Удельный вес по НДС

Содержание

Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Средний для Российской Федерации пороговый размер этого показателя на 01.11.2018 составляет

86,89%

Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Средний пороговый размер этого показателя ранее на 1 августа 2018 года составлял 86,59%

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 118).
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу 1 400 000/1 500 000 получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил 93,33%.
Это больше порогового значения 88,52% для Москвы (на 1 ноября 2018 г.), а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш».

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Рассчитать ее можно по формуле от обратного:
НДС начисленный * (100 – НДС безопасный) / 100 =
= 1 500 000 * (100 — 88,52) / 100 = 172 200 р.

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 172 200 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на I, II, III и IV кварталы 2018 года и I квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные уже рассчитаны нами и сведены в одну таблицу:

Безопасная доля вычетов на 01.11.2018 Безопасная доля вычетов на 01.08.2018 Безопасная доля вычетов на 01.05.2018 Безопасная доля вычетов на 01.02.2018 Безопасная доля вычетов на 01.01.2018
РОССИЯ 86,89% 86,59% 87,08% 87,43% 88,06%
в том числе:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
город Москва 88,52% 88,37% 88,10% 88,96% 90,00%
Московская область 90,27% 90,30% 90,51% 90,00% 90,39%
Белгородская область 89,40% 88,73% 89,57% 90,60% 91,23%
Брянская область 87,77% 86,47% 92,15% 95,37% 91,75%
Владимирская область 85,56% 84,95% 84,79% 84,13% 86,18%
Воронежская область 92,88% 92,65% 92,64% 92,70% 94,60%
Ивановская область 92,51% 92,55% 92,74% 93,54% 93,23%
Калужская область 88,09% 87,24% 86,60% 88,35% 89,59%
Костромская область 85,21% 84,71% 84,15% 85,06% 88,53%
Курская область 91,27% 92,86% 88,30% 88,94% 91,16%
Липецкая область 92,57% 87,30% 88,32% 90,39% 89,89%
Орловская область 94,51% 94,00% 92,90% 92,04% 90,79%
Рязанская область 84,92% 85,11% 85,11% 86,84% 85,68%
Смоленская область 94,13% 93,03% 91,67% 91,51% 93,33%
Тамбовская область 95,44% 95,81% 95,50% 96,96% 95,17%
Тверская область 88,88% 89,03% 88,89% 88,68% 87,83%
Тульская область 92,71% 91,49% 91,57% 93,26% 91,81%
Ярославская область 87,10% 86,35% 85,70% 85,52% 86,46%
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
город Санкт-Петербург 90,05% 89,83% 90,13% 90,31% 90,47%
Ленинградская область 81,52% 81,19% 86,18% 85,09% 81,24%
Республика Карелия 83,65% 84,26% 84,56% 86,13% 84,18%
Республика Коми 78,51% 79,25% 79,33% 81,23% 75,59%
Архангельская область 81,89% 82,44% 88,38% 84,88% 81,79%
Вологодская область 88,18% 83,39% 83,48% 84,83% 87,27%
Калининградская область 62,83% 64,04% 65,70% 67,64% 66,49%
Мурманская область 81,49% 79,25% 78,73% 80,33% 76,79%
Новгородская область 89,92% 86,92% 87,39% 84,43% 87,19%
Псковская область 87,26% 88,11% 88,85% 90,63% 93,09%
Ненецкий АО 121,00% 119,79% 116,18% 126,09% 111,71%
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Дагестан 85,00% 85,42% 86,21% 85,54% 87,01%
Республика Ингушетия 96,33% 93,89% 94,11% 97,86% 98,17%
Кабардино-Балкарская Республика 92,41% 92,47% 93,37% 93,05% 92,72%
Карачаево-Черкесская Республика 91,59% 92,78% 93,28% 95,03% 92,39%
Республика Северная Осетия-Алания 87,15% 86,56% 87,56% 86,39% 87,63%
Чеченская Республика 101,07% 101,54% 103,37% 102,19% 104,44%
Ставропольский край 88,74% 88,37% 88,77% 90,58% 88,74%
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Адыгея 85,48% 85,40% 86,29% 85,39% 87,47%
Республика Калмыкия 82,39% 80,57% 79,74% 76,70% 69,49%
Республика Крым 87,73% 87,89% 88,07% 87,53% 97,28%
Краснодарский край 89,87% 89,63% 89,45% 89,67% 89,71%
Астраханская область 62,76% 60,96% 58,25% 55,68% 72,08%
Волгоградская область 86,34% 85,62% 86,88% 87,21% 86,01%
Ростовская область 92,02% 91,71% 92,13% 91,53% 93,48%
город Севастополь 82,06% 82,12% 82,30% 81,23% 85,89%
ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Башкортостан 87,99% 87,39% 87,39% 87,53% 88,66%
Республика Марий-Эл 90,86% 89,75% 90,78% 92,39% 89,29%
Республика Мордовия 89,97% 89,91% 89,50% 88,37% 87,52%
Республика Татарстан 87,89% 87,91% 88,31% 88,21% 88,96%
Удмуртская Республика 81,13% 80,12% 80,12% 80,94% 83,32%
Чувашская Республика 83,57% 83,17% 83,03% 82,21% 84,65%
Кировская область 86,51% 86,46% 84,78% 86,72% 85,68%
Нижегородская область 87,92% 87,84% 87,00% 87,68% 87,22%
Оренбургская область 69,82% 69,62% 71,30% 74,43% 75,76%
Пензенская область 90,74% 90,13% 89,94% 89,49% 89,99%
Пермский край 79,25% 78,83% 79,23% 79,42% 79,65%
Самарская область 84,49% 84,02% 84,82% 86,11% 86,22%
Саратовская область 84,92% 85,14% 85,51% 85,23% 86,36%
Ульяновская область 91,97% 91,63% 91,14% 90,78% 91,89%
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Курганская область 87,22% 87,23% 87,40% 88,68% 85,15%
Свердловская область 88,18% 87,17% 86,66% 87,37% 87,88%
Тюменская область 84,02% 83,35% 83,68% 85,37% 84,93%
Челябинская область 88,31% 86,68% 87,08% 88,30% 87,07%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,52% 60,29% 62,01% 63,14% 66,24%
Ямало-Hенецкий АО 69,40% 65,95% 97,08% 71,02% 69,97%
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Алтай 89,85% 90,48% 89,99% 92,31% 91,40%
Республика Бурятия 88,92% 88,30% 85,57% 80,25% 88,74%
Республика Тыва 76,53% 74,91% 73,91% 77,57% 77,38%
Республика Хакасия 89,73% 89,89% 89,91% 92,82% 88,44%
Алтайский край 90,37% 89,95% 89,51% 89,71% 89,98%
Красноярский край 76,32% 75,02% 76,02% 78,26% 77,68%
Иркутская область 77,39% 77,80% 79,33% 80,34% 82,71%
Кемеровская область 83,41% 82,57% 81,46% 84,07% 82,91%
Новосибирская область 89,51% 89,17% 88,92% 89,62% 90,47%
Омская область 83,97% 82,89% 82,00% 85,11% 81,68%
Томская область 75,41% 73,80% 73,76% 73,32% 81,57%
Забайкальский край 89,53% 89,94% 90,81% 91,29% 96,89%
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Республика Саха (Якутия) 86,35% 86,97% 84,69% 87,66% 85,86%
Приморский край 95,78% 95,28% 95,02% 92,84% 92,82%
Хабаровский край 89,64% 89,13% 88,16% 88,38% 88,36%
Амурская область 116,47% 113,68% 116,87% 106,62% 107,17%
Камчатский край 89,66% 89,08% 88,70% 82,70% 82,75%
Магаданская область 98,83% 99,88% 100,13% 90,77% 90,96%
Сахалинская область 98,65% 97,73% 93,50% 103,17% 99,87%
Еврейская автономная область 97,01% 94,46% 87,04% 94,24% 94,21%
Чукотский АО 104,79% 102,98% 96,14% 104,12% 104,25%
БАЙКОНУР
Байконур 60,44% 61,08% 59,18% 45,87%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 210.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 110.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.01.2018: 12 742 673 812 / 14 159 263 499 * 100% = 90,00%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Для облегчения нагрузки на плательщиков, налоговой службой предусмотрена система формирования вычетов по НДС, позволяющих компании организовать более эффективную отчетную деятельность и сохранить ресурсы.

Стоит обратить внимание на то, что налоговый вычет по НДС формируется на основе данных предоставляемых самой организацией в своей финансовой отчетности за определенный период хозяйственной деятельности. Обратите внимание, что существует безопасный уровень объема данного показателя, определяемый отдельно для каждого региона. В среднем, по стране он находиться на уровне в 88% с перепадами в зависимости от региона от уровня в 75% до 100% и более. Уточнить информацию актуальную для Вашего региона можно на сайте ФНС. Показатель периодически изменяется с учетом прохождения того или иного отчетного периода.

Безопасный вычет по НДС по Москве:

авг.2018 май.2018 фев.2018 ноя.2017
Москва 88,20% 88% 89% 89,90%

По регионам, таблица:

Регион авг.18 май.18 фев.18 ноя.17
Алтайский край 90% 89,60% 89,70% 90,10%
Амурская область 113,90% 116,80% 113,40% 107,90%
Архангельская область 82,60% 88,50% 84,90% 81,90%
Астраханская область 61,10% 58,30% 55,70% 72,80%
Белгородская область 88,50% 89,40% 90,70% 91,10%
Брянская область 86,70% 92,30% 95,20% 91,80%
Владимирская область 84,90% 84,60% 83,70% 86,40%
Волгоградская область 85,70% 87% 87,30% 86,10%
Вологодская область 83,20% 83,80% 84,80% 87,60%
Воронежская область 92,50% 92,30% 92,30% 94,50%
г. Байконур 58,40% 59,20% 50,90%
г. Севастополь 82,10% 82,40% 81,40% 85,90%
Еврейская автономная область 92,40% 87% 90,60% 94%
Забайкальский край 90,10% 90,90% 91,20% 97%
Ивановская область 92,50% 92,60% 93,80% 93,30%
Иркутская область 77,80% 79,30% 80,40% 82,50%
Кабардино-Балкарская Республика 93,40% 94% 94,40% 92,30%
Калининградская область 64,10% 65,80% 67,70% 66,60%
Калужская область 87,3 86,60% 88,20% 89,30%
Камчатский край 89,20% 88,90% 90,90% 82,90%
Карачаево-Черкесская Республика 93% 93,70% 95,10% 92,70%
Кемеровская область 82,80% 81,70% 84,10% 83%
Кировская область 86,70% 84,90% 86,70% 85,90%
Костромская область 84,70% 84,10% 85,10% 88,50%
Краснодарский край 89,60% 89,50% 89,40% 89,50%
Красноярский край 75,10% 76,10% 78,40% 77,90%
Курганская область 87% 87,50% 88,80% 84.9%
Курская область 92,90% 88,30% 89,10% 91,20%
Ленинградская область 81,30% 86,30% 85,10% 81,20%
Липецкая область 87,70% 88,90% 91,40% 89,80%
Магаданская область 99,90% 99,90% 99,70% 91%
Москва 88,20% 88% 89% 89,90%
Московская область 90,40% 90,60% 90,10% 90,40%
Мурманская область 78,90% 78,50% 79,90% 77,20%
Ненецкий АО 119,80% 116% 125,70% 111,80%
Нижегородская область 88% 87,40% 88% 86,60%
Новгородская область 86,90% 87,40% 84,50% 87,40%
Новосибирская область 89,20% 89,10% 90% 90,30%
Омская область 82,90% 82% 85,10% 81,80%
Оренбургская область 69,70% 71,40% 74,50% 75,80%
Орловская область 94% 92,90% 92,30% 91,10%
Пензенская область 90,30% 90,10% 89,60% 90,10%
Пермский край 78,90% 79,30% 79,40% 79,90%
Приморский край 95,10% 94,80% 95,90% 92,80%
Псковская область 88,20% 89% 90,60% 92,90%
Республика Адыгея 85,70% 86,50% 85,80% 87,80%
Республика Алтай 90,70% 90,40% 92,20% 91,70%
Республика Башкортостан 87,60% 87,70% 88,10% 87,40%
Республика Бурятия 88,20% 85,30% 80,10% 89%
Республика Дагестан 86,10% 87,20% 86,40% 86,70%
Республика Ингушетия 93,30% 94% 98,20% 98,40%
Республика Калмыкия 80,10% 78,80% 74,70% 70%
Республика Карелия 84% 84,20% 86,10% 84,10%
Республика Коми 79,30% 79,30% 81,20% 75,60%
Республика Крым 88% 88,20% 87,80% 97,30%
Республика Марий Эл 89% 90,40% 92,40% 88,70%
Республика Мордовия 90% 89,60% 88,50% 87,70%
Республика Саха (Якутия) 86,60% 85% 88,10% 86,30%
Республика Северная Осетия – Алания 86,40% 88,20% 86,70% 87,60%
Республика Татарстан 87,90% 88,40% 88,40% 89%
Республика Тыва 75,50% 74,40% 78,40% 77,50%
Республика Хакасия 89,90% 89,90% 92,80% 88,50%
Ростовская область 91,70% 92,10% 91,60% 93,40%
Рязанская область 85% 85,20% 86,90% 85,60%
Самарская область 83,80% 84,60% 86% 85,90%
Санкт-Петербург 89,90% 90,20% 90,40% 90,30%
Саратовская область 85,10% 85,50% 85,50% 86,40%
Сахалинская область 97,60% 93,20% 86,60% 100,20%
Свердловская область 87,10% 86,60% 87,40% 87,70%
Смоленская область 93,20% 91,90% 91,60% 93,40%
Ставропольский край 88,50% 88,90% 90,40% 88,90%
Тамбовская область 95,70% 95,20% 96,70% 95%
Тверская область 88,70% 88,60% 88,70% 87,60%
Томская область 74,10% 74,30% 74,20% 81,50%
Тульская область 91,50% 91,60% 93,30% 91,60%
Тюменская область 83,40% 83,80% 85,90% 84,80%
Удмуртская Республика 80,10% 80,10% 81% 83,10%
Ульяновская область 91,60% 91,10% 90,80% 91.9%
Хабаровский край 89,10% 88% 87,90% 88,50%
Ханты-Мансийский АО – Югра 60,10% 61,90% 63% 66,10%
Челябинская область 86,80% 87,50% 88,60% 87.3%
Чеченская Республика 101,10% 103,30% 102% 104,70%
Чувашская Республика 83,30% 83,20% 82,20% 84,60%
Чукотский АО 103,30% 95,80% 90,90% 104,10%
Ямало-Hенецкий АО 64,90% 97,60% 71% 69,50%
Ярославская область 86,50% 85,80% 85,60% 86,70%

Если общая сумма вычтенных средств находиться в рамках установленного показателя, то отчетная документация будет принята без каких либо претензий. Если же она выходит за установленные рамки, то сотрудниками ФНС может быть инициирована внеплановая проверка документооборота и хозяйственной деятельности фирмы. Учитывая данное обстоятельство и грозящие в ходе проверки риски, стоит внимательно отнестись к проводимым расчетам.

Формула для расчета безопасного НДС

Если Вы не знаете, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС стоит разобраться в вопросе подробней и привести пример этой операции. Нужно учитывать, что сотрудники ФНС имеют значительное количество инструментов и показателей для проверки и анализа финансовых данных по каждой конкретной организации и при наличии каких-либо подозрений, будет проводиться детальная оценка хозяйственной деятельности и налоговой документации подтверждающей объемы выплат в федеральный бюджет.

Рассмотрим пример расчета, для Москвы с показателем для региона на уровне 88,1%. Также для проведения расчетов, нам понадобятся точные данные из декларации. Плательщика. В частности нужна строка 190 – НДС к вычету и строка 118 – НДС начисленный. Далее действует следующая схема:

Сумма к вычету / сумма начисленного налога * 100%

Перейдя на конкретный пример с цифрами, рассмотрим компанию в декларации, которой указана общая сумма НДС в объеме 900 000 руб, при этом налоговый вычет за это время составил 850 000 рублей. На примере это будет выглядеть так:

850 000 / 900 000 * 100% = 94,4%

Таким образом, результат превышает безопасное значение в 88,1%. Как следствие возникнут вопросы и претензии к юридическому лицу. Однако, при необходимости можно рассчитать и безопасную долю для последующей уплаты. Для этого применяется следующая схема:

Начисленная сумма*(100% — Безопасная сумма)/100%

В результате, используя цифры из примера, получаем следующие данные:

900 000 * (100% — 88,1%) / 100 = 107 100

Полученная сумма является пороговым значением, которое или ее больший эквивалент необходимо заплатить компании, чтобы исключить какие-либо проверки и претензии со стороны контролирующих служб.

Определить объем безопасного вычета по данной схеме можно при любом объеме НДС, что особенно важно с учетом повышения в 2019 году. Рекомендуем проверять и перепроверять расчеты перед подачей окончательной версии декларации и выплатой приведенных в ней сумм. Это позволит снизить сопутствующие риски и оставаться на хорошем счету в государственной надзорной службе.

Удельный вес мочи – что это

Удельный вес мочи является одним из параметров, который оценивают при общем исследовании мочи. Кроме него также проверяются: цвет, pH, запах и прозрачность жидкости, уровень белка, сахара и кетоновых тел, а также присутствие эритроцитов.

Удельный вес мочи – это параметр, значения которого свидетельствуют о работе почек, связанной с плотностью мочи.

Удельный вес мочи зависит от веществ, которые удаляют почки. На удельный вес мочи влияет количество мочевины и хлорида натрия, а также (в меньшей степени): белка, мочевой кислоты, глюкозы и креатинина. Этот параметр увеличивается прямо пропорционально тяжести растворенных в нем веществ.

Не существует, однако, одна нормы, указывающей правильный результат. Она зависит от лаборатории и метода измерения. Чаще всего считается, что здоровый человек должен получить результат в диапазоне от 1,010 до 1,025 г/л.

Следует, однако, подчеркнуть, что это только ориентир, и, кроме норм, признаваемых лабораторией, следует также принимать во внимание пол, возраст, сопутствующие заболевания и множество других переменных. Поэтому результат исследования должен оценить специалист.

Удельный вес мочи ниже нормы – причины

Удельный вес мочи ниже нормы может быть следствием выпитой перед исследованием воды. Поэтому следует об этом помнить и оптимизировать потребление жидкости перед сдачей пробы в лабораторию.

Если, несмотря на это, удельный вес мочи низкий, это может означать болезненные состояния. Может указывать, например, на клубочковый или интерстициальный нефрит (почечная недостаточность или нарушение функции почек), сахарный диабет или нарушения в работе щитовидной железы (гипофункция, гиперфункция), а также свидетельствовать об электролитных или гормональных нарушениях.

В редких случаях, сниженный удельный вес мочи означает тяжелые инфекции почек. Такое состояние возникает также при беременности. Чаще всего не является тревожным, так как это может быть связано с повышенным поступлением жидкости. Беременная женщина принимает их как можно больше, если, например, раньше она пила 2 л в день, то в период беременности потребление составляет 3 л на сутки. Поэтому низкий удельный вес мочи очень редко указывает на заболевание почек при беременности (хотя это возможно).

Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации.
Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета. Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%.
Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г

Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации.
Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.
Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.
Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.
Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС. Для расчета требуется только два значения из декларации:

  1. Строчка 190 «НДС к вычету»;
  2. Строчка 110 «НДС начисленный».

Рассчитываем показатель: НДС к вычету / НДС начисленный * 100%.
Информативен показатель в динамике, то есть изменение значений показателя за два-три отчетных периода.
Проведя необходимые вычисления, узнаем, какой процент от начисленного НДС организация выставляет к вычету. Эту величину и сравнивают налоговики с пороговым значением, чтобы выявить степень налоговых рисков по НДС в организации.
Под пристальное внимание инспекторов мгновенно попадают организации с пороговым значением показателя выше утвержденного в регионе, в котором организация зарегистрирована.
Пример расчета удельного веса вычетов НДС для организации (г. Москва)
По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей.
Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей.
Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%
Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).
На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.
В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.
Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую?

Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую

После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:

  • показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
  • организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
  • организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.

Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.

Как объяснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер.
В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.

Причина 1. Фирма недавно только прошла регистрацию

Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно. Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода.
В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход. Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.

Причина 2. Пополнение склада товаров для последующей перепродажи

Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов.
В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.

Причина 3. Сезонность бизнеса

Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие.
В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.

Причина 4. Позднее получение счетов-фактур от контрагентов

Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.
Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.

Причина 5. Небольшая торговая наценка (при перепродаже) или маленькая добавленная стоимость (при производстве)

Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки. При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%.
В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции.
Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).

Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.

Зачем нужны пояснения
Как подготовить пояснения по высокой доле вычетов
Взаимодействие с налоговой
Как ускорить подготовку ответа в налоговую

Существуют вполне объективные причины для появления высокой доли вычетов НДС за период. Мы знаем, что ответить инспекторам, и поможем вам избежать доначислений и штрафов.

Зачем нужны пояснения

Обязанность налогоплательщика предоставлять пояснения для налоговой о вычетах по НДС законодательно не определена. Нет и ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений. Единственное, за что руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности – неявка для дачи устных пояснений.

Более подробно о полномочиях налогового органа на «камералках» по НДС читайте

Тем не менее мы советуем, если из камерального отдела пришло такое требование, не «бодаться» с инспекторами, а предоставить письменные пояснения. Тем более, что превышение налоговых вычетов по НДС бухгалтер может просчитать заранее.

О том, как рассчитать удельный вес вычетов по НДС, читайте
в нашем материале >>>

Фактически, зная о проблеме, пояснение в ИФНС можно подготовить заранее. В противном случае «камеральщики» начнут предпринимать попытки:

  • снизить компании большую долю вычетов по НДС;
  • найти завышение входной суммы НДС.

Примеры способов, которые при этом используют инспекторы, можно найти сразу в двух наших публикациях:

  • Условия принятия НДС к вычету
  • Вoзмeщeниe НДC – вoзвpaт нaлoгa для юpидичecких лиц в 2019 гoдy

В указанных материалах вы можете найти и рекомендации по отстаиванию своих прав.

Взаимодействие с налоговой

Если компания не предоставила пояснения или их содержание не устроило проверяющих, – может прийти вызов на комиссию по легализации налоговой базы.

Подробнее об этом читайте в нашем материале «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?»

Отметим, что при комплексном бухгалтерском сопровождении в 1С-WiseAdvice мы сами:

  • общаемся с налоговой – специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса;
  • в процессе ведения учета отслеживаем лимиты по налоговой нагрузке и безопасной доле вычетов НДС, применяем в учете контрольные точки;
  • при подготовке отчетности прогоняем декларацию по НДС по контрольным соотношениям;
  • следим за тем, чтобы «первичка» была в идеальном порядке, так как это первое, что проверяют налоговики на «камералке» по НДС.

Мы отслеживаем приближение к критическому значению по доле вычетов и согласовываем с клиентом, что делать:

  • перенести часть вычетов на будущие периоды;
  • заявить возмещение на полную сумму.

Несмотря на то, что при большой доле вычетов ИФНС рассматривает компанию как потенциальный объект для налоговой проверки, мы:

  • находим убедительные пояснения по доле вычетов;
  • убеждаем проверяющих в законности и объективности принятых к вычету сумм налога.

В итоге наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

Как ускорить подготовку ответа в налоговую

При поступлении запросов и требований из инспекции наши специалисты:

  • оперативно готовят подробные и аргументированные ответы;
  • при необходимости формируют пакет документов.

К тому же 1C-WiseAdvice использует уникальную запатентованную технологию обработки первичных документов «Процессинг»), которая позволяет:

  • в режиме онлайн контролировать наличие, полноту и качество первичных документов, контролировать оперативность и факт их обработки (ничего не теряем, не забываем, не упускаем из виду);
  • хранить историю движения любого документа – от поступления его к нам в офис до отражения его в учете.

Оперативность реагирования на запрос ИФНС обеспечена тем, что при нашей организации хранения «первички» найти нужные документы можно очень быстро.

Кроме того, наша технология позволяет делать замечания к качеству и наличию необходимых документов прямо в системе 1С. В любой момент времени, с периодичностью, согласованной с клиентом, мы можем отправлять удобный отчет о недостающих либо требующих исправления документах. Регулярная обратная связь о состоянии «первички» позволит Вам решать вопрос со сбором и корректировкой документов не в последний момент перед сдачей отчетности по НДС, а в спокойном режиме – в течение отчетного квартала.

Заказать услугу

В последнее время налоговики, как с ума посходили: все шлют и шлют бесконечные требования о предоставлении то документов, то информации, то сами не знают, чего. И вот, в группе «Красный уголок бухгалтера» в Facebook – новый крик души. Ситуация: налоговая прислала не требование, а просто информационное письмо о том, что у организации доля вычетов по НДС ниже, чем нужно. Что делать в этом случае? Игнорировать или отвечать? Не требование же!

Да, конечно, не требование. Но…Существует приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования налоговых проверок». И в приложении №2 к данному документу, которое называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», в п. 3 читаем: «Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев».

А кроме этого, не следует забывать, что региональные УФНС на каждый квартал утверждают региональные показатели доли налоговых вычетов. Поэтому налогоплательщику, который не хочет попасть на выездную проверку и отвечать на такие вопросы налоговиков, лучше соблюдать этот критерий. Причем одновременно, как федеральный, так и региональный. И еще, совет из практики – к этим критериям лучше не приближаться вплотную, лучше иметь зазор в 5-10%.

Безопасную долю вычета по НДС для всех регионов России по I кварталу мы приводили .

Таким образом, вывод: все-таки следует ответить. А для того, чтобы помочь вам ответить, мы приводим примерный образец.

Скачать образец пояснения для налогового органа о причине высокой доли налоговых вычетов по НДСможно.

Высокий удельный вес налоговых вычетов свидетельствует о заниженном уровне фискальной нагрузки на налогоплательщика. При выявлении таких признаков организация или частный предприниматель попадают в группу риска – по результатам их деятельности может быть назначена внеплановая выездная проверка. За основу сотрудниками ФНС принимаются итоги налоговых начислений из деклараций, подаваемых субъектами предпринимательства. Анализируются как текущие показатели, так и данные предшествующих периодов для отслеживания финансового положения налогоплательщика в динамике.

Удельный вес налоговых вычетов по НДС

По каждой сданной субъектами хозяйствования декларации проводится камеральная проверка. Ее задачей является оценка достоверности данных, корректности оформления отчета и проведения расчетов. В ходе проверки налоговики обязательно сопоставляют фактическую величину налоговой нагрузки по налогоплательщику с минимальной. Сравнение может производиться с пороговым значением по стране в целом или по региону.

На федеральном уровне удельный вес НДС и вычетов по нему оценивается в соответствии с нормами приказа ФНС РФ от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@. В приложении 2 к приказу говорится, что на долю вычетов по НДС не должно приходиться 89% (и более) налоговых обязательств в расчете за 12 месяцев.

Дополнительным ориентиром могут выступать регулярно обновляемые данные о налоговой нагрузке по стране и по регионам. Ознакомиться с ними можно на сайте ФНС в разделе ]]>статистической информации]]> (региональные сведения берутся из статотчета 1-НДС).

Повышенное значение удельного веса вычетов по отношению к общей сумме налога на добавленную стоимость в конкретном временном диапазоне не является правонарушением, за это штраф не назначается. Но появление такого признака становится для налоговиков сигналом к более детальному изучению деятельности налогоплательщика. После анализа данных декларации и исследования динамики изменения показателей фискальной нагрузки ФНС истребует пояснения. Если объяснения налогоплательщика покажутся специалистам налоговой инспекции недостаточно убедительными, фирма может попасть в список субъектов, подлежащих внеплановой проверке.

Пример

Как рассчитывается удельный вес налоговых вычетов:

Сумма вычета из декларации (раздел 3 строка 190) / Сумма налогового обязательства из декларации (раздел 3 строка 118) х 100.

Например, в декларации по НДС начисления показаны в размере 895 750 руб., а к вычету принято 794 550 руб. Доля вычетов равна 88,7% (794 550 / 895 750 х 100) — полученный результат ниже контрольного значения. Дополнительно рекомендуется сопоставить его с региональной величиной налоговой нагрузки по НДС на соответствующую дату.

Для самоконтроля мониторинг фискальной нагрузки можно проводить раз в год после сдачи декларации или поквартально.

Как объяснить превышение

Если будет выявлен высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС налоговиками, они направят в адрес налогоплательщика уведомление с требованием предоставить пояснения с раскрытием причин возникновения отклонений от нормы. К объяснительному письму рекомендуется приложить документальные подтверждения верности отражения данных в декларации. Объективными причинами возникновения низкого уровня фискальной нагрузки по НДС могут быть:

  • Непродолжительный период работы налогоплательщика. После открытия бизнеса расходов всегда больше, чем доходов, ввиду отсутствия наработанной базы покупателей. В пояснениях рекомендуется акцентировать внимание на соотношении доходов и расходов компании в рассматриваемом периоде, привести обоснования по затратным статьям (например, закупка оборудования, мебели, сырья, оплата услуг, реклама).

  • Единовременные затраты на оплату крупной партии материалов для производственных нужд или закупка основных средств. В объяснительной записке можно указать на факт реализации сделки по закупке товаров для их перепродажи или использования в производстве в последующих периодах.

  • Влияние фактора сезонности спроса на производимую продукцию – в результате снизились продажи, уменьшилась налоговая база по НДС, а административные расходы остались неизменными.

  • Выставление счета-фактуры контрагентом с задержкой.

Пояснения составляются в произвольной форме. В роли документации, обосновывающей высокое процентное содержание вычетов по НДС в сумме налоговых обязательств, могут выступать учредительные документы, счета-фактуры, накладные, выписки из регистров учета.

Когда потребуются пояснения о высокой доле налоговых вычетов по НДС

В первоначальном варианте Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ речь шла лишь о значительных суммах налоговых вычетов за определенный период. Однако не уточнялась величина таких вычетов. Приказом ФНС от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ было уточнено, что высокая доля вычетов по НДС – 89% или более за 12 месяцев.

Можно отметить, что средняя по России доля вычетов по НДС на 01.01.2018 составляет 88,06 %. Актуальную долю НДС-вычетов можно рассчитать по данным отчета 1-НДС на сайте ФНС.

Нужно учитывать, что и приведенный в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, и рассчитанный по данным сайта ФНС критерий безопасных вычетов достаточно условный. Ведь инспекция может применять в своей работе региональное значение безопасных вычетов или среднеотраслевой показатель, которых в открытом доступе нет. А потому нельзя предугадать со 100%-ной точностью, какая доля вычетов по НДС не вызовет вопросов у проверяющих. В то же время, на долю 88% и ниже как некий ориентир безопасных вычетов все же стоит опираться.

Несмотря на то, что показатель безопасной доли годовой, рассчитывать его можно и поквартально. По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно найти так:

Д = НДСвычет / НДСначисление

где НДСвычет – показатель строки 190 раздела 3 декларации по НДС;

НДСначисление – показатель строки 118 раздела 3 декларации по НДС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *