Военная травма

Страховые выплаты военнослужащим осуществляются в соответствии с законом об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих.

Федеральный закон 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…»

Сам военнослужащий никаких договоров страхования не заключает, за него это делают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Например, Министерство обороны РФ, являясь Страхователем, заключает договор со страховой компанией — Страховщиком, которая должна иметь соответствующую лицензию. На сегодняшний день Страховщиком для МО РФ является страховая компания «Росгосстрах»

Кто является получателем страховых выплат?

Страховое возмещение получает сам военнослужащий – Выгодоприобретатель, а в случае его смерти (гибели) — следующие лица:

  • супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
  • родители (усыновители) застрахованного лица;
  • дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
  • отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
  • несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
  • подопечные застрахованного лица.

Событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам, называется страховым случаем.

Страховые случаи

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Положено ли военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, страховое возмещение в случае признания его негодным или ограниченно годным к военной службе при увольнении? Этот вопрос часто задают на различных форумах.

Увы, но такое страховое возмещение предусмотрено только для:

  • военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно.

Страховые выплаты военнослужащим

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы — 1 500 000 рублей;

инвалиду II группы — 1 000 000 рублей;

инвалиду III группы — 500 000 рублей;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей;

в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 рублей.

Что значит «заболевание получено в период военной службы»?

Если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов;

Кто определяет, что заболевание, получено в период прохождения военной службы?

Определение причинной связи увечий (ранения, травмы, контузии), заболеваний военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников, граждан, проходивших военную службу и приравненную службу, военные сборы, и прокурорских работников отнесено к компетенции Военно-врачебных комиссий, которые указывают причинную связь в заключении ВВК.

Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 19.07.2016) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»

Какие документы нужны для получения страховой суммы?

Перечень документов – в зависимости от того, какой именно страховой случай произошёл, — установлен

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…»

К кому необходимо обратиться за получением страховой выплаты?

Для принятия решения о выплате страховых сумм военнослужащим и другим выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию документы оформляются организациями, в которых находится на хранении личное дело (учетно-послужные документы) застрахованного лица:

  • воинскими частями;
  • военными комиссариатами.

Примечание: В случае расформирования воинской части документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм, оформляются и направляются страховщику через воинскую часть — правопреемника, а в случае его отсутствия — через военный комиссариат по месту жительства застрахованного лица.

Направляемые страховщику копии документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, заверяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации — должностным лицом воинской части (военного комиссариата), подпись которого заверяется печатью установленного образца.

Порядок организации в МО РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих определён

Приказом МО РФ от 24 декабря 2015 г. N 833 «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы»

Где взять формы документов?

Формы документов:

  • Справка об обстоятельствах наступления страхового случая при гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • справка об обстоятельствах наступления страхового случая при установлении застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • справка об обстоятельствах наступления страхового случая при получении застрахованным лицом в период прохождения военной службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
  • справка об обстоятельствах наступления страхового случая при увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (гражданина, призванного на военные сборы), в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • заявления военнослужащего, установлены:

Приказом МО РФ от 24 декабря 2015 г. N 833 «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы»

Какие увечья относятся к тяжёлым и лёгким?

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, установлен

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…»

В какой срок происходит выплата страхового возмещения?

Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Индексация страховых сумм

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Однако, ещё в 2015 году (санкции – антисанкции, кризис – шмидис) действия индексации приостановлено. Привет вам от мирных жителей Алеппо, Пальмиры и прочих пригородов.

Группы «Военный адвокат»:
Google+ ⋆ Facebook ⋆ ВКонтакте ⋆ Одноклассники

Когда страховщик может отказаться от выплаты страховой суммы?

Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

  • наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
  • находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
  • является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.

Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный настоящим Федеральным законом для осуществления выплаты страховой суммы.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июня 2017 г. N 36-КГ17-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июня 2017 г. гражданское дело по иску Викторенкова Н.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью,

по кассационной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области Евстигнеевой Е.Н. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2016 г., дополнительное решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 июля 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., объяснения представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области Курсаева А.В., Харламенковой Е.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей кассационную жалобу обоснованной, а обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Викторенков Н.А. 18 декабря 2015 г. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (далее — УМВД России по Смоленской области) о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 1 августа 2013 г. по 19 марта 2015 г.

В обоснование предъявленных требований Викторенков Н.А. ссылался на то, что в период прохождения военной службы в 1984 году получил военную травму.

Впоследствии с 28 апреля 1995 г. по 30 сентября 2011 г. он проходил службу в органах внутренних дел. Приказом начальника УМВД России по Смоленской области от 26 сентября 2011 г. N 630 л/с он был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту «ж» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (по болезни).

С 1 октября 2011 г. Викторенкову Н.А. назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С 1 августа 2013 г. Викторенкову Н.А. медико-социальной экспертизой установлена III группа инвалидности вследствие военной травмы, на период с 1 августа 2014 г. по 1 августа 2015 г. — II группа инвалидности вследствие военной травмы, а с 12 октября 2015 г. — III группа инвалидности вследствие военной травмы бессрочно.

Викторенков Н.А. полагал, что поскольку ему 1 августа 2013 г. была установлена инвалидность вследствие военной травмы, то именно с даты установления инвалидности он приобрел право на предусмотренную частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее также — Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью.

С заявлением о назначении с 1 августа 2013 г. данной денежной компенсации он обращался в УМВД России по Смоленской области, в чем ему, как считает Викторенков Н.А., было незаконно отказано. Поскольку ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, ему была назначена УМВД России по Смоленской области только с 20 марта 2015 г., Викторенков Н.А. просил суд взыскать задолженность по выплате названной компенсации за период с 1 августа 2013 г. по 19 марта 2015 г.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2016 г. исковые требования Викторенкова Н.А. удовлетворены. Суд взыскал с УМВД России по Смоленской области в пользу Викторенкова Н.А. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 1 августа 2013 г. по 19 марта 2015 г.

Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2016 г. установлен размер взысканной с УМВД России по Смоленской области в пользу Викторенкова Н.А. задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 1 августа 2013 г. по 19 марта 2015 г. — 96 628 руб. 61 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 июля 2016 г. решение суда первой инстанции от 8 февраля 2016 г. оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем УМВД России по Смоленской области Евстигнеевой Е.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2016 г., дополнительного решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 июля 2016 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 28 февраля 2017 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 10 мая 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Викторенков Н.А., о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 1982 года по 1995 год Викторенков Н.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации. В ноябре 1984 года им получено огнестрельное ранение при исполнении обязанностей военной службы.

С 28 апреля 1995 г. по 30 сентября 2011 г. Викторенков Н.А. проходил службу в органах внутренних дел, занимал различные должности в УМВД России по Смоленской области.

Приказом начальника УМВД России по Смоленской области от 26 сентября 2011 г. N 630 л/с Викторенков Н.А. уволен со службы в органах внутренних дел 30 сентября 2011 г. на основании пункта «ж» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (по болезни).

Согласно справке УМВД России по Смоленской области от 17 июля 2013 г. N 424 Викторенков Н.А. с 1 октября 2011 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России.

С 1 августа 2013 г. Викторенкову Н.А. медико-социальной экспертизой установлена III группа инвалидности вследствие военной травмы, на период с 1 августа 2014 г. по 1 августа 2015 г. — II группа инвалидности вследствие военной травмы, с 12 октября 2015 г. — III группа инвалидности вследствие военной травмы бессрочно.

22 июля 2013 г. Викторенков Н.А. обратился в УМВД России по Смоленской области с заявлением о выплате сумм в возмещение вреда здоровью вследствие военной травмы в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Решением комиссии УМВД России по Смоленской области по определению возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причиненного увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел, от 22 июля 2013 г. Викторенкову Н.А. было отказано в удовлетворении данного заявления, так как военная травма была получена им в период прохождения военной службы, а не в период службы в органах внутренних дел (полиции), как предусмотрено частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

31 июля 2014 г. Викторенкову Н.А. на его заявление УМВД России по Смоленской области был дан ответ за подписью начальника отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Смоленской области об отсутствии оснований для назначения ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», поскольку на момент установления инвалидности он военнослужащим не являлся, инвалидность вследствие военной травмы ему была установлена после увольнения со службы в органах внутренних дел, а не после увольнения с военной службы.

Судом также установлено, что предусмотренная частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ ежемесячная денежная компенсация была назначена Викторенкову Н.А. с 20 марта 2015 г. на основании изменений, внесенных в статью 3 указанного закона Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 31-ФЗ). В выплате задолженности по компенсации за период с 1 августа 2013 г., то есть с момента установления Викторенкову Н.А. инвалидности, по 19 марта 2015 г. отказано, так как на момент установления группы инвалидности истец военнослужащим не являлся и был уволен со службы в органах внутренних дел.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 1064, 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 19 мая 2014 г. N 15-П, пришел к выводу о том, что Викторенков Н.А. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью с 1 августа 2013 г. (даты установления ему инвалидности). Суд также исходил из положений пункта 10 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 173) (далее также — Правила), которым установлено, что ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 г. и выплачивается в размерах, действовавших на соответствующий год. Суд полагал, что факт увольнения истца на пенсию из органов внутренних дел, а не с военной службы, не может повлечь лишение его социальных гарантий, основание возникновения которых (получение военной травмы) идентично такому же основанию у лиц, уволенных с военной службы, которым ежемесячная денежная компенсация была назначена.

Кроме того, суд указал, что Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ не устанавливает момент возникновения права на данную выплату, однако из общих норм о возмещении вреда (статьи 1064, 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что деликтное обязательство возникает в момент причинения вреда.

Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2016 г. судом был разрешен вопрос о размере подлежащей взысканию в пользу истца с ответчика задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 1 августа 2013 г. по 19 марта 2015 г.

Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку судами неправильно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (часть 1 статьи 7 этого федерального закона).

Предметом регулирования Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статья 1).

Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим нашло свое отражение в статье 3 названного закона.

Согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей — инвалиду I группы; 2) 7000 рублей — инвалиду II группы; 3) 2800 рублей — инвалиду III группы.

Единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 — 10, 12 и 13 названной статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 15 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», закрепляющий основания и условия пенсионного обеспечения указанных в нем лиц, предусматривает для тех из них, кто стал инвалидом вследствие военной травмы, увеличение размера пенсии за выслугу лет (инвалидам I группы — на 300 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам II группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам III группы — на 175 процентов расчетного размера пенсии), которое определяется исходя из расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (3626 руб. 71 коп. — в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ), и подлежит пересмотру одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (пункт «а» статьи 16, часть 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П положения части 15 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ признаны неконституционными в той мере, в какой содержащееся в ней законоположение — по смыслу, придаваемому ему в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, — служит основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 данной статьи, тем гражданам, которые получили военную травму в период прохождения военной службы по призыву и после увольнения с военной службы до установления инвалидности вследствие военной травмы проходили службу в органах внутренних дел, в связи с чем получают пенсию за выслугу лет, выплачиваемую с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Конституционным Судом Российской Федерации в этом же постановлении было указано, что федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в данном постановлении, — внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на обеспечение выплаты названным выше лицам ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.

Из приведенных нормативных положений следует, что возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, осуществляется в рамках специального публично-правового механизма, включающего в себя как выплату ежемесячной денежной компенсации, так и специальное пенсионное обеспечение. При этом одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, является увеличение размера пенсии за выслугу лет для инвалидов вследствие военной травмы, в том числе для инвалидов III группы — на 175 процентов расчетного размера пенсии. Нормы статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в редакции, действовавшей до 20 марта 2015 г., не предусматривали выплату ежемесячной денежной компенсации лицам, получавшим пенсию за выслугу лет с учетом увеличения, установленного пунктом «а» статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Внесение изменений в правовое регулирование выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, было осуществлено Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 31-ФЗ, вступившим в силу с 20 марта 2015 г. В дополнительно введенной этим федеральным законом части 14.1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ установлено, что ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 13 данной статьи, выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, изменения в правовое регулирование, направленные на обеспечение выплаты предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ ежемесячной денежной компенсации при установлении военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы, проходившим службу, в том числе в органах внутренних дел, которым назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая с учетом увеличения, предусмотренного пунктом «а» статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (к категории которых относится Викторенков Н.А.), были введены в действие с 20 марта 2015 г.

Между тем суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований Викторенкова Н.А. не применили во взаимосвязи и единстве изложенные выше правовые нормы, в силу которых право претендовать на выплату предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ ежемесячной денежной компенсации у Викторенкова Н.А. возникло только с 20 марта 2015 г., после вступления в силу Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 31-ФЗ, то есть после дополнения статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ частью 14.1, расширившей круг лиц, которые имеют право на получение данной ежемесячной денежной компенсации.

Кроме того, суды ошибочно ссылались на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, не учитывая, что спорные отношения регулируются специальным законодательством в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, и деликтными обязательствами не являются.

Судебные инстанции, удовлетворяя требование Викторенкова Н.А. о взыскании с УМВД России по Смоленской области задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, за период с 1 августа 2013 г. по 19 марта 2015 г. также не приняли во внимание, что порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, согласно части 17 этой же нормы определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (далее — Правила).

Исходя из пункта 10 Правил ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, установленная частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 Правил. В соответствии с пунктом 4 Правил указанная компенсация назначается на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер.

Суды первой и апелляционной инстанций, не применив нормы специального законодательства, регулирующие спорные отношения, и, как следствие, не определив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не дали правовой оценки тому обстоятельству, что в июле 2013 года Викторенков Н.А. обращался в УМВД России по Смоленской области с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а не на основании норм Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ. Оставлена без оценки судебных инстанций и имеющаяся в деле информация (л.д. 6) о назначении Викторенкову Н.А. с 20 марта 2015 г. ежемесячной денежной компенсации с учетом его заявления от 30 марта 2015 г. и исходя из изменений, внесенных в законодательство, регулирующее спорные отношения.

Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о том, что Викторенков Н.А. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью с 1 августа 2013 г. (даты установления ему инвалидности), являются неправомерными.

При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2016 г., дополнительное решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 июля 2016 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить исковые требования Викторенкова Н.А. в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 8 февраля 2016 г., дополнительное решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 19 июля 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Ленинский районный суд г. Смоленска.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.11.2011 года № 306-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 142 назначается и выплачивается ежемесячная денежная компенсация

1. военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы;

2. членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.

Членами семьи считаются:

1. супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военный травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на данную компенсацию имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющиеся инвалидами;

2. родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военный травмы. При этом право на данную компенсацию имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;

3. дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, следующие документы:

А) для инвалидов:

1. документ, удостоверяющий личность; СНИЛС;

2. справку федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности вследствие военной травмы;

3. справку, подтверждающую факт получения инвалидом пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

4. документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справку военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки);

5. решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) – для опекуна (попечителя).

Б) для членов семьи:

1. документ, удостоверяющий личность; СНИЛС;

2. документ, подтверждающий гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо заключение военно-врачебной комиссии, подтверждающее, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы;

3. свидетельство о смерти инвалида; копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы; документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справку военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки);

4. документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (свидетельство о заключении брака; свидетельства о рождении детей; документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (погибшим), — для родителей, справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности, — для супруги (супруга), родителей, являющихся инвалидами и не достигших возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина); справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности с детства, — для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательной организации, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (предоставляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год) – для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации);

5. решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) – для опекуна (попечителя).

6. справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалиду или члену семьи, одновременно получающему пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсию в пенсионном органе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы безопасности Российской Федерации, ежемесячная денежная компенсация назначается при условии документального подтверждения того, что выплата указанной компенсации не производится пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права, но не ранее 1 января 2012 года.
Размер ежемесячной денежной компенсации для инвалидов вследствие военной травмы составляет:
14 000 рублей – инвалиду 1 группы;
7 000 рублей – инвалиду 2 группы;
2 800 рублей – инвалиду 3 группы.
Размер ежемесячной денежной компенсации в 2013 году составляет:
14 770 рублей – инвалиду 1 группы;
7 385 рублей – инвалиду 2 группы;
2 954 рубля – инвалиду 3 группы.
Размер ежемесячной денежной компенсации каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего/погибшего).

В соответствии с Законом Свердловской области от 15.07.2005 года № 77-ОЗ назначается и выплачивается ежемесячное пособие гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы.

Ежемесячное пособие назначается при соблюдении следующих условий:

1. гражданин проживает на территории Свердловской области;

2. гражданин признан инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, в порядке, установленном федеральным законодательством;

3. увечье (ранение, травма, контузия) либо заболевание, послужившие основанием для признания гражданина инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, получено в период прохождения им военной службы;

4. гражданин уволен с военной службы;

5. гражданин не является инвалидом Великой Отечественной войны.

Пособие назначается на основании заявления лица, обратившегося за его назначением.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • справка об установлении инвалидности вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы;
  • справка о прохождении военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие назначается с месяца подачи заявления.

Размер пособия в 2017 году составляет:

1. гражданину, признанному инвалидом 1 группы вследствие военной травмы – 5056 рубля;

2. гражданину, признанному инвалидом 2 группы вследствие военной травмы – 3034 рублей;

3. гражданину, признанному инвалидом 3 группы вследствие военной травмы – 1516 рублей;

4. гражданину, признанному инвалидом 1 группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы –3540 рубля;

5. гражданину, признанному инвалидом 2 группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы – 2022 рубля;

6. гражданину, признанному инвалидом 3 группы вследствие заболевания, полученного в период военной службы – 1011 рубля.

Инструкцией о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, Открыть документ и скачать его утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2000 г. № 505, установлен порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), Действия командира воинской части при получении сообщения о несчастном случае обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.

По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего командир воинской части как орган дознания руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — главным военным прокурором 5 июня 2002 г.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.

При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.

При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.

Основания для расследования причины травмы

1. О факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части (далее именуется — начальник медицинской службы) в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части. В рапорте указывается характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе в обязательном порядке отмечается, могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.

Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:

  • непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части;
  • заявление пострадавшего;
  • уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
  • сообщение руководителя правоохранительного органа;
  • рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.

2. По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных документов (рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной) командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и, при необходимости, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

3. По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности, а также если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.

4. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

Цель расследования

5. Расследование проводится с целью определения:

  • обстоятельств и причин получения травмы;
  • степени вины пострадавшего военнослужащего;
  • лиц, непосредственно причинивших травму;
  • должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте или при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
  • наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

Порядок проведения расследования

6. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места получения травмы, заключений и пояснений специалистов и иных материалов).

7. Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.

8. Расследование завершается оформлением заключения по факту получения травмы военнослужащим. Открыть документ и скачать его

В заключение делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.

9. В случае утверждения заключения с выводом о наличии в обстоятельствах получения травмы признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления командир воинской части, как орган дознания, принимает решение о производстве проверки обстоятельств получения травмы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

10. По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.

11. На основании заключения, при необходимости, составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).

Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке. Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника медицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.

Вопрос:

Добрый день! 15 февраля 2011 года в н.п. Шали на полигоне в результате взрыва имитационной мины пострадал контрактник. В результате чего он был доставлен в травматологическое отделение. Было сделано множество операций на ноги. Есть видео, на котором видно, что это была не имитационная мина, а самая настоящая. Подскажите, пожалуйста, куда обратиться, чтобы виновники понесли наказание, какие выплаты положены пострадавшему. Какие законы защищают военнослужащих, в каких законах можно прочитать про выплаты и компенсации.

Заранее огромное спасибо!

Нина, 27 Таганрог

Ответ:

Здравствуйте, Нина! Искренне сочувствую Вашему горю и по возможности попытаюсь своим ответом помочь Вам. Итак, по порядку.

В ст. 3 Федерального Закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

В п. 1 ст. 16 Закона определено, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии со ст. 18 Закона военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Федеральным Законом от 28.03.2000 года №52 — ФЗ «Об обязательном государственном страховании военнослужащих конкретизируются положения ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно ст. 4 страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее — страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

В ст. 5 определено, что размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания (далее — оклад) военнослужащего, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, — 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:

инвалиду I группы — 75 окладов;

инвалиду II группы — 50 окладов;

инвалиду III группы — 25 окладов.

Если в период прохождения военной службы, либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между количеством окладов, причитающихся по вновь установленной группе инвалидности, и количеством окладов, причитающихся по прежней группе инвалидности;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 5 окладов.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 20.10.2000 года № 505 «Об утверждении Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими» по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшему за собой временную или стойкую утрату им работоспособности командиром воинской части назначается административное расследование. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований. Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

В ходе расследования должностное лицо должно установить:

обстоятельства и причины получения травмы;

степень вины пострадавшего военнослужащего и содержатся ли в его действиях признаки состава преступления, предусмотренные ст. 339 Уголовного кодекса РФ (предусматривает ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы путём членовредительства);

лиц, непосредственно причинивших травму (если таковые имеются);

должностных лиц, допустивших нарушение, либо не обеспечивших соблюдение требований безопасности, определённых руководящими документами;

наличие прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение, либо не обеспечивших соблюдение требований безопасности и наступившими последствиями.

Разбирательство завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим. По итогам расследования командир воинской части принимает решение об устранении причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечении должностных лиц к ответственности. Такое решение объявляется приказом командира воинской части. По окончании административного расследования командир, являясь руководителем органа дознания, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Указанное решение согласуется с военным прокурором гарнизона. Если по результатам административного расследования выявлены признаки состава преступления, то командир обязан рапортом доложить об этом военному прокурору гарнизона с приложением материалов административного расследования.

В страховую компанию для выплаты страхового пособия направляются следующие документы: заявление военнослужащего, в котором указываются его банковские реквизиты для перечисления страхового пособия; справка военно-врачебной комиссии об обстоятельствах и степени тяжести травмы, полученной военнослужащим; справка из финансового органа о размере оклада денежного содержания военнослужащего, необходимого для расчёта страхового пособия.

Вы, как заинтересованное лицо имеете возможность ознакомиться с результатами административного расследования, проведённого по описываемому Вами случаю травмирования военнослужащего и с решением командира войсковой части, принятым по данному факту. Если военнослужащий не согласен с решением командира, он в праве обжаловать его перед вышестоящим начальником, в военную прокуратуру гарнизона или в гарнизонный военный суд.

Александр Томенко,
военный юрист

Задайте свой вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *