Уголовно правовые последствия акта о помиловании

Амнистия — это акт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ), содержащий предписание об освобождении лиц от тех или иных уголовно-правовых последствий совершения преступления. Помилование акт Президента Российской Федерации (п. «в» ст. 89) Конституции.

Амнистия распространяется на лиц, совершивших определенные категории преступлений либо осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений — если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления. В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых её действие не распространяется.

Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводимся до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвини тельный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Помилование содержит предписание об устранении или смягчении уголовно-правовых последствий совершения преступления в отношении конкретного лица или строго индивидуально-определенной группы лиц.

В соответствии с ч. 2 ст.85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Таким образом, сфера помилования но кругу лиц значительно уже той, которая характерна для амнистии, ибо помилование применяется только в отношении осужденных.

Помилование можем применяться в отношении осужденных, совершивших преступления любой тяжести. Однако в соответствии с нормами современного международного права акт об амнистии не можем распространяться на преступления, в отношении которых не существует срока давности.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

Акт Президента РФ о помиловании, либо решение об отказе в помиловании не может быть предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, поскольку такие акты, во-первых, имеют ненормативный характер, т. е. издаются в отношении конкретных лиц; во-вторых, являются формой выражения исключительного конституционного полномочия главы государства.

Помилован может быть любой осужденный за преступление, но до погашения или снятия судимости. Помилование не может распространяться на неуголовные правоотношения, например гражданско-правовые или жилищные. Помилование не может затрагивать вопросы иных мер уголовно-правового характера (например, принудительных мер медицинского характера), поскольку они не являются наказанием.

Помилование является актом милосердия, благодеянием, осуществляемым в том числе без просьбы осужденного и даже против его желания; этим его права не нарушаются и достоинство не умаляемся, поскольку помилование, как и приговор, хотя и связано с последствиями преступного поведения виновного лица, не может ставиться в зависимость от его воли.

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

См. все связанные документы >>>

1. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Помилование означает прощение и милость <1>.

<1> См.: Словарь синонимов русского языка. М., 1984. С. 384.

Помилование как форма монаршей милости имеет еще более древнюю историю, чем амнистия. Например, у римлян издавались распоряжения об отказе, приостановлении или прекращении уголовного преследования в отношении конкретных лиц. Именно помилование явилось прообразом амнистии. В российском законодательстве помилование предусматривалось еще в Судебнике 1550 г. Как и институт амнистии, институт помилования известен законодательству и широкой практике его применения всех периодов существования Советского государства. В Декрете от 24.11.17 N 1 «О суде» суду предоставлялось право помилования.

3. У амнистии и помилования много общего. Отличаются они по содержанию, кругу лиц, к которым эти акты применяются, и кругу лиц, которые эти акты осуществляет (об амнистии см. коммент. к ст. 84 УК).

4. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ч. 1 ст. 85 УК помилование осуществляет исключительно Президент РФ путем издания указов.

5. Процесс рассмотрения ходатайств о помиловании установлен Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 <1>.

<1> СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. II). Ст. 5149.

6. Указ о помиловании является актом прямого действия, не требует каких-либо дополнительных решений по его исполнению, обязателен для всех, кто его исполняет.

Помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание в России в соответствии с международными договорами РФ;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Как правило, помилование не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся по амнистии;

д) ранее освобождавшихся актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

7. Согласно ст. 176 УИК РФ с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме обращается сам осужденный. При отказе осужденного обратиться с ходатайством администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту РФ.

Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 3 ст. 184 УИК РФ).

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. К ходатайству прилагаются копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, справка о применении к осужденному акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания, характеристика на осужденного.

По просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, значимые для решения вопроса о помиловании. Отказ направить ходатайство о помиловании не допускается; о его направлении осужденный уведомляется администрацией учреждения под расписку на копии сопроводительного письма. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

8. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. Федеральная служба ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии. Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о таких ходатайствах.

9. Приказом Минюста России от 30.05.2007 N 110 была утверждена Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с ходатайствами осужденных о помиловании <1>, которая определяет порядок приема администрацией учреждений, исполняющих наказания в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ходатайств осужденных о помиловании, их регистрации и учета, направления в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, а также порядок регистрации и учета территориальными органами уголовно-исполнительной системы ходатайств о помиловании и направления их в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

<1> Бюллетень Минюста России. 2007. N 7.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования субъектов РФ являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), общественный контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования субъекта РФ и Председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В нее входят не менее 11 человек, являющиеся гражданами РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у сограждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов; принимается большинством голосов. При их равенстве голос Председателя комиссии является решающим.

Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года; не менее двух третей ее членов формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

10. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ, которое не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования.

11. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта РФ или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня его получения.

14. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо (по его поручению) председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании его повторное рассмотрение допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

17. Помилование носит строго персональный характер, осуществляется в отношении индивидуально определенного лица (лиц) и только после вступления приговора суда в законную силу.

18. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, которые отбываются в исправительных колониях особого режима (ч. 6 ст. 74 УИК РФ). Закон не ограничивает применение акта помилования временем совершения преступления. Даже если на момент совершения преступления в УК не были предусмотрены наказания в виде пожизненного лишения свободы или лишения свободы на срок 25 лет, замена смертной казни на такие виды наказания при помиловании возможна <1>.

<1> См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14.08.2007 N КАС07-360.

19. В соответствии с ч. 2 ст. 85 актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом; с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

20. В законе не ограничен срок обращения с таким ходатайством; осужденный может обратиться с начала отбывания наказания. Нет также ограничений для женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста в соответствии со ст. 82 УК <1>.

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 957-О-О.

На практике ходатайства о помиловании лиц рассматриваются, как правило, после отбытия половины назначенного наказания, а в отношении лиц, которым назначена смертная казнь, — после вступления приговора в законную силу.

21. Закон не устанавливает основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут быть самые различные обстоятельства, например отбытие осужденным определенной части наказания, состояние здоровья осужденного или его близких родственников, исправление.

Амнистия и помилование

1) — Амнистия – объявляется Государственной Думой в форме Постановления

— Помилование – осуществляется Президентом в форме указа (сейчас передано в ведение субъектов федерации) Акт помилования в отличие от акта амнистии не носит нормативный характер.

2) – Амнистия – в отношении индивидуально не определенного курага лица (последняя в 2006 г).

— Помилование – в отношении индивидуального лица или группы лиц и инициируется самим осужденным

3) – Амнистия – шире возможности. Освобождение от уголовной ответственности, наказания, уменьшение наказания или заменяя более мягким видом, снятие дополнительного наказания, снятие судимости.

— Помилование – может освободить от дальнейшего отбывания наказания, наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, может быть снята судимость.

Акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны

Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, злостно нарушающим режимные правила отбывания наказания.

амнистии уголовным законом не является.

С амнистией и помилованием нельзя смешивать реабилитацию. Амнистия и помилование применяются к лицам, совершившим преступления, а реабилитация провозглашает невиновность несправедливо репрессированных лиц. Реабилитация применяется как к отдельным лицам, так и к большим группам лиц.

1) Амнистия по статье 103 Конституции это право Государственной думы, следовательно, никакой другой орган не имеет права проводить амнистию.

2) Особенности:

— В отношении индивидуально неопределенного круга лиц – следовательно, имеет нормативный характер. То есть называются определенные категории лиц. Исходя из этого можно выделить амнистии:

— Широкие, то есть которые называют весьма широкий круг лиц, например, мужчины старше 60 лет.

— Узкие, которые называют весьма узкий круг лиц, например, лица, совершившие преступления во время боевой операции в Дагестане.

— В соответствии с законом амнистия может освобождать от ответственности, не говоря уже про наказание, сокращение наказания етс.

— Как нормативно правовой акт – амнистия особенна тем, что она имеет обратную силу, и во-вторых, она рассчитана на «разовое применение» по случаю, например, какого-либо события.

— Издание амнистии, как правило, преследует какие-либо политические цели. Пример амнистии – 23 февраля 1994 года, этот акт прекратил все уголовные дела, по отношению лиц, которые привлекались к ответственности по событиям августовского путча 1991 года.

— Амнистия подпадает на всех лиц, вне зависимости от того согласны они или нет. Однако, лицо может обратиться в суд, с требованием рассмотрения дела, потому что в случае если его признают невиновным, то оно будет освобождено по реабилитирующему основанию, то есть он будет считаться непривлекавшимся.

— Амнистия не применяется к лицам, злостно нарушающим режим.

— Недостаток амнистии в том, что нередки случаи, когда под нее попадают лица, не вставшие на путь исправления.

3) По статье 89 КРФ – ПРФ наделен компетенцией осуществлять помилование.

4) Особенности:

— По закону, акт помилования не может освободить от УО, он может освободить только от наказания, однако, на практике происходит освобождение и от ответственности.

— Строго индивидуально определенный акт.

— Осуществляется при обращении либо самого виновного, либо его родных, либо администрации, где оно отбывает наказание.

— Ходатайства о помиловании поступают в Управление ПРФ по помилованию, которое подготавливает необходимую документацию для решения соответствующих вопросов.

— При помиловании не имеет значения, к какой категории относится совершенное преступление. Согласно части 3 статьи 59 смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением или лишением свободы на 25 лет.

— Согласно практике рассмотрение ходатайств о помиловании производится, как правило, по отбытии половины срока назначенного наказания. Так как в статье 85 сказано «освобожден от дальнейшего» отбывания наказания.

— Некоторые ученые (Беккариа) считают, что это противоречит принципу неотвратимости наказания. Это так, однако, необходимость существования такого института определяется тем, что наличие в УК строго определенных санкций и значительное повышение сроков такого сурового наказания, как лишение свободы, может вступить в противоречие с реальными потребностями жизни, оказаться нецелесообразным в отношении некоторых лиц, совершивших преступление.

— Так как помилование освобождает от наказания, а не от ответственности (по закону), то следовательно, помилование возможно только после вступления в силу обвинительного приговора, тогда как амнистия возможна с момента возбуждения уголовного дела.

Амнистия

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии. В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания указа Президента РФ. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица, осужденного за совершение преступления (т. е. в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания. Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Подробнее

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» — «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ — день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, — день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *