Увеличение зарплаты учителям

Какие возможности предоставлены учителям для повышения уровня зарплаты в 2019 году

В 2019 году изменится тарифная сетка, которая применяется при определении зарплаты. Педагоги могут повысить свой профессиональный уровень таким образом:

  • пройти обучение на курсах повышения квалификации по своему предмету за счет учебного заведения;
  • переаттестация дает возможность повысить категорию, не нужно ждать 5 лет;
  • появились звания старший специалист и ведущий специалист, что отражается на уровне оплаты труда.

В планах правительства поднять зарплату учителей в среднем по стране до уровня 80 тыс. рублей в месяц к 2024 году. В настоящее время разрыв в оплате труда учителей в столице и в провинции огромный: в глубинке она еле дотягивает до прожиточного минимума, в Москве приближается к намеченной средней цифре.

Заработок учителя складывается из таких частей:

  • оклад;
  • доплата за стаж;
  • премии;
  • доплата за ненормированный рабочий день.

Первое увеличение коснется оклада: повышение получат все категории учителей. Для осуществления этой программы в бюджете предусмотрено выделение более 500 млрд. рублей.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 41 830 рублей (данные за III квартал 2018). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Оклады бюджетников в 2019 году, таблица:

Область/Республика

Здравоохранение

Образование

Социальная служба

Библиотеки, архивы,
музеи и прочие
объекты культуры

Научные
исследования
и разработки

Белгородская

25 581

22 868

19 427

23 546

34 069

Брянская

21 733

19 229

14 266

19 418

29 505

Владимирская

25 973

22 810

21 478

25 740

44 239

Воронежская

24 203

23 521

17 409

22 984

53 949

Ивановская

22 165

19 588

17 804

18 456

29 908

Калужская

29 486

26 394

20 981

26 754

56 012

Костромская

21 479

18 765

14 602

18 655

23 812

Курская

22 760

20 791

19 287

21 665

36 722

Липецкая

22 955

21 380

19 917

22 430

32 746

Московская

47 260

43 658

41 976

42 016

65 932

Орловская

22 875

20 510

15 586

21 187

19 105

Рязанская

23 687

23 021

17 730

23 355

58 023

Смоленская

23 484

19 932

15 507

21 113

51 783

Тамбовская

21 901

19 304

16 270

20 041

20 960

Тверская

23 989

21 763

17 513

21 242

42 407

Тульская

27 828

24 141

22 660

28 058

42 395

Ярославская

26 176

24 417

19 814

22 267

33 831

Москва

65 460

74 393

65 284

65 634

82 296

Карелия

32 077

25 335

20 255

28 704

39 940

Коми

36 574

29 924

25 868

35 636

71 171

Архангельская

34 186

29 924

27 848

35 462

81 352

Ненецкий автономный округ
(Архангельская область)

69 392

53 202

59 438

61 502

67 525

Архангельская область
(кроме Ненецкого автономного округа)

32 657

28 397

25 396

32 885

81 415

Вологодская

25 476

23 003

21 068

26 140

57 092

Калининградская

31 417

27 415

23 343

26 345

47 178

Ленинградская

35 710

33 904

31 347

32 539

59 279

Мурманская

42 850

36 629

39 949

41 676

55 437

Новгородская

26 465

22 803

20 753

25 501

51 414

Псковская

23 284

18 961

16 416

19 922

19 676

Санкт-Петербург

55 447

49 825

44 613

50 134

77 091

Адыгея

21 297

19 852

16 172

20 755

43 605

Калмыкия

19 669

18 295

14 730

16 330

21 979

Крым

25 693

24 699

24 068

22 477

28 740

Краснодарский край

27 406

24 996

21 902

23 517

40 054

Астраханская

24 768

21 302

17 719

22 606

30 714

Волгоградская

24 782

22 209

20 335

23 640

56 720

Ростовская

24 741

22 169

19 284

21 217

52 147

Севастополь

27 350

26 021

25 133

26 489

35 313

Дагестан

21 292

16 658

13 395

13 463

27 422

Ингушетия

20 601

19 340

14 198

17 972

21 061

Кабардино-Балкарская

21 123

18 703

16 478

12 312

25 172

Карачаево-Черкесская

19 784

17 861

16 984

16 236

38 915

Северная Осетия-Алания

20 417

18 975

16 890

15 882

25 649

Чеченская

22 571

18 275

18 391

12 544

26 163

Ставропольский край

25 388

20 879

18 763

20 736

28 864

Башкортостан

27 906

24 005

19 396

20 894

65 214

Марий Эл

20 248

19 010

14 271

19 517

46 285

Мордовия

22 440

19 827

16 814

18 879

33 122

Татарстан

26 912

25 723

21 101

23 912

54 078

Удмуртская

26 223

21 826

19 813

23 468

34 601

Чувашия

22 839

19 542

16 034

18 749

48 063

Пермский край

27 768

26 854

23 250

23 474

54 335

Кировская

24 345

19 478

15 591

19 165

36 936

Нижегородская

25 752

26 767

20 752

25 128

59 649

Оренбургская

24 387

20 701

18 446

21 903

33 573

Пензенская

25 840

22 085

18 017

22 510

52 311

Самарская

26 429

26 043

19. 373

23 681

43 867

Саратовская

21 357

18 940

17 001

19 016

36 738

Ульяновская

21 796

21 776

18 867

20 970

48 827

Курганская

22 728

19 305

16 886

19 174

34 951

Свердловская

32 310

28 781

24 594

30 247

45 601

Тюменская

50 746

46 938

41 873

51 316

94 372

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
(Тюменская область)

56 312

49 143

47 810

50 627

81 757

Ямало-Ненецкий автономный округ
(Тюменская область)

73 754

61 110

61 019

78 438

10 719

Тюменская область
(кроме Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры и Ямало-Ненецкого
автономного округа)

33 927

35 979

30 687

33 236

98 423

Челябинская область

28 869

25 440

22 988

26 376

51 292

Республика Алтай

25 786

19 930

14 527

21 162

22 183

Бурятия

29 159

26 351

22 244

23 022

42 129

Тыва

26 558

21 707

17 313

23 784

41 086

Хакасия

28 353

24 697

20 761

23 300

56 413

Алтайский край

22 023

17 347

15 728

15 312

33 369

Забайкальский край

27 584

22 944

19 956

20 964

31 741

Красноярский край

31 980

30 766

23 909

27 771

54 870

Иркутская

31 955

27 344

28 570

31 056

53 384

Кемеровская

26 477

24 797

19 123

22 035

60 530

Новосибирская

30 232

27 526

23 872

24 784

47 047

Омская

26 011

23 454

17 736

21 674

42 731

Томская

30 476

33 821

22 264

28 988

52 253

Саха (Якутия)

48 794

45 528

41 854

44 382

66 815

Камчатский край

60 507

53 147

52 368

51 900

68 167

Приморский край

34 225

32 384

27 371

27 896

48 746

Хабаровский край

39 396

32 424

31 509

33 405

50 086

Амурская

30 391

26 973

23 521

28 957

64 174

Магаданская

57 781

48 252

53 235

49 009

68 410

Сахалинская

58 283

50 160

50 145

52 825

77 586

Еврейская автономная область

30 176

25 268

22 558

22 802

37 734

Чукотский автономный округ

83 239

73 041

74 313

72 767

68 158

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597, называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Будет ли повышение зарплаты учителей в 2019 году

Педагоги, независимо от сферы деятельности, относятся к категории «майских бюджетников», то есть, их зарплата регулируется и контролируется на правительственном уровне. Это связано с катастрофически низкими доходами учителей, особенно молодых специалистов, оттоком из отрасли профессиональных работников, снижением престижности самой профессии.

Рис. 1. Доходы молодых учителей на порядок ниже средних показателей

Распоряжение о планомерном повышении доходов преподавателей впервые было отдано президентом страны Путиным В.В. в мае 2012 г., согласно которому, к 2018 г. зарплаты должны вырасти до 100% среднего регионального дохода у:

  • школьных учителей;
  • преподавателей и мастеров учебных заведений профессионального образований;
  • педагогов, работающих с детьми-сиротами.

Кроме этого, оплата труда педагогов дошкольных учебных и воспитательных учреждений не должна быть ниже 100% средней з/п в сфере образования в регионе, а преподавателей дополнительного образования – 100% дохода учителей.

В особую категорию были выделены преподаватели высших учебных заведений и профессорский, научный состав, у которых оплата труда должна достигнуть 200% размера трудового дохода в регионе.

На протяжении 6 лет зарплаты преподавательского состава индексировались на федеральном и региональном уровне, что позволило достигнуть высоких показателей в разрезе страны. Но если рассмотреть номинальную заработную плату на уровне регионов и муниципальных субъектов, картина складывается не столь радужная.

Таблица 1. Уровень з/п педагогов по итогам I квартала 2018 г.

Специальность Плановые показатели Фактическая з/та
По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования % 100 88,5 113 120,9 86,2
руб. 36 974 32 718 41 773 44 716 31 876
Учителя общеобразовательных школ % 100 112,4 197 161 100,8
руб. 37 564 42 226 73 990 60 466 37 876
Педагоги дополнительного образования % 100 95,2 115,7 121,3 90,8
руб. 41 698 39697 48245 50580 37862
Мастера и преподаватели профессионального образования % 100 109,5 109,4 109,6 69,8
руб. 37 564 41 146 41 080 41 171 26 210
Педагоги, работающие с детьми-сиротами % 100 101,7 98,8 122,5
руб. 37 564 38 201 37 101 46 004
Преподаватели вузов % 200 230 230 270 137,6
руб. 75 128 87 695 87 347 101 225 51 688

Источник: Росстат

Наиболее яркими примерами разбега заработков в федеральных и муниципальных учебных заведениях являются:

  1. Доходы от трудовой деятельности школьных учителей. Так, в Ненецком автономном округе Архангельской обл. зарплата в регионе ‒ 101 681 руб. и даже в сельской школе Ямало-Ненецкого округа – 113 826 руб. Тогда как в Дагестане педагог получает 21 389 руб., а в сельских школах Костромской обл. ‒ 24 051 руб.
  2. Оплата труда преподавателей вуза. В относительном выражении уровень доходов колеблется от 137 до 270%. Учитывая региональные коэффициенты, разбег в натуральном выражении поражает еще больше: например, в Югре педагогам высшего звена платят 162 932 руб., а в Ивановской области в вузе муниципального уровня – 45 419 руб.

Такой разбег показателей объясняется не только региональным уровнем доходов населения, но и неспособностью некоторых субъектов обеспечить высокие зарплаты бюджетникам.

Рис. 2. Сельский учитель зарабатывает на порядок меньше городских коллег

Чтобы сохранить достигнутых показателей, правительство вынуждено субсидировать регионы. Поэтому предложение Минобрнауки в марте 2018 г. о повышении всем педагогам или школьным учителям, в частности, заработной платы до 150% осталось без поддержки.

Однако в мае прозвучала рекомендация президента удерживать доходы педагогов на достигнутом уровне и не допустить их снижения на фоне повышения МРОТ и роста благосостояния россиян. Президентские указы нашли отражение в проекте бюджета на 2019 г., где четко отражено, будет ли повышение зарплаты учителям.

В законопроекте предусмотрен планомерный рост заработной платы бюджетников на период с 2019 по 2021 гг., в том числе окладов воспитателей, учителей и преподавателей вузов, сузов.

На сколько повысят зарплату

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета, зарплата учителям в 2019 году должна увеличиться на 6%. Для этих целей понадобится ассигнований на сумму 109 млрд руб. Чтобы удержать доходы на прежнем уровне и поднять оклады, субсидирование будет увеличено на 16,1%, по сравнению с прошлым годом. Такие расчеты предоставила счетная палата в Госдуму для принятия федерального бюджета.

Рис. 3. Финансирование образования на 2019 г. увеличено

Кроме этого, заложен и дальнейший рост оплаты труда воспитателей, учителей, педагогов среднего и высшего звена:

  • на 5,4% в 2020 г., для чего понадобится 120 млрд руб.;
  • на 6,6% в 2021 г., что потребует дополнительных ассигнований в размере около 134 млрд руб.

Для сравнения! Денежное довольствие российских полицейских в 2019 г. будет увеличено на 4,3%.

Прежде всего, повышение коснется учителей федеральных учебных заведений. Аналогичные шаги обязаны предпринять в субъектах РФ. Причем размер роста окладов может быть больше рекомендованных 6%.

К концу октября 2018 г. в большинстве регионов должны рассмотреть проекты или утвердить местные бюджеты, после чего будет ясно, на сколько повысят оклады учителям в региональных и муниципальных школах и других учебных заведениях.

Какой будет средняя зарплата учителей

Система оплаты труда педагогов предусматривает применение, кроме окладов, стимулирующих выплат и прочих надбавок. Причем некоторые прибавки распределяются по решению руководства учебного заведения. Нередко педагоги, чтобы заработать достойную оплату, трудятся на 1,5-2 ставки. Даже у двух специалистов с одинаковым образованием и специальностью фактическая зарплата может существенно отличаться. Педагоги уже приспособились к новым условиям работы и сложной системе начисления зарплаты.

Рис. 4. Сложная схема начисления з/п учителей

Но информация о среднем заработке не отражает реальной картины. К тому же повышение отразится непосредственно на окладах и надбавках, привязанных к тарифам. Поэтому фактическая оплата труда после перерасчета может вырасти на разные суммы.

Размер средних зарплат приблизится к значениям, указанным в таблице.

Таблица 2. Средняя заработная плата учителей в 2019 г.

По стране На федеральном уровне На региональном уровне В муниципальных учреждениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 34 681 44 279 47 399 33 789
Учителя общеобразовательных школ 44 760 78 429 64 094 40 149
Педагоги дополнительного образования 42 079 51 140 53 615 40 134
Мастера и преподаватели профессионального образования 43 615 43 545 43 641 27 783
Педагоги, работающие с детьми-сиротами 40 493 39 327 48 764
Преподаватели вузов 92 957 92 588 107 299 54 789

Источник: Росстат

Как менялась зарплата педагогов последние 6 лет

Заработная плата преподавателей на протяжении 2013-2018 гг. менялась неравномерно. Так, учителям школ и дошкольного, дополнительного образования существенно повышали оклады первые пару лет после подписания майских указов 2012 г. Преподаватели же вузов получили хорошую прибавку в начале 2018 г. В любом случае средняя заработная плата ежегодно росла.

Рис. 5. Прибавка к зарплате 1 000-2 000 руб. в год не отразилась на уровне дохода

Таблица 3. Динамика роста з/п преподавателей

Дошкольное образование В начальной и средней школе Дополнительное образование Профессиональные учебные заведения вузы
2013 23 363 29 038 21 593 25 144 40 428
2014 25 592 31 535 25 324 27 691 47 188
2015 26 553 32 638 26 846 28 684 50 703
2016 27 476 33 338 27 989 29 848 55 028
2017 29 027 34 921 32 263 32 212 63 831
I полугодие 2018 32 718 42 226 39 686 41 146 87 695
Рост з/ты 40% 45% 84% 64% 117%

График 1. Динамика роста средней заработной платы преподавателей

Фактически, за 6 лет заработки педагогов выросли:

  • в дошкольных учреждениях – на 40%;
  • в школах – на 45%;
  • в учебных заведениях профессионального типа – на 64%;
  • в сфере дополнительного образования – на 84%;
  • в высших учебных заведениях – на 117%.

Для сравнения! Денежное довольствие военных за последние 6 лет было увеличено всего лишь на 4%.

Через 3 года учителя будут зарабатывать около 50 000 руб., что на 18% больше, чем средняя зарплата в 2018 г. Но даже с таким уровнем оплаты работы доход российских педагогов далек от зарплат их американских коллег, которые получают около 5 000 $ в месяц. К тому же нет гарантии, что заработные платы сельских педагогов и учителей, работающих в субъектах с низким средним доходом в регионе, будут подняты хотя бы до усредненных показателей. Но остается надежда, что будет принят нормативный акт, устанавливающий минимальный порог для оплаты труда педагогов, что обяжет региональные и муниципальные власти пересмотреть подход к финансированию образовательной сферы.

Вся правда о средних зарплата учителей в видеоролике:

Требуем прямого ответа от министра образования Васильевой по поводу неисполнения Майских указов в плане повышения зарплат педагогов!

Открытое обращение к министру образования Васильевой от российского учителя.

Госпожа Васильева. К Вам обращается Редикульцев Антон Валерьевич, учитель средней общеобразовательной школы села Калги Забайкальского края. После многих дней тягостных раздумий я решил высказать своё мнение по поводу происходящего. Не буду примерять на себя личины излишней обходительности и не стану затруднять себя поиском изящных словес. Выскажу всё то, что давно накипело на душе. И, думаю, не только у меня. Надеюсь, педагогическое сообщество в основной своей массе поддержит моё обращение, пусть и тихо, пусть и про себя. Тут уж диктуют время и обстоятельства.

В последнее время я, как и многие мои коллеги, были свидетелями множества заявлений по поводу растущего благосостояния российских педагогов. Да, я буду говорить об этом. Понимая, что замызганный и несколько потерявший свой лоск в наше нелёгкое капиталистическое время лозунг о благородстве и самоотречённости нашей профессии активно педалируется в нужное время и в нужном месте, я попробую отойти от этой лицемерной демагогии и показать на своём примере, что для меня есть правда, а что вымысел. Не смею Вам указывать или давать советы. Но приподнять немного зашоренные веки нашего чиновничества — считаю своим гражданским долгом.

С завидной регулярностью в последнее время в СМИ проходит информация о том, что заработная плата российского учителя покоряет всё новые и новые вершины. Вот и Вы совсем недавно озвучили сумму в 33,2 тысячи рублей, обозначив её как среднюю. Сколько работаю в школе (а я работаю без малого 22-й год), моего высшего гуманитарного образования, видимо, не хватает для того, чтобы осознать всю глубину и многогранность этого мистического понятия — «средняя зарплата». Почему мистического? Потому, что эта сумма для подавляющего большинства моих коллег недоступна, и в расчётках каким-то непостижимым образом отображаются совсем иные числа. А если кто и является счастливым обладателем выигрышного билета, то по уровню нагрузки, степени загруженности и объёму выполняемой работы он вряд ли будет отвечать критериям того самого «среднего» значения. Потому как, если я правильно понимаю, средняя заработная плата должна хоть как-то коррелировать с соответствующей рабочей нагрузкой, такой же средней. Но, как показывает личный опыт работы и общения с коллегами, никакого соответствия в данном случае не наблюдается. Взять хотя бы наш коллектив. Обозначенная сумма, конечно же, присутствует в расчётках у моих коллег. Есть и те, кто может похвастаться и суммой под четыре десятка. Но, повторюсь, это никоим образом не отвечает той самой пресловутой «средней» рабочей нагрузке. Они практически живут в школе.

Не буду далеко ходить за примерами. Скажу о себе. Стаж 22 года. Образование высшее. Преподаю в школе три замечательных предмета. Нагрузка по урокам 23 часа. Дополнительно к этому веду спортивную секцию, шесть часов в неделю. Плюс проверка тетрадей. Плюс работа с коррекционщиками. Плюс заведование кабинетом. Мало того, значительную (в процентном отношении, конечно же) прибавку к нашим нищенским окладам составляют сельские выплаты и северный коэффициент. Итак, после перечисления всех этих бюджетных регалий что же я имею на выходе? А имею скромные 24 тысячи на руки. Это при моей далеко не средней рабочей нагрузке и сельских. Представляете, что бы я имел, работая в городской школе? Не более 18, а то и 16 тысяч. Поэтому, госпожа Васильева, вы уж простите, но слушать ваши придыхания по поводу растущего благосостояния российского учителя становится с каждым разом всё сложнее и сложнее. Я не беру во внимание, что сам факт такой зарплаты, не дотягивающей даже до уровня 600 долларов, позорен и уныл. Воздержусь и от сравнения в стиле «а вот у Них Там», чтобы не прослыть русофобом у лёгкой на выводы публики.

Конечно, вашу риторику понять несложно. Мне, простому смертному, на ум приходит два варианта такого расхождения ваших чиновничьих фантазий с суровой действительностью, в которую нас с завидным постоянством окунает это государство. Первый вариант — вы просто не в курсе происходящего в стране. Тогда напрашивается очень неприятный вывод либо о вашей некомпетентности, либо о саботаже со стороны тех, кто вас снабжает такой дезинформацией. Второй вариант — вы просто-напросто играете роль, не выходя за рамки своего амплуа, создавая фальшивую картинку общего благополучия для стороннего наблюдателя, рассуждая о средних зарплатах, но скромно умалчивая о медианных, озвучивая суммы, но так же скромно умалчивая о соответствующей этой сумме рабочей нагрузке, говоря об увеличении номинальных сумм в расчётках учителей, не замечая затянувшегося падения реальных доходов населения. Тогда вас вполне закономерно можно заподозрить в элементарном лицемерии. Но, думаю, вас это мало пугает, потому как наше к вам отношение вряд ли будет донесено до вас во всей своей богатой палитре по причине неработающей обратной связи. Честно говоря, напрашивается ещё одно предположение медицинского характера — хроническое головокружение от успехов. Но я не медик. И не политик. Поэтому не настаиваю.

Вернусь к цифрам и фактам. Вы, наверное, слышали легенду под названием «Майские указы»? Среди бюджетной челяди ходят упорные слухи, что в соответствии с ними заработные платы учителей должны быть сейчас на порядок выше. Кроме этого, статья 134 ТК РФ прямо указывает на своевременное обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Так что, учитывая всё вышесказанное, при повышении зарплаты должен получиться синергичный эффект. И если взять во внимание тот постыдный для Великой, Необъятной и Встающей с колен факт, что основная часть заработка нищего российского учителя уходит на погашение тарифных платежей и покупку продуктов (не менее 80%), то, начиная с 2014 года, в наших распечатках по заработной сдаче (простите, плате, конечно же) должны отображаться числа, как минимум на 60-80% превышающие ту унизительную сумму, которую мы имеем сейчас. Конечно, я, как сознательный и ответственный современный гражданин своей страны, должен понимать, что вашим светлым и принципиальным порывам повысить благополучие и престиж педагогической профессии противостоит весь мир — от Госдепа до Пятой колонны и от Барака Обамы до Ангелы Меркель — но, если учесть некоторые факты из реальной жизни, у меня всё чаще и чаще закрадываются смутные сомнения, что не всё так однозначно. Уж простите мне мою въедливость и, быть может, некоторую подозрительность, но я позволю себе окунуться в нафталин своих бюджетных воспоминаний, чтобы познакомить вас и ваших коллег с терниями, через которые пришлось продираться тому финансовому благополучию российского учителя, в котором вы нас время от времени пытаетесь убедить.

Итак, 5-летняя история моего существования в цифрах и фактах.

2014 год.

Работаю в школе менее 20 лет. Нагрузка в школе 26 часов. Дополнительно имею нагрузку в спортивной школе в качестве тренера-преподавателя 15 часов. Заработная плата по школе 24 тысячи. В качестве тренера получаю на руки 8500. Итого 32500 — мой заработок на конец тех самых пресловутых жирных лет, обеспеченных, по моему скромному мнению, всё же внешней конъюнктурой, то бишь высокими ценами на нефть. Но политическая турбулентность вокруг нашей страны, созданная известными событиями, оценку которым здесь я давать не буду, чтобы хоть как-то доработать до такой же нищенской пенсии по выработке, уже тогда начала наводить на неутешительные мысли. Не нужно было быть Нострадамусом, чтобы понять, что в России всё будет так, как сказано в одной народной мудрости: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Последствия не заставили себя долго ждать.

2015 год.

Переход на новую систему оплаты труда. Не знаю, чем вызваны все эти пертурбации вокруг системы оплаты труда педагогов, но на выходе получилось так, как это кратко и ёмко описано ещё в одной фразе: «Хотели лучше, а получилось как всегда». Впрочем, хотели ли лучше — вопрос открытый. В итоге с января 2015 года мы дружно, под молчаливое и терпеливое «одобрям-с», которому, наверное, позавидовали бы братья наши меньшие, обычно перемещающиеся стадами и покрытые тёплой кучерявой шерстью, подписались под новыми условиями трудового договора. Как следствие — я потерял в заработной плате порядка 4 тысяч рублей. Некоторым «повезло» ещё больше. Кто-то потерял по 6-8 тысяч. И с сентября 2015 года мой достаток, уже на фоне беззастенчиво сдвинувшихся цен и тарифов в сторону повышения, неуклонно стал ползти в противоположную сторону, так же беззастенчиво и цинично конфликтуя с хронически позитивной российской статистикой и истеричными восторгами по поводу наших грандиозных успехов на внешних и внутренних геополитических и экономических аренах. В ДЮСШ, в которой я продолжал исправно выполнять свои тренерские и педагогические обязанности, тоже наметился определённый сдвиг. В какую сторону, думаю, несложно догадаться. Нагрузку в плане экономии средств сократили до 12 часов. В итоге, к концу 2015 года моё месячное вознаграждение составляло порядка 26-27 тысяч рублей. Кто же знал, что эта тенденция будет только усиливаться. Можно, конечно, взять во внимание тот факт, что моя рабочая нагрузка тоже уменьшалась. Но речь идёт о реальном содержании заработной платы, о том, сколько стоит час, отработанный в школе, и что я, как законопослушный гражданин и специалист с высшим образованием, могу себе позволить на заработанные за этот час деньги. Майские указы гордо прошествовали мимо нас с невозмутимым видом. К сожалению, рост цен на товары и услуги, в отличие от указов, мимо нас не прошёл.

2016 год.

Из поля зрения навсегда исчезают стимулирующие выплаты. Они, скажем так, и в пору своего присутствия не особо-то стимулировали, но всё же получить кусочек пирога при позорной делёжке стимулирующих баллов — был определённый шанс. Теперь лишают и этого. Плюс, думаю, тут всё же есть. Коллектив снова стал более сплочённым. Но в денежном эквиваленте я и мои коллеги потеряли от 2 до 6 тысяч рублей. Режут льготы. В частности, сокращают сумму возврата за ЖКУ. А на горизонте всё явственнее маячит очередное детище нашего заботливого правительства — оптимизация всего и вся. Нас это счастье тоже не обошло стороной. И вот в сентябре 2016 года наша детско-юношеская спортивная школа попала под каток оптимизации и была ликвидирована как отдельная образовательная организация. Теперь она переведена под начало нашей средней общеобразовательной школы и сейчас мы гордо именуемся педагогами дополнительного образования. Требования к уровню спортивной подготовки, несложно догадаться, снизились, нам явно дали понять, чтобы мы поумерили свои амбиции. Ставки были жестоко порезаны, нагрузки сокращены в два-два с половиной раза. Теперь я, выполняя всё те же свои обязанности, в уже бывшей спортивной школе, именуемой сейчас гордо «Зал №2», получаю на руки 4300 рублей. Знаете, что в этой ситуации особенно возмущает? На фоне залихватских заявлений про важность профессионального роста специалиста и про необходимость личной инициативы на рабочем месте проявляется полное и абсолютное безразличие системы, циничное игнорирование успехов на местах. Как это бьёт по рукам и профессиональному самолюбию, думаю, объяснять не нужно. И, поверьте, этап обиды уже пройден и такое отношение уже начинает вызывать гневное возмущение. Приведу свой пример. За последние 4 года благодаря тому, что я, как та самая лягушка в молоке, пытаюсь брыкать ногами, на местном уровне продолжают-таки происходить положительные изменения в плане спорта: расширяю зал, ищу спонсоров для приобретения оборудования, ежегодно выполняю за свой счёт ремонт и за свой счёт же провожу соревнования на местном уровне, ежегодно привожу призёров и победителей соревнований краевого уровня, выпустил уже не один десяток разрядников, есть и КМС, сам выступаю на соревнованиях и в декабре 2017 года выполнил норматив Мастера спорта по пауэрлифтингу, облагораживаю свой зал, делаю оформление (рисую арты на стене), держу свой канал в ЮТьюбе, создал сайт спортивный. И вот за это всё я получаю как тренер в 4 раза меньше, чем техничка в школе. Ни в коем случае не принижаю работу тех, кто следит за чистотой в помещениях, но, простите, адекватным такое положение дел назвать сложно. Возможно, чиновники, сидящие в высоких кабинетах, были обуреваемы благими помыслами, запуская в стране этот каток оптимизации. Возможно, здесь уместно вспомнить присказку про доброго царя и злых бояр, которые на местах делают всё не так, как было задумано изначально. Возможно. Но упорно приходит на ум мысль, что рыба, всё же, гниёт с головы. Подведу итог. К осени 2016 года моя заработная плата составила 22 тысячи рублей. К этому времени цены на продукты поднялись не менее чем на 40-50%, если сравнивать с 2014 годом, рост тарифов тоже не заставил себя долго ждать. Призрак майских указов продолжал настойчиво бродить где-то вдалеке, не желая приближаться. В местных СМИ всё настойчивее слышны намёки на отмену районных коэффициентов. Ходить в магазин брать продукты в долг становится чем-то обыденным. Местные коммерсанты, видимо, оказались больше осведомлены об истинном положении дел у населения, в отличие от Вас и ваших коллег по тёплым и просторным кабинетам, госпожа Васильева.

2017 год.

Можно подводить определённые плачевные итоги. Итак, в номинальном выражении моё ежемесячное денежное вознаграждение снизилось за три с половиной года на 10 тысяч рублей. В процентном выражении — минус 30 процентов. Добавим сюда, конечно же, падение реального содержания заработной платы на фоне скакнувших цен и тарифов. Напомню ненавязчиво, что, даже если взять во внимание озвученную Вами среднюю зарплату российского учителя, основная доля этой самой зарплаты уходит именно на то, что в последнее время очень ощутимо поднялось в рублёвом эквиваленте: на продукты и тарифы. Как вывод — к потере в номинальном выражении следует добавить потери в реальном содержании. Что имеем на выходе? А на выходе имеем, что я, выполняя все те же самые профессиональные обязанности, приобретая определённый опыт и трудовой стаж, совершенствуясь в своей профессии, передавая свой опыт, достигая каких-то промежуточных целей, год от года становлюсь беднее и беднее. Опираясь на цифры, приведённые выше, я могу с полной уверенностью заявить, что за последние 3-4 года я стал беднее как минимум на 40%. И поверьте, это не исключение из правил. Это и есть правило.

2018 год.

В текущем году наш наивный, никак не желающий учиться на собственных ошибках вечно наступающий на грабли Ваших обещаний педагогический электорат слегка взбодрился слухами о повышении зарплаты на 4%. Но, как часто бывает, только мы захотели в очередной раз зажить счастливо и безбедно, как нас огорошили очередной новостью. Оказывается, обряду повышения будут подвергнуты те, кто не попадает под другой обряд — Майские указы. Но вся горькая комичность ситуации заключается в том, что Ваше Правительство настолько ловко научилось лавировать и маневрировать в бушующем море экономического кризиса, управляя государственной галерой, что подавляющая часть бюджетников счастливо избежала столкновения с этими признаками никак не могущего начаться благополучия. Вот и в этот раз реакцией на новость стал лишь неуверенный шелест голосов да тихие смешки моих коллег. Ни возмущения, ни гневных восклицаний, ни кулаком по столу. Ну не французские педагоги мы, не мексиканские и уж далеко не норвежские времён Второй Мировой. Галера плывёт себе дальше и ничто не может и не хочет её раскачивать. Ну как тут не восхититься нами, госпожа Васильева, не правда ли?

Вот так живёт, а точнее выживает обычный российский учитель. Учитель, забывший либо молчащий о профессиональном самолюбии, о гражданском самосознании, о своих конституционных правах. Учитель, который вместо того, чтобы быть флагманом в воспитании подрастающего поколения, образцом свободного мышления, примером гражданина, могущего и умеющего защищать свои права, превратился в безвольное существо, в молчаливую жертву Вашего государственного фарисейства. Кого воспитает нищий и униженный учитель? Дайте ответ. Но принцип понижательной адаптации населения никто не отменял. Поэтому кто-то довольствуется существующим положением дел и боится потерять то, что имеет. Кто-то адаптировался и смирился. Кто-то вполне удобно устроился за своим более денежным супругом-супругой. Кто-то удовлетворён государственной подачкой в виде ещё более нищенской пенсии. Кто-то держится за своё подсобное хозяйство и огородчик. А кто-то просто индифферентен, потому как «себе дороже». Мёртвые профсоюзы дополняют эту безрадостную картину, написанную серыми безликими тонами гражданской апатии и иррационального страха, навязанного нам оголтелыми пропагандистами с федеральных каналов — этакими медийными подонками с менталитетом Табаки в лице киселёвых-соловьёвых и им подобных.

Я отвечаю за каждое слово, сказанное в этом обращении, госпожа Васильева. Не буду лукавить, но что-то мне подсказывает, что если уж перед выборами Президента страны государство не способно залатать свои дыры и прикрыть свой срам, то после марта 2018 года, когда отшумит предвыборная буффонада и секрет Полишинеля (кто же встанет у руля?) будет раскрыт, на латание дыр материала не хватит вовсе. Вот и напрашиваются два извечных сакраментальных русских вопроса: кто виноват и что делать? Сдаётся мне, что Вы не способны дать нам ответ на эти вопросы. Ведь для этого нужно хотя бы чуть-чуть отвлечься от чувства собственного превосходства и исключительности, спуститься со своего государственного Олимпа и услышать людей. И не раз-два в год на каком-нибудь форуме. А слышать постоянно. Но для этого нужна ещё пара качеств — смелость и честь. Но я, как гражданин своей страны, как неоднократно униженный вами представитель системы образования, простой учитель, видящий ситуацию изнутри, беру на себя смелость отказать Вам и вашей чиновничьей братии в этих основополагающих человеческих качествах. Потому как что бы вы ни говорили, как бы вы ни скрывались за своими прелестными речами, какую бы бурную деятельность ни имитировали, вывод напрашивается один. Если бюджетники в целом и учителя в частности год от года становятся нищее, если год от года граждане страны чувствуют себя всё более бесправными и ущемлёнными, то это означает только одно — такова «линия партии», такова суть государственной политики. И никак иначе. Высказывать предположения о Вашем полном непрофессионализме очень не хочется. Иначе становится страшно. За систему образования. За страну. За будущее.

Хотя уже страшно.

Планируемое повышение

Увеличение заработной платы учителей коснется всех субъектов Российской Федерации и будет производиться в соответствии с показателями средней зарплаты конкретного региона. Размер довольствия должен измениться в сторону повышения на 50%.

Еще в 2012 году Правительство начало формирование реформ в отношении бюджетных организаций. Особое внимание уделялось оплате труда научных работников, учителей, преподавателей высших учебных заведений и т. д. Президентом страны было подписано более 10 указов о предстоящих постепенных поправках.

Все это делалось с целью упорядочения, уравнивания заработной платы учителей, работников культурной и социальной сферы, медицинских сотрудников, а также приведения к 100-200% от среднего дохода по региону. Действия Правительства РФ направлены на укрепление социального статуса каждого из представителей указанных областей, а также защиту их финансового состояния.

По последним новостям из Госдумы на сегодня увеличение зарплаты будет как у педагогов начальной, средней школы, так и у преподавателей дошкольного, дополнительного образования.

Зарплату величат всем учителям

Варианты изменения зарплаты учителей

В настоящее время органами государственного управления рассматривается два варианта изменения начислений:

  1. Повышение заработной платы работникам общего образования (учителя, социальные деятели, психологи, библиотекари). Данный способ предусматривает ежегодную индексацию до 2024 года на 10%. В таком случае можно ожидать повышение качества жизни педагогов системы среднего звена, а также увеличение зарплаты с 37,8 тыс. руб. до 76,5 тыс. руб. Минусом такого способа является необходимость пополнения фонда оплаты труда учителей в течение 5-6 лет. В настоящее время Правительство затрудняется ответить, как будет восполняться недостача финансовых средств в условиях экономического кризиса.
  2. Повышение зарплаты только учителям. Такой вариант наиболее оптимален для сложившейся финансовой ситуации в стране. Зарплата учителей в 2019 году может увеличиться на 150% (на 59 тыс. руб. и более). Чтобы воплотить в реальность данный план, необходимо в 2019 году в фонд оплаты труда внести более 255 миллиардов рублей, а в 2020 году более 270 миллиардов рублей. Тем самым конечная сумма фонда составит около 820 миллиардов рублей (сейчас числится около 475 миллиардов рублей).

Неважно, какой выбирать вариант, главное, чтобы труд педагогов оценивался по достоинству.

Зарплата и нагрузка учителя

Составные части заработной платы учителей

Заработная плата любого работника образовательной системы состоит из нескольких параметров, среди которых есть фиксированные, а также формируемые в соответствии с показателями хорошей работы, стажа и пр.:

  1. Оклад сотрудника. Вычисление данного показателя происходит согласно фактически отработанного времени. Планирование расходов педагога напрямую зависит от этой суммы, которая рассматривается как основная.
  2. Премия.
  3. Доплата. Сверхурочная работа, проведение внеклассных мероприятий с детьми и пр.
  4. Надбавка за трудовой стаж. Учителя, имеющие многолетний опыт и профессионализм, могут поощряться денежными доплатами, которые начисляются в соответствии с наработанным стажем, имеющейся квалификацией, преимуществами, степенью загрузки и пр.

Из чего состоит зарплата учителя

В сторону увеличения будут изменяться как оклады работников образовательной сферы, так и премиальные выплаты. Это позволит улучшить эффективность работы преподавателей, а также всех трудящихся в бюджетных организациях.

Более 50% педагогов огорчены размером своих зарплат. В некоторых регионах страны было произведено уменьшение окладов, что негативно отразилось на качестве жизни работников образовательных учреждений. Планируемые изменения могут ликвидировать многие проблемы, а также улучшить настрой каждого трудящегося в сфере образования. Однако не все видят в этом положительную составляющую.

Интересно: Зарплата бюджетников с 1 января 2019 года

Всеволод Луховицкий

По словам сопредседателя профессионального союза «Учитель» Всеволода Луховицкого, в регионах страны в 2019 году будет немалая финансовая загруженность, так как восполнение бюджета ложится именно на население.

Поэтому любые нововведения могут спровоцировать сокращение рабочего состава. Для того чтобы сократить отчисление финансов на заработную плату, увольнение может затронуть библиотекарей, психологов, а также частично учителей.

Достойная оплата труда – это прекрасный стимул для любого работника, особенно если это касается знаний нашего населения, ведь стране нужны образованные люди.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Зарплата учителей и других бюджетников будет увеличена с 1 января 2019 года

Лица, которые работают в бюджетных учреждениях, получают зарплаты из федеральной казны, поэтому их называют бюджетниками. Помимо учителей рост окладов коснется чиновников, сотрудников правоохранительных органов, медиков и даже ученых. Если смотреть более узко, то к бюджетной сфере относятся ученые, учителя, медики, преподаватели университетов, институтов. Также к этой категории относятся воспитатели в детских садах, работники организаций просвещения и культуры.

Учителей и преподавателей в Российской Федерации порядка 3,3 миллиона человек. Заработная плата выплачивается из местного (регионального) бюджета или федерального. Особенности выплат и условия работы указаны в Трудовом кодексе страны. Согласно системе оплаты труда, учителя получают не только «голую» ставку, но и премиальные суммы, бонусные поощрения и различные дотации. В среднем учителям на карты приходит порядка 15 тысяч рублей каждые 30 дней (статистические данные по регионам).

Работники образовательной сферы получают в среднем:

  • в Калужской области около 26 тысяч рублей;
  • в Брянской области порядка 19 тысяч рублей;
  • в Москве около 74 тысяч рублей;
  • в Тульской области около 24 тысяч рублей;
  • в Рязанской области порядка 23 тысяч рублей.

Самые большие оклады получают учителя в столице и Московской области, а также в Питере. В Тюменской области и Красноярском крае оклады порядка 40-50 тысяч рублей в месяц.

В 2018 году нынешний лидер России пообещал увеличить зарплату учителям с 1 января 2019 года и выплатить прибавку. Рост окладов будет поэтапным. Чиновники пообещали провести процедуру индексации заработных плат. Повышение произойдет согласно последним новостям не только в следующем году, но и в 2020, 2021 годах.

Какой будет прибавка к заработной плате учителей?

В 2019 году произойдет увеличение окладов на 6%, еще через 12 месяцев запланирован рост на 5,4%. В 2021 году получать работники бюджетной сферы будут на 6,6% больше. Чиновники отметили, что некоторые лица, работающие в бюджетных организациях, могут рассчитывать на прибавку независимо от того, будет ли проводиться индексация. С начала следующего года вновь увеличивается минимальный размер оплаты труда. Благодаря увеличению данного показателя средний и младший персонал будут получать больше денег.

С января 2019 года минимальная зарплата по России будет чуть более 11 тысяч рублей. Свыше 1,5 миллиона бюджетников коснется прибавка. В Минэкономики отметили: увеличение окладов стало возможным из-за того, что в казне наблюдается профицит. Доход страны стал больше, чем затраты, примерно на 2 триллиона рублей. Часть денег будет направлена на улучшение жизни учителей и медиков.

Учителя в общем-то приспособились к новым требованиям. И к постоянным проверкам качества преподавания, и к необходимости использовать на уроках информационные технологии. Но надеяться на то, что в нашей школе в ближайшие годы произойдет какой-то кардинальный прорыв – учить станут лучше, заниматься будет интереснее – не стоит. Если, конечно, не случится существенного изменения финансирования образования.

Причем, нужно не просто увеличение вливаемых в школу денег, а разумное их распределение — для того, чтобы стимулировать дальнейшее развитие. По сути, это главный вывод мониторинга эффективности школ, опубликованного сегодня Российской академией народного хозяйства и государственной службы.

Стимулирующие выплаты не работают

— Так называемая «новая система оплаты труда», введенная десять лет назад, не работает, — объясняет зам директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина. – Напомню, суть ее заключалась в том, что работнику платили обязательную «базовую часть» и начисляли еще стимулирующие выплаты, которые должны были заинтересовать учителя развиваться, готовить детей к олимпиадам, всячески креативить. Идея в общем-то была разумная. Но… не получилось.

Все дело в том, что поставленная прошлыми майскими указами президента задача довести зарплату учителей до средней по экономике региона заставила практически все деньги, которые были в школе, бросить на ее выполнение. Да, учителя стали получать больше. Но…

— Стимулирующий фонд у меня небольшой, — рассказывала мне недавно директор одной из екатеринбургских гимназий. – А учительский коллектив сильный. Если каждому доплачивать из этого фонда, получается рублей по 500. Ну и какой это стимул?!

.Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Есть и другая схема: в школе два-три сильных учителя. «Наши звездочки», как назвал их другой директор. Они постоянно получают стимулирующие выплаты – и по заслугам. Но остальные учителя зарабатывают существенно меньше и это не подвигает их развиваться, а усугубляет напряженность в учительской. Одни – «любимчики» администрации. А другие кто? Вечные изгои?

А увеличить стимулирующий фонд неоткуда.

Большинство государственнных (региональных и муниципальных) школ – и в центрах регионов, и в селах – финансируются так, что денег хватает только на зарплаты учителей и на оплату коммунальных услуг. На свое развитие очень редко школа может выкроить несколько десятков тысяч рублей. И то разве что оказывая (или навязывая) платные услуги. Но далеко не все семьи могут такие «услуги» потянуть.

— На образование тратится только 3,6% ВВП, — продолжает Елена Полушкина. – А надо по меньшей мере вдвое больше. И нужны критерии, где, как и кому денег добавить. Вот снести туалет во дворе и построить теплый в здании – это пройдет по статье «повышение качества образования»? Вряд ли. Хотя я, например, считаю, что связь здесь самая непосредственная.

То есть дальнейшим повышением зарплат (а стали учителя зарабатывать больше во многом из-за того, что тянут 1,5-2 ставки, нагружаются классным руководством, ведением дополнительных занятий) главную задачу – повышение качества образования — в школе не решить. Вернее, только одним повышением зарплат не решить.

Две ставки

Больше 60% учителей работают сегодня больше, чем на одну ставку. Вдвое по сравнению с 2014 годом выросла доля педагогов, вкалывающих на две ставки. Многие учителя вынуждены подрабатывать – чаще всего репетиторством. Вот такой образ: если лошадь максимально навьючить и отправить в поход, она худо-бедно груз повезет. Идеально — если по заданному и хорошо знакомому маршруту. Но требовать от лошадки при этом, чтобы она блестяще выступала в конкуре и легко перепрыгивала препятствия, бесполезно.

Нужна перестройка системы образования. Нужно поддерживать развитие молодых учителей, больше использовать в школах электронные образовательные ресурсы – видеоуроки, виртуальные лаборатории, домашние задания на компьютере. И нужно вкладываться в школьную инфраструктуру.

.Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Приоритетный поект «Создание современной образовательной среды для школьников» действует. К 2025 году должно появиться 6,5 миллионов новых мест в общеобразовательных учреждениях. Строительство новых школ очень важно. Но, подчеркивают исследователи РАНХиГС, во многих старых, ныне работающих школах, инфраструктура изношена, и ее тоже надо привести в порядок.

Вал отчетов и конфликтные родители

На что еще жалуются учителя? На так и не остановленный вал отчетности и пустую, не соответствующую квалификации учителя организационную работу. Все последние министры образования – от Андрея Фурсенко до Ольги Васильевой – обещали сократить количество отчетов, которые вынуждены заполнять учителя. Но, видимо, такая задача даже чиновникам высшего ранга не по силам. 84% опрошенных преподавателей считают, что бумажная работа – одна из причин усложнения их профессиональной деятельности.

И еще одна вещь, существенно усложняющая работу учителя: труднее стало налаживать отношения с родителями. Ребенка «сдали» в школу – пожалуйте продемонстрировать результат. Нет результата – жалоба директору или кому еще повыше. Подобные отношения, с одной стороны, говорят о том, что социальный статус учителя, даже несмотря на более-менее приличные по сравнению с другими бюджетниками в регионе зарплаты, так и не удалось поднять. С другой, родители теперь школу «не боятся». Раньше было страшно – я пожалуюсь, а учитель отыграется на моем ребенке (что, тоже, конечно, неправильно). Теперь мнение такое – я права знаю, покажу этой Марьванне, где раки зимуют.

— Двойки ставить нельзя. Они и родителей злят, и на рейтинге школы сказываются, — объясняет Елена Полушкина. — Учитель в результате не хочет связываться с нахрапистыми мамами и папами. Он отходит в сторону. Хотите, чтобы дети получали четверки, пятерки – пожалуйста. Тогда о каком качестве образования мы говорим?

Частные — несчастные

И еще. За последние двадцать лет в стране не изменилось количество частных школ: в 90-х годах их было около 700 по всей стране, сегодня 680. Вроде бы какое отношение это имеет к проблеме развития системы образования? А связь прямая. Частные школы более свободны в выборе методов обучения. Во многом именно они двадцать лет назад стали экспериментальными площадками, где отрабатывались современные, прорывные образовательные технологии. А уже затем успешные практики приходили в школу массовую.

Не случайно многие мощные частные школы в 2000-х годах стали муниципальными. И они до сих пор держат марку, занимая в рейтингах приличные позиции.

Если мы не в состоянии финансировать в необходимых масштабах развитие образования в муниципальных школах, было бы логично поддержать (или по крайней мере не мешать) развитие школ частных. По крайней мере, наладить влаимовыгодное сотрудничество на основе частно-государственного партнерства. Но пока негосударственные школы находятся в сложном положении, лишенные многих льгот, которые у них были лет 15-20 назад.

КСТАТИ

«Школы уже на пределе возможностей»: систему образования в ближайшие годы ждёт безденежье

Учителя сегодня получают меньше, чем хотелось бы. Но их зарплаты не сравнить с тем, что было ещё 10 лет назад. Между тем, мало кто знает, за счёт чего — и какими усилиями! — доходы педагогов удаётся удерживать на нынешнем уровне. Уже в ближайшие годы систему школьного образования ждут серьезные финансовые проблемы (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Майские указы-2018: Кому ждать прибавки к зарплате и откуда возьмут деньги

Известно, что профильные ведомства начали присылать свои предложения еще в конце прошлого года. Часть из них президент озвучил в послании президента Федеральному собранию. Тогда глава государства обозначил много социальных и инфраструктурных целей. Например, вдвое увеличить расходы на здравоохранение, а также на строительство и обустройство дорог. Плюс вкладывать деньги в образование. Сколько конкретно, пока не ясно. Но точно, что много. (подробности)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *