Управление охраны труда

Содержание

Понятие системы управления охраной труда, ее составные элементы

Подобная система представляет собой особый комплекс мероприятий и задач организации, который направлен на обеспечение стабильного трудового процесса сотрудников предприятия, что позволит им сохранить здоровье и жизни.

Понятие системы управления охраной труда подразумевает, что организация безопасной трудовой деятельности неразрывна с производственным процессом и должна осуществляться на всех стадиях работы.

Субъектом рассматриваемой системы выступает непосредственно руководящий орган компании, а также некоторые сотрудники, занимающие управляющие должности (например, управленцы подразделениями). Объектом выступает трудовая деятельность работников компании на своих трудовых местах.

При формировании СУОТ требуется:

  1. Зафиксировать список нормативных документов и законодательных актов, в которых определяются требования государства к правилам охраны труда на производственных объектах.
  2. Определить наиболее существенные факторы труда, основываясь на аналитических данных прошлых лет.
  3. Организовывать мероприятия по внедрению аспектов охраны труда в компании.
  4. Выявлять приоритетные направления охраны труда, исходя из профиля производства. Также требуется обозначать цели и задачи формируемой системы.
  5. Спроектировать схему и программу осуществления системы охраны труда, а также описать способы достижения поставленных целей и задач.

Принципы системы охраны труда

Для эффективного функционирования и длительного существования, СУОТ должна базироваться на таких основных принципах:

  1. Комплексный и системный подход. Так, комплексный подход подразумевает обеспечение безопасности всех факторов, которые оказывают влияние на субъект в ходе исполнения им его рабочих обязанностей. В частности, учитываются не только материальные и физиологические факторы, но и психологические. Например, одной из локальных задач СУОТ может являться обеспечение позитивного психологического климата в трудовом коллективе. В то же время, системный подход подразумевает возможность рассмотрения СУОТ как определенной структуры, чьи взаимосвязанные элементы по отдельности также должны быть безопасными для работающего субъекта.
  2. Непрерывность. Как и любая другая система, СУОТ действует эффективно, если формируется на основании продуманного плана, и действует на предприятии непрерывно.
  3. Профилактические мероприятия. Сама СУОТ призвана предотвращать несчастные случаи или чрезвычайные ситуации. То есть, основа охраны труда – профилактика безопасности рабочих мест и личной безопасности сотрудников.
  4. Контроль. Предполагается, что за исполнением всех правил по охране труда необходимо осуществлять беспрерывный и принципиальный контроль. При этом по мере выявления недостатков и их устранения, работников также необходимо стимулировать к самоконтролю в части безопасности трудового процесса.
  5. Делегирование полномочий. Необходимо четкое распределение обязанностей среди субъектов, обеспечивающих безопасность на производстве.

Чтобы стимулировать сотрудников придерживаться рассмотренных принципов, наиболее часто используют экономические рычаги воздействия:

  • материальное поощрение сотрудников, если те в полном соответствии с правилами соблюдают режим безопасности труда на производстве;
  • предъявлять к субъектам, которые напрямую повинны в наступлении чрезвычайной ситуации, требования компенсировать ущерб, понесенный вследствие обозначенных событий.

Функции и задачи, постановленные перед системой охраны труда

СУОТ является одной из составных частей системы менеджмента компании. Поэтому, рассматриваемая система должна отвечать следующим требованиям:

  • оценка текущего положения охраны труда в компании должна осуществляться на всех уровнях отделов и не прерываться;
  • вся имеющаяся документация по данному профилю должна четко отражать политику организации в конкретной сфере. Так же должны быть обозначены пути достижения этих целей;
  • должна производиться регулярная оценка персонала данного направления на предмет соответствия их профессиональных качеств квалификационным законодательным требованиям.

К главным функциям рассматриваемой системы относятся:

  • предложение действующей системы безопасности труда, измененной в незначительных аспектах, для применения ее во всех подразделениях предприятия, то есть, с учетом особенностей их производственного назначения;
  • предоставление методических консультаций;
  • формирование плана проведения инструктажей, а также организация подобных мероприятий;
  • проектировка различных локальных нормативов, если это необходимо для функционирования системы охраны труда;
  • детальный анализ причин, повлекших за собой неблагоприятные последствия в виде аварий или чрезвычайных ситуаций;
  • формирование статистических отчетов;
  • обеспечение беспрерывного повышения уровня квалификации каждого отдельного сотрудника по вопросам безопасности производственного процесса.

К задачам СУОТ относятся:

  • борьба с производственными травмами;
  • внедрение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний;
  • предотвращение возможных аварий и чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов и т.д.);
  • организация трудовых мест максимально эффективным и безопасным образом;
  • обучение сотрудников компании технике безопасности в различных производственных случаях;
  • информирование сотрудников о том, каким образом необходимо себя вести в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Нормативное оформление системы управления охраной труда

Наиболее общий список нормативов, которые должны иметься на каждом предприятии, выглядит следующим образом:

  • местные регламентирующие документы по охране труда;
  • журналы, которые фиксируют факт проведения разных процедур по вопросам безопасности трудового процесса.

Фактически, к подобному перечню документов может относиться любой норматив, который бы регламентировал те или иные процессы на предприятии, связанные с охраной труда.

Также, исходя из Положения про систему управления охраной труда, утвержденным Минтруда РФ от 19.08.2016г., с документацией по безопасности трудового процесса могут взаимодействовать:

  • руководитель компании регулирует процесс проектировки распорядительных документов относительно охраны труда, а также распределяет соответствующие обязанности управленческого аппарата между своими секретарями и замами;
  • с помощью своих ближайших подчиненных, управленец обеспечивает быструю доступность нормативов по охране труда для подчиненных;
  • далее нормативы переходят в распоряжение сотрудников кадровой службы для исполнения своих обязанностей;
  • управленец отделом, в свою очередь, обеспечивает постоянное наличие подобных документов в подразделении. Подразумевается постоянная доступность нормативов для подчиненных;
  • непосредственные начальники локальных групп сотрудников (бригадиры) обеспечивают контроль за тем, чтобы подчиненные не начинали исполнения своих обязанностей до момента ознакомления с предоставленными регламентирующими документами.

Порядок формирования системы управления охраной труда на предприятии

Наличие на предприятии СУОТ является обязательным требованием к исполнению трудовой деятельности, начиная с 01.01.2014г. Помимо этого, ст. 212 ТК РФ постановляется, что работодатель должен обеспечить беспрерывное функционирование данной системы.

СУОТ должна базироваться на таких нормативных документах:

  • ГОСТ 12.0.007–2009 «СУОТ. Общие требования»;
  • ГОСТ 12.0.008–2009 «СУОТ. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ 12.0.009–2009 «СУОТ. Требования и рекомендации»;
  • ГОСТ 12.0.010–2009 «СУОТ. Выявление опасностей и оценка рисков».

Создание рассматриваемой системы проходит по таким этапам:

  1. Планирование. Осуществляется детальный анализ компании, определяются вредные и опасные факторы, оцениваются риски, выявляются все имеющиеся ресурсы и т.д. Также данный этап предназначен для распределения имеющихся обязанностей между сотрудниками компании.
  2. Исполнение. Предполагается применение системы на практике. На данном этапе происходит обучение и подготовка сотрудников, формирование нормативных документов и т.д.
  3. Проверка. Подразумевается проведение анализа текущего состояния системы, в частности, соответствие исполнения задач намеченному плану. Также может проводиться внутренний или сторонний аудит.
  4. Совершенствование. На данном этапе устраняются недочеты системы, выявленные при аудите, путем разработки и применения специального комплекса мер.

Также важно отметить, что этап планирования включает такие аспекты:

  • управленцы высшего ранга несут ответственность за охрану труда. Принимаемые ими решения влияют на функционирование СУОТ во всем предприятии. Данный уровень считается главенствующим в данном контексте;
  • на управленцев подразделениями накладывается обязанность соблюдения правил безопасности труда на уровне отдела;
  • сотрудники должны неукоснительно следовать установленным нормативам.

Управление документами в системе управления охраной труда в организации

Исходя из Положения о СУОТ, разработанным Минтруда РФ, каждое локальное Положение о подобной системе на предприятии должно содержать раздел, в котором будут фиксироваться правила управления с документацией рассматриваемого направления.

Так, управленец должен обозначить некоторые параметры в обращении с документацией для действенного функционирования СУОТ:

  1. Определить перечень обязанностей, а также обозначить ответственность за несоблюдение правил в сфере охраны труда, которая возлагается на весь отдел или конкретных лиц.
  2. Установить типовые формы документов, которые необходимо сформировать для функционирования СУОТ.
  3. Отразить в тексте локального Положения наличие взаимосвязей разных подразделений компании в разрезе формирования и получения документации.
  4. Установить порядок осуществления различных мероприятий по охране труда, а также определить способ контроля соблюдения соответствующих правил.

В частности, к документам, которые не могут быть откорректированы после утверждения СУОТ, относятся:

  • акты и любые заметки, осуществленные по факту деятельности системы;
  • регистрационные журналы, листы о несчастных случаях и профессиональных травмах;
  • отметки про влияние на подчиненных отрицательных факторов производства;
  • документы, составленные по факту контроля исполнения СУОТ.

Ответственность за отсутствие системы охраны труда на предприятии

Исходя из приведенных ранее нормативных актов, можно сделать вывод, что применение СУОТ на предприятии является обязательной процедурой. Однако немалое количество управленцев до сих пор игнорируют данное положение. Подобное отношение считается нарушением трудового законодательства и грозит привлечением к ответственности.

В частности, исходя из ст. 5/27 КоАП РФ, к должностным лицам будет применен штраф в объеме от 1000 до 5000 руб., а для юридических субъектов штраф составит от 30.000 до 50.000 руб. Помимо этого к юридическим лицам также может быть применена мера приостановления деятельности сроком до 90 дней. Предполагается, что за этот период управленец должен решить проблемы с отсутствием системы безопасности на предприятии.

Таким образом, система управления охраной труда является обязательным элементом для правомерной деятельности. Подобная система позволит не только наладить деятельность с юридической точки зрения, но также сохранит жизни и здоровье сотрудников компании.

БЖД для ФСА заочн / Лекции по БЖД / СУОТ

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) — это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда» путем:

а) обеспечения безопасности среды и

б) обеспечения безопасности поведения человека.

Достижение поставленной цели связано с решением основной задачи управления — обеспечением безопасности:

  1. предметов труда;

  2. средств труда и средств производства;

  3. продуктов труда;

  4. технологий и производственных процессов;

  5. энергии;

  6. природно-климатических факторов и т.д.

Обеспечение безопасности достигается за счет применения комплекса средств управления, таких как:

а) профессиональный отбор работающих (обеспечивает снижение травматизма в ряде случаев на 40-50%);

б) психологическое воздействие на работающих (создание благоприятного психологического климата, предупреждение об опасности, разбор конкретных несчастных случаев, предупреждение об опасных состояниях внешних факторов – гравитационных воздействий, земного магнетизма, ионизации атмосферы, солнечной активности, погодных условий и т.д.);

в) пропаганда охраны труда,

г) экономическое стимулирование.

В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

а) анализа условий труда и

б) разработки по результатам анализа методов защиты человека

от опасностей.

При анализе условий труда необходимо:

1 – выявить опасности, потенциально присущие рассматриваемому

объекту;

2 – дать количественную оценку показателей опасностей и сравнить

их с нормативными значениями;

3 – рассчитать комплексные показатели, характеризующие общее со-

стояние условий безопасности;

4 – сделать выводы и дать заключение об условиях труда.

Для анализа производственного травматизма применяют 4 основных метода: статистический, топографический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по отчетным документам за определенный период времени. Этот метод позволяет получить общую картину состояния травматизма, определить его динамику, выявить связи между обстоятельствами и причинами несчастных случаев.

Для количественной оценки уровня травматизма определяются относительные статистические показатели частоты и тяжести травматизма.

Показатель частоты травматизма Кч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный календарный период (месяц, год). Он рассчитывается по формуле:

Кч = (Т / Р) * 1000,

где Т – число травм (несчастных случаев) за расчетный период;

Р – среднесписочное количество работающих на предпиятии.

Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

Кт = Д / Т,

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчаст-

ным случаям.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносят условными знаками на планы цехов, в результате чего становятся наглядно видны рабочие места, участки с повышенной травмоопасностью, требующие особого внимания и проведения профилактических мероприятий.

Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай: трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

При этом широко применяют технические способы и средства исследований – испытание оборудования, контроль параметров производственной среды и т.д.

Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

Методы защиты разрабатываются в следующей последовательности:

1 – намечаются возможные принципы и методы защиты от опасностей;

2 – рассчитывается стоимость реализации вариантов;

3 – производится оценка эффективности мероприятий и определяется оптимальный вариант;

Таким образом, управление охраной труда складывается из рядя последовательно осуществляемых стадий:

  1. оценки состояния охраны труда и ее составляющих (ТБ и ПС);

  2. формирования целей;

  3. составления программ действий;

  4. оперативного управления программами;

  5. оценки эффективности осуществления программ;

  6. стимулирования исполнителей.

Управление охраной труда осуществляют:

— на предприятии — директор и главный инженер (технический

директор),

— в цехах и службах — руководители этих подразделений;

— в бригадах — бригадиры.

Эффективность работы системы управления охраной труда зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по охране труда. Поэтому на предприятии разрабатывают и утверждают Положение или стандарт предприятия, где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц в решении вопросов охраны труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников (или их представителей) на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом или распоряжением по предприятию.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы.

Основные функции комитета:

  1. изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  2. анализ эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  3. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда;

  4. изучение обеспечения работников спец. одеждой, спец. обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

  5. участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии.

Организационно-методическую работу по охране труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда, непосредственно подчиненная работодателю.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основными задачами службы охраны труда являются:

1. Организация и координация работы по охране труда на предпри-

ятии.

2. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране

труда работниками предприятия.

3. Профилактическая работа по улучшению условий труда.

4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охра-

ны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие основные функции:

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на

рабочих местах.

2. Анализ состояния и причин производственного травматизма и

профзаболеваний.

3. Оказание помощи подразделениям предприятия в аттестации ра-

бочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны

труда.

4. Проведение проверок технического состояния зданий, сооруже-

ний, оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

5. Оказание методической помощи разработчикам инструкций по

охране труда.

6. Составление отчетности по охране труда.

7. Контрольные функции и т.д.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны прохо-

дить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях — на их руководителей.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии, в которые включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (гл. технолог, гл. энергетик и т.п.), представители профсоюзов.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих — не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 («Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

а) вводный;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный;

г) внеплановый;

д) целевой (текущий).

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (или специалист, его заменяющий), а остальные виды инструктажей — непосредственный руководитель работ (мастер цеха, отдела и т.п.).

О проведении каждого инструктажа и проверке знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. О проведении целевого инструктажа запись делается в наряде-допуске.

При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого не допускают к его работе. Он должен вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте — со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу, с командированными.

Повторный инструктаж — не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими.

Внеплановый инструктаж:

а) при изменении стандартов, правил и инструкций по охране труда;

б) при изменении технологического процесса;

в) при замене или модернизации оборудования или инструмента;

г) при нарушении работниками требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару;

д) при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) или более 60 календарных дней (для остальных работ).

Целевой инструктаж:

а) перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску,

разрешению или другому документу;

б) перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обя-

занностями по специальности;

в) перед ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и

катастроф;

г) перед проведением экскурсий на предприятиях или перед органи-

зацией массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях осуществляется планирование работ по охране труда, которое может быть:

  • перспективным,

  • текущим,

  • оперативным.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Законодательство РФ устанавливает надзор и контроль за охраной труда на предприятиях по трем направлениям: ведомственный и государственный надзор и общественный контроль.

Надзор – это наблюдение за точным соблюдением законов, нормативно-технических документов по охране труда и привлечение к ответственности их нарушителей.

Контроль – это проверка выполнения законов и нормативно-технических документов по охране труда.

Ведомственный надзор за охраной труда в объединениях и на предприятиях осуществляют их руководители, а также начальники структурных подразделений (цех, отдел).

Государственный надзор за охраной труда в РФ осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов.

В число надзорных органов входят:

1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), образованная в 1994 г. и действующая на основании Положения, утвержденного Правительством РФ 28 января 2000 г.

Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Федерации (областей, краев и т.д.) является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции:

а) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей

территории;

б) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на про-

изводстве, анализируют причины и разрабатывают предложения по

их предупреждению;

в) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об

административных правонарушениях;

г) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные

обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственные инспекции труда субъектов Федерации осуществляют свои надзорные функции через государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда.

2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Госгортехнадзор осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением требований безопасности при ведении работ в промышленности и при эксплуатации оборудования:

а) подъемных устройств;

б) паровых и водогрейных котлов;

в) сосудов, работающих под давлением;

г) трубопроводов для пара и горячей воды;

д) технологических трубопроводов;

е) газового хозяйства предприятий,

а также требований безопасности при взрывных работах.

3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Он осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

4. Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). Он осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии.

5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор). Он осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и должностными лицами санитарного законодательства РФ, а также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

6. Государственная экспертиза условий труда. На нее возложено осуществление государственного контроля за:

а) правильностью применения списков производств, работ, профес-

сий и т.д., по которым устанавливаются льготные пенсии и пре-

доставляются дополнительные отпуска;

б) предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в

неблагоприятных условиях труда;

в) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-

да и их отнесению к категории с вредными и тяжелыми условиями

труда.

7. Госпожнадзор осуществляет надзор за пожарно-техническим состоянием объектов.

8. ГИБДД. Она осуществляет надзор за техническим состоянием автотранспорта и выполнением правил водительским составом предприятия.

Представители органов государственного надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия и организации любой формы собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий за нарушения в области охраны труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы.

Обязательно ли разрабатывать руководство по системе управления охраной труда?

Исходя из наших предыдущих заключений, такой документ будет крайне полезным в системе. Однако вспомним, что согласно приказу 438Н Министерства труда и социальной защиты, в СУОТ присутствует документ под названием «Положение о системе управления охраной труда». К слову сказать, типовое содержание документа приведено в приложении к приказу. Именно типовое положение, разработанной министерством, содержит в себе все необходимые элементы системы, описанные декларативно. Как составить такое положение для своей организации, мы писали в этой статье.

Вместе с тем, в типовом положении о системе управления я охраной труда указывается, что именно должна содержать система, исходя из специфики деятельности организаций. И ни одного упоминания про руководство по системе управления охраной труда там нет. Таким образом, составление такого документа остаётся на Ваше усмотрение: если хочется придать вес своей СУОТ, возьмитесь за его разработку.

Будьте осторожны: чем больше регламентирующих документов содержит система, тем меньшей гибкостью она обладает. Имейте это ввиду при разработке и внедрении и СУОТ в своей организации.

Как разработать руководство по системе управления охраной труда?

Если Вы решились разработать руководство по системе управления охраной труда для своей организации, мы рекомендуем Вам придерживаться следующей структуры документа:

  1. область применения, общие положения СУОТ (область деятельности организации, в которой проводятся мероприятия по охране труда);
  2. термины и определения (понятия, которые могут быть непонятны руководителям и специалистам);
  3. характеристика организации (описание организации с точки зрения охраны труда, в каких сферах деятельности организации проводятся мероприятия по охране труда);
  4. документация СУОТ (принципы ведения документации, разработки, пересмотра, внесения изменений и архивирования);
  5. ответственность и обязательства руководства (политика в области охраны труда, планирование, распределение обязанностей и анализ со стороны руководства);
  6. мероприятия по охране труда (процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда);
  7. измерение, анализ и улучшение (мониторинг, анализ, корректирующие и предупреждающие действия);
  8. анализ эффективности системы управления охраной труда.

Принципиальная схема процесса управления охраной труда

Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, организации управления производством, носит разносторонний многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологии требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда.

Отсутствие комплексного, системного подхода к решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного обеспечения не позволяют осуществлять научно обоснованное планирование, определять наиболее важные и первостепенные направления профилактической работы. Это приводит к разработке большого количества малоэффективных мероприятий, к нерациональному распределению и расходованию средств, выделяемых на охрану труда.

Очевидно, что традиционные методы обеспечения безопасности труда, улучшения его условий не соответствуют современному уровню развития производства, являются малоэффективными. К наиболее существенным их недостаткам можно отнести: отсутствие системного подхода к организации охраны труда на производстве; низкий уровень информационного обеспечения задач охраны труда; отсутствие научно обоснованных методов контроля, анализа и комплексной оценки состояния охраны труда; несовершенство используемых критериев и методов морального и материального стимулирования за работу в области охраны труда; низкая эффективность профилактических мероприятий, нерациональное планирование и распределение средств на охрану труда.

Цели управления охраной труда. Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек — машина — производственная среды» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий — это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществления программ, стимулирование исполнителей. Принципиальную схему процесса управления охраной труда можно представить в виде схемы, изображенной на рис.

5. Функциональная схема СУОТ предприятия

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д. На промышленных предприятиях к настоящему времени сложилась достаточно стройная система управления охраной труда, общая функциональная схема которой в общем виде представлена на рис. 6.2.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах их реализации, в построении информационных и управленческих связей, в формах учета, анализа и контроля, методах планирования и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются государственные законодательные акты, ГОСТы «Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности и производственной санитарии» и др.

В представленной на рис. 6.2 функциональной схеме СУОТ предприятия сформулированы в общем виде основные задачи, решаемые в сфере охраны труда и направленные на достижение конечной цели создания безопасных и безвредных условий труда в цехах, на участках и рабочих местах. Однако каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему, к решению которой должен привлекаться большой круг руководящих работников и исполнителей.

Какой Должна Быть СУОТ в Организации! Смотрим Свежие Методические Рекомендации Для ГИТ!

Приветствую, друзья! Вышел интересный документ из Роструда, который предлагаю рассмотреть и обсудить в этой заметке. Речь идёт о Методических рекомендациях по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в организации. Данные рекомендации предназначаются не для простых смертных спецов и работодателей, а для государственных инспекторов труда при проведении ими расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем. Поскольку это не секретный документ, мы его тоже возьмём в работу — разработаем на основе рекомендаций не простое, а золотое положение о СУОТ в организации.

Это Блок-схема проверки СУОТ в организации. Запомните её.

Итак, Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда были утверждены приказом Роструда от 21.03.2019 г. № 77 и адресуются ГИТ.

В соответствии с приказом Роструда № 77 руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации приказано обеспечить:

  • обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;
  • изучение государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
  • использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

Кроме того управлению государственного надзора в сфере труда приказано:

  • при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;
  • при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьёй 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Структура Методических рекомендаций по проверке СУОТ в организации

Документ состоит из следующих разделов и приложений:

I. Общие положения.

II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда:

Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда.

III. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая.

IV. Заполнение отдельных пунктов акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) формы 4.

V. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Приложение — Блок-схема.

Касательно Блок-схемы. В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций государственным инспекторам труда предлагается организовывать проверку на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведённых в Блок-схеме, а именно:

а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций проведение внеплановой проверки у работодателя предлагается разделить на 2 части:

1-я часть — проверка документов СУОТ;

2-я часть — проверка рабочих мест.

При этом в рамках проверки документов СУОТ рекомендуется изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения СУОТ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

В рамках проверки рабочих мест рекомендуется оценивать соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Как будут наказывать за СУОТ в организации

Поскольку документ не мизерный по содержанию (около 30 страниц), приведу только его мотивирующую часть, а именно пятый раздел — Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вот какие меры реагирования при выявлении нарушений в части СОУТ предлагаются:

16. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

16.1. В предписании, выдаваемом после завершения расследования, целесообразно указывать устранение не только нарушений, которые явились непосредственными причинами (основными), но и нарушений, которые явились корневыми причинами (сопутствующими).

16.2. В предписании, выдаваемом после завершения внеплановой проверки, целесообразно указывать устранение не только нарушений государственных нормативных требований охраны труда, но и требований локальных нормативных актов работодателя, а также нарушений, касающихся СУОТ.

17. Привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ, также согласно пункту 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что за некоторые нарушения предусмотрена ответственность разными частями статьи 5.27.1 КоАП РФ, например:

Выявлены следующие нарушения, что в положении о СУОТ работодателя отсутствует процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами (пункт 8, пункты 45 — 47 Типового положения) (если процедура включена в положение о СУОТ, то могут отсутствовать элементы данной процедуры), а также работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Таким образом, виновных лиц целесообразно привлекать к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за отсутствие процедуры (или элементов процедуры) и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ — за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Такой же алгоритм можно использовать и по процедурам подготовки работников по охране труда, организации и проведения оценки условий труда, организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников.

На данном примере освежим в памяти линейку сумм штрафов:

Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторимся, что СУОТ в организации будет досконально проверяться ГИТ в соответствии с Методическими рекомендациями в двух случаях:

  1. при проведении государственными инспекторами труда расследований несчастных случаев;
  2. при внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

В рамках плановых проверок ГИТ обязаны руководствоваться проверочными листами, а именно в теме СУОТ проверочным листом № 31, согласно которого проверяется:

  1. Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  2. Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При этом Политика в области охраны труда может входить в положение о СУОТ. Об этом шла речь в заметке — Политика в области охраны труда и как её внедрить.

Далее предлагаю вам скачать Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ в формате MS Word и ознакомиться с документом более основательно. Комментарии по данной теме очень-очень приветствуются!

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави­тельством, работодателями и работниками.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *