Уголовная ответственность в строительстве

Инженер по строительному контролю материальная ответственность

ВниманиеПривлечь инженера к ответственности по трудовому законодательству можно в том случае, если он ненадлежащим образом выполняет трудовую функцию, которая сводится к осуществлению контроля и надзора в интересах заказчика за выполнением подрядных работ. В таком случае речь может идти о дисциплинарной, но не о материальной ответственности, так как отсутствует ущерб, причиненный имуществу заказчика как работодателя.Более того, даже если причинение ущерба имуществу заказчика будет доказано, то необходимо учитывать, что инженер как работник должен нести материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено федеральным трудовым законодательством (ст.

При возведении зданий и сооружений, расширении или техническом перевооружении предприятий, реконструкции, обязательным является технический надзор заказчика. Технический надзор предусматривает контроль за соответствием объемов работ, стоимости, качества строительно — монтажных работ (СМР) утвержденному проекту и сводной смете, строительным нормам и правилам (СНиП), техническим условиям (ТУ), а также приёмку этих работ.

Обязанности инженера технического надзора за строительством предусматривают принятие мер по вводу поднадзорного объекта в эксплуатацию в предусмотренные титульным списком сроки. Работники технического надзора назначаются приказом заказчика — застройщика и регистрируются органами Государственного архитектурно — строительного контроля ( ГАСК).

ВажноПо отношению к подрядчику объем ответственности инженера ограничивается только требованиями закона о возмещении вреда. Разумеется, здесь не идет речь об исключении из этого правила ситуации, когда условиями договора строительного подряда предусмотрена обязанность по разработке проектно-сметной документации подрядчиком, привлекающим также на договорной основе инженера.
В этом случае фигура подрядчика по вопросу ответственности инженера должна рассматриваться так же, как фигура заказчика.Если функция инженера является обеспечительной и заключается в разработке проектно-сметной документации для строительства, тогда наиболее распространенным основанием ответственности инженера может быть подготовка некачественной проектно-сметной документации.

Материальная ответственность инженера технического надзора перед законом

Инженер технического надзора: нюансы профессии Вести учет законченных строительно-монтажных работ и подготавливать необходимые данные для составления отчетности о выполнении планов капитального строительства.5.3. Работник должен знать:5.3.1. Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по выполнению строительно-монтажных работ.5.3.2.Перспективы технического развития предприятия.5.3.3.

Исходя из сметной стоимости объекта технический надзор может осуществляться как одним представителем заказчика, так и группой специалистов в пределах лимита, предусмотренного сметным финансовым расчетов(СФР). Инженер технического надзора, назначенный для его осуществления, является ответственным представителем от заказчика — застройщика, дающим подписку по специальной форме. Рассмотрим более подробно обязанности инженера технического надзора. Сразу поясню, что технический надзор вправе осуществлять специалист, который имеет строительное образование и производственный стаж работы по этой специальности 3 и более лет. Работники технического надзора, ведущие надзор за строительством объектов на просадочных грунтах, за крупнопанельным строительством, в сейсмических районах, над горными выработками должны пройти профильное обучение и иметь удостоверение.
Инженер технического надзора обязан проверять наличие паспортов на конструкции и изделия, поставку которых осуществляют заводы стройиндустрии, на растворы и бетон, поставляемые централизованно, требовать результаты испытания в лабораторных условиях контрольных кубиков для подтверждения проектной марки уложенных в конструкцию материалов. В отчетный период инженер технического надзора обязан принять от подрядчика выполненные за месяц работы.

При этом выполнить обмеры объемов этих работ, проверить качество их выполнения. Если работы выполнены качественно и в соответствии с проектом, то подтвердить их выполнение по акту выполненных работ (форме — 2) и для оплаты (справка по форме — 3).

Проверять своевременность и правильность ведения журналов производства работ, бетонных , сварочных, специальных работ.

Кроме того, в обязанности инженера технического надзора входит оформление (на основании предусмотренного пакета документов) разрешения на производство работ с указанием сроков (основных СМР и работ подготовительного периода), с последующим продлением его срока действия. Технадзор обязан вести ежедневный технический контроль за качественным выполнением строительно – монтажных и специальных работ согласно утвержденной технической документации, нормативным документам.

Присутствовать при приёмке скрытых, специальных работ и только после подписания акта на скрытые работы по специальной форме разрешать выполнение последующего по технологии вида работ.

Комментарий к Статье 216 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью человека, крупного ущерба собственнику.

Основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления описаны соответственно в ч. 1, 2 и 3 коммент. статьи и охватывают неосторожные общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, обеспечивающими охрану здоровья людей. Факультативными объектами могут быть здоровье человека, отношения собственности. В квалифицированном и особо квалифицированном составах преступления жизнь человека — дополнительный объект посягательства.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, которые свидетельствуют о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшем по неосторожности причинение соответствующего материального общественно опасного последствия. Активная форма преступного поведения возможна в производстве выемки горных пород с нарушением правил безопасности. Пассивное преступное поведение имеет место, например, при неограждении строительной площадки ответственным за это лицом.

4. В любом случае нарушение правил должно быть связано с ведением горных, строительных или иных работ.

4.1. Горные работы — это мероприятия по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт или иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, по строительству и ремонту подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитена, тоннелей и т.д.) (абз. 1 п. 10 Постановления Пленума ВС СССР N 16).

4.2. Строительные работы — это земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного или иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей (вне связи с горными работами) (абз. 2 п. 10 Постановления Пленума ВС СССР N 16).

4.3. К иным работам можно отнести прочие мероприятия, не связанные непосредственно с горными или строительными работами, но, так же как и они, ограниченные правилами безопасности, например мероприятия по разбору завалов разрушенного дома, очистке загрязненных городских объектов.

5. При проведении горных, строительных или иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаваторов, грейдеров, скреперов и т.д.) лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, подлежит УО за нарушение правил безопасности ведения этих работ независимо от факта движения машины. Если во время движения самоходной машины были нарушены правила дорожного движения, то содеянное в зависимости от наступивших последствий следует квалифицировать по ст. 12.24 КоАП или по ст. 264 УК РФ. При обнаружении умысла виновного на наступление предусмотренных статьей общественно опасных последствий содеянное может быть квалифицировано как преступление против жизни, здоровья, собственности.

6. Общественно опасные деяния квалифицируются по коммент. статье лишь в том случае, если нарушены специальные правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности, в частности, от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений, иных общественно опасных последствий. Нарушение иных правил охраны труда, в том числе техники безопасности, должно квалифицироваться по ст. 143 (см. также абз. 1 п. 11 Постановления Пленума ВС СССР N 16).

7. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления она отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, таким, как ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 18.12.2006) <1>, Постановление Правительства РФ от 25.12.1998 N 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» (в ред. от 01.02.2005) <2>, другим нормативам и правилам, детализирующим общие положения законов и постановлений.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; РГ. N 290. 2006.

<2> СЗ РФ. 1999. N 1. Ст. 191; 2005. N 7. Ст. 560.

8. Правоприменитель, принимая решение о возбуждении УД, вынесении обвинительного заключения или обвинительного приговора, должен указать, какие именно пункты правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ нарушены виновным лицом, обосновать прямую причинную связь между нарушением правил, предусмотренных данными пунктами, и наступлением материальных общественно опасных последствий.

9. По законодательной конструкции составы преступления являются материальными. Преступление окончено (составами) в момент наступления по неосторожности хотя бы одного из следующих материальных общественно опасных последствий: а) тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1); б) смерти одного человека (ч. 2) либо двух или более лиц (ч. 3). Причинение вреда здоровью человека средней тяжести как одно из общественно опасных последствий исключено из ч. 1, равно как иные тяжкие последствия исключены из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

9.1. Под вредом здоровью понимается нарушение анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций либо заболевание или патологическое состояние, возникшее в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических. Тяжкий вред здоровью определяется признаком опасности для жизни, а при отсутствии этого признака — последствиями причинения вреда здоровью: потерей зрения, речи, слуха; потерей какого-либо органа либо утратой органом его функций; неизгладимым обезображиванием лица; расстройством здоровья, соединенным со стойкой утратой общей трудоспособности при определившемся исходе, не менее чем на 1/3, а в случае неопределившегося исхода — длительностью расстройства здоровья свыше 120 дней; полной утратой профессиональной трудоспособности; прерыванием беременности; психическим расстройством; заболеванием наркоманией или токсикоманией (см. Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, утв. Приказом Минздрава России от 10.12.1996 N 407) <1>.
———————————
<1> Медицинская газета. 1997. N 23, N 34. В силу того что Департаментом регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Минюста России отказано в государственной регистрации указанных Правил в связи с их противоречием действующему законодательству (см. письмо Минюста России от 15.08.2001 N 07/8280-ЮД), Министр здравоохранения РФ своим Приказом от 14.09.2001 N 361 отменил Приказ Минздрава России от 10.12.1996 N 407, коим были утверждены данные Правила (см. также Приказ Минздрава России от 21.03.2003 N 119). Образовался правовой вакуум. Тем не менее судебная практика по-прежнему ориентируется на положения указанных Правил. Примеч. науч. ред.

9.2. Крупный ущерб определяется согласно примечанию к коммент. статье и признается таковым, если сумма причиненного вреда превышает 500 тыс. руб.

9.3. О смерти человека см. в п. 11.2 коммент. к ст. 247.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности. В частности, в случае, когда виновное лицо предвидело возможность наступления материальных общественно опасных последствий в результате своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий либо лицо не предвидело возможности причинения указанного вреда в результате своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Возможно смешение административно-правовой и уголовно-правовой форм вины (см. п. 11.2 коммент. к ст. 215).

11. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и по роду своей деятельности обязанное соблюдать правила безопасности ведения горных, строительных или иных работ.

Другой комментарий к Ст. 216 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшими могут быть как работники соответствующих предприятий, так и иные лица, оказавшиеся в месте проведения работ.

2. Объективная сторона включает в себя деяние, общественно опасные последствия и причинно-следственную связь. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ может заключаться как в действии, так и бездействии, например неправильное крепление в лавах, необеспечение места производства указанных работ необходимыми средствами защиты.

Горными признаются работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт или иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например метрополитена, тоннелей и т.п.

Строительные работы — это земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом зданий, помещений, сооружений различного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой дорог, коммуникаций и т.п.

Под иными работами понимаются сходные с горными и строительными работы, которые обладают таким же высоким уровнем возможности причинения вреда и при проведении которых также необходимо соблюдать определенные правила (например, дезактивация местности или работы по газосварке). Таким образом, все виды работ, о которых идет речь в настоящей статье, связаны с использованием источников повышенной опасности либо сопряжены с опасностью для человека (работа на высоте).

3. Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба (примечание к статье).

4. Субъект преступления специальный: лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил производства горных, строительных и иных работ, либо иные работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.

>Справочник строителя | Правовые аспекты

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГСК РФ в ст. 58 предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с ней лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

1. Гражданско-правовая ответственность.

Гражданским законодательством определено, что, если жилой Дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество созданы на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданы без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и Правил, они являются самовольными постройками (ст. 222 ГК РФ).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п. 34 также указано, что при рассмотрении дел о признании права собственности на жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, необходимо иметь в виду, что такое требование в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ может быть удовлетворено лишь при предоставлении истцу земельного участка, на котором возведена самовольная постройка.

Учитывая это, в целях обеспечения правильного и наиболее быстрого рассмотрения дела при принятии искового заявления и в стадии подготовки дела к судебному разбирательству судье при определении круга доказательств, необходимых для разрешения возникшего спора, следует предложить истцу представить и доказательства, свидетельствующие о предоставлении ему в установленном порядке земельного участка, на котором расположена самовольная постройка.

В п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 г. (по гражданским делам), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 9 июля 2003 г., определено, что приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке.

С одной стороны, судом первой инстанции указано, что на основании ст. 234 ГК РФ право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Указанное решение вынесено на основании того, что за лицом, осуществившем постройку, можно признать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании положения ст. 268 ГК РФ. Но указанные выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений.

Если в отсутствие строительно-технической документации и соответствующего разрешения были возведены объекты недвижимости на земельном участке, не отведенном в установленном законом порядке для этих целей, при этом указанные строения и земельный участок не имеют государственной регистрации права, то на основании ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу.

Кроме того, судом не разграничены правовые последствия возникновения права собственности между институтами приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) и самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ).

Так, приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке.

Суд в данном случае не только легализовал самовольные постройки, но и закрепил за истцом право бессрочного пользования земельным участком.

2. Административная ответственность.

КоАП РФ содержит ряд положений, устанавливающих административную ответственность за следующие правонарушения:

1) в ст. 7.14 предусмотрено, что проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ;

2) ст. 7.4 содержит последствия самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых. Застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ;

3) ст. 8.1 Кодекса предусматривает, что несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ;

4) ст. 9.1 КоАП РФ в качестве правовых последствий нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ. Нарушение же требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Закон об участии в долевом строительстве ст. 25 внес соответствующие изменения в КоАП РФ.

Глава 14, в которой рассматривались административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, была дополнена ст. 14.28, регулирующей последствия нарушений требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права, в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 200 МРОТ; на юридических лиц — от 4000 до 5000 МРОТ.

Опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 150 МРОТ; на юридических лиц — от 3000 до 4000 МРОТ.

При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что согласно ст. 3 Закон об участии в долевом строительстве право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости возникает у застройщика только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, а также, что важно в рамках указанной статьи КоАП РФ, опубликования и (или) размещения проектной декларации.

Проектная декларация согласно ст. 19 указанного Закона включает в себя:

1) информацию о застройщике, которая должна содержать информацию:

а) о фирменном наименовании, местонахождении — для застройщика — юридического лица, о фамилии, об имени, об отчестве, о местожительстве — для застройщика — индивидуального предпринимателя, а также о режиме работы застройщика;

б) о государственной регистрации застройщика;

в) об учредителях (участниках) застройщика;

г) о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию
проектной декларации;

д) о виде лицензируемой деятельности, номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с федеральным законом и связан с осуществлением застройщиком деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

е) о величине собственных денежных средств, финансовом результате текущего года, размере кредиторской задолженности на день опубликования проектной декларации.

Кроме того, застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу:

а) учредительные документы застройщика;

б) свидетельство о государственной регистрации застройщика;

в) cвидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

г) отчетность о финансово-хозяйственной деятельности застройщика по установленным формам;

д) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трех лет;

е) аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности;

2) информацию о проекте строительства. Она должна соответствовать проектной документации и содержать информацию о:

а) цели проекта строительства, об этапах и о сроках его реализации, о результатах государственной экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;

б) разрешении на строительство;

в) правах застройщика на земельный участок, о собственнике земельного участка в том случае, если застройщик не является собственником, о границах и площади земельного участка, предусмотренных проектной документацией, об элементах благоустройства;

г) о местоположении строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и об их описании, подготовленном в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство;

д) количестве в составе строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости самостоятельных частей (квартир в многоквартирном доме, гаражей и иных объектов недвижимости), передаваемых участникам долевого строительства застройщиком после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а также об описании технических характеристик указанных самостоятельных частей в соответствии с проектной документацией;

е) функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является многоквартирный дом;

ж) составе общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости и передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства;

з) предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, перечне органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, представители которых участвуют в приемке указанных многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

и) возможных финансовых и прочих рисках при осуществлении проекта строительства и мерах по добровольному страхованию застройщиком таких рисков;

к) перечне организаций, осуществляющих основные строительно-монтажные и другие работы (подрядчиков).

При этом по требованию участника долевого строительства застройщик обязан представить для ознакомления:

1) разрешение на строительство;

2) технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

3) заключение государственной экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;

4) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения;

5) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) не позднее чем за 14 дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Хранение оригиналов проектной декларации осуществляется застройщиком.

Застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

В случае нарушения застройщиком установленных указанным законом требований к проектной декларации участник долевого строительства вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной как совершенной под влиянием заблуждения. В случае признания сделки недействительной застройщик обязан возвратить денежные средства, уплаченные Участником долевого строительства по договору, и уплатить проценты в соответствии с ч. 2 ст. 9 вышеуказанного Закона.

В соответствии со ст. 14. 28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 150 МРОТ; на юридических лиц — от 1000 до 2000 МРОТ.

Кроме указанных дополнений в КоАП РФ ст. 19.5 также была дополнена ч. 4 следующего содержания.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 150 МРОТ; на юридических лиц — от 1000 до 2000 МРОТ.

Указным законом в ст. 23.64 КоАП РФ был также дан перечень органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.28 и ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе:

1) руководитель Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, его заместители;

2) руководители структурных подразделений Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, их заместители;

3) руководители территориальных органов Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, их заместители.

Приказом Госстроя РФ от 18 июля 2002 г. № 149 был установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях:

1) в области строительства. К ним отнесены:

а) заместитель начальника Управления — начальник Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Госстроя России и его заместители;

б) должностные лица Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Госстроя России, уполномоченные проводить мероприятия по надзору;

в) начальники инспекций государственного архитектурно-строительного надзора субъектов РФ и их заместители;

г) должностные лица инспекций государственного архитектурно-строительного надзора субъектов РФ, уполномоченные проводить мероприятия по надзору;

2) в жилищной сфере:

а) начальник Управления Главной государственной жилищной инспекции — главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации и его заместители;

б) начальник, его заместитель, должностные лица отдела Управления Главной государственной жилищной инспекции, уполномоченные проводить мероприятия по контролю;

в) руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ и их заместители;

г) должностные лица государственных жилищных инспекций субъектов РФ, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Наступление административной ответственности также предусмотрено Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ».

В соответствии со ст. 24 указанного Закона гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольную постройку) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ. Гражданин или юридическое лицо, допустившие в ходе реализации архитектурного проекта отступления от указанного проекта без согласования с автором архитектурного проекта и органом, выдавшим разрешение на строительство, обязаны устранить допущенные нарушения.

Согласно ст. 25 указанного Закона предусмотрена также имущественная ответственность в следующих случаях:

1) лицо, право которого нарушено при осуществлении архитектурной деятельности, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 15 ГК РФ);

2) убытки, причиненные автору архитектурного проекта в результате нарушения его авторских прав, возмещаются в порядке, установленном ГК РФ;

3) лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние (данное положение соответствует уже рассмотренной ст. 222 ГК РФ);

4) лицо, виновное в действиях, повлекших за собой причинение вреда личности либо трудновосполнимый урон окружающей природной среде, памятнику истории или культуры, ценному городскому или природному ландшафту, несет ответственность, установленную законодательством РФ;

5) гражданин или юридическое лицо, осуществляющие архитектурную деятельность, несут имущественную ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ за неисполнение или за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

3. Уголовная ответственность. Она возникает в соответствии с Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 28 декабря 2004 г.) (далее — УК РФ). Согласно ст. 216 УК РФ нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Указанное деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным ущербом в настоящем случае признается ущерб, сумма которого превышает 500 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *