Уточнение границ участка

Уточнение границ земельного участка – вид кадастровых работ, выполняемых при обстоятельствах, когда земельный участок уже находится на кадастровом учете (имеет кадастровый номер) и требуется получить дополнительные сведения о прохождении его границ или площади, а также в случаях, если при проведении предыдущего межевания была допущена кадастровая ошибка.

Причиной проведения таких работ является то, что большая часть сведений о земельных участках внесена в государственный кадастр недвижимости декларативно, без привязки границ к государственной геодезической сети. Поэтому участки сформированы » виртуально», возникают пересечения границ земельных участков, которые часто, даже не имеют общих границ, что обуславливает необходимость процедуры уточнения границ земельного участка, а также внесение актуальных сведений в ГКН о площади и границах землепользования.

После уточнения границ земельного участка его площадь не должна быть больше площади, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости. В связи с разграничениями полномочий между государственными органами по изготовлению схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории и иных факторов процесс, связанный с уточнением границ земельного участка на территории Москвы, имеет множество различий от данного процесса в Московской области и других регионах.

В каких случаях проводят кадастровый учет изменений в связи с уточнением границ и площади земельного участка; в кадастре отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, при этом в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Уточнение границ земельного участка позволяет в дальнейшем объединить или разъединить Ваш земельный участок, вынести границы участка в натуру, что позволит Вам проще проводить операции купли-продажи , а также послужит гарантией в спорах и тяжбах с соседями.

Наши сотрудники помогут Вам в сопровождении документов в кадастровую и регистрационную палаты.

Такая процедура проводится в отношении земельных участков, у которых точные границы не определены (координаты характерных точек границ не установлены). Обязательное требование об уточнении границ установлено только для участков, находящихся в публичной собственности, которые предоставляются без торгов.
Уточнить границы земельного участка можно по собственной инициативе или при выполнении комплексных кадастровых работ. В рамках этой процедуры обязательно проводится согласование уточненных границ.
Новые сведения о границах земельного участка вносятся в ЕГРН.

В каких случаях уточняются границы земельного участка
Это необходимо сделать в случае, когда земельный участок, который находится в публичной собственности, предоставляется без торгов. Вам его не предоставят, если границы такого участка подлежат уточнению (пп. 24 ст. 39.16 ЗК РФ).
Других обязательных случаев, когда нужно уточнить границы земельного участка, нет.
При этом нужно учитывать, что ранее участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ. Координаты характерных точек границ участка начали устанавливать только с 1 марта 2008 г. (ч. 7 ст. 38 ранее действовавшего Закона о кадастре недвижимости). Поэтому большое количество участков в ЕГРН точных границ не имеет.
Если у вашего участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. В результате у вашего участка будут определены точные границы. В первую очередь это защитит вас от присвоения части вашего участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.
Уточнение местоположения границ земельного участка, по мнению Росреестра, изложенному в Письме от 18.08.2017 N 19-02759/17, допускается в тех случаях, когда в ЕГРН:

  • отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ;
  • координаты характерных точек границ определены с точностью ниже нормативной точности для земель определенного целевого назначения;
  • сведения о координатах какой-либо характерной точки границ не позволяют однозначно определить ее положение на местности;
  • присутствует ошибка, в том числе реестровая, о местоположении границ и осуществляются мероприятия по ее исправлению.

По вопросу об уточнении границ земельных участков дополнительно см. Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и.
2. В каком порядке уточняются границы земельного участка
На сегодняшний день границы земельного участка могут уточняться как по вашей инициативе (например, нужно уточнить границы участка, который будет предоставляться вам без торгов), так и при выполнении комплексных кадастровых работ.
2.1. Как уточнить границы земельного участка по своей инициативе
Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор подряда. В результате проведения кадастровых работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка (ч. 1 ст. 35, ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, ч. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости).
В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.
2.2. Как уточняются границы при выполнении комплексных кадастровых работ
Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении большинства объектов недвижимости, расположенных в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов. Это нужно, в частности, для того, чтобы уточнить границы земельных участков, установить (уточнить) расположение на них зданий и сооружений, образовать новые земельные участки, а также для исправления реестровых ошибок в сведениях о границах земельных участков (ч. 1, 2 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности).

Для уточнения границ земельного участка используютсясведения из документов о праве на земельный участок. Если их нет, можно воспользоваться документами о границах участка при его образовании. Если же и таких документов нет, границами земельного участка считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные природными либо искусственными объектами. Границы могут быть также определены с использованием других документов, например планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления городских округов (ч. 1 ст. 42.8 Закона о кадастровой деятельности).
По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории (ст. 42.4 названного Закона). В ее состав входят сведения о согласовании границ земельных участков.

27 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 25 октября 2012 г. по делу N 33-2781

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.

судей Полосухиной Н.А., Быковой Н.В.

при секретаре Комкове С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Чаадаевой К.В. по доверенности Исаева С.В. на решение Пролетарского районного суда г.Тулы от 15.08.2012 года по делу по заявлению Чаадаевой К.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чаадаева К.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости. В обоснование заявленных требований указала, что на основании свидетельства о праве собственности на землю от 31.07.1997г. является собственником земельного участка площадью 675 кв.м, расположенного по адресу: «адрес» Постановлением Главы администрации Пролетарского района Управы г.Тулы от 15.07.1999г. N1192 ей был предоставлен в собственность земельный участок площадью 875 кв.м для обслуживания существующего жилого дома по адресу: «адрес» а также разрешено объединить два участка в один общей площадью 1550 кв.м с присвоением ему адреса: «адрес»

Границы земельного участка площадью 875 кв.м с кадастровым номером N являются уточненными, имеющими графическое отображение. Однако, эти границы, указанные в сведениях государственного кадастра недвижимости, не соответствовали их фактическому расположению на местности, противоречили сведениям технической документации.

Земельный участок площадью 675 кв.м обмежеван не был, работы по уточнению местоположения его границ и площади не проводились.

Вместе с тем по данным Тульского БТИ существует единый земельный участок общей площадью 1473 кв.м (по документам 1550 кв.м), что подтверждается сведениям государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером N площадью 1550 кв.м, расположенном по адресу: «адрес»

Для приведения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в соответствие с фактически используемыми границами и площадью земельного участка она (Чаадаева К.В.) заказала кадастровые работы по подготовке документов о межевании земельного участка площадью 875 кв.м с тем, чтобы затем, уточнив границы земельного участка площадью 675 кв.м, провести кадастровые работы по объединению этих участков.

При подготовке документов о межевании были использованы сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Тула от 11.05.2012г. о прохождении линий градостроительного регулирования (красных линий). Уточняемые границы земельного участка с кадастровым номером N в подготовленных документах о межевании были приведены в соответствие со сведениями о красных линиях застройки, фактически отрезающими часть ранее существовавшего земельного участка, однако органом кадастрового учета было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений по причине того, что изменение площади уточняемого участка не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

С указанным решением органа кадастрового учета от 25.06.2012г. N не согласна, поскольку в пояснительной записке кадастрового инженера, являющейся неотъемлемой частью документов о межевании, объяснялась причина, по которой подготавливались данные документы, а именно: уточнение границ земельного участка с целью исправления допущенной ранее кадастровой ошибки местоположения границ.

Полагая, что указанными действиями органа кадастрового учета нарушены ее права на беспрепятственное владение и распоряжение недвижимым имуществом, просила суд признать недействительным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 25.06.2012г. N филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области; обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области осуществить государственный кадастровый учет изменений в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: «адрес» в соответствии с представленными документами о межевании.

В судебное заседание заявитель Чаадаева К.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель заявителя Чаадаевой К.В. по доверенности Исаев С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица — Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по доверенности Полина Е.В. возражала против удовлетворения требований Чаадаевой К.В., полагая, что оспариваемое заявителем решение органа кадастрового учета является законным и обоснованным. Пояснила, что 15.07.1999г. земельный участок площадью 875 кв.м, расположенный по адресу: «адрес» был поставлен на кадастровый учет на основании сведений, представленных в оценочной описи, без определения границ. В 2004г. кадастровый инженер провел работы по уточнению границ данного земельного участка, после чего по заявлению Чаадаевой К.В. был осуществлен государственный кадастровый учет изменений участка, который был поставлен на кадастровый учет с уточненными границами с кадастровым номером N В 2012г. Чаадаева К.В. подала еще одно заявление о внесении изменений в кадастровый учет в связи с повторным уточнением границ земельного участка. Согласно вновь составленному межевому плану земельный участок Чаадаевой К.В. претерпел значительные изменения в своей конфигурации и площади: длина участка уменьшилась, он приобрел прямоугольную форму, произошло его смещение в сторону. Такое изменение местоположения участка не является уточнением границ земельного участка и не может быть объяснено и, якобы, допущенной в 2004г. кадастровым инженером кадастровой ошибкой. В представленном межевом плане отсутствуют доказательства того, что в 2004г. при межевании земельного участка была допущена кадастровая ошибка. Кадастровый инженер произвольно изменяет конфигурацию межуемого участка. По существу, Чаадаевой К.В. было заявлено о постановке на кадастровый учет нового земельного участка. Также обратила внимание на то, что право Чаадаевой К.В. на земельный участок площадью 875 кв.м возникло до возникновения ограничений в установлении границ земельного участка в связи с утверждением Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула. Пояснила, что согласно данным государственного кадастра недвижимости каких-либо обременений земельный участок с кадастровым номером N не имеет.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, письменного отзыва не представил.

Решением Пролетарского районного суда г.Тулы от 15.08.2012г. в удовлетворении заявления Чаадаевой К.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Чаадаевой К.В. по доверенности Исаев С.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Чаадаевой К.В. по доверенности Исаева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ (в ред. ФЗ от 09.12.2010г. N353-ФЗ) суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Чаадаевой К.В. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010г. NП/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В Тульской области полномочиями органа кадастрового учета наделено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Тульской области.

Приказом Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 14.07.2011г. N105 Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Тульской области переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Тульской области.

Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011г. N473 создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тульской области (далее — филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области) путем реорганизации ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области в форме присоединения к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Функции и полномочия, ранее возложенные на ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области, в полном объеме переданы филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается исследованными судом доказательствами, Чаадаева К.В. является собственником земельного участка площадью 675 кв.м, расположенного по адресу: «адрес» — о чем имеется свидетельство о праве собственности на землю от 31.07.1997г.

Постановлением Главы администрации Пролетарского района Управы г.Тулы от 15.07.1999г. N1192 Чаадаевой К.В. предоставлен в собственность земельный участок площадью 875 кв.м для обслуживания существующего жилого дома по адресу: «адрес» а также разрешено объединить два участка в один общей площадью 1550 кв.м с присвоением ему адреса: «адрес»

По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: «адрес» является ранее учтенным, его площадь является уточненной и составляет 875 кв.м. Сведения о правах на земельный участок отсутствуют. Участок поставлен на кадастровый учет 02.11.2004г.

Чаадаева К.В. обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росрееста» по Тульской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка площадью 875 кв.м с кадастровым номером N расположенного по адресу: «адрес» — приложив межевой план от 17.05.2012г. Однако, решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тульской области N от 25.06.2012г. на основании ч.4 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости» ей было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости — земельного участка с кадастровым номером 71:30:030218:13, поскольку изменение площади уточняемого земельного участка не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Проверяя доводы Чаадаевой К.В., оспаривающей законность указанного решения органа кадастрового учета, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Как предусмотрено ч.1 ст.7 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в т.ч.: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (пункты 3, 6).

В соответствии с ч.3 ст.20 данного Федерального закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

На основании вышеизложенного, ссылка в апелляционной жалобе на то, что Чаадаева К.В. не оформила свое право собственности на предоставленный ей Постановлением Главы администрации Пролетарского района Управы г.Тулы от 15.07.1999г. N1192 земельный участок площадью 875 кв.м, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции.

Согласно ч.2 ст.16, п.п.2, 5, 6 ч.1 ст.22 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» для учета в связи с изменением уникальных характеристик участка (к которым относятся описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь) в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст.38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя), копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).

Отказывая Чаадаевой К.В. в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости — земельного участка с кадастровым номером N орган кадастрового учета обоснованно сослался на ч.4 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» основанием осуществления кадастрового учета является образование или создание объекта недвижимости, прекращение его существования либо изменение уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7, 10 — 21 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч.3 ст.25 вышеуказанного Федерального закона кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Согласно ч.ч.7,9 ст.38 данного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Как разъяснено в Письме Министерства экономического развития РФ N22781-ИМ/Д23 от 17.10.2011г. «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ», кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости» (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 27.12.2011г. N29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ», под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.

Исследовав материалы межевого дела, суд установил, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером N имеющаяся в межевом плане от 17.05.2012г., и конфигурация данного земельного участка, содержащаяся в правоустанавливающем документе, не совпадают.

Как следует из объяснений представителя Чаадаевой К.В., изменение местоположения границ и площади земельного участка площадью 875 кв.м с кадастровым номером N произошло вследствие ошибки кадастрового инженера при уточнении границ данного участка в 2004 году. Кроме того, часть спорного земельного участка, местоположение которого уточнено межевым планом в 2012г., располагается за планируемой красной линией застройки, в связи с чем Чаадаева К.В. возражает против уточненных в 2004г. площади и границ, в которых он был 02.11.2004г. поставлен на кадастровый учет, а также против того, чтобы его границы проходили за планируемой красной линией застройки. Чаадаева К.В. не желает в дальнейшем фактически пользоваться земельным участком в границах, указанных в межевом плане 2004 года.

Доводы заявителя суд первой инстанции обоснованно отверг, как не основанные на законе.

Так, согласно п.1 ст.28 Федерального закона РФ «О государственной кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Чаадаева К.В. не оспаривала результаты межевания спорного земельного участка в 2004г., в частности, уточненные границы этого участка.

При установленных обстоятельствах вывод кадастрового инженера о выявленной им кадастровой ошибке, указанный в заключении кадастрового инженера в межевом плане 2012г., не может быть признан обоснованным, поскольку кадастровой ошибки в данном случае не имеется, а имеет место самовольное изменение заявителем конфигурации и площади спорного земельного участка.

Как правильно указал суд первой инстанции, инициирование Чаадаевой К.В. в 2012г. проведения кадастровых работ, а затем обращение в орган кадастрового учета за изменением земельного участка, вызвано существенным изменением характеристик спорного участка (местоположения, конфигурации, площади), осуществленных заявителем без каких-либо законных оснований.

Таким образом, наличия кадастровой ошибки в сведениях о границах сформированного земельного участка площадью 875 кв.м и поставленного на кадастровый учет 02.11.2004г. в уточненных границах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не имеется; местоположение границ земельного участка и его площадь 875 кв.м соответствуют правоустанавливающим документам на этот земельный участок; испрашиваемые заявителем изменения не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ; в результате произведенного изменения границ площадь (стала согласно межевому плану 2012г. — 961 кв.м) и конфигурация спорного участка существенно изменились.

Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона РФ «О государственной кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Проанализировав вышеприведенные нормы в их совокупности и взаимосвязи, а также оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого заявителем решения органа кадастрового учета, поскольку изменение местоположения участка, которое заявитель желала зарегистрировать в органе кадастрового учета, не является уточнением границ этого участка, а фактически Чаадаева К.В. желает поставить на кадастровый учет новый земельный участок (иной конфигурации, иной площади).

Положения ст.16 Федерального закона РФ «О государственной кадастре недвижимости» в части постановки земельного участка на кадастровый учет, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, в данном случае неприменимы, поскольку 02.11.2004г. спорный сформированный земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет, и в настоящее время заявитель настаивает на кадастровом учете изменений уже поставленного ранее на кадастровый учет земельного участка с определенными границами и площадью, однако, эти требования удовлетворению не подлежат в силу ч.4 ст.27 вышеуказанного закона.

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение нарушает права Чаадаевой К.В., поскольку изменение в местоположении и границах земельного участка вызвано и тем, что линия градостроительного регулирования (красная линия) фактически отрезает часть ранее существовавшего земельного участка, несостоятелен, поскольку право Чаадаевой К.В. на земельный участок площадью 875 кв.м возникло до принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула (решение Тульской городской Думы от 25.03.2009г. N65\1406). К администрации МО г.Тулы Чаадаева К.В. по данному поводу не обращалась.

Ссылка представителя заявителя в апелляционной жалобе на разъяснения, данные в письме Министерства экономического развития РФ от 27.03.2009г. N4448-ИМ\Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков», несостоятельна, поскольку, как указано выше, доказательств кадастровой ошибки, якобы допущенной в 2004г., суду не представлено, результаты межевания спорного участка в 2004г., уточненные границы участка, в которых он был поставлен на кадастровый учет 02.11.2004г., заявителем не оспаривались, местоположение земельного участка с кадастровым номером N и площадью 875 кв.м соответствуют данным правоустанавливающих документов, а правовых оснований для изменения конфигурации и площади спорного участка (по межевому плану 2012г. его площадь 961 кв.м), на чем настаивает Чаадаева К.В,, не имеется.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах заявленных требований и по заявленным заявителем основаниям.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене или изменению постановленного решения, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Пролетарского районного суда г.Тулы от 15.08.2012г. по доводам апелляционной жалобы представителя Чаадаевой К.В. по доверенности Исаева С.В.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пролетарского районного суда г.Тулы от 15.08.2012 года — оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Чаадаевой К.В. по доверенности Исаева С.В. — без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как и зачем уточнять границы земельного участка? Какие документы пригодятся при уточнении границ существующего участка? Как провести согласование результатов в сложной эпидемиологической обстановке? На эти и другие вопросы ответили эксперты Федеральной кадастровой палаты.

  1. Что такое граница участка?

Граница земельного участка – это линия, определяющие пределы земельного участка. Устанавливается на местности (в натуре) и фиксируется в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

Описание местоположения границ земельного участка является одной из основных характеристик, позволяющей идентифицировать земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи. Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ и отображается в графической части межевого плана. Границы земельного участка могут быть установлены на местности и закреплены.

  1. Что такое межевание?

Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.

  1. Зачем уточнять границы земельного участка?

Точно определенные границы земельного участка являются защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному размещению соседями объектов недвижимости на вашем земельном участке. Установление границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

Уточнение границ поможет исключить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Если вы решите разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.

  1. Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства».

В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с необходимой точностью (не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения), уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.

Можно воспользоваться и справочным сервисом «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по кадастровому номеру или адресу. Если в окне описания объекта содержится отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.

Важно! При обращении к кадастровой карте будьте внимательными: у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию, не соответствующую действительности. Официальная публичная кадастровая карта размещена только по адресу: pkk.rosreestr.ru.

Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ). Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.

  1. Как уточнить границы участка?

Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности – кадастровый инженер. Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров». При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на опыт, качество и сроки выполнения таким специалистом кадастровых работ.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если установлен забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше обозначить границы участка колышками или межевыми знаками. После ознакомления с результатами замеров следует процесс согласования границ с владельцами и пользователями смежных участков. Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.

При установлении границы кадастровый инженер должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.

После этого собственник земельного участка (или иное лицо указанное в статье 15 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 №218-ФЗ) подает документы в орган регистрации прав. Ознакомиться с перечнем документов, необходимых для проведения определённых операций с недвижимостью, можно с помощью сервиса «Регистрация просто».

  1. Какие нужны документы?

Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто по желанию собственника, без наличия достаточных оснований. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площадью.

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

Документами, которые могут быть использованы для подтверждения местоположения границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

  • ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
  • материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
  • документы по территориальному планированию муниципальных образований;
  • проекты организации и застройки территории дачных, садовых
    и огородных некоммерческих товариществ.

Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.

  1. Как согласовать границы участка с соседями?

Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо правильно согласовать его с правообладателями и пользователями смежных, то есть соседних участков. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый адрес. Если найти адрес не получается, кадастровый инженер должен опубликовать извещение о проведении собрания в соответствующем местном печатном издании. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление или не примет участие в собрании.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.

При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

  1. Можно ли проводить согласование границ земельных участков в период сложной эпидемиологической обстановки?

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо исключений при проведении процедуры согласования границ. Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом, так и через проведения собраний с их участием. При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.

Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты, а также соблюдать установленные региональным органом Роспотребнадзора правила и рекомендации.

Документы для внесения изменений в сведения государственного реестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, или направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав.

«Эксперты Кадастровой палаты по Москве на постоянной основе проводят консультации граждан, чтобы жители столицы могли получить разъяснения по наиболее актуальным и интересующим вопросам. Оказание юридической помощи населению позволяет исключить риски неправильной трактовки законодательства», – отметил заместитель директора – главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Получить профессиональную юридическую консультацию от специалистов Кадастровой палаты по Москве по вопросам, связанным с недвижимым имуществом, можно по телефону: 8-495-587-78-55 доб. (23-64).

Комплекс услуг в сфере земельных отношений нередко связан с узакониванием (легализацией) самостроя и внесением изменений в ГПЗУ и ПЗЗ. Узаконить (легализовать) самострой, не урегулировав земельные отношения с городом (внести изменения в договор аренды земельного участка), невозможно.

Причины внесения изменений в договор аренды земельного участка

Необходимость внести изменения в договор возникает в следующих случаях:

  • смена стороны в договоре аренды;
  • изменение юридического адреса стороны по договору аренды;
  • изменение в части площади и (или)границ;
  • изменение адреса;
  • изменение расчета арендной платы;
  • изменение цели предоставления земельного участка и т. д.

Порядок внесения изменений в договор аренды земельного участка

С 1 августа 2015 г. Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ) производит прием запросов на выдачу дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от юридических лиц, только в электронной форме через портал государственных услуг www.mos.ru. Физические лица имеют право подать документы через службы «Одного окна».

Заявителями могут выступать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в собственности Москвы, или находящихся в столице земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Интересы заявителей могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

Документы, необходимые для внесения изменений в договор аренды земельного участка:

  • Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги.
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя.
  • Нотариально удостоверенные копии документов, устанавливающих права заявителя на земельный участок, а также на здания, сооружения (при наличии на земельном участке зданий, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в ЕГРН).
  • Документы, подтверждающие переход прав по договору аренды земельного участка (если такие сведения отсутствуют в ЕГРН).
  • Передаточный акт или разделительный баланс (в случае реорганизации юридического лица до 01.09.2014 г.).
  • Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (если заявителем является иностранное юридическое лицо).
  • Разрешение залогодержателя права пользования земельным участком на внесение изменений в договор (при наличии залога).

Сроки выполнения работ

Весь комплекс работ по внесению изменений в договор аренды земельного участка (от момента подачи документов) выполняется в среднем за 1,5–3 месяца. Это в случае если нет спорных ситуаций и необходимости обращаться в суд.

Стоит помнить, что ДГИ может не только отказать в приеме документов, но и приостановить оказание услуги. Самым распространенным основанием для приостановления внесения изменений в договор аренды земельного участка являются:

  1. Противоречивые или недостоверные сведения в заявлении.
  2. Невнесение измененных сведений в ЕГРН.
  3. Невнесение арендной платы за земельный участок.

Важно! Даже если у Вас есть право собственности на объект и планы БТИ в черных линиях, но нет и не было разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а в данных ДГИ фигурируют (или могут фигурировать) другие цифры, то 100 раз подумайте, прежде чем самостоятельно подавать заявление на внесение изменений в договор аренды земельного участка.

ДГИ обязательно выявит все Ваши нарушения, т. к. во внутренней информационной базе ДГИ фигурирует старая площадь здания, разрешения на реконструкцию и ввод в эксплуатацию нет, а в представленных вами документах видна новая (обычно большая) площадь объекта. Для ДГИ это самострой.

Наличие у ДГИ данных полагать, что объект обладает признаками самовольного строительства, является основанием:

  • для включения объекта в Постановление Правительства Москвы № 819-ПП;
  • передачи дела в суд с требованием о приведении объекта незаконного строительства в изначальное состояние или сносе объекта;
  • расторжении договора аренды земельного участка.

При этом неважно, выполнено у вас самовольное строительство или незаконная реконструкция здания.

Подробнее об узаконивании (легализации) незаконного строительства (самостроя) смотрите .

Последствия использования земельного участка без урегулирования земельных отношений с ДГИ Оплата штрафов вследствие нецелевого использование земельного участка (в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ) Расторжение Договора аренды земельного участка (в случае аренды у города и выявления объектов самостроя на земельном участке) Снос незаконно построенного здания (при наличии самостроя) (согласно Постановлению Правительства Москвы №829-ПП от 08.12.2015г.)

Уточнение границ земельного участка

Самым важным элементом земельного участка, позволяющим выделить его среди других объектов гражданских прав, являются его границы. Они определяются в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Несмотря на то, что у Вас на руках есть документы на землю, в том числе свидетельство о праве собственности, этого может быть недостаточно для гарантии «нерушимости» границ земельного участка.

Почему такое происходит? Ранее в законе отсутствовало требование о необходимости проведения межевых работ и установления границ земельных участков (с координатами) до предоставления их в собственность граждан и организаций. С 1 января 2018 г. без процедуры межевания (установления границы) провести любую сделку с земельным участком стало невозможным.

Что делать? Для этого необходимо выполнить уточнение границ земельного участка — комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью. В результате уточнения можно увеличить территорию своего участка при наличии свободных прилегающих земель. Согласно статье 42.8 ФЗ №221, уменьшить участок нельзя более чем на 10 % от его площади, заявленной в ЕГРН.

Когда необходима процедура уточнения границ земельного участка?

1. Уточнение границ ранее учтенного участка (поставленного на кадастровый учет). Определение точных границ требуется для тех земельных участков, которые состоят на кадастровом учете. Им присвоен кадастровый номер, но при этом межевание не проводилось или имеются ошибки в кадастровых документах. Большинство таких участков появилось в результате приватизации, проводимой согласно Федеральному закону № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», так называемой дачной амнистии.

Понять, что межевание не проводилось, можно, найдя свой земельный участок на публичной кадастровой карте. Если границы вашего участка не отображается, значит, процедура установления границ по нему не осуществлялась.

2. Участок без постановки на кадастровый учет. Если земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, то это нужно сделать в срочном порядке, так как стать полноправным собственником земли он сможет только после занесения его в Единый реестр (ЕГРН).

Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2018 г. без постановки на учет в службу кадастра владелец участка не сможет распоряжаться им. Кроме того, если в течение 5 лет земельный участок не будет внесен в списки учтенных в ЕГРН, то муниципальное образование сможет в судебном порядке рассмотреть вопрос о переходе права собственности к другому лицу, например, муниципалитету, без фактического оповещения об этом владельца, так как участок будет иметь статус свободной земли.

Порядок работ при уточнении границ земельного участка

Процедура установления точных границ земельного участка обычно проходит в несколько этапов.

  1. Подготовительные работы — сбор собственником участка необходимых документов.
  2. Геодезические работы и получение межевого плана — определение координат поворотных точек, определение правильности уже имеющихся установленных межевых знаков или необходимости их переноса; согласование с владельцами смежных участков.
  3. Проведение работ по изменению границ путем переноса уже имеющихся межевых знаков или установки новых для уточнения рельефа местности и формы участка (при наличии согласия всех владельцев).
  4. Проведение публичных слушаний для согласования границ земельного участка (при несогласии правообладателей соседних участков).
  5. Подача заявления об уточнении границ земельного участка в МФЦ или ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
  6. Оформление документации, в которой указываются новые уточненные границы, и получение переоформленных документов в кадастровой службе.

На первый взгляд, процедура выглядит просто, но на практике могут быть сложности, такие как:

  • невозможность найти собственников соседнего участка;
  • если даже собственник соседнего участка известен, может возникнуть ситуация с нежеланием с его стороны подписывать акт — в данном случае требуется проведение публичных слушаний;
  • если соседние земли принадлежат городу или иному муниципальному образованию, то с ними также необходимо все согласовывать, что на практике у человека, который с этим не сталкивался, может вызывать трудности, в том числе потерю времени;
  • при попытке наложить новые данные на кадастровую карту обнаруживаются ошибки, которые необходимо исправлять или доказывать в суде.

Увеличение площади земельного участка при уточнении границ

Уточнение границ может проводиться с увеличением площади за счет объединения нескольких участков, в том числе присоединения свободной территории. Для этого необходимо:

  1. Наличие свободных земель, прилегающих к данному наделу. Эти земли могут находиться в муниципальной или федеральной собственности, или быть неучтенными.
  2. Согласие правообладателей присоединяемых земельных участков или обоснование необходимости присоединения (увеличения) земельного участка.
  3. Присоединяемый земельный участок должен быть той же категории разрешенного использования.

Весь комплекс работ по уточнению границ земельного участка выполняется в среднем за 1,5–4 месяца. Это в случае, если нет спорных ситуаций и нет необходимости обращаться в суд. При наличии каких-либо разногласий (в т. ч. между соседями) и необходимости судебного процесса сроки увеличиваются до 6–7 месяцев.

Последствия использования земельного участка без уточнения границ Невозможно провести регистрационные действия (разделить, выделить из него другой земельный участок или объединить со смежным участком) Сложность доказывания местоположения реальной границы, в случае возникновения споров о границе с соседями (владельцами смежных участков) Угроза получения требования о сносе построек (в т.ч. и капитального забора), которые расположены на Вашем земельном участке в непосредственной близости от границы или по границе Почему выгодно заказывать согласование проектной документации в «РосАрхитектор» Индивидуальный подход – каждый объект индивидуален и до заключения договора мы проводим анализ имеющейся у Заказчика ситуации – для определения возможностей согласования, разъясняем возможные пути согласование объекта. Полный комплекс услуг – мы предоставляем комплексные услуги: от получения исходно-разрешительной документации и завершая сдачей построенного объекта в эксплуатацию. Соответствие закону – согласование проектной документации выполняется в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, поэтому с нами Заказчик лишается риска получить поддельные документы при согласовании. Опыт – у нас многолетний практический опыт в области согласования проектной документации, в том числе согласования «самостроя» и незаконной реконструкции. Гарантия результата – мы беремся за согласование только тех объектов, которые можно согласовать, мы не беремся согласовывать объекты, построенные с грубейшими нарушениями строительных норм, которые невозможно согласовать. Заказав решение земельного вопроса нас, Вы получите полный комплекс услуг – от уточнения границ земельного участка до получения правоустанавливающих документов на землю в ДГИОставить заявку

Выписка из СРО

Ассоциация проектировщиков «СтройАльянсПроект»

Мы гарантируем: выполнение договорных обязательств
качественно и в срок; полное соответствие результатов
поставленным целям; гибкий подход и готовность к решению
любых технических вопросов; оперативное согласование проектной
документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *