Воспитательные колонии для несовершеннолетних

В школе № 44 состоялась встреча заместителя прокурора города Копейска Жанны Синдянкиной и заместителя председателя общественной организации «Союз добровольцев России» Ильяса Бахтеева с учениками шестых – девятых классов. Для детей провели урок-викторину на тему об уголовной ответственности несовершеннолетних. Школьникам рассказали, с какого возраста и за какие действия наступает уголовная ответственность. Также Жанна Владимировна рассказала о том, как обстоит в нашем городе ситуация с преступлениями, совершенными несовершеннолетними, а также в отношении них.

Ценным фактором встречи является то, что Жанна Владимировна, как действующий сотрудник надзорного ведомства, рассказала, с какими случаями ей приходилось реально сталкиваться в процессе своей работы. Дело в том, что далеко не все дети, достигшие 14 лет, знают, что по целому ряду статей они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Какие это преступления?

Прежде всего, убийство и причинение тяжкого и среднего вреда здоровью. «В моей практике было дело, когда 17-летний подросток на улице Кожевникова убил своего приятеля, – рассказала Жанна Владимировна. – Я поддерживала обвинение в суде, и в результате молодой человек получил 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Другой случай из практики — в школе происходит драка. Один школьник нанес другому удар в область головы. Потерпевший падает, ударяется головой об асфальт, от чего умирает. Это умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, оно также наказывается лишением свободы. Зачем я все это рассказываю? Хочу, чтобы вы поняли: прежде, чем участвовать в какой-то драке, потасовке, подумайте, к каким последствиям может привести ваше участие в потасовке. Даже если кто-то получит сотрясение мозга, перелом челюсти и так далее – это тоже суд и уголовная ответственность. Думайте, что вы делаете».

К уголовным статьям относится и изнасилование. «В этом году в Копейске было два таких случая со стороны несовершеннолетних. Они взяты под стражу и, исходя из имеющейся практики, будут приговорены к реальному лишению свободы», – подчеркнула Жанна Владимировна.

Также с 14 лет наступает уголовная ответственность по статье 158 УК РФ «Кража». «Это самое распространенное преступление у нас в городе, – отметила Жанна Синдянкина. – За него также предусмотрено наказание в виде лишения свободы». Жанна Владимировна обратила внимание, что в составе группы несовершеннолетними совершается более трети от числа всех преступлений. «Если вас, ребята, кто-то зовет на какие-то приключения – мол, пойдем, сходим, ты только в сторонке постоишь, покараулишь – не прислушивайтесь к этому. Даже если вы просто будете стоять и смотреть, не может ли кто-то помешать краже, уголовную ответственность вы будете нести такую же, как тот, кто непосредственно совершал преступление. Тем более, что совершение кражи группой лиц – это отягчающее обстоятельство. Поэтому, пожалуйста, думайте прежде всего о себе, о своем будущем. Не вмешивайтесь, если вас кто-то позвал драться или что-то похитить», — предостерегла школьников прокурор.

Довольно распространенным преступлением является грабеж, то есть открытое хищение чужой собственности. «Например, школьник стоит на остановке и держит в руках телефон, а другой подбегает, выхватывает телефон и убегает. Это преступление тоже влечет за собой суровое наказание, как и за разбой». Также Жанна Синдянкина подробно разъяснила состав таких преступлений, как вымогательство, хулиганство, вандализм, угон автомобиля и ряда других.

Опьянение – отягчающее обстоятельство

Случается, что несовершеннолетние совершают угон в состоянии алкогольного опьянения. Они не осознают всей тяжести последствий, которые возникнут у них в будущем. «Даже если вы передвинули автомобиль на три метра от того места, где он стоял – это уже будет угон, — уточнила представитель надзорного ведомства. – Поэтому, прежде, чем «побаловаться», знайте, чем это вам грозит».

Отдельно она остановилась на случаях заведомо ложного сообщения об акте терроризма. «В моей практике встречались такие случаи, — рассказала Жанна Владимировна, – когда неизвестные звонили в дежурную часть полиции и говорили, что тот или иной объект заминирован. Хочу сказать, что абсолютно во всех случаях сотрудники полиции вычисляли авторов таких звонков. Уйти от ответственности не удавалось никому».

Что касается наказаний, которые применяются к несовершеннолетним, то это штраф, причем как с самого несовершеннолетнего, так и с его родителей. Помимо штрафа, могут применяться обязательные работы, исправительные работы, ограничение и лишение свободы на определенный срок.

Преступление отразится на будущем детей

«Прежде всего, если вы совершаете преступление, вас ставят на учет в ПДН, – уточнила Жанна Синдянкина. – Сегодня на учете в отделе по делам несовершеннолетних стоит 143 человека. Кроме того, вы становитесь лицом, ранее судимым, и на работу во многие организации вас в будущем уже не возьмут. Ваше будущее зависит от вас самих».

Жанна Владимировна рассказала и о других последствиях совершения уголовных преступлений. Согласно закону, если близкий родственник человека, претендующего на работу в органах власти и правоохранительной системе, имел судимость по уголовной статье, то в этой работе ему будет отказано. Таким образом, подросток, совершивший преступление по недомыслию, не только сам лишает себя шансов на такую работу, но и своих детей.

Несмотря на всю профилактическую работу, несовершеннолетние все-таки совершают преступления. Так, в текущем году ими совершено уже 60 преступлений. В прошлом году их было 49, то есть рост составляет 22 процента. За девять месяцев текущего года несовершеннолетние совершили восемь грабежей и 38 краж, три преступления были связаны с незаконным оборотом наркотиков. К уголовной ответственности привлечено 64 несовершеннолетних. В состоянии алкогольного опьянения преступления совершили восемь несовершеннолетних.

Совершаются преступления и в отношении несовершеннолетних. В этом году зарегистрировано 89 таких преступлений. В основном это хищения денежных средств и сотовых телефонов. 97 несовершеннолетних были задержаны в общественном месте в состоянии алкогольного обвинения. «Это не уголовное, а административное правонарушение, но вас в любом случае будут вызывать на комиссии, ставить на учет. Подумайте, зачем вам это надо?» – обратилась к школьникам Жанна Владимировна.

По окончании лекции-викторины им задавались вопросы с целью узнать – все ли доступно и понятно. Ребята также задавали интересующие их вопросы.

«Подобные мероприятия проводятся прокуратурой города с целью профилактики преступности несовершеннолетних, они носят предупреждающий характер, ведь незнание закона не освобождает об уголовной ответственности», – прокомментировала Жанна Синдянкина.

Незнание закона не освобождает от уголовной ответственности.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, установлен в статье 20 УК РФ.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

С четырнадцатилетнего возраста подлежит уголовной ответственности лицо за совершение таких преступлений, как убийство, похищение человека, изнасилование и насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, умышленное повреждение чужого имущества, участие в массовых беспорядках и ряда других.

В соответствии со ст. 88 УК РФ несовершеннолетним возможно назначение наказания в виде лишения свободы.

Если несовершеннолетний совершил преступление в возрасте до 16 лет, то наказание в виде лишения свободы назначается на срок не свыше 6 лет.

Если несовершеннолетний до 16 лет совершил преступление, относящееся к категории особо тяжких, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.

В соответствии со ст. 92 УК РФ: несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступлении средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

За 9 месяцев 2018 года в Копейске совершено 60 преступлений, совершенных несовершеннолетними (2017г. – 49, рост 22,45%). Из них два изнасиловнаия, восемь грабежей, 41 кража, в том числе три – из жилища, два преступления, связанные с угонами автотранспорта и три – связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Выявлено 64 несовершеннолетних, совершивших преступления (2017 г. – 48, рост 33,3%):

· совершили преступление в состоянии опьянения – 8 (2017 г. – 3).

К сожалению, среди субъектов, пренебрегающих законными требованиями по соблюдению норм и правил поведения, встречаются не только взрослые личности, но и подростки не достигшие совершеннолетия. Несмотря на юный возраст, многие из несовершеннолетних преступников совершают деяния, которые не могут быть оставлены без надлежащего корректирующего воздействия или реализованы в условной форме.

В таких случаях, органам правосудия приходится принимать решение об изоляции подростков от общества, которая претворяется в жизнь посредством содержания их в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Общие сведения

У подростков во многом не до конца завершено формирование личностных черт, в том числе системы ценностей, понятий о допустимости и неприемлемости, моральных ориентировок и социально приемлемого поведения. Несовершеннолетний субъект еще во многом ребенок, жестокий зачастую не потому что это проявление патологического отклонения психики, а в силу любопытства и познания окружающей действительности через многочисленные пробы и ошибки.

Цена подобных ошибок бывает подчас достаточно высокой и страдают невиновные люди, в том числе сверстники, а иногда и взрослые, ставшие невольными участниками подросткового эксперимента над системой запретов и табу. Причиной подобных ошибок нередко становится недостаточный уровень дисциплины и воспитательного воздействия со стороны родителей, образовательных учреждений и окружающих несовершеннолетнего близких и не очень людей.

Ключевой целью пенитенциарной системы в отношении подростков является не их наказание, а привитие норм и ценностей приемлемых для общества, исключение из их осознания окружающей действительности необходимости преступления, как средства достижения цели. Достигнуть подобной претенциозной цели возможно только путем наглядной демонстрации подросткам привлекательности социально приемлемого поведения и возможности решения всех насущных проблем путем мирного сосуществования с окружающими.

О том, что такое воспитательная колония для несовершеннолетних девочек, и отбывают наказание мальчики и парни, расскажем далее.

Более подробно о том, что такое колония для несовершеннолетних, расскажет видео ниже:

Что такое воспитательная колония для несовершеннолетних?

Колония, предназначенная для перевоспитания подростков в возрасте 14 – 18 лет, является наиболее лояльным учреждением российской пенитенциарной системы, представляя из себя место организованной изоляции несовершеннолетних совершивших противоправные деяния. Само название исправительного учреждения является показательным, указывая на основную преследуемую цель деятельности, заключающуюся в организованной воспитательной работе с трудными подростками, пребывание которых вне заключения представляет опасность.

Воспитательный процесс в отношении подростков, противопоставляющих себя общественным нормам поведения, может быть реализован в совокупности следующих мероприятий:

  1. Привитие привычки мирного сосуществования, достигаемое за счет совместного обитания с другими арестантами, антисоциальный облик которых позволяет оценить себя со стороны и сделать надлежащие выводы.
  2. Приобщение к процессу повышения образованности, достигаемое путем обязательного обучения по программе общеобразовательной школы и в рамках факультативных занятий по интересам.
  3. Обучение полезным практическим навыкам и демонстрация собственной способности зарабатывать на жизнь правомерным путем.
  4. Причастность к общественной жизни, посредством участия в самодеятельности.

Виды таких учреждений

Перечисленные методы перевоспитания подростков реализуются в порядке содержания в условиях общежития, с возможностью улучшения условий при положительной динамике исправления поведения. Даже наиболее строгий режим содержания в исправительной колонии для несовершеннолетних имеет более лояльные, по сравнению со взрослой зоной, условия, например, камеры запираются не круглосуточно, а лишь в период ночного отбоя.

Принципиально, колония для несовершеннолетних является таким же учреждением тюремного типа, как и для взрослого контингента (колонии строгого и общего режима, не колонии-поселение), однако условия содержания в ней более комфортные, персонал является больше воспитателями, чем надзирателями, а насилие над осужденными не приветствуется.

Для кого предназначены?

Представители разных полов, не достигшие возраста 18 лет, содержатся раздельно, причем женских колоний по всей стране всего две, а мужских – 29. Попасть в воспитательную колонию можно за преступления особой части УК РФ, воздаяние за которые наступает раньше, чем будет достигнут возраст полного совершеннолетия.

В зависимости от тяжести претворенного в жизнь преступного замысла, орган правосудия может выписать подростку «путевку» на воспитание и с 14 лет, если сочтет, что условия жизни и социальный облик окружения подростка не позволят достичь коррекции поведения при условном осуждении.

Отбывание наказания

Предельным возрастом, при котором отбывание наказания может быть определено в воспитательной колонии составляет 18 лет, но встретить там можно и более взрослых субъектов. Это обусловлено тем, что законодательство допускает пребывание подростков в подобных коррекционных учреждениях вплоть до отбытия полного срока наказания определенного приговором органа правосудия, но не старше 19 лет.

После достижения 19-летия, если имеется неотбытая часть вмененной меры воздействия в виде изоляции от общества, то отбываться она будет уже в пределах взрослой колонии общего режима. Итак, особенности исполнения наказания в воспитательных колониях и соответствующие режимы отбывания будут рассмотрены далее.

Более подробно о нюансах отбывания наказания в колонии для несовершеннолетних расскажет этот видеосюжет:

Режимы

Для подростков, отбывающих наказание в изоляции от социума, предусмотрены два режима воспитательного процесса:

  1. Общий, вменяемый мальчикам, совершившим свое первое неправомерное деяние, подлежащее воздаянию в виде пребывания в изоляции и девочкам вне зависимости от фактора рецидива.
  2. Усиленные, применяемый к подросткам мужского пола, которые уже не в первый раз становятся воспитанниками пенитенциарного заведения для несовершеннолетних.

Далее мы поговорим о том, какие виды условий отбывания наказания, лишения свободы устанавливаются в воспитательных колониях.

Условия

Общие

Изначально попав в детскую воспитательную колонию, подростки помещаются в обычные условия, которые реализуются посредством:

  • общего проживания в бараках типа общежитий;
  • коллективных построений и перемещений по территории колонии для исполнения действий, предусмотренных распорядком;
  • надзором со стороны сотрудников пенитенциарного заведения.

Выполнив несложные условия, каждый подросток может добиться облегченных условий отбывания, предоставляющих гораздо больше личной свободы, в том числе допускаются самостоятельные перемещения по охраняемой территории и ослабление надзора. Чтобы добиться послаблений потребуется отбыть определенный период прилежно обучаясь, трудясь и не допуская нареканий, в том числе:

  1. Подросткам мужского пола, впервые попавшим в колонию, нужно отбыть три месяца.
  2. Юношам, отбывающим не первое наказание в стенах исправительной колонии, потребуется заслуживать доверие в течение полугода.
  3. Девушки могут облегчить условия своего содержания по прошествии квартального периода, вне зависимости от того какой раз подвергаются изоляции.

Льготные

При дальнейшем соблюдении всех требований пребывания в колонии и наглядном исправлении поведения предусматривается следующая ступень облегчения условий пребывания, называемых льготными. При достижении данного уровня доверия со стороны администрации пенитенциарного заведения у подростка появляется возможность обитания за пределами охраняемого периметра, приобщаясь к нормальной жизни и готовясь к освобождению.

Конкретные сроки и условия достижения льготных условий законодательно не определены, но из практики подразумевается, что срок пребывания при облегченных условиях должен быть сопоставимым с предыдущим переходом, так же, как и требования к поведению.

Точно также, как хорошее поведение и видимое исправление способствует улучшению условий содержания, негативный характер поведения способен усугубить их, вплоть до строгого содержания. Строгие условия подразумевают содержание в запираемых на ночь камерах и ряд других ограничений, в том числе запрете просмотра фильмов, штрафных санкциях денежного плана и ограничении общения с внешним миром в виде посещений и передач.

Про проблемы воспитательной колонии для несовершеннолетних поговорим напоследок.

Проблемы таких заведений

  1. Трудности с перевоспитанием подростков заключается в наличии у некоторых индивидов устойчивых признаков антисоциального поведения, из-за которых его приобщение к учебе и труду оказывается неудачным, а поведение негативно влияет на других несовершеннолетних. При устойчивом криминальном характере личности, ужесточение условий его содержания не дает эффекта и в итоге приходится выполнять перевод такого субъекта в возрасте 18 лет во взрослую зону, где он пополняет ряды патологических преступников.
  2. Существенной проблемой стало изменение максимально-допустимого возраста оставления в колонии на исправлении с 21 года на 19 лет, так как теперь у многих подростков пропала возможность выйти на свободу из воспитательной колонии, а перевод в исправительную стал неизбежным. Осознание того факта, что попасть к взрослым уголовникам неизбежно придется, сводит на нет все корректирующие успехи, так как многие подростки не видят смысла вести себя положительно и соблюдать все требования администрации, чтобы через год или два оказаться на взрослой зоне.
  3. Еще одним следствием сокращения максимального возраста осужденных лиц стало ограничение возможностей получения дополнительных профессий и полного основного образования, ухудшая тем самым возможность адаптации подростков после выхода на свободу.

Следующее видео содержит в себе результаты журналистского расследования особенностей пребывания несовершеннолетних в воспитательных колониях:

8.16. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И МИКРОСРЕДЫ ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Гнедова Наталья Петровна. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: gnedova.74@mail.ru

Аннотаци: На основе анализа микросреды и личности несовершеннолетних осужденных делается вывод о важности этого процесса для профилактики правонарушений в воспитательных колониях.

Ключевые слова: несовершеннолетний, воспитательная колония, правонарушение, профилактика, осужденный.

THE STUDY OF THE INDIVIDUAL AND THE

MICROENVIRONMENT OF CONVICTED JUVENILES AS A PREREQUISITE FOR PREVENTIVE ACTIVITIES IN EDUCATIONAL COLONIES

Для достижения одной из целей уголовного и уголовно-исполнительного законодательства — предупреждения (профилактики) правонарушений важное значение имеет изучение личности осужденных, поступающих в воспитательные колонии (ВК), и микросреды, в которых они отбывают наказание.

Под личностью осужденного в специальной литературе понимается личность преступника, отбывающего лишение свободы или уголовное наказание, альтернативное лишению свободы . Нас интересует изучение личности несовершеннолетнего, отбывающего наказание в виде лишения свободы, с момента его поступления и приема в воспитательную колонию и до освобождения из нее.

Согласно Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 06.l0.2006 № 311, прием осужденных в воспитательную колонию осуществляется комиссионо: оперативным дежурным, сотрудниками отделов режима, оперативного, специального учета, медицинской части и психолога .

При этом сотрудник отдела специального учета устанавливает принадлежность личных дел прибывшим осужденным, проверяет наличие в них необходимых документов. Медицинский работник проводит наружный осмотр осужденных с целью выявления у них возможных телесных повреждений, оказания необходимой помощи и принятия соответствующих мер. С каждым вновь прибывшим осужденным индивидуально проводят беседы оперативный сотрудник и психолог, с тем чтобы выявить неприязненные отношения с

другими осужденными и принять правильное решение об их размещении в карантинном отделении. Здесь за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток в целях выявления инфекционных больных, их изоляции, а также проведения в ВК противоэпидемических мероприятий.

Здоровье осужденных подростков, как уже отмечалось, далеко от желаемого идеала. Более того, оно, по мнению специалистов, вызывает серьезные опасения, и в целом проблема здоровья осужденных и его охраны остается одной из ключевых в уголовно-исполнительной системе. Состояние здоровья воспитанников ВК может определять особенности их поведения. Так, наличие психических аномалий снижает сопротивляемость негативным ситуациям, препятствует развитию социально полезных черт личности. О том, что осужденные являются носителями ВИЧ-инфекцией, заражены туберкулезом и т.п., они нередко впервые (если это не случилось в следственном изоляторе) узнают в карантинном отделении ВК. Это может вызвать состояние стресса, дезориентации и как следствие депрессию, агрессию, направленную на окружающих или самого себя (аутоагрессию). Поэтому при выявлении указанных и других неожиданных для подростков заболеваний информация должна доводиться до них осторожно, специально подготовленными сотрудниками медицинской или психологической служб.

Диагноз о наличии психического расстройства вправе ставить только психиатры, которые делают это лишь при обращении осужденного с соответствующими жалобами. Но, как показывает практика, число осужденных с признаками аномальной психики гораздо больше количества обращений с жалобами, и именно эти осужденные чаще других совершают повторные преступления и допускают нарушения установленного порядка отбывания наказания в воспитательных колониях .

Особая роль в приеме несовершеннолетних и в дальнейшей работе с ними отводятся психологической службе ВК. Психолог при принятии каждого нового этапа осужденных проводит обследование, направленное на изучение их индивидуально-психологических особенностей, выявление лиц, которые могут войти в группу риска. С каждым прибывшим осужденным должна проводиться углубленная беседа в целях выявления социально-демографических данных, формирования субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия, ближайшей перспективы на отбывание наказания, психологической поддержки на период нахождения в карантине. В этот период проводится и первое диагностическое обследование воспитанника.

В ходе ознакомительной беседы с ним психолог выясняет: отношение к совершенному преступлению и назначенному наказанию; признание или отрицание своей вины; отношения с родителями и другими лицами, с которыми он намерен поддерживать связь; самооценку и уровень осознания причин совершения преступлений; отношение к ранее совершенному преступлению и отбытому наказанию; оценку своего характера, привычек, интересов; степень развития коммуникативных навыков; осознание личных жизненных перспектив.

Детально изучаются материалы личного дела, обстоятельства совершенного воспитанником преступления, материалов амбулаторной карты и судебно-психиатрической экспертизы. Исследуются индивиду-

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

Гнедова Н.П.

ально-психологические особенности, потребности, актуальное психологическое состояние, волевые качества, способности, досуговые интересы. Для этого используется разнообразный диагностический инструментарий, в том числе тесты на определение уровня мотивации достижений, самооценки, доминирующей стратегии, психологической защиты, методика диагностики уровня эмпатиии др. .

Психолог и воспитатель карантина наряду с установлением начальных данных о личности (характере, склонностях, ценностных ориентаций и т.д.) вместе с учителями школы устанавливают уровень общеобразовательной подготовки осужденного, который сверяется с данными личного дела. Воспитателю карантина целесообразно подготовить и обеспечить направление запросов о поведении несовершеннолетнего по месту жительства и в следственном изоляторе, а также изучить дневник индивидуально-воспитательной работы, проведенной с ним в следственном изоляторе (СИЗО), — для использования в организации дальнейшей воспитательной и профилактической работы в период отбывания наказания.

В этой связи заслуживает внимания опыт взаимодействия психологов СИЗО и ВК в ряде территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) по обеспечению преемственности изучения личности несовершеннолетнего. Психологи СИЗО при убытии несовершеннолетних в воспитательную колонию готовят следующие документы:

заключения на проблемных осужденных, лиц с негативными установками, склонных к деструктивным формам поведения;

психологические характеристики подростков с отражением личностных особенностей, способствовавших совершению преступления, прогноза поведения в различных ситуациях, а также рекомендаций по воспитательной и психокоррекционной работе;

лист наблюдения за несовершеннолетним со сведениями о его поведении в СИЗО и результатах проведенной работы;

заключения по факту суицидальной попытки (высказанного намерения совершить самоубийство) или иного деструктивного поступка .

Указанные документы приобщаются к личным делам осужденных и учитываются при осуществлении психопрофилактических мероприятий группового и индивидуального характера.

Такая практика оказывает положительное влияние на адаптацию осужденных к условиям лишения свободы, способствует повышению качества воспитательно-профилактической работы и уровня доверия к администрации воспитательной колонии; это исключительно важно, если вспомнить, что абсолютное большинство воспитанников ВК отбывают лишение свободы впервые.

По результатам изучения личности осужденных в карантинном отделении его воспитателем на каждого осужденного готовится первичная характеристика и ведется дневник индивидуально-воспитательной работы, результаты которой учитываются в дальнейшем начальником и воспитателем отряда.

Роль психологов в изучении личности осужденных подростков сохраняется и в период их адаптации к условиям отбывания наказания. Практика показывает: там, где психологическое сопровождение воспитанников организовано должным образом, в изучении их личности можно достичь впечатляющих результатов. По результатам таких обследований формируются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы риска и осуществляется психокоррекционная работа, которую, на наш взгляд, можно рассматривать как форму профилактики правонарушений и иных негативных социальных отклонений в среде осужденных, отбывающих лишение свободы .

Психологи проводят углубленную диагностику всех воспитанников и дают рекомендации по проведению с ними индивидуальной работы или выносят заключения о необходимости освидетельствования психиатрам на предмет выявления психологических аномалий. Старший психолог ВК помимо этого проводит психокоррекцию и тренинговую работу, необходимую для подготовки выхода воспитанников в отряд; контролирует выполнение психологических рекомендаций; дает рекомендации о работе со злостными нарушителями режима содержания; консультирует сотрудников ВК по вопросам организации индивидуальной воспитательной работы; готовит предложения при решении вопросов об условно-досрочном освобождении, изменении условий отбывания наказания, отпусках, о переводе в исправительную колонию и др.; проводит занятия о школе подготовки к освобождению.

Психологические обследования при всей их значимости, конечно, не являются единственным источником изучения личности осужденных, отбывающих наказание в ВК. Каждый субъект профилактики (служба, подразделение, сотрудник) в процессе повседневной служебной деятельности, наблюдая за воспитанниками или контролируя их поведение имеет возможность и поэтому должен целенаправленно выявлять и фиксировать те явления, процессы, поведенческие акты несовершеннолетних, которые могут представлять профилактический интерес. Важно при этом обеспечить, чтобы собираемая или поступающая информация концентрировалась в одном месте, обрабатывалась и доводилась до всех заинтересованных должностных лиц. Инструкция 2006 г. устанавливает, что для выявления причин и условий совершения правонарушений, а следовательно, и личностных криминогенных и деликтогенных факторов как неотъемлемых составных частей причинного комплекса пенитенциарных правонарушений, кроме рекомендаций психологов, используется информация, содержащаяся в: отчетности о состоянии преступности и дисциплины; материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности исправительных учреждений;

материалах служебных проверок, уголовных дел по фактам допущенных правонарушений;

представлениях органов прокуратуры и частных определениях судов;

переписке лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, сведениях, полученных на личном приеме; медицинской документации; материалах воспитательных служб . В ВК существует ряд неформальных групп, взаимоотношения в которых имеют некоторые особенности. Однако этот вопрос является предметом другого специального исследования. Чтобы избежать острых конфликтов между разными категориями воспитанников, администрации и всему персоналу ВК необходимо быть максимально справедливыми по отношению ко всем осужденным и не допускать делегирования своих полномочий ни одной из неформальных групп.

Список литературы:

1. Гаврилюк Е.Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осуждёнными в воспи-

тательных колониях: дис. … канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 215 с.

5. Пономарёва Д.И. Психологическая коррекция личности и агрессивного поведения старших подростков-делинквентов в воспитательных колониях. Комплексная программа: Учеб.-практ. пособ. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 118 с.

7. Предупреждение пенитенциарных правонарушений / под общ. ред. В.В. Цатурова. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2014. 98 с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста — 80,87%

Рецензия

на статью старшего научного сотрудника НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России Гнедовой Н.П. «Изучение личности и микросреды осужденных несовершеннолетних как предпосылка профилактической деятельности в воспитательных колониях»

Исправительное, воспитательное и профилактическое воздействие на несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, преследует одну конечную цель -недопущение повторного совершения ими преступлений как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения из него. При этом если исправление и воспитание направлены соответственно на устранение дефектов сознания и формирование нравственно полноценной и законопослушной личности, то профилактика правонарушений — в силу объективной невозможности полной гарантии исправления и перевоспитания осужденных — имеет своим назначением непосредственное предупредительное воздействие как на потенциальных правонарушителей, так и на криминогенные и другие деликтогенные факторы окружающей их социальной среды, вызывающие, способствующие или провоцирующие совершение преступлений и иных правонарушений в воспитательных колониях.

В этой связи важное значение имеет изучение личности и микросреды несовершеннолетних осужденных, направленное на выявление причин и условий совершения ими правонарушений.

Статья выполнена на достаточном научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Представляется, что публикация рукописи будет полезна для повышения квалификации личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также в учебном процессе при преподавании дисциплины «Уголовно-исполнительное право».

Вывод: статья Гнедовой Н.П. может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Заместитель начальника ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук О.В. Кудряшов

Деньги на ветер, или Почему из воспитательных колоний выходят рецидивисты 112.ua 09:2503.03.2019

Лига коррупции

Программа «112 Украина»

Они ходят строем. У всех одинаковая одежда и стрижка под ноль. Подъем в 6, отбой в 22-й. Распорядок дня, как в военном лицее. Только эти ребята в армию никогда не пойдут. Потому что с судимостью в армию не берут. В каких условиях содержат несовершеннолетних преступников, и почему украинские колонии их не перевоспитывают?

Еще в середине 2000-х в Украине было 10 колоний для несовершеннолетних и примерно 2000 невольников.

И после изменений в уголовном кодексе и закона Савченко количество заключенных значительно сократилось – сейчас их всего 117 и лишь 4 тюрьмы для несовершеннолетних. Единственная колония, где держат девушек — в Мелитополе. В Кременчуге, Прилуках и Ковеле сидят юноши. Основной контингент малолетних преступников – это дети из неблагополучных семей. Валентин даже родился, когда его мама отбывала наказание.

Уголовная ответственность в Украине наступает с 14-ти лет. И прежде чем оказаться в колонии, несовершеннолетние, как и все преступники, сначала попадают в СИЗО.

По закону, подростков должны держать отдельно от взрослых, но на практике все сидят рядом. Это даже высокое тюремное начальство признает.

Следовательно, именно в следственных изоляторах подростки познают тонкости тюремной жизни. И способствует этому не только соседство с бывалыми зеками, но и сама администрация.

Если взрослые колонии называются исправительными, то для несовершеннолетних – воспитательные. То есть подростков должны перевоспитывать. Правда, часто бывает наоборот. Озлобляют.

«Начинают бить за каждую мелочь. Что-то не то сказал – избили, что-то не то сделал – избили», — жалуется осужденный Орест.

«Они не смотрят на тебя как на человека. Ты зек, а если зек, значит все – никто. Тюрьма еще никого не исправила», — добавляет его «коллега» Виктор.

Оказывается, только осужденные попадают в колонию, администрация сразу доступно объясняет правила.

«Не успел я выйти из поезда, как меня сразу с такими ударами приняли, что я проблевался», — вспоминает Орест.

«Лицо, которое попало в места лишения свободы, оно становится жестоким, человека ломают как личность, человеку не дают право голоса, не дают право на размышление и на собственное мнение и навязывают свою позицию, независимо от того, правильная эта позиция или неправильная, законная или незаконная, люди должны безукоризненно подчиняться», — рассказывает правозащитник Андрей Диденко.

Их сверстники учатся в школах, училищах и университетах. В колониях тоже есть заведения, однако большинство из этих подростков даже читать и считать толком не умеют.

Вместо познавать азы образования, они приучаются к уголовной романтике и набивают себе наколки. Некоторые несовершеннолетние разрисованы словно бывалые авторитеты.

На жаргоне их называют шпана – это блатные малолетки. По их пальцам можно читать биографию. Даже немецкая свастика встречается. Правда, в тюрьме эти символы трактуют по-другому. На руке игральные карты. На предплечье – воровские звезды. Наколки на теле красноречивее любых слов.

112.ua

Максим сидит за кражу, он из так называемых блатных. Их выдает стиль общения – мурлыкают. Таких, как он, в тюремном мире называют – стремягами.

Максим исповедует воровские традиции. И, как он говорит, ведет правильный стиль жизни. Оказывается, не все осужденные могут быть блатными. Для начала надо отсидеть по так называемым благородным статьям.

В колонии для несовершеннолетних осужденные могут находиться до 21-летнего возраста. А потом их переводят во взрослые тюрьмы.

* * *

Запорожская область. Мелитопольская школа № 28. Здесь учатся только девушки.

Все ученицы в одинаковой синей форме. С бирками на видном месте. Это не обычная школа, а тюремная. Эти девушки – преступницы.

Они просили не показывать их лиц. Потому что после отсидки хотят начать новую жизнь.

Всего в Мелитопольской воспитательной колонии 7 осужденных.

112.ua

После учебы — обед. Небольшая столовая напоминает кухню в квартире.

Живут девушки в аккуратных комнатах. Аккуратно застеленные кровати, на полу – ковер, фотообои. Есть даже живой уголок – рыбки в аквариуме и кролик в клетке.

Вере – 16. Сидит уже второй год. Родом она из Запорожья.

На свободе несовершеннолетняя убегала из дома и проводила время со взрослыми мужчинами.

«Вечером мы с подружкой пошли в сквер гулять. Там познакомились с двумя мужчинами, попросили у них сигарету, потом поехали к одному из них домой», — рассказывает Вера.

На квартире малолетки мужчин обокрали. За кражу Вере дали три года. Теперь, как и все, ходит на работу, чтобы освободили быстрее – условно-досрочно. Осужденные осваивают профессию швеи.

Зарабатывают девушки примерно по 500 гривен ежемесячно. За преступление на примерно такую же сумму отбывает наказание Анжела. Она украла телефон у знакомого. Получила 4 года и 1 месяц.

Несовершеннолетняя Анжела родом из ныне оккупированного Донбасса. Воспитывала девушку улица, а не родители. Начала воровать в 13. Поставили на полицейский учет. В 16 загремела за решетку.

«Взяли за батарею. Из квартиры украли с друзьями такую большую чугунную. Сдали ее потом за 100 грн», — рассказывает она.

За украденную батарею теперь должна отсидеть 4 года. Все ее родные живут на оккупированной части Донбасса.

Самый большой срок в этой колонии имеет Марина. Когда ей было 15, она убила человека. Дали 12 лет. Половину срока уже отсидела.

За время отсидки Марина окончила здешнюю школу, а теперь завершает обучение в Мелитопольском университете.

Если не обращать внимание на колючку, то колония скорее напоминает интернат. А каждая девушка имеет свою зону ответственности.

Однако этот период своей жизни все они хотят поскорее забыть.

Мелитопольская воспитательная колония – пожалуй, самая образцовая тюрьма страны. В других кутузках подобных условий нет.

Типичные стены с колючкой и массивные ворота. Это Кременчугская воспитательная колония. Поговаривают, именно здесь мотал свою первую ходку трижды несудимый Виктор Федорович.

Впервые в Кременчугской колонии наша съемочная группа побывала в 2017 году. Тогда журналисты обнаружили целый склад испорченных продуктов, которыми кормили заключенных.

А на промзоне репортеры обнаружили подпольное производство. Несовершеннолетние осужденные фактически даром шили одежду для младенцев.

Однако администрация заявила, что это кружок кройки и шитья.

Но самое интересное было за этими закрытыми дверями. Администрация заявила, что зайти внутрь нельзя, потому что потеряли ключи. Однако журналисты были в сопровождении помощника народного депутата, а они согласно закону имеют право заходить в любое помещение на территории колонии. Следовательно, охранник был вынужден сломать замок.

В сплошной антисанитарии осужденные чистили орехи. В мешках на полу уже готовая продукция. Со слов осужденных, это производство приносит минимум сто тысяч гривен ежемесячно.

112.ua

Про подпольный цех мы сообщили заместителю министра юстиции Денису Чернышову. Чиновник признал, что его подчиненные вели черную бухгалтерию, а дети работали фактически за бесценок.

Теперь в Кременчугской колонии действительно ощутимые перемены к лучшему. Испорченными макаронами осужденных больше не кормят.

Администрация демонстрирует запасы сухофруктов. Уже без плесени!

В колонии как раз обед. Заключенным подали суп, салат из капусты, рагу и компот.

Подпольных производств больше нет. Да и вообще с работой в колонии сложно. Несовершеннолетние только склеивают подарочные пакеты и собирают похоронные цветы.

Каждый день по три часа на этом производстве трудится 18-летний Роман Клинковский. Утром учится в школе, а потом идет работать.

Зарплата начисляется от выработки.

«Мне хватает. На мыло, шампунь. В прошлом месяце 1090 грн было, сняли налог, получилось 900», — говорит осужденный Роман Клинковский.

Роман родом из Винницы. Он рос без отца, а мама злоупотребляла алкоголем. Еще в детстве Роман связался с криминалом.

В его банде было шестеро несовершеннолетних. Малолетки промышляли разбоями и грабежами.

«Видели дом какой-то более-менее нормальный, врывались туда, там квартиранты какие-то были, их в одно место собрали и все. С ножами», — рассказывает осужденный.

В 2017-м правоохранители поймали несовершеннолетних бандитов. Романа осудили на 8 лет.

В тюремном училище парень учится на сварщика. Возвращаться к криминалу Роман не намерен.

За разбой в 2016-м за решетку попал Евгений Рябоконь. Получил 5 лет за разбойное нападение.

Сейчас Евгению 18. В этом году он заканчивает тюремную школу и планирует поступать в университет.

Осужденные могут в тюрьме сдавать внешнее независимое оценивание и заочно учиться в вузах. Евгений демонстрирует знания по математике.

112.ua

Самый молодой в колонии Дмитрий Жилин. Ему 17, учится в 10 классе.

Дима родом из Краматорска Донецкой области.

Вырос парень в интернате. После 9-го класса поступил в училище на плиточника. Стипендии на жизнь не хватало. Сначала Дима украл планшет в компьютерном клубе, получил год условно.

Но вместо того, чтобы взяться за голову, парень вместе с другом ограбил квартиру.

В 2018-ом Дмитрия осудили на три года. Теперь в тюремном училище он учится на плотника.

Что будет делать после выхода на свободу, Дмитрий не знает. Но возвращаться в Краматорск не хочет.

Работы в колонии у парня пока нет. С воли ему тоже некому помочь. В свободное время парень вышивает бисером.

Вышитые картины наша журналистка разместила на своей странице в соцсети. За несколько дней их купили на 2 тысячи гривен. Деньги перечислили на счет осужденного. Дмитрий чуть ли не впервые смог купить необходимые вещи.

112.ua

Сейчас в Кременчуге отбывают наказание лишь 38 осужденных. А сотрудников в три раза больше – аж 131. Только на их зарплату государство тратит более 17 миллионов гривен ежегодно. А если добавить сюда содержание самой колонии, кормление осужденных, то общая сумма будет почти 21 миллион.

То есть содержание одного заключенного в Кременчугской колонии обходится налогоплательщикам в 545 тысяч гривен в год!

Да за такие деньги каждому осужденному можно по квартире купить.

Зато тюремная школа не дает ребятам даже элементарных знаний. Похоже, что учреждение функционирует лишь для того, чтобы у сотни людей была работа, а о перевоспитании заключенных здесь не думают.

Когда наши журналисты впервые приехали в Ковельскую воспитательную колонию, то администрация устроила осужденным праздник. Осужденным дали на обед борщ, кашу, мясо и хлеб.

А это кадры 2017-го года. Несовершеннолетние осужденные сбивают деревянные поддоны. На свободе одно такое изделие стоит минимум 80 гривен. Согласно нашим подсчетам, на поддонах колония ежегодно получала до полумиллиона гривен. Зарплата осужденным зависит от выработки и чтобы не платить им все деньги, администрация фальсифицировала отчеты.

Перед началом работы и после ее завершения каждый осужденный должен лично расписаться в специальном журнале. Так подсчитывают количество рабочих часов. Но все подписи – одним почерком.

Поэтому осужденные и понятия не имели сколько поддонов они сделали на самом деле. А за излишнее любопытство невольников могли побить. У Валерия выбит зуб.

По словам Валерия, с непокорными осужденными по указанию администрации расправляются другие заключенные. Но и сами надзиратели, бывало, прикладывали руку.

Несовершеннолетние невольники жаловались, их могут побить даже без причины. Как говорится, для профилактики!

Все нюансы тюремных издевательств сильно испытал на себе Михаил. Согласно закону, осужденные не должны убирать санузлы, но на практике к такой работе их заставляют силой.

Однажды он отказался выполнять такую работу. Надзиратели парня скрутили, а врач ввел неизвестный препарат.

От действия медикаментов он временно превратился в овощ.

В шкафу с медикаментами журналисты нашли те самые специальные ампулы – галоперидол.

Галопиредол – это сильнодействующий психотропный препарат. В специальных клиниках ним успокаивают буйных больных.

«Это пытка. Этот препарат воздействует на здорового человека, сосуды сужаются, начинает выкручивать руки, человек становится неадекватным. Это преступление», — считает правозащитник Андрей Диденко.

Применять такие препараты можно только к больным с нарушениями психики. Но тюремный врач сам признается, запрещенные ампулы – вводит.

Тогда по заявлениям наших журналистов прокуратура Волынской области открыла четыре уголовных производства по фактам нанесения легких телесных повреждений и злоупотребления властью. Но сейчас все дела уже закрыты – за отсутствием состава преступления. Даже показания осужденных о том, что им кололи сильнодействующий запрещенный препарат – для прокуроров не доказательство.

Пресс-секретарь прокуратуры Волынской области Наталья Мурахевич говорит, что факты проверяли компетентные органы и никаких нарушений не нашли.

112.ua

По результатам проверки несколько сотрудников Ковельской колонии получили только выговоры.

Поэтому мы написали еще одно заявление, чтобы прокуроры проверили законность закрытия уголовных производств. И решили еще посмотреть, что сейчас творится в Ковельской воспитательной колонии.

Врач, который мучил осужденных галоперидолом, больше здесь не работает. Его преемник божится, что психотропные препараты теперь используют только на законных основаниях.

Как и в других тюрьмах, количество сотрудников здесь в разы превосходит количество осужденных. Заключенных – 39. А представителей администрации – 118.

На промзоне кипит работа. Невольники стахановскими темпами сбивают поддоны. Одно изделие клепают за две минуты.

Владимир Дронов на работу ходит каждый день. А когда последний раз был в школе, уже и не помнит.

В соседнем цехе изготавливают надгробия. Двое осужденных колотят бетон.

Школу ребята прогуливают.

18-летний Виктор Моторя даже на пальцах считать не умеет.

Тем временем у одноклассников Виктора как раз идет урок истории.

Читать парням тоже сложно.

Но в тюремной школе прогульщиков на следующий год в том же классе не оставляют. Здесь всех переводят. Главное, чтобы невольники на промзоне хорошо справлялись.

Почему в колонии такое халатное отношение к учебе, спрашиваем директора здешней школы.

Господин де ля Кавяк откровенно говорит — работа в колонии важнее уроков.

В повальной неграмотности учеников учителя своей вины не видят. Говорят, контингент специфический.

Черниговская область. Прилуцкая воспитательная колония. На заборе висит плакат, который зазывает на работу новых сотрудников. В колонии недобор работников. Не хватает младших инспекторов и часовых на вышках. Хотя сейчас в колонии работает 144 человека, а осужденных всего 48. То есть одного несовершеннолетнего преступника аж трое охраняют.

112.ua

Состав заполнен продуктами. Свекла, картофель, консервация. В холодильниках рыба и мясо.

В отличие от тюрем для взрослых, несовершеннолетних кормят значительно лучше. В 2018-м году Прилуцкая колония потратила на еду почти 436 тысяч гривен. Еще три миллиона потратили на оплату коммунальных услуг.

На промзоне царит разруха. В полуразвалившемся цехе несовершеннолетние фасуют торфяные брикеты.

По словам начальника, заключенные оформлены в соответствии с законом и по тюремным меркам получают хорошую зарплату.

«Минималка, 4 тысячи с чем-то, точную цифру я не помню. Есть сведения об этом на бирже труда, с их зарплат идут отчисления. Есть трудовая книжка», — убеждает начальник Прилуцкой воспитательной колонии Евгений Квитницкий.

И на самом деле полный день осужденные не работают, а максимум по 2 часа в день. Поэтому на руки ребята получают до тысячи гривен.

Но осужденные и таким заработкам рады. Ибо кроме фасовки брикетов, другой работы в колонии нет. Предприниматели не хотят сотрудничать с тюрьмами, жалуется начальник.

В колонии работает школа. Кто не доучился на свободе, должен сидеть за тюремной партой.

Директор учебного заведения начинает экскурсию с музея народного искусства.

Полотенца, веретено, даже ступа с 19 века.

Школа огромная. Ведь еще несколько лет назад в колонии было несколько сотен осужденных. А сейчас классы пустуют.

В тюремной школе работает 8 учителей. Никаких надбавок за работу в спецучреждении они не получают.

112.ua

В одном из классов как раз идет урок английского. Но что говорит учительница, ученики не очень понимают.

Даже элементарные вопросы здесь сложная задача.

Обучение в тюремной школе скорее для галочки, чем для знаний.

Сами осужденные объясняют: здесь никто ничего от них не требует.

Иван Грумеза как раз в этом году закончил тюремную школу. Из числа осужденных он скорее исключение. Иван усердно учился, а сейчас увлекается рисованием. Даже администрация называет его по имени и по отчеству.

Сидит он за убийство. Срок у него серьезный – 8 лет.

На робе Ивана Ивановича самодельный значок государственного флага.

После выхода на волю Иван планирует податься в политику и дорасти до народного депутата. А тюрьму препятствием не считает. Потому что политики с тюремным прошлым были и в прежней власти, и в нынешней.

Цель Ивана изменить систему, чтобы колонии действительно перевоспитывали.

Официальной статистики, сколько осужденных несовершеннолетних становятся рецидивистами, в Украине нет. Но по подсчетам правозащитников, каждый второй подросток после выхода на волю вновь совершает преступление. Чтобы воспитательные колонии перестали быть фабриками по штамповке рецидивистов, правительство еще в 2016 году запустило реформу пенитенциарной системы.

По состоянию на начало 2019-го в Украине законсервировали аж 18 колоний. А это экономия в десятки миллионов гривен, за которые власть планирует улучшить условия содержания осужденных. В том числе и несовершеннолетних.

Юрий Мирошниченко является председателем парламентского подкомитета по вопросам реформирования пенитенциарной системы. То, что несовершеннолетних узников в тюремных школах не учат ни писать, ни читать, депутат убеждает, что знает.

В настоящее время школы в колониях работают разве что формально. Осужденные подростки выходят на волю безграмотными. Поэтому и не удивительно, что большая часть из них вскоре снова оказывается за решеткой. Потому что государство ничего не делает для перевоспитания.

Зато из государственного бюджета выделяются миллионы на содержание раздутых штатов. В каждой тюрьме количество правоохранителей в разы превышает количество осужденных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *