Вскрытие конвертов

Содержание

Энциклопедия решений. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ. Проведение процедуры

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ, открытие доступа к заявкам в электронной форме. Проведение процедуры

Статья 52 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые правила вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, первоначальных и окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе и открытия доступа к таким заявкам, поданным в электронной форме (далее также — заявки, открытие доступа к заявкам). При вскрытии конвертов с заявками на участие в закрытых конкурсах применяются те же правила с учетом предусмотренных законом особенностей.

Согласно ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ открытие доступа к заявкам осуществляется публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Данная процедура осуществляется в один день. Как следует из ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса по нескольким лотам открытие доступа к заявкам, поданным в отношении каждого лота, осуществляется отдельно.

Часть 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ дополнительно подчеркивает, что открытие доступа к заявкам осуществляется конкурсной комиссией после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Согласно ч. 10 ст. 51 Закона N 44-ФЗ прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. А в силу ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ непосредственно перед открытием доступа к заявкам конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при этом, о возможности подачи или отзыва поданных заявок до начала открытия доступа к заявкам. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи 2 и более заявок одним участником конкурса. Также согласно ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам, если такие конверты и заявки поступили заказчику до начала соответствующей процедуры.

Таким образом, фактически день открытия доступа к заявкам одновременно является окончанием срока, последним днем подачи заявок (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2866). Причем момент начала открытия доступа к заявкам и окончание срока подачи заявок должен определяться указанием не только на день, но и на точное время в течение этого дня (п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Это должно учитываться заказчиком при определении такого срока.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, о проведении которого участники закупки информируются не путем публикации извещения о проведении, а путем направления приглашений принять участие, может состояться ранее чем дата, указанная в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем (ч. 6 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Во всех прочих случаях, по вышеизложенным причинам, открытие доступа к заявкам ранее даты и времени, указанных в конкурсной документации, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 8 ст. 7.30 КоАП за сокращение сроков подачи заявок.

Публичность процедуры открытия доступа к заявкам обеспечивается ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик обязан предоставить возможность всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при открытии доступа к заявкам. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию об открытии доступа к заявкам. Заметим, что закон фактически говорит о двух, по общему правилу равных вариантах, избираемых заказчиком. Иными словами, заказчик может предоставить только возможность присутствия участников конкурса, подавших заявки на процедуре открытия доступа к этим заявкам, на что указано и, например, в п. 1 письма Минэкономразвития России от 17.01.2014 N Д28и-23. По общему правилу, верно и обратное: заказчик может только обеспечить возможность получения информации об открытии доступа к заявкам в режиме реального времени (см. также п. 1 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14). Способов предоставления указанной возможности закон не раскрывает, исходя из практических соображений, это может быть сделано, например, путем организации онлайн-трансляции в сети Интернет.

Однако вариант с предоставлением информации об открытии доступа к заявкам в режиме реального времени невозможен при проведении закрытых конкурсов в силу запрета на использование электронных средств связи, следующего из ч. 18 ч. 85 Закона N 44-ФЗ.

В то же время, следует учесть, что заявки на участие в конкурсе могут быть поданы только при ознакомлении с конкурсной документацией (см. ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), а при проведении закрытых конкурсов такая документация предоставляется только участникам закупки, соответствующим требованиям, предусмотренным законом, в том числе, при необходимости, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ч.ч. 3, 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Поэтому, полагаем, требования ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ распространяются на заказчика при проведении закрытого конкурса в части обязанности обеспечения возможности участникам закупки, подавшим заявки на участие в таком конкурсе, присутствовать при открытии доступа к заявкам. К сожалению, официальных комментариев и материалов правоприменительной практики, разрешающих данный вопрос нам найти не удалось.

Кроме того, при проведении открытых конкурсов в силу ч. 8 ст. 52 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи открытия доступа к заявкам, а участник конкурса, присутствующий при этом, вправе осуществлять аудио- и видеозапись этой процедуры. В отношении закрытых конкурсов это прямо запрещено ч. 19 ст. 85 Закона N 44-ФЗ.

Информация о месте, дате и времени открытия доступа к заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника конкурса, доступ к заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке и являющиеся критерием оценки заявок, объявляются при открытии доступа к такой заявке и вносятся соответственно в протокол (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

В случае установления факта подачи одним участником конкурса 2 и более заявок в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки не отозваны, все такие заявки этого участника, не рассматриваются и возвращаются этому участнику. То же касается заявок, поданных одновременно в отношении 2 и более поисковых научно-исследовательских работ, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение 2 и более таких работ с несколькими участниками конкурса (ч.ч. 4, 5 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ не содержит норм, определяющих действия заказчика в случае, если при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе один из конвертов с заявкой участника оказался вскрытым или поврежденным. По мнению представителей Минэкономразвития России, изложенному в письме от 04.05.2016 N Д28и-1189, заказчик должен огласить всю необходимую информацию, указанную в такой заявке, а также информацию о том, что конверт заявки вскрыт или поврежден. Указанная информация вносится в протокол. Специалисты ведомства также указывают, что поскольку в силу ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ обеспечение сохранности конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок являются обязанностью заказчика, участник в такой ситуации вправе подать жалобу в соответствии с положениями ст. 105 Закона N 44-ФЗ.

Рассмотрения заявок на предмет их соответствия требованиям, установленным законом и конкурсной документацией, при открытии доступа к этим заявкам Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

Если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе, то есть на момент начала процедуры открытия доступа к заявкам, указанный в конкурсной документации, подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в вышеуказанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

Требования к протоколу, составляемому по итогам процедуры открытия доступа к заявкам, рассмотрены в отдельном материале.

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе хранится заказчиком не менее чем 3 года (ч. 15 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе производится публично и в один день. Время, место и порядок, а также необходимые процедуры вскрытия конвертов указываются в конкурсной документации (ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Вскрытие конвертов осуществляется на заседании конкурсной комиссии (ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Для этого необходимо:

1) организовать заседание конкурсной комиссии;

2) провести заседание конкурсной комиссии;

3) оформить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.

Срок: вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в день и время, которые указаны в конкурсной документации (ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). При этом таким днем должна являться дата окончания срока приема данных заявок (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2866).

См. также: Создание комиссии по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ

Организация заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов

Заказчик обязан осуществить ряд действий, необходимых для проведения заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов:

1) предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, которые подали заявки на участие в нем (или их представителям), присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками.

Внимание! 1. В Письме от 16.06.2017 N 24-01-10/37699 Минфин России отметил, что заказчик должен самостоятельно установить способ предоставления участникам возможности получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов. При этом Законом N 44-ФЗ обязанность заказчика обеспечить видеотрансляцию процедуры их вскрытия не предусмотрена.

  1. Согласно ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участники открытого конкурса вправе не указывать информацию о себе на конвертах с заявками. Непосредственно перед вскрытием конвертов на заседании конкурсной комиссии можно подать, изменить или отозвать заявку (ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Из названных положений законодательства следует, что заказчику может быть неизвестен точный состав участников конкурса, пока не вскрыты конверты. Следовательно, заказчик обязан допустить на заседание конкурсной комиссии всех желающих. Аналогичный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 05.03.2015 N Д28и-527;

2) обеспечить ведение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 8 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

Проведение заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов

При проведении такого заседания конкурсной комиссии необходимо:

1) объявить участникам конкурса информацию о месте, дате и времени вскрытия конвертов (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);

2) перед вскрытием конвертов объявить участникам конкурса о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок, последствиях подачи двух и более заявок одним участником конкурса (ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);

3) вскрыть конверты с заявками на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);

4) объявить в отношении каждой заявки информацию о наименовании (фамилии, имени, отчестве), почтовом адресе участника, о наличии в составе заявки сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, о предлагаемых условиях исполнения контракта в соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);

5) оформить, подписать протокол вскрытия конвертов с заявками и разместить его в ЕИС (ч. 7 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: При вскрытии конвертов конкурсная комиссия выявила факт подачи одним участником двух и более заявок в отношении одного лота. Обязана ли конкурсная комиссия возвратить такие заявки участнику?

Ответ: Да, обязана.

Обоснование: Согласно ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ все поданные одним участником в отношении одного лота заявки не рассматриваются и возвращаются подавшему их участнику при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны.

СИТУАЦИЯ: Конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками конкурса. Участник подал заявку одновременно в отношении двух и более работ. Обязана ли конкурсная комиссия возвратить такую заявку участнику?

Ответ: Да, обязана.

Обоснование: В соответствии с ч. 5 ст. 52 Закона N 44-ФЗ в данном случае заявка не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

В ходе заседания по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсная комиссия ведет протокол. Требования к его содержанию и порядку оформления установлены ч. 6, 7 ст. 52 Закона N 44-ФЗ.

Форма: произвольная.

Обязательно указать:

1) информацию о месте, дате и времени вскрытия конвертов;

2) наименование либо фамилию, имя и отчество каждого участника конкурса;

3) почтовый адрес каждого участника;

4) сведения о наличии в каждой поданной заявке информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией;

5) условия исполнения контракта, указанные в заявке участника, на основе критериев оценки заявок.

Кто составляет: один из членов конкурсной комиссии или ее секретарь.

Кто подписывает: члены конкурсной комиссии, присутствующие на заседании.

Дата подписания: непосредственно после вскрытия конвертов.

Размещение: в ЕИС.

Дата размещения: не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

При проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских работ, в случае если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ протокол размещается в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты его подписания.

СИТУАЦИЯ: На заседании конкурсной комиссии по вскрытию конвертов выяснилось, что не подано ни одной заявки (подана одна заявка). Какую информацию необходимо отразить в протоколе заседания?

Ответ: В протокол вскрытия конвертов вносится информация об отсутствии заявок (о поступлении единственной заявки) и признании открытого конкурса несостоявшимся.

Обоснование: Такое требование установлено ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ.

Признание открытого конкурса несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки

Если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. Если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается несостоявшимся только по тем лотам, в отношении которых не подано ни одной заявки (ч. 13 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

В таком случае заказчику необходимо провести повторный конкурс или осуществить закупку иным способом (п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

В связи с этим заказчик должен внести изменения в план-график. Если изменяемая информация содержится в плане закупок, то изменения вносятся и в него (ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ). См. также: Как внести изменения в план закупок по Закону N 44-ФЗ

Закон N 44-ФЗ не устанавливает ограничений срока проведения повторного конкурса (иной закупки).

Внесение изменений в план-график в связи с признанием открытого конкурса несостоявшимся

Изменения в план-график вносят путем редактирования его электронной формы в ЕИС. В плане-графике необходимо отразить дату, содержание и обоснование изменений (абз. 23 пп. «ж» п. 1 Требований к форме плана-графика закупок для федеральных нужд N 553, пп «и» п. 1 Требований к форме плана-графика закупок N 554).

Срок: изменения необходимо внести не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Опубликовать извещение можно только после того, как изменения будут размещены в ЕИС (ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 10(1) Правил формирования плана-графика закупок для федеральных нужд N 553, п. 12(1) Требований к формированию плана-графика закупок N 554).

Проведение повторного конкурса

Повторный конкурс проводится в том же порядке, что и открытый конкурс (ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ). Однако данной нормой предусмотрен ряд особенностей проведения повторного конкурса и исключений из общих правил проведения открытого конкурса.

  1. Заказчику необходимо учитывать, что ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ запрещает изменять ряд условий и требований, которые были определены при проведении несостоявшегося открытого конкурса, в частности:

— условие об объекте закупки и требования к нему, установленные ст. 33 Закона N 44-ФЗ;

— условие о количестве товара, объеме работы или услуги;

— требования к участникам закупки, предусмотренные ст. 31 Закона N 44-ФЗ;

— условия контракта.

  1. В ходе подготовки конкурсной документации заказчик обязан продлить срок исполнения контракта не менее чем на время, необходимое для проведения повторного конкурса.

Законом N 44-ФЗ не предусмотрено исключений из этого правила. Однако, по мнению Минэкономразвития России, продлевать срок необходимо, только если исполнить контракт, заключенный по итогам повторного конкурса, в указанные первоначально даты начала и окончания поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) невозможно. Например, дата начала поставки товара, установленная в контракте, предшествует дате его заключения. Такая позиция изложена в п. 2 Письма от 22.01.2015 N Д28и-118.

Рекомендация. Считаем целесообразным при проведении повторного конкурса, руководствуясь ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ, продлевать срок исполнения контракта в любом случае. Это снизит риск возникновения претензий со стороны контрольных органов.

  1. Заказчик вправе увеличить не более чем на 10% начальную (максимальную) цену контракта по сравнению с ценой, установленной при проведении несостоявшегося конкурса. Важно учитывать, что в конкурсную документацию о проведении повторного конкурса необходимо включить обоснование изменения начальной (максимальной) цены контракта.

Извещение о проведении повторного конкурса должно быть размещено в ЕИС не менее чем за 10 календарных дней до даты вскрытия конвертов, предусмотренной конкурсной документацией о проведении повторного конкурса (ч. 3 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Если на участие в повторном конкурсе не подано ни одной заявки или все заявки отклонены, он признается несостоявшимся (ч. 4 ст. 55 Закона N 44-ФЗ). В таком случае заказчику необходимо провести запрос предложений согласно п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ (без изменения объекта закупки) или осуществить закупку иным способом. Для этого не позднее чем за один календарный день до дня опубликования в ЕИС извещения об осуществлении закупки в план-график нужно внести изменения. Их необходимо разместить в ЕИС раньше извещения (ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 10(1) Правил формирования плана-графика закупок для федеральных нужд, п. 12(1) Требований к формированию плана-графика закупок N 554).

См.: Открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ

Признание открытого конкурса несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка

Если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, открытый конкурс признается несостоявшимся. Если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается несостоявшимся только по тем лотам, в отношении которых подана только одна заявка (ч. 13 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Несмотря на признание открытого конкурса несостоявшимся, заказчику необходимо рассмотреть единственную заявку в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ для данной процедуры.

Открытый конкурс по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Открытый конкурс – это конкурентный способ закупки, при котором извещение о закупке и конкурсная документация размещаются в ЕИС. Тем самым заказчик сообщает о закупке широкому кругу лиц и предъявляет единые требования к участникам закупки.

Открытый конкурс считается приоритетным способом определения поставщика по Закону № 44-ФЗ. Заказчик может проводить закупки открытым конкурсом, если они не являются исключением из общего правила, которое содержится в части 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.

  • Преимущества и недостатки открытого конкурса
  • Размещаем извещение о проведении открытого конкурса
  • Содержание извещения об открытом конкурсе
  • Вносим изменения в извещение о закупке
  • Размещаем конкурсную документацию в ЕИС
  • Вносим изменения в конкурсную документацию
  • Принимаем заявки участников
  • Содержание заявки участника
  • Рассматриваем и оцениваем заявки
  • Заключаем контракт по результатам открытого конкурса
  • Признаем конкурс несостоявшимся

Открытый конкурс нельзя проводить:

  • Во-первых, если объект закупки находится в аукционном перечне распоряжения от 21 марта 2016 г. № 471-р. В таком случае закупку нужно проводить только электронным аукционом.
  • Во-вторых, когда необходимо закупить технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или специализированные товары, работы и услуги, или когда планируют заключить контракт на работы по сохранению культурных и исторических памятников, реставрации редких и ценных документов, музейных экспонатов. Для таких закупок надо выбирать конкурс с ограниченным участием.
  • В-третьих, если цель, для которой проводят закупку, и информация о товаре – государственная тайна, или же если необходимо заключить контракт на проведение выставки, когда требуются услуги по страхованию, перевозке и охране ценностей, в том числе, культурных и исторических. .

В остальных случаях заказчик может проводить открытый конкурс. При этом следует помнить, что в Законе № 44-ФЗ прописаны нормы о праве заказчика в том или ином случае проводить, например, запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика. Так, например, перечень случаев, когда заказчик вправе определить поставщика неконкурентным способом, содержит в себе часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Вы можете воспользоваться такими правами.

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Если для электронного аукциона решающим и определяющим будет фактор низкой цены, то при открытом конкурсе большее значение придают не цене закупаемого, а квалификации участников закупки и качественным характеристикам.

Если же говорить о преимуществах этого способа закупки, то кроме квалификации и качества, следует отметить то, что какие-то функции по проведению закупки можно передать специализированной организации. Важно еще и то, что конкурс не проводится на электронной площадке, как аукцион, а значит, его минуют технические сбои на . Открытый конкурс как способ закупки накладывает на заказчика более высокую ответственность (по сравнению с тем же электронным аукционом) за проведение процедуры.

Говоря о недостатках открытого конкурса, отметим главные минусы – это сложная и многоэтапная процедура и, как результат, высокая вероятность ошибок заказчика и конкурсной комиссии.

Правительство утвердило Правила оценки заявок и окончательных предложений участников закупки в постановлении от 28 ноября 2013 г. № 1085. По этому документу выявляют лучшие из предложений в закупках и используют критерии, по которым оцениваются заявки. Приложение к постановлению содержит пределы минимума и максимума значимости критериев, руководствуйтесь ими при оценке заявок.

Стоимостные критерии – это, прежде всего, цена контракта, или, например, связанные с эксплуатацией товара расходы.

Нестоимостные – такие характеристики объекта закупки, как качество и функциональность.

Извещение о проведении открытого конкурса

Все об аукционе, что быстро забывается и некогда повторить

Как подготовиться, что собрать и когда разместить

Прежде всего, внесите закупку в план закупок, предусмотрите ее в плане-графике и обоснуйте.

. Сделайте это не позже, чем за 20 дней до того, как будут вскрываться конверты с заявками на участие в конкурсе, или откроется доступ к электронным заявкам на такое участие. Закон № 44-ФЗ дает право заказчику охватить более широкую аудиторию: заказчик может публиковать извещение об открытом конкурсе в СМИ или в интернете. Это дополнительное право, оно не обязательно, а извещение в ЕИС – обязательно.

Имейте в виду, что если на сайте ЕИС произошел технический сбой или ведутся плановые регламентные работы и это не позволяет вам известить участников о закупке, то надо дождаться, пока проблемы будут устранены и опубликовать извещение, как только появится такая возможность. Не забывайте, что , куда можно обратиться при возникновении неполадок.

Содержание извещения об открытом конкурсе

Шаблон извещения о проведении открытого конкурса на поставку товара

Что должно содержать в себе такое извещение? Самое важное, что в нем вы указываете:

  • Условия контракта, количественные и другие характеристики объекта закупки;
  • НМЦК;
  • Где, когда и как можно получить конкурсную документацию;
  • Как подать заявку на участие в конкурсе и какие документы участник должен предоставить;
  • Когда закончится подача заявок;
  • Где и когда распечатаете конверты с заявками (откроете доступ к электронным заявкам);
  • Куда вносить обеспечение заявки на участие;
  • Какие законодательные запреты и ограничения для участников существуют именно на эту закупку;
  • Какие приоритеты и преференции установили на эту закупку.

Внесение изменений в извещение о закупке

Закон № 44-ФЗ позволяет вам изменять извещение о проведении открытого конкурса. Но ни в коем случае нельзя менять сам объект закупки и увеличивать обеспечение заявок в размере.

Вносить изменения в извещение разрешается не позже, чем за 5 дней до конца срока подачи заявок на участие. У вас есть один день на то, чтобы внести эти изменения в размещенное в ЕИС извещение, после того, как вы решили это сделать.

Обратите внимание, что между днем, когда внесли изменения и днем, когда подача заявок закончится, должен оставаться временной интервал – не меньше 10 рабочих дней. Поэтому продлите его при необходимости. Когда изменения в извещение вносите по конкретному лоту, продлевайте срок подачи заявок только по этому лоту.

↻ Вернуться к началу

Размещение конкурсной документации в ЕИС

Конкурсная документация на проведении открытого конкурса

Одновременно разместите в ЕИС конкурсную документацию и проект контракта (но не раньше размещения извещения). В конкурсной документации должна содержаться та же информация, плюс к этому обязательно включите в нее:

  • Название и описание того, что закупаете, с обоснованием НМЦК
  • Валюту, в которой считаете цену контракта, и которой будете рассчитываться с победителем. Если валюта иностранная, то с курсом Банка России по ней в отношении рубля
  • Ваши требования к тому, что должна содержать заявка, как быть оформлена и что включать в себя. Не забудьте про инструкцию по ее заполнению. Помните, что вы не должны требовать от участников того, что так или иначе может ограничить их участие в закупке
  • Сведения о том, что и как вы можете изменить в условиях контракта
  • Порядок и сроки разъяснений конкурсной документации
  • Информацию о том, как и по каким критериям, с какой значимостью, будете оценивать заявки на участие
  • Сведения о том, как и когда можно отзывать заявки и вносить в них изменения
  • Размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии. Имейте в виду, что банковская гарантия должна действовать дольше, чем действует контракт хотя бы на один месяц;
  • Информацию о возможности отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.

Все требования к объекту закупки оформите в техническом задании. Нельзя требовать от участников открытого конкурса того, что не предусмотрел Закон № 44-ФЗ. В частности, запрещено предъявлять требования к деловой репутации или опыту работы участника, или же выставлять требования к наличию финансовых, трудовых, производственных ресурсов.

Имейте в виду, что по письменному запросу участника вы обязаны предоставить конкурсную документацию. На это вам отпущено два дня после того, как вы получили такое заявление. Предоставить ее вы можете либо в бумажном виде, либо в электронном, в зависимости от того, как вы это предусмотрели в извещении о закупке. Если в извещении указано, что за документацию на бумажном носителе требуется плата, высылайте документы после того, как будет подтвержден факт оплаты.

Внесение изменений в конкурсную документацию

Шаблон извещения о внесении изменений в конкурсную документацию

В конкурсную документацию тоже можно вносить изменения. Делайте это так же, не позже, чем за 5 дней до конца срока подачи заявок на участие. Но, как и с извещением, недопустимо менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявки.

После того, как решили изменить конкурсную документацию, разместите в течение одного дня изменения в ЕИС, два рабочих дня вам дается на то, чтобы уведомить заказными письмами или электронными документами участников об изменениях. И тех же 10 рабочих дней в этом случае требует Закон № 44-ФЗ для, того чтобы продлить срок окончания подачи заявок.

Изменения по конкретным лотам продлевайте опять же только применительно к конкретным лотам.

Что касается разъяснений по конкурсной документации, то запросы, которые поступили позже, чем за 5 дней до окончания подачи заявок, вы имеет право игнорировать и не отвечать на них. В течение одного дня, как отправите такое разъяснение участнику, разместите его в ЕИС, с предметом запроса и вашим ответом, но не указывая заявителя. Суть конкурсной документации ваши разъяснения менять не должны, помните об этом!

↻ Вернуться к началу

Прием заявок участников открытого конкурса

Все заинтересованные в закупке подают заявки на участие, укладываясь в сроки и соблюдая формы из извещения о закупке и конкурсной документации. Заявка может быть в письменной форме, и тогда она должна быть запечатана в конверт, либо в электронной форме, если это предусмотрено конкурсной документацией. В типовой конкурсной документации можете привести примерную форму заявки.

Заявка участника должна содержать:

  • Его наименование, место нахождения для юрлиц и место жительства для физлиц, почтовый адрес, ФИО, паспортные и контактные данные. Необходимы сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, ИНН (если есть);
  • Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (можно – ее нотариально заверенную копию). Получена она должна быть не раньше, чем за полугода до размещения в ЕИС извещения о закупке;
  • Копию паспорта, других удостоверяющих личность документов, если участник – физлицо, но не ИП;
  • Если участник – иностранное лицо, то заверенный перевод на русский язык документов о регистрации;
  • Копию решения о назначении (избрании) руководителя;
  • Доверенность от имени участника открытого конкурса на соответствующие полномочия;
  • Документы, которые свидетельствуют, что участник вправе заключить контракт. Это может быть тот же паспорт для физлиц, либо учредительные документы – для юрлиц;
  • Предложение по цене, если предмет закупки – товар, то с указанием его страны происхождения;
  • Декларацию о том, что участник не подвергается процедуре ликвидации или приостановления деятельности, у него нет задолженности по налогам и сборам, и он не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Кроме этого надо подтвердить, что с заказчиком у участника нет конфликта интересов, а руководитель, главбух или члены исполнительного органа не привлекались к уголовной ответственности;
  • Если закупка проводится для малого бизнеса и некоммерческих организаций – . Для учреждений уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов – документы или копии документов об их принадлежности к таким субъектам;
  • Если закупка проводится в рамках национального режима – документы, что участник соответствует установленным условиям, ограничениям и запретам;
  • Платежное поручение с отметкой банка (или копия, заверенная банком), как факт внесения обеспечения заявки на участие, или банковская гарантия, включенная в реестр банковских гарантий.

Требовать от участника чего-то иного, сверх того, что требует часть 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ заказчику нельзя. Все листы письменной заявки должны быть прошитыми и пронумерованными. Это рекомендовано, но не обязательно, так как не будет основанием для отказа в допуске к закупке. Проверяйте в ней опись составляющих документов, следите, чтобы она была скреплена печатью и подписана участником закупки.

Заявка на участие в открытом конкурсе

Регистрируйте по дате и времени поступления каждый полученный в срок конверт с заявкой. Нельзя отказывать в регистрации заявке в конверте, на котором отсутствуют сведения о заявителе.

Прекратите прием заявок в день, когда намечено вскрытие конвертов или открытие доступа к электронным заявкам. Сделайте это непосредственно до начала рассмотрения. Все поступившие с опозданием конверты с заявками на участие, не вскрывайте и возвратите, если на конверте есть обратный почтовый адрес. Тот же порядок и для электронных заявок, которые поступили позже срока – не открывайте к ним доступ.

Вскрывать конверты и открывать доступ к электронным заявкам следует публично, в указанное в конкурсной документации время. При этом необходимо вести аудиозапись процедуры. Участники открытого конкурса имеют право присутствовать при вскрытии – предоставьте им такую возможность. Они вправе также вести аудио- и видеозапись процедуры, не препятствуйте им в этом.

Сообщите перед вскрытием конвертов участников, что они могут изменить или же отозвать свои заявки. Предупредите их, что они не вправе подавать более двух заявок. Если последнее произошло – верните подобные заявки без рассмотрения.

Распечатывая конверт, оглашайте данные каждого участника, место, дату и время происходящего и наличие информации, предусмотренной конкурсной документацией, а также условия исполнения контракта, которые указаны в заявке.

Ведите протокол вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам в электронной форме. Все члены конкурсной комиссии должны подписать его. На следующий рабочий день разместите протокол в ЕИС.

↻ Вернуться к началу

Рассмотрение и оценка заявок

Теперь у вас есть 20 дней, чтобы подвести итоги – рассмотреть и оценить все поданные заявки. Если закупка проводится в сфере науки, культуры, искусства, можете продлить срок, увеличив его максимум еще до 10 рабочих дней. Однако если воспользуетесь таким правом, не забудьте уведомить об этом участников открытого конкурса через ЕИС, в течение одного рабочего дня после того, как приняли решение о продлении срока.

Решение о допуске или отклонении каждой заявки конкурсная комиссия принимает общим голосованием, исходя из:

  • Соответствия требованиям конкурсной документации;
  • Достоверности информации из документов и добросовестности участника;
  • Обоснования предложенной участником цены контракта (в рамках мер по антидемпингу).

Отстраняйте от участия на любом этапе, если обнаружите недостоверные сведения. Но если в конкурсной документации вы предусмотрели, что незначительные ошибки и формальные несоответствия учитывать не будете, такие ошибки допустимы.

Заявки, которые соответствуют требованиям конкурсной документации, оценивайте по критериям. Каждой заявке присваивайте порядковый номер, по нисходящей выгодности условий контракта: заявке с лучшими условиями присвойте первый номер. Если таких несколько – присвойте первый номер той, что поступила раньше заявок с аналогичными условиями. Победителем становится тот, кому присваивается первый номер.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Любой участник конкурса, (даже тот, кто подал единственную заявку на участие), имеет право на обжалование результатов конкурса. Будьте готовы к тому, чтобы грамотно аргументировать ФАС России, почему вы отклонили того или иного участника конкурса.

Зафиксируйте результаты рассмотрения и оценки заявок в протоколе. Составьте его в двух экземплярах, один – храните у себя, второй, вместе с проектом контракта, передайте победителю открытого конкурса в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола.

Подписать его должны все члены конкурсной комиссии на следующий день после рассмотрения и оценки. В следующий после подписания рабочий день – разместите протокол в ЕИС.

Закон № 44-ФЗ дает всем участникам закупки право обращаться к заказчику для разъяснения результатов открытого конкурса. Сделать они это могут в любое время после того, как вы разместили протокол в ЕИС. Вы, в свою очередь, обязаны ответить на каждый запрос в течение двух рабочих дней после того, как он поступил.

↻ Вернуться к началу

Заключение контракта по результатам открытого конкурса

Не раньше, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок заключите контракт с победителем открытого конкурса.

Если победитель уклонился от заключения контракта, вы должны заключить его с участником, которому присвоен второй порядковый номер, если он дает на это согласие.

Храните не меньше 3 лет после того как провели открытый конкурс:

  • Протокол вскрытия конвертов и протокол рассмотрения и оценки заявок;
  • Все заявки на участие;
  • Конкурсную документацию, изменения, внесенные в нее, и ее разъяснения;
  • Аудиозапись процедур.

↻ Вернуться к началу

Признание конкурса несостоявшимся

Открытый конкурс надо признать несостоявшимся если:

  • Все заявки отклонены;
  • Подана только одна заявка, которая соответствует требованиям из конкурсной документации;
  • Вы рассмотрели заявки, и только одна из них соответствует требованиям из конкурсной документации.

В двух последних случаях необходимо согласование с ФАС России, после чего можно заключить контракт с соответствующим требованиям участником, как с единственным поставщиком.

Если же не было подано ни одной заявки, все заявки вы отклонили или участник со вторым порядковым номером отказался заключать контракт – начинайте все снова и проводите повторный конкурс.

При повторном конкурсе вы:

  • Имеете право увеличить НМЦК, но не больше чем на 10%;
  • Должны пролонгировать срок исполнения контракта на необходимый для проведения повторного конкурса срок;
  • Не имеете права менять объект закупки (количество товара, объем работы или услуги), требования к участникам закупки, условия контракта из первоначальной конкурсной документации.

Повторный конкурс проводите в том же порядке, что и первый. А если и он не состоится в силу тех же причин, то в этом случае Закон № 44-ФЗ дает вам право провести запрос предложений или любым другим способом, который используется в контрактной системе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *