Содержание детей в детских учреждениях является разновидностью социального обслуживания.
Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государство предоставляет детям, оставшимся без попечения родителей и детям-сиротам полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детскими учреждениями, призванными оказывать социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются:
— детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
— детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
— специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Также существуют:
— оздоровительные образовательные учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
(Все эти учреждения действуют на основании Типовых положений, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства РФ)
— детские дома семейного типа (утв. Постановлением Правительства РФ «О детском доме семейного типа»)
В образовательные учреждения принимаются:
— дети-сироты;
— дети, отобранные у родителей по решению суда;
— дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.
Временно (на срок не более одного года) могут приниматься:
— дети одиноких матерей (отцов);
— дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев;
— дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий, и не имеющие постоянного места жительства;
— выпускники данных детских учреждений до их трудоустройства или обучения.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; и др.), создаются в целях осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания (в том числе с предоставлением социально-бытовых услуг) до определения наиболее оптимальных форм их жизнеустройства.
В указанные учреждения принимаются несовершеннолетние:
— оставшиеся без попечения родителей;
— нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
— испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
— подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
— отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За содержание в детских дошкольных учреждениях детей, имеющих родителей, размер платы, взимаемой с родителей, не может превышать 20% стоимости содержания ребенка в этом учреждении, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — не более 10% таких затрат. Если ребенок имеет психические или физические недостатки либо находится в туберкулезном дошкольном учреждении, то его родители полностью освобождаются от платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, присмотр и уход за детьми — это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» (пункт 34 статьи 2).
Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).
В Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении включены нормы об организации в ДОУ:
групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для населения как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.
В настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетается с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Вторая форма предоставления услуг по присмотру и уходу, получающая все большее распространение в настоящее время, реализуется в семейных дошкольных группах. Семейные дошкольные группы создаются, как правило, на дому у воспитателя государственных и муниципальных ДОУ. Чаще всего воспитатели — многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Воспитателями могут также быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей из семей, проживающих по соседству. Воспитатели семейных групп являются штатными сотрудниками ДОУ, им оказывается методическая поддержка со стороны методической службы детского сада. В 2013 г. дошкольное образование в семейных группах получают 10,7 тысяч детей (0,2% от общей численности детей, охваченных дошкольным образованием).
Третья форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье, при этом дети получают дошкольное образование в группах кратковременного пребывания (далее — ГКП). По состоянию на январь 2013 г. 18,6 тыс. таких групп функционирует в 12 тыс. учреждений (ДОУ, школах, учреждениях дополнительного образования). В них воспитывается около 270 тыс. детей дошкольного возраста (около 4,6% от всех детей, охваченных дошкольным образованием). ГКП имеют разную направленность: группы адаптации для детей с 6 месяцев до 2 лет, в том числе для детей с родителями; 1руппы развития (дошкольное образование на основе развивающих игр), группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе и другие. Развитие данной формы сочетания присмотра и ухода за детьми в семье и дошкольного образования в режиме кратковременного пребывания целесообразно при наличии спроса у населения.
Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).
Перспективным представляется развитие данной формы, которая предусматривает дошкольное образование детей в ДОУ в режиме кратковременного пребывания, а также присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОУ. Индивидуальный предприниматель осуществляет также сопровождение детей в процессе реализации программы дошкольного образования в группах кратковременного пребывания на основе трехстороннего договора между:
дошкольным учреждением, которое осуществляет бесплатное дошкольное образование,
индивидуальным предпринимателем, который обеспечивает присмотр и уход за детьми в течение рабочего дня родителей,
и родителями (законными представителями), которые оплачивают услуги по присмотру и уходу за ребенком.
Данная форма организации присмотра и ухода за детьми апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).
Критериями отбора ИП — кандидатов для реализации присмотра и ухода за детьми, является отсутствие противопоказаний для работы с детьми дошкольного возраста по состоянию здоровья (в том числе психического), отсутствие судимости и другие в соответствии с действующим законодательством.
При развитии формы присмотра и ухода за детьми, осуществляемого индивидуальным предпринимателем, необходимо учитывать существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.
Так в соответствии с Федеральным законом от 24.07.20-7 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» существует возможность получения в Управлении экономики Администрации города Челябинска финансовой поддержки частных детских садов в форме субсидирования в части затрат:
— по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью осуществления капитальных вложений в сумме, не превышающей 500 тыс. рублей;
— на возмещение затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений, за счет собственных средств (приобретение машин, оборудования, наземных транспортных средств) в сумме, не превышающей 500 тыс. рублей;
— по участию в российских выставках, ярмарках в размере 50 % произведенных затрат;
— по продвижению сайта в системе интернет в размере 50 % произведенных затрат.
Молодые предприниматели не старше 35 лет, реализующие предпринимательские проекты могут принять участие в конкурсе «Лучший молодежный предпринимательский проект». Конкурс проводится по трем группам:
1-я группа – «Стимул для старта»: для субъектов молодежного предпринимательства на начальной стадии организации бизнеса, осуществляющих деятельность мене 1 года:
2-я группа – «Вектор развития»: для субъектов молодежного предпринимательства на стадии развития бизнеса, осуществляющих деятельность от 1 года (имеющих отчетность за за последний полный финансовый год) до 3 лет;
3-я группа – «Стабильный бизнес»: для субъектов молодежного предпринимательства на стадии стабильной деятельности, осуществляющих деятельность более 3 лет.
Победителям Конкурса во 2-й и 3-й группах предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией молодежного предпринимательского проекта, в размере до 20 тыс. рублей. Для получения финансовой поддержки необходимо обращаться в отдел развития предпринимательства Управления экономики Администрации города Челябинска по телефонам: 263 62 12, 263 43 39.
Содержание
- Бесплатные услуги дошкольных образовательных учреждений
- Однако в отношении приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования установлен иной порядок:
- Платные услуги дошкольных образовательных учреждений
- За присмотр и уход за детьми учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) ребенка.
- Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.
- ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бесплатные услуги дошкольных образовательных учреждений
Федеральный закон № 273-ФЗ разграничивает предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями услуги, выделяя:
-
образовательные услуги, оказываемые в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
-
платные образовательные услуги за пределами основной образовательной программы;
-
услуги по присмотру и уходу за детьми;
-
иные услуги.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Правовая регламентация порядка оказания этих услуг дошкольными образовательными учреждениями разнится. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет основания возникновения образовательных отношений, а значит и основания для оказания услуг дошкольными образовательными учреждениями.
Так, по общим правилам основанием возникновения образовательных отношений является:
- распорядительный акт учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в это учреждение.
Однако в отношении приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования установлен иной порядок:
-
изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение
-
предшествует заключение договора об образовании.
Таким образом, поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение:
- сопровождается заключением между данным дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка (воспитанника) договора об образовании в простой письменной форме.
Заключение такого договора обусловливает оказание образовательных услуг в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
Оказание государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями:
-
образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования,
-
являясь основной целью деятельности таких учреждений, осуществляется ими без взимания платы – бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях гарантирована Конституцией РФ.
Вместе с тем ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ предоставляет право образовательным учреждениям:
- оказывать платные образовательные услуги за счет средств физических и (или) юридических лиц на основании договора об оказании платных образовательных услуг.
Статья 101 «Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Одновременно данный Закон об образовании устанавливает запрет:
-
на оказание платных услуг вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
-
это означает, что платные образовательные услуги в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем;
-
это касается и реализации дополнительных образовательных программ и услуг, которые согласно указанному Закону, вправе осуществлять дошкольные образовательные учреждения.
Платные услуги дошкольных образовательных учреждений
Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ:
-
наряду с образовательной деятельностью
-
является основной целевой деятельностью дошкольных образовательных учреждений.
Статья 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
При этом из ст. 65 Закона об образовании следует вывод о том, что:
- только то образовательное учреждение, которое оказывает услуги по присмотру и уходу одновременно с образовательной деятельностью, является дошкольным образовательным учреждением.
Статья 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
В случае если какое-либо иное образовательное учреждение реализует образовательные программы дошкольного образования, то оно вправе осуществлять присмотр и уход за детьми, хотя может и не оказывать такого рода услуги.
Присмотр и уход за детьми дошкольными образовательными учреждениями согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:
-
это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
-
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Таким образом, на законодательном уровне присмотр и уход за детьми дошкольными образовательными учреждениями:
-
это совокупность действий, направленных на обслуживание детей,
-
привитие им санитарно-гигиенических навыков,
-
оказание им помощи в удовлетворении бытовых потребностей.
На подзаконном уровне в содержание понятия «присмотр и уход» может включаться, к примеру:
- сопровождение на прогулки,
- одевание, раздевание,
- умывание, закаливание, кормление, купание, укладывание детей в постель, просушивание одежды.
За присмотр и уход за детьми учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) ребенка.
Вопрос о законности установления платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и о соответствии такой нормы конституционным положениям о бесплатности дошкольного образования ставился перед Верховным Судом РФ.
В своем решении от 27 января 2003 г. № ГКПИ 02-1399 Верховный Суд РФ указал, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не означает, что ребенку не предоставляется бесплатное дошкольное образование, поскольку плата взимается именно за содержание (присмотр и уход), а не за образование.
Действительно, содержание детей, т.е. деятельность, связанная с предоставлением питания, бытового обслуживания, соблюдением гигиенических процедур и т.п.:
- не составляет существо образования, хотя в раннем возрасте тесно связана с ним.
Поэтому хозяйственно-бытовое обслуживание детей в дошкольных образовательных учреждениях разделяется с непосредственно образовательной деятельностью, а расходы на такое обслуживание возмещаются родителями.
Федеральный закон № 273-ФЗ оставляет на усмотрение учредителя дошкольного образовательного учреждения:
-
как саму возможность взимания платы за присмотр и уход за детьми,
-
так и определение ее размера.
Учредитель дошкольного образовательного учреждения также вправе:
- снижать размер платы для отдельных категорий родителей, чьи дети получают образовательные услуги в дошкольном образовательном учреждении.
Как было отмечено, Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит:
-
каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми,
-
за исключением запрета на включение в эту плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования,
-
а также расходов на содержание недвижимого имущества дошкольных образовательных учреждений.
Статья 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Отметим, что на подзаконном уровне может быть установлен перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ на образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные учреждения:
- возлагается обязанность по организации охраны здоровья обучающихся.
Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
Следовательно, дошкольное образовательное учреждение оказывает услуги, связанные с охраной здоровья детей (воспитанников), в частности осуществляет:
-
текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
-
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан;
-
соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
-
расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, не исключается осуществление в установленных законодательством рамках медицинского обслуживания в дошкольных образовательных дошкольные образовательные учреждениях:
-
при этом оказание первичной медико-санитарной помощи,
-
прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации
-
не входят в компетенцию образовательного учреждения,
-
обеспечение этих мероприятий является прерогативой органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Вместе с тем на образовательное учреждение возлагается обязанность:
-
по предоставлению помещения для обеспечения проведения медицинскими работниками соответствующих мероприятий;
-
такое помещение должно отвечать требованиям, необходимым для осуществления медицинскими работниками своей деятельности.
В следующем материале рассмотрим порядок назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.
ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» достаточно четко решает вопросы финансирования различных услуг в сфере образования, как образовательных, так и иных. распределяются полномочия в сфере финансирования системы общего образования между субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В соответствии со статьями 8 и 9 нового Федерального закона на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления общего образования, однако обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается, вводится только обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Вопрос финансирования групп по присмотру и уходу за детьми (групп продленного дня) решается в зависимости от того, каково содержание этой деятельности, и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации, принятой в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Оказание данной услуги не включено в государственное задание ГБОУ Гимназия 1540, соответственно, финансирование данной деятельности может осуществляться за счет платы, услуга будет оказываться как платная услуга. По новому закону «Об образовании» финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
В 2015-2016 учебном году в Гимназии 1540 родителям учащихся были предложены на выбор различные пакеты услуг по уходу и присмотру за детьми, а так же услуг по организации досуга и гармоничного развития детей второй половине дня.
Режим работы групп – с момента окончания уроков до 18.00