Встречная налоговая проверка

Термины документооборота

Обмен документами между налоговыми органами и налогоплательщиками регулируется двумя основными нормативными актами:

  1. Приказом МФ РФ от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы …».
  2. Составленными на его основе «Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота …» (утверждены приказом ФНС РФ от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).

В них участниками информационного взаимодействия понимаются не только налогоплательщики (их представители) и налоговые органы, но и операторы ЭДО (в случае электронного документооборота).

Под налогоплательщиками понимаются плательщики налогов, сборов, страховых взносов, а также налоговые агенты. Под представителями налогоплательщиков — физические или юридические лица, уполномоченные налогоплательщиком представлять его интересы по части налогов и сборов.

Обращение в ФНС формируется налогоплательщиком (или его представителем) и направляется по месту постановки на учет.

В конце статьи вы сможете скачать актуальный образец, как написать сопроводительное письмо в налоговую — разберем ниже.

Требования к сопровождению

Существует множество причин представить информацию в ФНС по месту учета (либо месту учета объектов налогообложения), например:

  • ответ на сообщение из ИФНС с требованием предоставить пояснения для проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации (на основании п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • сообщение налогоплательщика о предоставлении в ФНС уточненной декларации по налогам в связи с неверно указанным КБК (на осн. п. 1 ст. 80 НК РФ);
  • опись представляемых документов в связи с полученным требованием (на осн. п. 2 ст. 93 НК РФ).

Составляя сопровождение, налогоплательщик должен выбрать, в какой форме — бумажной или электронной — он хочет его отправить. От этого зависит порядок действий и форма самого сопроводительного письма.

Однако существует перечень реквизитов, которые должны присутствовать в нем в любом случае (ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. пр. Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст). Упрощённо их можно представить так:

  • реквизиты отправителя-налогоплательщика (наименование с указанием организационно-правовой формы, юридический адрес, ИНН/КПП, телефон). Если сопровождение оформляется на «фирменном» бланке, то будут указаны банковские реквизиты: номер расчетного счета, наименование банка, его БИК, корсчет;
  • реквизиты получателя-ИФНС (наименование и номер инспекции, юридический адрес);
  • дата и исходящий номер со ссылкой на полученное требование ИФНС (входящие номер и дата);
  • содержание (может начинаться словами: «В связи с требованием ФНС от 00.00.2018 № _ о представлении письменных пояснений по … ____ за 2018 год, сообщаем следующее:», после чего перечисляются по пунктам истребуемые сведения);
  • приложение (если есть приложения, то после основного текста дается перечень приложенных документов в виде простого нумерованного списка. Если приложений много, то в этом месте дается указание на опись, которую прикладывают к сопроводительному письму отдельно);
  • подписи (обычно — руководителя или ИП, но может быть и подпись уполномоченного представителя);
  • сведения об исполнителе (обычно в нижнем левом углу сопроводительное письма, после всех его реквизитов указывается ФИО составившего сопроводительное письмо, его телефон, е-мэйл, иные реквизиты).

Так как бумажная форма сопроводительного письма не унифицирована, то использования перечисленных выше реквизитов вполне достаточно, чтобы составить такое письмо.

Встречная проверка. Кому и чем она грозит?

Основными методами налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговым кодексом РФ предусмотрены три вида проверок: выездные, камеральные и встречные. При этом, если выездным и камеральным налоговым проверкам НК РФ уделяет существенное внимание, о встречных проверках содержится лишь одно упоминание. Поскольку оно является фактически единственным законодательным материалом, определяющим порядок проведения встречных налоговых проверок, приведем это упоминание полностью. Так, в ст.87 НК РФ установлено, что «если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)».

В рамках данной статьи постараемся ответить на основные вопросы, связанные с проведением встречных проверок:

  • Кто может стать объектом встречной проверки?
  • Какой налоговый орган проводит проверку?
  • Каков порядок проведения встречной проверки?
  • К кому, за что и какие меры налоговой ответственности могут быть применены?

Кого могут проверять?

Как видно из определения встречной проверки, она не является самостоятельной процедурой налогового контроля. Налоговый орган вправе истребовать у юридического или физического лица документы, только если его деятельность была связана с налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, и это лицо располагало сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отметим, что встречная проверка может проводиться не только у организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками. В НК РФ установлено, что документы истребуются не у налогоплательщика, а у лица. А понятие «лицо» шире, чем понятие «налогоплательщик». В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщики — лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Так, например, физическое лицо — нерезидент Российской Федерации, не имеющее доходов от источников в Российской Федерации, может не являться налогоплательщиком ни по одному налогу. Но у этого лица могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки, например, при проведении проверки гостиницы, в которой проживало это лицо, в целях определения полноты отражения гостиницей выручки от оказанных услуг.

В последнее время налоговые органы уделяют встречным проверкам существенное внимание. Это связано не только с возможностью использования таких проверок в целях выявления налоговых правонарушений. Так, в соответствии с Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 «Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации» показатель удельного веса выездных налоговых проверок, в ходе которых были проведены встречные проверки, определяет один из коэффициентов, характеризующих работу Управлений МНС России. То есть увеличение количества встречных проверок, проведенных в рамках выездной или камеральной проверки конкретного налогоплательщика, улучшает показатель работы налоговых инспекций.

Кроме того, в отдельных случаях МНС России обязывает свои территориальные подразделения проводить встречные проверки при осуществлении выездных или камеральных проверок отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в соответствии с Письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 «Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС» проведение встречной проверки поставщика является для налогового органа обязательной процедурой при решении вопроса о возмещении НДС.

Кто может проверять?

Предположим, что налоговый орган имеет все законные основания провести в отношении организации встречную налоговую проверку. Но какой именно это будет налоговый орган: инспекция, осуществляющая основную проверку, или инспекция, в которой зарегистрирована организация, у которой истребуются документы?

НК РФ этот вопрос не регламентирует. Впрочем, формально НК РФ не урегулирован и вопрос, какой налоговый орган проводит любые другие процедуры налогового контроля. Единственным законным, хотя и косвенным, основанием, определяющим, что налоговый контроль в отношении налогоплательщика осуществляется соответствующей территориальной налоговой инспекцией (в отношении отдельных налогоплательщиков — специализированными налоговыми инспекциями), является п.1 ст.83 НК РФ, в котором установлено, что целью постановки налогоплательщика на учет является проведение налогового контроля.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что встречная проверка проводится в целях получения необходимой информации о деятельности «основного» налогоплательщика, можно сделать вывод, что встречную налоговую проверку должна проводить инспекция, осуществляющая выездную или камеральную проверку. На практике же встречная проверка осуществляется инспекцией, в которой на учете стоит лицо, располагающее сведениями. Однако, по нашему мнению, такая практика вряд ли может быть оспорена в судебном порядке. Истребование документов инспекцией по месту регистрации лица, располагающего сведениями, уменьшает издержки на налоговый контроль как налогового органа, так и проверяемого лица, и суд, видимо, не найдет в таком подходе к проверке ущемление прав этого лица.

Как могут проверять?

Проведение встречной налоговой проверки осуществляется путем направления требования о предоставлении документов. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст.93 НК РФ налоговые органы не имеют право истребовать у налогоплательщика документы без соответствующего основания. Единственным возможным основанием является проведение в отношении налогоплательщика выездной, встречной или камеральной проверки.

При этом порядок проведения встречных налоговых проверок не предусматривает оформления каких-либо иных документов (таких как решения о проведении выездной налоговой проверки или справки о ее окончании). Поэтому особое внимание следует уделять анализу оформления требования о предоставлении документов.

Итак, если в вашей организации не проводится выездная или камеральная налоговая проверка, а вы получили требование о предоставлении документов — началась встречная проверка.

По нашему мнению, требование, являясь единственным документом, должно содержать четкое указание на то, у кого из партнеров проверяемого лица проводится выездная или камеральная проверка, и какие именно документы истребуются у лица. Информацию, изложенную в требовании, лучше проверить у партнера, у которого проводится основная проверка. Это позволит не только выявить незаконные требования налогового органа, которые могут быть обжалованы в суде, но и сверить с вашим партнером позиции, чтобы не представить в налоговые органы несогласованные данные.

Если все же требование законно (а так чаще всего и бывает), лицо, которому оно адресовано, обязано представить документы налоговому органу в пятидневный срок. Напомним, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения требования. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Например, требование о предоставлении документов было вручено организации в понедельник. Следовательно, срок начинает течь со вторника. Последний день срока приходится на субботу, а это означает, что документы по требованию должны быть представлены в следующий понедельник Кроме того, абсолютно необязательно бежать в налоговую инспекцию, стоять в очереди и лично предоставлять документы. Можно направить требуемые документы в понедельник по почте.

Кого могут наказать?

Что же произойдет, если лицо, получившее требование, его проигнорирует или представит документы позже назначенного срока?

Помимо того, что непредставление документов повлечет нежелательные последствия для партнера, у которого проводится выездная или камеральная проверка (сведения, которые он представил, не подтвердятся вашими документами), к вам может быть применена налоговая ответственность по п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Следует отметить, что в данной статье НК РФ речь идет именно об организации, а не о любых лицах (т.е. если документы не представляет физическое лицо, к нему штрафные санкции применены не будут). При этом для применения налоговой ответственности организация должна располагать истребуемыми документами.

Взыскание налоговых санкций осуществляется только в судебном порядке. НК РФ устанавливает предельный срок для обращения налогового органа в суд — шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Какие еще последствия может повлечь встречная проверка? Может ли по результатам встречной проверки быть взыскана недоимка, пеня или штраф? И кто станет объектом такого взыскания: налогоплательщик, у которого проводится основная налоговая проверка, или лицо, у которого истребованы документы?

В отношении налогоплательщика, у которого проводится основная проверка, все достаточно ясно. Документы, полученные при встречной проверке, могут стать доказательством недоплаты налогов и совершения налогового правонарушения. (Например, если в ходе встречной проверки будут выявлены отгрузочные документы, не включенные налогоплательщиком в выручку, этот факт найдет отражение в акте по итогам выездной проверки и соответствующем решении.)

В отношении же налогоплательщика, у которого истребовались документы, все несколько сложнее. Предположим, что в ходе встречной проверки у этого налогоплательщика выявлено завышение расходов в связи с несвоевременным оприходованием полученных материалов. Может ли налоговый орган взыскать недоплаченный налог и пени?

В соответствии со ст.69 НК РФ недоплаченный налог взыскивается на основании требования налогового органа об уплате налога. Статьей 70 НК РФ предусматриваются ограничительные сроки для выставления такого требования: оно должно быть выставлено не позднее трех месяцев с момента наступления срока для уплаты налога либо в течение десяти дней после принятия решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом, по нашему мнению, встречная проверка в данном контексте не может быть отнесена к налоговым проверкам по следующим основаниям <*>:

  • в соответствии со ст.87 НК РФ рассматриваемая нами процедура по истребованию документов называется встречной проверкой, а не встречной налоговой проверкой;
  • проведение встречной проверки не предусматривает вынесения решения по отношению к лицу, у которого истребуются документы.

<*> Арбитражная практика по данному вопросу в открытых источниках отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, взыскание налогов и пени с лица, у которого были истребованы документы, возможно только в случае, если с момента окончания срока для уплаты соответствующего налога прошло менее трех месяцев. Конечно, если налоговому органу станет известно о недоплате налога, скорее всего, будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки (если соответствующий налоговый период не проверялся ранее).

Иная ситуация складывается в отношении взимания штрафов. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения налогового правонарушения. Другое дело, что доказывать факт налогового правонарушения придется налоговому органу, а сделать это на основании документов, полученных в ходе встречной проверки, будет крайне затруднительно.

Я.И.Кротов

Генеральный директор

ООО «Я.Н.С. Аудит»

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на оплату ежегодных отпусков
НДС: процедура освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Процедура проведения встречной проверки

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

Документы, запрашиваемые при встречной проверке

Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

  • компания использовала льготу по налогу;
  • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
  • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
  • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

Только в апреле закончилась самая горячая пора у бухгалтера – годовой отчет и отчетность за 1 квартал остались позади и можно заняться текущими (а так же отложенными на «когда-нибудь потом») делами. Однако возросшая активность налоговых инспекций, забрасывающих налогоплательщиков требованиями, не всякому бухгалтеру позволит спокойно жить и работать.

В рамках проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, ФНС может запрашивать информацию и документы не только у налогоплательщиков, в отношении которых проводятся данные проверки и мероприятия, но и:

  • у их контрагентов,
  • у иных лиц «располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика».

Деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением:

  • налогоплательщиками,
  • налоговыми агентами,
  • плательщиками сборов,

законодательства о налогах и сборах, регламентируется главой 14 первой части Налогового кодекса.

Согласно положениям ст.93.1 НК РФ, ИФНС вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемых налогоплательщиков у контрагентов (или иных лиц) в следующих случаях:

  • При проведении налоговой проверки.
  • При рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС «о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля».
  • В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки*.

*В этом случае документы и информация налоговая может затребовать у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Нередко в перечень документов, которые требует ИФНС, попадаются такие, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к налоговому контролю. И, соответственно, налогоплательщики, получившие такое Требование, в замешательстве – предоставлять требуемое или нет?

В нашей статье мы рассмотрим особенности действующего законодательства, регламентирующего проведение «встречных» проверок и касающиеся прав ИФНС в части затребования документов (информации) и обязанностей налогоплательщиков в части их предоставления.

Сроки и порядок предоставления документов

Для начала рассмотрим сроки предоставления документов по требованию, а так же последствия не предоставления (несвоевременного предоставления) документов.

Согласно п.5 ст.93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней *со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

*В соответствии с п.6 стр.6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Соответственно, документы или информацию необходимо представить в течении 5 рабочих дней.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Необходимо помнить, что не взирая на объемы документации, ИФНС вправе, но не обязана продлевать пятидневный срок и, соответственно, может отказать налогоплательщику, а впоследствии оштрафовать его за нарушение сроков, если он в них не уложится.

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.2 и 5 ст.93 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.93 НК РФ, документы могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично,
  • или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом,
  • или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом, Минфин и ФНС придерживаются позиции, что заверять необходимо копию каждого документа (т.е. сшить все документы в одну пачку и заверить их печатью и подписью на обороте – нельзя).

Такая точка зрения изложена, например, в Письме Минфина от 11.05.2012г. №03-02-07/1-122:

«Согласно п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 Кодекса.

Представление в налоговые органы документов на бумажном носителе по общему правилу производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Пунктами 2.1.29, 2.1.30 и 2.1.39 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Под реквизитом документа понимается обязательный элемент оформления документа.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» («ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Копия документа заверяется печатью организации.

При этом исходя из положений ст. 93 Кодекса заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов.

Непредставление документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. ст. 126 или 129.1 Кодекса.»

А вот многостраничный документ можно заверить как постранично, так и целиком – прошив и пронумеровав его.

Данная позиция отражена в п.21 Письма ФНС России от 13.09.2012г. №АС-4-2/15309@:

«Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).»

На основании п.5 ст.93 НК РФ, в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Из вышеуказанной нормы следует, что не предоставлять повторно копии документов налогоплательщик может лишь в том случае, если они затребованы ФНС в рамках проведения камеральной или выездной проверки, касающейся самого налогоплательщика. На предоставление документов, касающихся контрагентов налогоплательщика, норма не распространяется.

Соответственно, в случае затребования документов в рамках встречной проверки, их необходимо предоставить, даже если за этот период налогоплательщик, у которого затребованы документы, проходил выездную проверку и, соответственно, данные документы уже предоставлял.

Таким образом, при получении каждого нового требования в рамках проведения встречных проверок, налогоплательщик обязан предоставить копии требуемых документов вне зависимости от того, какие документы им предоставлялись ранее в ФНС.

Однако, в своем Письме от 26.08.2013г. №03-02-07/1/35025 Минфин на вопрос «Организация получает требования налогового органа о представлении документов, выставленные на основании поручений налоговых органов, проводящих мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов организации.

Вправе ли организация в данном случае не представлять документы, если ранее они были представлены в рамках иного мероприятия налогового контроля, проводимого тем же налоговым органом?»

Ответил: «Согласно п. 5 ст. 93.1 Кодекса истребуемые в соответствии с указанной статьей документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 Кодекса.

В силу п. 5 ст. 93 Кодекса в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Полагаем, что указанное ограничение на повторное истребование налоговым органом документов у организации применимо и в случае истребования в соответствии со ст. 93.1 Кодекса документов в отношении контрагентов организации.»

При этом, правда, ведомство сообщило «что из представленного обращения не ясно, в рамках какого мероприятия налогового контроля налоговыми органами ранее были истребованы у организации документы.»

Штрафные санкции за непредоставление (несвоевременное предоставление) документов/информации

В соответствии с п.6. ст.93.1 НК РФ:

  • отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов,
  • или непредставление их в установленные сроки*,

признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.

*В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Требования.

Согласно п.2 ст.126 НК РФ, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ:

  • влечет взыскание штрафа с организации или ИП в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося ИП, — в размере одной тысячи рублей.

Как видно из вышеприведенного пункта, оштрафовать можно компанию, которая не предоставила (или предоставила несвоевременно) документы, предусмотренные НК РФ.

Однако представители ФНС обычно считают, что при проведении встречной проверки имеют право истребовать абсолютно любые документы, которые по их мнению связаны с проверяемым налогоплательщиком – при чем не только напрямую, но и косвенно.

Соответственно, они могут попросить у компании и карточки счетов и штатное расписание налогоплательщика и документы, содержащие сведения не о деятельности проверяемого налогоплательщика, а о деятельности контрагентов компании.

Так же Требования о предоставлении документов (информации) могут поступить и контрагентам контрагентов.

При этом, согласно пп.1 п.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента:

  • документы*, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов,
  • а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

*По формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления.

Очевидным представляется тот факт, что штатное расписание компании-контрагента не имеет никакого отношения к исчислению и уплате налогов проверяемого налогоплательщика. Однако Минфин на прямой вопрос о том, могут ли инспекторы затребовать штатное расписание, отвечает уклончиво.

Так, в своем Письме от 09.10.2012г. №03-02-07/1-246 Минфин на вопрос «Имеет ли право налоговый орган в рамках ст. 93.1 НК РФ истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика информацию о персональных данных работников организации-контрагента (штатное расписание, приказы о направлении в командировки)?»

Отвечает следующее:

«Статья 93.1 Кодекса не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).»

На основании этого разъяснения каждый вправе сделать свой вывод. ФНС считает, что «любые документы» включают в себя все, в том числе и штатное расписание. При несогласии налогоплательщика с этой точкой зрения возможны претензии со стороны налоговой.

Что касается документов, касающихся не проверяемого налогоплательщика, а других компаний, есть Определение ВАС РФ от 15.10.2013г. №ВАС-14062/13 по делу №А43-18174/2012, которое говорит о том, что если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика, то и затребовать* такие документы налоговая не в праве.

*А так же оштрафовать за их непредоставление в соответствии со ст.126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Согласно положениям ст.129.1 НК РФ, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса:

  • влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Согласно п.2 ст.129.1, те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Вопрос-ответ: Требования и повестка от ИФНС

ВОПРОС:

По ТКС в рамках выездной налоговой проверки от ИФНС поступили: требование о представлении документов и повестка (в простом письме, в виде вложений). Интересуют сроки подтверждения получения требования, а также исполнения требования явиться в налоговый орган для дачи показаний.

ОТВЕТ:

В п. 5.1 ст. 23 НК РФ для лиц, обязанных представлять декларации в электронной форме, предусмотрено правило, согласно которому квитанцию о приеме документов в электронной форме нужно передать в течение шести дней со дня отправки требования. Этот срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) (Источник — Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам {КонсультантПлюс})

Если по ТКС пришло обычное письмо, но с требованием представить пояснения, нужно сообщить в налоговую, что они допустили ошибку, направив вам требование о представлении пояснений обычным письмом с использованием типа документооборота «ПисьмоНО», который предназначен для индивидуального информирования налогоплательщиков, вместо документооборота «Документ».

Эксперты полагают, что никаких отрицательных последствий для компании не будет, если вы уведомите налоговиков об этом недоразумении в срок, установленный для представления пояснений. Ведь о том, что ошибочное направление требования обычным электронным письмом не должно приводить к необоснованной блокировке счета в ситуации, когда организация просто не могла направить квитанцию о приеме документа из инспекции, уже сообщала ФНС (Письма ФНС России от 31.08.2015 N ПА-4-6/15346@, от 13.02.2015 N ПА-4-6/2212@) (Источник — Вопрос: По ТКС от налоговиков пришло обычное письмо, но с требованием представить пояснения. Пояснения, конечно, подготовим, но ведь квитанцию о приеме в этом случае направить технически невозможно. Что делать в этой ситуации? («Главная книга», 2017, N 9) {КонсультантПлюс}).

Что касается вызова в налоговый орган, то налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ) (Источник — Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам {КонсультантПлюс}).

Обращаем Ваше внимание, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную частью первой статьи 128 Кодекса (Источник — Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» {КонсультантПлюс}).

Привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 128 НК РФ возможно только при наличии двух условий:

  • у налоговиков есть документальное подтверждение вызова свидетеля на допрос;
  • неявка свидетеля не вызвана уважительными причинами.

На допрос все же лучше явиться, если у вас нет уважительных причин (болезнь, командировка и т.п.), которые вы можете подтвердить документами (Источник — Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам {КонсультантПлюс}).

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *