Военные трибуналы в годы ВОВ

Теория и история государства и права

из уровня культурно-исторического развития данного общества, способности последнего осваивать задаваемый уровень свободы.

Список литературы

1. Российское общество: ценности и приоритеты // Полис. — 1993. — № 6.

2. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия: Всероссийская научно-практическая конференция. Нижний Новгород // Государство и право. — 1996. — № 3.

3. Покровский, И. Ф. Формирование правосознания личности. — Л.: ЛГУ, 1972.

4. Hayek, Friedrich A. The Constitution of Liberty. — Chicago: University of Chicago Press., 1960.

5.Мальцев, Г. Буржуазный эгалитаризм. — М., 1984.

6. Кузнецов, Э. В. Философия права в России. — М.: Юрид. лит., 1989.

7. Новгородцев, П. И. Кризис современного правосознания. — М., 1909.

1. Rossiyskoe obschestvo: tsennosti i prioritetyi // Polis. — 1993. — № 6.

3. Pokrovskiy, I. F. Formirovanie pravosoznaniya lichnosti. — L.: LGU, 1972.

4. Hayek, Friedrich A. The Constitution of Liberty. — Chicago: University of Chicago Press., 1960.

5.Maltsev, G. Burzhuaznyiy egalitarizm. — M., 1984.

6. Kuznetsov, E. V. Filosofiya prava v Rossii. — M.: Yurid. lit., 1989.

7. Novgorodtsev, P. I. Krizis sovremennogo pravosoznaniya. — M., 1909.

УДК 351

С.Г. Лысенков*

Судопроизводство военными трибуналами в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматриваются правовые основы деятельности военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны. На документальной основе осуществляется анализ порядка отправления правосудия по уголовным делам в отношении военнослужащих, обжалования приговоров военных трибуналов, а также приведения их в исполнение.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военные трибуналы, законы военного времени, приговоры военных трибуналов, обжалование приговоров, исполнение приговоров.

Keywords: Great Patriotic War, military tribunals, war laws, the appealing against the sentences, sentence fulfilment.

Одной из малоизученных страниц истории отечественного государства и права является деятельность военных трибуналов в период Великой Отечественной войны. Она осуществлялась на основании «Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. . Рассмотрению военными трибуналами подлежали такие дела, когда предусматривалась уголовная ответственность военнослужащих за те или иные преступления по «законам военного времени». Данный термин был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» также 22 июня 1941 г. .

* Лысенков, Сергей Геннадьевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: sergey.lysenkov@mail.ru.

© Лысенков С.Г., 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лысенков С.Г. Судопроизводство военными трибуналами в годы Великой Отечественной войны.

Необходимо отметить, что уголовную ответственность по законам военного времени устанавливали не только законы СССР и указы Президиума Верховного Совета. В годы войны, когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного реагирования на быстроменяющуюся боевую обстановку, широкое распространение получила практика подготовки постановлений и распоряжений Государственного Комитета Обороны (ГКО), ЦК ВКП (б), Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР, Верховного суда СССР, а также ведомственных нормативных актов в форме приказов и директив наркоматов обороны, юстиции и внутренних дел. Особое место среди них занимали постановления, приказы и директивы, подписанные И.В. Сталиным как Председателем ГКО и СНК СССР, Верховным Главнокомандующим и народным комиссаром обороны. Они подлежали беспрекословному и неукоснительному исполнению всеми органами управления и всем личным составом Вооруженных Сил СССР под страхом сурового наказания. Действие законов военного времени распространялось не только на местности, которые были объявлены на военном положении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. Судебная практика считала военной обстановку, сложившуюся во время войны повсюду в стране, независимо от близости или отдаленности места совершения преступления от фронта. Именно с этих позиций военные трибуналы подходили к рассмотрению любых дел, в т.ч. и тех, которые возбуждались в отношении военнослужащих, находившихся в краткосрочных отпусках по ранению или болезни, либо на излечении в тыловых госпиталях.

Согласно ст. 15 Дисциплинарного устава Красной Армии и соответствующей статьи Дисциплинарного устава ВМФ, предание суду военного трибунала лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава могло быть произведено только с разрешения наркома обороны (наркома ВМФ). Передача дел следственным органам в отношении рядового и младшего начальствующего состава срочной и сверхсрочной службы утверждалась командиром дивизии . В военное время в целях ускорения решения вопросов о передаче дел в суд в отношении лиц офицерского состава достаточным было получение разрешения от военного совета фронта (флота), армии (флотилии) и даже от командира соединения. Дела между военными трибуналами распределялись по принципу «персональной подсудности», т.е. в зависимости от должностного положения подсудимого.

Трибуналы при дивизиях и стрелковых бригадах рассматривали дела о преступлениях военнослужащих, занимавших должности до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц. Трибуналы при корпусах рассматривали дела офицеров до командира батальона включительно и соответствующих ему лиц, трибуналы при армиях — до помощника командира полка и ему соответствующих лиц, трибуналы при фронтах, округах и отдельных армиях — до командира не отдельной бригады включительно и ему соответствующих лиц .

Аналогичная система военных трибуналов была создана в войсках НКВД, в железнодорожных войсках и в Военно-Морском Флоте. Но, в отличие от действующей армии, приказом НК ВМФ от 25 июня 1941 г. формировались еще и военные трибуналы на водном транспорте. Они действовали в девяти крупных морских и речных бассейнах европейской территории СССР .

Дела о вышестоящих офицерах и генералах, начиная с командира отдельной бригады, были подсудны Военной коллегии Верховного суда СССР Кроме этих дел, Военной коллегии как суду первой инстанции были подсудны дела о преступлениях, совершенных начальниками и другими руководящими работниками центральных управлений НКО и НК ВМФ, Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД. Военная коллегия могла принять к своему производству любое дело, подсудное любому военному трибуналу, исходя из его сложности, политической или общественной значимости .

Военные трибуналы принимали в свое производство дела после проведения следственных действий, осуществленных военной прокуратурой, или дознания, которое производилось по приказу командира части (учреждения) при обнаружении факта преступления или происшествия под надзором соответствующего военного прокурора. Необходимость усиления надзора и руководства производством дознания возросла после объявления приказом НКО СССР от 12 ноября 1942 г. «Инструкции органам дознания Красной Армии». Инструкция предоставляла органам дознания право выполнения всех процессуальных действий по делам, не требовавшим обязательного производства предварительного следствия, и самостоятельного окончания расследования с непосредственным направлением материалов дознания военному прокурору. Поскольку военные дознаватели на фронте назначались каждый раз специально для производства конкретного дознания, многие из них не имели представления ни о порядке проведения всех своих действий, ни о правилах составления необходимых процессуальных актов. Все это требовало от военных прокуроров оказания профессиональной помощи командованию частей при производстве практически каждого дознания . Предварительное следствие и дознание проводились в сокращенные сроки. Например, приказом Прокурора СССР от 17 мая 1944 г. на расследование дел об уклонении от призыва в действующую армию отводилось всего пять дней . Военные трибуналы стремились также в короткие сроки рассматривать поступавшие к ним дела, обеспечивая в условиях проведения боевых операций быстроту судебной репрессии. Ознакомление со многими приговорами и другими процессуальными документами, хранящимися в фондах военных архивов, позволяет прийти к заключению о том, что военные трибуналы действующей армии и флота в течение дня могли рассматривать не одно, а сразу несколько уголовных дел . Судебные процессы проходили, как правило, в боевых порядках соединений и частей в присутствии военнослужащих.

Принимались меры, обеспечивавшие широкую гласность приговоров. Приговоры зачитывались перед строем, освещались средствами наглядной агитации, публиковались в армейских и дивизионных многотиражных газетах, доводились до личного состава при проведении бесед и

Теория и история государства и права

других форм воспитательной работы. Согласно п. 9 Указа от 22 июня 1941 г., приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора . Для обеспечения более эффективного контроля за правильностью и обоснованностью приговоров военных трибуналов в годы войны возрастает число надзорных инстанций. Военные трибуналы фронтов и флотов получают право рассмотрения дел в порядке надзора по протестам военных прокуроров фронтов и флотов.

Под особым надзором находились дела с высшей мерой наказания. По этим делам до обращения приговора к исполнению требовалось телеграфное сообщение председателю Военной коллегии Верховного суда СССР и Главному военному прокурору, которые были вправе приостановить исполнение приговора и истребовать дело. Приговор мог быть обращен в исполнение только через 72 часа после вручения сообщения названным должностным лицам. Военные советы и командующие фронтами, флотами, армиями и округами также имели право приостанавливать исполнение таких приговоров с одновременным уведомлением председателя Военной коллегии Верховного суда СССР и Главного военного прокурора о своем мнении по поводу решения дела. В этом случае дело до обращения высшей меры наказания к исполнению с мнением соответствующих командных, прокурорских и судебных инстанций направлялось для проверки в Военную коллегию Верховного суда СССР .

После проведения необходимых процессуальных действий, если за ними не последовала отмена приговора, он обращался в исполнение. При этом в определенных случаях высший военно-политический состав давал указания и распоряжения о публичном расстреле осужденных . Например, начальник Главного управления политической пропаганды Красной Армии армейский комиссар 1 ранга Л.З. Мехлис, являясь членом военного совета Западного фронта, 7 июля 1941 г. направил в войска директиву № 01, которой разрешил, в зависимости от обстановки, расстреливать перед строем военнослужащих, осужденных военным трибуналом к высшей мере наказания.

Для уголовных дел о воинских преступлениях, по которым законы военного времени устанавливали высшую меру наказания, принципиальное значение имело руководящее постановление Пленума Верховного суда СССР от 22 апреля 1942 г. Пленум указал, что если суд при наличии смягчающих обстоятельств признает более целесообразным направлять подсудимого на фронт, то он вправе путем применения ст. 51 УК РСФСР назначить в виде наказания длительный срок тюремного заключения без поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора в порядке прим. 2 к ст. 28 УК до окончания военных действий и с направлением осужденного в действующую армию.

Таким же порядком осуществлялась отсрочка исполнения приговора по уголовным делам о других воинских преступлениях. Постановлением Пленума Верховного суда СССР от 25 июля 1943 г. было указано, что отсрочка может иметь место вообще при осуждении к лишению свободы без поражения в правах, независимо от срока лишения свободы. В нем не упоминалось о том, при каких преступлениях можно, а при каких нельзя применять примечание 2 к ст. 28 УК. Практика не применяла его к контрреволюционным преступлениям, к бандитизму и к осужденным на основании Закона от 7 августа 1932 г. Кроме того, Пленум Верховного суда СССР 13 апреля 1944 г. указал, что, применяя отсрочку в случаях осуждения по делам о злоупотреблении по службе, хищениях, растратах и недостачах, суд вправе, исходя из конкретных обстоятельств дела, приостанавливать также взыскание сумм, присужденных в возмещение ущерба .

Был разрешен вопрос и о досрочном освобождении от поражения в правах, которое препятствовало призыву в действующую армию. Пленум Верховного суда СССР в своем постановлении от 7 января 1943 г. предоставил судам право выносить определение о досрочном снятии поражения в правах с лиц, отбывших наказание и подлежавших по своему возрасту призыву или мобилизации в действующую армию. Постановление не распространялось на лиц, отбывших наказание за контрреволюционные преступления (кроме недоносительства) и за бандитизм . Следовательно, военнослужащим и гражданским лицам, осужденным за совершенные ими преступления, предоставлялась возможность искупить свою вину достойным поведением на фронте.

Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1942 г. была издана «Инструкция о порядке снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками». Согласно инструкции, судимость с таких военнослужащих снималась по ходатайству командиров частей (кораблей) военными советами фронтов, флотов и отдельных армий от имени Президиума Верховного Совета СССР с последующим его утверждением.

После утверждения решения военнослужащему выдавалась справка о снятии судимости. В случае смерти военнослужащего справка выдавалась его семье. Судимость могла быть снята независимо от тяжести наказания и от времени, прошедшего со дня осуждения или отбытия наказания.

Установленный инструкцией порядок снятия судимости явился важным стимулом повышения боевой активности осужденных военнослужащих. Но инструкция не распространяла этот порядок на военнослужащих, освобожденных от наказания в силу применения примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР.

Противоречие было устранено лишь 26 февраля 1943 г. специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР. Этим указом лица, осужденные с отсрочкой исполнения приговора в порядке примечания 2 к ст. 28 УК, проявившие себя стойкими защитниками Родины и в силу этого освобожденные от наказания военным трибуналом, признавались не имеющими судимости, о чем указывалось судом в определении об освобождении от наказания .

Однако в условиях войны рассмотрение вопроса об освобождении от наказания тем же судом, который осудил военнослужащего, было затруднено. Поэтому Пленум Верховного суда СССР 26 июня

Лысенков С.Г. Судопроизводство военными трибуналами в годы Великой Отечественной войны…

1942 г. указал, что определение об освобождении от наказания или о смягчении его в предусмотренных законом случаях может быть выполнено соответствующим военным трибуналом по месту нахождения воинской части, в которой служит осужденный. В отношении лиц, осужденных Верховным судом СССР, этот вопрос мог быть разрешен только самим Верховным судом СССР.

Устанавливалась процедура снятия судимости в отношении инвалидов войны, которые, будучи уволенными из Вооруженных Сил, не могли получить соответствующего ходатайства от военного командования. Пленум Верховного суда СССР 23 сентября 1943 г. указал на нецелесообразность применения к инвалидам войны ранее определенного им наказания. Он установил, что суд может и при отсутствии ходатайства военного командования, по заявлению самого осужденного или представлению прокурора, вынести определение о полном освобождении инвалида от наказания или о замене лишения свободы условным наказанием на тот же срок .

Таким образом, отсрочка от исполнения приговора и снятие судимости, а также досрочное освобождение от поражения в правах создавали возможность восстановления статуса военнослужащего в полном объеме. Это, в свою очередь, положительно влияло на повышение боевой активности личного состава и снижало небоевые потери действующей армии.

Всего за годы войны было осуждено 994,3 тыс. военнослужащих, или около 3 % от общего числа всех призывавшихся в Вооруженные Силы СССР в период 1941-1945 гг. Из них примерно 400 тыс. осужденных военнослужащих были направлены на фронт с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны, что сопоставимо с численностью личного состава одного фронта . С окончанием войны Президиум Верховного Совета СССР провел широкую амнистию военнослужащих, осужденных трибуналами в военное время.

Список литературы

1. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1961 гг. — М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1961.

2. Дисциплинарный устав Красной Армии. — М.: Воениздат, 1941.

4. Центральный военно-морской архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦВМА). — Ф. 79. — Д. 39780. — Л. 226.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). — Ф. 204. — Оп. 89. — Ед. хр. 27.

6. ЦАМО. — Ф. 208. — Оп. 2511. — Ед. хр. 5, 1081, 2337, 2340.

7. ЦАМО. — Ф. 220. — Оп. 220. — Ед. хр. 23.

8. ЦАМО. — Ф. 233. — Оп. 2356. — Ед. хр. 424, 444.

9. ЦВМА. — Ф. 161. — Оп. 1. — Д. 9.

10. ЦВМА. — Ф. 161. — Оп. 6. — Д. 869.

11. ЦВМА. — Ф. 767. — Оп. 1. — Д. 1.

12. ЦВМА. — Ф. 767. — Оп. 80. — Д. 18.

13. ЦВМА. — Ф. 1081. — Оп. 5. — Д. 1640.

14. ЦАМО. — Ф. 208. — Оп. 2524. — Д. 3. — Л. 52.

2. Distsiplinarnyiy ustav Krasnoy Armii. — M.: Voenizdat, 1941.

4. Tsentralnyiy voenno-morskoy arhiv Ministerstva oboronyi Rossiyskoy Federatsii (TsVMA). — F. 79. — D. 39780. — L. 226.

5. Tsentralnyiy arhiv Ministerstva oboronyi Rossiyskoy Federatsii (TsAMO). — F. 204. — Op. 89. — Ed. hr. 27.

6. TsAMO. — F. 208. — Op. 2511. — Ed. hr. 5, 1081, 2337, 2340.

7. TsAMO. — F. 220. — Op. 220. — Ed. hr. 23.

8. TsAMO. — F. 233. — Op. 2356. — Ed. hr. 424, 444.

В целом исторические аспекты строительства деятельности военно-судебной системы СССР отражены в научных трудах «Судебная власть России» под общей редакцией В.М. Лебедева, О.Е. Кутафина и Г.Ю. Семигина и «История военных судов России» под редакцией Н.А. Петухова. Однако исследуемому периоду в данных трудах уделено немного внимания. Тем более что ни в одном печатном издании не отражена деятельность непосредственно Военного трибунала Ленинградского фронта в период Великой Отечественной войны. Во многом данная статья является в своем роде первым за период с 1945 г. по настоящее время сугубо историческим исследованием – отражением деятельности не только Военного трибунала Ленинградского фронта в период войны, но и на его примере — всей военно-судебной системы СССР. Основными источниками статьи являются документальные материалы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (далее — архив ЦАМО) и архиве Ленинградского окружного военного суда (далее – архив ЛОВС. Материалы работы ВТЛФ). В работе также содержатся ссылки на труды вышеназванных ученых и на Ведомости Верховного Совета СССР.

Утверждено

Законом СССР

от 25 декабря 1958 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ

(в ред. Закона СССР от 25.06.80 N 2371-X)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

В соответствии с Конституцией СССР военные трибуналы являются судами СССР, входят в единую судебную систему СССР и действуют в Вооруженных Силах СССР.

Военные трибуналы организуются в округах, группах войск, флотах, армиях, флотилиях, соединениях и гарнизонах. При необходимости могут создаваться также военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР.

Организация и компетенция, а также порядок выборов судей и народных заседателей военных трибуналов в Вооруженных Силах СССР определяются настоящим Положением.

Статья 2

Военные трибуналы, осуществляя задачи социалистического правосудия, призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы.

Статья 3

При осуществлении правосудия военные трибуналы руководствуются Конституцией СССР, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР, настоящим Положением, другим законодательством Союза ССР, а также законодательством союзных республик.

Приговоры и решения, выносимые военными трибуналами, провозглашаются именем Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 4

Военный трибунал избирается в составе председателя, в установленных случаях — заместителя (заместителей) председателя, а также членов военного трибунала и народных заседателей.

Статья 5

Председателями, заместителями председателей и членами военных трибуналов могут быть избраны граждане СССР, состоящие на действительной военной службе и достигшие ко дню выборов 25 лет.

Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет, ответственны и отчитываются перед ним.

Судьи военных трибуналов могут быть отозваны или досрочно освобождены не иначе как Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 6

Народным заседателем военного трибунала может быть избран каждый гражданин СССР, состоящий на действительной военной службе.

Народные заседатели военных трибуналов избираются открытым голосованием собраниями военнослужащих воинских частей сроком на два с половиной года, ответственны перед избирателями и отчитываются перед ними.

Народный заседатель военного трибунала, не оправдавший оказанного ему доверия, может быть отозван по решению избирателей, принятому на собрании военнослужащих открытым голосованием.

Народные заседатели военных трибуналов при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Порядок проведения собраний военнослужащих по выборам и отзыву народных заседателей военных трибуналов определяется Министерством юстиции СССР совместно с Министерством обороны СССР.

Статья 7

Рассмотрение уголовных и гражданских дел в военных трибуналах осуществляется коллегиально.

В суде первой инстанции все уголовные и гражданские дела рассматриваются в составе судьи (председателя, заместителя председателя или члена военного трибунала) и двух народных заседателей.

Рассмотрение дел в военных трибуналах в кассационном и надзорном порядке осуществляется в составе трех судей военного трибунала.

Статья 8

Судьи и народные заседатели военных трибуналов независимы и подчиняются только закону.

Статья 9

Судьи военных трибуналов, а также народные заседатели военных трибуналов при исполнении ими обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 10

Судьи военных трибуналов за нарушение воинской дисциплины и за служебные проступки несут дисциплинарную ответственность в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР о дисциплинарной ответственности судей.

Глава II. ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛАМ

Статья 11

Военным трибуналам подсудны:

1) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов;

2) дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов государственной безопасности;

3) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно — трудовых учреждений;

4) все дела о шпионаже;

5) дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Союза ССР.

Статья 12

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные трибуналы рассматривают все гражданские и уголовные дела.

Статья 13

Военные трибуналы совместно с уголовными делами рассматривают гражданские иски воинских частей, государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, а также граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.

Статья 14

При обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из преступлений подсудно военному трибуналу, а о других — любому иному суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным трибуналом.

При обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых подсудно военному трибуналу, а в отношении остальных — любому иному суду, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается военным трибуналом.

Статья 15

Дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в пунктах 1, 2 и 3 статьи 11 настоящего Положения, в период прохождения ими службы, но уволенными к моменту рассмотрения дела в суде, рассматриваются военными трибуналами.

Дела о преступлениях, совершенных лицами до их призыва на воинскую службу или поступления на службу в органы государственной безопасности, но к моменту рассмотрения дела состоящими на воинской службе или на службе в органах государственной безопасности, рассматриваются общими судами.

Статья 16

Военным трибуналам армий, флотилий, соединений и гарнизонов подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана II ранга включительно, а также все гражданские дела в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Положения.

Статья 17

Военным трибуналам видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов подсудны:

1) дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания полковник и капитан 1 ранга;

2) дела о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1 ранга и выше, и им равных по служебному положению лиц;

3) дела о всех преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.

Статья 18

Военной коллегии Верховного Суда СССР подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные.

Статья 19

Вопрос о передаче дел из военных трибуналов одного вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота в военные трибуналы другого вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота решается председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР.

В пределах вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота вопрос о передаче дела из одного военного трибунала в другой решается председателем военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота.

Статья 20

Вышестоящий военный трибунал и Военная коллегия Верховного Суда СССР вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному трибуналу.

Глава III. НАДЗОР ЗА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛОВ

Статья 21

Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов осуществляется Верховным Судом СССР, а также военными трибуналами видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов в пределах их компетенции.

Статья 22

Пленум Верховного Суда СССР:

1) рассматривает в порядке надзора по протестам Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР, а также по заключениям Генерального прокурора СССР о вновь открывшихся обстоятельствах дела, разрешенные военными трибуналами, по которым определения вынесены Военной коллегией Верховного Суда СССР;

2) заслушивает доклады председателей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов о практике применения военными трибуналами законодательства Союза ССР, а также о выполнении руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР.

Председатель Верховного Суда СССР и его заместители, обеспечивая работу Верховного Суда СССР по надзору за судебной деятельностью военных трибуналов, действуют в пределах полномочий, предоставленных им Законом СССР «О Верховном Суде СССР».

Статья 23

Военная коллегия Верховного Суда СССР:

1) рассматривает кассационные, частные жалобы и протесты на решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов;

2) рассматривает в порядке надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, их заместителей, председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главного военного прокурора на решения, приговоры, определения военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов, на постановления судей этих трибуналов;

3) рассматривает по заключениям Генерального прокурора СССР или Главного военного прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах дела, по которым решения, приговоры или определения вынесены военными трибуналами видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР, обеспечивая работу коллегии по надзору за судебной деятельностью военных трибуналов, вправе истребовать судебные дела, рассмотренные военными трибуналами, для проверки в порядке надзора, а также для изучения и обобщения судебной практики; организует работу по проверке в порядке надзора поступивших судебных дел и в предусмотренных законом случаях вносит протесты; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики военных трибуналов и Военной коллегии Верховного Суда СССР, а также по осуществлению контроля за выполнением военными трибуналами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и использует результаты этой деятельности коллегии в целях обеспечения правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия военными трибуналами.

Статья 24

Военные трибуналы видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов:

1) рассматривают кассационные, частные жалобы и протесты на решения, приговоры, определения военных трибуналов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов;

2) рассматривают в порядке надзора протесты Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, их заместителей, председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главного военного прокурора, его заместителей, председателей военных трибуналов и военных прокуроров видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных трибуналов армий, флотилий, соединений и гарнизонов, на постановления судей этих трибуналов;

3) рассматривают по заключениям Генерального прокурора СССР, Главного военного прокурора, их заместителей, военных прокуроров видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов о вновь открывшихся обстоятельствах уголовные дела, по которым приговоры или определения вынесены военными трибуналами армий, флотилий, соединений и гарнизонов;

4) рассматривают по заявлениям участвующих в деле лиц или прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах гражданские дела, по которым решения и определения вынесены военными трибуналами армий, флотилий, соединений и гарнизонов.

Председатель военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск и флота, обеспечивая работу соответствующего трибунала по надзору за судебной деятельностью нижестоящих трибуналов, вправе истребовать судебные дела для проверки в порядке надзора, а также для изучения и обобщения судебной практики; организует работу по проверке в порядке надзора поступивших судебных дел и в предусмотренных законом случаях вносит протесты; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики и осуществлению контроля за выполнением военными трибуналами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и использует результаты этой деятельности в целях обеспечения правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия военными трибуналами.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО

ВОЕННЫМИ ТРИБУНАЛАМИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

В ВОЕННОМ ТРИБУНАЛЕ

Статья 25

Организационное руководство военными трибуналами осуществляется Министерством юстиции СССР, а также председателями военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск и флотов в пределах их компетенции.

Статья 26

Министерство юстиции СССР и его Управление военных трибуналов осуществляют:

1) проверку организации работы военных трибуналов и принимают меры к ее улучшению;

2) изучение и обобщение судебной практики военных трибуналов, координируя эту деятельность соответственно с Верховным Судом СССР и его Военной коллегией, а также организацию работы по ведению судебной статистики и используют результаты обобщения и данные судебной статистики для устранения недостатков в организации работы военных трибуналов;

3) подбор и воспитание кадров военных трибуналов, их переподготовку и повышение деловой квалификации;

4) организационно — методическое руководство работой военных трибуналов по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам;

5) подготовку совместно с Министерством обороны СССР предложений по вопросам организации военных трибуналов.

Министр юстиции СССР и начальник Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР издают приказы по вопросам организации работы военных трибуналов.

Статья 27

Председатель военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск, флота:

1) осуществляет руководство работой военного трибунала;

2) осуществляет проверку организации работы военных трибуналов армий, флотилий, соединений и гарнизонов и принимает меры к ее улучшению;

3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, ведению судебной статистики военными трибуналами и использует результаты обобщения и данные судебной статистики для устранения недостатков в организации работы военных трибуналов;

4) руководит работой военных трибуналов по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам, координируя эту деятельность с командованием, политическими органами и военной прокуратурой;

5) руководит работой по воспитанию и повышению квалификации кадров военных трибуналов;

6) определяет по согласованию с военным советом число народных заседателей для военных трибуналов.

Председатель военного трибунала вида Вооруженных Сил СССР, округа, группы войск и флота в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам организации работы военных трибуналов.

Статья 28

Председатель военного трибунала армии, флотилии, соединения и гарнизона:

1) осуществляет руководство работой военного трибунала;

2) руководит изучением судебной практики и ведением судебной статистики в военном трибунале;

3) проводит работу по воспитанию и повышению квалификации кадров военного трибунала;

4) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам, координируя эту деятельность с командованием, политическими органами и военной прокуратурой.

Председатель военного трибунала армии, флотилии, соединения и гарнизона в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам организации работы военного трибунала.

Статья 29

Начальник Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР в пределах своей компетенции информирует Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно — Морского Флота, главнокомандующих видами Вооруженных Сил СССР, командование и политические органы пограничных и внутренних войск о вопросах, вытекающих из организационного руководства военными трибуналами.

Председатели военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов, армий и флотилий информируют о вопросах, вытекающих из деятельности военных трибуналов, соответствующие военные советы, а председатели военных трибуналов соединений и гарнизонов — соответствующее военное командование и политорганы.

Глава V. КОМПЛЕКТОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛОВ

Статья 30

Структура и штаты военных трибуналов и Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР определяются Министерством юстиции СССР совместно с Министерством обороны СССР.

Структура и штатная численность аппарата Военной коллегии Верховного Суда СССР утверждаются Президиумом Верховного Совета СССР по совместному представлению Председателя Верховного Суда СССР и Министра обороны СССР.

Личный состав военных трибуналов, Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР и Военной коллегии Верховного Суда СССР входит в штатную численность Вооруженных Сил СССР и обеспечивается всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны СССР.

Перечень штатных должностей судей военных трибуналов и Военной коллегии Верховного Суда СССР и соответствующих этим должностям воинских званий утверждается Президиумом Верховного Совета СССР: для военных трибуналов — по совместному представлению Министра юстиции СССР и Министра обороны СССР; для Военной коллегии Верховного Суда СССР — по совместному представлению Председателя Верховного Суда СССР и Министра обороны СССР.

Статья 31

Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты и старшины военных трибуналов, Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР и Военной коллегии Верховного Суда СССР состоят на действительной военной службе, и на них распространяются положения о прохождении военной службы, воинские уставы и приказы Министра обороны СССР, определяющие порядок прохождения службы.

Присвоение воинских званий младшего и старшего офицерского состава производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР: военнослужащим военных трибуналов и Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР — по представлению начальника Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР и председателей военных трибуналов видов Вооруженных Сил СССР, округов, групп войск, флотов; военнослужащим Военной коллегии Верховного Суда СССР — по представлению председателя Военной коллегии Верховного Суда СССР.

Военнослужащим военных трибуналов и Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР воинские звания генералов присваиваются Советом Министров СССР по совместному представлению Министра юстиции СССР и Министра обороны СССР, а военнослужащим Военной коллегии Верховного Суда СССР — Советом Министров СССР по совместному представлению Председателя Верховного Суда СССР и Министра обороны СССР.

Статья 32

Назначение и освобождение от должностей рабочих и служащих военных трибуналов производится председателем соответствующего военного трибунала.

Статья 33

Материально — техническое снабжение, финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи и хранение архивных материалов военных трибуналов, Управления военных трибуналов Министерства юстиции СССР и Военной коллегии Верховного Суда СССР возлагаются на соответствующие учреждения Министерства обороны СССР.

Охрана служебных помещений военных трибуналов осуществляется воинскими частями соединений и гарнизонов, при которых действуют военные трибуналы.

Конвоирование в военные трибуналы арестованных и их охрана производится воинскими частями соединений и гарнизонов, при которых действуют военные трибуналы, а также частями (подразделениями) внутренних войск Министерства внутренних дел СССР, предназначенными для обслуживания военных трибуналов в городах по месту их дислокации.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации»

3. Положение о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 546) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 42-О «По жалобе гражданина Пронина Анатолия Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 18 и 20 Положения о военных трибуналах»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.П. Пронин просит проверить конституционность статей 18 и 20 Положения о военных трибуналах, утвержденного Законом СССР от 25 декабря 1958 года (в редакции Закона СССР от 25 июня 1980 года), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права, закрепленные в статьях 19 и 47 Конституции Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *