Внутренний финансовый контроль

Осуществление главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Нормативно правовые акты

Порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля, применяемый Отделом сельского хозяйства администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области при осуществлении внутреннего финансового контроля

Порядок формирования, утверждения и актуализации карты внутреннего финансового контроля, применяемый администрацией городского округа город Первомайск Нижегородской области при осуществлении внутреннего финансового контроля

Порядок формирования, утверждения и актуализации карты внутреннего финансового контроля, применяемый городской Думой городского округа город Первомайск Нижегородской области при осуществлении внутреннего финансового контроля

Приказ от 02.10.2017 № 31 Об утверждении порядка и документов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового контроля отделом культуры администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 27.11.2017)

Приказ от 24.11.2017 № 234 Об утверждении документов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового контроля в отделе народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 28.11.2017)

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК на 2016 год

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК Отдела сельского хозяйства администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК Отдела культуры администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Карта внутреннего финансового контроля на 2016 год

Перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) по состоянию на 01 января 2016 года

План внутреннего финансового контроля на 2016 год

Приказ от 24.12.2015 № 78 Об утверждении перечня операций и карты внутреннего финансового контроля финансового управления администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК Отдела народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК на 2017 год

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК Отдела сельского хозяйства администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК Отдела культуры администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Карта внутреннего финансового контроля на 2017 год

Перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) по состоянию на 01 января 2017 года

План внутреннего финансового контроля на 2017 год

Приказ от 21.12.2015 № 69 Об утверждении перечня операций и карты внутреннего финансового контроля финансового управления городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в целях включения в карту внутреннего финансового контроля (администрация)

Карта внутреннего финансового контроля на 2017 год (администрация)

Перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) в целях включения в карту внутреннего финансового контроля (Городская Дума)

Карта внутреннего финансового контроля на 2017 год (Городская Дума)

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК Отдела народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень операций, карты ВФК, планы ВФК на 2018 год

Распоряжение от 21.12.2017 № 29-р Об утверждении перечня операций и карты внутреннего финансового контроля городской Думы городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 21.12.2017)

Распоряжение от 21.12.2017 № 351-р Об утверждении перечня операций и карты внутреннего финансового контроля администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 21.12.2017)

Перечень операций, карты ВФК, планы ФВК Отдела народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень оперераций, карта ВФК, план ВФК Отдела сельского хозяйства администрации городского округа город Первомайск Еижегородской области

Перечень операций, карта ВФК, план ВФК МКУ «Центр по обслуживанию учреждений культуры городского округа город Первомайск Нижегородской области»

Перечень операций, карты ФВК, планы ФВК на 2019 год

Распоряжение от 23.11.2018 № 420-р Об утверждении перечня операций и карты внутреннего финансового контроля администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 23.11.2018)

Распоряжение от 27.11.2018 № 115-р Об утверждении перечня операций и карты внутреннего финансового контроля городской Думы городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 27.11.2018)

Перечень операций, карты ВФК, планы ФВК Отдела народного образования администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области

Перечень оперераций, карта ВФК, план ВФК Отдела сельского хозяйства администрации городского округа город Первомайск Еижегородской области

Перечень операций, карта ВФК, план ВФК МКУ «Центр по обслуживанию учреждений культуры городского округа город Первомайск Нижегородской области»

Организация и осуществление финансовым управлением администрации городского округа анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Постановление от 10.04.2014 № 386 Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

Приказ финансового управления от 05.10.2015 № 56 Об утверждении форм и сроков представления главными администраторами средств бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области, планов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, годовых отчетов о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудиту

Информация о результатах анализа осуществления главными администраторами средств бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2016 год

Распоряжение от 01.09.2017 № 253-р Об утверждении документов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового контроля в администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 01.09.2017)

Распоряжение от 01.09.2017 № 345-р Об утверждении документов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового контроля в городской Думе городского округа город Первомайск Нижегородской области (опубликовано 01.09.2017

Приказ от 29.12.2017 № 77 Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными распорядителями ( распорядителями) средств бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа город Первомайск Нижегородской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (опубликовано 29.12.2017)

К вопросу о предмете и методе внутреннего финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

УДК 658.15

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В.Н. ЖУКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: vn-zhukov@mail.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Развитие внутреннего финансового контроля, предопределенное происходящим усложнением всех форм бизнеса, распространением новых тенденций в управлении финансами коммерческих организаций и расширением общеметодологического аппарата экономической теории, неразрывно связано с необходимостью уточнения двух исходных положений науки о внутреннем финансовом контроле — ее предмета и метода. Данному вопросу посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, объект внутреннего финансового контроля, контролируемость, предмет внутреннего финансового контроля, финансовые и управленческие отношения, метод внутреннего финансового контроля, элемент метода

Внутренний финансовый контроль выступает функцией управления финансами организаций, содержанием которой является совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых с целью выявления, корректировки и предупреждения отклонений реального состояния финансов от заданных параметров, а также оценки принимаемых в отношении них управленческих решений.

К объектам внутреннего финансового контроля относятся:

• финансовые ресурсы, т.е. совокупная величина собственного и заемного капиталов организации;

• финансовые потоки, т.е. движение финансовых ресурсов, обусловливающее изменение имущественного положения и (или) финансового состояния организации;

• финансовые инструменты, т.е. договоры, заключенные организацией с контрагентами; результатом при этом становится появление финансовых активов или финансовых обязательств;

• финансовые решения, т.е. набор предпринимаемых действий по управлению финансами организаций.

Одновременно с функцией управления финансами организаций внутренний финансовый контроль выступает самостоятельным научным направлением, подтверждением чему является наличие у него собственного предмета исследования.

Данное научное направление восходит к отечественным академическим традициям. Видный российский и советский финансист А.И. Буковец-кий в своей монографии «Введение в финансовую науку» (1929) справедливо выделил учение о финансовом контроле в «пятый отдел» финансовой науки 1. Приведенное мнение сегодня стало ак-

1 По Буковецкому, финансовая наука включает в себя девять учений (отделов): о расходах, доходах, публичном кредите, бюджете, финансовом контроле, финансовом управлении, местных финансах, союзных и федеральных финансах, финансовой администрации.

Финансовый контроль

29 (215) — 2014

туальным и для исследований в области частных финансов. Однако полемика, ведущаяся вокруг предмета внутреннего финансового контроля на протяжении последних лет, не привела пока к формированию единой точки зрения.

В вопросе о предмете внутреннего финансового контроля сформировались несколько подходов.

Многие исследователи стремятся раскрыть сущность предмета данного научного направления через призму экономических (производственных) отношений. Например, Т.Ю. Серебрякова указывает, что «предметом финансового контроля являются финансы субъектов экономики, отражающие производственные отношения в обществе, складывающиеся в процессе производства, распределения и потребления продуктов» . Такой подход ввиду абстрактности не позволяет выделить главной особенности предмета контроля и, кроме того, безапелляционно выводит за рамки исследования управленческие отношения.

Другие авторы , рассматривая контроль в контексте расширенного воспроизводства, пытаются возвести возникающие при этом проблемы в ранг предмета научных изысканий. Подтверждением сказанного может служить точка зрения Н.Д. Бров-киной, по мнению которой «финансовый контроль подобно любой экономической науке изучает проблемы расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает их количественные соотношения» .

Характерной чертой приведенного подхода является признание первенства публичных финансов в экономическом развитии общества. На взгляд автора, эта точка зрения может быть справедливой, например для бывшей советской экономики, где негосударственные финансовые ресурсы сосредоточивались лишь в кооперативном секторе. Более того, автор разделяет критику Ю.Ю. Болдырева, высказывающего удивление по поводу невозможности применения финансового контроля в периоды кризисов, спадов и экономической деградации.

Некоторые исследователи отождествляют предмет внутреннего финансового контроля с теми или иными экономическими процессами. Например, по мнению С.И. Жминько, О.И. Швырева и М.Ф. Сафонова, «предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и использования финансовых ресурсов» .

Т.С. Маслова считает, что его предметом являются «процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта, а также собственность как материальная основа всех этих стадий материального производства» . Как видно, для сторонников рассматриваемого подхода не существует различий между объектом и предметом исследования.

Устоявшейся следует считать и точку зрения В.В. Ковалева и других авторов, выделяющих в качестве предмета внутреннего финансового контроля финансовые показатели хозяйствующих субъектов — доходы, расходы, прибыль, рентабельность, налоговые платежи и пр. . Причина существующей некорректности вызвана стремлением объединить два методологических направления в исследованиях внутреннего финансового контроля — информационное и функционально-управленческое — в одно целое.

Ни один из приведенных подходов не дает четкого представления о предмете внутреннего финансового контроля, так как склонность большинства авторов к использованию универсальных экономических понятий затмевает то существенное, что отличает это научное направление от других разделов финансов.

По мнению автора, главным отличительным признаком рассматриваемой области исследований является контролируемость — комплекс условий, гарантирующих возможность субъектам управления адекватно реагировать на конкретное состояние и поведение управляемых объектов.

Условиями контролируемости выступают:

• наличие эталонов (стандартов) и внешних ограничений, характеризуемых определенными показателями или конкретными характеристиками, вытекающими из поставленной цели и позволяющими достичь ее эффективным способом;

• наличие технологии и контрольных методов для оценки фактического состояния контролируемых объектов;

• выявление отклонений между установленными эталонами (стандартами) и фактическими характеристиками состояния объектов;

• возможность влиять на объекты, регулировать или блокировать их функционирование для устранения выявленных нежелательных отклонений или ограничения возможности негативных событий.

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

Применительно к финансовой сфере деятельности организаций проблемы контролируемости должны исследоваться в контексте финансовых и управленческих отношений.

Таким образом, согласно авторскому подходу, предмет внутреннего финансового контроля — это финансовые и управленческие отношения, связанные с обеспечением контролируемости финансов организаций.

Наряду с онтологической проблемой квалификации предмета центральное место в теории внутреннего финансового контроля занимает гносеологический вопрос выбора адекватного ему метода научного исследования.

Под методом внутреннего финансового контроля принято понимать совокупность способов получения и модернизации знаний о контрольной функции управления финансами организаций.

Сегодня в большинстве работ по контрольной проблематике прочно утвердилась точка зрения о дуальном содержании метода внутреннего финансового контроля, включающего в себя общенаучные и специфические (дисциплинарные) методы исследования .

К общенаучным методам относятся универсальные способы исследования, применяемые во всех научных областях, а именно философские методы2: наблюдение, описание, абстрагирование, конкретизация, гипотеза, аксиоматизация, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция, интерпретация, аналогия, моделирование, эксперимент и др.

В состав специфических (дисциплинарных) методов включаются частные способы исследования, область применения которых ограничивается рамками внутреннего финансового контроля, — методы документальной или фактической проверки, экспертиза, мониторинг, опрос и др.

Авторский подход к содержанию метода внутреннего финансового контроля состоит в необходимости расширения его структуры до четырех компонентов — философских, общенаучных, специфических (дисциплинарных) и междисциплинарных методов исследования. Для аргументации предлагаемой структуры приведем следующие доводы.

Во-первых, из состава общенаучных методов выделены философские методы (диалектика, ме-

2 Некоторые авторы справедливо рассматривают философские методы исследования в качестве самостоятельной группы методов .

тафизика, герменевтика, логический позитивизм, феноменология, эклектика, интуитивизм и др.), призванные задавать генеральную стратегию исследования. Благодаря этому существенно повышается мировоззренческий потенциал проводимых изысканий в области внутреннего финансового контроля.

Во-вторых, состав специфических методов исследования кардинально пересмотрен. В этом качестве предлагается рассматривать дисциплинарные научные методы исследования (методы количественных и качественных показателей, стоимостное измерение, сравнение, метод балансовой увязки, экономический анализ, мониторинг, контрольный эксперимент, ролевые и имитационные игры, статистические, математические методы, контрольное моделирование, тестирование, интроспекцию, методы экспертных оценок и др.), а не технические приемы и процедуры, используемые в практике внутреннего финансового контроля..

В-третьих, принципиально новым для исследований в области внутреннего финансового контроля становится применение междисциплинарных методов — системного, синергетическо-го, когнитивного, структурно-функционального, нормативно-функционального, институционального, исследования операций, морфологического, эволюционного, эвристического и др.

Междисциплинарный подход выступает передовым направлением в современной гносеологии. По справедливой оценке Е.А. Бушковской, систематизировавшей результаты исследований конца ХХ — начала XXI вв. в области синтеза наук, он нацелен на «рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета… Это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта. В отличие от традиционного взгляда на сумму знаний отдельной дисциплины междисциплинар-ность не делает акцента на ограничения знания, а сосредоточивается на связях и взаимоотношениях между разными дисциплинами, изучающими свой предмет. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки» .

Финансовый контроль

29 (215) — 2014

Применение междисциплинарных методов исследования в области внутреннего финансового контроля обеспечивает:

• гносеологическую ориентированность на постоянно происходящее расширение границ предмета внутреннего финансового контроля за счет вовлечения им в свою орбиту общих проблем смежных научных областей — финансов организаций, финансового менеджмента, налогов и налогообложения, социологии, корпоративного управления, контроллинга, финансового права;

• нацеленность на исследование сложных и взаимосвязанных объектов, применительно к внутреннему финансовому контролю — финансовых ресурсов, потоков, инструментов и решений;

• синергетический эффект, проявляющийся в виде нового знания, создаваемого благодаря тесному взаимодействию, интеграции и кооперации частных дисциплин. Основываясь на приведенных выше аргументах, сформулируем уточненное определение метода внутреннего финансового контроля.

Метод внутреннего финансового контроля представляет собой совокупность способов получения и модернизации знаний о контрольной функции управления финансами организаций, включающих в себя философские, общенаучные, специфические (дисциплинарные) и междисциплинарные методы исследования.

Уточненный подход к содержанию предмета и метода внутреннего финансового контроля обеспе-

чивает консенсуальную согласованность онтологии и гносеологии научных изысканий в рассматриваемой области. Определенность в этих фундаментальных вопросах становится стартовой площадкой для любого прикладного исследования.

Список литературы

1. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля. М.: Магистр, 2011. 384 с.

2 . Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. Л.: Госфиниздат, 1929. 252 с.

3. Бушковская Е.А. Феномен междисципли-нарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 152-155.

4. Внутренний аудит / Жминько С.И. и др. Р/Д: Феникс, 2008. 320 с.

5 . Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. М.: Магистр, 2011. 336 с.

6. Метлов В.И. Проблемы взаимоотношения философского и научного (к опытам создания философии науки) // Философия и общество. 2010. № 3. С. 56-79.

7. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Орел: Орловский государственный университет, 2010. 289 с.

8 . Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.

9. Финансы / С.А. Белозеров и др. / отв. ред. В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2013. 928 с.

Financial analytics: science and experience Financial control

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

THE SUBJECT AND METHOD OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL

Vladimir N. ZHUKOV

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

1. Brovkina N.D. Osnovy fmansovogo kontrolya . Moscow, Magistr Publ., 2011, 384 p.

2. Bukovetskii A.I. Vvedenie vfmansovuyu nauku . Leningrad, Gosfiniz-dat Publ., 1929, 252 p.

4. Vnutrennii audit . Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 320 p.

>Как организовать внутренний финансовый контроль

Оценить потребности

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля. Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции;
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной. Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр. Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка. Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете;
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности;
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения.

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения. В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии. Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки;
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.);
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации;
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *