Как правильно оформить возврат ОС в бухучете ? (Н. Салиева, главный бухгалтер) (11 июня 2013г.)
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Н. Салиева, главный бухгалтер
КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ВОЗВРАТ ОС В БУХУЧЕТЕ?
ИП на ОУР купил в январе Основное Средство 1 (далее ОС1), поставил на учет и начислял амортизацию до мая месяца. В мае ОС 1 перестаёт работать и при обращении к поставщику, они изымают ОС1 и дают другую модель ОС2, так как невозможно починить предыдущее ОС1, и новую счет-фактуру, а на старое ОС1 выдают возвратную (минусовую) счет-фактуру. Как правильно оформить возврат ОС1 по БУ ? Как быть с начисленной суммой амортизации за период использования ОС1, ведь минусовую счет-фактуру выдали на полную сумму без учета износа.
Комментарии. Отражение в учете операций по возврату товара поставщику производится на основании следующих документов:
1) накладной на возврат ТМЗ поставщику от покупателя;
2) дополнительного (минусового) счета-фактуры, выставляемого поставщиком ТМЗ (для корректировки НДС, отнесенного в зачет);
3) документа с указанием причины возврата ТМЗ (акт о выявленных дефектах).
Так как возвращаете ОС по прежней стоимости (которая уже превышает балансовую на сумму амортизации), то встает вопрос, что делать с уже начисленной в бухучете амортизацией. Просто сторнировать амортизацию некорректно, так как сторнируются ошибочные операции, но ОС использовалось по назначению в хозяйственной деятельности и на тот момент принадлежало покупателю. Поэтому право на расходы в виде амортизации у предприятия было. Поэтому логично начисленную амортизацию поставить в доход по бухгалтерскому учету, так как возврат осуществлен на сумму без учета износа.
Таким образом, у вас есть накладные на приход ТМЗ, есть приказ на введение в эксплуатацию (признается ОС согласно МСФО 16). Начисляете амортизацию. Теперь будет приказ на снятие с эксплуатации ОС (перевод в ТМЗ) и возврат. Разница между первоначальной и остаточной стоимостью (амортизация) отразится по БУ в доходе.
Если объект основных средств подлежит возврату в связи с выявлением неустранимого дефекта
По действующим правилам, дефектом признается каждое отдельно взятое несоответствие установленным требованиям. В зависимости от причины, дефекты могут быть признаны как: конструкционные, производственные и эксплуатационные. И те, и другие, и третьи бывают явными и скрытыми, устранимыми и неустранимыми. В частности, скрытыми признаются такие дефекты, методы и средства выявления которых не предусмотрены в обязательной для такого контроля нормативно-технической документации. Неустранимыми – дефекты, устранение каковых невозможно технически и/или нецелесообразно экономически.
Но речь пойдет не о дефектах как таковых, а о том, как в бухгалтерском учете отразить операцию возврата объекта основных средств, если дефект выявлен, доказан и претензия поставщику предъявлена. На эту тему есть вопрос, на него и ответим.
Организация, применяющая ЕСХН, приобрела культиватор, уплатив за него 400,0 тыс. руб. Поскольку никаких существенных затрат по его доставке и вводу в эксплуатацию организация не понесла, то эта же сумма составила первоначальную стоимость культиватора, причем, поскольку сама плательщиком НДС не является – включительно с НДС поставщика1. В процессе эксплуатации был обнаружен скрытый неустранимый дефект, в связи с чем продавцу была предъявлена претензия. Продавец претензию признал и согласился в соответствии с п.2 Ст.475 ГК РФ возместить покупателю всю уплаченную им сумму – 400,0 тыс. руб.
Приобретение и возврат были оформлены в одном календарном году. Амортизация, накопленная к дате выбытия, составила 20,0 тыс. руб.
Как отразить в учете операции расчетов по возврату культиватора поставщику?
С методологической точки зрения здесь возможно несколько вариантов построения схемы учета подобных операций. Но, в любом случае, схема предполагает три этапа: 1) приобретение и эксплуатация, 2) выявление дефекта и предъявление претензии, 3) удовлетворение претензии.
Казалось бы, дело усложняется тем, что, поскольку данный объект на дату возврата был уже оприходован (более того – введен в эксплуатацию), факт возврата его продавцу, с фискальной точки зрения, будет расценен как возвратная продажа. Небезосновательно, надо заметить. Но, что еще заметить необходимо: усложнения здесь небольшие даже для субъектов – плательщиков НДС, а в нашем случае, поскольку речь идет о плательщике ЕСХН, – сложностей и вовсе никаких. Почему так – об этом после примера с детальным разбором схемы проводок.
Вариант 1. Назовем его «развернутый». Эта схема предполагает применение субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 (Условно обозначим их: 01.1 «Основные средства» и 01.2 «Выбытие основных средств»), а так же забалансового счета 002 «ТМЦ на ответственном хранении».
1. На этапе приобретения и последующей эксплуатации:
- Дт 08 Кт 60 – отражаются затраты, связанные с приобретением культиватора (включительно с НДС);
- Дт 60 Кт 51 – осуществляется оплата за поставку;
- Дт 01.1 Кт 08 – признается факт ввода в эксплуатацию;
- Дт 20 Кт 02 – начисляется амортизация в процессе эксплуатации.
2. На этапе урегулирования отношений с поставщиком после выявления скрытого неустранимого дефекта и составления акта:
- Дт 76 Кт 94 – предъявлена претензия поставщику;
- Дт 01.2 Кт 01.1 – списание культиватора на выбытие;
- Дт 02 Кт 01.2 – списание накопленной амортизации на дату выбытия;
- Дт 94 Кт 91.1 – констатируется доход на сумму подлежащих возмещению потерь (по задокументированному факту согласия поставщика на удовлетворение претензии);
- Дт 94 Кт 01.2 – списание выбывающего вследствие неустранимой неисправности культиватора на счет потерь от недостач и порчи ценностей (по остаточной стоимости);
- Дт 002 – выведенный из эксплуатации культиватор переводится на забалансовый счет до передачи его поставщику по акту возврата.
3. На этапе расчетов:
- Дт 51 Кт 76.2 – поступление от поставщика денежного возмещения в порядке удовлетворения претензии;
- Кт 002 – снятие культиватора с учета в связи с удовлетворением претензии покупателя и передачей объекта продавцу.
Пример к варианту 1.
№ п/п | Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|---|
1. | Отражаются затраты на приобретение культиватора | 08 | 60 | 400000 |
2. | Осуществляется оплата за поставку | 60 | 51 | 400000 |
3. | Признается факт ввода в эксплуатацию | 01.1 | 08 | 400000 |
4. | Начисляется амортизация в процессе эксплуатации | 20 | 02 | 20000 |
5. | Предъявлена претензия поставщику | 76.2 | 94 | 400000 |
6. | Культиватор списывается на выбытие | 01.2 | 01.1 | 400000 |
7. | Списание накопленной амортизации | 02 | 01.2 | 20000 |
8. | Списание остаточной стоимости выбывающего культиватора на счет потерь от недостач и порчи | 94 | 01.2 | 380000 |
9. | Констатируется доход (по факту согласия поставщика на удовлетворение претензии) | 94 | 91.1 | 20000 |
10. | Постановка культиватора на забалансовый учет | 002 | — | 400000 |
11. | Поступление на счет денежного возмещения | 51 | 76.2 | 400000 |
12. | Снятие культиватора с учета | — | 002 | 400000 |
Вариант 2. Назовем его «упрощенный». Без применения субсчета «Выбытие» к счету 01, поскольку в Инструкции к действующему Плану счетов нет жесткого указания на его применение. Более того, в ней сказано: «может». Может, значит, вправе, но не обязан.
Так же в показанной ниже схеме не будет забалансового счета 002. Во-первых, его необходимость для подобных случаев не доказана, во-вторых, факт передачи ценностей (будь то операция купли-продажи или другая) обстоятельствами может сопровождаться разными. Иногда это случай самый простой: прибыл представитель, уплатил наличными (оторвал чек, дал платежную карту на списание средств, etc.), загрузился – увёз.
Пример начнем уже со второго этапа – с предъявления претензии поставщику. Первый в данном контексте интереса не представляет.
Пример к варианту 2.
№ п/п | Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма |
---|---|---|---|---|
1. | Предъявлена претензия поставщику | 76.2 | 94 | 400000 |
2. | Списание накопленной амортизации | 02 | 01 | 20000 |
3. | Списание остаточной стоимости выбывающего культиватора на счет потерь от недостач и порчи | 94 | 01 | 380000 |
4. | Констатируется доход (по факту согласия поставщика на удовлетворение претензии) | 94 | 91.1 | 20000 |
5. | Поступление на счет денежного возмещения в порядке удовлетворения претензии | 51 | 76.2 | 400000 |
Так чем же отличается схема проводок, отражающих операцию возврата от схемы, которая отражала бы обычную сделку купли-продажи? Последнюю здесь уместно напомнить:
62 | 91.1 | Предъявляется счет покупателю |
01.2 | 01.1 | Объект списывается на выбытие (по первоначальной стоимости) |
02 | 01.2 | Списывается накопленная амортизация |
91.2 | 01.2 | Объект списывается в реализацию (по остаточной стоимости) |
51 | 62 | Оплата поступает на счет |
И сравнить с тем, как отражается возврат:
76.2 | 94 | Предъявляется претензия поставщику |
01.2 | 01.1 | Объект списывается на выбытие (по первоначальной стоимости) |
02 | 01.2 | Списывается накопленная амортизация |
94 | 01.2 | Списание остаточной стоимости выбывающего объекта на счет потерь от недостач и порчи |
94 | 91.1 | Констатируется доход |
51 | 76.2 | Оплата поступает на счет |
Играем в «найдите 10 отличий». Таковых два, и оба формальные, поскольку ни в том, ни в другом случае, реализация не скрывается – выручка от выбытия объекта основных средств отражается в полном объеме. С той лишь разницей, что в схеме по отражению сделки купли-продажи она регистрируется на едином счете – 91.1, а в другом случае, прежде чем окончательный результат попадет на счет 91.1, вся сумма вначале проходит «транзитом» по счету 94, что в данной схеме, собственно, и указывает на факт предъявления претензии, и чего не отразить мы просто не имеем права.
Что касается счета 76.2, который в данном случае заменил счет 62, то здесь разницы и вовсе нет никакой. Ибо даже в схеме, отражающей сделку купли-продажи объекта основных средств, вполне уместен счет 76.2. Счет 62 – это, строго говоря, счет, предназначенный для отражения расчетов в рамках текущей (операционной) деятельности, а такие случайные операции как продажа основных средств к таковой не относятся.
Официальная позиция
- В I квартале 2009 года предприятие, которое работает на ЕСХН, приобрело культиватор. В процессе эксплуатации актива стало ясно, что он с дефектом. Продавцу была предъявлена претензия, он забрал товар и вернул деньги (во II квартале 2009 года). Однако, затраты на покупку актива в налоговом учете были частично признаны. Как быть?
Ю.В. ПОДПОРИН, замначальника отдела специальных налоговых режимов Минфина России
- В соответствии со статьей 346.7 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом – полугодие. Поэтому в налоговом учете за I полугодие 2009 года следует сторнировать сумму учтенных расходов на приобретение культиватора. При этом стоимость культиватора, возвращенная продавцом на основании предъявленной ему претензии, в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по ЕСХН, не включается. Основание — пункт 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту при налогообложении учитываются штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба признанные должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу. Возвращенная продавцом стоимость культиватора не является и суммой возмещаемого ущерба.
1 См. п.3 Ст.346.1 и п.п.3 п.2 Ст.170 НК РФ.
Ответ:
Основные средства, предназначенные исключительно для сдачи в аренду, учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности. При принятии к учету первоначальная стоимость таких основных средств отражается по дебету счета 03.01 «Материальные ценности в организации». При передаче основного средства арендатору его стоимость переносится со счета 03.01 на счет 03.02 «Материальные ценности, предоставленные во временное владение и пользование» или на счет 03.03 «Материальные ценности, предоставленные во временное пользование». Для передачи основного средства арендатору предназначен документ «Передача ОС в аренду», а для возврата основного средства от арендатора используется документ «Возврат ОС от арендатора»:
- Раздел: ОС и НМА – Возврат ОС от арендатора.
- Кнопка «Создать».
- Заполните документ.
- В поле «Счет учета» выберите счет учета основного средства – 03.01 «Материальные ценности в организации».
- Кнопка «Провести и закрыть».
- Документ формирует две проводки – по начислению амортизации (в месяце возвращения ОС из аренды) и по возврату ОС на основной счет учета (Дт 03.01 – Кт 03.02).
Рис. 1