УК РФ гл 30

Статья 105. Убийство

Статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка

Статья 107. Убийство, совершенное в состоянии аффекта

Статья 108. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

Статья 109. Причинение смерти по неосторожности

Статья 110. Доведение до самоубийства

Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

Статья 110.2. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта

Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Статья 116. Побои

Статья 116.1. Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию

Статья 117. Истязание

Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности

Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации

Статья 121. Заражение венерической болезнью

Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией

Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности

Статья 124. Неоказание помощи больному

Статья 124.1. Воспрепятствование оказанию медицинской помощи

Статья 125. Оставление в опасности

Финансовые преступления в структуре экономических уголовно наказуемых посягательств

В.Ф. ЛАПШИН — начальник кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

В статье анализируется правовое содержание таких категорий, как экономическое преступление и финансовое преступление. На основе проведенного исследования формулируется предложение по обозначению границ объекта экономического уголовно наказуемого посягательства, видов составов и отличительных признаков экономических преступлений и классификации норм гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». В завершение сформулировано определение категории «финансовые преступления» и предложены классификации данной группы уголовно наказуемых деяний, предусмотренных действующим российским уголовным законом.

Ключевые слова: экономические преступления; финансовые преступления; классификация преступлений в сфере экономической деятельности; финансы; централизованные и децентрализованные денежные фонды; уголовная ответственность.

Financial Crimes in the Structure of Economic Penal Acts

С принятием Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. в науке уголовного права особенно широко стал использоваться термин «экономическое преступление». Тем не менее он не имеет ни официального определения, ни такой дефиниции, с которой согласилось бы большинство ученых. Дать точное и всеобъемлющее толкование экономических преступлений крайне сложно в силу ряда объективно существующих причин1.

Споры о понятии «экономическое преступление» и среди ученых, и среди практических работников спровоцированы в первую очередь самим законодателем. В названии разд. VIII УК РФ, равно как и в гл. 22, официально не определен межродовой (в гл. 22 -родовой) объект, законодатель ограничился лишь указанием на сферу общественных

отношений, в которой совершаются уголовно наказуемые деяния. Следует отметить, что из шести разделов Особенной части УК РФ разд. VIII не имеет прямого указания на межродовой объект, а из девятнадцати названий глав Особенной части указание на родовой объект не содержится в трех: гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», гл. 26 «Экологические преступления» и гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации».

Думается, что законодатель не решился обозначить межродовой объект разд. VIII УК РФ по ряду причин. Во-первых, преступления против собственности имеют сходный родовой объект с преступлениями против конституционных прав и свобод человека и гражданина, так как право собственности является конституционным. Но, ввиду многообразия

форм собственности и провозглашения в Основном Законе Российской Федерации гарантии равенства и неприкосновенности любой из них, составы преступлений, предусмотренные нормами гл. 21, не включены в гл. 19 УК РФ. В противном случае были бы нарушены соответствующие права и законные интересы коммерческих и некоммерческих организаций (объединений), муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и государства в целом. Принимая решение о включении гл. 21 в раздел «Преступления в сфере экономики», законодатель, вероятно, руководствовался положениями ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Но поскольку имущество находится в гражданском обороте не только в качестве средства экономической деятельности, достаточно сложно разграничить преступления против собственности и экономические преступления как таковые.

Во-вторых, родовой объект преступлений против службы в коммерческих организациях в некоторой степени схож с родовым объектом гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Поэтому думается, что одним из основных критериев, на основании которых производится разграничение составов преступлений названных групп, является специальный субъект. В одном случае это государственный служащий (гл. 30), а в другом — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации: частный нотариус, аудитор, служащий частной охранной или детективной службы (гл. 23).

Таким образом, вопрос установления круга уголовно наказуемых деяний, объединенных понятием «экономические преступления», на сегодняшний день остается открытым. При всем разнообразии имеющихся подходов в странах с рыночной экономикой сущность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями против государственной экономики, против других субъектов экономической деятельности, служащими организации против самой организации, организациями против потребителей. В зарубежной уголовно-правовой и криминологической литературе они называются преступлениями «белых воротничков» или «преступлениями корпораций».

В странах с плановой, командно-административной экономикой суть экономического преступления сводится в основном к хищению государственного имущества, задействованного в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Очевидно, руководствуясь принципом правового преемства, законодатель в разд. VIII УК РФ предусмотрел общественно опасные посягательства, которые признаются экономическими (хозяйственными) и в советской, и в современной теории уголовного права, хотя некоторые виды хищений, направленные на собственность (кража, грабеж, разбой, уничтожение или повреждение имущества), скорее являются общеуголовными, нежели экономическими преступными посягательствами. Единственным положением, которое ни у кого не вызывает сомнений, является отнесение всех составов преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22) к экономическим преступлениям.

Действительно, любое экономическое преступление связано с осуществлением систематической деятельности, направленной на получение прибыли или иного дохода. Эта деятельность в отличие от общеуголовных посягательств в принципе разрешена действующим законодательством, но осуществляется с нарушением установленных правил. Вследствие этого нарушения она определяется как незаконная, а при наличии всех закрепленных в УК РФ признаков — как преступная. Таким образом, деяния, предусмотренные гл. 21 УК РФ, изначально являются противоправными, а потому вряд ли могут рассматриваться в качестве экономических преступлений3.

Обособление преступлений, предусмотренных ст. 201 -204 УК РФ, в рамках отдельной главы является малообоснованным с теоретической и практической точек зрения. В связи с этим рассмотрение их в качестве экономических преступных посягательств представляется достаточно спорным4.

Относительно системы преступлений в сфере экономической деятельности в литературе высказываются самые разнообразные мнения. Как правило, за основу классификации деяний, предусмотренных гл. 22 УК РФ, принимается объект преступного посягательства, под которым традиционно понимаются охраняемые уголовным законом общественные отношения. Думается, что за все время изучения интересующих нас экономических преступлений наиболее удачные классификации были предложены Б.В. Волженкиным, Л.Л. Кругликовым и М.В. Талан5. Так, Б.В. Волженкин, определяя

родовой объект рассматриваемых преступлений как охраняемую государством систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики6, сконструировал достаточно выверенную и обоснованную систему преступлений против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. К сожалению, в настоящее время предложенная им классификация морально устарела ввиду многочисленных изменений и дополнений, внесенных в гл. 22 УК РФ.

Изучение основных видов классификаций преступлений в сфере экономической деятельности заставляет думать, что в основу подобного деяния должен быть положен групповой объект преступления. В случае рассмотрения преступления в сфере экономической деятельности под ним целесообразно понимать охраняемые уголовным законом России общественные отношения, сложившиеся в сферах административноэкономической (управленческой), хозяйственной, монополистической и финансовой деятельности. Исходя из этого, не претендуя на окончательное и единственно верное решение проблемы систематизации преступлений, предусмотренных нормами гл. 22 УК РФ, предлагаю выделить следующие группы экономических преступлений:

1. Административно-экономические (управленческие) преступления (ст. 169-170 УК РФ). Каждое из посягательств данной группы характеризуется совершением незаконных действий должностных лиц органов публичной власти.

2. Хозяйственные, в том числе внешнеэкономические, преступления (ст. 170.1-172, 175, 188-190 УК РФ).

3. Преступления экономического доминирования и недобросовестной конкуренции (ст. 178-184 УК РФ). Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.

4. В настоящее время можно выделить новую обособленную группу в системе экономических преступлений — инвестиционные преступления (ст. 185-185.6 УК РФ). Данные уголовно-наказуемые деяния совершаются против интересов инвесторов, как правило, в сфере фондового, валютного и товарно-сырьевого рынков. Предметом отдельных монографических научных исследований они еще

не стали, но в настоящее время уже имеются работы, посвященные проблемам правового содержания и квалификации отдельных уголовно наказуемых деяний этой группы7.

5. Финансовые преступления. Финансы традиционно рассматриваются теорией права в двух аспектах: как совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и совокупность общественных отношений по образованию, распределению и использованию указанных фондов. В связи с этим групповой объект финансовых преступлений можно охарактеризовать как общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.

В зависимости от собственника финансы подразделяются на финансы (централизованные фонды) Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов и финансы (децентрализованные фонды) различных хозяйствующих субъектов (организация, индивидуальный предприниматель и пр.). Общеизвестно, что деньги и финансы не являются тождественными понятиями. Финансы призваны обеспечить решение различных задач, которые ставятся их обладателем, тогда как деньги не имеют ярко выраженного целевого назначения и рассматриваются в качестве стоимостного эквивалента товара (работы, услуги) и средства платежа. По этой причине под предметом финансовых преступлений целесообразно понимать то имущество (вещи, деньги, ценные бумаги и иные активы) государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, которое используется для реализации политических, экономических, социальных и иных программ, а также имущество хозяйствующих субъектов, используемое для достижения целей собственной экономической деятельности. На этом основании проводится разграничение с предметами иных преступлений: имущество должно использоваться в процессе экономической (хозяйственной, предпринимательской) деятельности, а не предназначаться для удовлетворения личных, семейных и иных подобных потребностей.

Признаки экономических посягательств присущи всем финансовым преступлениям. В то же время они имеют следующие специфические особенности:

1) преступная деятельность субъекта связана с образованием, распределением и использованием финансов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) экономическая деятельность в подавляющем большинстве случаев легитимна и подконтрольна органам власти, управомоченным физическим и юридическим лицам;

3) отношения между субъектами финансового правоотношения строятся на принципе власти-подчинения, реже — на односторонних правах и обязанностях гражданско-правового характера.

Таким образом, под финансовым преступлением понимается деяние, посягающее на правоотношения по образованию, распределению и использованию финансов государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также финансов хозяйствующих субъектов. При этом следует помнить, что финансы и деньги не тождественны: финансы (денежный фонд) включают в себя как собственно наличную и безналичную денежную массу, так и остаточную балансовую стоимость всего имущества хозяйствующего субъекта, предназначаемого для использования в процессе осуществления экономической деятельности.

Анализ действующего уголовного законодательства позволяет предложить две классификации финансовых преступлений. В зависимости от вида финансовой деятельности можно выделить общественно опасные посягательства на отношения:

1) образования финансов (ст. 186-187 УК РФ);

2) распределения финансов (ст. 176, 194199.2 УК РФ);

3) использования финансов (ст. 174, 174.1, 177, 191-193 УК РФ).

Все перечисленные нормы УК РФ являются бланкетными, поэтому в качестве основной характеристики группового объекта финансовых преступлений можно предложить отдельные виды правоотношений, возникающие в процессе образования, распределения и использования финансов. Следует иметь в виду, что только положения ст. 194, 198-199.2

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. подр.: Лапшин В.Ф. Преступления в сфере распределения финансовых ресурсов: вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники. Вологда, 2004. С. 6 и далее.

2 См.: Сулейманов С.М. Общая характеристика преступности, посягающей на правильное функционирование потребительского рынка // Российская юстиция. 2008. № 12. С. 18.

4 См. подр.: Лапшин В.Ф. Преступления в сфере распределения финансовых ресурсов. С. 11 и далее.

6 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 76.

УК РФ не выходят за рамки охраны общественных отношений, регламентируемых Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами национального налогового законодательства. Очевидно, по этой и ряду иных причин указанные посягательства в научной литературе получили название налоговых преступлений9, или преступлений в сфере налогообложения10.

Все иные деяния данной группы направлены на отношения по образованию, распределению и использованию финансов, которые урегулированы как нормами собственно финансового права, так и нормами источников иных отраслей российской правовой системы. На этом основании можно выделить финансовые преступления, посягающие на отношения:

1) по осуществлению операций (сделок) с денежными средствами и иным имуществом (ст. 174, 174.1 УК РФ);

2) кредитования (ст. 176-177 УК РФ);

3) исключительного права государства на эмиссию денег, государственных ценных бумаг, а также исключительного права хозяйствующих субъектов на выпуск в обращение собственных ценных бумаг и платежных документов (ст. 186-187 УК РФ);

4) возникающие при денежной эмиссии, а равно при наличном и безналичном денежном обращении (ст. 186-187 УК РФ);

5) валютного регулирования и контроля (ст. 191-193 УК РФ);

6) по правильному и своевременному исчислению, удержанию и уплате налогов и сборов (ст. 194, 198-199.2 УК РФ);

7) восстановления платежеспособности должника и защиты интересов кредитора при банкротстве хозяйствующего субъекта (должника) (ст. 195-197 УК РФ).

1 Sm. podr.: Lapshin V.F. Prestuplenija v sfere raspre-

delenija finansovyh resursov: voprosy differenciacii

otvetstvennosti i zakonodatel’noj tehniki. Vologda, 2004. S. 6 i dalee.

4 Sm. podr.: Lapshin V.F. Prestuplenija v sfere raspredelenija finansovyh resursov. S. 11 i dalee.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Sm.: Volzhenkin B.V. Prestuplenija v sfere jekonomicheskoj dejatel’nosti po ugolovnomu pravu Rossii. SPb., 2007. S. 76.

7 См., напр.: Смирнов ГК. Ответственность за рейдерство, преступления в сфере учета прав на ценные бумаги и государственной регистрации. М., 2011.

8 См.: Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 6. С. 95.

9 См.: Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М., 2006. С. 9.

10 Кругликов Л.Л., Соловьев О.Г. Преступления в сфере экономической деятельности и налогообложения: вопросы конструирования составов и дифференциация ответственности / Под общ. ред. Л.Л. Кругликова. Ярославль, 2003. С. 145.

8 Sm.: Ashmarina E.M. Sovremennaja finansovaja sistema Rossijskoj Federacii || Gosudarstvo i pravo. 2004. № 6. S. 95.

Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе администрация поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, проводятся месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории, посадке деревьев и цветов.

На сайте Администрации и стендах на территории муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области размещается информация о введении карантинных периодах, введения пожароопасных и ЧС положениях.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда – объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В основе экологического законодательства находятся следующие нормативные акты: Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.

Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека – конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды – производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: » Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение.

Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы:

  • к первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
  • вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
  • третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт- Петербурга, Севастополя.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию – Земельным кодексом РФ, по недрам – Законом РФ «О недрах», водопользованию – Водным кодексом РФ, по использованию животного мира – Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде – Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

Источниками экологической информации являются:

· документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;

· научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;

· научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;

· документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;

· документы о различных экологических объектах (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное,

· эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и пр.);

· документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;

· нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;

· документы о деятельности государственных органов и органов

· местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;

· документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;

· документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;

· документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;

· документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;

· кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;

· данные экологического мониторинга;

· материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);

· регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;

· экологические стандарты для предприятий.

В настоящее время более 100 учреждений и организаций РФ выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП (Российской книжной палаты), в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз.

В помощь экологическому образованию выходят более 40 наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки. Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.

В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.

На территории РФ сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии.

Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. В стране насчитывается более 100 учреждений, имеющих копии или выборки данных о состоянии природной среды, и десятки учреждений целенаправленно занимаются подготовкой данных на электронных носителях. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.

В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть (БД: «КонсультантПлюс»,»Кодекс», «Референт», «Гарант», «Свод законов российской империи», профессиональная специализированная справочная система «Эксперт: Экология»).

Экологические сайты:

http://facepla.net/ – экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии;

http://www.saveplanet.su/ – «Сохраним планету»;

http://wwf.panda.org/ – Всемирный фонд дикой природы (WWF);

http://www.greenpeace.org/russia/ru/ – Гринпис России;

http://www.mnr.gov.ru/ – Министерство природных ресурсов России;

https://prirod.admin-smolensk.ru/ – Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Мероприятия в защиту экологии

Снизить уровень негативного воздействия человека и улучшить экологическую обстановку помогут методы защиты окружающей среды: Безотходные технологии. Сокращение количества вредных производственных выбросов за счет комплекса мер в технологических процессах обработки сырья и готовой продукции. Создание специальной техники и природоохранных предприятий для контроля и ограничения отходов. Химико-технологические методы. Система устройств с установленными между ними потоками связей, для переработки исходного сырья в продукты.

Методы классифицируются, как пассивные и активные, направлены на защиту от загрязнений.

Пассивные пути:

  • очистка водных ресурсов,
  • меры для снижения уровня шума, вибраций, ультразвука, инфразвука,
  • очистка воздуха от вредных газов,
  • правильное хранение токсичных и радиационных отходов,
  • разделение мусора при утилизации для вторичной переработки.

Активные методы устраняют источник негативного воздействия. Прежде чем свести к минимуму образование вредных отходов, необходимо оценить их уровень, концентрацию, объем. Вмешательства со стороны государства и правительства недостаточно. Острая проблема негативного влияния на экологию – ответственность всего населения земли.

Человек должен помнить о принципах переработки и повторного использования производственных отходов. Уметь применять простые способы сохранения и защиты окружающей среды – посадку деревьев, правильную утилизация отходов, отказ от автомобильного транспорта (Источник: https://musorish.ru/zaschita-okruzhayuschey-sredy/).

10 простых эко-советов

1. Сортируйте мусор. Разделять мусор на «составляющие» и выбрасывать по отдельности – к этому экологи стремятся приучить жителей всех развитых стран мира. На контейнерной площадке по пр-ту Металлургов в районе д. № ½ установлены контейнеры разного цвета – для бумаги, для стекла и для пластика. В домашних условиях можно делать практически то же самое. При желании можно, к примеру, стеклянные бутылки и банки сдать в пункт приема стеклотары, бумагу, старые журналы, газеты – в макулатуру. Очень важно, чтобы в мусорные баки не попадали опасные бытовые отходы. Лампочки, аккумуляторы, ртутные градусники и прочее – то, что может нанести вред окружающей среде. Экобокс для временного накопления опасных отходов (ртутных ламп, градусников, батареек, энергосберегающих ламп) установлен на контейнерной площадке по ул. Рокоссовского в районе д. № 43.

2. Займитесь облагораживанием своего города. Субботники, общественные акции по посадке деревьев, волонтерские программы по сбору мусора в парках – в этих мероприятиях можно поучаствовать без вреда для бюджета и с пользой для собственного здоровья. Попробуйте пойти туда вместе с близкими – так вы не только поможете улучшить экологическую обстановку, но и хорошо проведете время с семьей, ведь совместный труд, как известно, сближает.

3. Экономьте топливо. Автовладельцы также могут поучаствовать в сохранении окружающей среды. Не отказаться от машин в пользу общественного транспорта и велосипедов, а хотя бы сократить расход топлива во время езды. Оптимальная скорость для среднего автомобиля 60-90 км/час, придерживаясь ее, вы можете сэкономить до 20% топлива.

4. Снижайте потребление электроэнергии. Может казаться, что оставленный в режиме ожидания компьютер и не выключенная микроволновка не затрачивают много энергии. Но на самом деле за год может набежать порядочное количество потраченной впустую электроэнергии, а, следовательно, и денег. Совет: выключайте все приборы, которые вы не используете из сети, или пользуйтесь «розетками-пилотами» с кнопкой полного отключения электроэнергии.

5. Выбирайте правильные материалы. Экологи советуют избегать пластиковые пакетов и одноразовых товаров – полиэтилен и пластик могут разлагаться на свалках долгие годы, а при их сжигании выделяется едкий черный дым. Так, пакеты в супермаркетах можно легко заменить холщовыми сумками, а одноразовую пластиковую посуду для пикника – картонными тарелками и многоразовыми приборами.

6. Экономьте воду. Запасы чистой пресной воды истощаются, ученые призывают каждого жителя планеты думать о будущем и использовать воду рационально. Так, можно принимать душ вместо ванны, использовать экономичные душевые головки с расходом менее 10 л/мин, выключать воду, пока вы чистите зубы или намыливаетесь. Между прочим, так вы не только поможете нашей планете, но и сэкономите деньги на коммунальных услугах.

7. Отдавайте ненужные вещи. Дома зачастую можно обнаружить массу вещей, которые вы не используете, но почему-то храните. Через некоторое время «хлам» полетит на свалку. Но ведь вы можете отдать те вещи, которые еще не утратили свои полезные свойства, туда, где они могут пригодиться. Есть множество благотворительных организаций, которые готовы принять старую одежду, технику, детские игрушки и передать их в приюты, детские дома или ночлеги для бездомных. Еще один вариант – разместить в интернете объявление с указанием того, что вы можете отдать даром.

8. Не мусорьте. Таблички с таким призывом мы видим довольно часто, но все ли следуют этому простому завету? На обочинах дорог и тротуарах полно окурков, в парках после пикников остаются груды неубранного мусора, а во дворах повсюду валяются пивные банки и упаковки от чипсов. Конечно, воспитывать бережное отношение к окружающему миру нужно с детства, но каждый из нас может следить хотя бы за собой – не выкидывать фантики из окна машины, доносить до урны окурок, оставлять поляну после дружеского пикника чистой.

9. Подумайте об экологии на даче. Приближается дачный сезон, горожане с радостью спешат на свои садовые участки – кто выращивать овощи или цветы, кто просто отдыхать от городской суеты в тишине. На даче тоже можно пользоваться эко-советами: собирать дождевую воду и использовать ее для полива, избегать химических удобрений для почвы, взамен применять натуральные удобрения, не устраивать несанкционированные свалки за дачными участками.

10. Не нарушайте закон. Это касается незаконной вырубки лесов, сбора редких и занесенных в Красную книгу растений, браконьерства, умышленных или случайных поджогов, загрязнения речных вод химическими отходами и прочей противоправной деятельности. Иногда люди могут нарушить закон просто по незнанию – срубить елку к Новому году, сорвать подснежник, бросить непогашенный окурок в лесу, из-за которого разгорится пожар. За нарушение российского законодательства могут быть применены строгие санкции, вплоть до возникновения уголовной ответственности. Но главное – может быть нанесен непоправимый вред природе, что, в конечном счете, негативно скажется на самих жителях Земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *