Уплата утилизационного сбора

Какие ТС освобождаются от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступает в силу с 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не будут являться объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

К ТС, для которых уплачивается утилизационный сбор, в 2019 году отнесены прицепы и полуприцепы категории 04, а также специальные и специализированные прицепы и полуприцепы данной категории, с даты выпуска которых прошло больше 3-х лет.

Под переоборудованием будет пониматься внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров, не предусмотренных нормативно-технической документацией производителя (изготовителя), при котором юридическое лицо Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоило транспортному средству идентификационный номер (VIN). Действие этой нормы распространяется на отношения, возникшие с 04.02.2016.

Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Беларуси в 2019 году для ИП и организаций

Виды и категории транспортных средств

Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)

не более 3 лет

свыше 3 лет

Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

851,4

5 247,0

с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см

851,4

5 247,0

– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

1 326,6

8 177,4

– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

2 534,4

15 958,8

– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

3 435,3

28 215,0

– свыше 3500 куб. см

5 445,0

34 659,9

ввезенные с России и других стран ЕАЭС, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя

495,0

742,5

Грузовые автомобили (категории N1, N2, N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны

3 712,5

6 534,0

– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

5 940,0

9 281,3

– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7 425,0

11 880,0

– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8 167,5

33 858,0

– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9 949,5

51 306,8

– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10 914,8

74 695,5

– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

21 532,5

87 615,0

автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой:
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10 914,8

74 695,5

– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

21 532,5

87 615,0

Специальные транспортные категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G:
специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

7 425,0

74 250,0

автобетоносмесители

22 275,0

96 525,0

Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

4 455,0

7 425,0

с объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см

4 455,0

7 425,0

– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

8 910,0

22 275,0

– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

11 880,0

32 670,0

– свыше 10 000 куб. см

14 850,0

38 610,0

Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

100 980,0

230 026,5

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

185 625,0

237 600,0

свыше 350 тонн

274 725,0

297 000,0

Порядок оплаты

Оплатить утилизационный сбор в Беларуси можно в отделении банка, используя распечатанную квитанцию, заполненную реквизитами Минской центральной таможни.

Оплату услуг в системе «Расчет» можно совершить в пунктах банковского обслуживания банков-участников ЕРИП и отделениях РУП «Белпочта», а также посредством инструментов дистанционного банковского обслуживания (интернет-, мобильный банкинг и проч.).

Оплата в системе «Расчет» возможна с использованием наличных денежных средств, электронных денег (WebMoney, belqi) и банковских платежных карточек. Плательщикам, использующих для оплаты карты, эмитированные банками-нерезидентами, оплата услуг системы «Расчет» доступна на платежном ресурсе e-pay.by.

Для оплаты утилизационного сбора в АИС «Расчет» ЕРИП необходимо последовательно выполнить следующие действия:

В разделе «Платежи» выбрать вкладки:
– «Система «Расчет» (ЕРИП)»;
– «Таможенные платежи»;
– «Выбрать категорию плательщика (например — Лица с паспортом РБ, видом на жительство 02013)»;
– «Утилизац.сбор при ввозе | код услуги 420411».

Заполнение декларации и расчет по квитанции могут быть произведены представителем владельца автомобиля.

Форма и порядок заполнения документа, подтверждающего уплату утилизационного сбора, закреплены в постановлении Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.02.2014 года № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64». Данная форма аналогична форме таможенной декларации на товары.

Необходимые документы

  1. Копия, оригинал договора купли-продажи транспортного средства.
  2. ПТС для новой машины / СТС при покупке авто на вторичном рынке.
  3. Паспорт владельца ТС (стр. 31, 32, 33, стр. с пропиской). или свидетельство о регистрации, если владелец авто — юридическое лицо);
  4. Квитанция об оплате (по системе ЕРИП).

В отдельных ситуациях требуется документ от официального дилера с подтверждением типа ТС, его полной массы и года выпуска.

С 1 сентября 2012 года действует законодательная норма о том, что экологическая безопасность от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) должна обеспечиваться среди прочего уплатой утилизационного сбора. Данный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в РФ (это требование не распространяется на транспортные средства, на которые ПТС выданы до вышеуказанной даты). Без уплаты утилизационного сбора (в соответствующих случаях) паспорт транспортного средства оформить надлежащим образом не удастся, из-за чего будет невозможно зарегистрировать ТС.

Кто именно является плательщиком утилизационного сбора? В результате каких действий производителя на ПТС проставляется отметка об уплате сбора с учетом изменений, вступивших в силу в январе 2014 года? Какие еще изменения должны учитывать производители ТС?

Плательщики утилизационного сбора

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора являются лица:

  • осуществляющие ввоз транспортных средств (шасси) в РФ. В этом случае взимание сбора производит ФТС;
  • осуществляющие производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории РФ;
  • купившие транспортные средства (шасси) на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор. Взиманием сбора в данном и предыдущем случаях теперь занимается ФНС (а не таможенный орган, как раньше).

Следует учитывать, что с 1 января 2014 года перестали действовать нормы о том, что утилизационный сбор не надо уплачивать в отношении транспортных средств:

  • произведенных, изготовленных организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными ТС своих потребительских свойств;
  • ввезенных в РФ с территорий государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеющих статус товаров Таможенного союза;
  • помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Эти льготы, предусмотренные ранее п. 6 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, были «ликвидированы» Федеральным законом от 21.10.2013 № 278-ФЗ.

Таким образом, производители соответствующих колесных транспортных средств (шасси) с 1 января 2014 года должны в обязательном порядке уплачивать утилизационный сбор. Перечень видов и категорий транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, вступившим в силу с 8 января 2014 года. Ранее применялся перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870. Следует обратить внимание, что новый перечень расширен в связи с включением в него:

  • автосамосвалов полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
  • автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 т, но не более 20 т;
  • автосамосвалов полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
  • автомобилей-фургонов, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 т, но не более 50 т;
  • транспортных средств с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой.

В перечень теперь входят и шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории РФ, катего­рий N1,

N2, N3, М2, М3.

Расчет размера утилизационного сбора

Как указано в п. 3 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно (ранее действовало такое же требование). Размер сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент, предусмотренный для конкретной позиции. Для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1 (в том числе повышенной проходимости категории G), специальных и специализированных транспортных средств указанной категории базовая ставка составляет 20 000 руб. В остальных случаях применяется базовая ставка, равная 150 000 руб.

Что касается коэффициента расчета утилизационного сбора, его размер зависит от даты выпуска транспортного средства, массы и других физических характеристик ТС. Для новых транспортных средств установлена намного меньшая величина коэффициента, нежели для транспортных средств, с даты выпуска (имеется в виду дата изготовления колесного ТС) которых прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска год выпуска устанавливается по году изготовления, указанному в идентификационном номере ТС. При этом трехлетний срок следует начинать исчислять с 1 июля года изготовления.

Пример

Предприятие осуществляет производство автобетоносмесителей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора при производстве автобетоносмесителей равна 150 000 руб., коэффициент расчета – 3. Значит, утилизационный сбор с каждого выпущенного транспортного средства составит 450 000 руб.

Еще один момент: размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе колесных транспортных средств либо шасси, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется следующим образом. Из суммы утилизационного сбора, подлежащей уплате исходя из новых реалий, вычитается сумма сбора, уплаченная ранее. Полученная разница (если она имеет положительное значение) и есть подлежащий уплате сбор.

Если разница будет иметь отрицательное значение, утилизационный сбор в данной части не признается ни излишне уплаченным, ни излишне взысканным (п. 24 Правил), поэтому плательщику разницу не вернут.

Порядок уплаты утилизационного сбора

Утилизационный сбор уплачивается в рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Так, утилизационный сбор за колесные транспортные средства, произведенные, изготовленные в РФ, уплачивается по коду 182 1 12 08000 01 2000 120 (см. Информацию ФНС РФ «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2014 году»). Утилизационный сбор является неналоговым доходом федерального бюджета (п. 1 ст. 51 БК РФ), следовательно, не относится к налоговым сборам.

Обратите внимание: уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) сбора. Причем утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей. Раньше сумма излишне уплаченного утилизационного сбора подлежала только возврату (возможность проведения зачета не была предусмотрена).

Забегая вперед, отметим, что сумма излишне взысканного утилизационного сбора может образоваться только у крупнейшего производителя.

К сведению

Если утилизационный сбор был уплачен, при передаче отходов, образовавшихся в результате утраты ТС своих потребительских свойств, лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, взимание платы не допускается (п. 9 ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона № 278-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2014 года).

Взимание сбора с обычных производителей

В соответствии с п. 16 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора по истечении трех рабочих дней со дня уплаты сбора в налоговый орган по месту нахождения плательщика-организации (ее обособленного подразделения) необходимо представить:

– расчет суммы утилизационного сбора по форме, утвержденной ФНС. До утверждения в установленном порядке формы и формата расчета суммы утилизационного сбора ФНС рекомендует плательщикам использовать форму и формат, направленные Письмом от 25.12.2013 № ГД-4-3/23318@.

Обратите внимание: с 1 июля 2014 года в случае уплаты утилизационного сбора в отношении более пяти транспортных средств в один день расчет утилизационного сбора можно будет представлять в налоговый орган только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 17 Правил). В то же время ФНС рекомендует уже сейчас осуществлять указанный документооборот в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи (Письмо от 22.01.2014 № ГД-4-3/749@);

  • бланки паспортов, оформленных на транспортные средства;
  • копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства (если в отношении этих транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта);
  • копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
  • заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении 3 к Правилам (с приложением документов, перечисленных в п. 27 – 31 Правил) (если по излишне уплаченному (взысканному) сбору не принималось решение о зачете). Данное заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) сбора (то же самое касается заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) сбора);
  • решение (и его копию) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты по форме, приведенной в приложении 2 к Правилам (если по излишне уплаченному (взысканному) сбору принято решение о зачете);
  • копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика (если правильность исчисления утилизационного сбора подтверждает уполномоченный представитель).

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет налоговики проставляют на представленных бланках паспортов, оформленных на транспортные средства, отметку об уплате сбора и возвращают их плательщику. В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств данная отметка проставляется в разделе «Особые отметки» паспорта.

Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями

По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.

Кого могут признать крупнейшим производителем?

Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 № 6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:

1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:

  • в режиме промышленной сборки;
  • в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

2) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категорий N, M2 и (или) M3, конструкция которых не предусматривает применение базового транспортного средства (шасси) другого изготовителя, с соблюдением одного из следующих условий:

  • в режиме промышленной сборки;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M2, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M3, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины (кузова – в случае, когда кабина является несъемным элементом кузова), – в отношении транспортных средств категорий N1, N2, в том числе повышенной проходимости категории G;
  • по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины и изготовление шасси, включая лонжероны рам шасси, – в отношении транспортных средств категории N3, в том числе повышенной проходимости категории G;

3) организация по состоянию на 1 января 2014 года является дочерним обществом организации, отвечающей вышеперечисленным критериям (п. 1 и (или) 2). Причем доля участия такой организации должна составлять не менее 50%.

К сведению

Предварительный список организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств и (или) шасси приведен в приложении к Письму МВД РФ от 21.01.2014 № 13/4у-262.

Как стать крупнейшим производителем?

Инициатором выступает сама организация. Для этого ей необходимо представить в Минпромторг заявление (составляется в произвольной форме), в котором указываются наименование компании, организационно-правовая форма, место нахождения, а также наименование сайта организации в Интернете и адрес электронной почты. К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 3Порядка.

В свою очередь, Минпромторг направляет полученные документы в Департамент транспортного и специального машиностроения, по результатам деятельности которого (на что отводится 15 дней) должен появиться приказ о признании организации крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и о включении ее в реестр либо об отказе в признании организации крупнейшим производителем.

Необходимо учитывать, что в целях актуализации реестра и недопущения наличия в нем недостоверной информации Департамент транспортного и специального машиностроения будет ежегодно с 1 октября и до 1 декабря включительно запрашивать у крупнейших производителей те же документы, что представлялись вместе с заявлением. В случае выявления несоответствий либо непредставления документов организация лишится статуса крупнейшего производителя.

Как отчитаться крупнейшему производителю?

Как мы уже указали, организация, признанная крупнейшим производителем ТС, наделяется правом самостоятельного проставления отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта. Однако это не означает, что ей не нужно отчитываться перед налоговым органом, причем в особом порядке, установленном разд. IV Правил (п. 19 – 23).

К сведению

Учитывая, что ведение реестра организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) возложено на Минпромторг, налоговики предлагают довести до данных производителей рекомендуемый образец штампа (прилагается) для проставления отметки «Утилизационный сбор» (см. Письмо ФНС РФ от 26.12.2013 № ГД-4-3/23438@).

В силу п. 19 Правил обозначенная организация в течение пяти рабочих дней (с 1 июля 2014 года – двух рабочих дней), следующих за днем выдачи паспорта (на котором была сделана отметка об уплате утилизационного сбора), в налоговый орган по месту своего нахождения должна представить:

  • расчет утилизационного сбора (до 1 июля 2014 года оформляется на бумажном носителе, с указанной даты – в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи). С подачи ФНС названный расчет можно представлять в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи и сейчас (Письмо от 22.01.2014 № ГД-4-3/749@);
  • копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) ТС (если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).

Обратите внимание

В приеме расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, крупнейшему производителю откажут (в течение рабочего дня ему направят уведомление об отказе в приеме), если:

  • расчет представлен в формате, не соответствующем формату, определенному ФНС;
  • отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;
  • расчет направлен в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.

Исходя из положений п. 20 Правил указанная норма должна начать работать в отношении расчетов, которые будут представляться в налоговый орган с 1 июля 2014 года, то есть когда вступит в силу требование об обязательном представлении расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Однако, учитывая рекомендации ФНС о представлении расчета в электронном виде до 1 июля 2014 года, можно сказать, что изложенные нормы уже актуальны.

В случае обнаружения в представленном расчете ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора налоговый орган в течение 30 дней направит плательщику информацию об этом. В свою очередь, последнему представлена возможность в пятидневный срок устранить ошибки и повторно направить расчет утилизационного сбора. На уплату утилизационного сбора крупнейшему производителю отводится 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором был представлен расчет.

Если уплата утилизационного сбора не будет осуществлена в установленные сроки, налоговый орган проведет взыскание сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ. Есть и другой выход: при опоздании с уплатой крупнейший налогоплательщик может осуществить исчисление и уплату утилизационного сбора как обычный производитель (п. 23 Правил).

Обратите внимание

Если плательщик утилизационного сбора, не отнесенный к категории крупнейших производителей, представит расчет утилизационного сбора в порядке, установленном разд. IV Правил, налоговый орган должен принять такой расчет, уведомив плательщика об отсутствии оснований для отнесения его к категории крупнейших для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора. Это связано с тем, что Правила не содержат оснований для отказа налогового органа в принятии расчета утилизационного сбора у плательщика, не являющегося крупнейшим (Письмо ФНС РФ от 22.01.2014 № ГД-4-3/751@).

Возврат излишне уплаченного (взысканного) сбора

Для того чтобы сумму утилизационного сбора вернули, в налоговый орган, проставивший на паспорте отметку, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя необходимо подать заявление в письменном виде о возврате сбора по форме, приведенной в приложении 4 к Правилам. (К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 27 – 31 Правил.)

В случае отсутствия в заявлении необходимых сведений или представления не всех необходимых документов в течение пяти рабочих дней заявление вернут плательщику и направят ему решение об отказе в возврате сбора. Если все в порядке, в тот же срок будет направлено решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. (Общий срок рассмотрения заявления, принятия решения о возврате сбора не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления.)

Учтите, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с названных сумм не выплачиваются, эти суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых сумм, то есть за счет плательщика.

* * *

Организации, занимающиеся производством, изготовлением транспортных средств (шасси) на территории РФ, являются плательщиками утилизационного сбора. Причем с 1 января 2014 года уклониться от исполнения данной обязанности не получится. Перечень конкретных видов и категорий транспортных средств (шасси), при производстве которых должен уплачиваться утилизационный сбор, утвержден Правительством РФ. Размер сбора зависит от базовой ставки (составляет 20 000 или 150 000 руб.) и коэффициента, выбираемого в зависимости от даты выпуска ТС, массы и других физических характеристик транспортного средства.

Администрированием утилизационного сбора в отношении произведенных на территории РФ колесных транспортных средств (шасси) с этого года занимается ФНС. Следовательно, расчет утилизационного сбора вместе с другими необходимыми документами производители теперь должны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения. По общему правилу расчет представляется в течение трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора. Если же компания будет признана крупнейшим производителем (для чего ей нужно представить заявление в Минпромторг) и включена в реестр таких производителей, утилизационный сбор ей нужно будет уплачивать уже после сдачи в налоговый орган расчета. Причем в отличие от обычного производителя организация, включенная в реестр крупнейших производителей, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта ТС самостоятельно.

  1. Пункт 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
  2. Направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС РФ от 09.01.2014 № ГД-4-3/63@.
  3. Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ № 1291.
  4. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 (утратили силу).
  5. Если производство осуществляется обособленным подразделением организации.
  6. Утверждено Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005.
  7. Заключено в Санкт-Петербурге 18.06.2010.

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Часть 6 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Освобождение от уплаты сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты:

14. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

При этом обратите внимание, что если автомобиль из первого или второго пунктов впоследствии будет продан, то утилизационный сбор придется заплатить новому собственнику.

Например, Иванов И.И. был признан беженцем. При переезде в Россию он привез с собой легковой автомобиль ВАЗ 2110. За эту машину утилизационный сбор не уплачивался. Через год автомобиль был продан следующему собственнику — Петрову П.П. Именно он и должен оплатить утилизационный сбор.

Так что если Вы покупаете автомобиль с рук, то будьте внимательны и обращайте внимание на отметку об уплате сбора в ПТС.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Перечень плательщиков утилизационного сбора приводится в части 3 статьи 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
  • являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Чаще всего с утилизационным сбором сталкиваются автовладельцы, которые ввозят автомобиль в Россию из-за рубежа. При этом, если машина ввозится менее чем на 6 месяцев, то сбор не уплачивается. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Расчет утилизационного сбора

Для расчета утилизационного сбора следует воспользоваться таблицей из следующего нормативного документа:

В общем случае формула расчета выглядит так:

утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент из таблицы.

Базовая ставка равна:

  • 20 000 — для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 — для всех остальных категорий ТС.

На легковые автомобили

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Электромобили 32 600 122 000
С двигателями до 1000 см3 33 000 123 000
С двигателями от 1000 до 2000 см3 84 000 313 800
С двигателями от 2000 до 3000 см3 126 000 480 200
С двигателями от 3000 до 3500 см3 114 600 570 000
С двигателями от 3500 см3 181 600 700 200
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 3 400 5 200

Обратите внимание, обычным автовладельцам, как правило, приходится сталкиваться с последней строкой данной таблицы. Т.е. при ввозе автомобиля из-за рубежа придется заплатить 3 400 рублей за новую машину и 5 200 рублей за машину старше 3-х лет.

Для юридических лиц, ввозящих или производящих автомобили величина сбора значительно выше. К сожалению, данная сумма включается в итоговую стоимость автомобиля, т.е. оплачивает ее покупатель.

На грузовые автомобили

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Масса до 2,5 т 142 500 151 500
Масса от 2,5 до 3,5 т 300 000 432 000
Масса от 3,5 до 5 т 285 000 456 000
от 5 до 8 т 313 500 786 000
от 8 до 12 т 381 000 1 192 500
от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т 510 000 3 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т 825 000 2 035 500

На спецтехнику

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500

На прицепы и полуприцепы

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы 75 000 1 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

На автобусы

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см3 171 000 172 500
С двигателями от 2500 до 5000 см3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см3 456 000 759 000
С двигателями от 10000 см3 570 000 897 000

На мотоциклы

Утилизационный сбор за мотоциклы не взимается.

Повышение утилизационного сбора в 2018 году

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 апреля 2018 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 апреля увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 30 марта 2018Раздел: Автомобили

Здравствуйте, у меня вопрос, сколько будет утилизационный сбор на автовышку на базе ниссан кабстар с объемом 2,5 литра, которому около 10 лет

Александр, здравствуйте.

В данном случае нужно знать, к какой категории относится указанный автомобиль по документам.

Могу предположить, что это специализированное транспортное средство категории N1 (масса менее 3,5 тонн). В этом случае размер утилизационного сбора составит 432 000.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сколько будет стоить утилизационный сбор за газель разрешенная максимальная масса до 3.5 тонн год выпуска 2006 объём двигателя 2.5 машина приобретается у переселенца с Украины. Заранее спасибо.

Сергей, здравствуйте.

В данном случае речь идет о грузовике категории N1, массой от 2,5 до 3,5 тонн, возраст которого больше 3-х лет. Размер сбора — 432 000 рублей.

Довольно внушительно. А когда выдан ПТС на автомобиль?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста сколько будет стоить утилизационный сбор за легковой автомобиль 1,5-1,8 куб/литров возраст 2015г. — 2018г. для себя с Японии. Заранее спасибо!

Добрый день!

В 2017 году ввез автомобиль, утилизационный сбор не уплачивал по льготе (абзац 2 п.6 ст.24.1 ФЗ 89-ФЗ). Хочу продать автомобиль.

Могу ли я сейчас уплатить этот сбор сам, чтобы потом у будущего покупателя не было дополнительных хлопот?

Если да, то где это нужно оформлять? В ИФНС или в таможне?

Или это невозможно, и уплатить сбор может только будущий покупатель

Максим, здравствуйте.

Если автомобиль ввозится для личного пользования, то размер сбора составит 3 400 на машину младше 3-х лет, и 5 200 на машину старше 3-х лет.

Удачи на дорогах!

Михаил, здравствуйте.

Я не встречал в нормативных документах описание такой ситуации.

Не исключаю, что на практике такое возможно. Рекомендую позвонить в таможенную службу и проконсультироваться у них.

Удачи на дорогах!

здравствуйте…. хочу приобрести мотоцикл… на учете не стоит.. в птс указано в особых отметках товар таможенного союза с печатью и подписью. должна ли стоять печать (заметка) о утилизационном сборе уплачено? или что не нуждается в уплате. просто не каких больше отметок в особых отметках нет.

Денис, здравствуйте.

Утилизационный сбор на мотоциклы не взимается. Информация об этом есть выше.

Удачи на дорогах!

Добрый день, хочу приобрести автомобиль 2014 г.в. произведена в Германии ввезена в РФ в 2014 году, ПТС никогда не выдавался , на учёте не стояла, придётся ли мне уплачивать утилизационный сбор?

Дмитрий, здравствуйте.

Без уплаты утилизационного сбора ПТС на автомобиль не будет выдан.

Естественно, если Вы попадаете в список исключений, то сбор платить не придется.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Скажите пожалуйста сколько Будет стоить утилизационный сбор на авто 1995 года, ПТС и номера уже России

Здравствуйте! Я, гражданка РК, хочу приобрести новый автомобиль в автосалоне РФ, для дальнейшей его постановки на учет в РК и эксплуатации в РК.

1.Обязана ли я оплатить утилизационный взнос при оформлении сделки в РФ?

2.Какие документы мне нужны для транзита купленного в автосалоне РФ автомобиля в РК на постановку на учет и для таможни?

Здравствуйте, в конце 2017 года отцу государство подарило автомобиль, т.к. он инвалид труда, сейчас мы решили продать автомобиль Лада гранта1.6 2017г, пакупатель говорит что ему придется платить утилизационный сбор в размере 44200, помогите разобраться сколько будит утилизационный сбор?

В птс стоит штамп утилизационный сбор, номер, роспись.

Андрей, здравствуйте.

Автомобиль легковой? Ввезен для личного пользования?

Светлана, здравствуйте.

1. За новые автомобили, представленные в автосалонах, утилизационный сбор уже уплачен. Об этом должна свидетельствовать отметка в ПТС. Повторно платить этот сбор не нужно.

2. Рекомендую Вам обратиться в таможню Казахстана и выяснить, есть ли у них какие-то особенные требования.

При управлении автомобилем на территории России Вам будет достаточно ПТС и договора купли-продажи.

Удачи на дорогах!

Алексей, здравствуйте.

Если утилизационный сбор уже уплачен, то повторно платить его покупателю не придется. Судя по Вашему описанию, покупатель просто сбивает цену.

Обратите внимание, что в описанной ситуации после продажи автомобиля Вашему отцу придется заплатить НДФЛ (13 процентов от стоимости продажи). При этом можно воспользоваться вычетом. Налог с продажи автомобиля в 2018 году.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте в казахстане был приобретен авто росийско производства 2014года выпуска и ввезен в россию,с какими проблемами я могу столкнуться при постановки на учет.

Я ввез автомобиль по программе переселения. Но он оформлен на супругу. С неё требуют оплату 52оор.р.Законно ли это?

Станислав, здравствуйте.

А каких именно проблем Вы ожидаете?

Например, если у машины другой двигатель, информация о котором не внесена в ПТС, то в регистрации Вам могут отказать. Похожих причин могут быть тысячи.

Удачи на дорогах!

Сергей, а почему автомобиль не ввезла сама супруга? Она не участвовала в программе переселения?

Доброе утро! Мы с мужем недавно купили автомобиль, старое авто хотим отдать на утилизацию. Подскажите пожалуйста, могу ли я просто сдать автомобиль на утилизацию не преобретая новый? И получу ли я денежные средства?

Заранее благодарю!

Анна, здравствуйте.

По какие денежные средства Вы говорите?

При сдаче машины на утилизацию Вам придется оплатить эту самую утилизацию.

Добрый день, очень нужна Ваша консультация! Получаю гражданство, по программе переселения, утилизационный сбор в этом случае, не уплачивается! Но, когда я захочу продать автомобиль этот сбор придется оплатить, в этом и вопрос, сколько он будет по стоимости, и что означает термин, для собственного пользования, если 5 с копейками, то не проблема, а вот если 160000, то смысла конечно забирать с собой нет)? Заранее спасибо!

Александр, здравствуйте.

В Вашем случае автомобиль ввозится для личного использования. Прочие ситуации — это в основном ввоз автомобилей юридическими лицами для их перепродажи, а не для использования. Т.е. размер утилизационного сбора должен составить 5 200 рублей.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, после получения на изготовленный самостоятельно автомобиль Свидетельства о безопасности конструкции ТС,

необходимо или нет платить утилизационный сбор?

Константин, здравствуйте.

Закон «Об отходах производства и потребления», статья 24.1:

1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье — транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В перечень исключений Ваш случай не попадает, т.е. утилизационный сбор придется заплатить.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте!

Я гражданин РК и планирую переселиться в РФ. В этом случае, как я понял, я освобождаюсь от выплаты сбора? Авто было ввезено в РК в 2011 году.

Руслан, здравствуйте.

Если Вы являетесь участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанны беженцем или вынужденным переселенцем, то утилизационный сбор при ввозе автомобиля платить не нужно.

Однако при последующей продаже автомобиля не забудьте предупредить покупателя, что ему предстоит уплата этого взноса.

Удачи на дорогах!

Доброго время суток.

Подскажите пожалуйста по такой ситуации.

Оформляем гражданство РФ мы с Казахстана.

В семье есть два автомобиля оба в пользование более 1 года.

Сейчас встала делема.

Супруга заявитель на госпрограмму и на ней авто праворукое 1997 года выпуска которое она хочет забрать с собой — сколько она будет платить утилизационный сбор 5200 р.р. или 100 000 р.р.

И второй момент если 2 авто везти по программе, я иду как прицепом к заявителю авто на мне как в этой ситуации будет оплачиваться утиль сбор

Алексей, здравствуйте.

1. Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников не оплачивают утилизационный сбор. Насколько я понимаю, речь идет об этой программе.

2. Автомобиль в любом случае ввозится физическим лицом для личного использования, т.е. размер платежа — 5 200 рублей.

3. По поводу ввоза второго автомобиля. Мне не известно, будете ли Вы в описанной ситуации считаться участником программы. Рекомендую уточнить этот вопрос в организации, в которой будут оформлять документы на участие в программе. Если да, то Вы также сможете ввезти автомобиль без уплаты сбора. Если нет, то придется заплатить 5 200 рублей.

Удачи на дорогах!

Подскажите по каким реквизитам платить утилизационный сбор в Калужской области, в налоговой не знают ничего, никогда с таким не сталкивались. В сбербанк онлайн кбк не определяется и заплатить с ним невозможно 15311208000011000120-кбк машины произведенные не в РФ

Ирина, здравствуйте.

К сожалению, точный ответ на Ваш вопрос мне не известен. Попробуйте обратиться по поводу реквизитов в ГИБДД или в местную таможню.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *