Временный неустойчивый характер наличие официальных правил

Общественные работы, опережающее обучение, содействие самозанятости, стажировка для получения опыта работы.
Для многих безработных Пермского района сегодня это не просто слова. Это вектор, указывающий реальный выход из создавшейся «аховой» ситуации.
Для центра занятости реализация программ — планомерное решение проблемы безработицы с помощью нетрадиционных и опробованных мер, с помощью финансовых вливаний.
За последние два года общественные работы стали восприниматься по-иному, более позитивно. Были по достоинству оценены возможности обучения и стажировки. А программа самозанятости, наконец, стала вызывать серьёзный интерес.
Программа самозанятости даёт уникальный шанс: начать своё дело с помощью безвозмездного кредита. Такой возможности раньше у населения не было. 58 тысяч 800 рублей выделяются при наличии перспективного и реального бизнес-плана соискателя. Ещё столько же может получить безработный, если обеспечит дополнительное рабочее место в своём бизнесе.
Как замечает Галина Аркадьевна Шилова, заместитель директора Центра занятости населения Пермского района, открыть своё дело непросто. Сложно определиться с видом деятельности, собрать все необходимые документы, составить бизнес-план для участия в программе и получения субсидии. Центр занятости населения Пермского района постепенно и поэтапно готовит людей к принятию ответственного решения.
Так, в июле в посёлке Юго-Камский прошла выставка-ярмарка с участием успешных бизнесменов, представителей административных структур района, во время которой посетители смогли узнать, как открыть своё дело. А затем в районной администрации прошёл ряд обучающих семинаров, на которых представители консалтинговых компаний давали свои советы по составлению бизнес-плана, ведению бизнеса. Еженедельно проводятся консультации для всех желающих.Было сформировано две учебные группы. Во время обучения слушатели занимались составлением бизнес-планов.По договору, открыв своё дело, начинающие предприниматели должны «продержаться» год. По итогам прошлого года из 55 человек, занявшихся бизнесом, выдержали год все.320 человек готов поддержать субсидиями, всевозможной методической помощью Центр занятости населения в этом году. В Центре занятости населения уверены — план будет выполнен.
Только на общественных работах в Пермском районе было задействовано 2004 человека. Больше всего — на территории посёлка Юго-Камский (здесь были заняты 1056 человек). Уровень безработицы именно за счёт дополнительных мер снизился с 17 процентов начала 2010 года до 6,8 процентов в октябре. Если в январе в посёлке было зарегистрировано 889 безработных, то сейчас их осталось 296.
Успешно реализуется центром занятости и программа — «Временное трудоустройство». Всего по Пермскому району создано 372 временных рабочих места.
Ещё одна программа — стажировка выпускников образовательных учреждений с целью приобретения ими опыта работы. За девять месяцев этого года её прошёл 41 житель Пермского района.

В связи с экономическими преобразованиями в России, одной из актуальных проблем продолжает оставаться безработица. Оптимизация экономической деятельности предприятий и организаций, в первую очередь ведет к сокращению персонала, а значит — к увеличению числа незанятых и росту безработицы.

Под безработицей понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении.

По поводу причин безработицы существуют различные теории. Экономисты неоклассики объясняют безработицу несовершенством рынка труда, то есть микроэкономическими причинами. Кейнсианцы считают, что безработица имеет макроэкономический характер и вызывается дефицитом агрегированного спроса на труд в экономике.

Безработицу классифицируют по типам, выделяя фрикционную, структурную, сезонную, безработицу избыточного предложения и циклическую.

Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда, то есть с динамическим характером рынка труда, постоянным переходом работников из состояния занятости в категорию безработных и, наоборот, с несовершенством информации. Она практически неустранима и действует в любой экономической системе. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека. Фрикционная безработица может быть связана с изменением места работы, в том числе из-за изменения места жительства или с переходом с низкооплачиваемой, малосодержательной работы на более высокооплачиваемую и содержательную.

Структурная безработица вызвана несоответствием профессиональной или региональной структуры рабочей силы и спроса на нее. Главные причины структурной безработицы в современной экономике — быстрые темпы научно-технического прогресса, постоянная смена технологий и возникновение новых производств, развитие международной торговли. Предложение труда, будучи более инертным элементом рынка труда, в силу устойчивости психологических стереотипов людей, часто не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица более длительна и нежелательна.

Фрикционная и структурная безработица, вместе взятые, дают так называемый естественный уровень безработицы или равновесную безработицу. Равновесную безработицу иногда называют добровольной.

Сезонная безработица обусловлена природными факторами вызывающими сезонные колебания спроса на труд. Это явление наиболее характерно для таких отраслей как сельское хозяйство, строительство и другие. Циклические колебания спроса на труд связаны в данном случае не с макроэкономическими процессами, а со сменой времен года. По поводу сезонной безработицы среди экономистов нет единого мнения. Некоторые считают ее добровольной (так как человек, соглашаясь на сезонную работу, отдает себе отчет в том, что по окончании сезона будет уволен, а значит, он заранее как бы соглашается и на увольнение), другие полагают, что однажды, получив подходящую во всех отношениях работу, люди вряд ли захотят отказаться от нее добровольно, а значит, увольнения принудительные и безработица — вынужденная.

Циклическая безработица вызывается дефицитом агрегированного спроса на рынке товаров, то есть макроэкономическим неравновесием. Как правило, она вызывается спадом производства в связи с фазой экономического цикла, поэтому и носит название циклической. В России безработицу можно считать циклической, так, например, за период с 1991 по 2000 годы валовой внешний продукт сократился наполовину. Циклическую безработицу обычно считают вынужденной. Для нее характерна «жесткость” заработной платы, которая не адаптируется к новым условиям и вызывает безработицу.

Безработица избыточного предложения возникает в результате нарушения равновесия на рынке труда, если заработная плата по каким-то причинам оказывается выше равновесного уровня. Она также носит характер вынужденной, неравновесной безработицы.

Таблица 1. Уровень безработицы в России в период с 1990 по 2000 годы

Годы

Уровень

безработицы, %

0,5

1,4

2,9

3,0

7,9

9,6

7,8

9,4

9,6

9,8

10,6

Из данных таблицы 1 видно, что все годы с 1990 по 2000 безработица неуклонно росла.

Таблица 2. Уровень безработицы в России в период с 2001 до 2010 годы

Годы

Уровень

безработицы, %

9,0

7,9

8,2

7,8

7,1

7,1

6,0

6,2

8,3

7,3

В период с 2001 года по 2010 год уровень безработицы стабилизировался при незначительном снижении.

Если фактический уровень безработицы, сложившейся в экономике, превышает естественный, то разницу между ними вызывает дефицит совокупного спроса. Уровень фактической безработицы характеризует напряженность на рынке труда в данный момент.

Таблица 3. Уровень безработицы в России в период с 2011до 2016 годы

Годы

Уровень

безработицы, %

6,5

5,5

5,5

5,2

5,6

5,5

Начиная с 2011 года и по 2016 год включительно, наблюдается хоть небольшое, но снижение уровня безработицы.

Если построить график уровня безработицы за последние 25 лет, то можно сделать вывод, что распределение в большей степени соответствует полиноминальному и представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России

Наиболее критические годы за этот период — это 1999 и 2000, когда уровень безработицы более чем в три раза превышал её естественный уровень. Еще наглядней ситуацию с уровнем безработицы можно проиллюстрировать на диаграмме (рис. 2).

Показатели официальной статистики, вероятнее всего, отличаются от реальных показателей безработицы. Обратим внимание на некоторые моменты, которые Росстат отмечает в примечаниях, сносках, объяснениях подсчётов.

  1. Не учитывается статистика по Крыму, что подтверждается цитатой из официальной информации Росстата: «…в целях обеспечения статистической сопоставимости данные рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю».
  2. Безработица сокращается не за счёт трудоустройства ранее безработных граждан, а за счёт уменьшения числа экономически активного населения. Другими словами: становится больше стариков и молодых, а населения трудоспособного возраста становится меньше.
  3. В стране много безработных граждан, о занятости которых нет официальных сведений либо они неточны. Таким образом, они не учитываются в отчётах Росстата и могут исказить реальное положение по безработице в отдельных субъектах Российской Федерации и в стране в целом. Статистика строится на основе анализа выборочной части населения, а не всех граждан страны. В официальной информации Росстата сообщается о подведении итогов «выборочного обследования населения по проблемам занятости».

Рисунок 2. Уровень безработицы в России

По нашему мнению, принятая методика учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку безработными считаются по закону только зарегистрированные в органах службы занятости, а большинство безработных не регистрируются по разным причинам.

По методике ФСЗ России показатель уровня безработицы определяется как отношение общей численности безработных к экономически активному населению в процентах.

Кроме того, безработица напрямую связана и с продуктивностью экономики. Американским ученым А. Оукеном доказано, что ежегодный прирост национального валового продукта на уровне 2,7% удерживает долю безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2% прироста НВП уменьшают долю безработных на 1%. Аналогично, каждое дополнительное сокращение темпов прироста НВП на 2% вызывает рост безработицы на 1%. Из этого закона следует, что высокую безработицу невозможно ликвидировать быстро, и для простого поддержания занятости на постоянном уровне необходим экономический рост.

На рынке труда для регулирования безработицы могут использоваться активные и пассивные меры. Активные меры предполагают создание новых рабочих мест, открытие новых производств, что требует значительных объемов инвестиций.

Пассивные меры, в основном, сводятся к выплате пособий по безработице. В этом плане в Российской Федерации тоже имеются свои особенности. Например, пособие по безработице, установленное Правительством РФ на 2017 год в минимальной и максимальной величине было решено оставить на уровне 2016 года, то есть, минимальную величину пособия по безработице установить в размере 850 рублей, а максимальную — в размере 4900 рублей, для южных и северных районов вводятся соответствующие повышающие коэффициенты: для южных районов — 1,3, для северных — 1,5.

Предоставление услуги по осуществлению выплаты пособия по безработице осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема предоставления услуги по осуществлению выплаты пособия по безработице

Порядок определения пособия по безработице показан на рисунке 4.

Рисунок 4. Порядок определения пособия по безработице в РФ

Наглядно схема расчета пособия по безработице представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Форма расчета пособия по безработице

Рассмотрим средний размер пособия по безработице в долларовом исчислении в России и в некоторых странах мира для сравнительной характеристики активной политики государств по регулированию занятости и безработицы на рынке труда.

По приведенным в таблице 4 данным можно судить об усилиях и направленности действий правительств различных стран по регулированию рынка труда в целом и таких важных его характеристик как занятость и безработица. Также можно сделать вывод о том, что хоть Россия и лидирует по размеру пособия среди стран бывшего союза, но очень сильно отстает от таких мировых держав как Германия, Дания, Япония, США.

Таблица 4. Средний размер пособия по безработице в некоторых странах мира в долларах США.

Страны мира

Средний размер пособия по безработице, долл.США

Российская Федерация

Казахстан

Азербайджан

Украина

Грузия

Молдова

Киргизстан

Беларусь

Германия

Дания

Португалия

Греция

Польша

США

Япония

На наш взгляд, низкий размер пособия по безработице увеличивает уровень скрытой, неофициальной безработицы, что также искажает реальную картину с занятостью в Российской Федерации.

УДК 331.5

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Н.И. Чернышева

Анализируется состояние молодежной безработицы, приводятся статистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи. Раскрыты основные причины и последствия низкой конкурентоспособности молодых людей на рынке труда. Рассмотрены пути снижения уровня безработицы среди молодежи.

Ключевые слова: молодежная безработица, пути снижения напряженности на молодежном рынке труда.

Безработица среди молодежи является одной из серьезных социально-экономических проблем для современного общества. Отсутствие работы ведет молодых людей к полной деградации: появляются проблемы в развитии и становлении личности, распадаются браки, уменьшается рождаемость, увеличивается число преступлений, распространяются наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Молодежная безработица — социально-экономическое явление, при котором лица в возрасте 15-29 лет находятся в поиске работы и готовы приступить к ней, но не могут реализовать свое право на труд, тем самым теряют основные средства к существованию. Данный вид маргинальной безработицы является своеобразным индикатором социального положения молодежи, показывает степень адаптации молодежи на рынке труда, ее конкурентоспособность.

По данным Международного института трудовых отношений в апреле 2013 года уровень безработицы среди молодежи в странах Евросоюза составил 23,5 %. В частности в Португалии и Италии этот показатель приближается к 40 %, а в Испании и Греции достигает максимума (56,1 % и 58,7 % соответственно). И только Германии удалось снизить уровень молодежной безработицы до 7,5 %. Согласно данным Еврокомиссии, безработица среди молодых людей ежегодно обходиться Евросоюзу в 150 млрд. евро, т. е. в 1,2 % общего ВВП ЕС .

В современном российском обществе безработица среди молодежи также является одной из национальных проблем. И связано это с тем, что молодежь — это будущее общества, а ее трудовая деятельность является источником средств для социального обеспечения различных категорий населения.

Молодые люди составляют 35 % трудоспособного населения страны, однако, будучи более обучаемыми, энергичными, уверенными в собственных силах и оптимистичными по сравнению с другими группами населения, они особенно уязвимы перед лицом житейских проблем, в

частности они испытывают большие трудности при поиске работы и дальнейшем трудоустройстве.

По данным специалистов, молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных. Кроме того, порядка 50 % работающей молодежи составляет группу с низким профессиональным статусом, т. е. работает не по специальности. Анализ качественных характеристик молодежи позволяет сделать вывод, что проблемы молодежной безработицы отличаются от проблем безработицы других групп населения. Так, будучи более мобильными, перспективными и трудоспособными молодые люди являются слабо социализированной и низко производительной частью трудовых ресурсов страны.

Оценивая молодежный рынок труда, можно отметить, что его особенностью является низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению со старшими возрастными группами. Особенно остро эта проблема стоит перед подростками и молодежью в возрасте от 20 до 24 лет. По данным Росстата в июле 2013 года самый высокий уровень безработицы в России наблюдался среди недавних выпускников школ — городской молодежи в возрасте 15-19 лет (29,2 %) и молодежи сельской (25,6 %). Почти вдвое меньше — среди молодых людей в возрасте 20-24 года (12,5 % и 15 % соответственно). Тогда как, самый низкий уровень — среди сорокалетних: 2,5 % среди городского населения и 5,5 % — среди сельского .

На сегодняшний день на рынке труда для молодых людей практически не имеется вакансий. К тому же законодательство Российской Федерации требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил, касающихся работающих подростков, что зачастую препятствует их трудоустройству по причине «невыгодности» для работодателя. Так коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,7 раза, в том числе среди городского населения — 4,2 раза, сельского населения — 2,6 раза .

Вместе с тем существует некоторый дисбаланс между характеристиками желаемой и действительной работы. Так большинство выпускников учебных заведений, состоящих на учете в качестве безработных, имеют экономические, бухгалтерские и юридические специальности. В то время как наиболее востребованными являются квалифицированные рабочие по следующим профессиям: токари, фрезеровщики, станочники, наладчики оборудования, слесари различных видов производств, арматурщики, бетонщики, каменщики, отделочники, монтажники, плотники, электромонтеры, водители различных категорий, швеи. Из профессий служащих востребованы инженеры различных профилей (инженеры -конструкторы, инженеры-технологи, механики, метрологи), воспитатели детского сада, врачи, фельдшеры, медсестры, учителя.

При этом следует отметить, что молодым гражданам сложнее пси-

хологически, чем людям среднего возраста, обращаться в обычные государственные учреждения службы занятости населения. Также сложнее вовлекать молодежь во временную занятость и общественные работы в силу очевидной непрестижности тех видов деятельности, которые входят в состав общественных работ и мероприятий временной занятости.

По итогам исследований причинами высокой безработицы среди молодежи являются :

— отсутствие системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью;

— несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы;

— низкая конкурентоспособность молодых людей, обусловленная высокими затратами на их адаптацию и рисками работодателей при их найме;

— нежелание работодателей принимать на работу молодых, как правило, неопытных работников;

— недостаточная мотивация молодых людей к трудовой деятельности;

— высокие требования представителей молодежи к оплате труда;

— отсутствие достаточной программной и финансовой основы в деятельности службы занятости по трудоустройству молодых людей.

Следует также отметить, что наиболее востребованные вакансии рабочих специальностей, которые в массовом порядке предлагают в центре занятости, выпускников привлекают мало. В результате эти факторы делают данную группу молодежи социально уязвимой на рынке труда.

В связи с этим считается целесообразной разработка мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для самоопределения каждого молодого человека при выборе работы, отвечающей его профессиональному уровню.

Для снижения напряженности на молодежном рынке труда необходимо проводить работу в области профессиональной ориентации молодежи, разрабатывать различные программы социальной адаптации. Особое внимание необходимо уделять информированности молодежи о положении на рынке труда. Одной из форм предоставления информации могут стать небольшие видеофильмы о профессиях, которые могут использоваться в профориентационной работе с молодежью при проведении консультаций, а также семинаров по профессиональной ориентации для школьников и неблагополучных семей при посещении школ, детских домов, интернатов, воспитательной колонии. Также необходимо использовать социальные сети, чтобы информировать молодых людей о востребованных профессиональных навыках.

Не целесообразно готовить специалиста, который, выпустившись из

высшего учебного заведения, не сможет найти применение своим знаниям и навыкам, полученным в ходе обучения. Как показывает практика в настоящее время даже высоко квалифицированные молодые люди не имеют возможности изучить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности и в итоге теряют квалификацию. Как правило, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций часто разбросана по различным источникам: средства массовой информации, ярмарки вакансий, проводимые службами занятости и предприятиями. В связи с необходимостью систематизации информации о вакансиях в учебных заведениях нужно создавать не номинальные, а функциональные Центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. Вузовские центры занятости должны выполнять следующие функции: прогнозировать потребности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проводить активную работу со студентами, предоставлять информацию о реальной ситуации на рынке труда, взаимодействовать с центрами занятости, работодателями, молодежными организациями. В настоящее время учебные заведения предоставляют информацию о трудоустройстве своих выпускников, но часто эта информация является фрагментарной и недостоверной. Поэтому следует наладить системный механизм обратной связи, когда образовательное учреждение получает информацию о реальном трудоустройстве своих выпускников. Оценку эффективности трудоустройства необходимо проводить в несколько этапов: составление прогноза трудоустройства выпускников; оценка собственных ожиданий и трудоустройства студентов на момент сдачи госэкзамена и на момент вручения диплома; анализ реального трудоустройства выпускников (через 2-3 месяца после окончания вуза и далее с периодичностью 3-5 месяцев). При этом важно не просто провести анкетирование (опрос), а принять активное участие в содействии занятости молодых людей. Так, если на момент опроса молодой специалист не ищет работу или жалуется на отсутствие необходимой вакансии, то можно предложить ему следующие варианты:

1. Обратиться в Центр содействия трудоустройству выпускников вуза (посмотреть вакансии, заполнить резюме, прийти на индивидуальную консультацию);

2. Обратиться в Центр занятости муниципального образования.

Сравнивая прогноз трудоустройства выпускников, их собственные

ожидания от рынка труда и реальное трудоустройство в итоге можно сделать выводы об эффективности мероприятий по содействию занятости выпускников различных специальностей, факультетов и вуза в целом.

Таким образом, такие Центры позволят сократить цепочку между образовательным учреждением (производителем рабочей силы) и работодателем (потребителем рабочей силы).

Необходимо сохранять и создавать рабочие места для молодых людей; увеличивать число предприятий, сотрудничающих с Центром занято-

сти населения, что позволит значительно разнообразить набор вакансий. А центрам занятости предлагать выпускникам образовательных учреждений стажировку на предприятиях и организациях. Предоставлять субсидии работодателям, трудоустраивающим молодежь.

Актуально участие кадровых агентств в мероприятиях, проводимых Центрами занятости: ярмарках вакансий, ежеквартальных совещаниях в Центре занятости с работниками кадровых служб, взаимопосещениях с целью решения конкретных задач по трудоустройству граждан. Для наиболее эффективного содействия занятости молодежи необходимо усилить взаимодействие между учебными заведениями, центром занятости, кадровыми службами и предприятиями. Такая совместная работа будет взаимовыгодна как для учебных заведений (трудоустройство выпускников); кадровых агентств (знание общей обстановки в городе, подбор персонала, общение с коллегами по интересующей проблеме); так и для Центра занятости населения (информирование о заключенных договорах на стажировку выпускников с указанием предприятий и специальностей по созданным рабочим местам и, как следствие, трудоустройство жителей города).

Согласно статистике, около 20 % безработной молодежи обладает уникальными способностями для открытия собственного дела, но, в силу определенных обстоятельств, только 5 % решаются на это. Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать программы поддержки молодежного предпринимательства. Развитие молодежного предпринимательства является мощным инструментом борьбы с безработицей, предоставляющим широкие возможности для самозанятости населения и создания условий для увеличения рабочих мест . Согласно Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года «предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи — база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ».

В России программа поддержки и развития молодых предпринимателей «Молодежный бизнес России» была разработана и реализуется при содействии Youth Business International в сотрудничестве российского филиала Международного форума лидеров бизнеса (IBLF), Британской неправительственной некоммерческой организации OXFAM и «Королевского банка Шотландии» ЗАО. Но, к сожалению, в настоящее время программа МБР реализуется только в Калужской, Воронежской и Новосибирской областях, а также в Приморском крае. Поэтому необходимо расширять географию распространения данной программы.

Анализируя проблему молодежной безработицы, можно сделать вывод, что основной путь преодоления социальной напряженности на

рынке труда молодежи — формирование нормативно-правовой и финансовой базы единой комплексной системы социально-профессиональной ориентации и адаптации молодежи, как составной части политики развития человеческих ресурсов, где были бы задействованы все заинтересованные стороны.

Список литературы

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) . URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения 29.12.2013)

WAYS OF SOLVING THE PROBLEM OF YOUTH UNEMPLOYMENT

IN MODERN SOCIETY

N.I. Chernysheva

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *