Временный ввоз таможенная процедура ТК ЕАЭС

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматриваются современные особенности таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Автором проводится анализ действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в результате которого предлагаются эффективные схемы таможенного декларирования при временном ввозе иностранных товаров.

Внешняя торговля и таможенное дело, обеспечивающее легитимацию её процессов, пребывает в динамической среде конкуренции субъектов глобального рынка. Таможенная политика России, по сути определяющая и задающая направления векторам развития таможенного дела, учитывает не только территориальную специфику потенциала таможенной территории, но и специфику национальных экономик стран-членов ЕАЭС. Построение гармоничной нормативно-правовой базы и обеспечение гибкости её изменений в соответствии с задачами диктуемыми изменениями внешней среды, это только начало формирования конкурентных преимуществ на глобальном рынке. Важным здесь является раскрытие алгоритмов таможенных процедур и их функционала в таможенном деле и аргументация выбора той или иной процедуры коммерческой организацией при реализации внешнеэкономической сделки. Актуальным представляется исследование в контексте данной статьи алгоритма таможенной процедуры – временный ввоз. Временный ввоз является одной из 17 таможенных процедур, применяемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. В рамках процедуры временного ввоза (допуска) иностранные товары временно находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС с частичной уплатой таможенных платежей либо без их уплаты при соблюдении следующих условий :

1) возможность идентификации товаров;

2) частичная уплата ввозных таможенных пошлин и налогов, за исключением случая, когда временный ввоз допускается без их уплаты;

3) соблюдение условий временного нахождения и использования товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов;

4) соблюдение запретов и ограничений.

5) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Перечень товаров, временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов сроком до одного года, приведен в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 . В остальных случаях применяется частичная уплата таможенных пошлин и налогов, в рамках которой за каждый календарный месяц подлежат уплате 3 % исчисленной на день регистрации таможенной декларации суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары помещались под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Временный ввоз товаров на территорию какого-либо государства достаточно широко применяется в международной практике. Положения о нем нашли отражение во многих международных правовых документах, в частности, в Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур (Киотская конвенция), Таможенной конвенции о Карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) и в Конвенции о временном ввозе (Стамбульская конвенция).

На практике временный ввоз применяется:

1) с частичной уплатой таможенных платежей:

  • при импорте в рамках международных лизинговых сделок таких товаров, как машины и оборудование. Такие сделки заключаются в целях финансовой аренды средств производства с правом последующего выкупа, при этом декларант получает право беспроцентной рассрочки уплаты таможенных платежей ;
  • при временном ввозе на территорию России импортной сельскохозяйственной техники в период сбора урожая, что позволяет российским сельхозтоваропроизводителям экономить денежные средства на покупку дорогостоящей техники;

2) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей:

  • в отношении товаров, временно ввозимых для участия в международных выставках, ярмарках или в демонстрационных целях, после чего такие товары обратно вывозятся с территории ЕАЭС;
  • в отношении товаров, временно ввозимых в рекламных целях. В данном случае декларант может рассчитывать на последующую реализацию таких товаров, если найдет покупателя, и, как правило, товары обратно не вывозятся с территории ЕАЭС;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки, которые не являются товаром, а служат средством транспортировки товаров: грузовые автомобили, воздушные и морские суда, железнодорожные локомотивы и т.п.;
  • в отношении многооборотной тары и оборудования (контейнеры, поддоны, паллеты, тележки) при условии, что они используются для транспортировки товаров, а не для реализации на российском рынке.

Актуальность статьи обусловлена тем, что многие участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не владеют эффективными приемами таможенного оформления временно ввозимых товаров, которые позволяют значительно упростить и ускорить выпуск таких товаров. Вышеперечисленные случаи применения процедуры временного ввоза весьма распространены в международной торговле, поскольку такие товары и транспортные средства необходимы для доставки и продвижения товаров на мировые рынки. Таможенная процедура временного ввоза выгодна тем, что помещенные под нее товары полностью или частично освобождаются от обложения ввозными пошлинами, налогами. При этом наибольший интерес представляют ситуации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.

Поскольку основным этапом таможенного оформления товаров считается таможенное декларирование, разберем возможные варианты таможенного декларирования при временном ввозе иностранных товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

При помещении товаров под процедуру временного ввоза используется декларация на товары (ДТ), которая подается в электронной форме (п. 3 ст. 105 Таможенного кодекса ЕАЭС). ДТ можно подать в письменной форме в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем (п. 4 и 5 ст. 104 ТК ЕАЭС).

Порядок заполнения ДТ на товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС и помещаемые под процедуру временного ввоза, изложен во втором разделе Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (Инструкция). Графы ДТ, которые заполняются декларантом, указаны в п. 14 Инструкции.

Для того, чтобы заявить процедуру временного ввоза, декларанту следует указать в графе 1 ДТ «ИМ 53» (Приложение N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378).

В качестве ДТ допускается использование транспортных, коммерческих, иных документов, в т.ч. предусмотренных международными договорами стран ЕАЭС с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров. В этом случае таможенное декларирование осуществляется в письменной форме (п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС). Так, таможенное декларирование товаров может осуществляться по выбору декларанта с применением в качестве ДТ карнета А.Т.А., заполненного в соответствии с Конвенцией А.Т.А., с прилагаемыми к нему транспортными и коммерческими документами .

Российская Федерация присоединилась к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. путем принятия постановления Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084. Карнет А.Т.А. — международный таможенный документ, позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. В России функции выдающей карнеты А.Т.А. и гарантирующей ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ.

Согласно п. 7 Приказа ФТС России от 28.12.2012 N 2675 (Методические рекомендации) карнет А.Т.А. может приниматься таможенными органами в качестве ДТ только при условии, что в нем указаны наименования гарантирующей ассоциации и международной гарантирующей системы и он заполнен в установленном порядке выдающей ассоциацией, держателем карнета и оформлен надлежащим образом таможенным органом страны вывоза.

В отношении товаров, временно ввозимых в РФ с применением карнета А.Т.А., совершаются таможенные операции, связанные с помещением товаров под процедуру временного ввоза в компетентном внутреннем таможенном органе, а также с их последующим реэкспортом (п. 11 Методических рекомендаций). Подробный порядок таможенного декларирования товаров, перемещаемых с применением карнета А.Т.А., изложен во втором разделе Методических рекомендаций.

При отсутствии карнета А.Т.А. в отношении товаров, временно ввозимых на выставку, в качестве ДТ могут использоваться товаросопроводительные документы с предоставлением перечня (пп. 1 п. 12 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263).

При помещении выставочных товаров под процедуру временного ввоза предоставляется перечень, заполненный в двух экземплярах по форме, установленной Приложением 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263. Подача перечня должна сопровождаться предоставлением таможенному органу товаросопроводительных документов.

При принятии решения о выпуске товаров должностным лицом таможенного органа на экземплярах перечня проставляются соответствующие отметки, дата принятия решения, которые заверяются подписью и оттиском личной номерной печати. Один экземпляр перечня возвращается декларанту, второй экземпляр остается в таможенном органе (п. 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263).

Таким образом, при декларировании товаров, временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, можно использовать:

  • декларацию на товары в электронной форме с заявлением в графе 1 процедуры временного ввоза «ИМ 53»;
  • карнет А.Т.А. с указанием в нем наименования гарантирующей ассоциации и международной гарантирующей системы;
  • перечень, заполненный в письменной форме в двух экземплярах, с приложением к нему товаросопроводительных документов.

С точки зрения таможенного оформления наиболее эффективно при временном ввозе товаров использовать карнет А.Т.А. Научная новизна исследования Системы А.Т.А. в контексте алгоритма таможенной процедуры временного ввоза состоит в формировании следующих выводов о преимуществах получаемых участниками ВЭД при использовании данной системы:

— ускоренное и более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что таможенный инспектор проставляет специальные отметки на корешке соответствующего листа карнета, отрывая и оставляя себе остальную часть этого листа. Другие таможенные документы при этом не оформляются;

— таможенные органы применяют минимальные меры таможенного контроля товаров, сопровождаемых карнетом А.Т.А., поскольку такие поставки характеризуются низким риском нарушения таможенных правил в ЕАЭС;

— отсутствие необходимости при временном ввозе товаров предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей, поскольку сам Карнет А.Т.А. является такой гарантией;

— наличие возможности таможенного декларирования товаров, сопровождаемых карнетом А.Т.А., в электронном виде. В частности, с 2018 года такой функционал имеется в программных продуктах компании ООО «Альта-Софт»;

— осуществление деловых поездок по нескольким странам с многократным выездом из своей страны и возвращением в неё в течение срока действия карнета А.Т.А., т.е. в течение одного года.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что при временном ввозе товаров с полным освобождением от уплаты таможенных платежей декларантам целесообразно использовать систему А.Т.А. Небольшие издержки на оформление карнета А.Т.А. компенсируются значительными преимуществами этой системы.

В целом, присоединение участников ВЭД к системе А.Т.А. способствует ускорению перемещения временно ввозимых товаров через таможенную границу ЕАЭС и упрощению оформления процедуры временного ввоза в рамках Евразийского экономического союза. Научный поиск проблем функционирования алгоритмов таможенных процедур, должен носить системный и непрерывный характер, так как непосредственно влияет на качество управления таможенным делом. Рационально проводить данный научный поиск посредством привлечения молодых и будущих специалистов в области таможенного дела, обучающихся в вузах или обучающихся по программам повышения квалификации. Учитывая транзитный потенциал России в формате ЕАЭС и развитие проекта транзитного авто-коридора «Западная Европа – Западный Китай» можно констатировать возрастающую роль координации усилили специалистов над выработкой перспективных моделей трансграничного сотрудничества с созданием зон свободной торговли. Данные объекты международной кооперации, позволяют осуществлять профилактику политических рисков, которые все чаще генерируются искусственно для получения экономических преимуществ.

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2018).
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2018).
  4. Худжатов М.Б. Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственном машиностроении России // Маркетинг и логистика. 2018. № 1 (15). С. 58-70.
  5. Козырин А.Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 130-148.
  6. Худжатов М.Б. Особенности таможенного декларирования товаров: предметы одежды // Маркетинг и логистика. 2016. № 6 (8). С. 107-115.
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2018).
  8. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2018).
  9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2018).
  10. Таможенная конвенция о Карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в Брюсселе 06.12.1961) // Таможенные ведомости, № 1, 1996.
  11. Постановление Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений» // Российская газета, № 225, 1995.
  12. Арефкина М.Ю. Роль торгово-промышленных палат в международной системе АТА // Право и государство: теория и практика. 2016. № 1 (133). С. 138-141.
  13. Приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 «Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2018).
  14. Арский А.А., Григорьева Т.А. Синергия экономических интересов Евразии на современном этапе развития международной торговли //Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Сборник материалов международной научно-практической конференции. Издательство Центр исследования России Харбинского инженерного университета. КНР. – 2017 г. – с. 22-27
  15. Арский А.А. Компетентный подход к исследованию проблем таможенного дела в выпускных квалификационных работах студентов // Маркетинг и логистика. — 2016. — №4 (6). — с. 5-9.
  16. Арский А.А. Исследование проблем импортозамещения в курсовых и дипломных работах студентов вузов // Мир современной науки. – 2016. – № 1(35). – С. 31–33

УДК 339.5

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

Features of customs declaring for temporary admission of foreign goods into the customs territory of the EAEU

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Особенности таможенного декларирования при временном ввозе иностранных товаров на таможенную территорию ЕАЭС // Маркетинг и логистика. – 2018. – №4 (18). – с. 75-85.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».

Ст. 223 Таможенного кодекса ЕАЭС

1. В отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате за период со дня их помещения под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по день завершения ее действия.

2. В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, по обращению декларанта производится частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за период со дня, указанного в обращении декларанта, по день завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Указанное обращение декларанта подается таможенному органу, которым произведен выпуск товаров при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), до истечения предельного срока, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 219 настоящего Кодекса.

В качестве обращения декларанта используется таможенный документ — корректировка декларации на товары.

3. При частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый календарный месяц (полный или неполный) периода времени, определенного в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи (далее в настоящей главе — период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов), подлежат уплате 3 процента исчисленной на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, — на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

4. При приостановлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 3 статьи 224 настоящего Кодекса частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за период такого приостановления не производится. В целях применения настоящего пункта период приостановления действия таможенной процедуры определяется количеством полных календарных месяцев, в течение которых действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостановлено.

5. При частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается по выбору декларанта за весь период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (далее в настоящей главе — единовременная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов) или периодически (далее в настоящей главе — периодическая уплата ввозных таможенных пошлин, налогов). При периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов такая уплата производится в размере, подлежащем уплате в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, не менее чем за 1 календарный месяц (полный или неполный). Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом в декларации на товары.

В случае неуплаты или неполной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых периодически, в сроки, установленные в соответствии с пунктом 4 и подпунктами 2 и 3 пункта 7 статьи 225 настоящего Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате единовременно за весь оставшийся период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

6. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных и (или) взысканных за период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать исчисленную на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, — на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

7. При завершении либо прекращении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные за период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Доклад О. В. Смолиной на вебинаре, организованном Уральским таможенном управлением, 7 мая 2020 г.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска) применяется в отношении иностранных товаров, которые временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

При частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый календарный месяц (полный или неполный) срока действия таможенной процедуры подлежат уплате 3 процента исчисленной на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). При этом, общая сумма уплаченных ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать исчисленную на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Категории товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, условия такого временного нахождения и использования, а также предельные сроки такого временного нахождения и использования определены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 109.

Товары, в отношении которых таможенная процедура временного ввоза (допуска) применяется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, используются в пределах таможенной территории Союза, если иное не определено Комиссией. Исключение допускается в отношении временно ввезенных транспортных средств, если они используются в качестве транспортных средств международной перевозки.

Допускается применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) для приостановления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории путем помещения под эту таможенную процедуру продуктов переработки товаров.

Порядок приостановления и возобновления таможенной процедуры установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375.

Таможенная процедура временного вывоза применяется в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для их временного нахождения и использования за ее пределами без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой

Таможенные процедуры временного ввоза/вывоза не применяются в отношении следующих категорий товаров:

  1. пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза на таможенную территорию Союза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
  2. отходы, в том числе промышленные;
    + при временном ввозе — товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Союза.

Условиями помещения товаров под таможенные процедуры временного ввоза/вывоза являются:
1) возможность идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру

  • временный ввоз (допуска), при их последующем помещении под таможенную процедуру в целях завершения действия этой таможенной процедуры;
  • временный вывоз – при помещении под таможенную процедуру реимпорта.

2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС;
3) Дополнительным условием помещения товаров под таможенные процедуры временного ввоза/вывоза является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с главой 10 Федерального закона № 289-ФЗ, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется.
+для временного ввоза
4) частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, за исключением случая, когда временное нахождение и использование товаров на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
ИЛИ
5) соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов. 

Условиями использования товаров в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза/вывоза являются:
1) соблюдение срока действия таможенной процедуры, установленного таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств ввоза товаров на таможенную территорию Союза.
2) соблюдение ограничений по владению и пользованию временно ввезенными товарами
3) частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, за исключением случая, когда временное нахождение и использование товаров на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
ИЛИ
4) соблюдение условий временного нахождения и использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, определенных соответствующим решением Комиссией.

Срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) либо срок, определенный Комиссией. Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Союза Решениями Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 и от 20.09.2010 № 375, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 109 определены более короткий или более продолжительный, чем 2 года, срок действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Предельный срок действия таможенной процедуры временного вывоза не установлен.

По заявлению лица срок временного ввоза/вывоза может быть продлен до истечения установленного таможенным органом срока либо не позднее 1 месяца после его истечения в рамках предельного срока действия данной таможенной процедуры. Заявление на продление срока временного ввоза/вывоза подается в таможенный орган, в котором производилось помещение товаров под таможенную процедуру, в виде электронного документа или документа на бумажном носителе. При продлении срока действия таможенной процедуры, установленного таможенным органом, после его истечения действие такой таможенной процедуры возобновляется со дня прекращения действия этой таможенной процедуры. Таможенный орган рассматривает заявление о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза/вывоза в течение пяти рабочих дней. Решение таможенного органа направляется декларанту в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

Форма заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и решения таможенного органа по результатам его рассмотрения утверждены приказом ФТС России от 20.03.2019 № 469; временного вывоза — приказом ФТС России от 18.03.2019 № 443.

Таможенный орган вправе отказать в продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае:

  1. несоблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой;
  2. подачи заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в таможенный орган, в котором не производилось помещение товаров под таможенную процедуру, или после истечения предельного срока временного ввоза либо 1 месяца после истечения установленного срока действия таможенной процедуры.

Таможенный орган вправе отказать в продлении срока действия таможенной процедуры временного вывоза в случае:

  1. несоблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

2. подачи заявления о продлении срока действия таможенной процедуры временного вывоза

  • в таможенный орган, в котором товары не помещались под заявленную таможенную процедуру;
  • после истечения 1 месяца после истечения срока действия процедуры;

3. передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена обязательность их возврата на территорию Российской Федерации.

Временно ввезенные либо временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Допускается совершение с временно ввезенными/вывезенными товарами:
— операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта, модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при завершении действия таможенной процедуры.
+ для временного ввоза

Допускается проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведение опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использование в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов. При этом, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, за исключением случаев, когда допускается их передача во владение и пользование иным лицам.

Допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа:
1) временно ввезенной многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза;
2) временно ввезенных товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки);
3) временно ввезенных товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов;
4) временно ввезенных товаров в иных целях в случаях, определяемых Комиссией и (или) предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной.

В иных случаях передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, в порядке и сроки, которые определяются Комиссией, — после уведомления таможенного органа.

В целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает таможенному органу, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.

К заявлению прилагается обязательство лица, которому передаются товары, о соблюдении условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), требований и условий временного ввоза, а также контракт или иной документ, на основании которого будет осуществляться передача товаров.

Таможенный орган рассматривает заявление о передаче временно ввезенных товаров во владение и в пользование иным лицам в течение пяти рабочих дней. Решение таможенного органа направляется декларанту в виде электронного документа или на бумажном носителе.

Форма заявления о передаче временно ввезенных товаров, обязательства лица, которому передаются товары, а также решения таможенного органа по результатам рассмотрения указанного заявления определены приказом ФТС России от 18.03.2019 № 442.

Декларант, передающий временно ввезенные товары, должен уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги за период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При принятии решения о возможности передачи временно ввезенных товаров иным лицам таможенный орган вправе потребовать от лиц, которым передаются временно ввезенные товары, обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с главой 10 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется, а также оформления соответствующих документов на свое имя.

Лица, которым передаются временно ввезенные товары, пользуются правами и несут обязанности по использованию таможенной процедуры временного ввоза (допуска), со дня принятия таможенным органом решения о передаче временно ввезенных товаров. Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта этих товаров от соблюдения иных условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.

Отчетность в отношении временно ввезенных товаров предоставляется до 15 июля и 15 января.

В том числе в отношении товаров, временный ввоз которых был завершен либо срок временного ввоза которых истек в прошедшем полугодии и действие таможенной процедуры было прекращено.

Приказ Федеральной таможенной службы от 04.04.2019 № 592.

Таможенная процедура таможенного склада

Таможенная процедура таможенного склада применяется в отношении иностранных товаров, которые хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с данной таможенной процедурой.

Хранение товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, осуществляется на площадях таможенных складов открытого или закрытого типа, владельцы которых включены в Реестр владельцев таможенных складов.

Порядок включения юридических лиц в указанный Реестр регламентирован главами 54 и 58 Таможенного кодекса ЕАЭС, главами 59 и 63 Федерального закона № 289-ФЗ, Административным регламентом ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра владельцев таможенных складов (приказ ФС России от 13.05.2019 № 777).

Допускается осуществлять хранение помещенных под таможенную процедуру таможенного склада крупногабаритных товаров или товаров, требующих особых условий погрузки/разгрузки, хранения, в местах, не являющихся таможенными складами, при наличии соответствующего разрешения таможенного органа.

Для получения разрешения декларанту необходимо до подачи таможенной декларации направить обращение в виде электронного документа или документа на бумажном носителе в уполномоченный таможенный орган, в регионе деятельности которого предполагается осуществлять хранение товаров.

Таможенный орган выдает разрешение в виде электронного документа или документа на бумажном носителе либо отказывает в его выдаче в течение трех рабочих дней.

Форма обращения и форма решения таможенного органа установлены приказом ФТС России от 20.03.2019 № 468.

Предельный срок действия таможенной процедуры — 3 года.

Хранение товаров на таможенном складе

Товары должны быть размещены на таможенном складе либо в местах, указанных в разрешении таможенного органа, в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру таможенного склада.

Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны размещаться на таможенных складах, оборудованных в соответствии с условиями хранения таких товаров.

Перечень товаров, в отношении которых не применяется таможенная процедура таможенного склада, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 № 203.

  1. Взрывчатые вещества и боеприпасы
  2. Иные товары, включенные в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и помещение которых под таможенную процедуру таможенного склада не допускается в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нет арифного регулирования».
  3. Для хранения на таможенных складах открытого типа не допускается помещение под таможенную процедуру:

— Радиоактивные изотопы во всех видах соединений и изделий, другие радиоактивные вещества, а также радиоизотопные изделия, входящие в состав приборов и оборудования;
— Вооружение, военное снаряжение, военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства 

Условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада являются:

  1. срок годности и (или) реализации товаров на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет более 180 календарных дней;
  2. соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Условиями использования товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада являются:

  1. размещение и нахождение товаров на таможенном складе либо в местах, указанных в разрешении таможенного органа в случае хранения товаров в месте, не являющемся таможенным складом;
  2. соблюдение срока действия таможенной процедуры таможенного склада.

Общий срок действия таможенной процедуры таможенного склада не может превышать 3 года со дня помещения товаров под такую таможенную процедуру. Исключение составляют:

  1. Товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации. Они должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения такого срока годности и (или) реализации.
  2. Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада и находящиеся таможенном складе, который прекратил свое функционирование. Такие товары должны быть размещены на другом таможенном складе, помещены под иную таможенную процедуру либо выпущены в качестве припасов, не позднее 60 календарных дней со дня, следующего за днем прекращения функционирования этого таможенного склада. Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, до истечения срока ее действия, должны быть помещены под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров, либо выпущены в качестве припасов.
  3. Соблюдение требований ст. 158 ТК ЕАЭС при совершении операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада.

Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада либо в пределах места хранения таких товаров при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации.

С разрешения таможенного органа с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться простые сборочные операции, а также операции по:

  1. отбору проб и (или) образцов товаров;
  2. подготовке товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида;
  3. техническому обслуживанию — в отношении товаров, в течение срока хранения которых требуется совершение таких операций.

Операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Разрешение таможенного органа выдается в виде электронного документа или документа на бумажном носителе на основании обращения заинтересованного лица, направленного в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, в день обращения. Отказ в выдаче разрешения допускается только в случае, если в результате совершения операций с товарами могут измениться их характеристики, связанные с изменением кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Формы заявления и разрешения таможенного органа на совершение указанных операций с товарами установлены приказом ФТС России от 18.03.2019 № 445.

Не допускается использование товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, по их функциональному назначению. В отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.

Отчетность

Лица, поместившие товары под таможенную процедуру таможенного склада, в том числе осуществляющие их хранение в местах, не являющихся таможенными складами, обязаны представлять в таможенные органы отчетность о товарах, находящихся на хранении. Порядок предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, утвержден приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636. Отчетность предоставляется ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, либо по требованию таможенного органа.



Осуществление внешнеэкономических операций вызывает необходимость вывоза продукции национальных товаропроизводителей в другие страны, причем вывоз может различаться в зависимости от его цели, например экспорт предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории с целью их постоянного нахождения вне таможенной территории; в то же время вывоз товаров может носить временный характер и также будет зависеть от цели вывоза. Так, вывоз товаров для переработки вне таможенной территории проводится для совершения определенных операций (изготовление нового товара, ремонт) в установленные сроки. Вывоз товаров может быть обусловлен необходимостью использования их в соответствии с практическим предназначением. Так, временный вывоз используется предприятиями-экспортерами с целью технического обслуживания ранее вывезенной продукции, проведения ремонтных работ и т.д., когда требуется соответствующее оборудование, инструменты, контрольно-проверочная аппаратура по месту нахождения вывезенной продукции, а также для транспортировки ряда изделий. Участие в выставках с демонстрацией товаров также предполагает временный вывоз товаров. В таких случаях временный вывоз регулируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (гл. 38) (далее — ТК Союза), Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 35), иных национальных нормативных правовых актов.
Необходимо отметить, что процедура временного вывоза, регулируемая ТК Союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», существенно дополнена в сравнении с Таможенным кодексом Российской Федерации в редакции 2003 г.
В соответствии со ст. 285 ТК Союза временный вывоз представляет собой таможенную процедуру, содержанием которой является вывоз товаров Таможенного союза с таможенной территории Союза с использованием их за пределами указанной территории в течение установленного срока с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что временный вывоз допускается лишь в отношении товаров Таможенного союза, которыми выступают товары, перечисленные в пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК Союза.

Исходя из общих положений, раскрывающих понятие «таможенная процедура» как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами, временный вывоз должен осуществляться с учетом своих требований и условий, которые сопровождают такой вывоз товаров.
Условия помещения товаров под процедуру временного вывоза перечислены в ст. 286 ТК Союза. Временный вывоз предполагает возврат того же товара, который вывозился, поэтому вывоз допускается при условии возможности идентификации товаров при последующем завершении процедуры, т.е. при обратном ввозе товаров. Идентификация не требуется в случаях, когда международные договоры государств — членов Таможенного союза предусматривают замену временно вывезенных товаров.
В соответствии со ст. 284 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный орган определяет идентификационные признаки по заявлению декларанта и указывает их в документах декларанта. При обратном ввозе товаров таможенный орган проверяет совпадение указанных идентификационных признаков, при совпадении которых и отсутствии прямых доказательств подмены товаров таможенные органы не вправе отказать в помещении товаров под реимпорт.
Другим условием помещения товаров под временный вывоз является исключение ряда товаров из числа возможных к временному вывозу.

Исключение к помещению товаров к временному вывозу необходимо увязывать с ограничениями по пользованию и распоряжению временно вывозимыми товарами, которые должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования. В то же время допускается совершение операций по обеспечению сохранности товаров, включая ремонтные операции, кроме капитального ремонта и модернизации, техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров при обратном ввозе.
Отдельно следует остановиться на запрете временного вывоза расходуемых материалов и образцов, который имеет исключения, допуская вывоз в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов, т.е. цели использования ограничены. В то же время расходуемые материалы могут вывозиться и в других целях, например в состав технической аптечки для обслуживания машинно-технической продукции в гарантийный период. Техническая аптечка включает в себя различные технические жидкости, смазки, лакокрасочную продукцию и т.д. Если исходить из содержания п. 2 ст. 286 ТК Союза, то временный вывоз таких товаров не допускается, в то же время наличие их для технического обслуживания является необходимым.
Существующие требования к процедуре временного вывоза сводятся прежде всего к сроку вывоза товаров. Нормы ТК Союза не содержат положений о предельном сроке временного вывоза. Срок временного вывоза устанавливается таможенным органом в каждом случае на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств вывоза. Образец заявления установлен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 1389 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного вывоза». Таким образом, срок вывоза определяется декларантом с учетом содержания внешнеэкономического контракта. После проверки целей и обстоятельств вывоза срок устанавливается таможенным органом.

Срок временного вывоза может быть продлен таможенным органом по письменному заявлению декларанта. Порядок продления срока содержится в ст. 282 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с которой заявление декларанта рассматривается таможенным органом в течение 10 рабочих дней. О результатах рассмотрения сообщается декларанту.
Обращает на себя внимание требование к отказу в продлении срока, который возможен только в случае, если декларант не соблюдает требования и условия процедуры временного вывоза, причем отказ должен быть обоснованным и мотивированным с изложением в письменной форме.
ТК Союза предусматривает возможность установления предельных сроков временного вывоза товаров, что отнесено к компетенции законодательства государств — членов Таможенного союза. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» делегировал полномочия по установлению предельного срока временного вывоза некоторых товаров Правительству Российской Федерации. Так, сроки временного вывоза ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней определяются Правительством Российской Федерации и не могут превышать один год (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 844 «О порядке временного вывоза из Российской Федерации в целях экспонирования или научного изучения ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации»).

Декларант обладает правом распоряжения временно вывезенным товаром, но при передаче права собственности на такие товары иностранному лицу он обязан изменить процедуру временного вывоза на процедуру экспорта, подав в таможенный орган соответствующую декларацию. В таком случае срок временного вывоза товаров продлению не подлежит.
Следует отметить, что изменение ранее выбранной процедуры на процедуру экспорта возможно при условии, когда временно вывезенные товары не подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Союза. Обязательный обратный ввоз товаров предусматривается, в частности, когда товар вывозился на основании лицензии, выданной соответствующим органом государственной власти с указанием срока временного вывоза.
Определенные требования установлены в отношении завершения процедуры временного вывоза товаров. Рассматриваемая процедура должна быть завершена до истечения срока временного вывоза, т.е. вывезенные товары должны быть ввезены на таможенную территорию Союза и помещены под процедуру реимпорта одной или несколькими партиями. Таким образом, завершение временного вывоза сводится не только к обратному ввозу товаров, но и помещению товаров под реимпорт.
Кроме реимпорта временный вывоз может быть завершен помещением товаров под процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза. Возможность помещения вывезенного товара вновь под процедуру временного вывоза объясняется, очевидно, заключением нового внешнеэкономического контракта в связи с истечением срока действия ранее заключенного. Помещение вывезенного товара под перечисленные процедуры допускается без фактического предъявления их таможенному органу.
Помещение временно вывезенных товаров под процедуру экспорта имеет свои особенности. В таком случае таможенная стоимость товаров, их физические характеристики (количество, масса, объем и т.д.), ставки вывозных таможенных пошлин и курс валют определяются на день регистрации таможенной декларации, поданной под процедуру экспорта.
При экспорте ряда товаров должны быть уплачены вывозные таможенные пошлины, в связи с чем при помещении таких временно вывезенных товаров под процедуру экспорта с сумм вывозных таможенных пошлин уплачиваются проценты, которые следует уплатить при отсрочке их выплаты. Такая обязанность выступает как мера, призванная поддерживать платежную дисциплину участников внешнеэкономической деятельности.
Процедура временного вывоза товаров предполагает освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении требований данной процедуры. В случае незавершения процедуры временного вывоза до установленного срока подлежат уплате вывозные таможенные пошлины, которые сопровождают вывоз в экспорте ряда товаров. Сроком уплаты таких пошлин считается день окончания срока временного вывоза.
Возможность изменения процедуры временного вывоза на процедуру экспорта отвечает потребностям хозяйственной практики, в то же время необходимо отметить противоречия, содержащиеся в положениях ТК Союза. Так, в соответствии со ст. 212 ТК Союза экспорт — это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Это положение носит общий характер и не имеет каких-либо исключений. Как уже указывалось, при временном вывозе также вывозятся товары Таможенного союза, которые в соответствии со ст. 285 ТК Союза после вывоза утрачивают статус товаров Таможенного союза, т.е. они приобретают статус иностранного товара. Изменение процедуры временного вывоза на процедуру экспорта входит в противоречие со ст. 212 ТК Союза.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержит особенности временного вывоза некоторых товаров, к которым ст. 283 указанного Закона относит научные или коммерческие образцы. При вывозе таких образцов применяется упрощенный порядок таможенного декларирования, если целью вывоза являются испытания, исследования, тестирование, проверка, проведение опытов, экспериментов или демонстрация либо использование в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации. Таким образом, перечень обстоятельств, связанных с целью вывоза образцов, носит исчерпывающий характер.
Упрощенный порядок таможенного декларирования научных и коммерческих образцов заключается в том, что указанные образцы при временном вывозе с таможенной территории Союза в личном багаже пассажира, экспресс-почтой или если их стоимость не превышает 300 тысяч рублей, по выбору декларанта могут декларироваться с применением в качестве таможенной декларации письменного заявления организации — отправителя образцов. Форма такого заявления устанавливается Федеральной таможенной службой.
Временный вывоз научных или коммерческих образцов должен быть обоснован с представлением соответствующих документов, перечень которых будет зависеть от статуса декларанта, в качестве которого могут выступать научные учреждения и созданные ими хозяйственные общества либо иные лица.
Научные учреждения и созданные ими хозяйственные общества обосновывают временный вывоз образцов своим письменным заявлением, которое составляется в произвольной форме и содержит сведения об образцах и описание обстоятельств перемещения образцов через таможенную границу Союза. С учетом практики в заявлении должны быть указаны идентификационные признаки образцов и сведения о внешнеэкономическом контракте.
Иные лица, которые временно вывозят научные или коммерческие образцы, должны представить в таможенный орган более полные сведения, в частности договор с иностранным лицом, если в нем содержится информация о цели вывоза образцов, утвержденных планов (программ) исследований при их наличии или других документов, в которых содержится информация о проведении испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов, экспериментов или демонстрации.
Статус научного учреждения должен быть подтвержден его учредительными документами. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать критерии отнесения организаций к научным учреждениям либо определять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на подтверждение организации ее статуса научного учреждения.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливает сокращенный срок для выпуска научных или коммерческих образцов, который составляет четыре часа с момента принятия таможенной декларации, что вызывает вопросы по поводу исчисления указанного срока. ТК Союза в ст. 190 содержит понятия подачи и регистрации декларации, ст. 206 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» обязывает таможенный орган зафиксировать дату и время подачи декларации. Принятие декларации, которое следует, очевидно, рассматривать как этап декларирования, также связывается со временем, но порядок его определения не раскрыт.
Выпуск образцов в течение четырех часов возможен при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, кроме случаев, когда отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров. Закон предусматривает, что Правительство Российской Федерации может установить перечень товаров, срок выпуска которых может составлять до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Порядок и срок регистрации содержатся в ст. 190 ТК Союза.
ТК Союза предусматривает сокращенные сроки выпуска товаров, помещаемых под процедуру временного вывоза, перечень которых устанавливается Комиссией Таможенного союза. В этом случае выпуск товаров также должен быть завершен не позднее четырех часов с момента регистрации декларации на товары.
Необходимо отметить, что существенно затрудняется выполнение таможенных формальностей при достаточно частом перемещении одного и того же товара через таможенную границу в течение короткого срока. Например, временно вывозится так называемая оснастка, предназначенная для транспортировки самолетов, которая служит для защиты готовой продукции от возможных повреждений при ее перевозке. В каждом случае вывоза (обратного ввоза) необходимо оформлять документы при открытии таможенной процедуры временного вывоза и завершении вывоза процедурой реимпорта. В то же время Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур рекомендует: если один и тот же товар неоднократно вывозится с объявлением о предполагаемом обратном ввозе, по запросу декларанта таможенная служба обязана разрешить, чтобы декларация на вывоз с объявлением об обратном ввозе, подаваемая при первом вывозе товара, была действительна для последующих случаев реимпорта и вывоза этого товара в течение определенного времени (Специальное приложение B, рекомендуемое правило 15).
Представляется, что такая норма при наличии ее в ТК Союза значительно упростила бы таможенные формальности процедуры временного вывоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *