Вывод лифта из эксплуатации

Учет лифта как объекта основных средств при капитальном ремонте и реконструкции здания

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе: система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Однако на практике лифты могут учитываться как в составе зданий, так и как самостоятельные объекты основных средств. Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете расходов по замене и ремонту лифта при капитальном ремонте и реконструкции здания.

С 01.01.2011 вступил в силу Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ 157н), соответственно Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н, которым была утверждена Инструкция по бюджетному учету, утратил силу с этой даты.

В соответствии с п. 45 Приказа N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект, под которым подразумевается объект со всеми его приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов. Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ. В соответствии с п. 27 Приказа N 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также их переоценки.

При этом затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта основных средств относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.д.) по результатам проведенных работ.

Отражение операций по замене лифта в случае, если он является неотъемлемой частью здания

Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете операций по замене лифта при капитальном ремонте и реконструкции здания в случае, если лифт является неотъемлемой частью здания, то есть отдельным инвентарным объектом не является.

В этом случае при планировании расходов на приобретение и при последующем отражении в учете лифтов как оборудования, требующего монтажа, предназначенного для установки при реконструкции здания и приобретенного по отдельному договору поставки, необходимо руководствоваться п. 99 Приказа 157н, в соответствии с которым оборудование, требующее монтажа, отнесено к материальным запасам. Передача такого оборудования в монтаж для реконструкции здания отражается по дебету счета 0 106 10 000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения» по подвиду «Вложения в основные средства» с последующим отнесением на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости здания. Согласно п. 99 Приказа 157н к оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.

Отражение операций по замене лифта казенным и бюджетным учреждениями

Операции по замене лифта отражаются в бухгалтерском учете казенным учреждением и бюджетным учреждением — получателем бюджетных средств (до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления в отношении их решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с учетной политикой, разработанной на основе Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», следующими бухгалтерскими записями):

1. Приобретение оборудования, требующего монтажа
и предназначенного для установки
Д-т КРБ 1 105 34 340
К-т КРБ 1 302 34 730
2а. Списание на увеличение стоимости здания,
стоимости оборудования, требующего монтажа, после
его установки (при реконструкции здания)
Д-т КРБ 1 106 11 310
К-т КРБ 1 105 34 440
3. Увеличение стоимости здания после завершения
его реконструкции
Д-т КРБ 1 101 12 310
К-т КРБ 1 106 11 410
2б. Списание в том числе и стоимости
оборудования, требующего монтажа, смонтированного
при проведении текущего или капитального ремонта
здания, в случае оплаты договоров на выполнение
работ, оказание услуг, связанных ремонтом здания
по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию
имущества» Классификации операций сектора
государственного управления. Указанные расходы не
относятся на изменение первоначальной
(балансовой) стоимости отремонтированных объектов
основных средств
Д-т КРБ 1 401 20 225
К-т КРБ 1 302 25 730

Операции по отражению списания выбывающего лифта и принятию к учету нового лифта

В случае если лифт, подлежащий замене новым лифтом, является в бухгалтерском учете объектом основных средств, он подлежит списанию в установленном порядке. Вновь установленный лифт принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств, если документация по реконструкции здания не оформлена.

Вышеуказанные операции оформляются следующими бухгалтерскими записями (для казенных учреждений и бюджетных учреждений — получателей бюджетных средств):

1. Списание фактически начисленной амортизации по
выбывающему лифту
Д-т КРБ 1 104 34 410
К-т КРБ 1 101 34 410
2. Списание остаточной стоимости выбывающего
лифта
Д-т КРБ 1 401 20 172
К-т КРБ 1 101 34 410
3. Оприходование запасных частей, пригодных для
дальнейшего использования, при демонтаже старого
лифта
Д-т КДБ 1 105 36 340
К-т КДБ 1 401 10 172
4. Приобретение нового лифта для установки Д-т КРБ 1 106 31 310
К-т КРБ 1 302 31 730
5. Списание расходов на монтаж и установку нового
лифта
Д-т КРБ 1 106 31 310
К-т КРБ 1 302 26 226
6. Принятие к бухгалтерскому учету нового лифта Д-т КРБ 1 101 34 310
К-т КРБ 1 106 31 410

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в отношении федерального имущества согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (вместе с «Положением об особенностях списания федерального имущества») (далее — Постановление Правительства РФ N 834) решение о списании старого лифта как непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, принимается учреждением самостоятельно, если списываемый объект не является особо ценным движимым имуществом (для бюджетного учреждения). Состав такого имущества определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Причем вышеуказанное Постановление Правительства РФ определяет только «вилку» стоимости для вышеуказанного имущества (для бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. за единицу).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 834 в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества по установленной форме, а при списании имущества, отнесенного к особо ценному движимому, — формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится.

Е.А.Лукинова

Признание расходов по добровольному страхованию гражданской ответственности у бюджетных организаций
Лизинговые основные средства бюджетного учреждения

Лифт и расходы, с ним связанные (Белецкая Ю.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Лифт и расходы, с ним связанные (Белецкая Ю.А.)

Дата размещения статьи: 17.11.2015

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 <1> (раздел «Введение») в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, внутренние сети водопровода, газопровода и канализации, силовой и осветительной электропроводки, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, а также подъемники и лифты. О лифтах мы и поговорим сегодня.

<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Дело в том, что нормы бухгалтерского и налогового законодательства не дают четкого ответа на вопрос, как правильно учитывать эти объекты — отдельно от здания или вместе с ним как единый инвентарный объект. А ведь от этого зависят ежемесячные суммы амортизации, порядок учета расходов на ремонт и модернизацию. Поэтому наша задача — опираясь на разъяснения контролирующих органов и примеры из арбитражной практики, осветить некоторые спорные вопросы, связанные с учетом этих механизмов.

Вместе или врозь?

Для начала обратимся к нормам бухгалтерского законодательства. Согласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <2> единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Таковым признается в том числе обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общих приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

В то же время данной нормой предусмотрено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (абз. 2 п. 6).

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования (далее — СПИ) объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 258 НК РФ: СПИ амортизируемого имущества устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта с учетом Классификации ОС <3>.

<3> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Согласно этой Классификации обычные и специализированные грузовые и пассажирские лифты (коды 14 2915260 — 14 2915267 ОК 013-94) относятся к третьей амортизационной группе. СПИ такого имущества составляет от трех до пяти лет включительно. Здание, к которому может быть пристроена лифтовая шахта (в зависимости от его типа), относится к восьмой — десятой амортизационным группам. То есть СПИ здания составит не менее 20 лет.

Наличие в Классификации ОС разных сроков амортизации по зданиям и лифтам и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов (см. Письмо Минфина России от 23.10.2009 N 03-03-06/2/203).

Аналогичное мнение высказывают арбитры. Так, ФАС МО в Постановлении от 16.09.2011 по делу N А40-130812/10-127-755 указал: поскольку СПИ инженерных систем, конструктивно входящих в здание, существенно отличается от СПИ самого здания, налогоплательщик имеет право принять их к бухгалтерскому и налоговому учету в качестве самостоятельных объектов ОС с отнесением к разным амортизационным группам.

О возможности учета лифтов в качестве самостоятельных объектов ОС говорится и в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2007, 12.04.2007 N 09АП-3344/2007-АК по делу N А40-74666/06-111-426 <4>, который отверг доводы ИФНС о том, что согласно ОК 013-94 подъемники и лифты входят в состав объекта недвижимого имущества, а значит, отдельно от него учитываться не могут.

<4> Оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 27.03.2008 N КА-А40/6299-07.

Каковы же последствия того или иного вида учета рассматриваемых объектов ОС? С одной стороны, если лифт признается самостоятельным объектом, то расходы на его приобретение можно списать через амортизацию быстрее, чем если бы он учитывался в составе здания. Но, с другой стороны, при замене «самостоятельного» лифта возникает новый объект ОС с необходимостью начисления амортизации, тогда как, заменяя лифт, не являющийся самостоятельной инвентарной единицей, затраты можно учесть единовременно в качестве расходов на капитальный ремонт.

Предположим, организация по договору купли-продажи приобрела объект недвижимости, в котором имеется лифт, при этом здание ранее эксплуатировалось и по нему начислялась амортизация. Полагаем, что в подобном случае лифт следует учитывать в том же порядке, который применял предыдущий собственник, — либо как самостоятельный объект, либо в составе здания.

Такой вывод можно сделать на основании разъяснений Минфина России, содержащихся в Письме от 20.06.2012 N 03-03-06/1/313. Сославшись на п. 6 ПБУ 6/01, чиновники отметили, что данное ПБУ не содержит других норм, касающихся разделения объектов ОС. Глава 25 НК РФ тоже не предусматривает такой категории движения основных средств, как «разукрупнение» объекта, поскольку амортизация начисляется в целом по объекту основных средств. Кроме того, в Письме отмечено, что разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены ОК 013-94.

Если же организация приобретает новый объект недвижимости или строит его сама, то ей придется выбрать, как учитывать лифт — отдельно от здания или в его составе. Еще раз подчеркнем, что в любом случае не исключены споры с налоговыми органами.

Возможна ситуация, когда организация пристраивает шахту лифта к уже имеющемуся зданию, в котором лифт изначально не предусматривался. В арбитражной практике есть пример, где судьи отметили: в этом случае лифт является отдельным объектом ОС, который в бухгалтерском и налоговом учете подлежит учету как самостоятельный инвентарный объект (см. Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу N А66-11903/2012).

Замена лифта, учитываемого…

…в составе здания

Рассмотрим, как отразить в учете замену лифтов в здании на новые, если старые лифты не являлись самостоятельными объектами ОС.

В бухгалтерском учете восстановление объекта основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции (п. 26 ПБУ 6/01).

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).

Таким образом, полагаем: если замена лифта не приводит к улучшению нормативных показателей функционирования здания, то в бухгалтерском учете затраты, связанные с такой заменой, следует рассматривать как затраты на капитальный ремонт, отражать в расходах по обычным видам деятельности и включать в состав общехозяйственных расходов на основании п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» <5>.

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Пример 1. Организации на праве собственности принадлежит офисное здание, в котором имеется пассажирский лифт. Его стоимость была учтена в стоимости здания, то есть лифт не был выделен в самостоятельный инвентарный объект.

В сентябре 2015 г. организация произвела замену лифта по причине его физического износа. Стоимость нового оборудования составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.), стоимость работ, произведенных подрядной организацией, по его замене — 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.).

В бухгалтерском учете в сентябре будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретено лифтовое оборудование

(1 180 000 — 180 000) руб.

1 000 000

Отражен «входной» НДС по оборудованию

180 000

«Входной» НДС принят к вычету

68-НДС

180 000

Отражена передача оборудования для монтажа

1 000 000

Отражены затраты на монтаж лифтового оборудования

200 000

Отражен «входной» НДС по монтажным работам

36 000

«Входной» НДС принят к вычету

68-НДС

36 000

Что касается налогового учета, то здесь также важна правильная квалификация произведенных работ. Ведь модернизация увеличивает первоначальную стоимость объекта ОС (п. 2 ст. 257 НК РФ), а фактические затраты на ремонт являются прочими расходами, признаваемыми для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Воспользуемся разъяснениями, данными в Письме УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-12/093516@, в котором, в частности, говорится следующее.

Нормативными документами, регламентирующими организацию эксплуатации, ремонта и модернизации лифтов, являются:

— Приказ Госстроя России от 30.06.1999 N 158 «Об утверждении Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации»;

— Временное положение о порядке и условиях проведения модернизации лифтов РД 10-104-95, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора России от 29.11.1995 N 59.

Согласно указанным документам капитальный ремонт обеспечивает восстановление исправности, полного или близкого к полному ресурса лифта. В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования, входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов: электродвигателя главного привода, редуктора лебедки или червячной пары редуктора, тормозного устройства, электрощита (панели) управления лифтом, купе кабины, ограничителя скорости, створок дверей шахты и кабины, пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины, канатоведущего шкива, канатов.

Модернизация, как правило, проводится в отношении лифтов, отработавших срок службы, либо может быть осуществлена до истечения указанного срока с целью улучшения эксплуатационных и эстетических показателей лифта.

Так, при модернизации лифта, выработавшего нормативный срок службы, согласно разд. 2 названного Временного положения должно быть заменено следующее оборудование:

— низковольтное комплектное устройство (НКУ) как морально и физически устаревшее оборудование. Новое НКУ должно иметь современную элементную базу;

— лебедка, имеющая физический и моральный износ. Лебедка должна иметь современные технические конструктивные решения, удовлетворяющие требованиям безопасности и комфортности;

— купе кабины, не отвечающее требованиям пожаростойкости и вандалозащищенности. Новое купе должно отвечать указанным требованиям и современному дизайну;

— жгуты электроразводки по шахте, кабине и машинному помещению, выработавшие нормативный срок службы;

— вызывные посты, посты управления, выполненные в неантивандальном и непожаростойком исполнениях.

Необходимость замены или установки другого лифтового оборудования определяется в зависимости от его фактического состояния на момент обследования лифта.

Таким образом, считают московские налоговики, замена лифтовой кабины возможна как при капитальном ремонте лифта, так и при его модернизации.

Если в результате работ по замене лифта улучшились его эксплуатационные характеристики, то произошла модернизация. Тогда расходы на замену лифта должны увеличивать первоначальную стоимость здания. В противном случае данные расходы следует рассматривать в качестве расходов на капитальный ремонт.

Как отмечает Минфин России в Письме от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628, если функциональные характеристики и характеристики использования объекта остались прежними, то расходы на замену лифтов могут являться расходами на капитальный ремонт здания и признаваться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Аналогичный подход можно обнаружить и в арбитражной практике. В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 01.12.2010 N КА-А40/14493-10-2 по делу N А40-15827/10-116-96 <6>. Налогоплательщик учитывал стоимость лифта в стоимости здания. Заменив лифт на новый в рамках капитального ремонта здания по согласованному и утвержденному в установленном порядке проекту, он отразил затраты, связанные с заменой, единовременно в составе прочих расходов. Налоговая инспекция посчитала, что новый лифт должен быть выделен в отдельный объект основных средств.

<6> Определением ВАС РФ от 17.03.2011 N ВАС-2814/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Судьи поддержали налогоплательщика. В связи с тем что новый лифт как инженерный элемент здания пришел на смену лифту, находившемуся прежде в составе здания, оснований для выделения лифта в новый объект основных средств не имеется. Поэтому расходы на замену лифта относятся к расходам на ремонт объекта ОС (административного здания) в соответствии со ст. 260 НК РФ. Суд признал доводы инспекции необоснованными исходя из того, что нормативные требования выделения лифта в отдельный объект основных средств отсутствуют.

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что арбитры того же округа спустя почти месяц вынесли иное решение (см. Постановление от 21.01.2011 N КА-А40/16849-10 по делу N А40-15874/10-129-83). Установив, что лифт находится в составе главного корпуса здания и СПИ здания и пассажирского лифта существенно разнятся, арбитры поддержали инспекцию, которая исходила из того, что затраты на приобретение, доставку, установку и испытания нового пассажирского лифта необходимо учитывать в стоимости отдельного объекта.

…как самостоятельный инвентарный объект

Предположим, организация производит замену непригодного лифта на новый. Как отразить эту операцию в учете, если лифт был выделен в отдельный инвентарный объект? Очень просто. Выбыл один объект, появился другой.

В бухгалтерском учете это будет выглядеть так. Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта ОС, в частности, имеет место в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.

Новое лифтовое оборудование принимается к бухгалтерскому учету в составе оборудования, требующего монтажа, по фактической себестоимости, складывающейся из его цены и расходов на приобретение и доставку в организацию.

Стоимость работ по монтажу лифта (без учета НДС), выполненных подрядной организацией, также включается в его первоначальную стоимость.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Пример 2. Организации на праве собственности принадлежит офисное здание, в котором имеется пассажирский лифт. Лифт выделен в самостоятельный инвентарный объект, первоначальная стоимость которого составляла 510 000 руб.

В сентябре 2015 г. организация произвела замену лифта по причине его физического износа. Стоимость нового оборудования составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.), стоимость произведенных подрядной организацией работ по монтажу лифта — 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). В бухгалтерском и налоговом учете СПИ установлен равным 40 мес.

В бухгалтерском учете в сентябре будут сделаны следующие проводки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *