Уведомление о налоговой проверке

Как и когда оформляют уведомление о внеплановой выездной проверке

Выездная проверка проводится по месту расположения компании, в которой она будет проводиться, или на месте фактического осуществления деятельности, например, в определенном цехе, отделе, участке. О дате проведения внеплановой проверки организация должна быть поставлена в известность не позднее, чем за сутки до ее начала.

Предприятие извещают об этом направлением специального уведомления о проведении внеплановой выездной проверки с приложением копии приказа контролирующего органа. Способ извещения может быть любым – почтовым отправлением заказным письмом, нарочным, электронным письмом, подписанным ЭЦП, или любым другим доступным средством связи, позволяющим контролировать получение информации. Важно, чтобы 24-часовой интервал до начала проверки выдерживался проверяющей стороной.

Внеплановые проверки могут быть инициированы по самым разным основаниям. Например:

  • Окончание срока, установленного для исполнения компанией выданного ранее предписания об устранении нарушений, установленных предыдущими проверками;
  • Поступление в орган госконтроля или надзора заявления от юрлица или бизнесмена о предоставлении лицензии либо специального разрешения на осуществление какой-либо деятельности или других значимых действий;
  • Представление (с обоснованной мотивировкой) должностного лица органа госконтроля о возникновении угрозы или причинении вреда здоровью граждан, ущерба живой природе, объектам культурного наследия и т.п. от действий, осуществляемых производственными предприятиями;
  • Обращение за защитой нарушенных прав потребителя и др.

Не существует унифицированной формы уведомления, каждый орган государственного или муниципального контроля использует свою, утвержденную ведомственными регламентирующими документами, форму.

Реквизиты уведомления о проведении внеплановой выездной проверки

Документ, уведомляющий о проверке, должен содержать следующие реквизиты:

  • Название документа;
  • Полное наименование организации, которой направлено уведомление;
  • Номер и дата распоряжения о проведении проверки, наименование органа, издавшего этот приказ;
  • Адрес, по которому будет осуществляться выездная проверка;
  • Название подразделения (при наличии), подлежащего проверке;
  • Даты начала и завершения проверки;
  • Предмет проверки в соответствии с прилагаемым распоряжением;
  • Предписание проверяемому предприятию по оказанию содействия в проверке (например, подготовке документов, организации необходимых мероприятий, как то выделение помещения для проверки, обеспечение свободного доступа к месту проверки и т.п.);
  • Перечень приложений (в т.ч. распоряжение контролирующего органа о проведении внеплановой проверки);
  • ФИО и подпись должностного лица, полномочного представителя для проведения проверки (председателя комиссии).

Заполненное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки может иметь такой вид:

Читайте также: Проверки трудовой инспекции на 2018 год

В организации (ООО) проводится выездная налоговая проверка. Налоговым органом предъявлено уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ).
В какой срок налогоплательщик обязан представить документы по указанному уведомлению для ознакомления (в требовании о представлении таких документов установлены сроки, а в уведомлении нет)?

20 декабря 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает для налогоплательщиков срок представления подлинников документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, на ознакомление налоговому органу, проводящему выездную налоговую проверку. По нашему мнению, такие документы должны представляться проверяющим по их просьбе (устному требованию) в ходе (в период) проведения выездной проверки.

Обоснование вывода:
Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Территориальные налоговые органы при проведении выездных налоговых проверок руководствуются в том числе Рекомендациями по проведению выездных налоговых проверок (далее — Рекомендации), подготовленными и направленными ФНС России письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ (далее — Письмо ФНС) для использования в работе.
В соответствии с п. 5.5 Рекомендаций истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, не должно заменять собой ознакомление с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученными по устному требованию проверяющих должностных лиц налогового органа. В случае необходимости проверяющие составляют и вручают лицу, в отношении которого проводится проверка, Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, по рекомендуемой форме согласно Приложению N 1 к Письму ФНС (далее — Уведомление).
Таким образом, в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан ознакомить проверяющих должностных лиц налогового органа с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов (письмо Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32462). С этой целью проверяющие могут вручить налогоплательщику Уведомление. При этом ни НК РФ, ни Рекомендации не устанавливают для налогоплательщиков срок представления подлинников документов на ознакомление налоговому органу (смотрите постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 N 20АП-1916/16, «Особенности процедуры истребования документов» (интервью с С.В. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса) (Д. Ефименко, журнал «Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2016 г.)). По нашему мнению, подлинники документов должны представляться проверяющим по их просьбе (устному требованию) в ходе (в период) проведения выездной проверки.
Заметим, в случае необеспечения налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для ее осуществления, налоговый орган вправе истребовать копии документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (по требованию, утвержденному приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), либо осуществить выемку документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Необеспечение налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для осуществления налоговой проверки, может быть квалифицировано как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). При этом неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП.
Заметим, если налогоплательщик, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, выразил согласие на представление налоговому органу подлинников документов для ознакомления, отсутствует необходимость в изготовлении копий документов, оригиналы которых налогоплательщик готов представить на ознакомление должностным лицам налогового органа. При этом законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений по количеству истребуемых налоговым органом у налогоплательщика документов (смотрите письмо ФНС России от 22.09.2017 N СД-4-3/19092@, а также п. 5.1 Рекомендаций).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Документы, проверяемые в ходе выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки предоставления истребуемых налоговым органом документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Какие документы необходимы при проверке налоговой инспекцией для ИП?

Добрый день!

В настоящее время действует Приказ Минфина РФ от 17 октября 2011 г. N 133н об утверждении «Администартивного регламента исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учёта выручки денежных средств в организациях и у ИП». В соответствии с п.29 указанного регламента при исполнении Государственной функции в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами Инспекций рассматриваются следующие документы:

а) журнал кассира-операциониста;

б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

е) приходные и расходные кассовые ордера;

ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

з) авансовые отчеты;

и) кассовая книга;

к) справка-отчет кассира-операциониста;

л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

о) акт приемки бланков строгой отчетности;

п) книга учета бланков строгой отчетности;

р) акт о списании бланков строгой отчетности;

с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;

ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы Инспекции для исполнения Государственной функции.

Специалисты Инспекции не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Инспекцию.

Обращаю ваше внимание, что кассовую дисциплину, налоговая служба проверяет в соответствии с Положением Банка России от 12 октября 2011 г. N 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» с которым можно ознакомиться по ссылке — http://base.garant.ru/592123/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *