Виды таможенных преступлений

Введение

  1. Понятие таможенного преступления, проблемы определения

  2. Виды таможенных преступлений и их уголовно-правовая квалификация в странах Таможенного союза

Заключение

Список использованных источников

Введение

Учреждение Таможенного союза и Единого экономического простран-ства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации создает новые возможности для совершения таможенных преступлений за пределами национальных границ указанных государств.

Таможенные органы являются органами дознания по делам о контра-банде (ст. 228 УК), о незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК), о невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК). Дознание по указанным делам ведется таможенными органами Республики Беларусь в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 220 ТК).

При наличии признаков преступления орган дознания возбуждает уго-ловное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушива-ние и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назна-чение экспертиз.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания 10-дневного срока, предусмотренного ч. 3 ст. 186 УК Республики Беларусь, обязан передать дело следователю. В соответствии со ст. 187 УПК порядок дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 ст. 231 УК), определяется общими правилами, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Дознание по таким делам должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения дела (ст. 188 УПК).

Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии указанных в уголовно-процессуальном законе условий. Ими являются: повод к возбуждению дела, основания к возбуждению и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Поводами к возбуждению уголовного дела в соответствии со ст. 166 УПК являются:

1) заявления граждан;

2) явка с повинной;

3) сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений;

4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;

5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

  1. Понятие таможенного преступления, проблемы определения

Таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, нака-зуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию Таможенного союза товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Тамо-женного союза, под преступлениями, совершаемыми в сфере таможенных отношений, понимаются преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. В пункте 1 статьи 3 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза от 05.07.2010, вступившего в силу с 30.12.2011, предусмотрено, что виды преступлений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной ответственности определяются законодательством этих государств с особен-ностями, установленными Договором об особенностях ответственности за нарушения таможенного законодательства . Между тем названный Договор не устанавливает каких-либо особенностей, связанных с криминализацией нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза. В нем имеются лишь отдельные особенности про-цедур привлечения к уголовной ответственности за преступные нарушения этого законодательства, отличающиеся от аналогичных национальных про-цедур .

Иными словами, таможенное законодательство Таможенного союза не затрагивает вопросов установления признаков составов таких преступлений. Согласно Уголовным кодексам названных государств определение преступ-ности общественно опасных деяний (признаков преступления) относится к исключительному ведению национального законодателя и осуществляется только в национальном уголовном законе .

В соответствии со ст. 167 УПК основаниями к возбуждению уголовного дела являются:

1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступле-ния, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;

2) исчезновение лица.

Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, уполномоченные органы и должностные лица должны иметь достаточные данные, указывающие на на-личие признаков преступления, т.е. располагать фактическими сведениями, позволяющими сделать вывод о существовании самого события и о наличии в нем юридических признаков состава преступления .

Единое таможенное и экономическое пространство обязывает государ-ства — члены Таможенного союза и ЕЭП к унификации уголовной ответст-венности не только за таможенные, но и за иные экономические преступления, за преступления, связанные с оборотом объектов интеллектуальной соб-ственности, историко-культурных ценностей, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ, оружия и других вещей, запрещенных или ограниченных к обороту или перемещению через таможенную границу, а также за другие преступления, прежде всего носящие трансграничный характер. Такой подход должен обеспечить единообразное формулирование указанными государствами признаков составов этих преступ-лений не только в национальном уголовном законе, но и в нормах националь-ного законодательства, определяющих признаки преступлений, предусмотрен-ных уголовно-правовыми нормами с бланкетной диспозицией .

В пункте 2 статьи 3 Договора об особенностях уголовной и админист-ративной ответственности за нарушения таможенного законодательства при-менительно к криминализации нарушений таможенного законодательства закреплена норма, согласно которой стороны этого Договора обязались принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон, и приведению к единообраз-ному определению противоправности таких деяний .

Однако на сегодняшний день отсутствует должная скоординированная уголовная политика Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в части криминализации общественно опасных деяний.

2. Виды таможенных преступлений и их уголовно-правовая квалифи-кация в странах Таможенного союза

Рассмотрим конкретные составы преступлений в сфере таможенного дела.

Норма ст. 228 УК предусматривает такой состав преступления, как конт-рабанда.

Таможенный кодекс Таможенного союза не определяя термина «тамо-женная граница Республики Беларусь», отсылает к национальному законода-тельству.

Пунктом 2 ст. 3 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлено, что таможенная граница Республики Беларусь совпадает с Государственной границей Республики Беларусь. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. N 319 «О некоторых вопросах таможенного регу-лирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах», таможенная граница Республики Беларусь определена как таможенная граница ТС в значении, принятом в Таможенном кодексе Таможенного союза. Кроме того, п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 г. N 208 «Об отмене таможенного конт-роля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией» на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией отменен таможенный контроль, ряд нарушений процедуры прохождения которого образуют способ совершения контрабанды .

Следовательно, уголовно наказуемый в Республике Беларусь состав контрабанды образует незаконное перемещение предметов контрабанды только через Государственную границу Республики Беларусь с Латвийской Респуб-ликой, Литовской Республикой, Республикой Польша и Украиной, но не с Рос-сийской Федерацией .

В то же время в соответствии со ст. 226.1 и 229.1 УК России, ст. 250 УК Казахстана состав контрабанды образует незаконное перемещение указанных в названных нормах предметов как через таможенную границу ТС, так и через государственные границы Российской Федерации, Республики Казахстан с государствами — членами ТС, т.е. с Республикой Беларусь и друг с другом.

УК Сторон по-разному определяют перечни предметов контрабанды. УК Казахстана, в отличие от УК Беларуси и УК России, в ст. 209 предусматривает уголовную ответственность за экономическую контрабанду, т.е. за незаконное перемещение через таможенную границу иных, кроме запрещенных или ограниченных к перемещению, товаров и ценностей в крупном размере. УК России до 8 декабря 2011 г. также предусматривал уголовную ответственность за экономическую контрабанду (ст. 188), однако эта статья была отменена (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ) .

Таким образом, в государствах — членах Таможенного союза и ЕЭП не унифицированы нормы об ответственности за контрабанду. Посредством приз-нания утратившей силу статьи 188 УК Российской Федерации в этом госу-дарстве декриминализирована товарная контрабанда. Однако в статье 228 УК Республики Беларусь и статье 209 УК Республики Казахстан товарная конт-рабанда признается преступлением.

Не согласованы между собой нормы национального законодательства указанных государств в сфере незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых и психотропных веществ, прекурсоров. Как следствие, возможно вполне легальное согласно белорусскому законодатель-ству перемещение через таможенную границу Республики Беларусь (она же является и белорусской частью таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) с последующей доставкой в Российскую Федерацию средств (веществ), не включенных в республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному конт-ролю в Республике Беларусь, установленный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 N 26, при том что такие средства, вещества, прекурсоры относятся к категории наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации, Республике Казахстан. Выявленные при таможенном досмотре на таможенной границе Республики Беларусь такие средства, вещества, прекурсоры не могут быть изъ-яты, а изъятые подлежат возврату .

Не может быть возбуждено и уголовное дело в целях пресечения таких действий и привлечения лица к уголовной ответственности (эти действия не являются преступлением в Республике Беларусь). Тем самым создаются объ-ективные препятствия для уголовного преследования этих действий в Россий-ской Федерации, Республике Казахстан, в которых они являются преступными и подлежат уголовной ответственности. Белорусская часть таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Государственная граница Республики Беларусь с Российской Федерацией становятся широким кори-дором для безнаказанного проникновения на территорию Российской Федера-ции и Республики Казахстан веществ, не признанных в Республике Беларусь наркотиками, психотропными веществами, прекурсорами, незаконный оборот которых признан преступлением в этих государствах .

Согласно указанной статье контрабанда — это перемещение в крупном раз-мере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в ч. 2 этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от тамо-женного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недосто-верным декларированием . таможенный преступление контрабанда уголовный

В соответствии с ч. 2 ст. 228 УК контрабандой является также переме-щение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радио-активных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огне-стрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным деклариро-ванием.

Состав контрабанды образуют также действия, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 ст. 228 УК, совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с исполь-зованием служебного положения, либо совершенное с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также действия, предусмот-ренные ч. 1, 2 и 3 ст. 228 УК, совершенные организованной группой.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 228 УК, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает две тысячи минимальных заработных плат на момент совершения преступления .

Объект данного преступления — установленный порядок таможенного регулирования, а также основы общественной безопасности и здоровья насе-ления.

В ст. 228 УК предусмотрен исчерпывающий перечень предметов конт—рабанды, которые можно подразделить на две группы.

Первую группу составляют товары и ценности, запрещенные или огра-ниченные к перемещению, в крупном размере.

Контрабанда вещей и ценностей первой группы влечет уголовную ответ-ственность лишь в тех случаях, если незаконно перемещается один или несколько товаров и ценностей, общая стоимость которых составляет крупный размер, запрещенных или ограниченных к такому перемещению.

Перечень товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению, устанавливается Советом Министром Республики Беларусь.

Ко второй группе относятся наркотические средства, психотропные силь-нодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массо-вого поражения .

Уголовная ответственность за контрабанду предметов, отнесенных ко второй группе, наступает независимо от их количества и стоимости.

Наркотические вещества — это природные и синтетические вещества, оказывающие одурманивающее действие или вызывающие эйфорию.

Психотропные вещества — это лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические функции человека: антидепрес-санты, нейролептические, психостимулирующие и седативные средства, транк-вилизаторы.

Сильнодействующие вещества — это вещества (кислоты, едкие щелочи и т.п.), способные вызывать ожоги и другие повреждения организма, а также лекарственные средства, употребление которых в дозах, превышающих реко-мендуемые, либо недозволенным путем может причинить вред здоровью чело-века и даже смерть (снотворное, обезболивающие и другие).

Ядовитые вещества — это природные и синтетические вещества, чуждые организму человека (мышьяк, цианистый калий, сулема, стрихнин и др.), которые при попадании в организм человека даже в сравнительно малых дозах способны вызвать отравление или смерть.

К отравляющим веществам относятся высокотоксичные органические и неорганические соединения, воздействующие на органы чувств человека. По характеру действия на организм они условно подразделяются на: а) общеядо-витые, б) нервно-паралитические, в) кожно-нарывные, г) удушающие, д) раз-дражающие, е) психотомиметические. Различают нестойкие, стойкие и ядовитые дымообразующие вещества. Отравляющие вещества являются оружием массового поражения.

Радиоактивные вещества — это химические элементы, все изотопы которых радиоактивны, и иные природные и синтетические вещества, обла-дающие способностью к ионизирующему распаду, ведущему к электромагнит-ному или корпускулярному излучению в дозах, опасных для живых организ-мов.

К взрывчатым веществам относятся различные пороха, пироксилин, нитроглицерин, динамит, тротил и т.п. химические соединения и смеси, спо-собные под воздействием внешнего импульса (удара, детонации, тепла и т.п.) к самораспространяющейся с большой скоростью химической реакции (взрыву) с образованием газообразных продуктов и выделением тепла .

Вооружение — различные виды оружия, а также совокупность различных видов технических средств, обеспечивающих его применение, составная часть военной техники. Оно включает: оружие (средства доставки и боеприпасы), системы его пуска, наведения, управления и другие технические средства подразделений, частей, кораблей, соединений различных видов вооруженных сил. Взрывные устройства — это технические средства возбуждения детона-ционного процесса заряда промышленных взрывчатых веществ или боепри-пасов, а также его передачи на расстояние с помощью детонирующих шнуров или других устройств. К взрывным устройствам относятся: капсюли-детонато-ры, запалы, огнепроводный шнур и средства его воспламенения, электродето-наторы, провода, источники тока (взрывные машинки), пиротехнические замедлители и т.п.

Огнестрельное оружие — все виды оружия, поражающие свойства кото-рого производятся снарядом, получающим ускорение энергией химического разложения взрывчатых веществ. Огнестрельное оружие подразделяется на ракетное, артиллерийское и стрелковое. К стрелковому огнестрельному ору-жию относятся: винтовки, пистолеты, карабины, автоматы, пулеметы, нарезные охотничьи ружья и т.д.)

Боеприпасы к огнестрельному оружию — это артиллерийские выстрелы, реактивные снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, наземные и морские мины, фугасы, ядерные боеприпасы, патроны стрелкового оружия, ручные и винтовочные гранаты и т.п.

Ядерное оружие — совокупность ядерных боеприпасов, средств их достав-ки к цели и средств управления. Относится к оружию массового поражения.

Химическое оружие — отравляющие вещества и средства их применения: ракеты, снаряды, мины, авиационные бомбы и т.п. с зарядом отравляющих веществ. Относится к оружию массового поражения .

Биологическое (бактериологическое) оружие — оружие массового пора-жения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств.

Под другими видами оружия массового поражения следует понимать, в частности, ракетное оружие и отравляющие вещества.

Под материалами и оборудованием, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установ-лены специальные правила перемещения через таможенную границу Респуб-лики Беларусь, понимаются материалы и оборудование так называемого двой-ного применения, т.е. такие, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения. Перечни таких товаров утверждаются Прави-тельством Республики Беларусь .

Содержание признаков контрабанды раскрыто непосредственно в дис-позиции ст. 228 УК. Это — перемещение, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или не-достоверным декларированием .

Квалификация действий по перемещению предметов через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа такого перемещения, а не наличия у физического лица, перемещающего предметы (товары), абстрактного права на перемещение товара или предмета.

Перемещение помимо таможенного контроля — перемещение вне опре-деленых мест или вне установленного времени таможенного оформления.

При этом нарушаются основные принципы перемещения товаров и ценностей. Согласно ст. 26 ТК товары и ценности подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Беларусь допускается в местах, определяемых таможенными органами Республики Беларусь, во время их работы, т.е. под контролем последних (ст. 27 ТК). В соответствии со ст. 191 ТК таможенному контролю подлежат все товары и ценности, перемещаемые через таможенную границу .

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использо-ванием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров и ценностей, или придание одним товарам и ценностям вида других.

Под сокрытием товаров способом, затрудняющим их обнаружение, следует понимать тайное хранение и перемещение:

а) с использованием тайников, которыми являются места специально:

— изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров);

— оборудованные и приспособленные (т.е. подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.п.);

б) с приданием сокрытым товарам вида других товаров;

в) с использованием других способов, при которых визуальное обна-ружение товаров и ценностей во время таможенного контроля затруднено (т.е. с использованием других ухищренных способов утаивания товара).

Критерием оценки способа перемещения товара как относящегося либо не относящегося к категории «затрудняющего обнаружение» могут быть сле-дующие обстоятельства:

— насколько «трудоемким» был процесс выявления (обнаружения) пе-ремещаемого товара, когда должностное лицо таможенного органа при досмотре ручной клади, багажа, транспортного средства не могло обнаружить предметы путем обычного визуального осмотра и (или) без применения тех-нических средств контроля, насколько затруднен был доступ в место транспор-тировки товара;

— предполагает ли вид товара, ценностей его перемещение (расположе-ние) в том месте, где он был выявлен .

Обманное использование документов или средств идентификации имеет место при перемещении товаров и ценностей и других предметов с пред-ставлением таможенному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей:

1) поддельных документов;

2) недействительных документов;

3) документов, полученных незаконным путем;

4) документов, содержащих недостоверные сведения;

5) документов, относящихся к другим товарам, ценностям и предметам, а также при использовании поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам, ценностям и предметам .

Под поддельными документами следует понимать содержащие достовер-ные сведения о перемещаемых товарах, ценностях документы, полностью изготовленные в нарушение установленного порядка, либо выполненные на бланках, изготовленных указанным образом, либо имеющие поддельные под-писи должностных и иных лиц, а также документы с искаженными сведения-ми, полученными в результате внесения в подлинные документы дополнитель-ных данных, уничтожения части текста, подчисток, исправлений, других изме-нений и дополнений или в результате совершения неправомерных действий, изменяющих первоначальное содержание подлинного документа.

Недействительные документы — документы, означающие, что их офи-циальное предназначение иное. Они свидетельствуют о фактах, лишь сов-падающих с рассматриваемыми, или не имеют надлежащего официального статуса (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия).

Под документами, полученными незаконным путем, следует понимать подлинные документы, полученные заинтересованным лицом в результате представления в качестве оснований для выдачи этих документов уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных документов; похищенные, либо неправомерно присвоенные или выданные лицом, не имеющим на то полномочий, или уполномоченным лицом в нарушение установленного порядка; полученные в результате злоупотребления дол-жностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа, или полученные в результате соверше-ния правонарушения, либо находящиеся в неправомерном владении.

Документы, содержащие недостоверные сведения — документы, которые фактически являются подлинными, но в которые внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего документа (изготавливается на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать т.п.), однако вносимые в него данные (текст, цифровые материалы) являются лож-ными.

Предъявление относящихся к другим товарам документов находится в причинно-следственной связи с незаконным перемещением товаров и способ-ствует такому перемещению.

К средствам идентификации относятся пломбы, замки разового дейст-вия, контрольные ленты, печати, нанесенная на транспортные средства, упаковку и товары цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки и штампы.

Под перемещением товаров и иных предметов через таможенную границу Республики Беларусь с обманным использованием средств таможенной идеен-тификации следует понимать такое перемещение, которое осуществляется с использованием поддельного средства идентификации, относящегося к другим товарам или предметам .

Недекларирование или недостоверное декларирование — незаявление по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и ценностях, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Чтобы действие лица можно было отнести к декларированию, досто-верному декларированию, оно должно удовлетворять следующим трем усло-виям:

Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа. Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной. Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

Незаметные

Сложился стереотип, что таможенные органы осуществляют лишь контрольные и надзорные функции в области таможенного дела. Действительно, в структуре таможен превалируют подразделения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на выполнение данных функций: таможенные посты, отделы контроля таможенной стоимости, таможенных процедур, таможенного контроля после выпуска товара и др. При этом многие подразделения наделены широким кругом полномочий по проведению проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД и других лиц.

Но необходимо учитывать, что такие подразделения таможен в своей деятельности могут выявить не только правонарушения, ответственность за которые установлена таможенным кодексом ЕАЭС и кодексом об административных правонарушениях РФ, но и деяния, отнесенные Уголовным кодексом РФ к преступлениям. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей предусмотрена ст. 194 УК. Расследование уголовных дел производится дознавателями таможенных органов (ч. 1 и 2) и следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 и 4 ст. 194 УК).

Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2018 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2019 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие.

Среди множества функциональных подразделений таможенной службы для многих незаметными остаются те, непосредственными задачами которых являются выявление и расследование преступлений: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам.

Как выявляются таможней такие преступления?

Как уже сказано выше, признаки преступления в таможенной сфере (и не только) могут выявить контрольно-надзорные подразделения таможни и направить соответствующие материалы в подразделение дознания.

Например, по результатам проверки отдела по таможенному контролю после выпуска товаров может быть установлена неуплата или неполная уплата таможенных платежей на сумму, образующую крупный размер (свыше двух миллионов рублей согласно примечанию к ст. 194 УК), что может являться уголовно-наказуемым деянием. Теперь проверяемому лицу при несогласии с решениями таможни уже придется защищаться не только путем оспаривания результатов проверки и требований об уплате таможенных платежей, но и уголовно-процессуальными средствами, а у таможенного органа появляется больше полномочий для дальнейшей проверки деятельности организации в ходе расследования уголовного дела.

Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни. При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности.

Типичным является выявление признаков преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данная сфера работы не доступна для глаз участников ВЭД в связи с ее конспиративным характером. Проверяемые лица могут длительное время не знать (а могут вообще не узнать) о проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
Лишь при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий участнику ВЭД или иным лицам может стать известно о попадании в поле зрения таможенного органа (вызов для опроса, проведение гласного обследования и др.), при этом права проверяемого лица ограничены спецификой оперативно-розыскной деятельности (фактическая невозможность ознакомиться с основаниями проведения мероприятий, поводами заведения соответствующего дела или материала и др.). Необходимо также учитывать наличие в структуре ФТС собственных оперативно-технических подразделений.

При выявлении признаков преступления результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть направлены дознавателю или следователю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Также основанием проведения «правоохранительным блоком» таможни проверки в отношении участника ВЭД может стать любое обращение, в том числе от недобросовестного конкурента.
При этом проведение проверки и применение мер уголовно-процессуального воздействия (запросы документации, вызовы на опрос и др.) могут продолжаться длительное время, что создает неудобство и напряжение в деятельности организации, а порой даже негативно влиять на ее деловую репутацию (органы таможни зачастую запрашивают документацию от контрагентов, вызывают их руководителей для дачи объяснений и др.).

Все многообразие поводов для проверки в уголовно-процессуальном порядке свидетельствует о возможности ее начала в отношении любого участника ВЭД и не только. Проверке может подвергнуться каждая организация, участвующая в товарообороте, включая тех, кто приобретает товары исключительно на внутреннем рынке.

Каковы основания для начала проведения процессуальной проверки? Фактически любые – каждое сообщение может быть воспринято дознавателем и следователем как содержащее сведения об уклонении от уплаты таможенных платежей. Также отсутствуют обязательные критерии для возбуждения уголовного дела – законодательно не закреплено наличие, например, акта проверки или требования об уплате таможенных платежей. На практике же на данной стадии, как правило, все вращается вокруг расчета суммы неуплаченных таможенных платежей, но для дознавателя нет обязательной формы расчета – это может быть справка специалиста, заключение, требование и др. Единственным закрепленным законом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что зачастую субъективно.

Как не перевести взаимодействие с таможней в уголовно-правовую сферу?

Мною перечислены лишь некоторые аспекты работы таможенных органов по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 194 УК. К сожалению, в нашей стране использование уголовно-правовых инструментов для устранения конкурентов или из корыстной заинтересованности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов — не новшество. Подобные риски отбивают у предпринимателей желание участвовать во внешнеэкономической деятельности и даже внутреннем товарообороте.

Тем руководителям, кто планирует или продолжает добросовестно участвовать во внешнеэкономическом товарообмене, позволю себе дать несколько рекомендаций:

1. Внимательно отнеситесь к подготовке документов, декларированию товаров, организации их доставки, не забывая, что таможенное оформление – довольно сложная процедура, требующая обязательное участия специалистов в таможенном деле. Сохраняйте таможенные декларации, товаросопроводительные документы, переписку с зарубежными и иными контрагентами, перевозчиками и таможенными представителями (брокерами). Контролируйте достоверность товаросопроводительных и иных документов, предоставляемых непосредственно в таможенный орган, брокеру либо контрагентам.

2. Пользуйтесь услугами только проверенных и зарекомендовавших себя таможенных представителей (брокеров), не соглашайтесь на сомнительные схемы уменьшения бремени таможенных платежей.

3. Не реагируйте на предложения о наличии связей в таможенных органах и возможности решить возникшие проблемы «непроцессуальным» путем. Проверки могут коснуться всех, так как инициированы могут быть различными многочисленными подразделениями (а зачастую в автоматическом режиме путем случайной выборки), а органы ФСБ и подразделения собственной безопасности ФТС активно борются с коррупционными проявлениями внутри таможни. При этом из-за специфики деятельности таможни внимание спецслужб к ней значительно пристальнее, чем к большинству иных органов.

4. При проведении каких-либо проверочных мероприятий, даже пока не связанных с уголовным преследованием, привлекайте к участию специалистов, компетентных в различных сферах: таможенном деле, производстве по делам об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном производстве, чтобы прогнозировать риски и пресечь развитие дальнейших неблагоприятных последствий.

5. Отстаивайте интересы организации с момента первых претензий со стороны таможенных органов (запросов документов, корректировки таможенной стоимости, изменении кода ТН ВЭД, возбуждении дела об административном правонарушении и др.) в целях выяснения оснований и пресечения дальнейшего развития ситуации в уголовно-процессуальном русле.

В заключение отмечу, что и при возбуждении уголовного дела добросовестным предпринимателям не стоит отчаиваться, так как доказывание по делам рассматриваемой категории крайне скрупулёзный и сложный процесс, сопряженный с проведением большого объема следственных действий и анализом специфичной таможенной документации. Последовательная и активная защита зачастую убеждает правоохранительные органы в отсутствии оснований для уголовного преследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *