Ведение административных дел в суде через представителей

154

2016. Т. 26, вып. 4

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 347.9 Д.В. Татьянин

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ)

Институт представительства есть во всех процессуальных законах, однако его конструкция различна с учетом состава участников конкретного судопроизводства. Представители в судебном процессе оказывают квалифицированную юридическую помощь сторонам и заинтересованным лицам. Автором рассматриваются дискуссионные вопросы института представительства в административном судопроизводстве, а также влияние гражданско-процессуального и уголовно-процессуального законодательства на формирование института представительства в административном судопроизводстве. Отмечается, что в КоАП РФ и КАС РФ по-разному определен перечень сторон, а также перечень лиц, имеющих право выступать в качестве представителей. Обосновывается мнение о необходимости урегулировать противоречие в отношении лиц, осуществляющих представительство и защиту интересов сторон, в административном судопроизводстве и административном процессе. Обосновывается предложение о целесообразности введения оснований обязательного участия адвоката в качестве представителя в административном процессе. Предложено в КАС РФ предусмотреть удостоверение полномочий представителя только доверенностью, оформленной в соответствии с законом, исключив возможность выражения их в заявлении представляемого лица в судебном заседании в устной форме или представлении в суд в письменной форме. Указывается на необходимость установления квалификационных требований к лицам, имеющим право осуществлять представительство сторон, в качестве которых следует рассматривать наличие базового высшего юридического образования и стажа работы не менее одного года.

Ключевые слова: представитель, административный истец, административный ответчик, правонарушитель, защитник, потерпевший, обязательные основания участия представителя.

Вступление в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) обусловило возникновение ряда вопросов, связанных с его реализацией на практике. В частности, это касается института представительства в административном судопроизводстве, закрепленном в гл. 5 КАС РФ.

Проблемы формирования указанного института обусловлены тем, что, с одной стороны, институт участников и представителей в гражданском процессе формировался под влиянием ГПК РФ, поскольку из него в КАС РФ были переведены все категории дел, вытекающие из публично-правовых отношений. С другой стороны, влияние на формирование КАС РФ оказывает КоАП РФ, который, в свою очередь, находится под воздействием УПК РФ. Ю.И. Чернов отмечал, что «важной материально-правовой предпосылкой наличия между уголовным процессом и производством по делам об административных правонарушениях отношений общности, взаимной зависимости и обусловленности является взаимодействие уголовной и административной ответственности. На современном этапе это взаимодействие проявляется в наличии обширного массива смежных составов преступлений и административных проступков, а также в наличии случаев, когда за совершение одного и того же противоправного деяния физическое лицо (лица) привлекаются к уголовной ответственности, а юридическое лицо — к административной ответственности»1.

Институт представительства есть во всех указанных законах, однако его конструкции отличаются в зависимости от состава участников. Представители оказывают квалифицированную юридическую помощь сторонам и заинтересованным лицам.

Согласно ГПК РФ, стороны — это истец и ответчик. Интерес в процессе имеют третьи лица как с самостоятельными требованиями на предмет спора, так и третьи лица без самостоятельных требований на предмет спора.

В УПК РФ выделяются две стороны — защиты и обвинения. К стороне обвинения относятся должностные лица, осуществляющие предварительное расследование и прокурорский надзор, а также участники, защищающие свой интерес. К участникам стороны обвинения, защищающим свой интерес и интерес, представляемых лиц, относятся потерпевший, частный обвинитель, гражданский ис-

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2016. Т. 26, вып. 4

тец, их представители, а к участникам стороны защиты — обвиняемый, подозреваемый, защитник, законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), гражданский ответчик, его представитель. Законодатель в ст. 389.1, ст.401.2 УПК РФ указал на иных лиц, имеющих право на обжалование судебных решений в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, что стороны — это лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший. Такой участник, как иное заинтересованное лицо, в КоАП РФ отсутствует.

Согласно ч. 1 ст. 38 КАС РФ сторонами в административном судопроизводстве являются административный истец и административный ответчик. В соответствии с ч. 1 ст. 47 КАС РФ заинтересованное лицо — это лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Учитывая различную конструкцию состава сторон в процессуальных законах, по-разному определен и состав их представителей. В ГПК РФ и КАС РФ — представители. В УПК РФ и КоАП РФ -представители и защитники.

В числе лиц, выступающих в качестве представителей, в КАС РФ указаны следующие: законный представитель; орган управления организации или уполномоченные ею лица либо представители организации; представитель ликвидационной комиссии; уполномоченный общественного объединения или религиозной организации или ее представитель, которому доверили вести дело в суде; руководитель либо представитель органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления; представление интересов Правительства Российской Федерации осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. В качестве представителей в суде не могут выступать судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Представители должны предъявить суду документы о своем образовании и документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Кроме требований о наличии высшего юридического образования и полной дееспособности, к представителям не предъявляется никаких дополнительных требований. Исключение составляет положение, связанное с назначением судом представителя, поскольку суд в качестве представителя может назначить только адвоката. Согласно ч. 1 ст. 54 КАС РФ, представитель может участвовать в административном судопроизводстве в силу прямого указания закона либо по усмотрению лица, являющегося стороной в процессе. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Основания обязательного участия представителя указаны в нормах закона, регулирующих отдельные виды административного производства. Обязательное участие законного представителя в суде имеет место в отношении защиты прав и законных интересов недееспособных граждан. В качестве законных представителей указанных лиц выступают родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, а также граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители ведение административного дела в суде могут поручить избранному ими представителю. Если КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя в судебном процессе, то законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Участие адвоката в качестве представителя имеет место по назначению суда в случаях отсутствия представителя: у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке.

2016. Т. 26, вып. 4

Д.В. Татьянин

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Административные дела организации в суде могут вести единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 56 КАС РФ представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.

Представитель действует на основании доверенности, выданной представляемым лицом, или иного документа, в котором должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме.

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. Понятия «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» и «административный ответчик» не являются тождественными, у них различные основания для вступления в процесс, поэтому введение единого участника вместо двух указанных нецелесообразно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно законодатель отмечает, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении может быть допущен адвокат или иное лицо. Адвокат представляет ордер, удостоверяющий его полномочия. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве об административном правонарушении с момента его возбуждения. При производстве по делу об административном правонарушении законодатель защитнику и представителю предоставил одинаковые права: знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, но законодатель не предусмотрел в КоАП РФ оснований для обязательного участия защитника или представителя.

Полагаем, что в КАС РФ следует предусмотреть удостоверение полномочий представителя только доверенностью, оформленной в соответствии с законом, исключив возможность их выражения в заявлении в устной форме, представляемым лицом в судебном заседании, или в письменной форме — в суд.

Необходимо, на наш взгляд, установить следующие квалификационные требования к представителю: наличие базового высшего юридического образования и стажа работы не менее одного года.

В КАС РФ и КоАП РФ следует предусмотреть обязательное участие в качестве представителя адвоката при защите прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие дееспособности, и недееспособных лиц.

Поступила в редакцию 11.04.16

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2016. Т. 26, вып. 4

D.V. Tat’yanin

REPRESENTATION IN ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS (DEBATABLE QUESTIONS)

§ 8. Представительство в делах административного
судопроизводства
1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.
При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.
Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.
2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.
Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.
При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.
Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.
Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
3. Субъекты представительства. Судебным представителем может быть не любое лицо. Как уже отмечалось, представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). На какие виды представительства распространяется данное требование о юридическом образовании? Полагаем, что оно не распространяется на случаи законного представительства, поскольку в их основе лежит указание закона (например, родительские отношения), а не факт наличия высшего юридического образования. Вряд ли оно распространяется на руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, представляющих соответствующие органы в силу их служебного положения, а также на руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами.
Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 54 КАС от имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.
Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов. По требованиям, предъявленным к Правительству РФ, а также при обращении Правительства РФ в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства РФ в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ.
Ряд категорий граждан не может осуществлять функции судебного представительства. В частности, не вправе быть представителями в суде судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Не могут быть также представителями в суде по смыслу законодательства иные лица, для которых в силу их положения установлены подобные ограничения, например судебные приставы, нотариусы, за исключением случаев, когда такие лица представляют в суде интересы соответствующих организаций либо осуществляют функции законных представителей.
4. Полномочия представителей в административном судопроизводстве. Поскольку представители в суде совершают процессуальные действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий поверенного определяется процессуальным положением доверителя — истца, ответчика, заинтересованного лица и т.д. Вместе с тем объем полномочий судебного представителя определяется и тем, какие именно из полномочий, имеющихся у доверителя, ему были переданы. Представители поэтому должны представить суду документы о своем образовании (при наличии таких требований), а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований, в частности диплом о высшем юридическом образовании не ниже уровня бакалавра права.
Таким образом, объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств: от объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.
Общие полномочия — это такие процессуальные действия, которые вправе совершать представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. Поэтому представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
К общим полномочиям относятся полномочия знакомиться с материалами административного дела, заявлять отводы, представлять доказательства, задавать вопросы другим участникам судебного процесса, заявлять ходатайства и т.д.
Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.
В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; на подачу встречного административного искового заявления; на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; на изменение предмета или основания административного иска; на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие); на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; на обжалование судебного акта; на предъявление исполнительного документа к взысканию; на получение присужденных денежных средств или иного имущества.
В доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено.
5. Подтверждение полномочий судебных представителей. Полномочия представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства.
Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы. Родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт. Усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении. Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием (п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре).
Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Соучастники, согласно ч. 3 ст. 41 КАС, могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков). Соучастники вправе заявить ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Подобное заявление заносится в протокол судебного заседания.
6. Доверенность. Во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом (ГК), а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с ч. 8 ст. 57 КАС.
Согласно ч. 8 ст. 57 КАС доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.
7. Проверка полномочий представителей. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.
Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным КАС и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст. 54 и 55 КАС, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В случае если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *