Является ли главный врач государственным служащим?

Сенькина Ж. С. О содержании понятия «активность суда» на различных этапах развития уголовного судопроизводства

через категорию целеполагания, определяющую вектор познавательной деятельности суда. В свою очередь понятие допустимых средств уголовнопроцессуального познания весьма сложное, неоднозначное, поскольку тесно переплетается с понятиями способов доказывания, доказательств и их допустимости, а также обусловливается этическими установками власти и правоприменителей, не только эмоционально окрашивающими процесс познания-доказывания, но и являющимися важным составным элементом оценки допустимости доказательств. Этическая составляющая присутствует как в составе идеи оценки доказательств на основе свободы внутреннего убеждения, таки в составе системы норм, определяющих процесс доказывания. Таким образом, этическая составляющая уголов-

но-процессуального доказывания присутствует и в деятельности суда и, очевидно, влияет на характер его деятельности и активность. Полагаем, что этические представления законодателя проявляются через легальные (одобренные и допущенные властью в качестве законных) средства доказывания, а этические воззрения правоприменителей можно оценить с точки зрения соблюдения, следования установленным властью предписаниям.

Примечания

1. Цит. по: Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 394.

2. См. там же. С. 431.

T.E. Сучкова

Сучкова Татьяна Евгеньевна — аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Вятский государственный гуманитарный университет (610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26)

E-mail: tatyanaes@rambler.ru

К вопросу о необходимости наделения врачей статусом государственного или муниципального служащего

В работе автор рассматривает и обосновывает необ- In article the author examines and justifies the need to as-

ходимость наделения врачей статусом государственно- sign doctors the status of a state or municipal official. Un-

го или муниципального служащего. Раскрывая тему ра- covering the theme the author analyzes the current legislation

боты, автор анализирует действующее законодательство in the field of health, in terms of legal scholars, representatives

в сфере здравоохранения, точки зрения ученых-правове- of the medical community, revealing the specifics of the legal

дов, представителей медицинского сообщества, раскры- status of a doctor.

вающие особенности правового статуса врача.

Одним из важнейших элементов социальной политики государства, направленной на достижение благосостояния человека, является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное в статье 41 Конституции Российской Фе-дерации1.

Понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 (далее — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), являющимся на сегодняшний день базовым нормативным правовым актом в сфере здравоохранения.

В научной литературе термин «охрана здоровья» принято рассматривать в широком и узком смыслах. Так, по мнению Л.Л. Попова, «под охраной здоровья понимается совокупность мер политиче-

ского, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарногигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья»3.

В узкоотраслевом смысле под охраной здоровья (здравоохранением) понимается система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека4.

Помимо охраны здоровья гражданам, в соответствии со статьей 41 Конституции РФ, гарантируется право на медицинскую помощь, которая в отличие от достаточно широкого понятия охраны здоровья «представляет индивидуальный подход и оказыва-

ется системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья»5.

Понятие медицинской помощи закреплено в статье 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и(или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг6 , однако в научной литературе понятие медицинской помощи, как правило, более разнообразно по содержанию7.

Исходя из законодательного определения, медицинскую помощь могут оказывать не только специалисты, но и лица, не являющиеся профессионалами в сфере медицины, то есть ухаживающие за больными детьми матери (лечение простуды, ссадин и т. п.), оказывающие первую медицинскую помощь спасатели и пожарные и т. п. Однако такая «непрофессиональная» медицинская помощь не относится к медицинской деятельности, поскольку, согласно статье 2 названного Закона, медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи8.

Круг лиц, имеющих доступ к медицинской деятельности, регламентирован законодательством РФ. К лицам, имеющим право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с действующим законодательством, относятся врачи всех специальностей, а также средний медицинский персонал: фельдшеры, акушерки, медицинские сестры. Однако в действующем ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» дефиниций этих понятий нет.

Имеющееся в данном Законе понятие «медицинский работник»9 достаточно широко по содержанию. В него помимо лиц, непосредственно ведущих медицинскую деятельность, можно включить тех, кто, не всегда обладая медицинским образованием, способствует оказанию профессиональной медицинской помощи. Это не только санитарки, медицинские регистраторы, нянечки или сестры-хозяйки, которых относят к младшему медицинскому персоналу, но и высококвалифицированные техники, обслуживающие сложные медицинские приборы или аппараты.

В статье 69 указанного Закона говорится лишь о лицах, имеющих право на осуществление медицинской деятельности при наличии определенных условий. При этом определение правового статуса врача в соответствии с его профессиональной деятельностью в современной юридической науке и практике до сих пор отсутствует. На сегодняшний день такое «отсутствие нормативно закрепленного правового статуса врача привело к снижению престижности этой профессии и оттоку кадров из этой области»10.

Таким образом, несмотря на широкое использование термина «врач» в действующем законодательстве, легального понятия нет, хотя «понятие «врач» — как раз общее понятие, поскольку оно обозначает всех представителей класса врачей»11.

Имеющееся в законе понятие лечащего врача как врача, «на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения»12, не решает этой проблемы, так как частное понятие в соответствии с законами логики не может раскрыть общее. По этой причине существование термина «лечащий врач» не может устранить имеющейся в законодательстве неясности по поводу содержания понятия «врач».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, отсутствие понятия «врач» не позволяет четко определить статус таких специалистов, как анестезиолог, дежурный врач, врач, проходящий учебу и одновременно ведущий больных, и других, деятельность которых, по мнению Е.В. Козьминых, также «в конкретном клиническом случае влечет наступление и определенных юридических последствий в плане ответственности за несоблюдение должностных обязанностей или причинение вреда жизни или здоровью пациента»13.

Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость законодательного закрепления определения, раскрывающего содержание термина «врач», которое, на наш взгляд, будет способствовать устранению существующей на сегодняшний день неопределенности.

К тому же в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не установлено соотношение по объему полномочий между врачом, медицинским работником и государственным служащим.

Согласно действующему законодательству, диагностические, лечебные и профилактические мероприятия, выполняемые медицинскими работниками, проводятся медицинскими организациями, среди которых значительную долю составляют медицинские учреждения, в частности, лечебнопрофилактические учреждения (ЛПУ) — «то, что принципиально отличает российскую систему здравоохранения от западной»14.

Основываясь на Конституции РФ, медицинские учреждения функционируют в рамках государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения15, при этом, в отличие от частных медицинских учреждений, имущество которых находится в частной собственности, государственные и муниципальные медицинские учреждения имеют другой административно-правовой статус.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения находятся соответственно в государственной и муниципальной собственности, а основной целью их деятельности в соответствии с уставами является «оказание квалифицированной медицинской помощи взрослому, подростковому и детскому населению в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»16, которая предоставляется бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений17. Во исполнение данного конституционного положения законодательством РФ не предусматривается возможность

Сучкова Т.Е. К вопросу о необходимости наделения врачей статусом государственного или муниципального служащего

Сучкова Т.Е. К вопросу о необходимости наделения врачей статусом государственного или муниципального служащего

для учреждений здравоохранения отказаться от оказания бесплатной медицинской помощи гражданину по причине своего ненадлежащего финансирования18.

При этом, по мнению З.В. Каменевой, «содержание права на медицинскую помощь не следует раскрывать через перечисление ее отдельных видов или форм, так как это характеризует не столько содержание юридического права, сколько многообразие медицинской помощи. Оно должно раскрываться через правовые возможности гражданина на получение бесплатной медицинской помощи»19.

В последние годы все чаще поднимается вопрос об изменении правового статуса бюджетных учреждений в сфере здравоохранения, о расширении перечня организационно-правовых форм деятельности организаций здравоохранения с целью стабилизации их экономического положения в рамках мероприятий по модернизации всей системы здравоохранения РФ в целом20.

Однако на сегодняшний день только в рамках государственно-бюджетной системы здравоохранения граждане имеют гарантированную возможность получить бесплатную медицинскую помощь21.

С этих позиций следует признать, что такие вопросы требуют детальнейшего анализа и проработки в силу того, что затрагивают реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. В этом смысле трудно не согласиться с точкой зрения, которую высказали Е.А. Щербина, О.Ю. Александрова, О.Н. Лебединец о том, что создание и функционирование новых организационно-правовых форм юридических лиц в медицине, например, государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций, «может привести к перепрофилированию медицинских организаций и обострению проблемы обеспечения населения общедоступной медицинской помощью»22.

Таким образом, на сегодняшний день государственные органы власти или органы местного самоуправления, обеспечивая медицинские учреждения необходимыми средствами, техникой и оборудованием, создают бюджетные учреждения для выполнения общественного заказа по оказанию бесплатной медицинской помощи населению23.

Однако организация как юридическое лицо не может принять и осмотреть пациента, провести необходимые диагностические мероприятия и назначить лечение. Это прерогатива врача, работающего в данном учреждении. Именно врачи вкупе с другими медицинскими работниками данного учреждения являются непосредственными исполнителями функций государства или муниципального образования по оказанию бесплатной квалифицированной медицинской помощи.

Таким образом, медицинские работники, осуществляющие медицинскую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, выполняют публичную деятельность

по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

Поскольку публичной деятельностью признается не только «деятельность во имя всеобщего блага, в интересах всех, во исполнение всеобщей воли»24, но и деятельность по исполнению функций государства или муниципального образования, совершенно оправданным, на наш взгляд, следует вывод о необходимости наделения медицинских работников статусом государственного или муниципального служащего.

Примечательно, что в Советском Союзе в соответствии с Конституцией 1977 года врачи признавались государственными служащими25, поскольку осуществляли деятельность в государственных учреждениях здравоохранения и занимали должности служащих, что, по мнению З.С. Гладуна, определяло их служебное положение26.

Характеристика правового статуса государственного служащего встречается в работах многих советских ученых-правоведов.

Так, Н.И. Фаянс к признакам государственного служащего относил следующие: 1) состоять на государственной службе — это значит работать в государственном учреждении или предприятии;

2) состоять на государственной службе — это значит занимать определенную должность в государственном учреждении или предприятии; 3) состоять на государственной службе — это значит получать определенное вознаграждение (заработную плату) за выполняемую работу27.

В.М. Манохин при характеристике государственного служащего считал необходимым выделять такие критерии, как: 1) он действует при исполнении своих служебных полномочий по поручению и от имени государства; 2) он занимает государственную должность, учрежденную государством;

3) оплата труда госслужащего осуществляется по нормам и формам, установленным государством28.

По мнению Л.М. Колодкина, служащие — это лица, «работающие в государственных органах и организациях, занимающие предусмотренные штатным расписанием должности по назначению, выборам или в ином установленном порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций и получающие плату за свой труд»29.

Таким образом, советские врачи: 1) работали в государственных медицинских учреждениях, занимая соответствующие должности; 2) действовали от имени государства, обеспечивая гражданам возможность реализовать свое право на охрану здоровья посредством оказания бесплатной квалифицированной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения30; 3) получали плату за свой труд из средств государственного бюджета.

На сегодняшний день понятие государственного служащего закреплено в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»31, согласно которому в правовой науке

под государственным служащим понимается лицо: 1) профессионально исполняющее свои должностные обязанности, 2) замещающее соответствующую должность государственной службы, 3) осуществляющее исполнение должностных обязанностей за соответствующее вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации32.

На наш взгляд, все вышеперечисленные признаки государственного служащего вполне применимы при характеристике статуса медицинского работника государственного учреждения здравоохранения.

В частности, во-первых, деятельность государственного служащего — это деятельность от имени государства и по его поручению. Но медицинский работник при осуществлении медицинской деятельности в государственном медицинском учреждении действует также от имени и по поручению государства, способствуя исполнению государством одной из своих социальных функций по предоставлению гражданам бесплатной квалифицированной медицинской помощи в соответствии с Конституцией РФ, поскольку для государства «обеспечение прав и законных интересов российских граждан в сфере охраны здоровья представляет собой важнейшую социальную задачу»33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, государственный служащий профессионально исполняет свои должностные обязанности, то есть имеет специальное образование, стаж и опыт работы, необходимые для успешной практической деятельности. Все эти требования применимы к медицинским работникам, так как на сегодняшний день допуск их к профессиональной деятельности осуществляется не только при наличии высшего или среднего медицинского образования в РФ, но и при наличии диплома и специального звания, а также сертификата специалиста и лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии со статьей 54 Основ34.

Далее, как и государственный служащий, каждый медицинский работник занимает в государственном медицинском учреждении соответствующую должность, учрежденную государством.

Такой признак государственного служащего, как оплата труда из государственного бюджета, также может быть использован при характеристике статуса медицинского работника бюджетного медицинского учреждения.

Таким образом, все признаки, присущие государственному служащему, применимы к медицинским работникам государственных медицинских учреждений.

На сегодняшний день «децентрализация как один из ведущих принципов развития здравоохранения в России возлагает на муниципальные органы власти основную часть функций по решению многих проблем здравоохранения»35, а муниципальная система здравоохранения в целом является «одной из основных гарантий права на медицинскую по-

мощь»36. При этом, несмотря на «специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих»37, в силу специального нормативно-правового регулирования на уровне муниципального образования, «традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального»38.

Соответственно, можно говорить также о необходимости наделения медицинских работников муниципальных медицинских учреждений статусом муниципального служащего.

Итак, на сегодняшний день в условиях реформирования системы здравоохранения в Российской Федерации, «соответствующим законом или подзаконным актом необходимо предусмотреть особый статус медицинских работников, по аналогии со статусом госслужащих, военнослужащих и т. д.»39, то есть необходимо перевести медицинских работников государственных и муниципальных медицинских учреждений в категорию государственных и муниципальных служащих.

Об этом в одном из своих публичных выступлений заявил руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе РФ С.М. Миронов, по мнению которого врачей и медицинский персонал необходимо «переводить наряду с учителями и другими бюджетниками в категорию государственных служащих»40.

Такое решение законодателя будет способствовать не только росту личностного и профессионального авторитета врача, осознанию ими своей сопричастности к государственному механизму, но и позволит поднять престиж здравоохранения в Российской Федерации.

Примечания

1. См.: Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48, ст. 6724.

3. Административное право России: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 517.

4. См.: Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 1: А—О. С. 550.

6. См.: Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М.,

2001. С. 33—35; Ковалевский М.А. Правовые проблемы оказания платной медицинской помощи // Кодекс-1пТо.

7. Риффель А.В. Избранные вопросы медицинского права : © 2010 Россий-

Сучкова Т.Е. К вопросу о необходимости наделения врачей статусом государственного или муниципального служащего

Сучкова Т.Е. К вопросу о необходимости наделения врачей статусом государственного или муниципального служащего

трибуни молодого ученого

ская академия естествознания. URL: http://www.rae.ru/ monographs/24

8. Моисеев В.И. Философия и методология науки : © Библиотека учебной и научной литературы, 2000—2012. URL: info@sbiblio.com

13. Ковалевский МЛ. Конституционно-правовой режим платной медицинской помощи // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2008. № 4. С. 3—24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Каменева З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат 2004. № 7. С. 86—89.

17. Щербина ЕЛ., Aлeксандрова О.Ю., Лебеди-нец О.Н. Анализ возможных вариантов организационно-

правовых форм медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. 2007. № 1. С. 10—19.

18. Александрова О.Ю., Щербина Е.А. Особенности и проблемы лечебно-профилактических учреждений как основной организационной формы оказания медицинских услуг населению в современном российском здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2006. № 7. С. 5—10.

19. ВоробьевА.В., ПоляковА.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М., 2002. С. 131.

20. Гладун З.С. Правовое положение советского врача // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1991. № 5. С. 83.

21. Фаянс Н.И. Советская государственная служба на современном этапе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1955. С. 8.

22. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 7—8.

23. Административное право. Общая и особенная части: учебник / под ред. А. П. Коренева. М., 1986. С. 75.

24. Конституция и законы Союза ССР: сборник / сост. П.П. Гуреев, А.В. Калитеевская, Н.А. Николаева. М., 1983. С. 10.

25. О системе государственной службы в РФ: федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ // СЗ РФ.

2003. № 22, ст. 2063.

27. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года № 487-1 (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33, ст. 1318.

29. Еникеев О.А. Конституционное право на медицинскую помощь: теория и практика: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.

30. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 266.

17 декабря 1998 года

N 188-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

(в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 6 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом требований настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

(п. 3 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Государство – это сложный и многослойный организм, который требует постоянного контроля и отладки. Именно такие функции возложены на госслужащих. Представители этой профессии являются незримыми слугами народа, которые сдерживают и направляют все процессы. Особенно хорошо, когда их работа предполагает еще и планомерное развитие государства.

Образец (пример) готового резюме Госслужащего

ФИО: Резюменаторов Резюменатор Резюменаторович
Дата рождения: 00.00.0000
Номер телефона: +0(000)0000000
E-mail: info@resumenator.ru
Семейное положение: не женат
Гражданство: Россия

Опыт работы

более 5 лет
Контрольно-инспекционный отдел МУ «Управление городского хозяйства администрации города Пятигорска»: с ноября 20ХХ по ноябрь 20ХХ
Должность: ведущий специалист
обеспечение выполнения нормативно-правовых актов вышестоящих органов; рассмотрение письменных и устных обращений граждан; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания на территории муниципального образования города Пятигорска; участие в работе городских комиссий; по результатам проведенных проверок

Профессиональные навыки

— знание Конституции РФ;
— знание законов‚ нормативно-правовых актов уровня муниципальных образований;
— участие в общественной жизни города – курорта Пятигорска;
— деловое и профессиональное общение;
— анкетирование граждан на высоком теоретическом и практическом уровне;
— работа с документами‚ текстами‚ информацией;
— уверенный пользователь ПК;
— владение оргтехникой и средствами связи: принтер‚ ксерокс‚ телефон‚ факс‚ e-mail.

Образование:

Основное: высшее
Северо-Кавказская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации в городе Пятигорске: (высшее (специалист)), с 20ХХ по 20ХХ
Специальность: государственное и муниципальное управление

Знание языков

Русский – родной
Английский – базовые знания

Ключевые навыки

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, способность к быстрому обучению, ответственность, творческий подход к работе

***

Кто такие Госслужащие?

Этим вопросом задаются многие простые граждане. Действительно, работа чиновника не кажется очевидной и прозрачной. Государственные служащие ничего не производят и не продают. Чем же они занимаются?

Представители данной профессии трудятся в министерствах, различных ведомствах, комитетах, администрациях. Госслужащие имеют широкие полномочия в принятии решений по бюджетным средствам, здравоохранению, образованию, безопасности и т.д. Можно сказать, что они обязаны обеспечивать нормальную жизнь общества, приближая ее к современным стандартам и возлагая на себя все бюрократические процедуры.

Работа и полномочия госслужащего зависит от его должности и сферы занятости. Однако можно выделить некоторые общие обязанности:

  • осуществление приемов посетителей;
  • решение вопросов (в границах компетенции);
  • участие в мероприятиях;
  • работа над усовершенствованием вверенной отрасли (участка и т.д.);
  • ознакомление и разработка различных проектов;
  • работа с бумагами.

Стоит отдельно добавить, что для чиновника основной приоритет – четкое соблюдение закона. Это касается всех государственных служащих.

Должностные обязанности Госслужащего

Работа госслужащим входит в список самых престижных. К этому можно добавить полный соцпакет, высокую заработную плату и реальную возможность реализовать свои амбиции. Однако пробиться на такое место очень непросто.

Должность госслужащего подразумевает обязательное высшее образование. При этом наличие ученой степени или дополнительного диплома будет только плюсом. Желательно, чтобы образование подходило к направлению работы. В этом случае знания, полученные в вузе, помогут быстрее реализовать весь потенциал чиновника.

Кроме узкоспециализированных знаний от госслужащего требуется:

  • целенаправленность;
  • работоспособность;
  • честность;
  • стремление к постоянному развитию;
  • высокая культура общения;
  • презентабельный внешний вид;
  • эрудиция;
  • жажда справедливости.

Поиск работы

Каждый год вузы выпускают достаточное количество специалистов по данному направлению. Однако потребность в квалифицированных и перспективных госслужащих только растет. Претенденты могут пробовать отправлять резюме в интересующие их организации. Важно качественно составить свою «визитную карточку». От содержания резюме во многом зависит вероятность приглашения на личное собеседование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *