Все ли семейные споры подведомственны суду?

УДК 347.6

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА

№14, 08.08.2018

Юридические науки

Черникова Людмила Олеговна
Эрзиманов Артем Эдманович
Эрзиманов Эмир Эдманович

Ключевые слова: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ; СПОР О ДЕТЯХ; РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА; ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ; СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ; FAMILY LAW; CIVIL PROCEDURE; FIRST INSTANCE; DISPUTE OVER CHILDREN; DIVORCE; JURISDICTION; COURT OF GENERAL JURISDICTION.

Аннотация: В статье раскрываются основные вопросы подведомственности, подсудности в делах о расторжении брака. Определяется разграничение дел в зависимости от вида семейного спора.

Правильное определение подведомственности и подсудности дел о расторжении брака имеет важное значение, так как несоблюдение этих правил влечет за собой множество негативных последствий. Как результат нарушений правил подсудности на стадии возбуждения производства возможно возвращение искового заявления по правилам гражданского процессуального законодательства.

В Российской Федерации расторгнуть брак возможно как в судебном, так и в административном порядке. В соответствии с Семейным кодексом РФ брак расторгается в органах записи актов гражданского состояния, а в случае, если имеются общие несовершеннолетние дети или один из супругов уклоняется от развода — в судебном порядке. Следовательно, административный порядок расторжения брака является приоритетным и лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных в законе, дело о разводе рассматривается в суде общей юрисдикции.

Расторжение брака в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством по правилам искового производства. В силу определенной специфики природы семейных отношений существуют особенности при рассмотрении данной категории дел судами общей юрисдикции. Например, суд вправе отложить судебное разбирательство до трех месяцев в целях возможного примирения сторон. Однако суд не должен брать на себя обязанность психолога и выдвигать предложения по перспективе семейных отношений, а также оказывать давление в целях примирения сторон. Следует отметить, что большинство западных стран практикуют обязательное применение досудебных процедур и в результате значительное количество процессов оканчиваются медиативным соглашением.

В качестве суда первой инстанции при рассмотрении дел о расторжении брака могут выступать мировой судья и районный суд. Следует отметить, что ключевым критерием при определении родовой подсудности по данной категории дел является наличие либо отсутствие спора о детях. В случае, если такой спор отсутствует, дело подлежит рассмотрению в мировом суде. В остальных случаях, в том числе, если стороны не пришли к компромиссу касаемо вопроса дальнейшей судьбы общих несовершеннолетних детей, дело подсудно районному суду. К спорам о детях относятся споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей; об участии в воспитании ребенка родителем, проживающим отдельно; об ограничении родительских прав и другие.

Из вышеуказанного следует то, что законодатель, используя подобное разделение дел по судам, стремится обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Говоря о территориальной подсудности дел о расторжении брака, к ним применимы правила общей и альтернативной территориальной подсудности.

Истец вправе подать исковое заявление о расторжении брака по своему месту жительства в том случае, если: с ним проживает несовершеннолетний; состояние здоровья не позволяет выезд на место жительства ответчика. Допускается применение правил договорной подсудности, если имеется взаимное согласие супругов, а также нормы о подсудности по связи дел при рассмотрении данной категории споров.

Подведомственность и подсудность бракоразводных дел с участием иностранных граждан регламентируется гражданским процессуальным законодательством, а также Семейным кодексом РФ. Важно отметить, что правом рассмотрения дел о расторжении брака супругов, имеющих место жительство на территории Российской Федерации (при этом, один из них является гражданином РФ), обладает только российский суд.

При расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы на срок менее трех лет, действуют общие правила о подсудности, а территориальную подсудность необходимо определять исходя из последнего места жительства лица до его осуждения.

Необходимо отметить, что реализация данных положений на практике порождает множество проблем. Остается нерешенным вопрос о том, как быть истцу в том случае, если основания для предъявления иска о расторжении брака по месту жительства отсутствуют, а ответчик не имеет как места жительства в России, так и имущества на данной территории. В подобной ситуации выявляется пробел в законодательстве, который лишает истца права на обращение в суд, так как такой суд не определен правилами о подсудности. Необходимо внести поправки в ст. 29 ГПК РФ касаемо случаев, когда подсудность может быть изменена по выбору истца, а именно если ответчик никогда не имел места жительства на территории Российской Федерации.

Также невозможно не отметить проблемы при применении подсудности по связи дел, а, именно, ее частного случая — подсудности встречного иска.

Зачастую у суда возникает вопрос о том, можно ли предъявлять встречный иск по месту рассмотрения первоначального иска в том случае, когда стороны достигли соглашения по спору в конкретном суде либо спор, на котором основан встречный иск, относится к исключительной подсудности.

Сложность в том, что подсудность первоначального иска может не совпадать с подсудностью встречного иска. В данном случае необходимо определить нормы какой подсудности обладают приоритетом. Законодательство содержит норму о том, что встречный иск должен быть предъявлен по месту рассмотрения первоначального иска независимо от подсудности.

Таким образом, чтобы правильно определить подсудность и подведомственность дела о расторжении брака необходимо анализировать нормы не только гражданского процессуального, но и семейного законодательства. Важно также учитывать гражданство супругов и их место жительства, а также наличие или отсутствие общих несовершеннолетних детей и отсутствие согласия одного из супругов.

Список литературы

Новая редакция Ст. 27 ГПК РФ

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Комментарий к Статье 27 ГПК РФ

1. Функции суда первой инстанции в ВС РФ выполняют Коллегия по гражданским делам и Военная коллегия. Коллегия по гражданским делам ВС РФ рассматривает дела, названные в ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, за исключением дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых ФКЗ предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 1 ч. 3 ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Дела об оспаривании ненормативных актов других федеральных органов государственной власти, не названных в п. 1 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, подсудны районным судам в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными ч. 2 ст. 254 ГПК.

Пункт 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ подлежит применению в части оспаривания нормативных правовых актов Правительства с учетом Постановления КС РФ от 27.01.2004 N 1-П. В соответствии с ним ВС РФ вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ лишь при условии, что при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности ФЗ, на котором они основаны, в частности, с точки зрения закрепленных Конституцией разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Указанное Постановление КС РФ касается прежде всего подведомственности судам общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, а затем уже их подсудности ВС РФ. Оно также применимо к оспариванию нормативных правовых актов Президента РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ относит к подсудности ВС РФ дела об оспаривании постановлений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ — таков вывод КС РФ в Определении от 02.02.2006 N 45-О (см. комментарий к ст. 26).

Часть 1 ст. 27 ГПК РФ дополнена нормой о подсудности ВС РФ гражданских дел об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии — органа судейского сообщества, избираемого Всероссийским съездом судей, по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

В п. 4 ст. 27 ГПК РФ нашли подтверждение правила, установленные п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 41 ФЗ «О политических партиях». На основании заявлений уполномоченных федеральных органов в случаях, предусмотренных ФЗ «О политических партиях», деятельность любой политической партии может быть приостановлена и любая политическая партия может быть ликвидирована лишь на основании решения ВС РФ.

В п. 5 ст. 27 ГПК РФ содержится норма о подсудности ВС РФ дел об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК России. Речь идет о решениях (уклонении от их принятия) по вопросам проведения выборов и референдумов независимо от их уровня. Исключение составляют решения ЦИК России, оставившей без изменения решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В этом пункте ст. 27 ГПК РФ не названы дела об оспаривании решений (уклонении от их принятия) должностными лицами ЦИК России. Не названы они и в ст. 26 ГПК РФ как дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, из чего следует вывод об их подсудности районным судам.

В соответствии с ч. 2 ст. 259 ГПК РФ ЦИК России вправе обратиться в суд с заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах различными субъектами избирательного права. Родовая подсудность таких дел ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами не определена, следовательно, они также подсудны районным судам.

Согласно внесенному Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» ст. 27 ГПК РФ будет изложена в новой редакции, в соответствии с которой ВС РФ будет рассматривать в качестве суда первой инстанции гражданские дела, отнесенные к его подсудности федеральными законами.

2. Перечень дел, подсудных ВС РФ и названных в ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, не является исчерпывающим. Так, в соответствии со ст. 89 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2008) ВС РФ подсудны дела по заявлениям ЦИК России о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативной агитационной группы.

Другой комментарий к Ст. 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает подсудность Верховному Суду РФ дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

Верховному Суду РФ подсудны следующие категории гражданских дел:

1) дела об оспаривании ненормативных актов (т.е. актов индивидуального характера) Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.

Дела об оспаривании ненормативных актов иных федеральных органов государственной власти подсудны районным судам в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными в ч. 2 ст. 254 ГПК;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов (т.е. актов, носящих общеобязательный характер) Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти (федеральных министерств и ведомств).

К компетенции Верховного Суда РФ относятся также подведомственные судам общей юрисдикции дела об оспаривании нормативных правовых актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух субъектов РФ и более;

5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

7) дела о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ.

Порядок и основания расформирования Центральной избирательной комиссии РФ определены в ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

2. Настоящая статья допускает возможность отнесения к подсудности Верховного Суда РФ и других дел.

Добрый день.

Ответ на вопрос в статье по ссылке ниже:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013 N 957

Приказ Минобрнауки России от 07.10.2013 N 1122

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Приказ Минобрнауки России от 07.10.2013 N 1122
«Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки»

2. Учредитель организации и (или) уполномоченный им орган управления организацией обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся по их письменному заявлению, а также несовершеннолетних обучающихся с их письменного согласия (далее вместе — обучающиеся) по письменному заявлению их родителей (законных представителей) в случае поступления указанных письменных заявлений в организацию.

3. Перевод обучающихся осуществляется в принимающую организацию на имеющие государственную аккредитацию образовательные программы соответствующих уровня и направленности, на ту же профессию, специальность среднего профессионального образования или специальность, направление подготовки высшего образования с сохранением формы обучения, курса обучения, основы обучения (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или за счет средств физических и (или) юридических лиц), а также стоимости обучения (при обучении по договорам об оказании платных образовательных услуг с физическими и (или) юридическими лицами) (далее — условия обучения).

Практика:

Апелляционное определение Пензенского областного суда от 28.10.2014 по делу N 33-2712/2014

ДД.ММ.ГГГГ между З., как студентом, и НОЧУ ВПО «Московский институт экономических преобразований», как институтом, заключен договор N о предоставлении образовательных услуг с целью получения квалификации экономиста по специальности «финансы и кредит» по заочной форме обучения.
В настоящее время З. обратилась в суд с иском о расторжении данного договора, взыскании уплаченных за обучение денежных средств, компенсации морального вреда, убытков, ссылаясь на то, что по условиям договора срок ее обучения должен составлять четыре года, по окончании которого при успешной сдаче государственных экзаменов и защите диплома ей должен был быть выдан диплом государственного образца. Она произвела оплату учебного процесса в сумме <данные изъяты> руб. за три года обучения, а также <данные изъяты> руб. в качестве оплаты за пересдачу зачета. В настоящий момент она не имеет возможности осуществить защиту диплома и получить диплом об окончании ВУЗа и получении высшего профессионального образования государственного образца, т.к. учебное заведение утратило государственную аккредитацию, о чем она уведомлена не была. Данный факт администрацией ВУЗа скрывался и необходимого содействия в переводе в другое учебное заведение с зачетом пройденных дисциплин оказано не было. Выданная академическая справка в других учебных заведениях не принимается, в связи с чем, утрачена возможность зачета пройденных предметов. В течение длительного времени она находится в состоянии стресса и испытывает нравственные страдания, связанные с потраченными впустую тремя годами обучения и отсутствием возможности устроиться на работу по специальности. Направленная ответчику претензия от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств в добровольном порядке не удовлетворена.
Истица просила расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика денежные средства, оплаченные ею за обучение в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., убытки в сумме <данные изъяты> руб., связанные с оплатой услуг юриста.

Иск З. к НОЧУ ВПО «Московский институт экономических преобразований» о защите прав потребителя удовлетворить.
Расторгнуть договор N от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление образовательных услуг, заключенный между З. и ответчиком НОЧУ ВПО «Московский институт экономических преобразований».
Взыскать с ответчика НОЧУ ВПО «Московский институт экономических преобразований» (<адрес>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) в пользу З. (зарегистрирована: <адрес>) денежные средства, уплаченные по договору N от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходы за юридическую помощь в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.

Мы рады ответить на Ваши вопросы более подробно, для этого используйте следующие промокоды:
Промокод «МИП 15» — на бесплатную консультацию по телефону в течение 15 минут.
Промокод «МИП 50» — для получения 50% скидки на консультацию в офисе или по скайпу.

Запись на консультацию по телефону +7 (499) 229-84-72

Начало смотрите
Рассмотрение дела по КАС РФ
Подведомственность дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции
При намечающемся земельном споре часто возникают вопросы относительно подсудности таких споров. В этой статье мы попытаемся дать ответ на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с разрешением земельных споров.
Прежде всего следует помнить, что рассмотрение земельных споров происходит в суде по месту нахождения земельного участка.
При этом, если сторонами дела являются граждане, то решение земельного спора происходит в суде общей юрисдикции, а если юридические лица, то в арбитражном суде и для арбитражного суда неважно, кто будет второй стороной в земельном споре – частная организация или орган власти и управления. В арбитражном суде все споры рассматриваются по правилам арбитражного процессуального кодекса.
Однако часто возникает ситуация, когда одной из сторон спора (как правило ответчиком) оказывается местная администрация, а другой – гражданин .
Как в этом случае будет происходить рассмотрение земельного спора в суде, если госорган при «обычной» продаже вам участка выносит соответствующий ненормативный правовой акт – распоряжение главы о продаже вам земельного участка и при принудительном изъятии у вас того же участка орган власти, тоже выносит ненормативный правовой акт- распоряжение об изъятии участка.
Не преминем отметить, что тема эта не нова и подобные вопросы возникали еще до принятия Кодекса административного судопроизводства.
Так, еще в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было установлено, что «Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью». То есть, если государственный или муниципальный орган являются в споре не как орган власти, а как субъект гражданско-правовых отношений, например при формировании для последующей реализации муниципальных участков, «власть» немного «залезла» на вашу частную территорию, то рассмотрение земельного спора с администрацией будет происходить по правилам искового производства, а не административного.
По правилам гражданского искового законодательства, а не по кодексу административного судопроизводства будет происходить рассмотрение спора об отказе администрации предоставить вам положенный земельный участок, поскольку ваше «гражданское» право на такой участок является основанием для возникновения у вас права собственности на него.
Или если администрация при формировании якобы «свободного» земельного участка случайно прихватила кусочек и вашей земли, то иск подавать следует в районный суд по нормам гражданского процессуального кодекса как за нарушение ваших имущественных прав (обычно это споры о границах земельных участков и оспаривании результатов межевания) и здесь неважно, кто нарушил ваши права как собственника – администрация или владелец соседнего участка.
А вот если окажется, что утвержденным генеральным планом ваш участок почему то оказался в ненадлежащей территориальной зоне (например, в промышленной или рекреационной) вместо положенной жилой, то рассмотрение земельного спора с местной администрацией будет рассматриваться по нормам кодекса административного производства (КАС РФ), поскольку администрация отказала вам как орган власти, уполномоченный производить территориальное зонирование. А сами правила землепользования и застройки по своей природе являются нормативным актом общего пользования.
Аналогичные разъяснения имеются и в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 за 2017 год, в котором приведен обзор по делу № 53-КГ16-25, согласно которому зонирование территории является административным актом органов местного самоуправления, реализующего таким образом свои публично – властные полномочия не основанные на равенстве и самостоятельности сторон. Поэтому рассмотрение земельного спора об изменении зонирования должно происходить по КАС РФ
По КАС будет происходить рассмотрение спора, если вдруг Росреестр, который откажет вам в регистрации вашей земли, поскольку Росреестр выступает уже как чисто государственный орган, уполномоченный на осуществление государственной функции – регистрацию недвижимости.
И последнее: при рассмотрении земельного спора следует руководствоваться следующими основными нормами:
Земельный кодекс РФ
Федеральный закон № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре движимости»
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Также, учитывая большое количество споров по границам земельных участков и об оспаривании результатов кадастровых работ советуем проштудировать приказ Минэкономразвития РФ № 921 от 8 декабря 2015 г «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *