Внеплановая проверка

28.Виды проверок. Выездные и документарные проверки.

Федеральным законом от 26 февраля 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) даётся определение плановым и внеплановым проверкам.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок.

План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет».

Сводный план проверок — это документ открытого доступа.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности (не чаще 1 раза в 2 года).

Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

Внеплановая проверка и ее сущность

Предметом внеплановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч.1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Основанием для проведения внеплановой проверки является (п.2 ст.10):

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

  • В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

  • В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

  • В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

  • Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

  • В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

  • Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в части 8 настоящей статьи сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

  • Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.

  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

3.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, выездная плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

6. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках) устанавливаются, в частности:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведения плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584 (ред. от 04.03.2017 г.) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Положением о конкретном виде надзора (контроля) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 г. N 177.

Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах контролирующих органов.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен юридическим лицом, ИП в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Истечение срока исполнения юридическим лицом, ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
    • Поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
  • мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, предметам Музейного фонда РФ, особо ценным документам Архивного фонда РФ, документам национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда вышеуказанным объектам, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, ИП по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б», проводится органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с предпринимателями при осуществлении видов контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, параметров деятельности предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо контролирующего органа обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, ИП.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются следующие меры:

  • запрос дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления, обращения, представивших информацию;
  • рассмотрение документов юридического лица, ИП, имеющихся в распоряжении контролирующего органа;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований контролирующих органов;
  • запрос у предпринимателей пояснений в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

По общему правилу юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен в контролирующий орган.

Проверяемые лица не уведомляются о начале внеплановой выездной проверки в следующих случаях:

  • если в результате деятельности предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в отношении предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • в случае выявления должностными лицами антимонопольного органа нарушений в результате проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 6 ст. 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»);
  • в иных установленных законом случаях.

Срок проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

  • 50 часов в год — для малого предприятия;
  • 15 часов в год — для микропредприятия.

В исключительных случаях (при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц контролирующего органа, проводящих выездную плановую проверку), срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа:

  • не более чем на 20 рабочих дней;
  • не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий;
  • не более чем на 15 часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Права предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом о проверках;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке;
  • иные права в соответствие с главой 3 Закона о проверках.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

1.2)проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ;

  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, за исключением случая:
  • проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • проверки по факту возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в 2-х экземплярах.

В акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество ИП, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя ИП, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, ИП указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников юридического лица, работников ИП, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов), если проверка проводилась с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов);
  • предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, ИП, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Акт проверки также может быть направлен заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В исключительных случаях (если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз) акт проверки составляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

Журнал учёта проверок

Юридические лица, ИП вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. N 141.

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая следующие сведения:

  • наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • дата начала и окончания проведения проверки;
  • время проведения проверки;
  • правовые основания;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, ИП (при наличии печати). При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Возражения в отношении акта проверки

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо (ИП) в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Обжалование результатов проверки

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом о проверках требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, ИП.

Грубыми нарушениями являются (ч. 2 ст. 20 Закона о проверках):

  • отсутствие оснований проведения плановой проверки;
  • нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, ИП и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, ИП;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и ИП, в отношении которых проводятся проверки.

Рис. 3.1. Классификация ревизий Внеплановые

Важнейшим средством контроля за соответствием товарных операций отчетным показателям является инвентаризация. Инвентаризация бывает плановая и внеплановая. Плановая инвентаризация подразделяется на годовую и периодическую. Годовую инвентаризацию проводят в конце года перед представлением соответствующей отчетности периодическую инвентаризацию — по плану, утверждаемому вышестоящей организацией, в течение года внеплановую инвентаризацию—при ревизиях в связи с обнаружением хищения или при замене материально ответственного лица.  
Периодические инвентаризации осуществляются по плану, утверждаемому вышестоящей организацией, в течение года. Внеплановые инвентаризации проводятся при ревизиях в связи с обнаружением хищения или при замене материально ответственного лица.  
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.  
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.  
В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.  
Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета, установленными согласно положениям ст. 11 настоящего Устава. Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее чем 10% обыкновенных акций Общества или большинства членов совета директоров. Работники Общества должны своевременно обеспечивать ревизионную комиссию всей необходимой информацией и документами.  
По отношению к плану различают плановые и внеплановые ревизии. Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности, наличии данных о халатности, бесхозяйственности и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.  
По организационному признаку ревизии подразделяются на плановые и внеплановые.  
Внеплановые ревизии проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом.  
Составьте календарный план проведения документальных ревизий в компании по форме, указанной в приложении 9. При этом необходимо предусмотреть равномерную загрузку аудиторов в течение года, чтобы они располагали временем для подготовки к предстоящей ревизии, реализации ее материалов и для внеплановых ревизий и проверок. Следует помнить, что в основном проводятся комплексные ревизии, а 30% — в виде выборочных тематических проверок. Недостающие сведения сформулируйте самостоятельно.  
При планировании работы ревизоров контроля доходов дороги предусматривают, что 80% рабочего времени ими затрачивается на непосредственное проведение плановых ревизий, остальное время выделяется для проведения внеплановых обследований и ревизий и для выполнения коммерческих проверок и обследований по заданиям финансового отдела дороги и Финансового управления МПС.  
Д. р. различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, они бывают ведомственными и вневедомственными. Ведомственные проводятся вышестоящими организациями, которые имеют бухгалтеров-ревизоров вневедомственные — контрольными органами, например контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. Плановые проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных органов, внеплановые проводятся при их необ-  
Д. р. различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, они бывают внутренние и внешние, ведомственные и вневедомственные. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций ревизии делятся на полные и частичные. В зависимости от повторяемости контрольных функций различают ревизии первичные, повторные и дополнительные. По методу проведения ревизии бывают сплошные, выборочные и комплексные.  
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные комплексные и тематические плановые и внеплановые документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.  
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).  
Ревизия. Как метод финансового контроля ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Она выражается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. В практике финансового контроля различают следующие виды ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Ревизии могут проводиться как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля.  
Оценка надежности средств контроля может быть осуществлена с помощью таких процедур, как наблюдение, опрос и некоторых других. Например, аудитор с помощью процедур опроса и просмотра документов убедился в наличии такого средства контроля, как проведение внеплановых ревизий склада. Для оценки надежности этого средства контроля аудитор обратился к руководству с просьбой о проведении внеплановых ревизий в его присутствии. Наблюдая за их проведением, аудитор оценивает надежность этого средства контроля.  

Приобретение и хранение основных средств и материально-производственных запасов Наличие материально ответственных лиц Наличие специальных помещений для хранения Проведение плановых и внеплановых ревизий  
Лучший способ ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, — проводить периодический анализ того, насколько эффективно работает ваша стратегия. Проводите ревизию после каждых 100 сделок. Следует также осуществлять внеплановые проверки в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с результатами, вероятность которых оценивалась тренажером менее чем в 20%. Это может быть длинная полоса поражений или получение убытка в размере, превышающем ваши самые пессимистические ожидания. Вы могли бы также постоянно рассчитывать текущее ожидание вашей системы (путем деления текущей Л-кратной прибыли на количество проведенных сделок). Если ожидание становится слишком низким и его значение входит в зону с 20%-ной вероятностью появления, проверьте систему.  
Накануне Великой Отечественной войны изменился характер ревизионной работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. были реорганизованы Комиссия советского контроля и Комиссия главного военного контроля в Народный комиссариат государственного контроля СССР (НКГК). На него было возложено производство плановых и внеплановых государственных ревизий, контроль за учетом и использованием государственных средств и материальных ценностей государственными, кооперативными, общественными организациями, учреждениями и предприятиями, а также проверка исполнения постановлений и распоряжений правительства и выдача заключений правительству по исполнению государственного бюджета. Работники НКГК проводили предварительный и последующий контроль за учетом, хранением и расходованием денежных средств и материальных ценностей. Положение о Народном комиссариате Государственного контроля СССР утверждено постановлением СНК СССР от 15 октября 1940 г.  
В экономической литературе существует несколько концепций классификации ревизий, предлагаются разнообразные их классификационные схемы. Многие авторы ревизию классифицируют по неодинаковым признакам, а также в понятие одного и того же признака вкладывают разное значение. Так, деление ревизии на плановую и внеплановую Л. М. Крамаровский считает классификацией по принципу организации, В. Д. Андреев, И. А. Борознов, Г. Н. Лисин , Н. Т. Белуха , В. Б. Ермолинский и С. И. Филипенко —по организационному признаку, Л. И. Слепак и Е. И. Булычева —по назначению, В. Н. Обухов — по основаниям для ее назначения, М. И. Протасов и О. Н. Шапиро —в зависимости от времени проведения, Н. Г. Белов —по отношению к плану, А. А. Шпиг —по признаку плановости. С. И. Бобыр считает, что по организационному признаку ревизии делятся не только на плановые и внеплановые, но также и на внутриведомственные и вневедомственные. В. Ф. Журко и В. Б. Ястребов по таким признакам классификации, как назначение и объем проверяемых показателей, делят ревизии на плановые, внеплановые, сплошные и выборочные .  
Контроль за выполнением принятых решений может осуществляться в различных формах. Лучшей и действенной формой контроля является проверка на месте, позволяющая выяснить, в каком состоянии находится исполнение решения. Она предполагает глубокий анализ состояния выполнения решения с привлечением данных статистического, бухгалтерского и оперативно-технического учета. Проверки могут быть разовые, выборочные, комплексные, а также плановые и внеплановые. Контроль может осуществляться также в форме инспектирования, ревизии, наблюдения к т. п. Важным средством контроля может служить систематическое заслушивание сообщений руководителей по реализации решений на различных совещаниях, днях экономиста, днях качества и т. д.  
И. проводится в установленные сроки, а также при смене материально ответственных лиц, во время ревизии, после стихийных бедствий, по требованию контрольных и следственных органов. В зависимости от полноты охвата проверкой средств И. может быть болной и частичной. При полной И. проверке подлежат все средства. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета. При частичной И. проверке подвергается один или несколько видов средств в определенных местах хранения. В зависимости от основания проведения И. бывают плановые и внеплановые. Плановые проводятся в установленные инструкциями сроки, а внеплановые—по мере необходимости, обычно внезапно.  
К главным методам Ф. к. относятся ревизии (плано-ные и внеплановые, ведомственные и вневедомственные, тематические и комплексные), счётные проверки бухгалтерских балансов и отчётов, аиилиз хозяйственной (деятельности социалистически. ri/it

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *