Вступление договора в законную силу

Когда начало и окончание договора определить невозможно Как продлить действие отдельных условий договора за его временные рамки Самые частые ошибки последнего времени в определении срока договора.

Современный юрист сталкивается с проблемами, на которые еще несколько лет назад не обращали внимание или отдавали на откуп теоретикам. Заслуживающей особого отношения проблемой не только современного права, но и экономики, стало сегодня условие договора о его действии во времени.

Пожалуй, не найдется ни одного юриста, который не знаком с порядком действия договора во времени. Но практика показывает, что, несмотря на достаточно проработанные формулировки, которые встречаются в договорах об их действии во времени, существует множество проблем, которые приходится решать не только внутри компании, но и с контрагентами. Как будет показано ниже, даже самые известные и широко используемые формулировки о сроках и действии договора могут привести к нежелательным последствиям, если в договоре имеются коррелирующие положения о сроках и времени исполнения обязательств.

Практика дает необъятное количество примеров того, как не стоит писать договор и какие формулировки о действии договора во времени стоит избегать. Поэтому в этой статье будут приведены те условия, которые, по опыту автора, наиболее часто используются в последнее время. Объединяет их то, что результатом всех этих формулировок стал спор между сторонами о действии договора во времени. Надо сказать, что далеко не всегда причиной проблем является непрофессионализм тех, кто составляет документы. Во многом виновата нечеткость регулирования некоторых вопросов в законодательстве. Стоит также отметить стереотипность восприятия многих традиционных формулировок.

«Договор вступает в силу с момента его заключения»

Подобная формулировка не так часто встречается в коммерческих договорах, но зато хорошо иллюстрирует основные сложности понимания начала действия договора и его временных рамок. Данная формулировка не содержит ошибок и применима при заключении договоров. Однако понятие «заключение договора», как событие, с которым связывается начало действия договора во времени, многими трактуется неверно. Чаще всего стороны считают, что заключение договора определяется датой, указанной в начале документа. Однако на самом деле заключение договора означает совсем иное.

Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Но далее, из смысла кореллирующих норм статей 432 и 433 ГК РФ, можно сделать вывод, что договор заключается в момент получения акцепта или, соответственно, подписи контрагентом документа.

В связи с этим и обязательства в приведенном примере возникнут у сторон не с даты указанной на договоре, а с момента подписания договора второй стороной. Это важно потому, что даже один день может иметь решающее значение для сторон, в частности, при нарушении определенных сроков.

«Договор вступает в силу с момента подписания»

От такой формулировки – весьма распространенной — также хочется предостеречь – по той же причине, что была приведена применительно к предыдущему примеру. Такие нормы в договоре не дают с достаточной точностью определить период действия договора, так как момент подписания не всегда тождественен той дате, которая стоит на договоре. Соответственно и стороны договора могут понимать момент вступления в силу по-разному.

Особенно остро недостаток точности этой формулировки заметен тогда, когда от даты вступления договора в силу зависит и дата его окончания, а также порядок пролонгации.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКИКИ. В договоре было сказано, что он «вступает в силу с момента подписания и действует в течение одного календарного года». Далее стороны предусмотрели следующее условие: «Если ни одна сторона не уведомила в письменном виде другую сторону за один месяц до окончания срока действия договора о своем нежелании продлевать действие договора, то он ежегодно пролонгируется на следующие одиннадцать месяцев на тех же условиях». В результате одна из сторон уведомила контрагента за месяц и два дня – однако это было мнение стороны. Контрагент же не согласился, указав на дату подписания договора, которая была пятью днями ранее даты, которая значилась в начале договора.

Если в договоре указано время, которое зависит от подписания документа, юристу необходимо обращать внимание на то, указана ли дата подписания договора в момент совершения такого акта. В противном случае доказать иную дату, чем та, которая содержится в начале договора, невозможно.

«Договор вступает в силу с момента одобрения советом директоров (общим собранием участников, акционеров)»

Как известно для некоторых сделок, особенно совершаемых обществами, законодательно установлен порядок их одобрения. Крупная сделка в случае нарушений порядка ее совершения, может быть признана недействительной. Так, крупная сделка в акционерном обществе должна быть одобрена Советом директоров при сумме от 25 до 50 % балансовой стоимости активов. А если сумма сделки превышает 50 % этой стоимости — общим собранием акционеров, квалифицированным большинством в три четверти голосов (ст. 79 закона об акционерных обществах*). Крупная сделка, совершенная с нарушением требований, предусмотренных нормативными актами, может быть признана недействительной по иску общества, его участника или акционера (п. 5 ст. 46 закона об обществах с ограниченной ответственностью**; п. 6 ст. 79 закона об акционерных обществах).

Однако необходимо отличать одобрение сделки от заключения договора. Одобрение сделки представляет собой процедурное условие ее действительности. Время сделки может включать в себя и ее одобрение. Но одобрение сделки никак не связано с действием во времени договора. Сделка, совершенная с нарушением требований о ее одобрении оспорима, но не ничтожна (см. постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 31.07.07 по делу № Ф09-5977/07-С6, Дальневосточного округа от 26.07.07 по делу № Ф03-А51/07-1/1566 и др.). Поэтому ее действие во времени не зависит от соблюдения или несоблюдения сторонами процедурных условий. Ее действие – а в конечном счете, и действие договора — может лишь зависеть от оспаривания и признания недействительной сделки судом.

В силу этого нельзя ставить действие договора во времени в зависимость от одобрения тем или иным органом управления юридического лица – оно может никогда не произойти, но обязательства сторон обычно в таких случаях имеют место быть до такого одобрения. Во избежание же коллизий следует одобрение крупных сделок осуществлять на стадии преддоговорного общения сторон.

«Договор вступает в силу с такого-то числа и действует по такое-то число»

Классическая формулировка: указываются конкретные даты вступления в силу и окончания срока действия договора.

Однако необходимо быть внимательным не только к конкретному пункту о действии договора во времени, но и к другим пунктам, которые могут относиться к срокам действия договора.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В договоре было сказано, что он «вступает в силу с 1 октября 2007 года и действует до 1 октября 2008 года». Следом содержалась норма, которая гласила: «Все дополнительные соглашения и приложения, подписанные сторонами во исполнение настоящего договора, действует в течение срока, прямо в них указанного». И далее — контрольная фраза о том, что дополнительные приложения и соглашения являются неотъемлемой частью договора. В результате у контрагентов возникли проблемы – но не потому, что стороны неправильно прописали действие договора и его отдельных частей во времени. А из-за того, что в одном из дополнительных соглашений — установили срок действия соглашения за пределами временных рамок основного договора. Между тем, в договоре возникала коллизия: может ли дополнительное соглашение действовать самостоятельно, т.е. в течение срока в нём прямо указанного или в течение срока действия договора, т.к. допсоглашение является неотъемлемой частью договора.. Это дало основания для спора между сторонами.

Пункт об особом сроке действия дополнительных соглашений имеет право на существование и во многом даже правилен, так как дополнительные соглашения и приложения могут иметь свое, отличное от основного договора, время действия. Например, бывают ситуации, когда контрагентам необходимо заменить какие-либо положения договора (или дополнительных соглашений) на определенный период, в связи с возникшими обстоятельствами (форс-мажор, сезонные особенности, экономическая и политическая ситуация).

Но в таком случае во избежание споров необходима прямая оговорка о том, что из общего порядка действия договора есть исключения. Пример: «договор утрачивает силу с 1 октября 2008 года, за исключением дополнительных соглашений к настоящему договору, порядок и сроки действия во времени которых определяются в самих дополнительных соглашениях». Писать о том, что дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора было бы не правильно, т.к. этимология «неотъемлемый» означает «неотделимый», что в данном случае не усматривается.

«Договор действует до полного исполнения сторонами всех своих обязательств»

Такая формулировка вошла в обычаи документоведения, тем не менее, на самом деле она не всегда соответствует логике событий, а иногда и закону.

Согласно части 2 пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса, в договоре должен существовать момент окончания исполнения обязательств, факт которого может служить окончанием действия договора. Таким моментом может быть дата или событие. Для некоторых обязательств событие определить сложно, и мы опять попадаем под «размытые» во времени сроки. Поэтому остается другой вариант – конкретная дата. Это самое выгодное и правильное определение временных границ.

Можно возразить, что при заключении эти временные границы не всегда окончательно известны. Но для этого есть такая мера, как дополнительное соглашения и уж вряд ли может быть актуальным аргумент о том, что это – лишняя бумага и время. Недостаток времени будет гораздо ощутимее в том случае, если нечеткая формулировка условия о сроке действия договора станет камнем преткновения во взаимоотношениях контрагентов.

Формулировка же «…до полного исполнения сторонами обязательств» приводит к тому, что окончание договора может вообще никогда не наступить, т.к. контрагенты очень часто стараются сохранить некоторые обязательства и по истечении срока действия договора. Такую норму, конечно, нельзя признать вопиющей, но если она есть, то требует от юриста чёткого понимания временной ситуации договора и действий конкретных отношений сторон во времени.

Отмечу, что критикуемая формулировка имеет на практике модификацию – «до полного исполнения сторонами обязательств в рамках настоящего договора». Поспорить с ней юристу дает основаниястатья 422 Гражданского кодекса.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Не вдаваясь в рассуждения о целях законодателя относительно данной нормы, стоит сказать, что для контрагентов обязательства вытекают не только из «рамок договора», но и из нормативных актов.

Даже если предположить, что стороны включили в договор все условия, характерные для конкретного вида договора, некоторые обязательства могут возникнуть в силу деятельности сторон во исполнение основного договора (например, заключение договоров поставки или подряда в рамках агентского договора, страхования имущества в рамках договора хранения и т.д.). Поэтому уж коль скоро очень хочется использовать формулировку «до полного исполнения сторонами обязательств», фразу «в рамках настоящего договора» лучше опустить.

«Положение такого-то пункта договора сохраняет свою силу и по истечении срока действия договора»

На практике такие формулировки часто встречаются – особенно применительно к условию о конфиденциальности. Это выглядит примерно так: «Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность в отношении любой информации о деятельности сторон, ставшей им известной в связи с исполнением настоящего договора и являющейся коммерческой тайной одной из сторон. Положение настоящего пункта договора сохраняет свою юридическую силу и по истечении срока действия настоящего договора».

Но, как уже отмечалось выше, такой подход к действию договора во времени некорректен. Прекращение действия договора во времени не может накладывать обязательства на стороны. Срок, в течение которого отношения сторон регулируются обязательными для них условиями, должны быть четко определены – иначе какой смысл вообще заключать договор? Или как в данном случае правильно определить срок исковой давности? При таких формулировках он может длиться вечно.

Действительно, иногда необходимо продлить срок действия отдельных положений договора за пределы его временных рамок. Типичная ситуация – нужно вменить в обязанность контрагенту не разглашать конфиденциальную информацию, переданную в связи с исполнением договора, в течение определенного времени после его окончания.

Если стороны хотят, чтобы действовали определенные условия, обязательства или конкретные пункты договора, необходимо об этом прямо указывать: «Настоящий договор действует до 1 января 2008 года, за исключением пункта 5.7, положения которого действует до января 2015 года». Причем дату можно установить настолько далекой, насколько того требуют интересы бизнеса. Кстати, если речь идёт о конфиденциальной информации, то её сроки охраны могут быть определены в договоре (ст. 12 ФЗ о коммерческой тайне от 29 июля 2004 г.).

Как правило, при заверке копии трудовой необходимо записать «работает по настоящее время». Это необходимо для того, чтобы, например, оформить ссуду или кредит. Для этого нужно знать, как правильно сделать запись в трудовой книжке «работает по настоящее время». В таком случае работники банка обязаны принять данную копию.

Запись «работает по настоящее время» при заверке копии трудовой

Если человек временно не работает, копию его трудовой книжки, которая находится в это время при нем, можно заверить, обратившись к нотариусу. Он без труда оформит все как надо. Но если владелец трудовой где-то работает, и его книжка лежит в это время в отделе кадров, ее выдача даже в случае оформления письменного заявления запрещена. Получить можно лишь копию, где и ставится запись «работает по настоящее время». Заверить ее можно у работодателя. Срок выдачи копии после заявления не должен превышать трех дней.

Запись «работает по настоящее время» в трудовой книжке не ставится. Она присутствует только на копии документа. Выполняется копия двумя способами: ручным способом (написать на листе бумаги либо напечатать на компьютере) или при помощи ксерокса – более предпочтительный вариант.

Для начала необходимо сделать следующие записи:

  • копия верна (можно ограничиться словом «верно»);
  • должность человека, который несет ответственность за трудовые книжки (как правило, один из сотрудников отдела кадров);
  • подпись того, кто заверяет книжку;
  • полная расшифровка поставленной подписи;
  • дата заверки копии.

Далее необходимо поставить печать организации, достаточно и печати кадровой службы. Затем листы копии нумеруются и сшиваются, после чего они заверяются отдельно печатью предприятия.

И лишь в конце, когда готова копия трудовой книжки, запись «работает по настоящее время» ставится в отдельной графе, где также указывается и дата заверки. Здесь необходимо написать должность и расшифровать подпись.

Процесс заверки книжки при отсутствии работы

Могут возникнуть такие случаи, когда процесс заверки копии трудовой книжки необходим, если человек нигде не работает. Очень часто данная необходимость возникает у пенсионеров. Причем запись в копии трудовой книжки «работает по настоящее время», естественно, не ставится.

Первый шаг – сделать ксерокопию всех страниц оригинала, после чего нужно пойти на последнее место работы и обратиться в бухгалтерию. Либо бухгалтер, либо кадровик осуществит всю дальнейшую процедуру заверения согласно действующему законодательству. На последней же странице будет указана та причина, по которой сейчас человек не работает. Бывают случаи, когда у владельца трудовой книжки нет возможности заверить копию этого документа. Тогда он может обратиться за процедурой к нотариусу.

Правила копирования

Правильно заверить копию трудовой книжки нужно следующим образом. Текст оригинала набирают на компьютере, сканируют либо копируют при помощи ксерокса. Дублированию подлежат абсолютно все без исключения страницы, на которых имеются какие-либо записи. Это относится и к первой, то есть титульной, странице.

Согласно правилам, каждая продублированная страница содержит фразу «Копия верна», а также печать последней организации, где человек работал. В ином случае достаточно и печати нотариуса. Таким образом, о том, как правильно написать в трудовой книжке «работает по настоящее время», не нужно беспокоиться. Вся процедура у нотариуса, как правило, занимает не более часа.

Срок действия заверенной копии трудовой книжки

Все документы имеют определенный срок действия. Не являются исключением и копии трудовых книжек. Нужно помнить тот факт, что заверенная копия книжки действует на протяжении месяца после того, как ее оформили. После этого она теряет свою актуальность. В редких случаях банки отказывают в выдаче своему клиенту кредита на очень большую сумму, даже если срок действия заверенной копии не истек, но с момента ее заверения прошло больше недели.

Кстати, если человек решил сменить работу, то копия автоматически теряет свою силу. Таким образом, уже на новом месте специалист отдела кадров обязан знать, как написать в трудовой книжке «работает по настоящее время». Также копию нужно делать и заверять заново, если сотрудник уволился.

Важный момент

Иногда возникает путаница между двумя понятиями: выпиской и копией книжки. Выпиской называют копию только первой и необходимой работнику страниц. Поэтому она не может действовать так, как заверенная вся копия трудовой книжки, поскольку она не дает полного представления о документе. Правда, выписка тоже должна быть оформлена согласно закону и правильно заверена, иначе она не будет иметь юридической силы.

2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
3. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
4. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Комментарий к статье 425
1. ГК в комментируемой статье закрепляет принцип обязательности и исполнимости договора (pacta sunt servanda). Стороны обязаны исполнить возникшее из договора обязательство и устранить нарушение обязательства. Истечение срока действия договора не освобождает от ответственности за его нарушение.
Принцип обязательности и исполнимости договора, наряду с принципом свободы договора, составляет основу договорного права.
2. Правило о вступлении договора в силу, установленное пп. 1 и 2 комментируемой статьи, следует применять в совокупности со ст. 433 ГК, определяющей момент, с которого договор признается заключенным (см. коммент. к ст. 433).
Этот момент определен различно для консенсуального и реального договоров. Поскольку для признания реального договора заключенным требуется передача вещи, денежных сумм, другого имущества, то такой договор вступает в силу с момента передачи.
Для договора, подлежащего государственной регистрации, момент заключения и вступления его в силу связан с актом регистрации. Например, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК считается заключенным с момента государственной регистрации (см. также ст. 658 ГК и др.).
Из правила о вступлении договора в силу с момента его заключения (п. 1 комментируемой статьи) допускается исключение. Стороны могут распространить действие условий договора на отношения, возникшие до момента вступления договора в силу. Обычно такое соглашение сторон связано с реальными отношениями по передаче товара, аренде и др., возникшими до момента, с которого договор считается заключенным.
3. Стороны иногда включают в договор условие о том, что он вступает в силу с определенной даты после заключения договора, обычно с 1-го числа месяца (это облегчает его исполнение) или же после оформления сторонами дополнительного соглашения или совершения действий в отношении каких-либо относящихся к договору вопросов (получения лицензии, дополнительной информации, образца и т.д.). Допустимость такого условия вытекает из свободы договора, и включение в договор таких условий следует считать правомерным. До наступления согласованных сторонами обстоятельств их права и обязанности по договору не возникают, ибо он еще не вступил в силу.
4. Срок действия договора устанавливается соглашением сторон, если иное не определено ГК, другим законом. Этот срок может быть установлен истечением времени, конкретной датой. По договорам с длящимся исполнением при отсутствии соглашения сторон договор считается заключенным на неопределенный срок (п. 1 ст. 540, п. 2 ст. 610 ГК). Стороны могут в договоре предусмотреть, что он заключен на неопределенный срок.
Согласно п. 3 ст. 610 ГК для отдельных видов аренды законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки действия договора. При этом договор аренды, заключенный на срок, превышающий предельный, считается заключенным на срок, равный предельному. Например, договор проката в силу п. 1 ст. 627 ГК заключается на срок до одного года. Согласно ст. 683 ГК договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий 5 лет. Если в таком договоре срок не определен, договор считается заключенным на 5 лет.
Пункт 2 ст. 1016 ГК устанавливает, что договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий 5 лет, если для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, не установлены иные предельные сроки.
В случаях, предусмотренных ГК, срок действия договора может быть отнесен к существенным условиям договора и его отсутствие ведет к признанию договора незаключенным. Например, срок действия признается существенным условием договора страхования (ст. 942), договора доверительного управления имуществом (п. 1 ст. 1016).
5. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает соотношение срока действия договора и срока существования возникшего из договора обязательства. При этом установлена презумпция действия договора до предусмотренного договором момента исполнения обязательства. Иные последствия окончания срока действия договора, т.е. прекращение обязательства по истечении этого срока, должны быть предусмотрены законом или договором.
Из норм ГК, определяющих максимальные сроки действия договора, вытекает, что с истечением срока действия договора прекращается обязательство.
Последствия окончания срока действия договора предусмотрены отдельными нормами ГК. Например, обязанность поставщика восполнить недопоставленное количество товаров существует в пределах срока действия договора, если договором не предусмотрено иное (ст. 511 ГК).
Договор простого товарищества прекращается истечением срока его действия. При этом наступают последствия, предусмотренные ст. 1050 ГК (возвращение вещей, переданных в общее владение, раздел имущества, находящегося в общей собственности, и т.д.). Тем самым считаются прекращенными и обязательства сторон договора.
6. ГК предусматривает для ряда договоров порядок возобновления или продления срока их действия. При продлении срока действия договора изменяется и срок действия обязательства. В соответствии с п. 2 ст. 540 договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо не потребует заключения нового договора. В последнем случае до заключения нового договора отношения сторон регулируются ранее заключенным, т.е. действие предыдущего договора прекращается только после заключения нового.
Договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор после истечения срока договора продолжает пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя (п. 2 ст. 621 ГК).
По истечении срока действия договора найма жилого помещения возможно заключение договора на новый срок с нанимателем, имеющим на это преимущественное право. Однако если наймодатель не предложил за три месяца до истечения срока договора заключить договор на тех же условиях либо не предупредил об отказе от продления договора, а наниматель не отказался от продления договора, то он считается продленным на тех же условиях и на тот же срок (ст. 684 ГК).
В соответствии с п. 2 ст. 1016 ГК при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора доверительного управления имуществом по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на условиях, предусмотренных ранее договором.
7. В п. 4 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому стороны не освобождаются от ответственности за нарушение обязательств, возникших из договора, и по истечении срока его действия. Требование о возмещении убытков, вызванных нарушением договора, предъявляется независимо от прекращения срока действия договора в течение срока исковой давности. То же самое следует сказать об обязанности устранить недостатки товара или заменить товар с существенными недостатками (ст. 475 ГК), а также о возможности предъявить требования, возникшие в связи с нарушением (неисполнением) других договорных обязательств.

A.B. Шухарева

Шухарева Анна Васильевна — адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России

Технико-юридические аспекты признания нормативных правовых актов утратившими силу

Большой интерес к вопросам юридической техники объясняется во многом активизацией нормотворческого процесса на федеральном и региональном уровнях. Этому вопросу посвящены научные работы, диссертационные исследования, учебные и справочные пособия. Такой интерес ученых-правоведов к данной теме и актуальность знаний о юридической технике для практиков обусловили становление учебной дисциплины во многих юридических вузах.

Юридико-технический уровень нормативного правового акта является, по общему признанию, одним из важнейших показателей его качества. Юридическая техника — один из важнейших инструментов предупреждения и исправления юридических ошибок.

Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации содержат многочисленные нормативные правовые установления, посвященные подготовке и оформлению отдельных видов правовых актов. Частью требований, установленных этими документами, являются положения, посвященные утрате юридической силы правовыми актами.

По общему правилу, акт признается утратившим юридическую силу правовым актом того же вида, каким принят (утвержден) утративший силу документ. Это правило могут сопровождать оговорки, уточняющие, каким органом акт или его структурная единица признается утратившими силу, а также то, что законодательством может быть предусмотрен иной порядок. Например, в Законе г. Москвы от 8 июля 2009 года № 25 (в ред. от 1 июня 2011 г.) «О правовых актах города Москвы»1 содержится следующее положение: «Признание правовых актов или их отдельных положений утратившими силу осуществляется правовыми актами того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) исходные правовые акты».

Следует отметить, что не всегда утрата силы осуществляется с помощью правовых актов того же вида. Например, Инструкция по делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 июня 2007 г. № 76) предусматривает: «Распоряжения Генерального директора Судебного департамента признаются утратившими силу либо подлежат изменению как приказами, так и распоряжениями Г енерального директора Судебного департамента».

Так и сам закон «О правовых актах города Москвы» допускает исключение: «Распоряжения Правительства Москвы, распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, приказы и распоряжения руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы отменяются распоряжением Мэра Москвы, если указанные правовые акты не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Москвы, законам города Москвы, иным правовым актам города Москвы более высокой юридической силы либо их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами. Распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, приказы и распоряжения руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы могут быть отменены распоряжениями Правительства Москвы»2.

В данном случае решающее значение имеет юридическая сила документа, которым вносятся изменения. Поэтому более точными представляются формулировки, отражающие это обстоятельство. Например, в Законе Челябинской области от 30 мая 2002 года № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29 ноября 2007 г.) указано: «Внесение изменений в нормативный правовой акт области, признание его утратившим силу производится нормативным правовым актом области аналогичной юридической силы».

Положение о том, что признание правового акта утратившим силу осуществляет орган, принявший правовой акт, также является слишком общим и нуждается в уточнении. Это связано с тем, что орган, принявший правовой акт, может быть ликвидирован или реорганизован. В качестве примера можно привести положение Закона Кабардино-Балкарской Республики от 3 августа 2002 года

1 См.: Ведомости Московской городской Думы. — 2009. — 4 сентября.

2 См. там же.

№ 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» (в ред. от 19 марта 2009 г.), отражающее это обстоятельство: «В случае ликвидации или реорганизации правотворческого органа вопросы об изменении, в том числе дополнении, приостановлении и прекращении действия правовых актов, принятых (изданных) данным органом, решаются правопреемником органа или вышестоящим органом либо органом, принявшим решение о ликвидации или реорганизации правотворческого органа».

В Нижегородской области также действует Закон «О нормативных правовых актах Нижегородской области» от 10 февраля 2005 года № 8-З. Анализ его положений, посвященных технике утраты юридической силы, позволяет выявить как существенные дефекты нормативного регулирования данного института на региональном уровне, так и недостатки при реализации его норм, в части признания утратившими силу правовых актов области или их структурных единиц.

Во-первых, согласно статье 51 Закона «О нормативных правовых актах Нижегородской области» от 10 февраля 2005 года № 8-З, внесением изменений в закон области считается:

1) замена либо исключение слов, цифр, предложений;

2) новая редакция структурной единицы закона;

3) дополнение структурными единицами закона;

4) дополнение структурной единицы закона новыми словами, цифрами или предложениями;

5) приостановление действия закона или его структурных единиц;

6) продление действия закона или его структурных единиц;

7) исключение структурных единиц не вступившего в силу закона;

8) признание утратившими силу отдельных структурных единиц закона.

Закон «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области”» предполагает признание утратившей силу строки. Строка не является структурным элементом нормативного акта и она не может быть признана утратившей силу, поэтому в подобных случаях вносить изменения необходимо следующим образом:

Пример:

«2) в приложении 1:

а) в разделе «Ведущие должности муниципальной службы (группа 3)» части I:

строку

«Помощник (советник) главы муниципального образования города Нижний Новгород»

исключить».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, согласно части 3 статьи 51 Закона «О нормативных правовых актах Нижегородской области», «если в закон области вносится значительное число изменений, то он может быть принят в новой редакции». Иными словами — речь идет о так называемой замене или косвенной отмене нормативного акта. Обосновывая точку зрения о том, принятие нового акта, с началом действия которого старый теряет юридическую силу, то есть косвенная отмена — это не лучший способ утраты силы актом и в какой-то степени является свидетельством неотработанной юридической техники, предлагаем дополнить редакцию части 3 статьи 51 Закона следующими словами: «Если в закон области вносится значительное число изменений, то он может быть принят в новой редакции с обязательным признанием предыдущего акта утратившим силу».

В-третьих, Закон «О нормативных правовых актах Нижегородской области» содержит статьи, предусматривающие прекращение действия закона и утрату им силы.

В части 3 статьи 41 говорится: «Закон области прекращает свое действие в случаях: 1) истечения срока, на который было рассчитано действие закона; 2) признания закона утратившим силу другим законом области; 3) признания решением суда закона противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу или в иной срок в соответствии с решением суда».

Часть 1 статьи 48 гласит:

«Нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:

1) истечения срока действия нормативного правового акта или наступления события, при котором акт считается утратившим силу;

2) признания акта или его отдельных положений утратившими юридическую силу принявшим его органом (должностным лицом);

3) признания нормативного правового акта утратившим юридическую силу по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством области».

В такой ситуации законодатель должен в тексте акта разграничить понятия «прекращение действия» и «утрата юридической силы». В научном мире уже длительное время ведутся дискуссии по вопросу соотношения этих двух феноменов, ученые не приходят к единому мнению, поэтому вряд ли целесообразно в законе субъекта выделять оба эти понятия. Не вносят ясности и позиции законода-

телей других субъектов Российской Федерации, где приняты законы «О правовых актах», «О правотворчестве».

Так как в Российской Федерации не принят закон о нормативных правовых актах, сделать вывод о законодательной регламентации употребления соответствующих понятий не представляется возможным. На основе анализа определенной категории нормативных актов можно заключить следующее: на уровне Федерации нормативные акты утрачивают силу путем издания соответствующего документа о признании их таковыми. Термин «прекращение действия» используется только в отношении соглашений и международных договоров. Считаем достаточным содержания в Законе «О нормативных правовых актах Нижегородской области» статьи об утрате актами юридической силы, с указанием полного перечня оснований для этого.

В связи с этим предлагаем признать утратившей силу часть 3 статьи 41 Закона «О нормативных правовых актах Нижегородской области» от 10 февраля 2005 года № 8-З.

В-четвертых, не совсем понятным является разделение на протяжении всего текста Закона «О нормативных правовых актах Нижегородской области» понятий «закон» и «нормативный правовой акт»: в главе 6, судя по названию, речь должна идти о всех нормативных правовых актах, но статья 51 этой главы регламентирует порядок внесения изменений в закон области. Также и статья 41 называется «Вступление в силу закона области». Таким образом, можно сделать вывод о существовании пробела в правовом регулировании порядка вступления в силу подзаконных актов области и внесения в них изменений.

В-пятых, Закон от 11 марта 2004 года № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области» состоит из 5 статей, статьи 2, 3, 4 полностью дублируют статьи 39, 40, 41 Закона от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» соответственно.

Дублирование образует множественность правил по одному вопросу. Строго говоря, дублирование не рассогласовывает систему права и потому не ставит правоприменителя в ситуацию выбора норм, как при коллизии. Дублирование может оказать позитивное действие в случаях, когда положения, имеющие принципиальное политическое и юридическое значение, повторяются на разных иерархичных уровнях права с целью придания системе права свойств единства и стабильности. В данном случае повторение норм в актах равной юридической силы является неоправданным и превращается в дефект, который не исчерпывается только лишь «засорением» правовой материи. Он порождает трудности у самих законодателей при дальнейшей работе с актами, в частности, вслед за изменением основного нормативного правового акта должны изменяться и дублирующие акты, а для этого требуется весьма значительное время.

Например, Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 года № 80-З признал утратившими силу часть 3 статьи 3 Закона «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области» и часть 3 статьи 40 Закона «О нормативных правовых актах Нижегородской области», содержащие одинаковые предписания, то есть законодателю приходится выполнять двойную работу.

Так как Закон от 10 февраля 2005 года № 8- З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» содержит более полное правовое регулирование отношений, связанных с разработкой, принятием, вступлением в силу и утратой силы нормативных актов Нижегородской области, предлагаем признать утратившим силу закон от 11 марта 2004 года № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области».

К настоящему времени в Нижегородской области действует более 1600 законов, в их числе — более 1000 законов о внесении изменений, и более 100 законов о признании утратившими силу. Нужно отметить, что техника признания законов Нижегородской области утратившими юридическую силу также не свободна от дефектов. Проанализируем некоторые из них.

Во- первых, отсутствие единообразия в оформлении названий законов об утрате юридической силы.

Так, в практике Законодательного собрания Нижегородской области — принятие законов со следующими наименованиями:

— Закон Нижегородской области от 9 сентября 2005 года № 125-З «О признании утратившими силу отдельных законов Нижегородской области»;

— Закон Нижегородской области от 1 июня 2005 года № 65-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Нижегородской области»;

— Закон Нижегородской области от 10 июля 2003 года № 55-Зэ «О признании утратившими силу отдельных актов законодательства Нижегородской области».

Не считаем, что данный недостаток приводит к трудностям в правоприменении, однако свидетельствует о достаточно «легкомысленном» отношении законодателей области к технике признания юридических актов утратившими силу, что может сказываться на других важных аспектах деятельности по приведению законодательства области в соответствие с изменяющимися реалиями общественной жизни.

В Нижегородской области было принято два закона, содержащих положения об отмене нормативных предписаний.

Закон Нижегородской области от 21 июня 2001 года № 194-З «Об отмене частично или полностью некоторых законов Нижегородской области» был издан до появления Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов (2003 г.) и, несмотря на название, содержит предписание об утрате силы актом, а не о его отмене, в связи с этим нашей критике подвергнется другой законодательный акт, изданный в 2009 году, подразумевающий отмену нормативного акта.

Закон Нижегородской области от 1 декабря 2009 года № 218-З «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области”» и об отмене Закона Нижегородской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области”».

Пункт 79 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов предполагает: «Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу»1.

Пункт 102 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов содержит следующее положение: «Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин «отменить”»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодатель использовал термин «отменить» по отношению к вступившему в силу и действующему (в течение 4 месяцев) нормативному акту, как видится, с целью фиксации особого случая лишения акта юридической силы — отмены со дня его принятия.

На наш взгляд, перед нами факт превышения полномочий субъектов, принявших данный нормативный правовой акт. Лишение юридического акта силы с момента его принятия означает его недействительность, основаниями признания его таковым являются: несоответствие Конституции РФ, Уставу Нижегородской области, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Единственным субъектом, который вправе признать акт недействительным с момента принятия, является Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 года № 19-П пришел к выводу о том, что статья 125 Конституции содержит специальные предписания, которые возлагают на особый орган правосудия — Конституционный Суд РФ полномочия по осуществлению проверки конституционности перечисленных в ней нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы. Другие судебные органы Конституция РФ такими полномочиями не наделяет. Даже решение суда общей юрисдикции, которым закон субъекта Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Во-вторых, более значительным недостатком является неуказание источников официального опубликования законодательных актов, их структурных единиц при признании их утратившими юридическую силу.

Пункт 32 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов содержит следующее положение: «Если в законодательный акт вносятся изменения или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его официального опубликования».

Там же пункт 47 предусматривает: «При признании законодательного акта утратившим силу указываются следующие источники официального опубликования:

1) при признании утратившим силу законодательного акта или его структурных единиц указывается источник их официального опубликования;

2) при признании утратившим силу законодательного акта в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную структурную единицу) указываются:

— источник официального опубликования законодательного акта;

1 Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18 ноября 2003 года № вн2-18/490.

2 Там же.

— источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);

— источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в законодательный акт;

3) при признании утратившим силу не всего законодательного акта, а его структурной единицы в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую структурную единицу) указываются:

— источник официального опубликования законодательного акта;

— источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);

— источник официального опубликования признаваемой утратившей силу в неотделимой части структурной единицы законодательного акта в новой редакции (если она была);

— источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в данную структурную единицу»1.

Таким образом, независимо от того, утрачивает ли акт свою силу полностью либо частично, обязательным является указание в перечне источника официального опубликования акта (газета «Нижегородские новости»).

В заключение систематизируем ряд правил юридической техники признания нормативных правовых актов утратившими силу:

1. В связи с принятием акта подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими.

2. При признании утратившим силу акта вышестоящего уровня подлежат признанию утратившими силу акты нижестоящего уровня, принятые в его реализацию. Данное требование также распространяется на случаи, когда из акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы, в реализацию которых приняты акты нижестоящего уровня.

3. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием акта, должен содержаться либо в самом акте, либо в акте о порядке введения его в действие.

4. При признании структурных единиц действующего акта утратившими силу такие части из действующего акта исключаются, но их номера сохраняются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на акт о признании акта (или его части) утратившим силу. Нумерация сохранившихся структурных частей не изменяется.

5. При значительном числе актов (три или более) или их частей (глав, статей, пунктов и подпунктов), подлежащих признанию утратившими силу, в связи с принятием нового акта и имеющих более низкий уровень, чем новый акт, уполномоченный орган поручает соответствующим государственным органам принять (издать) акты о признании утратившими силу их актов с указанием срока принятия (издания). Проект такого поручения подготавливается органом, вносящим в уполномоченный орган проект нового акта.

6. Если акт утратил юридическую силу не полностью, он включается в перечень для признаний утратившим силу только в части, противоречащей вновь принятому акту или поглощенной последним.

7. Если признанию утратившими силу подлежат отдельные пункты полностью, а другие только в определенной части, то сначала указываются пункты, подлежащие признанию утратившими силу полностью.

8. Подлежат признанию утратившими силу также акты, дублирующие нормы других актов и не содержащие новизны.

9. Подлежат признанию утратившими силу, как основной акт, так и акты (или их части), которыми в его текст были внесены изменения и дополнения. В случаях неоднократного изменения редакции какого-либо акта (статьи, пункта, подпункта, абзаца), подлежащего признанию утратившим силу полностью, в перечень включаются в виде самостоятельных пунктов все акты об этом, в том числе промежуточные акты, изменявшие редакцию.

10. В случае, если актом признаются утратившими силу другой акт или его часть, в которых предусматривалось признать утратившими силу ранее принятые акты, последние не возобновляют свое действие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Не вступившие в силу акты не могут быть признаны утратившими силу. При необходимости такие акты должны быть отменены.

12. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законы (структурные элементы законов) временного характера, срок действия которых истек. Законы (структурные элементы законов) временного характера подлежат включению в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в случае, если срок их действия не истек. Если действие закона временного характера или его структурного элемента было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной закон, так и закон, продляющий действие основного закона.

1 Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18 ноября 2003 года № вн2-18/490.

13. В случаях, когда в актах, наряду с нормами временного характера, срок действия которых истек, содержатся нормы постоянного действия и все эти нормы подлежат признанию утратившими силу, в перечень включается весь акт в целом.

14. В случае если статья (пункт) акта содержит указание на приложение, которое подлежит признанию утратившим силу, то в перечень включается только данная статья (пункт), а приложение отдельно не оговаривается.

15. В случае если в статье (пункте) акта наряду с утверждением приложения содержится норма, касающаяся других вопросов, сохраняющих значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень включается данный пункт в части, относящейся к приложению, а приложение отдельно не оговаривается.

16. Если приложение подлежит признанию утратившим силу частично, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные элементы приложения.

Дефекты нормативного регулирования института утраты силы правовых актов в Нижегородской области присущи также и законодательству других регионов. Описанные выше технико-юридические правила оформления признания законов утратившими силу позволят усовершенствовать эту процедуру, поскольку она является эффективным инструментарием улучшения качества правового регулирования общественных отношений. В настоящее время принимается множество новых правовых актов всех уровней, что неизбежно влечет необходимость утраты силы или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат их содержанию. В этой связи федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации», необходимость принятия которого поддерживается многими учеными и юристами-практиками, станет главным источником основных правил юридической техники вообще и техники утраты силы — в частности, что несомненно позитивно скажется не только на качестве подготовки и оформления правовых актов как документов, так и на их содержании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *