Внедрение профессиональных стандартов

Что входит в план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов?

Стоит отметить, что Правительство РФ на данный момент разработало только 1 нормативный документ, регулирующий порядок применения профстандартов организациями.

Так, постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 введена обязанность для государственных и муниципальных структур (включая предприятия, в которых более чем 50% доли принадлежит властям) по составлению особых планов внедрения профстандартов в организациях.

Соответствующие документы должны содержать, прежде всего, перечни профстандартов, которые подлежат применению в организации, а также сведения об этапах их практического внедрения.

Кроме того, в планах мероприятий по внедрению профстандартов (получивших также неофициальное наименование «планы-графики») фиксируется потребность организации в проведении обучения сотрудников в целях обеспечения соответствия их квалификации тем критериям, что зафиксированы в профстандартах.

В рассматриваемых планах-графиках также должны отражаться перечни локальных нормативов и иных документов организации (касающихся, в частности, вопросов аттестации и иных форм оценки компетентности сотрудников), которые должны быть изменены исходя из критериев, установленных в профстандартах.

Реализовать мероприятия, отраженные в плане-графике, организациям нужно до 01.01.2020.

Если рассматривать постановление Правительства РФ № 584 в порядке правовой аналогии с точки зрения его применимости частными предприятиями, не принадлежащими более чем на 50% государству или муниципалитетам, но обязанными использовать профстандарты (по причине наличия «вредных» рабочих мест), то правомерно будет говорить о возможности составления на предприятии плана-графика внедрения профстандартов в структуре, основанной на положениях соответствующего постановления.

Рассмотрим, каким образом может выглядеть подобный план-график.

План-график внедрения профстандартов: структура документа

План-график внедрения профстандартов можно оформить в виде таблицы. В ней, если следовать предписаниям постановления № 584, обязательно нужно будет отразить:

  • перечень профстандартов, которые применяет учреждение;
  • этапы внедрения соответствующих профстандартов;
  • сведения о требуемых изменениях в локальных нормативах;
  • сведения о необходимости организации обучения сотрудников, которые обязаны работать по профстандарту.

Также имеет смысл — хотя это и не предписано законодательством — отразить в таблице перечни сотрудников, ответственных за реализацию этапов внедрения профстандартов, а также сроки реализации данных этапов.

Каким образом можно оптимально соотнести указанные типы сведений?

В 1-м столбце таблицы можно перечислить непосредственно профстандарты, используемые в фирме, со ссылкой на нормативные акты, в которых они утверждены. Например, если внедряется профстандарт «Бухгалтер», то это будет приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.

Во 2-м столбце можно отразить перечни мероприятий, составляющих этапы внедрения профстандартов. Например, это могут быть такие мероприятия, как:

  • издание приказа о подготовке и внедрении профессионального стандарта;
  • изучение особенностей НПА, регулирующих применение профессионального стандарта;
  • определение наличия потребности в прохождении работником дополнительного обучения в целях повышения его квалификации по требованиям профессионального стандарта;
  • проведение (при необходимости) дополнительного обучения работника;
  • заключение с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором учтены особенности применяемого профстандарта;
  • осуществление мониторинга изменений в НПА, регулирующих применение профстандарта;
  • инициирование новой серии реализации этапов внедрения профстандарта — в установленном порядке.

В 3-м столбце можно указывать сведения о лицах, ответственных за проведение тех или иных этапов мероприятий по практическому внедрению профстандартов. Сроки исполнения соответствующих этапов можно отражать в 4-м столбце таблицы.

В 5-м столбце будет удобно фиксировать сведения о требуемых изменениях в локальных нормативных актах — опять же, соотносительно с каждым мероприятием. Например, если по итогам обучения сотрудника перезаключается дополнительное соглашение с ним, то это может потребовать корректировки положений, к примеру, коллективного договора, подписанного фирмой-работодателем.

В 6-м столбце могут отражаться различные комментарии и пояснения к сведениям, которые фиксируются в предыдущих столбцах. Например, одним из соответствующих примечаний может быть ссылка на решение аттестационной комиссии о том, что требуется дополнительное обучение для таких-то сотрудников, — это позволит привести документ в соответствие к одному из критериев, установленных постановлением № 584.

Для чего требуется создание рабочей группы по внедрению профстандартов?

В соответствии с пп. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 государственные и муниципальные учреждения, а также компании, корпорации и хозяйственные общества, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит данным учреждениям, обязаны до 01.01.2020 сформировать и реализовать планы по внедрению профессиональных стандартов. Решение данных задач может быть осуществлено силами специальной рабочей группы, состоящей из сотрудников организации, которые компетентны в вопросах разработки и внедрения соответствующих планов.

Деятельность данной группы может регламентироваться отдельным локальным нормативом, например положением. Законодательство не содержит требований к его составлению. Но если следовать относительно молодым, но активно формирующимся трендам в практике кадрового менеджмента в современных госструктурах, то правомерно включить в рассматриваемое положение нормы, отражающие:

  • сущность поставленных перед рабочей группой задач, предопределяемых, прежде всего, положениями постановления № 584;
  • порядок применения планов по внедрению профстандартов;
  • то, какие именно специалисты должны решать задачи по разработке и внедрению планов;
  • порядок организации работы данных специалистов;
  • полномочия тех сотрудников, которые должны контролировать работу данных специалистов.

Рассматриваемое положение может быть введено в действие отдельным приказом руководства. Рассмотрим, в какой структуре оно может быть представлено.

Положение о рабочей группе: цели и задачи

Главной целью деятельности группы может быть выполнение предписаний федерального законодательства, регулирующего применение профессиональных стандартов: ТК РФ, постановления № 584, а также иных правовых актов, корреспондирующих с ними.

Ключевыми задачами рабочей группы могут быть:

1. Утверждение алгоритма внедрения профстандартов в специальном плане, соответствующем требованиям постановления № 584 (если он не разрабатывается руководством еще до того, как принимается положение о рабочей группе, и если это так, то задачей рабочей группы будет, в свою очередь, реализация соответствующего плана).

2. По факту утверждения соответствующего плана (либо в рамках реализации положений уже принятого руководством):

  • определение перечня действующих профессиональных стандартов, которым соответствуют должности в штатном расписании организации;
  • выявление соответствия уровня квалификации сотрудников организации требованиям данных профстандартов;
  • проведение, если это необходимо, дополнительного обучения сотрудников;
  • инициирование внесения необходимых корректировок в локальные нормативные акты, если это необходимо в процессе внедрения профстандартов;
  • ознакомление сотрудников с профстандартами, при необходимости — разъяснение сотрудникам норм, содержащихся в профстандартах.

3. Взаимодействие с руководством организации, контролирующими органами, вышестоящими организациями и иными уполномоченными и заинтересованными субъектами в процессе внедрения профстандартов, формирования отчетности по их внедрению.

4. Обеспечение соответствия деятельности кадровых служб и иных подразделений организации требованиям федерального законодательства, регулирующего применение профессиональных стандартов.

Положение о рабочей группе: порядок организации работы

Данный раздел положения может включать формулировки, устанавливающие:

  • периодичность вовлечения специалистов группы в работу по внедрению профстандартов (например, соотносительно с их рабочим временем по основной деятельности);
  • порядок решения каждой из задач, определенных соответствующим разделом положения;
  • порядок взаимодействия специалистов группы друг с другом, с коллегами, выполняющими иные функции, с руководством (например, это может быть проведение заседаний, планерок, совещаний);
  • периодичность и порядок формирования отчетности по результатам работы группы.

Факт ознакомления с положением о рабочей группе по внедрению профстандартов может подтверждаться подписями специалистов, включенных в соответствующую группу, которые проставляются непосредственно в документе либо, например, в отдельном листе ознакомления с положением.

В государственных, муниципальных учреждениях, а также компаниях, корпорациях и хозяйственных обществах, которые им принадлежат, в целях исполнения предписаний постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 о разработке и реализации планов по внедрению профстандартов могут учреждаться специальные рабочие группы. Деятельность данных групп может регламентироваться отдельным локальным нормативным актом, например положением.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1–195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *