Взаимодействие ОВД с общественностью

Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными организациями и объединениями

Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан. Становление общественных организаций происходит в качестве активно действующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями. Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества. Эта двуединая задача позволяет включить деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство Российской Федерации.

К числу таких общественных объединений относятся политические партии, землячества, профсоюзы, конфессиональные организации и другие (в первую очередь, те из них, которые четко ориентируются на защиту гражданских прав и свобод).

Современные общественные объединения заметно выросли и изменились в предкризисный период, что позволило им достичь определенного уровня признания и политико-правовой защищенности своих прав и свобод.

Несмотря на большое разнообразие общественных объединений, их разноплановость и взаимную конкуренцию, объективно они способствуют формированию гражданской позиции, заинтересованности граждан в социальном партнерстве и достижении социального консенсуса, хотя это единство и далеко от совершенства.

В соответствии с концепцией партнерских отношений МВД и общества, необходимо создание эффективных, приспособленных к современным социальным условиям механизмов взаимодействия с общественными объединениями.

От того, как будут складываться и развиваться взаимоотношения с системой общественных институтов, зависит решение многих вопросов в деятельности органов по охране правопорядка.

Граждане в состоянии определять ситуации, которые они воспринимают как проблематичные с точки зрения состояния правопорядка. Со своей стороны полицейские, действующие в системе поддержания правопорядка с участием граждан, оказываются способными сфокусировать внимание непосредственно на причинах проблемы и ее возможных решениях. Это в равной мере стимулирует как участие граждан в поддержании правопорядка на своем участке, так и деятельность полиции.

Особая роль в том, чтобы мотивировать людей помогать полиции, принадлежит средствам массовой информации. Этого можно добиться при помощи телевизионного вещания (скорее просветительского, чем воздействующего на чувства). Кроме того, уместны колонки практических советов в газетах, отчеты с места происшествий, которые подчеркивают социальную роль полиции.

Средствами налаживания связи с жителями конкретного микрорайона являются отчетность перед населением, прозрачность деятельности полиции, проведение регулярных встреч с жителями, создание образовательных программ по обучению граждан, благодаря которым жители имеют возможность ознакомиться с работой сотрудников полиции и лучше понять все аспекты их повседневной деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ

Взаимодействие возможно по следующим направлениям:

— участие в разработке и рассмотрении программ, концепций, инициатив граждан, планов по актуальным вопросам охраны правопорядка и деятельности органов внутренних дел;

— пропаганда правовых знаний, особенно в группах риска (молодежь), где наблюдается склонность к совершению преступлений и нарушению правопорядка;

— мониторинг и пресечение распространения информационных материалов, способствующих возникновению массовых беспорядков;

— содействие полиции в охране правопорядка, контроля правопорядка в общественных местах (совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел, содействие ОВД в пресечении преступлений при обнаружении их во время проведения массовых мероприятий, где велика опасность их совершения) и осуществление общего контроля за работой органов внутренних дел и защитой законных прав и интересов граждан;

— осуществление общественного контроля при проведении общественно-политических мероприятий (выборов, митингов и демонстраций);

— содействие в раскрытии и расследовании преступлений;

— широкомасштабное освещение борьбы с нарушениями правопорядка, информирование граждан о деятельности ОВД и НКО в данной сфере, в т.ч. с использованием возможностей Интернета;

— взаимодействие с религиозными и национальными организациями;

— профилактика экстремизма в молодежной среде, профилактика детской безнадзорности;

— правовое воспитание подрастающего поколения;

— взаимодействие и сотрудничество со СМИ;

— участие в правовой и воспитательной работе с личным составом, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, нарушений законности со стороны сотрудников внутренних дел;

— изучение общественного мнения населения, в т.ч. путем проведения опросов;

— организация непосредственной работы с населением по месту жительства через привлечение жителей к участию в охране правопорядка.

Конкретные формы, в которых осуществляется работа по направлениям деятельности общественных объединений, следующие:

— институты наблюдателей от общественных организаций (общественные советы при территориальных органах внутренних дел);

— рабочие группы для осуществления различных мероприятий общественных организаций;

— регулярные встречи с представителями национальных диаспор;

— проведение тематических круглых столов, семинаров, конференций;

— организация занятий, учебы с различными группами населения (школьниками, жителями и др.) по проблематике безопасности и поддержания правопорядка;

— проведение информационно-пропагандистских акций;

— проведение благотворительных акций по оказанию помощи социально уязвимым группам населения (детям-сиротам, инвалидам и др.);

— организация тематических олимпиад среди молодежи по правоохранительной проблематике, организация выездных оздоровительных и других культурно-массовых мероприятий для молодежи (юных правозащитников, трудных подростков и др.);

— проведение тематических автопробегов с организацией викторин, конкурсов и соревнований;

— организация прямой «горячей линии» для населения;

— выезды в населенные пункты комплексных бригад (общественных приемных) сотрудников полиции, членов общественного совета, психологов, юристов;

— организация обучающих семинаров для общественников, принимающих активное участие в правоохранительной деятельности;

— организация шефства над образовательными заведениями, в которых учатся дети погибших сотрудников внутренних дел;

— посещения дежурных частей для контроля за регистрацией заявлений и обращений граждан и соблюдения их прав.

МЕТОДЫ

Направления деятельности общественных объединений, реализуемые в разнообразных формах, могут

осуществляться следующими методами:

— дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов;

— разработка методических рекомендаций для членов общественных объединений;

— совместные профилактические встречи с представителями органов внутренних дел лидерами студенческих национальных общин;

— совместные рейды с сотрудниками органов внутренних дел (в частности, по предотвращению скупки краденных мобильных телефонов, соблюдения порядка в ночных клубах и т.п.);

— работа молодежного отряда полиции;

— проведение консультирования по правовым вопросам и психологической помощи нуждающимся жителям;

— участие в комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей, мониторинг и изучение вакансий;

— организация трансляции информационно-пропагандистских роликов для пассажиров;

— проведение уроков медиабезопасности;

— разработка приложения для мобильных телефонов «Мобильная полиция»;

— проведение опросов (анкетирования) посетителей дежурных частей.

Поскольку, как показывают социологические исследования, население чаще всего контактирует с сотрудниками ГИБДД (и чаще всего высказывают критические замечания в их адрес), полезно воспользоваться богатым опытом взаимодействия органов внутренних дел в лице ГАИ с гражданами в советское время.

Взаимодействие представителей общественности с государственными учреждениями и правоохранительными органами (в частности, с ГАИ) осуществлялось путем совместной работы сотрудников и общественных инспекторов, добровольных народных дружин из числа наиболее опытных представителей автотранспортных предприятий и обществ автомобилистов (ВОА).

Сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям:

— агитационно-массовая работа;

— образовательная деятельность;

— развитие научной и конструкторской мысли;

— повышение безопасности дорожного движения.

К основным задачам общественных инспекторов и добровольных народных дружин были отнесены охрана прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений. Дружины осуществляли свою деятельность путем патрулирования и выставления постов, проведения индивидуальной и воспитательной работы.

Характер возлагаемых на дружины задач позволяет сделать вывод о том, что в целом дружинники при исполнении своих обязанностей выполняли вспомогательные функции по обеспечению безопасности дорожного движения (такие, как осуществление пропаганды безопасности движения, проведение совместных профилактических мероприятий, охрана места ДТП и оказание посильной помощи пострадавшим — при выезде на место ДТП совместно с сотрудниками ГАИ).

Заслуживает внимания такой опыт работы, как организация общественных постов. Подобное начинание полезно в ситуации, когда в связи со сложной аварийной обстановкой в конкретной местности, которая обусловлена увеличением количества транспортных средств, а силы ГИБДД малочисленны и их увеличение не предусматривается.

Высокоэффективной формой работы общественных формирований зарекомендовала себя такая форма, как внештатные подразделения дорожно-патрульной службы.

Эти подразделения формируются из владельцев собственных автомобилей, в их задачи входит:

— систематическая воспитательная работа в отношении членов этих организаций — владельцев транспортных средств;

— организация изучения школьниками Правил дорожного движения;

— оборудование кабинетов и уголков безопасности движения, стендов, другой наглядной агитации;

— обеспечение безопасности движения детей в районе школы и местах проведения массовых мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Традиционно выделяются следующие формы организации и планирования деятельности общественных объединений по реализации их функций:

— установление регулярности проведения заседаний общественных объединений;

— планирование работы;

— разработка итоговых документов (справок, отчетов);

— учеба членов общественных объединений, разработка методических рекомендаций;

— организация обмена практическим опытом работы общественных объединений всех уровней, разработка памяток о правах и обязанностях.

Общественные объединения создаются для совместного отстаивания и реализации общих интересов, осуществляют функцию посредничества между государством, призванным обеспечить всеобщий интерес, и гражданским обществом, представляющим собой сочетание частных, групповых интересов, в процессе реформирования политического курса, в рамках которого индивидуальные, коллективные, групповые интересы интегрируются в единый общественный интерес. Для организации взаимодействия и сотрудничества полиции с институтами гражданского общества имеется необходимая правовая база.

Важность организации и планирования сотрудничества МВД России, его территориальных органов и общественных объединений коренятся не только в вопросах имиджа правоохранительных органов и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного многонационального государства и стремительно развивающегося мультикультурного общества обязывают власть и общество находить пути к взаимопониманию и налаживать мосты для цивилизованной формы взаимодействия, переговоров в различных областях общественной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *