранительных органов допускают неуместные речевые штампы, которые в дальнейшем причиняют вред. Цицерон отмечал: что «истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью».

Не могу не согласиться с вышеизложенным мнением, ведь умение говорить красиво и обладать мастерством публичной речи и есть залог успеха юриста в своей профессиональной деятельности. Его четко сформированные понятия, понятно изложенные мысли обязаны быть поданы логично, так же отражать логику отношений и взаимосвязь связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность делится на два вида предметная и понятийная. Предметная — состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает движение мысли в смысловых связях элементов языка.

Мыслить и рассуждать логично — означает мыслить точно и последовательно, аргументированно и убедительно, избегать и всячески стараться не допустить противоречия в рассуждениях. Для юриста это необходимо, поскольку их речи требуют обоснованности выводов. Логичность в тексте достигается композицией речи и различных логических приемов, главные из которых — определение понятия, разъяснение, описание, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность в отдельных частях речи зависит от ясности и правильности выражения связи отдельных высказываний и композиционных составляющих.

Немало важным средством выражения логических взаимодействий между композиционными составляющими и различными высказываниями служат особые средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, итог и вывод. В качестве средств связи могут быть использованы такие части речи как местоимения, прилагательные и причастия.

Одним из средств связи являются логические вопросы. В виде вопроса осуществляется постановка проблем, при помощи вопросов формируется новая информация. Проблемный вопрос, использованный во вступлении, ставит цель оратора в данном процессе, выражает задачу, которая была перед ним поставлена. Вопросительная интонация позволяет более доходчиво обозначить проблему, помимо этого, способствует установлению психологического взаимодействия между коммуникатором и адресатом.

Для полного и законченного изложения сложных вопросов способствует использование периода. Период это синтаксическая конструкция, позволяющая выдвинуть какое-либо положение и доказать его. В грамматическом, интонационном и смысловом отношении период распадается на две равные части, первая состоит из последовательности однотипных или схожих синтаксических единиц и произносится с равномерным повышением тона, вторая, заключительная, идет на понижении, указывая на завершенность высказывания. Грань между повышением и понижением тона, называется кульминацией и узнается в устной речи по продолжительной паузе.

Период очень хорошо воспринимается на слух, так как воспринимается сознанием не сразу, а частями, вынуждая слушающего все сильнее сосредотачиваться в ожидании завершения высказывания. Этот пример ярко выделяет две части: первая оканчивается словами в вашем решении, следуя за которыми делается пауза, а после выражается главная мысль (рема). Рема это основная часть высказывания, то ранее неизвестное, что сообщает повествующий. Первая часть включает в себя две отдельные мысли:

Первая — если вы будете пристрастны к доказательствам обвинения; вторая мысль — до паузы.

Период характеризуется общностью темы, раскрытой как можно более полно, всесторонне и завершено. Частные мысли в периоде, которые всегда стоят в первой части, подчинены главной мысли, с которой они внутренне связаны. В ораторской речи — это цельное последовательное рассуждение, по своей форме идентичное с умозаключением: тезис это аргумент – вывод.

В первой части периода дается раскрытое, доскональное изложение темы, ее тщательный анализ, вторая часть составляет вкратце сформированную рему. Эти две части, по смыслу дополняя одна другую, способствуют выражению цельной мысли. В качестве темы и ремы как правило выступают:

1) условие и следствие;

2) причина и результат

3) основание и вывод.

Убедительность речи напрямую зависит от качества аргументов, при помощи которых доказывается верность позиции оратора. Аргументы обязаны быть достоверными, достаточными для доказательства, не должны вступать в противоречия друг с другом. Достаточность аргументов — это не их количество, а значимость, в то время как из них следует тезис. Тезис же служит основным пунктом любого доказательства. Его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание речи.

Смысловая связанность периода, его адаптированность к убеждающему рассуждению, полнота выражения мысли и экспрессивно-приподнятый характер объясняют частое употребление его в ораторских выступлениях, которым свойственно сочетание последовательности рассуждения со страстностью убеждения. Период укрепляет смысловой аспект ораторской речи, увеличивает ее эмоциональный тон. Раскрыть взаимосвязь и следование мысли, увеличение и спад эмоциональной напряженности, оратору способствуют составные высказывания при условии их четкого логического членения. Содействуют логичности речи и высказывания с однородными членами предложения, разного рода вставными конструкциями, уточняющими мысль, отдельные нюансы. Умение применять логические основы убедительности, внимательно относиться к логике выражения дает возможность оратору сделать речь в действительности аргументированной и убедительной. А что может оказать воздействие на сознание слушающих и привлечь их внимание к себе как оратора в нашем случае, будучи юристом? Несомненно, это искусно слаженная речь, которая может оказывать не только воздействие, но и располагать к себе собеседника. Таким образом внушать к себе доверие, что очень важно при проведении различных следственных действий, допроса или при выступлении прокурора с обвинительной речью в зале судебного заседания. Необходимо еще уметь ставить острые вопросы и находить им правильное решение.

Одним из средств воздействия выступает эмоциональный фон, который сопровождается с уверенной речью и точной убедительностью сказанного. Убеждения можно добиться двумя путями — рациональным и эмоциональным. «Человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; … чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства». Без этого значительно ослабляется эффективность превращения знаний в личное убеждение.

Во многих статьях по оказанию помощи юристам и в самих работах юристов о культуре речи говорится о том, что, речь должна быть образной, эмоциональной, но не следует увлекаться использованием художественных, изобразительных средств.

Эмоция — это чувство, переживаемое душевное волнение, чувственная реакция; Эмоциональность — выражение чувств, переживаний, субъективного отношения к предмету речи. Экспрессивность же речи понимается как ее выразительность. Все те приемы, которые делают речь глубоко впечатляющей, действенной, называются экспрессией речи. Это может быть какой-либо интонационный рисунок, выделение голосом согласных звуков, замедление и ускорение речи, интонационное выделение отдельных слов, паузы. Также может служить употребление разнообразных синтаксических средств например: вопросительных конструкций, повторов, коротких предложений и прочих. Экспрессия может пронизывать как эмоциональное содержание, так и интеллектуальное, логическое. Помимо этого, экспрессивность увеличивает точность и ясность мысли, эмоциональный окрас речи.

Целью воздействия служит совокупность эмоциональных средств языка. Важным способом воздействия является прием адресации, то есть обозначение в речи наличие лица, к которому обращена речь. Включаются также местоимения «Вы», «Вам», глаголы повелительного наклонения: «обратите внимание», «послушайте» и прочее. Зачастую воздействие проявляется через предложения с неопределенной формой глагола.

Немало важным средством речевого воздействия является точность словоупотребления, когда оратор обращает внимание к существенным, по его мнению, явлениям. Оратор может цитировать литературные произведения для подтверждения своих мыслей.

Методом, поддерживающим интерес к речи, способствующим правильному восприятию того, о чем идет повествование, является риторический вопрос, который несет в себе определенную (утвердительную либо отрицательную) информацию.

Для выделения и привлечения внимания к тем или иным явлениям, деталям в судебной речи довольно часто употребляется инверсия — намеренное изменение прямого порядка слов.

Повторы, то есть повторение слов или словосочетаний, используются судебными юристами с целью выделить значимость чего-либо. Слушатели, как правило, обращают внимание на те моменты, которые выделяет оратор.

Каждое самовыражение культуры речи — это свидетельство определенной этики, это прообраз человеческого поведения. Юрист должен обладать нравственно-этическими нормами поведения. Ведь этикет является составным элементом культуры личности. Попробуем все-таки понять, что такое этикет?

Этикет представляет собой определенные нормы поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям к примеру умение себя вести в общественных местах и так далее т.е можно утверждать о том, что этикет идет в одном ряду с общепринятыми нормами вежливости и морали.

Нехорошее впечатление оставляет оратор при чтении текста с листа вместо произнесения речи. Например: чтение прокурором обвинительного заключения. Оратор должен убедить окружающих в общественной опасности деяния, выработать у слушателей уважение к закону и всячески способствовать правовому воспитанию граждан. В первую очередь это касается прокурора, ведь прокурор это фигура на которую присутствующие в зале суда смотрят как на лицо представляющее волю государства.

Само по себе судебное заседание это своего рода борьба мнений процессуальных противников, несмотря на это каким бы пылким не был бы спор это не дает право участникам процесса некорректным образом отзываться друг о друге либо о других участниках. Юрист — это интеллигентная профессия вследствие чего он должен оставаться таковым и в повседневной жизни.

В заключении можно сделать краткие выводы — юрист как оратор должен стремиться совершенствовать себя, ежедневно повышать свой профессиональный уровень, искусно владеть языком. Именно эти главные критерии определяют на сколько компетентен юрист в своей деятельности. Иными словами культура речи и есть залог успеха юриста потому что она является обязательным элементом культуры судебного процесса.
Таким образом, юрист должен уметь: доступно, точно и убедительно донести мысль до своего слушателя, уметь привести ее к логическому завершению. С помощью языковых средств придать убедительность речи.
При употреблении тех или иных слов необходимо точно быть уверенным в уместности их использования в целях воизбежания нелепых ситуаций.
Культура речи играет колоссальную роль в профессии юриста и ее нужно все-таки развивать и поддерживать, будет правильным способствовать развитию ораторского искусства и основы красноречия закладывать еще в период обучения детей в школе, так как именно школа должна воспитывать сознательное отношение учеников к языку.

Таким образом, овладение логическими основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и к логике изложения позволит оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *